Правовое регулирование внешнеэкономических сделок. Особенности правового регулирования внешнеэкономических сделок

Структура нормативного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации представлена в таблице и включает четыре уровня:

  • - международные нормы;
  • - законодательные акты государства;
  • - подзаконные акты органов исполнительной власти;
  • - распорядительные документы организации.

Международные нормы. По общепринятому правилу международные нормы имеют приоритет над национальными законами. Данное утверждение в Российской Федерации закреплено в Конституции РФ (п. 4 ст. 15). Международные соглашения бывают двусторонними и многосторонними. Двусторонние соглашения - это договоры, содержащие взаимосогласованные права и обязанности двух равноправных участников (контрагентов) и, как правило, касаются порядка расчетов между странами, конкретных взаимных поставок товаров (в них могут определяться условия этих поставок), вопросов налогообложения (соглашения об избежании двойного налогообложения) и др.

Многосторонним соглашением признается договор, заключенный между более чем двумя сторонами. Примером такого договора служит Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11.04.1980), вступившая в силу с 01.01.1988, число участников которой приближается к 200. Россия - правопреемница СССР - ратифицировала эту Конвенцию в 1990 г., поэтому положения Венской конвенции стали частью права Российской Федерации, как и всех государств, подписавших ее.

Венская конвенция применяется только в отношении международных договоров купли-продажи. Она дает определение международного договора. Согласно Венской конвенции международный характер сделка приобретает в случае, если коммерческие предприятия сторон из договора международной купли-продажи находятся на территории различных государств - участников Конвенции и государственная принадлежность сторон не принимается во внимание. Это означает, что Венской конвенцией не признается международным договор купли-продажи, заключенный между организациями разной государственной принадлежности, находящимися на территории одного государства. В то же время договор купли-продажи, заключенный между организациями одной государственной принадлежности, но находящимися в разных государствах, в силу положений Венской конвенции будет считаться международным. Анализ статей Венской конвенции показывает, что объектом договора международной купли-продажи, подпадающего под ее действие, является только движимое имущество, приобретаемое не для личного, семейного или домашнего пользования. Под понятие "международная купля-продажа" не подпадает продажа ценных бумаг - акций, фондовых и обеспечительных бумаг, а также электроэнергии, судов водного и воздушного транспорта, судов на воздушной подушке. Кроме того, имеются ограничения и в отношении видов продаж: из сферы применения Венской конвенции исключается продажа движимого имущества с аукциона, в порядке исполнительного производства либо осуществляемая любым иным образом в силу закона. Не распространяется действие Венской конвенции и на те договоры, предметом которых выступает выполнение работ или оказание услуг, даже если при этом имеет место поставка товара (например, продажа товаров, изготовленных из давальческого сырья).

Таким образом, Венская конвенция, представляющая собой свод унифицированных правил, применяющихся в отношениях по договору купли-продажи, когда коммерческие предприятия сторон находятся в разных государствах, обеспечивает одинаковое понимание сторонами контракта их прав и обязанностей, что необходимо для надлежащего исполнения ими взаимных обязательств. Положения Венской конвенции применяются вместо норм национального законодательства независимо от наличия ссылок в контрактах на ее условия, если государства, к которым принадлежат стороны договора купли-продажи товара, являются участниками Конвенции.

Это значительно облегчает внешнеторговые отношения коммерческих структур, так как в национальных законодательствах разных стран и в различных системах права имеются существенные расхождения при решении одних и тех же вопросов. Однако в силу упомянутых ранее ограничений в отношении применимости Венской конвенции стороны внешнеэкономической сделки могут регулировать свои отношения по контракту нормами права страны одного из участников сделки или нормами права третьей страны. Национальное право большинства стран мира предоставляет участникам внешнеэкономической деятельности свободу в выборе применимого права. Однако сам выбор сопряжен с большими сложностями, так как требует глубокого знания иностранного права, регулирующего коммерческие отношения. Поэтому для российских экспортеров и импортеров в этом случае в качестве применимого права целесообразно избирать право Российской Федерации.

В определении типов и содержания контрактов большую роль играют Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС), являющиеся по своей юридической природе обычаями. Первая редакция ИНКОТЕРМС была принята в 1936 г., последняя, действующая сейчас, - в 2010 г. ИНКОТЕРМС являются источником международного частного права не сами по себе. Нормы, составляющие их содержание, представляют собой сложившиеся в международной коммерческой практике правила, приобретшие или приобретающие качество юридической обязательности. Стороны, желающие применить ИНКОТЕРМС, должны сделать специальную отсылку к ним в контракте.

ИНКОТЕРМС в редакции 2010 г. содержат детальную регламентацию типов контрактов, применяемых в международной практике. Тип контракта позволяет определить его базисные условия, отличающие его от другого контракта. Базисные условия включают в себя:

  • - перевозку товара;
  • - страхование товара;
  • - момент перехода права собственности на товар от продавца к покупателю;
  • - момент перехода риска случайной гибели и повреждения товара с продавца на покупателя;
  • - передачу товара продавцом покупателю.

Тип контракта указывает, каким образом определяется объем прав и обязанностей продавца и покупателя применительно к базисным условиям.

В ИНКОТЕРМС 2010 г. можно выделить четыре группы типов контрактов, связанных как с морскими, так и с комбинированными перевозками. В основу этой классификации положены два принципа: определение обязанностей сторон по отношению к перевозке поставляемого товара и увеличение объема обязанностей продавца.

Термины Инкотермс можно разделить на 4 группы:

Группа E - Место отправки (Departure);

Группа F - Основная перевозка не оплачена (Main Carriage Unpaid);

Группа C - Основная перевозка оплачена (Main Carriage Paid);

Группа D - Доставка (Arrival).

Законодательные акты государства. При оформлении внешнеторговых сделок контрактом российские участники внешнеэкономической деятельности должны придерживаться национального законодательства в отношении его формы. В соответствии со ст. 161 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) контракт должен заключаться в письменной форме. Законодательство России (ст. 434 ГК РФ) предусматривает разные способы заключения договора в письменной форме. Возможно составление одного документа и подписание его сторонами; допускается и обмен документами с использованием почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной и иной связи, если она позволяет установить, что документ исходит от стороны по договору (можно обменяться текстом единого контракта в целях его подписания; можно направить оферту и получить акцепт).

Согласно п. 3 ст. 434 ГК РФ договор также признается заключенным в письменной форме, если сторона, получившая письменную оферту, в течение срока, отведенного для ее акцепта, выполнит указанные в ней условия (например, отгрузит товар, перечислит в оплату денежные средства). Однако последний вариант российские субъекты не могут использовать применительно к внешнеэкономическим сделкам, так как в этом случае не представляется возможным выполнить требования таможенно-банковского валютного контроля.

Что касается заключения контракта путем обмена сообщениями с использованием разных видов связи, то к такому способу следует относиться с определенными предосторожностями. При обмене сообщениями по факсу бывают случаи, когда не совпадают по содержанию отправленный и полученный тексты. Поэтому при использовании этого вида связи необходимо дублировать письмом условия оферты и акцепта, а при оформлении контракта в виде единого документа направлять его почтой для подписания.

На условия внешнеэкономических контрактов, помимо положений ГК РФ, существенное влияние оказывают ограничения, наложенные таможенным и налоговым законодательством, Федеральными законами "Об экспортном контроле", "О валютном регулировании и валютном контроле", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "О международных договорах Российской Федерации" и др.

Международное право в регулировании внешнеэкономических сделок.

Существенной специфической чертой внешнеэкономических отношений является объединение в единую систему различных по субъективной структуре отношений, обуславливающих применение различных методов и средств правовой регламентации. Существует два уровня отношений: во-первых, отношения между государствами и иными субъектами международного права (в частности между государством и международными организациями) универсального, регионального, локального характера; во-вторых, отношения между физическими и юридическими лицами разных государств (сюда относятся и так называемые диагональные отношения - между государством и иностранными физическими и юридическими лицами). Именно отношения между физическими и юридическими лицами играют решающую роль в осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Первые регулируются нормами международного (публичного) права, вторые - национальным правом каждого государства и, прежде всего, международным частным правом. Однако нормы международного права, регулируя межгосударственные отношения во внешнеэкономической сфере, имеют возрастающее значение для регулирования частноправовых отношений.

Роль международного права в регулировании внешнеэкономических сделок осуществляется в двух направлениях: во-первых, установление правовых основ осуществления международных экономических связях, их правового режима и, во-вторых, создание единообразного правового регулирования внешнеэкономических сделок на основе унификации материально-правовых норм.

Среди первого направления, прежде всего, необходимо отметить торговые договоры, заключаемые на двусторонней основе (они имеют разное наименование: договор о дружбе, торговле и мореплавании, договор о торговле и экономическом сотрудничестве и др.). Эти договора устанавливают общую правовую основу не только для торговых, но и любых иных экономических отношений между договаривающимися государствами. В последнее время в развитие торговых договоров или вместо них заключают межправительственные соглашения о торговом, научно-техническом и экономическом сотрудничестве.

Данные договоры решают большой круг вопросов, имеющих принципиальное значение для участников внешнеэкономических сделок: определяют субъекты, правомочные осуществлять торговые или экономические связи в целом со стороны каждого договаривающегося государства; предоставляют друг другу правовой режим (как правило, режим наибольшего благоприятствования) в отношении таможенного обложения, порядка ввоза и вывоза товаров, транспортировки товаров, транзита, торгового мореплавания; определяют правовой режим деятельности физических и юридических лиц одной страны на территории другой; содержат общий порядок расчетов, вытекающих из торговых и иных экономических отношений (иногда государства заключают специальные двусторонние договоры о расчетно-денежных отношениях).

С рядом государств РБ заключает межправительственные соглашения о товарообороте или соглашения о товарообороте и платежах. В них устанавливаются контингенты товаров, составляющие товарооборот между договаривающимися государствами на двусторонней основе. В отличие от торговых договоров они заключаются на короткие сроки(6-12 месяцев). Соглашения обязывают государства обеспечить оговоренные поставки, т.е. беспрепятственно выдавать соответствующие лицензии и создавать другие условия для ввоза и вывоза в пределах согласованных контингентов товаров. Часто они определяют порядок расчетов.

По своему содержанию к соглашениям по товарообороту близко примыкают товарные соглашения, заключаемые на многосторонней основе. С помощью установления квот для каждого участвующего государства на куплю-продажу определенного товара на международном рынке государства стремятся предотвратить резкие колебания цен. Подобные соглашения существуют по нефти, каучуку, олову, пшенице, кофе и пр. Государства обязуются не допускать ввоз и вывоз соответствующих товаров за пределами установленных квот.

Рассмотренные международные договоры регулируют взаимоотношения между участвующими государствами. Но их положения имеют правовые последствия и для сторон внешнеэкономических сделок, если стороны находятся под юрисдикцией договаривающихся государств. Понятно, что если договором установлен режим наибольшего благоприятствования по таможенным платежам, то стороны внешнеэкономической сделки не вправе претендовать на иной режим. Сделка выходящая за пределы квоты, установленной для государства международным договором, юридически не может быть исполнена и т.д.

Однако, несмотря на взаимосвязь сделки с международными договорами, она обладает юридической самостоятельностью. Это означает, что: 1 - стороны при заключении внешнеэкономической сделки обязаны руководствоваться положениями соответствующих международных договоров; 2 - после того, как сделка заключена, права и обязанности сторон определяются самой сделкой; 3 - если после заключения сделки, государства внесут изменения в содержание международных договоров, то они порождают гражданско-правовые обязательства для сторон сделки после того, как такие изменения будут внесены сторонами в сделку.

Второе направление роли международного права в регулировании внешнеэкономических сделок проявляется в создании режима их единообразного правового регулирования в разных государствах, что достигается посредством унификации соответствующих норм коллизионного права и норм материального гражданского права. Здесь необходимо отметить то, что для белорусских лиц, участвующих во внешнеэкономической деятельности, принципиальное значение имеют лишь те международные договоры, которые обязательны для РБ. Прежде всего это - Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980г., Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств-участников СНГ 1992г., Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992г. (СНГ), Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988г., а также целый ряд двусторонних договоров между РБ и другими государствами и т.д.

Нормы публичных отраслей права при регулировании внешнеэкономических сделок.

При рассмотрении внешнеэкономических договоров обычно подчёркивается их гражданско-правовой характер. Такая констатация нуждается в уточнении. Безусловно, что главным регулятором внешнеэкономических сделок является гражданское право, но в современных условиях на отношения сторон по этим договорам всё большее влияние оказывают нормы публичных отраслей. Приведём пример: контрагенты при заключении внешнеэкономической сделки не могут не учитывать правила, касающиеся получения разрешений на ввоз и вывоз товаров; порядка прохождения таможни; качества поставленной продукции с точки зрения её соотношения обязательным требованиям по охране здоровья людей, окружающей среды, определённым техническим параметрам и т. д. и т.п. Данный пример показывает, что договоры в сфере международных экономических связей регламентируются не только гражданским правом, но и испытывают воздействие норм публичных отраслей права, т.е. правовое регулирование внешнеэкономических сделок характеризуется взаимодействием норм различной отраслевой принадлежности национального права.

Свою политику в области внешнеэкономической деятельности государство проводит главным образом через нормы конституционного права. Принципиальные основы государственной деятельности во внешнеэкономической сфере, закрепленные в Конституции РБ, были конкретизированы в ряде специальных законов конституционного характера

Помимо конституционного права необходимо выделить: административное право, налоговое, валютное, таможенное и т.д.

Понятно, что нормы различных отраслей публичного права непосредственно не регулируют отношения между сторонами внешнеэкономической сделки. Но частноправовые последствия норм публичного права бесспорны: при осуществлении обязательств по внешнеэкономической сделке стороны обязаны руководствоваться нормами публичного права. Нарушение норм публичного права ведет к юридической невозможности исполнения частноправовой сделки.

Негосударственное регулирование внешнеэкономических сделок

Ещё одной особенностью регулирования внешнеэкономических сделок является широкое распространение форм так называемого негосударственного регулирования. Главной формой такого регулирования является «контрактные условия»: заключая сделку, стороны свободны в установлении взаимных прав и обязанностей по сделке. Однако эта свобода не беспредельна. Она ограничивается, во-первых, нормами публичного права, во-вторых, общей диспозитивностью гражданского права (что не запрещено, то разрешено), в-третьих, императивными нормами гражданского права.

Существенная роль в системе негосударственного регулирования принадлежит обычаям международной торговли, под которыми понимаются единообразные устойчивые правила, сложившиеся в практике, но не имеющие обязательной юридической силы. Однако если в договоре есть ссылка на торговый обычай, то он приобретает характер и квалифицируется как условие договора.

В мире существуют несколько систематизаций международных торговых обычаев. Рассмотрим некоторые из них.

Принципы международных коммерческих контрактов, разработанные и опубликованные в 1994 г. УНИДРУА (Международный институт по унификации частного права). Принципы УНИДРУА не являются международным договором, не требуют, какого либо формального присоединения к ним государств, носят рекомендательный характер. Согласно преамбуле Принципы устанавливают общие нормы для международных коммерческих договоров. Они подлежат применению в следующих случаях:

если стороны согласились, что их договор будет регулироваться этими Принципами;

когда стороны согласились, что их договор будет регулироваться "общими принципами права", "обычаями и обыкновениями международной торговли" или аналогичными положениями.

Кроме того, Принципы могут использоваться:

для решения вопроса, возникающего в случае, когда оказывается невозможным установить соответствующую норму применимого права;

для толкования и восполнения международных унифицированных правовых документов;

служить моделью для национального и международного законодательства.

свобода сторон вступать в договор и определять его условия;

необязательность письменной формы договора;

обязательность договора и возможность его изменения или прекращения только в соответствии с его условиями или по соглашению сторон;

приоритет императивных норм применимого права (национального, международного, наднационального) перед положениями принципов;

право сторон, кроме прямо оговоренных в Принципах случаях, отступать от любых их положений или изменять их действие;

учет при толковании Принципов их международного характера и их целей, включая достижение единообразия в их применении;

решение вопросов, прямо не разрешенных в Принципах, в той мере, в которой это возможно, в соответствии с выраженными в них общими принципами;

обязанность для сторон действовать добросовестно и в соответствии со стандартами честной деловой практики в международной торговле;

связанность сторон любым обычаем, относительно которого они договорились, и любой практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях, а также и любым обычаем, который широко известен и постоянно соблюдается сторонами в международном обороте в соответствующей области торговли, за исключением случаев, когда применение такого обычая было бы неразумным.

Международные правила толкования торговых терминов - ИНКОТЕРМС разработанные Международной торговой палатой (в ред. 1990г. и 2000г.). В настоящее время ИНКОТЕРМС содержит 13 торговых терминов и правила их токования. Правила толкования торговых терминов отражают сложившуюся практику, квалифицируются как международные торговые обычаи и в тоже время не признаются международным договором и им не придается сила правового акта. ИНКОТЕРМС применяется лишь при наличии ссылки на них в договоре с указанием редакции правил. Такой способ применения ИНКОТЕРМС и иных обычаев закреплен в ГКРБ, «если в договоре использованы принятые в международном обороте торговые термины, при отсутствии в договоре иных указаний считается, что

сторонами согласовано применение к их отношениям обычаев делового оборота, обозначаемых соответствующими торговыми терминами». Таким образом если в договоре ссылка на конкретный термин или термины отсутствует, то по смыслу ГКРБ применение правил ИНКОТЕРМС не согласовано.

Торговые термины, о толковании которых идет речь в ИНКОТЕРМС, представляют собой не что иное, как различные типы основных или, иначе, базисных условий договоров купли-продажи (поставки), в которых фиксируются вопросы случайной гибели (повреждения) товара и др. Основные типы базисных условий давно используются в международной, связанные с моментом исполнения продавцом обязанностей по договору, переходом с продавца на покупателя риска торговой практике под общепринятыми названиями - EXW, FOB, CFR, CIF и др. Такие наименования представляют собой сокращенные варианты английских словосочетаний: FOB - Free on Board ("свободно на борту судна"); CIF - Сost, Insurance and Freight ("стоимость, страхование и фрахт"); CFR - Сost and Freight ("стоимость и фрахт"); FAS - Free Alongside Ship ("свободно вдоль борта судна") и т.д.

Правила ИНКОТЕРМС нацелены на то, чтобы облегчить контрагентам из различных государств процесс заключения и исполнения сделок международной купли-продажи: посредством указания на любое стандартное условие ИНКОТЕРМС стороны избегают необходимости в расшифровке их положений в тексте договора. Например, указав в договоре, что поставка осуществляется на условиях "CIF (...название порта назначения) ИНКОТЕРМС 2000", стороны соглашаются с тем, что некоторые их права и обязанности по сделке будут определяться в соответствии с условием, расшифровка которого содержится в ИНКОТЕРМС 2000. Соответственно, нет необходимости расписывать указанные условия в контракте - достаточно заглянуть в ИНКОТЕРМС. Такие условия иногда именуются стандартными условиями внешнеэкономических договоров, в том смысле, что встречаются во множестве контрактов.

ИНКОТЕРМС фиксируют такие важные коммерческие и юридические вопросы по фактическому исполнению внешнеэкономического договора купли-продажи, как:

место и момент исполнения обязанностей продавца по передаче товара;

переход рисков с продавца на покупателя;

распределение обязанностей по оплате необходимых расходов и сборов, включая уплату таможенных платежей;

получение экспортных и импортных лицензий;

обязанность заключения договора перевозки;

распределение обязанностей сторон по перевозке и выполнению погрузочно-разгрузочных работ;

распределение обязанностей сторон по представлению отгрузочных, платежных и иных документов, а также необходимых извещений;

обязанность страхования;

распределение обязанностей сторон по обеспечению надлежащей упаковки;

инспектирование товара и др.

Широкое распространение ИНКОТЕРМС при заключении договоров международной купли-продажи товаров во всем мире объясняется рядом причин:

ИНКОТЕРМС получили признание со стороны деловых кругов большинства стран;

ИНКОТЕРМС периодически (примерно раз в десятилетие) обновляется, следуя за развитием научно-технического прогресса, учитывая передовой опыт и практику международной торговли, в первую очередь изменения в транспортировке и обработке товара;

ИНКОТЕРМС позволяют избежать сторонам споров и различных толкований того или иного термина, условия договора, давая с учетом новейшей международной практики разъяснение по тем или иным базисам поставки;

ИНКОТЕРМС позволяют максимально упростить формулировки заключаемого договора купли-продажи, избежать излишних нагромождений в распределении взаимных прав и обязанностей сторон, позволяет им четко определить объем принимаемых на себя обязательств;

Выбор того или иного базиса поставки на основе ИНКОТЕРМС во многом определяют цену товара, распределение между покупателем и продавцом расходов по доставке товара, т.е. в конечном счете, коммерческую эффективность сделки.

Помимо международных торговых обычаев, определенная роль в системе негосударственного регулирования внешнеэкономических сделок принадлежит правилам, которые определяются предшествующей практикой взаимоотношений сторон данной сделки (т.н. заведенный порядок). Так, если из самого договора не удается определить его содержание, то "должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон". Как видно, практика установившаяся во взаимоотношениях сторон договора, в определении содержания его условий поставлена белоруским законодателем даже перед обычаями делового оборота

К формам негосударственного регулирования внешнеэкономических сделок следует отнести судебную и арбитражную практику. Её роль заключается в следующем: в уяснении содержания и толкования норм применимого права (международного и национального) и обычаев международной торговли; в обеспечении единообразного применения унифицированных норм в области международной торговли; в обеспечении согласованного применения правовых норм различной системной и отраслевой принадлежности; в создании предпосылок для развития и совершенствования и международно-правовых, и национально-правовых норм, регулирующих внешнеэкономические сделки.

К негосударственному регулированию внешнеэкономических сделок также относятся активно использующиеся в международной торговле различные типовые документы. Среди них можно выделить разработанные Европейской Экономической Комиссией ООН Общие условия экспортных поставок машинного оборудования, Руководство по договорам международной встречной торговли, а также другие типовые контракты для различных видов торговых сделок (более 30). Для упрощения процесса заключения контракта в оферте целесообразно указывать, что в остальном будут действовать соответствующие общие условия или другие типовые документы.

Широко применяются в международной торговле типовые контракты, разработанные соответствующими отраслевыми ассоциациями торговцев определенного вида товаров. Такие типовые контракты составлены на каждый отдельный вид товара (зерно, хлопок, лесоматериалы и т.д.). Возможна разработка сторонами (одной из сторон) собственных типовых контрактов.


ПОНЯТИЕ ВНЕШЭКОНОМИЧЕСКОЙ СДЕЛКИ

Правовое регулирование договорных обязательств занимает существенное место в гражданском праве любого государства. Нормы, регулирующие договорные обязательства, занимают важное место и в МЧП. С их помощью регулируется достаточно широкий круг гражданско-правовых отношений: международная купля-продажа, аренда, международная перевозка грузов и пассажиров, международные расчеты, отношения по использованию произведений литературы, науки и другие аналогичные отношения, осложненные иностранным элементом.

В нормах МЧП для обозначения договорных обязательств используются два термина: сделки и договоры. Ранее в российском законодательстве использовались термины “внешнеторговая сделка” и “внешнеэкономическая сделка”, охватывая и сделки, и договоры. Новое российское законодательство использует термин внешнеэкономическая сделка” лишь однажды, определяя форму данной сделки. Во всех остальных случаях коллизионные нормы определяют применимое право к любым сделкам и договорам, в том числе и к внешнеэкономическим.

Внешнеэкономическая сделка – это комплексное понятие, означающее деятельность субъектов МЧП в области международного обмена товарами, работами, результатами интеллектуальной деятельности, различного рода услугами, направленную на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей. В международной практике более распространен термин международная коммерческая сделка.

Одним из главных вопросов, возникающих при регулировании подобной экономической деятельности, является проблема квалификации сделки как внешнеэкономической. Как уже отмечалось, внешний характер внешнеэкономической деятельности обусловлен наличием “иностранного элемента”. Другим отличительным признаком выступает местонахождение сторон в разных государствах. Помимо этого для целей таможенного регулирования и экспортного контроля юридически значимо перемещение товаров, услуг, финансовых средств через таможенную границу РФ и выполнение работ на территории иностранного государства.

Сделки международного характера можно подразделить на внешнеэкономические сделки, связанные с предпринимательской деятельностью, и сделки, не имеющие предпринимательского характера. Центральное место среди международных коммерческих сделок занимает договор международной купли-продажи, что объясняется не только численностью такого рода договоров в мировых экономических связях. Помимо этого все остальные международные сделки либо напрямую связаны с куплей-продажей (например, перевозка, расчеты, страхование), либо являются разновидностью купли-продажи (договоры по предоставлению услуг), либо содержат элементы купли-продажи (международный финансовый лизинг). Следует также отметить, что именно договор международной купли-продажи наиболее разработан в международном частном праве.

Таким образом, к международным коммерческим сделкам (или внешнеэкономическим, трансграничным сделкам) относятся сделки, опосредующие предпринимательскую деятельность в сфере международных экономических отношений, совершаемые между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государств .

Данный критерий квалификации сделки как внешнеэкономической определен рядом международных конвенций (Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Конвенцию об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г., Оттавские конвенции о международном финансовом лизинге и международном факторинге 1988 г.), а также и законодательство РФ содержит подобный критерий международности, в частности Закон о международном коммерческом арбитраже.

Наличие иностранного элемента во внешнеэкономической сделке серьезно осложняет процесс заключения и осуществления сделок, что в результате порождает целый ряд дополнительных условий, к которым можно отнести следующие:

    • осложненность получения платежей, что приводит к стремлению включить в сделку условия по обеспечению платежа;
    • наличие валютных условий;
    • транспортировка товара через территорию двух или более государств;
    • проработанность условий по поводу страховки, так перевозимый на значительные расстояния и часто перегружаемый с одного вида транспорта на другой товар подвергается повышенной опасности утраты или повреждения;
    • необходимость выполнения таможенных правил каждого из государств, границы которых товары или услуги пересекают;
    • наличие помимо основного договора ряда дополнительных контрактов, обеспечивающих выполнение всех обязательств по договору (договор перевозки, страхования и др.);
    • повышенный риск наступления непредвиденных событий (политические перевороты, вооруженные конфликты, изменение законодательства, регулирующего данную сферу и пр.);
    • необходимость включения в договор нормы о применимом праве и порядок рассмотрения споров;
    • особые правила о форме и порядке подписания международных коммерческих сделок.

Отличительными особенностями правового регулирования внешнеэкономических сделок является: взаимодействие норм международного и национального права; применение норм различной отраслевой принадлежности национального права; широкое распространение форм негосударственного регулирования (контрактных условий, обычаев международной торговли, судебная и арбитражная практика).

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК

Внешнеэкономическая деятельность является одной из немногих, где проведена была достаточно серьезная унификация причем не только коллизионных, но и материальных норм. Это объясняется стремлением государств создать достаточно эффективный регулятор международных отношений.

К международным источникам, регулирующим внешнеэкономические сделки посредством унификации материально-правовых норм, относятся Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. и Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г.

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров Вена, 1980 г. Структурно Венская конвенция состоит из 4-х частей:

Часть 1 – “Сфера применения и общие положения”,

Часть2 – “Заключение договора”,

Часть 3 – “Купля-продажа”,

Часть4 – “Заключительные положения”.

Сферой применения конвенционного регулирования являются……….

Положения Конвенции являются юридически обязательными для всех лиц, находящихся под юрисдикцией государства – участника Конвенции. Вместе с тем Конвенция имеет диспозитивный характер, который предполагает возможность отказаться от ряда положений Конвенции как непосредственно государствам при ее подписании, а также сами стороны в договоре могут указать оговорку о том, что они не связаны обязательствами отдельных норм или частей Конвенции. В том случае, если договор не содержит подобных предписаний Конвенция применяется в том объеме, в котором она была ратифицирована государством, правовая система которого является компетентной для регулирования.

Основные нормы, сформулированные во второй части, касаются вопросов порядка и формы отправки оферты и акцепта, к которым относятся:

  • требования к содержанию оферты, момент вступления оферты в силу, условия отмены и отзыва оферты;
  • требования к акцепту и момент вступления его в силу, условия отмены акцепта, момент заключения договора.

Данная норма, действует для России с оговоркой об обязательности письменной формы.

Акцепт должен содержать лишь согласие с офертой и не вносить каких-либо встречных предложений, в противном случае это будет считаться отклонением от оферты и рассматриваться как новая оферта.

Одним из основных положений Конвенции является определение момента заключения договора международной купли-продажи товаров: договор считается заключенным с момента получения акцепта оферентом. Важность данного положения объясняется тем, что правовые системы различных государств придерживаются различных позиций в этом вопросе. В мировой практике сложилось несколько подходов в определении момента заключения договора. Это “теория получения”, т.е. вступление акцепта в силу связывается с получением его оферентом; и “теория почтового ящика” – для вступления акцепта в силу достаточно его отправить. Наличие различного правового регулирования в этом вопросе порождает коллизию, которая разрешается в силу наличия материальной нормы в Конвенции.

По общему правилу, Конвенция регулирует случаи, когда заключение международных договоров купли-продажи товаров происходит путем обмена офертой и акцептом. Данный вариант используется не всегда, не в меньших случаях заключение договора происходит путем подписания сторонами международного контракта. При этом вопросы составления и заключения договора будут регулироваться нормами законодательства места заключения договора, а остальные вопросы будут регулироваться соответствующими нормами Конвенции.

Важность третьей части Венской конвенции определяется следующими положениями:

  • регламентацией обязательств продавца и покупателя;
  • положениями о существенном нарушении договора и о предвидимом нарушении контракта, позволяющим соответствующей стороне сделать заявление о расторжении договора или приостановить исполнение своих обязательств;
  • закреплением специальных норм, регулирующих основания ответственности и случаи освобождения от ответственности.

Согласно конвенции продавец обязан поставить товар в определенное место и в определенные сроки, соответствующий требованиям договора и Конвенции, передать относящиеся к нему документы и право собственности на товар. В Конвенции содержатся положения определяющие требования к качеству товара в том случае, если данный вопрос не оговорен в договоре.

К обязанностям покупателя относятся требования уплаты цены за товар и принятия поставки в соответствии с условиями договора. Если в договоре не определено место и время платежа, то покупатель обязан уплатить цену за товар в месте нахождения коммерческого предприятия продавца или в месте его передачи. Сроком платежа в этом случае является момент передачи продавцом в распоряжение покупателя либо самого товара, либо товарораспорядительных документов.

Важными положениями Конвенции являются положения устанавливающие момент перехода риска утраты или повреждения товара с продавца на покупателя.

Конвенция предусматривает ответственность сторон за неисполнение своих обязательств, предоставляя стороне, в отношении которой не выполнены обязательства, дополнительные права. В этом случае установлены меры, стимулирующие реальное исполнение условий договора, предусмотрено возмещение убытков и возможность расторжения договора при существенном нарушении условий договора.

Единственным основанием для освобождения от ответственности является неисполнение обзательства стороной, которая докажет, что оно было вызвано препятствием вне ее контроля и не имело возможности избежать или преодолеть его.

Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров Нью-Йорк, 1974 г. В отличие от предыдущей, в Конвенции 1974г. Россия не участвует. В Конвенции указано, что она применяется только в том случае, если в момент заключения договора международной купли-продажи товаров коммерческие предприятия сторон договора находятся на территории государств-участников, или если согласно нормам МЧП к договору купли-продажи применимо право одного из государств-участников.

Конвенция устанавливает общий 4-летний срок исковой давности по всем требованиям продавца и покупателя, который не может быть изменен соглашением сторон.

Течение срока начинается со дня возникновения права на иск, которое по общему правилу возникает в день, когда имело место нарушение договора купли-продажи. Существует ряд и других правил, когда право на иск возникает:

    • со дня фактической передачи товара покупателю или его отказа от принятия товара, в случае несоответствия товара условиям договора;
    • в день, когда обман был или разумно мог быть обнаружен, если право на иск вытекает из обмана;
    • в день, когда покупатель уведомил продавца о факте несоответствия, но не позднее срока окончания действия гарантии, если право на иск возникает из гарантий и др.

По истечении срока исковой давности требования покупателя и продавца друг к другу, вытекающие из договора международной купли-продажи или связанные с его нарушением, не могут быть осуществлены.

Специальные нормы Конвенции посвящены определению начала течения, перерыва и продления срока исковой давности. Последствия истечения срока исковой давности принимаются во внимание судом только по заявлению стороны, участвующей в процессе.

Особое место в регулировании отношений в сфере международной торговли занимают унифицированные обычаи международного делового оборота. Все документы такого характера имеют общее принципиальное качество: они не обладают юридической силой и применяются только в том случае прямо выраженной воли сторон конкретной внешнеэкономической сделки.

Подобной деятельностью занимаются многие международные и национальные организации предпринимателей разных стран. Самое значительное место в неофициальной кодификации и унификации обычаев международного делового оборота занимает Международная торговая палата (МТП), а также Европейская экономическая комиссия ООН, Комиссия ООН по праву международной торговли, Международный институт по унификации частного права, из национальных организаций в качестве примера можно привести Ассоциацию по торговле зерном и кормами (Лондон) и другие.

Наибольшей известностью пользуются Правила толкования международных торговых терминов – International commercial Terms – ИНКОТЕРМС (последняя редакция 2000 г.).

Правила толкования международных торговых терминов представляют собой один из важнейших международных документов, где сформулированы международные правила по толкованию торговых терминов, получившие широкое распространение во внешней торговле. ИНКОТЕРМС содержит толкование тринадцати типов договоров, которые для легкости применения подразделены на 4 группы в зависимости от степени участия и ответственности продавца за транспортные, таможенные и другие обременения. В силу того, что данные права и обязанности сторон составляют важную часть содержания договора и влияют на решение других условий договора их часто называют базисными условиями или базисом поставки.

Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА), которые также как и предыдущий документ являются примером неофициальной кодификации правил международной торговли. Принципы представляют собой набор достаточно гибких правил, что делает возможным их широкое применение в разных ситуациях. Принципы применяются в том случае, если стороны указали на их применение, закрепив прямую отсылку к Принципам, а также могут применяться, когда в договоре стороны согласились, что их отношения будут регулироваться “общими принципами права”.

В главе “Общие положения” закреплены принцип свободы договора, согласно которому стороны могут свободно вступать в договор и определять его содержание, принцип обязательности договора и добросовестности. Вторая глава “Заключение договора” определяет вопросы, связанные с офертой и акцептом, а также содержит ряд принципиальных положений по ряду специфических условий международных коммерческих договоров. К подобным условиям относятся: необходимость достижения соглашения по тем вопросам, на которых настаивает одна из сторон, иначе договор не будет заключен; определяется понятие стандартные условия – это условия, подготовленные одной из сторон для неоднократного использования и фактически применяемые без переговоров с другой стороной (договоры присоединения), но если среди таких условий имеется условие, которого другая сторона не могла разумно ожидать (неожиданные условия), то оно будет действительным только при прямом согласии с ним этой стороны; принципы предусматривают ситуацию, когда обе стороны пользуются стандартными условиями, то договор считается заключенным на условиях, которые совпадают.

Принципы содержат правила о действительности договоров, их содержании и толковании. Различаются прямые и подразумеваемые (т.е. которые вытекают из характера и цели договора, практики, добросовестности, честной практики и разумности) обязательства. Ряд положений Принципов совпадают с соответствующими нормами Венской конвенции 1980 г., в частности, правила определения качества исполнения договора, цены, прекращение договора, если данные вопросы не решены в договоре.

Существенное внимание уделено принципам исполнения и последствиям неисполнения договоров. Согласно Принципам любое неисполнение договора дает право потерпевшей стороне на возмещение убытков независимо от того, какие другие меры защиты были предприняты. Ряд статей посвящены порядку исчисления как реальных убытков, так и упущенной выгоды, при этом устанавливается валюта, в которой исчисляются убытки.

НАЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК

Правовое регулирование деятельности во внешнеэкономической сфере закреплено в Конституции РФ и рядом специальных законов. Федеральный закон от 13 декабря 1995 г. “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” определяет основные принципы государственной внешнеэкономической политики, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, а также компетенцию органов государственной власти. Защитные, антидемпинговые, компенсационные меры и порядок их введения и применения определил Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. “О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами”.

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности также осуществляется административным правом, прежде всего его подотраслью – таможенным правом, финансовым правом, особенно такими подотраслями как налоговое и валютное право. Тем не менее, главным регулятором на национальном уровне является гражданское право. Раздел VI ГК РФ содержит ряд коллизионных норм, устанавливающих правила выбора применимого права к обязательствам, охватывая все виды договоров.

Процесс регулирования внешнеэкономической сделки начинается с определения правила выбора той правовой системы, которое будет устанавливать форму сделки. В международном частном праве сложилось два наиболее применимых правила выбора правовой системы, издавна сложившимся правилом является место совершения сделки (или шире – гражданско-правового акта) – locus regit formam actus. В связи с тем, что место совершения сделки может носить случайный характер, сформировалось правило, подчиняющее форму сделки закону существа сделки – lex causae. В ГК РФ ст. 1209 п.1 устанавливает, что форма сделки подчиняется праву страны места ее совершения. Однако сделка, совершенная за границей, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования российского права. Такое же правило применяется и в отношении формы доверенности (абз. 2 п. 1 ст. 1209 ГК РФ). Согласно п. 2 данной статьи форма внешнеэкономической сделки подчиняется российскому праву, при условии, что одной из сторон является российское юридическое лицо либо физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, личным законом которого является российское право (ст. 1195 ГК РФ). Исключением из общего правила в отношении формы сделки установленное п. 1 ст. 1209 ГК РФ, также является п.3 этой же статьи, которая касается сделок с недвижимым имуществом, подчиняя правовое регулирование таких сделок правом страны, где недвижимость находится, а если недвижимое имущество внесено в Государственный реестр РФ, то по российскому праву.

Важные положения содержатся в ст. 1210 ГК РФ, которая устанавливает принцип выбора права соглашением сторон (т.е. закон “автономии воли”), перечень подобных вопросов содержится в ст. 1215 ГК РФ, который не является исчерпывающим. Причем норма определяет возможность сторонам выбрать применимое право как при заключении договора, так и в последующем. Выбор права после заключения договора практически не ограничен во времени и распространяется на отношения с момента заключения договора, при этом не должны быть ущемлены права третьих лиц, которые могли быть привлечены к выполнению обязательств.

Соглашение сторон о выборе подлежащего применению права должно быть прямо выражено или должно определенно вытекать из условий договора либо совокупности обязательств дела (п. 2 ст. 1210 ГК РФ). Не устанавливая пространственных ограничений, когда стороны могут выбрать в качестве применимого право любого государства вне зависимости от связи договора с определенным кругом государств, гражданское законодательство России поддерживают практику, сложившуюся в большинстве стран мира в подходе к регулированию данного вопроса.

ГК РФ устанавливает возможность сторонам по договору выбрать подлежащее применению право как для договора в целом, так и для отдельных его частей (п. 4 ст. 1210). Но в том случае, если из совокупности обстоятельств дела, существовавших на момент выбора подлежащего применению права, следует, что договор реально связан только с одной стороной, то выбор сторонами права другой страны не может затрагивать действие императивных страны, с которой договор реально связан (п. 5 ст. 1210 ГК РФ).

В случае, если стороны не выбрали применимое право к договорным обязательствам, компетентным будет право того государства, с которым конкретный договор наиболее тесно связан – закон наиболее тесной связи (Proper law of the contract). Данный порядок закреплен ст. 1211 ГК РФ, которая определяет, что правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора (п. 2 ст. 1211). Далее данная статья конкретизирует ту сторону по договору, чье исполнение имеет решающее значение, указывая 19 договоров. Данный подход позволяет найти компетентный правопорядок, обеспечивающий наиболее адекватное регулирование. Иной порядок в выборе применимого права установлен ст. 1213, предусматривающей выбор права к договору в отношении недвижимого имущества, применяя право страны, где находится недвижимое имущество. В случае, если договор содержит элементы различных договоров, применяется право страны, с которой этот договор, рассматриваемый в целом, наиболее тесно связан (п. 5 ст. 1211 ГК РФ).

Специальное правовое регулирование установлено к договору с участием потребителя, к которому относится договор с участием физического лица, которое использует, приобретает или заказывает движимые вещи (работы, услуги) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, либо имеет намерение использовать, приобрести или заказать такие вещи (работы, услуги). ГК РФ в ст. 1212 осуществляет правовое регулирование при помощи автономии воли и закона места жительства потребителя, отдавая предпочтение закону места жительства (lex domicilii).

Отдельно определено регулирование договора о создании юридического лица с иностранным участием. Согласно ст. 1214 ГК РФ применяется право страны, в которой согласно договору подлежит учреждению юридическое лицо.

Вопросы исковой давности в отношении договорных обязательств определены ст. 1208 ГК РФ, которая связывает регулирование с обязательственным статутом (т.е. право, подлежащее применению к обязательствам), который регулирует обязательственное отношение. Аналогичный подход закреплен и в отношении уплаты процентов (ст. 1218 ГК), уступки требования (ст. 1216).

В отношении односторонних сделок компетентным правопорядком является право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, принимающей на себя обязательства по односторонней сделке (ст. 1217). Подобная коллизионная привязка является обоснованной в силу особенностей односторонних сделок, так как такие обязательства возникают из действий одного лица, то и применимым правом к таким обязательствам должно быть право этого лица.

Правовое регулирование внешнеэкономической и в особенности внешнеторговой деятельности достаточно длительный период времени осуществлялось на международном уровне при помощи обычных норм. Однако, начиная с XIX в., все большую роль в этом процессе начинают играть универсальные и региональные договоры. В настоящее время они в совокупности образуют достаточно обширный свод унифицированных правил поведения субъектов, который в значительной степени способствует преодолению различий, существующих в этой области в национальном законодательстве отдельных государств.

В числе наиболее значимых международно-правовых документов, принятых во второй половине XX в. в целях правового регулирования различных аспектов внешнеэкономической деятельности, можно назвать следующие акты: Гаагскую конвенцию о праве, применимом к международной купле-продаже движимых материальных вещей 1955 г.; Гаагскую конвенцию о праве, применимом к переходу права собственности при купле-продаже движимых материальных вещей 1958 г.; Гаагскую конвенцию о единообразном законе о заключении договоров о международной купле-продаже товаров и Гаагскую конвенцию о единообразном законе о международной купле-продаже товаров 1964 г.; Нью-Йоркскую конвенцию ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г.; Венскую конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.; Женевскую конвенцию о представительстве в международной купле-продаже товаров 1983 г.; Гаагскую конвенцию о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986 г., а также две подписанные в 1988 г. в Оттаве конвенции о международном факторинге и международном финансовом лизинге. В 1988 г. была также завершена длительная работа над Конвенцией о международных переводных и простых векселях. Она призвана заменить Женевские конвенции о векселях и чеках, принятые соответственно в 1930 и 1931 гг.

Как видно из приведенного перечня, мировое сообщество уделяет достаточно большое внимание унификации правил о выборе применимого права при заключении и осуществлении договоров международной купли-продажи. Основная деятельность в этом направлении сосредоточена сегодня в рамках Гаагской конференции по международному частному праву, которая разработала и приняла большинство таких соглашений.

Первое из них - Конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже движимых материальных вещей 1955 г. - вступила в силу 1 сентября 1964 г. В настоящее время ее участниками являются около десяти (преимущественно западноевропейских) государств мира. Значение этого международно-правового документа состоит, прежде всего, в том, что в нем впервые был закреплен принцип автономии воли сторон при выборе применимого права. «Купля-продажа регулируется внутренним правом страны, указанной Договаривающимися Сторонами, - подчеркивается в ст. 2 Конвенции. - Такое указание должно быть прямо выражено или же недвусмысленно вытекать из положений договора. Условия, относящиеся к согласию сторон на право, объявленное применимым, определяются таким правом».



При отсутствии подобного соглашения купля-продажа товаров в соответствии с Конвенцией должна регулироваться внутренним правом страны, «являющейся местом постоянного проживания продавца в момент получения им заказа; если заказ получен предприятием продавца, то продажа регулируется внутренним правом страны, в котором находится его предприятие» (ч. 1 ст. 3).

Кроме того, в Конвенции содержатся коллизионные критерии выбора применимого права при заключении договора купли-продажи на аукционе или бирже, а также при осуществлении осмотра и инспектирования товаров. В ст. 6 Конвенции содержится правило о возможности исключения применения права, определенного в соответствии с ней, по мотивам публичного порядка.

Конвенция о праве, применимом к переходу права собственности при купле-продаже движимых материальных вещей 1958 г. была принята с целью дополнить Гаагскую конвенцию 1955 г. в части определения права, регулирующего переход права собственности на проданный товар. В силу до сих пор не вступила. Основная причина этого заключается, по-видимому, в наличии значительных противоречий при урегулировании вопросов перехода права собственности в законодательстве различных государств и возникающими в связи с этим проблемами определения реального статуса имущества и банкротства.



В числе других документов, имеющих целью определение применимого права при осуществлении внешнеэкономических операций, можно назвать Гаагскую конвенцию о праве, применимом к агентским договорам 1978 г. (вступила в силу с 1 мая 1992 г.). В ее ст. 1 указывается, что Конвенция устанавливает применимое право к отношениям, носящим международный характер и возникающим в случае, когда одно лицо (агент) обладает полномочиями действовать, действует или имеет своей целью действовать от имени другого лица (принципала) в отношениях с третьей стороной. Действие этой конвенции распространяется также на случаи, когда в обязанности агента входит получение и передача предложений о заключении контракта или проведение переговоров от имени других лиц. Конвенция применяется независимо от того, действует ли агент от своего имени или от имени принципала, а также носят ли его действия регулярный или эпизодический характер.

В соответствии со ст. 5 Конвенции отношения между агентом и принципалом регулируются нормами избранного ими национального права. При этом выбор права должен быть ясно выраженным либо явно следовать из условий соглашения сторон или обстоятельств дела.

Если стороны не договорятся о подлежащем применению праве, то их отношения будут регулироваться национальным правом того государства, на территории которого в момент заключения агентского соглашения агент имел свое коммерческое предприятие или, при отсутствии такового, свое обычное место жительства (ч. 1 ст. 6). Вместе с тем к отношениям между агентом и принципалом будет применяться национальное право государства, в котором осуществляется основная деятельность агента, в том случае, если принципал имеет коммерческое предприятие в этом государстве или, при отсутствии такового, проживает в этом государстве (ч. 2 ст. 6).

Более широкий характер по сравнению с Конвенцией 1978 г. имеет Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам 1980 г. (вступила в силу 1 апреля 1991 г.). Она применяется к большинству договорных отношений, в рамках которых возникает проблема выбора между правом различных государств. Заключенная в рамках Европейского Союза конвенция не ограничивает сферу своего действия договорами субъектов, принадлежащих к ее государствам-членам. Универсальный характер этого международно-правового документа проявляется в том, что право, определяемое в соответствии с ним, подлежит применению независимо от того, является ли оно правом договаривающегося государства.

В 1985 г. чрезвычайная сессия ГКМЧП разработала проект новой универсальной Конвенции о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров , который был принят в 1986 г. на специальной дипломатической конференции. Ее нормы, с одной стороны, были призваны заменить положения Гаагской конвенции 1955 г., а с другой, дополнить материально-правовые нормы Венской конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. необходимыми коллизионными правилами. На сегодняшний день Конвенция 1986 г. еще не вступила в законную силу.

Основные принципы, закрепленные в этом международном договоре, во многом повторяют принципы Гаагской конвенции 1955 г. Так, п. 1 ст. 7 Конвенции 1986 г. определяет, что договор купли-продажи регулируется правом, выбираемым сторонами. Если применимое право не было определено соглашением сторон, то в соответствии с п. 1 ст. 8 Конвенции договор будет регулироваться правом государства, в котором продавец на момент заключения соглашения имел свое коммерческое предприятие.

Вместе с тем совершенно новым в Конвенции является правило о том, что «стороны могут в любое время договориться о подчинении договора в целом или его части какому-либо иному праву, помимо права, которым он регулировался ранее, независимо от того, что право, ранее регулировавшее договор, было выбрано сторонами. Любое изменение сторонами применимого права после заключения договора не наносит ущерба формальной действительности договора или правам третьих лиц» (п. 2 ст. 7).

Конвенция устанавливает изъятия из принципа применения права продавца в пользу права страны покупателя в тех случаях, когда: 1) переговоры велись, и договор был заключен сторонами, находящимися в этом государстве; 2) договор прямо предусматривает, что продавец должен исполнить свое обязательство по поставке товаров в стране покупателя; 3) договор был заключен в результате объявления покупателем торгов (п. 2 ст. 8). Следует также иметь в виду, что в соответствии с п. 3 ст. 8 Конвенции в ряде случаев в качестве применимого может быть определено другое право (той страны), с которым договор имеет наиболее тесную связь.

Конвенция также определяет пределы действия применимого права и устанавливает правила о его выборе при заключении договоров на аукционе или бирже. В силу ст. 22 Конвенция не должна применяться к договорам купли-продажи между сторонами, принадлежащими государствам - участникам других международных соглашений, устанавливающих правила выбора применимого права.

Параллельно с разработкой конвенций, определяющих процедуру выбора применимого права при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в рамках ГКМЧП велась работа по унификации правил заключения и исполнения договоров международной купли-продажи товаров . Ее итогом стало принятие на сессии Гаагской конференции в 1964 г. Конвенции о единообразном законе о заключении договоров о международной купле-продаже товаров и Конвенции о единообразном законе о международной купле-продаже товаров . Их нормы предполагалось ввести в действие как часть национального законодательства стран-участниц. Однако многие положения конвенций не были достаточно четко сформулированы и не носили в полной мере универсальный характер. Поэтому, хотя оба эти документа вступили в силу, они не получили широкой поддержки и серьезно не повлияли на правовое регулирование международных торговых операций.

Гораздо больших успехов в этом направлении достигла ЮНСИТРАЛ, разработавшая проект Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров , который был одобрен на дипломатической конференции в Вене в 1980 г. Конвенция вступила в силу 1 января 1988 г. и в настоящее время ее участниками являются 70 государств мира, включая Россию.

Венская конвенция ООН 1980 г. представляет собой совокупность международно-правовых норм, главной целью которых является создание единого правового режима сделок международной купли-продажи товаров. Она носит универсальный и компромиссный характер, так как в ней учтены принципы и институты различных правовых систем, а также приняты во внимание интересы развивающихся стран по установлению нового международного экономического порядка. В преамбуле Конвенции отмечается, что принятие единообразных норм, регулирующих договоры международной купли-продажи товаров и учитывающих различие общественных, экономических и правовых систем, будет способствовать устранению правовых барьеров в международной торговле и содействовать ее развитию.

Конвенция распространяется на договоры купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах, в тех случаях, когда: а) эти страны являются договаривающимися государствами; б) согласно нормам МЧП применяется право договаривающегося государства (п. 1 ст. 1). Вместе с тем в соответствии со ст. 6 стороны вправе исключить применение Конвенции в отношениях друг с другом, отступить от любого из ее положений (кроме ст. 12) или изменить его действие.

Регулируя процедуру заключения внешнеторговых сделок, а также права и обязанности сторон, которые вытекают из контракта, Конвенция не применяется к продаже товаров для личного пользования; с аукциона; в порядке исполнительного производства; фондовых и обеспечительных бумаг, акций, оборотных документов и денег; судов водного и воздушного транспорта, судов на воздушной подушке; электроэнергии (ст. 2). Кроме того, она не затрагивает вопросов действительности самого договора или каких-либо его положений и последствий, которые может иметь договор в отношении права собственности на проданный товар (ст. 4).

Во второй части Венской конвенции 1980 г. (ст. 14-24) рассматривается порядок заключения соглашения о международной купле-продаже товаров. Здесь приводится перечень необходимых условий действительности предложения о заключении договора, адресованного одному или нескольким конкретным лицам (оферты ), определяются его содержание и виды. В соответствии с Конвенцией оферта считается достаточно определенной, если в ней обозначен товар, прямо или косвенно устанавливается его количество и цена либо предусматривается порядок их определения.

Оферта вступает в силу с момента получения ее адресатом и может быть отзывной и безотзывной . Нельзя отозвать оферту, если в ней указывается определенный срок для выражения согласия на заключение договора (акцепт ) или адресат оферты рассматривает ее как безотзывную. После изучения предложения о заключении контракта адресат оферты может ее акцептировать, сделав определенное заявление, или совершить другие действия, свидетельствующие о согласии с офертой (отправить товар или его часть, уплатить деньги за товар и т. д.). Молчание или бездействие сами по себе акцептом не являются.

Акцепт должен содержать согласие с офертой и не вносить каких-либо предложений, существенно меняющих ее условия. В противном случае речь должна идти об отклонении акцептантом первоначального предложения и выдвижении им встречной оферты. Договор считается заключенным в момент получения акцепта оферентом или с момента совершения адресатом оферты действий, свидетельствующих о его согласии с условиями оферты.

Третья часть Конвенции непосредственно посвящена регулированию отношений сторон по договору международной купли-продажи товаров. Впервые в международных нормативных документах такого рода в ней вводится понятие существенного нарушения договора (ст. 25).

В соответствии с Конвенцией при наличии существенного нарушения договора покупатель может требовать замены поставленного товара или заявить о расторжении контракта. Конвенция предоставляет сторонам право приостановить исполнение своих обязательств по договору, если после заключения контракта станет ясно, что другая сторона не исполнит значительной части своих обязательств. В этом случае при наличии условий возможного «существенного» нарушения договора потерпевшая сторона также вправе заявить о расторжении контракта.

Помимо этого в третьей части Конвенции определяются обязательства продавца, касающиеся, в частности, поставки товара, обеспечения его соответствия определенным количественным и качественным характеристикам, а также передачи необходимых документов. В свою очередь, в качестве основных обязательств покупателя здесь называются уплата цены за товар и принятие поставки в соответствии с требованиями договора и положениями Конвенции. В этой части Конвенции перечисляются и средства правовой защиты, которые могут быть использованы одной стороной договора в случае его нарушения другой стороной, а кроме того, определяются момент и условия перехода рисков с продавца на покупателя.

В отдельную главу части третьей Венской конвенции 1980 г. выделены положения, общие для обязательств продавца и покупателя. В ней содержатся установления, касающиеся предвидимого нарушения договора и договоров на поставку товаров отдельными партиями, взыскания убытков, процентов с просроченных сумм, освобождения от ответственности, последствий расторжения договора и сохранения товара.

В последней, четвертой части Конвенции, помимо прочих вопросов процедурного характера, определяется порядок ее действия на территории государства, имеющего две и более территориальные единицы с самостоятельными системами права по вопросам, являющимся предметом регулирования этого международно-правового документа.

Важно также отметить, что в соответствии со ст. 90 Венской конвенции 1980 г. она не затрагивает действие любого международного соглашения, которое уже заключено или может быть заключено и содержит положения, подобные положениям данной Конвенции. Тем не менее в ст. 99 содержится требование о необходимости денонсации Гаагских конвенций 1964 г. их государствами-участниками при ратификации ими Венской конвенции 1980 г. Это правило направлено на максимальное расширение сферы действия ее положений.

Как было показано выше, Венская конвенция ООН 1980 г. не предназначена для регулирования всего комплекса отношений, возникающих в связи с международной куплей-продажей товаров. Поэтому в п. 2 ст. 7 содержится специальное правило о том, что «вопросы, относящиеся к предмету регулирования настоящей Конвенции, которые прямо в ней не решены, подлежат рассмотрению в соответствии с общими принципами, на которых она основана, а при отсутствии таких принципов - в соответствии с правом, применимым в силу норм международного частного права». В последнем случае, на наш взгляд, речь должна идти о праве, определяемом соглашением сторон или на основании коллизионных норм, содержащихся в международных договорах или национальном законодательстве соответствующего государства.

Другим известным международным документом, разработанным ЮНСИТРАЛ в сфере правового регулирования внешнеторговой деятельности, является Нью-Йоркская конвенция ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. (27 государств-участников). В 1980 г. был принят Протокол об изменении ее положений в целях приведения их в соответствие с нормами Венской конвенции о международной купле-продаже товаров.

Конвенцией 1974 г. устанавливается единый для всех внешнеторговых сделок срок исковой давности, равный четырем годам (в то время как в национальном законодательстве различных стран он колеблется от шести месяцев до 30 лет). Конвенция предусматривает, что четырехлетний срок исковой давности по требованию, вытекающему из нарушения договора, начинается со дня, когда имело место такое нарушение, а по требованию, вытекающему из дефекта или иного несоответствия товара условиям договора, - со дня фактической передачи товара покупателю или его отказа от принятия товара.

Этим документом установлены также правила о перерыве или продлении срока исковой давности, его изменении и порядке исчисления; наряду с ними вводится общее ограничение срока исковой давности (10 лет) и предусматриваются последствия его истечения. В соответствии с Конвенцией истечение срока исковой давности принимается во внимание при рассмотрении спора только по заявлению стороны, участвующей в процессе. При наличии такого заявления право требования не подлежит признанию и принудительному осуществлению, если рассмотрение спора начато после истечения срока исковой давности.

Еще одним направлением международно-правового сотрудничества в области внешнеторговой деятельности является разработка универсальных конвенций о конкретных видах сделок . Здесь в качестве примера можно назвать подготовленные под эгидой УНИДРУА и принятые в 1988 г. на дипломатической конференции в Оттаве конвенции о международном факторинге и международном финансовом лизинге . Эти документы вступили в силу 1 мая 1995 г. и действуют в настоящее время в отношениях между такими, в частности, государствами, как Франция, Италия, Нигерия и др. (Россия присоединилась к конвенции о международном финансовом лизинге 8 февраля 1998 г.). Первая из указанных конвенций регулирует права и обязанности поставщиков товаров или услуг и их финансовых агентов в рамках контрактов об уступке денежных требований. Основная цель второй заключается в формулировании единообразных правил в отношении гражданских и коммерческих правовых аспектов международного финансового лизинга. В соответствии с конвенциями участники факторинговых и лизинговых сделок могут исключить применение указанных международно-правовых соглашений в отношениях между собой на основе специального соглашения или оговорки в контракте.

Особенности заключения и исполнения внешнеторговых контрактов российскими фирмами и организациями с предприятиями некоторых зарубежных стран регулируются на основе специальных двусторонних соглашений, получивших наименование общие условия поставок товаров . Среди них наибольшую практическую значимость имеют договоры, заключенные с Китаем, КНДР, а также в рамках Совета Экономической Взаимопомощи и СНГ.

ОУП СССР - КНР в редакции 1990 г. и ОУП СССР - КНДР в редакции 1981 г. представляют собой международные межведомственные договоры.

Нормы ОУП СССР - КНР носят, в целом, диспозитивный и факультативный характер. Более того, целый ряд их положений имеет не нормативное, а инструктивное содержание и лишь ориентирует стороны на целесообразность решить в контракте тот или иной вопрос. Однако наличие таких положений в рассматриваемом документе не означает, что стороны сделки не могут по своему усмотрению решить в контракте и другие вопросы, по которым в ОУП не содержится соответствующих инструкций или рекомендаций.

ОУП СССР - КНДР регламентируют тот же, что и в ОУП СССР - КНР, круг вопросов, но составлены более подробно и обязательны для заключивших договор сторон. Тем не менее при специфике товара или условий его поставки возможно отступление от положений этих ОУП в заключаемом договоре. В ОУП СССР - КНДР в отличие от ОУП СССР - КНР имеется коллизионная норма, предусматривающая, что по вопросам, не урегулированным или не полностью урегулированным в ОУП и в контрактах, к отношениям сторон применяется право страны продавца.

В период существования Совета Экономической Взаимопомощи государствами - членами этой международной организации в 1968 г. были разработаны Общие условия поставок товаров между организациями стран - членов СЭВ . В настоящее время они действуют в редакции 1988 г. По своему содержанию ОУП СЭВ охватывают широкий круг вопросов регулирования внешнеторговой деятельности. В их состав входят нормы, посвященные, в частности, процедуре заключения, изменения и прекращения контракта; определению базиса и срока поставки; вопросам количества и качества товара; упаковке и маркировке, технической документации, порядку осуществления платежей; некоторым общим положениям об ответственности, санкциям, порядку и срокам предъявления претензий; арбитражу и установлению сроков исковой давности.

ОУП СЭВ подлежали обязательному применению к внешнеторговым поставкам между организациями стран - членов Совета Экономической Взаимопомощи, независимо от того, были ли на них сделаны ссылки в контрактах. После прекращения деятельности СЭВ как международной организации ситуация изменилась. Однако своего значения ОУП СЭВ не потеряли и (-) подлежат применению в случае прямой отсылки к ним в контракте.

Задачам обеспечения формирования и развития общего экономического пространства, а также сохранению и упрочению связей между хозяйствующими субъектами из различных стран Содружества Независимых Государств призвано служить Соглашение об общих условиях поставок между организациями государств - участников СНГ от 20 марта 1992 г. (ОУП СНГ, 1992 г.). Оно вступило в силу 1 июля 1992 г. Участниками ОУП СНГ являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Украина.

В соответствии со ст. 1 Соглашения оно распространяется на отношения между субъектами хозяйствования (независимо от форм собственности) государств - участников СНГ по межгосударственным экономическим связям. Предприятия свободны в выборе предметов договора, определении обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, за исключением случаев поставки товаров по межгосударственным соглашениям. ОУП СНГ унифицируют правила о заключении, изменении и расторжении соответствующих внешнеторговых контрактов и оговаривают его существенные условия.

Международное частное право: учебное пособие Шевчук Денис Александрович

8.2. Международно-правовое регулирование внешнеэкономических сделок

Правовое регулирование внешнеэкономической, и в особенности внешнеторговой, деятельности достаточно длительный период времени осуществлялось на международном уровне при помощи обычных норм.

Мировое сообщество уделяет достаточно большое внимание унификации правил о выборе применимого права при заключении и осуществлении договоров международной купли-продажи. Основная деятельность в этом направлении сосредоточена сегодня в рамках Гаагской конференции по международному частному праву.

Конвенция о праве, применимом к переходу права собственности при купле-продаже движимых материальных вещей 1958 г. была принята с целью дополнить Гаагскую конвенцию 1955 г. в части определения прав регулирующего переход права собственности на проданный товар. В силу до сих пор не вступила. Основная при чина этого заключается, по-видимому, в наличии тельных противоречий при урегулировании вопросов перехода права собственности в законодательстве разлив государств и возникающими в связи с этим проблем.

В числе других документов, имеющих целью определение применимого права при осуществлении внешнеэкономических операций, можно назвать Гаагскую конвенцию о праве, применимом к договорам с посредниками и представителями (агентским договорам) 1978 г. (вступила в силу с 1 мая 1992 г.).

Более широкий характер по сравнению с Конвенцией 1978 г. имеет Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам 1980 г. (вступила в силу 1 апреля 1991 г.). Она применяется к большинству договорных отношений, в рамках которых возникает проблема выбора между правом различных государств. Заключенная в рамках Европейского Союза конвенция не ограничивает сферу своего действия договорами субъектов, принадлежащих к ее государствам-членам. Универсальный характер этого международно-правового документа проявляется в том, что право, определяемое в соответствии, подлежит применению независимо от того, являет ли оно правом договаривающегося государства.

В 1985 г. чрезвычайная сессия ГКМЧП разработала проект новой универсальной Конвенции о праве, применимом к договорам международной купли-продажи ров, который был принят в 1986 г. на специальной дипломатической конференции. Ее нормы, с одной стороны, были призваны заменить положения Гаагской конвенции 1955 г., а с другой, дополнить материально-правовые нормы Венской конвенции ООН о договорах международной куш продажи товаров 1980 г. необходимыми коллизионными правилами. На сегодняшний день Конвенция 1986 г. еще не вступила в законную силу.

Конвенция устанавливает изъятия из принципа применения права продавца в пользу права страны покупателя в тех случаях, когда: 1) переговоры велись, и договор был заключен сторонами, находящимися в этом государстве; 2) договор прямо предусматривает, что продавец должен исполнить свое обязательство по поставке товаров в стране покупателя; 3) договор был заключен в результате объявления покупателем торгов (п. 2 ст. 8). Следует также иметь в виду, что в соответствии с п. 3 ст. 8 Конвенции в ряде случаев в качестве применимого может быть определено право той страны, с которым договор имеет наиболее тесную связь.

Параллельно с разработкой конвенций, определяющих процедуру выбора применимого права при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в рамках ГКМЧП велась работа по унификации правил заключения и исполнения договоров международной купли-продажи товаров. Ее итогом стало принятие на сессии Гаагской конференции в 1964 г. Конвенции о единообразном законе о заключении договоров о международной купле-продаже товаров и Конвенции о единообразном законе о международной купле-продаже товаров.

Гораздо больших успехов в этом направлении достигла ЮНСИТРАЛ, разработавшая проект Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров, который был одобрен на дипломатической конференции в Вене в 1980 г. Конвенция вступила в силу 1 января 1988 г. и в настоящее время ее участниками являются более 50 государств мира, включая Россию.

Венская конвенция ООН 1980 г. представляет собой совокупность международно-правовых норм, главной целью которых является создание единого правового режима сделок международной купли-продажи товаров. Она носит универсальный и компромиссный характер, так как в ней учтены принципы и институты различных правовых систем, а также приняты во внимание интересы развивающихся стран по установлению нового международного экономического порядка.

Конвенция распространяется на договоры купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах в тех случаях, когда: а) эти страны являются договаривающимися государствами; 6} согласно нормам международного частного права применяется право договаривающегося государства (п. 1 ст. 1). Вместе с тем в соответствии со ст. 6 стороны вправе исключить применение Конвенции в отношениях друг с другом, отступить от любого из ее положений (кроме ст. 12) или изменить его действие.

Регулируя процедуру заключения внешнеторговых сделок, а также права и обязанности сторон, которые вытекают из контракта, Конвенция не применяется к продаже товаров для личного пользования; с аукциона; в порядке исполнительного производства; фондовых и обеспечительных бумаг, акций, оборотных документов и денег; судов водного и воздушного транспорта, судов на воздушной подушке; электроэнергии (ст. 2). Кроме того, она не затрагивает вопросов действительности самого договора или каких-либо его положений и последствий, которые может иметь договор в отношении права собственности на проданный товар (ст. 4).

Во второй части Венской конвенции 1980 г. (ст. 14–24) рассматривается порядок заключения соглашения о международной купле-продаже товаров. Здесь приводится перечень необходимых условий действительности предложения о заключении договора, адресованного одному или нескольким конкретным лицам (оферты), определяются его содержание и виды. В соответствии с Конвенцией оферта считается достаточно определенной, если в ней обозначен товар, прямо или косвенно устанавливается его количество и цена либо предусматривается порядок их определения.

Оферта вступает в силу с момента получения ее адресатом и может быть отзыв-пай и безотзывной. Нельзя отозвать оферту, если в ней указывается определенный срок для выражения согласия на заключение договора (акцепт) или адресат оферты рассматривает ее как безотзывную. После изучения предложения о заключении контракта адреса оферты может ее акцептировать, сделав определенное заявление, или совершить другие действия, свидетельствующие о согласии с офертой (отправить товар или его часть, уплатить деньги за товар и т. д.). Молчание или бездействие сами по себе акцептом не являются.

Акцепт должен содержать согласие с офертой и не вносить каких-либо предложений, существенно меняющих ее условия. В противном случае речь должна идти об отклонении акцептантом первоначального предложения и выдвижении им встречной оферты. Договор считается заключенным в момент получения акцепта оферентом или с момента совершения адресатом оферты действий, свидетельствующих о его согласии с условиями оферты.

Третья часть Конвенции непосредственно посвящена регулированию отношений сторон по договору международной купли-продажи товаров. Впервые в международных нормативных документах такого рода в ней вводится понятие существенного нарушения договора (ст. 25).

В соответствии с Конвенцией при наличии существенного нарушения договора покупатель может требовать замены поставленного товара или заявить о расторжении контракта. Конвенция предоставляет сторонам право приостановить исполнение своих обязательств по договору, если после заключения контракта станет ясно, что другая сторона не исполнит значительной части своих обязательств. В этом случае при наличии условий возможного «существенного» нарушения договора потерпевшая сторона также вправе заявить о расторжении контракта.

Кроме того, в третьей части Конвенции определяются обязательства продавца, касающиеся, в частности, поставки товара, обеспечения его соответствия определенным количественным и качественным характеристикам, а также передачи необходимых документов. В свою очередь, в качестве основных обязательств покупателя здесь называются уплата цены за товар и принятие поставки в соответствии с требованиями договора и положениями Конвенции. В этой части Конвенции перечисляются и средства правовой защиты, которые могут быть использованы одной стороной договора в случае его нарушения другой стороной, и определяются момент и условия перехода рисков с продавца на покупателя.

В отдельную главу части третьей Венской конвенции 1980 г. выделены положения, общие для обязательств продавца и покупателя. В ней содержатся положения, касающиеся предвидимого нарушения договора и договоров поставку товаров отдельными партиями, взыскания убытков, процентов с просроченных сумм, освобождения ответственности, последствий расторжения договора и хранения товара.

В последней, четвертой, части Конвенции, помимо прочих вопросов процедурного характера, определяется порядок ее действия на территории государства, имеющего две и более территориальные единицы с самостоятельными системами права по вопросам, являющимся предметом регулирования этого международно-правового документа.

Другим известным международным документом, разработанным ЮНСИТРАЛ в сфере правового регулирования внешнеторговой деятельности, является Нью-Йоркская конвенция ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. (более 20 государств-участников). В 1980 г. был принят Протокол об изменении ее положений в целях приведения их в соответствие с нормами Венской конвенции о международной купле-продаже товаров.

Еще одним направлением международно-правового сотрудничества в области внешнеторговой деятельности является разработка универсальных конвенций о конкретных видах сделок. Здесь в качестве примера можно назвать подготовленные под эгидой УНИДРУА и принятые в 1988 г. на дипломатической конференции в Оттаве Конвенции о международном факторинге и международном финансовом лизинге .

Из книги Гражданский кодекс РФ. Часть первая автора Законы РФ

Статья 156. Правовое регулирование односторонних сделок К односторонним сделкам соответственно применяются общие положения об обязательствах и о договорах постольку, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Из книги Международное частное право: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

7.2. Международно-правовое регулирование защиты авторских прав и промышленной собственности В настоящее время главным средством преодоления территориального характера авторского и патентного права является заключение межгосударственных соглашений о взаимном

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

8.1. Понятие и особенности внешнеэкономических сделок Под сделками в российском законодательстве, например, понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). Сделки могут

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

Статья 156. Правовое регулирование односторонних сделок К односторонним сделкам соответственно применяются общие положения об обязательствах и о договорах постольку, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу

Из книги Трудовое право России: Учебник автора Орловский Юрий Петрович

88. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИЗМА И ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ Международно-правовое регулирование туризма и туристических услуг имеет большое значение в международно-правовом сотрудничестве государств.Международный туризм как форма отдыха и человеческого

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

ГЛАВА XVII. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА (МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ТРУДА) § 1. Понятие международно-правового регулирования трудаМеждународно-правовое регулирование труда представляет собой регламентирование с помощью международных соглашений государств

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 156. Правовое регулирование односторонних сделок К односторонним сделкам соответственно применяются общие положения об обязательствах и о договорах постольку, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

34. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК Внешнеэкономическая сделка (ВЭС) – двусторонние, многосторонние (договоры) или односторонние сделки между лицами разной национальной принадлежности, направленные на установление, изменение,

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

45. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ Важнейшую роль в урегулировании брачно-семей-ных отношений с иностранным элементом играют договоры о правовой помощи. В качестве примера возьмем Конвенцию 1993 г. о правовой помощи и правовых

Из книги Коммерческое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

47. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ИЗ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА Коллизионное регулирование обязательств из причинения вреда содержится в договорах о правовой помощи. Основное правило, которое в них используется, – это выбор права государства-участника, где

Из книги Культурные ценности. Цена и право автора Нешатаева Василиса О.

Из книги Трудовое право. Ответы на экзаменационные билеты автора Дудкина Людмила Владимировна

Из книги автора

94. Стороны внешнеэкономических сделок По российскому законодательству сторонами внешнеэкономических сделок могут быть:1. Российские участники внешнеэкономической деятельности (российские лица): а) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ,

Из книги автора

II. Правовое регулирование внешнеэкономических сделок с культурными

Из книги автора

Понятие и предмет трудового права Трудовое право – одна из важнейших отраслей российского права, которая является самостоятельной отраслью и регулирует трудовые отношения работников с работодателями независимо от их организационно-правовых форм деятельности.



Что еще почитать