Базисные условия поставки товаров. Инкотермс Базисные условия поставки учитывают фактор

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ

Кафедра экономической теории и мировой экономики

Тема 05. БАЗИСНЫЕ УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ ТОВАРОВ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗИСНЫХ УСЛОВИЙ КОНТРАКТОВ КУПЛИ-ПРОДАЖИ. БАЗИСНЫЕ УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ ТОВАРОВ (БУПТ) 2

3. ОШИБКИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕРМИНОВ ИНКОТЕРМС.. 27

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ: 29

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ: 32

Орел 2010


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗИСНЫХ УСЛОВИЙ КОНТРАКТОВ КУПЛИ-ПРОДАЖИ. БАЗИСНЫЕ УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ ТОВАРОВ (БУПТ)

В любой стране существенное место в регулировании гражданско-правовых отношений занимает регулирование договорных обязательств. В международном частном праве особое значение имеют нормы, относящиеся к международной купле-продаже товаров. Содержание и толкование позиций, входящих в базис поставки при заключении и исполнении договоров международной купли-продажи, регулируются рядом нормативных актов. Заключение договора купли-продажи товара требует тщательного предварительного согласования ряда условий, в том числе условий установления цены на товар - объект контракта. Однако это не может быть осуществлено без предварительной договоренности о разделении обязанностей продавца и покупателя. В общем виде указанные обязанности относятся, в частности, к следующим стадиям: изготовление товара; упаковка в соответствии с условиями контракта; транспортировка товара от продавца к покупателю. Необходимо заметить, что разделение обязанностей между продавцом и покупателем имеет значение лишь с точки зрения движения товара после его изготовления, а потому может только оказать соответствующее воздействие на цену товара, но не является главным фактором, ее определяющим, поскольку стоимость товара формируется в производстве и окончательно выявляется на рынке в результате действия закона спроса и предложения. Иными словами, каким бы ни было, например, распределение обязанностей между продавцом и покупателем, контрактная цена нового «Мерседеса» в нормальных условиях будет всегда выше цены 1 т самых лучших бананов. Однако при определении цены «Мерседеса» и цены бананов в соответствующем контракте в каждом конкретном случае будет учитываться разделение обязанностей между продавцом и покупателем.



На стадии транспортировки важнейшим вопросом, требующим согласования до подписания договора, является момент перехода от продавца к покупателю риска повреждения или утраты товара и в связи с этим вопрос о страховании товара на время перевозки, а также дополнительной гарантии для продавца на случай утраты товара во время перевозки. Обязанности продавца и покупателя с точки зрения поставки товара включают в себя следующие основные аспекты:

Погрузка-разгрузка товара;

Перевозка товара;

Экспортная и импортная документация;

Экспортные и импортные пошлины и сборы (и, соответственно, таможенная очистка);

Страхование товара;

Момент перехода риска повреждения товара или его утраты с продавца на покупателя.

Поскольку цена товара определяется в зависимости от разделения обязанностей между продавцом и покупателем товара на этапе его транспортировки, то условия, устанавливающие базис (основу) цены, в зависимости от того, включаются ли расходы по доставке товара или нет, называются базисными. Базисные условия поставок – совокупность основных обязанностей по транспортировке и страхованию товаров на пути движения их от экспортера до импортера.

Чтобы ограничить риски при заключении контракта, очень важно определить: кто организует и оплачивает перевозку товара от продавца к покупателю и кто несет риск в ходе осуществления этих функций. Содержание и толкование позиций, входящих в условия поставки при заключении и исполнении договоров международной купли-продажи, регулируются рядом нормативных актов. Прежде всего, это Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция). Этот документ подписали около 50 государств, в том числе Россия, Беларусь, Украина, Эстония, Грузия, Литва, Молдова и др. Конвенция, в частности, содержит конкретные разъяснения положений о поставке товара и передаче документов, принятии поставки покупателем и некоторых других базисных условий, входящих в содержание контракта.

Следующим фактором, формирующим отношения между сторонами договора купли-продажи товаров, в том числе по базису поставки, является торговый обычай, или обычай делового оборота. Венская конвенция 1980 г. в ст. 9 закрепляет значение обычая, определяя, в частности, что стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях. В Гражданском кодексе РФ (часть 1) также предусмотрена возможность использования в отношениях сторон обычаев делового оборота, но при этом в ст. 5 оговаривается, что если таковые противоречат обязательным для участников сделки положениям законодательства или договора, то они недействительны.

В течение длительной международной торговой практики сложились определенные условия обмена товарами, а также соответствующие этим условиям обязанности сторон осуществлять определенные действия, совокупность которых формирует торговые обычаи. Поскольку в прошлом в практике международной торговли достаточно часто встречались случаи различного толкования разделения обязанностей продавца и покупателя (каждая из сторон, естественно, стремилась толковать положения контракта в свою пользу), возникла объективная потребность единообразного понимания тех или иных терминов, используемых для фиксирования в контрактах разделения обязанностей между продавцом и покупателем. Функцию обобщения торговой практики и выработки соответствующих терминов, не допускающих разночтений, взяла на себя Международная торговая палата (International Chamber of Commerce - ICC), международная экономическая организация (штаб-квартира в Париже), которая с 1936 г. публикует Правила толкования торговых терминов (International Terms for Interpretation of Trade Terms), - Инкотермс (от англ. Incoterms - International Commercial Terms). Для избежания противоречий между торговыми партнерами Международная торговая палата разработала и опубликовала впервые в 1936 г. сборник толкований наиболее часто встречающихся торговых обычаев. Этот сборник получил название Инкотермс. После создания Инкотермс корректировался в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000, 2010 гг. Одной из важных причин постоянного совершенствования содержания торговых терминов и появления новых условий является активное развитие в международной торговле транспортировки грузов укрупненными грузовыми местами, в первую очередь с использованием контейнеров, а также появление новых способов организации доставки – интермодальных и комбинированных перевозок, что порождает необходимость выработки таких условий поставок, которые давали бы возможность полностью реализовать преимущества их использования. Правила Incoterms 2010 отражают современные тенденции развития международной торговли, сложившиеся с момента выпуска последней редакции Правил в 2000 году. Среди таких тенденций – вопросы безопасности перевозок, которые стали особенно актуальными после событий 11 сентября 2001 г., а также расширение использования электронных средств при заключении коммерческих сделок.

Сегодня данный сборник является одним из наиболее удачных результатов унификации норм о купле-продаже и основным международным документом, содержащим толкование базисных условий поставки товаров, широко применяемым в современной международной коммерческой практике. Сфера действия Инкотермс ограничена вопросами, связанными с правами и обязанностями сторон договора купли-продажи в отношении поставки проданных товаров (под словом товары здесь подразумеваются «материальные товары», исключая «нематериальные товары», такие как компьютерное программное обеспечение).

Базисные условия поставок присутствуют в любом договоре международной купли-продажи товара, поэтому они должны тщательно обговариваться и фиксироваться в тексте контракта. В противном случае при ненадлежащем исполнении одной из сторон своих обязанностей могут возникнуть серьезные проблемы во время соответствующего разбирательства в арбитражном суде. Так, нечеткое изложение в контракте разделения обязанностей между продавцом и покупателем может привести к тому, что будет сложно установить момент, в который товар считается поставленным, и момент перехода риска с продавца на покупателя.

Официальной целью составления Инкотермс является формирование международных правил по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли, поскольку это позволяет избежать или по крайней, мере в значительной степени сократить неопределенность различной интерпретации таких терминов в различных странах. Сборник Инкотермс определяет основные права и обязанности сторон при различных базисных условиях. С учетом этого положения определяются обязанности продавца и покупателя; в том числе: кто и за чей счет обеспечивает погрузку товаров на транспортное средство, фрахтование транспортного средства, транспортировку товаров по территориям стран продавца, покупателя, транзитных стран, морем и воздухом, где и когда переходит с продавца на покупателя риск случайного повреждения или утраты товара.

Применение Инкотермс в практике коммерческой работы, при заключении контрактов купли-продажи характеризуется следующими особенностями.

1. С правовой точки зрения этот документ имеет факультативный , или рекомендательный, характер. Поэтому стороны, использующие его условия в своей работе, должны делать ссылку на этот документ в контракте.

В большинстве стран мира Инкотермс не рассматриваются как правила, имеющие силу закона. Приоритет имеют положения контракта. И если стороны желают включить Инкотермс в контракт, то они должны сделать в нем соответствующую оговорку. Материалы, изложенные в Инкотермс, носят нормативный характер только в том случае, если на них сделана прямая ссылка в контракте. Базисные условия поставки не дают решения некоторых важнейших вопросов, в том числе вопроса перехода собственности на товар. Этот вопрос по-разному решается в законодательстве различных стран, поэтому должен особо оговариваться в контракте.

2. Положения Инкотермс по многим вопросам имеют общий характер, предлагая лишь принципиальный подход или решение. В связи с этим в соответствующих разделах контракта купли-продажи сторонам необходимо уточнять и конкретизировать детали распределения обязанностей между ними.

3. Стороны по контракту имеют право формулировать и применять любые условия поставок, отличающиеся от действующего Инкотермс, в том числе могут быть использованы условия, рекомендованные Международной торговой палатой в предыдущих изданиях (1936, 1953, 1976, 1980, 1990 гг.).

4. Так как торговые термины используются в различных регионах мира, то на их толкование, как и на понимание распределения обязанностей сторон, влияют особенности и обычаи стран – участниц сделки. Поэтому в ходе переговоров по заключению контракта требуется, чтобы стороны информировали друг друга о региональных торговых обычаях, а в случае различного их толкования уточняли конкретные положения в соответствующих статьях контракта.

Значимость Инкотермс, как составляющих базисные условия внешнеэкономических контрактов российских предпринимателей с их зарубежными партнерами трудно переоценить. Инкотермс определяет обязанности сторон по поставке и принятии товара, позволяет максимально упростить формулировки заключаемого договора купли-продажи и самое главное, выбор того или иного базиса поставки на основе Инкотермс во многом определяют цену товара, распределение между покупателем и продавцом расходов по доставке товара, т.е. в конечном счете коммерческую эффективность сделки.


Каждый термин Инкотермс 2010 (Incoterms 2010) представляет собой аббревиатуру из трех букв - начальных буква слова, определяющего положение груза по отношению к транспортному средству. Затем следует указание названия пункта, к которому эти условия относятся. Такими пунктами могут быть аэродромы, морские и речные порты, железнодорожные станции, склады продавцов или покупателей, грузополучателей, бирж и аукционов, пограничные пункты, заводы-изготовители и потребители продукции, стройплощадки объектов.

Для удобства применения и понимания все термины Инкотермс разделены на четыре группы - Е, F, Си D. Порядок расположения терминов по группам Е, F, Си D на первый взгляд противоречит расположению букв в латинском алфавите. Однако на самом деле он подчинен строгой логике, поскольку за основу в нем принято возрастание обязанностей продавца и соответственно уменьшение обязанностей покупателя:

Группа Е - обязательства продавца минимальны и ограничиваются предоставлением товара в распоряжение покупателя.

Здесь продавец предоставляет покупателю готовые к отправке товары непосредственно в своих помещениях (на складе, на заводе и т.д.). При его использовании продавец не несет никаких обязанностей, в том числе по транспортировке, за исключением необходимости передать товар в распоряжение покупателя.

Группа F - обязательства продавца ограничиваются отправкой товара, основная перевозка им не оплачена.

Термины группы F предусматривают, что товар передается продавцом перевозчику, которого выбирает покупатель. Одновременно происходит переход риска случайной гибели или повреждения товара.

Группа С - продавец организует и оплачивает перевозку без принятия на себя связанных с ней рисков.

В соответствии с условиями группы С заключить договор перевозки обязуется продавец, однако он не принимает на себя риска изменения качества и количества товара или возникновения дополнительных расходов после его погрузки на транспортное средство в пункте отправления.

Группа D - расходы и риски продавца максимальны, так как он обязан предоставить товары в распоряжение покупателя в оговоренном месте назначения (обеспечить прибытие).

Согласно терминам группы D продавец организует транспортировку, несет все расходы и принимает на себя риск утраты или порчи товара по всем возможным случаям до момента доставки товара в согласованное место в стране назначения и передачи его покупателю.

В отношении определения момента, в который продавец считается исполнившим свои обязанности по передаче товара, необходимо подчеркнуть важное различие между терминами группы D и терминами других групп. Оно заключается в том, что только в условиях этой группы обязанность продавца по предоставлению товара выполняется в стране назначения. Согласно условиям других групп продавец исполняет свою обязанность по поставке в собственной стране. Особенно важно отметить такое различие между терминами групп С и D, по которым международную перевозку обеспечивает продавец. При условиях группы С продавец считается исполнившим свою обязанность по поставке, даже если после момента отгрузки с товаром что-либо случится. В то же время при продаже товара на условиях группы D продавец при аналогичных обстоятельствах не считается исполнившим свои обязательства. В этом случае он обязан поставить товары взамен утраченных или поврежденных.

Разделение обязанностей между продавцом и покупателем может принимать самые различные сочетания, следовательно, некоторые варианты предполагают меньшие, а другие варианты - большие, обязанности продавца или наоборот покупателя. Всего Инкотермс-2010 содержит 11 базисных условий поставок, которые дают различные сочетания обязанностей, расходов и степени риска продавца и покупателя по внешнеторговому контракту. Каждый коммерческий термин составлен по схеме, состоящей из двух основных частей: А – обязанности продавца, Б – обязанности покупателя. При этом каждой обязанности одной стороны противостоит обязанность другой. Обязательства сторон, вытекающие из того или иного базиса поставки, сгруппированы по следующим одинаковым направлениям (табл. 1). Необходимо подчеркнуть, что, выбирая то или иное условие поставки и делая ссылку на Инкотермс-2010 в контракте, стороны принимают на себя обязательства полностью по десяти указанным позициям, если иное не оговорено в контракте.

Таблица 1. Схема обязанностей продавца и покупателя по БУПТ

№п/п Обязанности продавца №п/п Обязанности покупателя
А1 Предоставление товара в соответствии с условиями договора Б1 Уплата цены за товар
А2 Оформление лицензий, разрешений и других формальностей Б2 Оформление лицензий, разрешений и совершение других формальностей
А3 Б3 Заключение договора перевозки и страхования
А4 Осуществление поставки Б4 Принятие поставки
А5 Переход рисков Б5 Переход рисков
А6 Распределение расходов Б6 Распределение расходов
А7 Извещение покупателя Б7 Извещение продавца
А8 Б8 Предоставление доказательств поставки
А9 Проверка, упаковка, маркировка Б9 Инспектирование товара
А10 Другие обязанности Б10 Иные обязанности

В том случае, когда в условиях поставки по какой-либо позиции у продавца или покупателя зафиксировано «нет обязательств», сохраняется возможность того, что данная сторона может выполнить те или иные обязанности контрагента по его поручению и за его счет, однако это не является обязательством, вытекающим из базиса поставки.

Таблица 2. Базисные условия поставки Инкотермс 2010

Категория Наименование условий поставки Код Вид транспорта Особенности терминов
Е Отгрузка EX Works (... named place) Франко завод (...название места) EXW Любые виды транспорта Переход рисков: в момент передачи товара на складе продавца Экспортные таможенные формальности: ответственность покупателя Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя
F Основная перевозка не оплачена продавцом Free Carrier (...named place) Франко перевозчик (...название места) FCA Любые виды транспорта Переход рисков: в момент передачи перевозчику на складе продавца Экспортные таможенные формальности: ответственность продавца Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя
Free Alongside Ship (... named port of shipment) Франко вдоль борта судна (... название порта отгрузки) FAS Переход рисков: в момент размещения товара вдоль борта судна Экспортные таможенные формальности: ответственность продавца Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя
Free On Board (... named port of shipment) Франко борт (... название порта отгрузки) FOB Морские и внутренние водные перевозки
C Основная перевозка оплачена продавцом Cost and Freight (... named port of destination) Стоимость и фрахт (... название порта назначения) CFR Морские и внутренние водные перевозки Переход рисков: с момента полной погрузки на борт судна Экспортные таможенные формальности: ответственность продавца Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя
Cost, Insurance and Freight (... named port of destination) Стоимость, страхование и фрахт (...название порта назначения) CIF Морские и внутренние водные перевозки Переход рисков: с момента полной погрузки на борт судна Экспортные таможенные формальности: ответственность продавца Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя
Carriage and Insurance Paid Тo (... named place of destination) Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (...название места назначения) CIP Любые виды транспорта
Carriage Paid To (... named place of destination) Фрахт/перевозка оплачены до (...название места назначения) CPT Любые виды транспорта Переход рисков: в момент доставки/передачи перевозчику Экспортные таможенные формальности: ответственность продавца Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя
D Доставка Delivered At Terminal (...named terminal of destination) Поставка на терминале (...название терминала) DAT Любые виды транспорта Переход рисков: в момент доставки товара на терминал покупателя Экспортные таможенные формальности: ответственность продавца Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя
Delivered At Piont (...named point of destination) Поставка в пункте (... название пункта) DAP Любые виды транспорта Переход рисков: в момент доставки товара в пункт указанный покупателем Экспортные таможенные формальности: ответственность продавца Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя
Delivered Duty Paid (...named place of destination) Поставка с оплатой пошлины (... название места назначения) DDP Любые виды транспорта Переход рисков: в момент передачи товара в распоряжение покупателя Экспортные таможенные формальности: ответственность продавца Импортные таможенные формальности: ответственность продавца

БУПТ можно разбить на две группы – «Правила для любого вида или видов транспорта» и «Правила для морского и внутреннего водного транспорта».Первая группа включает семь терминов, которые могут быть использованы независимо от избранного способа перевозки и независимо от того, используется один или несколько видов транспорта. К этой группе относятся термины EXW (Франко завод), FCA (Франко перевозчик), СРТ (Перевозка оплачена до), CIP (Перевозка и страхование оплачены до), DAT (Поставка на терминале), DAP (Поставка в месте назначения) и DDP (Поставка с оплатой пошлин). Они могут быть использованы, даже если морская перевозка вообще отсутствует. Вместе с тем важно помнить, что эти термины могут быть применены, когда частично при перевозке используется судно. Во второй группе терминов Инкотермс 2010 оба - пункт поставки и место, до которого товар перевозится покупателем, являются портами, и поэтому эти термины именуются «морские и внутренние водные правила». В эту группу входят термины FAS (Свободно вдоль борта судна), FOB (Свободно на борту), CFR (Стоимость и фрахт) и CIF (Стоимость, страхование и фрахт). В трех последних терминах опущено любое упоминание поручней судна (the ship"s rail) как пункта поставки, так как товар считается поставленным, когда он находится «на борту» судна. Это более точно отражает современную коммерческую реальность и исключает представление о том, что риск перемещается взад-вперед относительно воображаемой перпендикулярной линии. Дадим краткую характеристику БУПТ по Инкотермс 2010.

EXW (EX WORKS / ФРАНКО ЗАВОД). Данный термин может быть использован независимо от избранного вида транспорта, а также при использовании более чем одного вида транспорта. Он является подходящим как для внутренней, так и для внешней торговли.

«Ех Works» («Франко завод») означает, что продавец осуществляет поставку, когда он предоставляет товар в распоряжение покупателя в своих помещениях или в ином согласованном месте (т.е. на предприятии, складе и т.д.). Продавцу необязательно осуществлять погрузку товара на любое транспортное средство, он также не обязан выполнять формальности, необходимые для вывоза, если таковые применяются. Сторонам настоятельно рекомендуется наиболее четко определить пункт в поименованном месте поставки, а также то, что до этого пункта расходы и риски лежат на продавце. Покупатель несет все расходы и риски, связанные с принятием товара в согласованном пункте (если таковой указан) в поименованном месте поставки.

EXW возлагает на продавца минимальные обязанности. Данный термин следует использовать с осторожностью, так как:

У продавца отсутствует перед покупателем обязанность по погрузке товара, хотя фактически продавец находится в лучшей позиции по выполнению ее. Если продавец фактически осуществляет погрузку товара, он делает это за счет и на риск покупателя;

Покупателю, приобретающему у продавца товар для экспорта, необходимо учитывать, что продавец обязан лишь оказать покупателю такое содействие, которое может ему для этого потребоваться: продавец не обязан организовывать выполнение таможенных формальностей для вывоза (таможенной очистки для вывоза). Поэтому покупателю не рекомендуется использовать термин EXW (Франко завод), если он непосредственно или косвенно не может обеспечить выполнение таможенных формальностей для вывоза;

У покупателя имеются ограниченные обязанности по предоставлению продавцу любой информации, касающейся вывоза товара. Однако продавцу может понадобиться такая информация, например, для целей налогообложения или для отчетности предприятия.

Однако, если стороны желают, чтобы продавец взял на себя обязанности по погрузке товара на месте отправки и нес все риски и расходы за такую отгрузку, то это должно быть четко оговорено в соответствующем дополнении к договору купли-продажи.

FCA (FREE CARRIER / ФРАНКО ПЕРЕВОЗЧИК) указанием поименованного места поставки. Данный термин может быть использован независимо от избранного вида транспорта, а также при использовании более чем одного вида транспорта. «Free Carrier» («Франко перевозчик») означает, что продавец осуществляет передачу товара перевозчику или иному лицу, номинированному покупателем, в своих помещениях или в ином обусловленном пункте. Сторонам настоятельно рекомендуется наиболее четко определить пункт в поименованном месте поставки, так как риск переходит на покупателя в этом пункте. При намерении сторон осуществить передачу товара в помещениях продавца они должны указать адрес этого помещения в согласованном месте поставки. С другой стороны, если стороны полагают, что товар должен быть передан в ином месте, они должны определить это особое место передачи.

Согласно FCA от продавца требуется выполнение формальностей для вывоза, если таковые применяются. Однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза, уплачивать импортные пошлины или выполнять иные таможенные формальности при ввозе.

FAS (FREE ALONGSIDE SHIP / СВОБОДНО ВДОЛЬ БОРТА СУДНА) с указанием порта отгрузки. Данный термин подлежит использованию только для морского и внутреннего водного транспорта. «Free alongside ship» («Свободно вдоль борта судна») означает, что продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке, когда товар размещен вдоль борта номинированного покупателем судна (т.е. на причале или на барже) в согласованном порту отгрузки. Риск утраты или повреждения товара переходит, когда товар расположен вдоль борта судна, и с этого момента покупатель несет все расходы. Сторонам рекомендуется наиболее точно определить пункт погрузки в поименованном порту отгрузки, поскольку расходы и риски до этого пункта несет продавец, а такие расходы и сопутствующие расходы по обработке могут отличаться в соответствии с практикой порта.

Продавец обязан поставить товар либо путем размещения вдоль борта судна, либо путем обеспечения предоставления поставленного таким образом товара для погрузки. Указание на обязанность по «предоставлению» учитывает многочисленные продажи по цепочке, которые применяются часто в торговле сырьевыми товарами. При размещении товара в контейнерах типичным для продавца является передача товара перевозчику на терминале, а не путем размещения вдоль борта судна. В таких ситуациях нецелесообразно использование термина FAS и следует использовать термин FCA.

FAS требует от продавца выполнения таможенных формальностей для вывоза, если таковые применяются. ЭТИМ ДАННОЕ ИЗДАНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПРЕДЫДУЩИХ ИЗДАНИЙ «ИНКОТЕРМС», В КОТОРЫХ ОБЯЗАННОСТЬ ПО ТАМОЖЕННОЙ ОЧИСТКЕ ДЛЯ ЭКСПОРТА ВОЗЛАГАЛАСЬ НА ПОКУПАТЕЛЯ. Однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза, уплачивать импортные пошлины или выполнять иные таможенные формальности при ввозе.

FOB (FREE ON BOARD /СВОБОДНО НА БОРТУ) с указанием порта отгрузки. Данный термин подлежит использованию только для морского и внутреннего водного транспорта. «Free on Board» («Свободно на борту») означает, что продавец поставляет товар на борт судна, номинированного покупателем в поименованном порту отгрузки, или обеспечивает предоставление поставленного таким образом товара. Термин «Франко борт» означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в названном порту отгрузки. Риск утраты или повреждения товара переходит, когда товар находится на борту судна, и с этого момента покупатель несет все расходы. Продавец обязан либо поставить товар на борт судна, либо обеспечить предоставление поставленного таким образом товара для отгрузки. Указание на обязанность по «предоставлению» учитывает многочисленные продажи по цепочке, которые применяются часто в торговле сырьевыми товарами. FOB может быть неподходящим, когда товар передается перевозчику до его размещения на борту судна, например товар в контейнерах, что типично для поставки на терминал. В таких ситуациях целесообразно использование термина FCA.

FOB требует от продавца выполнения таможенных формальностей для вывоза, если таковые применяются. Однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза, уплачивать импортные пошлины или выполнять иные таможенные формальности при ввозе.

Важнейшей особенностью терминов группы С является то, что границы расходов продавца и покупателя на момент перехода риска утраты или повреждения товара с продавца на покупателя не совпадают. Данный термин содержит два критических пункта, поскольку риск и расходы переходят в двух различных местах.

CFR (COST AND FREIGHT / СТОИМОСТЬ И ФРАХТ) с указанием порта назначения. Данный термин подлежит использованию только для морского или внутреннего водного транспорта. «Cost and Freight» («Стоимость и фрахт») означает, что продавец поставляет товар на борт судна или предоставляет поставленный таким образом товар. Риск утраты или повреждения товара переходит, когда товар находится на борту судна. Продавец обязан заключить договор и оплачивать все расходы и фрахт, необходимые для доставки товара до поименованного порта назначения. При использовании терминов СРТ, CIP, CFR или CIF продавец выполняет свою обязанность по поставке, когда он передает товар перевозчику, а не когда товар достиг места назначения. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в названный порт назначения, ОДНАКО, риск потери или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя.

В то время как в договоре всегда определяется порт назначения, тем не менее может не указываться порт отгрузки, когда риск переходит на покупателя. Если порт отгрузки представляет особый интерес для покупателя, сторонам рекомендуется наиболее четко определить его в договоре. Сторонам также рекомендуется по возможности более точно определить пункт в согласованном порту назначения, поскольку расходы до этого пункта несет продавец. Продавцу рекомендуется обеспечить договоры перевозки, в которых точно отражен такой выбор. Если продавец по его договору перевозки несет расходы по разгрузке в согласованном пункте в порту назначения, продавец не вправе требовать от покупателя возмещения таких расходов, если иное не согласовано сторонами.

Продавец обязан либо поставить товар на борт судна, либо обеспечить предоставление поставленного таким образом товара в месте назначения. Кроме того, продавец обязан либо заключить договор перевозки, либо обеспечить такой договор. Указание на обязанность по «предоставлению» учитывает многочисленные продажи по цепочке, которые часто применяются в торговле сырьевыми товарами.

CFR может быть неподходящим, когда товар передается перевозчику до его размещения на борту судна, например товар в контейнерах, что типично для поставки на терминал. В таких ситуациях целесообразно использование термина СРТ.

CFR требует от продавца выполнения таможенных формальностей для вывоза, если таковые применяются. Однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза, уплачивать импортные пошлины или выполнять иные таможенные формальности при ввозе.

CIF (COST INSURANCE AND FREIGHT / СТОИМОСТЬ, СТРАХОВАНИЕ И ФРАХТ) с указанием порта назначения. Данный термин подлежит использованию только для морского или внутреннего водного транспорта. «Cost, Insurance and Freight» («Стоимость, страхование и фрахт») означает, что продавец поставляет товар на борт судна или предоставляет поставленный таким образом товар. Риск утраты или повреждения товара переходит, когда товар находится на борту судна. Продавец обязан заключить договор и оплачивать все расходы и фрахт, необходимые для доставки товара до поименованного порта назначения. Продавец также заключает договор страхования, покрывающий риск утраты или повреждения товара во время перевозки. Покупателю следует учесть, что согласно CIF продавец обязан обеспечить страхование только с минимальным покрытием. При желании покупателя иметь больше защиты путем страхования, ему необходимо либо ясно согласовать это с продавцом, либо осуществить за свой счет дополнительное страхование. При использовании терминов СРТ, CIP, CFR или CIF продавец выполняет свою обязанность по поставке, когда он передает товар перевозчику определенным в избранном термине способом, однако не тогда, когда товар достиг места назначения.

В то время как в договоре всегда определяется порт назначения, может не указываться порт отгрузки, когда риск переходит на покупателя. Если порт отгрузки представляет особый интерес для покупателя, сторонам рекомендуется наиболее четко определить его в договоре. Сторонам также рекомендуется по возможности более точно определить пункт в согласованном порту назначения, поскольку расходы до этого пункта несет продавец. Продавцу рекомендуется обеспечить договоры перевозки, в которых точно отражен такой выбор. Если продавец по его договору перевозки несет расходы по разгрузке в согласованном пункте в порту назначения, продавец не вправе требовать от покупателя возмещения таких расходов, если иное не согласовано сторонами.

Продавец обязан либо поставить товар на борт судна, либо обеспечить предоставление поставленного таким образом товара в месте назначения. Кроме того, продавец обязан либо заключить договор перевозки либо обеспечить такой договор. Указание на обязанность по «предоставлению» учитывает многочисленные продажи по цепочке, которые применяются часто в торговле сырьевыми товарами.

Базисные условия поставки – это специальные условия, которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца или покупателя. Транспортировка грузов – сложный и ответственный период в осуществлении торговых сделок. Момент перехода товара от продавца к покупателю всегда предельно ясен и подтверждается сертификатом собственности. Все расходы, связанные с перебазированием, сохранением от гибели и порчи товаров, нередко делят между собой продавец и покупатель. Издержки, которые несет продавец, включаются в цену (базовую стоимость) товара. Подчас они достигают 40-50% цены изделия.

В международных коммерческих документах часто встречается итальянское слово "франко" в сочетании с обозначением пункта доставки товаров ("франко-склад", "франко-вагон", "франко-порт" и т.д.) Приставка "франко" означает, что продавец обязан за свой счет и риск доставить изделие в указанный в договоре срок.

Различают четыре группы базисных условий поставки товаров.

Первая группа "Е"

Условие: франко-предприятие (франко-завод)

Включает в себя единственное условие – с завода – и состоит из одного термина, которым разъясняется, когда, как и каким образом продавец по договору передает товары покупателю в своих производственных или складских помещениях. При этом продавец не несет материальную ответственность за погрузку, транспортировку и сохранность изделий. Покупатель оплачивает все расходы, связанные со страхованием товара, с погрузкой его на транспортное средство, оплатой таможенных пошлин и т.д. При таких условиях договора базисная цена изделий всегда более низкая по сравнению с другими базисными условиями.

Вторая группа "F"

Условия: франко-перевозки (FCA-free carrier)

свободно вдоль борта (FAS-free alongside ship)

свободно на борту (FOB-free on board)

По условиям FCA покупатель выбирает перевозчика и заключает с ним договор о транспортировке грузов. Продавец обязан передать товар перевозчику в соответствие с инструкцией покупателя. В обязанности продавца входит доставка товара, прошедшего таможенную очистку для экспорта, и передача его под охрану перевозчика или лица, действующего от его имени. После этого по условиям "франко-перевозчик" считается, что продавец выполнил свои обязательства по доставке товара

Международные операции купли-продажи могут выполняться в условиях FAS. В таких условиях продавец освобождается от ответственности после того, как товар будет доставлен в порт и размещен на пристани вдоль борта судна, стоящего у причала.


При использовании условий FOB покупатель обязан за свой счет зафрахтовать корабль, уведомить продавца о сроке, условиях и месте погрузки, названии судна и времени прибытия его под загрузку. Продавец обязан за свой счет доставить товар на борт судна, зафрахтованного покупателем, в установленный срок в порту погрузки освободить продукцию от экспортных пошлин. С момента перебазирования товара на борт, через поручни корабля, право собственности приобретает покупатель.

Если перевозки грузов осуществляются ж/д транспортом, базисные условия поставки называются "франко-вагон". Место передачи товара перевозчику обычно устанавливает покупатель.

Третья группа "С"

Условия: стоимость и фрахт (CFR-cost and freight)

ст-ть, страхование и фрахт (CIF-cost, insurance, freight)

фрахт, страхование оплачены до… (CIP- cost, insurance paid for…)

фрахт оплачен до…(CPT- cost paid to…)

В этой группе излагаются правила на те случаи, когда проавец заключает контракт с иностр. покупателем на обычных условиях за свой счет. По условиям третьей группы "С" указывается пункт, до которого продавец выполняет все условия контракта и освобождается от любого дальнейшего риска и расходов после того, как он надлежащим образом выполнит все обязательства по договору, т.е. заключит контракт о транспортировке, передаст груз перевозчику, оплатит ст-ть фрахта и страхование груза до пункта, указанного в контракте. Условия поставки CFR, FAS, CIF и FOB используются только при перевозках морским и речным транспортом.

Четвертая группа "D"

Условия: франко-граница (DAF-delivered and frontier)

франко-судно (DES-delivered at ship)

франко-причал (DEQ-delivered at quay)

поставка без уплаты тамож.пошлин (DDU-delivered duty unpaid)

поставка с уплатой тамож.пошлин (DDP- delivered duty paid)

Своеобразие базисных условий поставок этой группы состоит в том, что продавец несет всю материал. Ответственность за прибытие товара в согласованный пункт или порт. При этом действия продавца и покупателя условно можно разделить на два вида: а) по условиям "поставка с учетом таможенных пошлин" и поставка "франко-причал" продавец обязан уплатить тамож.издержки и доставить товар в пункт, указанный в договоре; б) по условиям "поставка без уплаты тамож.пошлин", поставка "франко-граница" и поставка "франко-судно" продавец освобождается от уплаты всех тамож.сборов.

1. Какие базисные условия поставок предусматривают доставку экспортером товара на склад покупателя? - предусматривают DDP 2. Что означает Инкотермс? - Инкотермс – это международный свод правила, 3.Какие подразделения банка могут осуществлять полный спектр банковских операций по обслуживанию клиентов за рубежом? - филиал 4. В чем отличие аккаутингового и валютно-экономического риска? - не касаются размера платежей за банковское обслуживание 5. Какой из видов банковского финансирования для компании является самым дорогим? - Овердрафт 6. Какие источники финансирования ТНК относятся к внутренним? - Амортизационный фонд 7. Цена на какие товары определяется на международных товарных биржах? - Золото. 8. Какие виды бартерных сделок приняты в мировой торговле? - Компенсационные 9. Какие условия платежа приняты в мировой торговле? - Не принят предварительный платеж 10. Какой из видов банковского финансирования для компании является самым экономичным? - Овердрафт 11. Какие базисные условия поставки предусматривают наименьшие обязательства экспортера пред покупателем? - EXW (только отгрузка) 12. Какие источники финансирования ТНК относятся к внешним? - Выпуск еврооблигаций 13. Какие виды валютного риска выделяются по отличиям в воздействии на денежные потоки компании?

Трансляционный и транзакционный 14. Какой базовый документ устанавливает принципы определения валютных операций в РФ? - федеральный закон о валютном регулировании и валютном контроле 15. Какие существуют виды таможенных документов? – не относится к таможенным документам ковер-нот 16. Требуется ли разрешение территориальных учреждений ЦБ РФ на осуществление резидентом валютных операций? - не требуется 17.Какой процент резервирования средств установлен по операции купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке? - 100% или 20% 18. Допускается ли использование иностранной валюты на территории РФ для расчетов резидентами? - да в случае порядка услов. использования иност. валюты определенное законом 19 . Какова самая распространённая форма расчётов в ВЭД? - аккредитивы 20. Кто имеет право на отзыв выставленного импортёром аккредитива? - импортерам и уполномоченному банку 21. Как производят расчёты чеками? - наличными или путем перевода на счет владельца чека в банке 22. За чей счёт выставляется аккредитив? - импортера или средств уполномоченного банка 23. Могут ли быть сняты суммы в наличной иностранной валюте со специального транзитного валютного счёта резидента? - не могут быть сняты кроме в случае оплаты командировочных 24. Что является основанием для вывоза из РФ наличной иностранной валюты? - справка выданная уполномоченным банком 25. Какой документ обязан предоставить экспортер вместе с ГТД при таможенном оформлении экспорта? - ксерокопию оригинала паспорта сделки 26. Какой процент валютной выручки обязан продать экспортёр на внутреннем валютном рынке? - 10% валютной выручки 27.Что включает таможенная стоимость импортируемых товаров? - контрактную стоимость товара и накладные расходы оплачиваемые в иностранной валюте 28. Какие виды посреднических фирм существуют в ВЭД? - консигнатор 29. Что такое евродоллары? - средства на депозитных счетах в не пределах США. 30. Какая валюта является единой в сегодняшней Европе? - Евро 31.Как можно оценить общий уровень конкуренции на мировом рынке? - выше чем на внутренних рынках. 32. Какие последствия имеет эффект масштаба экспортных отраслей? - удешевлять свою продукцию. 33. На каком этапе жизненного цикла товара внешняя торговля особенно эффективна? - если товар проходит период стандартизации и упадка 34. Что представляют собой портфельные инвестиции? - приобретение ценных бумаг зарубежных компаний без прав контроля за их деятельностью. 35. В каких формах производится передача прав в рамках прямых инвестиций, осуществляемых ТНК? - франчайзинг. 36. Каковы отличительные черты торговли услугами? - отсутствия фактора пересечение границы 37. Какие угрозы существуют при экспорте капитала? - политические риски. 38. Что такое адвалорная пошлина? - от цены товара

39. Что означает термин «хеджирование»? - действие участников валютного рынка, преследуемая цель исключить потери при возможном изменение валютного курса. 40. Какие виды выплаты лицензионного вознаграждения существуют? - промежуточный платёж. 41. Какое из средств распространения информации является наименее затратным для рекламодателя в расчете на 1000 контактов с аудиторией является - Интернет 42. На какой этап жизненного цикла товара в общем случае приходятся наибольшие затраты на мероприятия маркетинга? - выведение товара на рынок 43. Что называется позиционированием товара на рынке? - процесс определения места товара на рынке по отношению к аналогичным товарам, по важнейшим для данного вида товаров свойствам 44. Какие функции выполняют маркетинговые посредники? - фирмы помогающие компании в продвижении, сбыте и распространении ее товаров среди клиентуры 45. Что включает процесс прогнозирования спроса? - планирование объема продаж на перспективный период 46. Каковы признаки международной коммерческой сделки? - cовершение сделки между партнерами предприятия которые находиться в разных странах 47. В какой форме может быть заключена международная коммерческая сделка? - устно 48. Какие документы оформляются при письменной форме международной коммерческой сделки? - контракт 49. Каким документом продавец оформляет предложение покупателю в ВЭД? - твердая Оферта 50. Что означает понятия «реэкспорт» и «реимпорт»? -«реэкспорт» продажа на зарубежном рынке товара купленного на другом рынке без его переработки -«реимпорт» 51. В какой срок должен быть исполнен контракт с условием «немедленно»? - в течение 14 рабочих дней с даты подписания договора 52. Какие виды оговорок по качеству товара используются в контрактах ВЭД? - такой какой есть 53. Что определяют базисные условия поставки в контракте? - момент переходов рисков от продавца к покупателю. 54. Какие способы фиксации цены не используются в международных контрактах купли-продажи? - переменная цена 55. Где обычно рассматриваются споры по внешнеторговым контрактам? - арбитражным судом указанным в контракте 56. Какие обстоятельства обычно считаются форс-мажорными? - обстоятельства чрезвычайного характера, которые стороны не могли предвидеть 57. Что означает понятие "договорная территория" в посредническом соглашении? - территория на которой посредник реализует товар экспортера 58. Что означает оговорка об "исключительном праве" в посредническом соглашении? - посредник получает исключительное право на реализацию товара 59. Где находятся товары экспортера до их реализации по договору консигнации? - на складе посредника в стране импортера 60.Какие действия производятся с товаром экспортера, не реализованным консигнатором в течение срока консигнации? - возвращается, либо приобретается посредником 61. От чьего имени и за чей счет посредник, заключивший с экспортером соглашение о предоставлении права на продажу, продает товары экспортера? -от имени экспортера и за свой счет экспортера 62. Что предполагает понятие платежа наличными в международной торговле? - между поставкой товара и оплатой нет большого разрыва во времени 63.Какие стороны участвуют в сделке финансового лизинга? - арендатор, лизинговая компания и производитель арендуемого оборудования 64. Сделки по каким товарам заключаются на международных товарных биржах? - на стандартизированные товары, сельскохозяйственные товары, промышленное сырье 65. Какие цены используются в качестве контрактных цен для международных коммерческих сделках.? - биржевые котировки 66.В каком документе покупатель подробно указывает все необходимые условия для изготовления? - заказ 67. Что означает термин «таможенная очистка»? - выполнение всех таможенных формальностей связанных с грузом 68. За счет чьих средств осуществляется инспектирование покупателем товара до или во время передачи товара перевозчику?

За счет средств покупателя 69. Каким действием может быть обеспечено условие «о нераспоряжении» грузом? - путем предоставлению покупателю през накладной 70. Кто несет ответственность за выполнение сроков грузовых работ? - продавец или покупатель в зависимости от базиса договора. 71.Какой вид транспорта имеет наименьшую себестоимость транспортировки грузов? - трубопроводный транспорт 72. На основании какого типа договора действуют фирмы-стокисты? - действуют на основании спец. договора о консигнационном складе 73. Что означает термин «индент»? -предложение о закупке товара в соответствии с условиями и ценами предполагаемых покупателей в межд. торговле 74. Какие существуют виды внешнеторговых транспортных документов? - Инвойс 75. Каковы сроки издания «Инкотермс»? - изданы в 1936г. 76. Какой вид транспорта имеет наибольшую пропускную способность? - морской транспорт 77. По базисам какой группы продавец организует транспортировку, несет все расходы и всю ответственность до передачи товара покупателю в страну назначения? - группа D 78. По какому приказу не может быть выписан ордерный коносамент? - по приказу перевозчика 79. Какой вид судоходства в основном используется в морском транспорте? - трамповыми судами 80. Какой вид договора- документа в случае, если фрахтователь судна желает скрыть информацию о характере груза и пункте назначения? - открытый чартер 81. Что означают термины «демередж» и «диспатч»? демередж - неустойка, выплачиваемая судовладельцу, диспатч – премиальная выплата 82. Какие условия принимает банк к коносаменту при оплате? -банк не принимает к оплате грязный коносамент, (чтобы был чистый (нет пометок о порче груза и т.д.)) 83. Сколько экземпляров коносамента выписывается? - в 3-х экземплярах 84. Когда оформляется манифест? - после выписки коносамента 85. Что такое экспортное поручение и штурманская расписка? - один документ превращается в другой путем его подписания грузового помощника капитана судна. 86.Какие виды международных железнодорожных перевозок существуют? - прямые межд. перевозки (обеспечивают перевозку грузов по одному перевоз. документу) 87. Что предполагают базисы FCA, CPT , CIF , CIP , DES , DDP , FAS , DAF , CFR ? - FCA предполагают сдачу товара экспедитору в по именному пункту отправления - при базисном условии СРТ обязательства продавца по поставке считается выполненной после выгрузки с транспортного средства в поименной пункт назначения. - базисное условие CIF предполагает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. -заключение контракта на условиях CIP обязанности продавца поставки считаются выполненными в момент прибытия товара к месту назначения указанному в контракте -при базисном условии DES продавец обязан предоставить товар в распоряжение покупателя на борту судна в пункте назначения -базисные условия DDP предоставляется использование любого вида транспорта -при закупке импортного товара у российского покупателя воз. издержки по транспортировке за границей при базисном условии DAF граница страны продавца не имеющей общей границы с Россией. -при экспорте товара из России на условиях DDP транспорт по иностранной территории оплачивает российский экспортер - на условии FAS где поименованным пунктом является аэропорт ответственность продавца заканчиваются при получении товара покупателем в аэропорту назначения - при базисном условии CFR морскую транспортировку осуществляется на риск покупателя, но за счет продавца.

а. - фирма или предприниматель осуществляющий оптовую закупку и сбыт товара определенного вида на региональных рынках и обладает преимущественным правом и возможностями приобретать и продавать товар является - дистрибьютор б. - ответом покупателя на размещение отказа не может являться - заявка

В коммерческой работе внешнеторговых организаций обычно возникает необходимость детально рассмотреть взаимные обязательства продавцов и покупателей, вытекающие из базисных условий поставок.

Базисные условия поставок - это совокупность основных обязанностей контрагентов по транспортировке и страхованию товаров на пути движения их от экспортера до импортера. В течение длительной международной торговой практики сложились определенные условия обмена товарами, а также соответствующие этим условиям обязанности сторон осуществлять определенные действия, совокупность которых формирует торговые обычаи и правила.

Для избежания противоречий между торговыми партнерами используют свод правил ИНКОТЕРМС. Параллельно с ним существуют другие торговые стандарты, в частности американские (1941 Revised American Foreign Trade Definition); Генеральные условия поставок (1976), применяемые в восточных странах; Скандинавские комбитермы, пересмотренные в 1990 г.

В российской практике используются в основном европейские ИНКОТЕРМС. Они определяют условия передачи риска и ответственности от продавца к покупателю в месте, удобном для осмотра и проверки товара, а следовательно, и обязанности сторон по страхованию грузов.

Базисные условия поставок в договорах купли-продажи систематизированы Международной торговой палатой в ее издании ИНКОТЕРМС-2010. Материалы, изложенные в ИНКОТЕРМС, носят нормативный характер в том случае, если на них сделана прямая ссылка в контракте.

В базисных условиях определены обязанности продавца за установленную в контракте цену обеспечить доставку груза в определенную географическую точку, или погрузить товар на транспортные средства, или передать его транспортной организации.

Базисные условия определяют и другие обязанности продавцов и покупателей:

  • - кто и за чей счет обеспечивает транспортировку товаров по территориям стран продавца, покупателя, транзитных стран, морем и воздухом;
  • - обязанности продавцов в части упаковки и маркировки товаров;
  • - обязанности сторон по страхованию грузов;
  • - обязанности сторон по оформлению коммерческой документации;
  • - место и время перехода с продавца на покупателя рисков случайного повреждения или утраты товаров.

Рассмотрим более подробно базисные условия поставок ИН- КОТЕРМС-2000 и 2010 и проанализируем новшества действующей редакции ИНКОТЕРМС.

ИНКОТЕРМС-2000. Согласно классификации ИНКО- ТЕРМС-2000 все базисные условия разбиваются на четыре группы. В основу классификации положено различие в объеме обязательств контрагентов по доставке товара.

Международные правила толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС-2000)

Полное наименование термина

Аббревиатура

Англ.

Русск.

ЭКСВ

Перевозка оплачена до (название пункта назначения) - Carriage Paid То (Name Place of Destination)

Перевозка и страховка оплачены до (название пункта назначения) - Carriage and Insurance Paid To (Name Place of Destination)

Поставка до границы (название пункта поставки на границе) - Delivered At Frontier (Name Place)

Поставка с судна (название порта назначения) - Delivered Ex Ship (Named Port of Destination)

Поставка с причала (с оплатой пошлины) (название порта назначения) - Delivered Ex Quay (Duty Paid) (Named Port of Destination)

Поставка без оплаты пошлины (название пункта назначения) - Delivered Duty Unpaid (Name Place of Destination)

Первая группа (“Е”) имеет одно условие - “франко-завод”, которое содержит минимум обязанностей для продавца и заключается лишь в предоставлении товара покупателю в месте нахождения продавца.

Во вторую группу (“F”) включены условия, требующие от продавца обязанности передать товар перевозчику, указанному покупателем (ФОБ, ФАС, “франко-перевозчик”).

В третьей группе (“С”) объединены условия, по которым продавец должен обеспечить перевозку продукции, но не обязан принимать на себя риск случайной гибели или повреждения товара или нести какие-нибудь дополнительные расходы, которые могли бы возникнуть после отгрузки товара (“Стоимость и фрахт”, “Стоимость, страхование и фрахт”, “Фрахт/перевозка оплачена до”, “Фрахт/перевозка и страхование оплачены до”).

Четвертая группа (“D”) включает условия поставки, предусматривающие обязанность продавца нести все расходы и риски, которые могут возникнуть при доставке товара в страну назначения, - “Поставка до границы”, “Поставка с судна”, “Поставка с пристани”, “Поставка без оплаты пошлины”, “Поставка с оплатой пошлины”.

“Е”-термин возлагает на продавца минимальные обязательства: продавец должен лишь предоставить товар в распоряжение покупателя в согласованном месте - обычно в собственном помещении продавца. Однако продавец часто помогает покупателю погрузить товар на транспортное средство, предоставленное покупателем. Было принято решение сохранить традиционный принцип минимальных обязательств продавца в соответствии с условиями термина EXW, чтобы их можно было использовать для случаев, когда продавец не хочет принимать никаких обязательств относительно погрузки товара. Если покупатель хочет, чтобы продавец делал больше, это должно быть оговорено в договоре купли-продажи.

“F’’-термины предусматривают, чтобы продавец доставил товар для перевозки в соответствии с инструкциями покупателя. Пункт, в который стороны предполагают осуществить поставку согласно термину FAS, вызывал затруднения из-за широкого разнообразия обстоятельств, которые могут предусматриваться в договорах, заключенных с использованием этого термина. Так, товар может быть погружен на транспортное средство, присланное покупателем, чтобы забрать товар из помещений продавца. В другом случае товар может нуждаться в разгрузке с транспортного средства, присланного продавцом для доставки товара на терминал, названный покупателем. ИНКО- ТЕРМС-2000 учитывает эти варианты, оговаривая, что в случае, когда местом, названным в договоре местом доставки, является помещение продавца, поставка завершена после того, как товар погружен на транспортное средство покупателя, а в других случаях поставка завершена после того, как товар предоставлен в распоряжение покупателя без разгрузки с транспортного средства продавца. Варианты, упоминаемые для различных видов транспорта в термине FCA ИНКОТЕРМС-1990, не повторялись в ИНКОТЕРМС-2000.

Пункт поставки в соответствии с термином FOB, который совпадает с пунктом поставки по терминам CFR и CIF, остался без изменений в ИНКОТЕРМС-2000, хотя понятие по термину FOB могло создать ненужную путаницу, особенно в отношении продажи товаров, перевозимых морским путем обычно чартер-партиями.

В ИНКОТЕРМС-2000 имеет место важное изменение в термине FAS в отношении обязанности очистить товар для экспорта, так как наиболее широко принято возлагать эти обязанности на продавца, а не на покупателя. Чтобы обеспечить должное внимание этому изменению, оно было выделено заглавными буквами в предисловии к термину FAS.

“С”-термины возлагают на продавца обязанности заключить договор перевозки на обычных условиях за свой собственный счет. Поэтому пункт, до которого он должен оплачивать, указан после соответствующего “С”-термина. В соответствии с терминами CIF и CIP продавец должен застраховать товар и нести расходы по страхованию. Так как точка разделения расходов фиксирована в стране назначения, “С”-термины часто ошибочно считаются договорами прибытия, при которых продавец несет все риски и затраты, пока товар не прибыл фактически в согласованный пункт. Однако следует подчеркнуть, что “С”-термины имеют ту же природу, что и “F’’-термины в отношении того, что продавец выполняет договор в стране отгрузки или отправки. Таким образом, договоры купли-продажи в соответствии с “С”-терминами, подобно договорам по “F’’-терминам, попадают в категорию договоров отгрузки.

В природе договоров отгрузки заложено, что в то время как обычные транспортные расходы за перевозку товара по обычному маршруту и обычным способом до согласованного места должны оплачиваться продавцом, покупатель несет риски потери или повреждения товара, а также дополнительные расходы, возникающие вследствие событий, имеющих место после того, как товар был должным образом доставлен для перевозки. Таким образом, “С”-термины отличаются от всех других терминов тем, что содержат две критические точки. Одна указывает точку, до которой продавец должен организовать транспорт и нести расходы согласно договору перевозки, а другая служит для перехода рисков. По этой причине максимальная осторожность должна быть соблюдена при добавлении продавцу обязательств, которые возлагаются на него после перехода риска за пределы вышеуказанной критической точки.

Сущностью “С”-терминов является освобождение продавца от любых дальнейших рисков и расходов после того, как он должным образом выполнил договор купли-продажи, заключив договор перевозки, передав товар перевозчику и обеспечив страхование в соответствии с терминами CIF и CIP. Сущность “С”-терминов как договоров отгрузки также может быть проиллюстрирована использованием документарных кредитов в качестве предпочтительного способа оплаты, распространенного в таких условиях.

В случаях, когда стороны договора купли-продажи приняли решение о получении продавцом оплаты при предоставлении в банк согласованных погрузочных документов по документарному кредиту, главной цели документарного кредита противоречило бы, если бы продавец нес дальнейшие риски и расходы после момента получения оплаты по документарным кредитам или после отгрузки и отправки товара. Конечно, продавцу придется нести все расходы по договору перевозки независимо от того, оплачен ли груз предварительно, после отгрузки или должен быть оплачен в месте назначения (фрахт подлежит уплате грузополучателем в порту назначения); однако дополнительные расходы, которые могут возникнуть в результате событий, имевших место после отгрузки и отправки, обязательно оплачиваются за счет покупателя.

Если продавец должен обеспечить договор перевозки, который включает оплату пошлин, налогов и других сборов, такие расходы, конечно, возлагаются на продавца в той степени, в которой они приписаны ему согласно договору. Это четко сформулировано в условиях всех “С”-терминов. Если обычно заключается несколько договоров перевозки, связанных с перегрузкой товара в промежуточных пунктах для достижения согласованного места назначения, продавец должен оплачивать все эти расходы, включая любые возникающие расходы при перегрузке товара с одного транспортного средства на другое. Однако если перевозчик использовал свои права согласно договору перевозки, чтобы избежать непредвиденных препятствий (например, гололед, забастовки, трудовые нарушения, правительственные постановления, военные действия), то все дополнительные расходы, возникающие из этого, будут отнесены на счет покупателя, так как обязательство продавца ограничено обеспечением обычного договора перевозки.

Термины CFR и CIF сборника ИНКОТЕРМС-1990 обязывали продавца предоставить копию чартер-партии во всех случаях, когда его транспортный документ (обычно коносамент) содержал ссылку на чартер-партию, например, посредством частного указания “Все прочие условия -- как для чартер-партии”. Хотя, конечно, договаривающаяся сторона должна всегда быть в состоянии точно установить все условия договора (предпочтительно во время заключения договора купли-продажи), однако на практике предоставления чартер-партии в соответствии с указанным выше возникают проблемы, связанные с операциями документарного кредита. Обязанность в соответствии с терминами CFR и CIF предоставить копию чартер-партии вместе с другими транспортными документами была опущена в ИН- КОТЕРМС-2000.

Сборник ИНКОТЕРМС-2000 требует предоставления продавцом покупателю “доказательства поставки”, и продавец выполняет это требование, предоставляя “обычные” доказательства. В соответствии с терминами CFR и CIF это будет обычный транспортный документ, - коносамент или морская накладная. Транспортные документы должны быть “чистыми”, т. е. не должны содержать оговорки или указания, констатирующего плохое состояние товара или упаковки. Если такие оговорки или указания появляются в документе, он считается “нечистым” и не принимается банками в операциях документарного кредита.

Однако следует отметить, что транспортный документ, даже не содержащий таких оговорок или указаний, обычно не предоставляет покупателю неопровержимого доказательства в отношении перевозчика, что товар был отгружен в соответствии с условиями договора купли-продажи. Обычно перевозчик в стандартном тексте на первой странице транспортного документа отказывается принять ответственность за информацию относительно товара, указывая, что подробности, включенные в транспортный документ, представляют собой лишь заявления грузоотправителя.

В соответствии с большинством применяемых законов и принципов перевозчик должен по крайней мере использовать разумные способы проверки достоверности информации, и его неспособность сделать это не снимает с него ответственность перед грузополучателем. Однако в контейнерной торговле перевозчик не имеет способов проверки содержания контейнера, если только он сам не отвечал за его загрузку.

Существуют только два термина, связанных со страхованием, - CIF и CIP. В соответствии с этими терминами продавец обязан обеспечить страхование в пользу покупателя. В некоторых случаях стороны сами решают, желают ли они застраховать себя и в какой степени.

“D’’-термины по своей сущности отличны от “С”-терминов, так как в соответствии с первыми продавец отвечает за прибытие товара в согласованное место или пункт назначения на границе или в стране-импортере. Продавец обязан нести все риски и расходы по доставке товаров до этого места. Таким образом, “D’’-термины означают договоры прибытия, в то время как “С”-термины говорят о договорах отгрузки. В соответствии с “D’’-терминами с заключением DDP продавец не обязан доставлять товар, очищенный для импорта, в страну назначения.

Традиционно в соответствии с термином DEQ продавец был обязан очистить товар, так как товар должен был быть выгружен на пристань и таким образом ввезен в страну-импортера. Но вследствие изменений в процедурах таможенной очистки в большинстве стран сейчас более уместно, чтобы сторона, постоянно проживающая в заинтересованной стране, осуществляла очистку и платила пошлины и другие сборы. Таким образом, изменение в термин DEQ в редакцию ИНКОТЕРМС-2000 было внесено по той же причине, что и изменение в термин FAS, о котором говорилось ранее.

Термин DDU был добавлен в версию ИНКОТЕРМС-1990. Термин выполнял важную функцию в случаях, когда продавец был готов доставить товар в страну назначения без очистки для импорта и оплаты пошлины. В странах, где таможенная очистка затруднена и занимает много времени, продавцу может быть рискованно брать на себя обязательство доставить товар за пределы пункта таможенной очистки. Хотя в соответствии со статьями термина DDU покупатель должен был нести дополнительные риски и расходы, которые могут вытекать из невозможности для него выполнить свои обязательства по очистке товара для импорта, продавцу не рекомендовалось использовать термин DDU в странах, где возможно ожидать затруднений при очистке товара для импорта.

До использования статей ИНКОТЕРМС-2000 термин “таможенная очистка” вызывал разночтения. Таким образом, при каждой ссылке на обязанность продавца или покупателя принимать на себя обязательства, связанные с прохождением товара через таможню страны-экспортера, теперь следует разъяснение, что эта обязанность включает не только оплату пошлины и всех прочих сборов, но также выполнение и оплату всех административных действий, связанных с прохождением товара через таможню и информированием властей в этой связи.

Для уточнения обязанностей по оплате пошлин в статьи соответствующих терминов ИНКОТЕРМС-2000 добавлены слова “если это потребуется”, чтобы термины использовались без какой-либо двусмысленности в случаях, когда таможенные процедуры не нужны. Обычно желательно, чтобы таможенная очистка была организована стороной, постоянно проживающей в стране, где должна происходить эта очистка, или по крайней мере кем-либо, действующим от имени этой стороны. Таким образом, экспортер обычно проводит таможенную очистку для экспорта, в то время как импортер должен очищать товар для импорта.

ИНКОТЕРМС-1990 отличались от этого принципа по торговым терминам EXW и FAS (обязанность таможенной очистки на покупателе) и DEQ (обязанность таможенной очистки на продавце), но в редакции ИНКОТЕРМС-2000 термины FAS и DEQ возлагают обязанность таможенной очистки товара для экспорта на продавца, а товара для импорта - соответственно на покупателя, в то время как термин EXW, представляющий собой минимальные обязанности продавца, был оставлен без изменений (обязанность за таможенную очистку для экспорта возлагается на покупателя). В соответствии с термином DDP продавец отдельно соглашается сделать то, что вытекает из самого названия термина, а именно: очистить товар для импорта и оплатить любые вытекающие из этого пошлины.

Весьма важным исходным моментом при выполнении базисных условий ИНКОТЕРМС является четкость в определении момента поставки товара. Поставка перевозчику считается законченной при достижении следующих обстоятельств:

  • - при перевозке по железной дороге - если количество товара достаточно для полной загрузки вагона или контейнера, то продавец обязан загрузить вагон или контейнер. Поставка считается завершенной, когда загруженный вагон или контейнер принимается железной дорогой. Если вагон или контейнер загружен частично, то поставка считается завершенной, когда продавец передал товар на железнодорожном приемном пункте;
  • - при перевозке автотранспортом - если погрузка происходит на предприятии продавца, поставка считается завершенной, когда товар погружен на транспортное средство, предоставленное покупателем. Если товар доставляется на предприятие перевозчика, то поставка считается завершенной после передачи товара перевозчику;
  • - при перевозке по внутреннему водному пути - когда погрузка осуществляется на предприятии продавца, поставка считается завершенной после передачи товара перевозчику;
  • - при перевозке морским транспортом -- если товара достаточно для полной контейнерной загрузки, поставка считается завершенной, когда загруженный контейнер принят морским перевозчиком. Если товара недостаточно для полной загрузки контейнера или его не нужно в нем перевозить, то продавец должен поставить товар на транспортный терминал. Поставка считается завершенной после передачи товара морскому перевозчику;
  • - при перевозке воздушным транспортом - поставка считается завершенной, когда товар передан воздушному перевозчику;
  • - если вид транспорта не указан, поставка считается завершенной, когда товар передан перевозчику;
  • - при комбинированной перевозке - поставка считается завершенной, когда товар передан, как указано в пунктах выше, в зависимости от обстоятельств.

Обязательным действием при исполнении условий поставки является своевременное уведомление продавцом покупателя о поставке товара перевозчику вдоль борта, на борту судна или отправке в указанное место.

При исполнении всех условий ИНКОТЕРМС, кроме “франко-завод”, от продавца требуется осуществление доказательства поставки предоставлением покупателю за свой счет необходимых документов, доказывающих поставку товаров. К таким документам обычно относятся: оборотный коносамент, необоротная морская накладная, речной транспортный документ, авиагрузовая накладная, автомобильная транспортная накладная или комплексный транспортный документ. В зависимости от конкретного базисного условия используется тот или иной набор перечисленных документов.

Обязанности покупателя по проверке, упаковке и маркировке заключаются в оплате, если не оговорено иное, расходов по предотгрузочной проверке, за исключением тех случаев, когда такая проверка затребована властями страны-экспортера.

Если в условиях поставок по какой-либо позиции у продавца или покупателя указано “нет обязательств”, то любая из этих сторон может выполнить те или иные обязанности контрагента по его поручению и за его счет, но тем не менее эти процедуры не являются обязательствами, вытекающими из базиса поставки.

ИНКОТЕРМС (INCOTERMS) 2010. С начала 2011 г. вступила в силу новая версия международных правил - ИНКОТЕРМС-2010.

ИНКОТЕРМС-2010 - это свод (кодификация) правил внешней торговли, наиболее широко употребляемых в международной торговле. Новый текст был опубликован Международной торговой палатой (International Chamber of Commerce) и применяется наряду со старыми сборниками правил, так как стороны по внешнеторговой сделке автономны в выборе применимого права.

Несмотря на то что правила ИНКОТЕРМС-2010 не являются результатом межправительственного соглашения, они признаются как коммерческими, так и государственными организациями. При их использовании договаривающиеся стороны могут быть полностью уверены, что в будущем у них не возникнет разночтений по особенностям проведения поставки.

Между ИНКОТЕРМС-2000 и новым ИНКОТЕРМС-2010 есть ряд существенных отличий. Изменения коснулись прежде всего условий поставки. Так, в последней версии исключены условия поставки DAF (“Поставка товаров до границы” / Delivered At Frontier), DES (“Поставка с судна” / Delivered Ex Ship), DDU (“Поставка без оплаты пошлин” / Delivered Duty Unpaid) и DEQ (“Поставка с причала” / Delivered Ex Quay) исключены.

Из-за увеличивающегося количества прямых продаж и контейнеризации вместо этих терминов введены новые условия поставок по ИНКОТЕРМС-2010:

  • - “Поставка в пункте” / Delivered At Point (DAP). Данный термин заменяет собой ранее популярные термины “Поставка без оплаты пошлин” (DDU), “Поставка товаров до границы” (DAF), “Поставка с судна” (DES);
  • - “Поставка на терминале” / Delivered At Terminal (DAT), который заменяет собой термин “Поставка с причала” (DEQ).

Таким образом, ИНКОТЕРМС-2010 включает 11 терминов базисных условий поставок, в отличие от ИНКОТЕРМС-2000, где было 13 терминов базисных условий поставок.

В 2009 г. ведущие страховые рынки приняли исправленные “Условия страхования грузов” (LMA/IUA). Термины “Стоимость, страхование и фрахт” (CIF) и “Перевозка и страховка оплачены” (CIP) были изменены для того, чтобы показать наличие страхования. Поправки также проясняют информацию по обязательствам относительно страхования.

В базисных условиях поставок устанавливается момент перехода риска случайной гибели товара с продавца на покупателя. Это позволяет определить, кто и на каком этапе заинтересован в страховании рисков.

Революционным положением ИНКОТЕРМС-2010 является обязанность сотрудничества продавца и покупателя в вопросах обеспечения экспортно-импортной очистки. ИНКОТЕРМС-2010 закрепляет обязанности по предоставлению информации для того, чтобы добиться экспортно-импортной очистки (например, информация относительно цепи поставок). Уточнены обязательства относительно сборов за транспортное обслуживание на терминале.

Международные правила толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС-2010)

Полное наименование термина

Аббревиатура

Франко-завод (наименование пункта) - Ex Works

Франко-перевозчик (наименование пункта) - Free Carrier

Свободно вдоль борта судна (название порта отгрузки) - Free Alongside Ship

Свободно на борту (название порта отгрузки) - Free On Board (Named Port of Shipment)

Стоимость и фрахт (название порта назначения) - Cost and Freight (Named Port of Destination)

Стоимость, страхование и фрахт (название порта назначения) - Cost, Insurance, Freight (Named Port of Destination)

Перевозка оплачена до... (название пункта назначения) - Carriage Paid То (Name Place of Destination)

Перевозка и страховка оплачены до... (название пункта назначения) - Carriage and Insurance Paid To (Named Place of Destination)

Поставка в пункте (название пункта назначения) - Delivered At Point (Named Point of Destination)

Поставка на терминале... (название пункта назначения) - Delivered At Terminal (Named Point of Destination)

Поставка с оплатой пошлины (название пункта назначения) - Delivered Duty Paid (Named Place of Destination)

Изменения, внесенные в ИНКОТЕРМС-2010, способствуют тому, чтобы уменьшить вероятность возникновения ситуаций, когда покупателю придется платить дважды за транспортное обслуживание на терминале. Цена за перевозку товаров до условленного места назначения, результатом чего обычно является то, что покупатели вынуждены платить дважды, должна исчезнуть благодаря поправкам к ИНКОТЕРМС-2010 и условиям: CIP, СРТ, CFR, CIF, DAT, DAP и DDP.

ИНКОТЕРМС-2010 содержит и разъяснения по вопросу перепродаж товара (как, например, множественная перепродажа товара во время транзита). В частности, в термины FCA, СРТ, CIP, FAS, FOB, CFR и CIF внесены поправки, предусматривающие, что продавец в середине цепочки продаж несет обязательство “обеспечить отгрузку товара”, а не “отгрузить товар”. В обязательства продавца по заключению договора перевозки груза внесены поправки, позволяющие продавцу “обеспечить” договор поставки.

Основные поправки в новый текст ИНКОТЕРМС-2010 не требуют каких-либо конкретных действий, но они должны быть рассмотрены и учтены при подготовке и заключении контрактов. Это касается прежде всего использования ИНКОТЕРМС-2010 в контрактах для продажи на внутреннем рынке.

ИНКОТЕРМС-2010 были адаптированы для использования во внутренних контрактах. Это облегчило внедрение ИНКОТЕРМС в контракты, связанные с движением товаров внутри страны, например, в рамках торгового блока, такого как ЕС, где экспортные и импортные формальности в значительной степени исчезли, и в США, где наблюдается увеличение использования ИНКОТЕРМС-2010 вместо Единообразного торгового кодекса (Uniform Commercial Code) при продажах на внутреннем рынке.

В ИНКОТЕРМС-2010 новый текст делит условия поставки на два класса перевозок: 1) для всех видов транспорта и 2) для морского и внутреннего водного транспорта.

К первому классу - “Поставка любым видом транспорта” (морской, автомобильный, воздушный, железнодорожный) относятся условия EXW, FCA, СРТ, CIP, DAT, DAP, DDP.

Второй класс - “Поставка по морю и внутренним водным путем”. К данным условиям ИНКОТЕРМС-2010 относит: поставку к борту судна (FAS), поставку на борт судна (FOB), стоимость и фрахт (CFR), стоимость, страхование и фрахт (CIF).

Ранее зачастую условия поставки FOB ошибочно использовались для обозначения любого пункта поставки. Новая редакция ИНКОТЕРМС-2010 четко указывает, что правило FOB предназначено для использования исключительно для морского и внутреннего водного транспорта.

В новых правилах окончательно уравнены в правах бумажный и электронный документооборот. Исключению подлежит лишь явное упоминание в договоре предпочтения тому или иному виду документооборота. ИНКОТЕРМС-2010 предусматривают обязательство сторон хранить договорную документацию и данные независимо от их формы.

Следует отметить, что единые для всего мира правила ИНКОТЕРМС имеют особое значение при таможенном оформлении, так как именно исходя из заложенных в них условий таможенные органы определяют таможенную стоимость товаров, исходя из которой уплачиваются таможенные пошлины и налоги.

Несмотря на то что термины ИНКОТЕРМС признаны во всем мире, при проведении внешнеторговых операций следует учитывать, что в каждой стране имеются свои обычаи делового этикета, которые могут повлиять на толкование конкретных нюансов поставки.

Кроме того, заметим, что базисные условия поставки, несмотря на свою универсальность, не являются полноценными договорами купли-продажи. В условиях ИНКОТЕРМС, например, не прописаны способы уплаты товара, последствия нарушения договорных обязательств или правила перехода прав собственности на товары.

Необходимо учитывать также, что при составлении внешнеторгового договора имеет смысл учитывать национальные законы, обязательные для применения. При этом национальный закон имеет приоритет перед условиями ИНКОТЕРМС.

2. Базисное условие F СА предполагает сдачу товара:

а. в порту отправления;

б. в порту назначения;

в. первому перевозчику в поименованном пункте назначения;

г. экспедитору в поименованном пункте отправления.

3. При базисном условии CFR поставка товаров осуществляется:

а. на риск и за счет продавца;

б. на риск продавца, но за счет покупателя;

в. на риск покупателя, но за счет продавца;

г. на риск и за счет покупателя.

4. При базисном условии СРТ обязательства продавца по поставке товара считаются выполненными:

а. при пересечении грузом поручней судна в порту погрузки;

б. при пересечении грузом поручней судна в порту выгрузки;

в. при передаче груза первому перевозчику в стране отправления;

г. при передаче груза в поименованном пункте назначения.

5. Базисные условия CIF предполагают, что обязанность обеспечения транспортировки до порта назначения лежит:

а. на продавце товара;

б. на покупателе товара;

в. в зависимости от договоренности, между продавцом и покупателем.

6. При базисном условии FAS транспортировка товаров осуществляется:

а. на риск и за счет продавца;

б. на риск продавца, но за счет покупателя;

в. на риск покупателя, но за счет продавца;

г. на риск и за счет покупателя.

7. При заключении контракта на условиях С1Р обязанности продавца по поставке считаются выполненными:

а. при передаче товара первому перевозчику в стране отправления;

б. в момент прибытия товара к месту назначения, указанному в контракте;

в. при передаче товара экспедиторской компании в пункте назначения.

8. При базисном условии D АР продавец обязан предоставить товар в распоряжение покупателя:

а. в пункте назначения;

б. в пункте отправления;

в. в порту отгрузки;

г, на борту судна.

9. Базисное условие DDР предполагает:

а. поставку в месте назначения;

б. товар доставляется заказчику, очищенным от пошлин и рисков;

в. товар доставляется перевозчику заказчика;

г. экспортные платежи лежат на продавце, а импортные на покупателе.

10. При экспорте товара из Белоруссии на условиях DDP транспортировку по иностранной территории оплачивает:

а. экспортер;

б. импортер;

в. расходы делятся между экспортером и импортером в определенной пропорции.

11. На условиях FCA , где поименованным пунктом является аэропорт, ответственность продавца заканчивается:

а. при передаче груза воздушному перевозчику в аэропорту отправления;

б. при погрузке товара на воздушное транспортное средство;

в. при получении товара покупателем в аэропорту назначения.

12. Основным элементом, какого вида договора являются базис­ные условия поставки:

а. договора перевозки;

б. договора купли-продажи;

в. договора транспортной экспедиции.

13. Первая группа (Е) по базисным условиям поставки («ИНКО­ТЕРМС-2010») предусматривает, что:

а. продавец передает товары покупателю непосредственно в своих помещениях. Обязанностей по заключению договора перевозки нет;

б. продавец передает товары покупателю непосредственно в своих помещениях. Обязанностей по заключению договора перевозки нет. Риск утраты или повреждения товара лежит на покупателе;

в. продавец передает товары покупателю непосредственно в своих помещениях. Обязанность по заключению договора перевозки. Риск утраты или повреждения товара лежит на покупателе.

14. Условия, при которых продавец несет все расходы и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения, соответствуют:

а. первой группе (Е);

б. второй группе (F);

в. третьей группе (С);

г. четвертой группе (D).

15. Условия поставки CFR относятся к категории:

а. отгрузки;

б. доставки;

в. прибытия;

16. Условия «ИНКОТЕРМС» базируются на принципе, что:

а. риск утраты груза переходит с продавца на покупателя после того, как продавец выполнил свои обязательства по поставке;

б. риск повреждения, утраты или случайной гибели груза переходит с продавца на покупателя после того, как продавец выполнил свои обязательства по поставке;

в. риск полной утраты груза переходит с продавца на покупателя после того, как продавец выполнил свои обязательства по поставке.

17 Базисные условия поставки в договорах купли-продажи в соответствии с ИНКОТЕРМС не указывают:

а. на распределение расходов между продавцом и покупателем (кто, за что и до какого момента платит), соответственно от выбранного сторонами базиса поставки будет зависеть контрактная цена товара;

б. на обязательства по подготовке и передаче документов (кто их разрабатывает, получает, за чей счет и на чье имя), но не состав документов;

в. прямо на право собственности, на момент перехода права собственности с продавца на покупателя;

г. на момент перехода риска и ответственности по поставке (кто, за что отвечает, до какого этапа и момента времени).



Что еще почитать