Традиционная схема (структура) тренингового занятия. Описание "тренинга" Структура тренинга по психологии

Занятие 1. Порядок рождения. Детское соперничество. Умение управлять стрессом.

Занятие 2. Самоуважение и поддержка.

Занятие 3. Ошибочные цели поведения детей и исправление ошибок.

Занятие 4. Естественные и логические последовательности. Выход из конфликтных ситуаций. Навыки общения.

Занятие 5. Заключение соглашений о дисциплине. Организация семейного собрания.

Условия проведения: тренинг рассчитан на 15 часов обучения (пять трехчасовых занятий, 1 раз в неделю). Начало каждого занятия в 18.30.

Всем участникам курса выдаются книги и «Рабочие тетради».

Одобрена Городским Экспертным Советом при Комитете по образованию Санкт-Петербурга

Программа организованно-обучающего отдыха детей

Детский лагерь «Мир моей мечты»™

Основа лагеря - полное взаимопонимание взрослых и детей, которые живут 8 дней, как единая команда, как одна семья,учитывая совершенство каждого ребенка. Жизнь в лагере планируют дети. Они распределяют бюджет, разрабатывают режим дня, составляют меню. А взрослые поддерживают, поощряют инициативу и самостоятельность.

Каждый день в лагере проводятся четырехчасовые занятия по темам: семья, школа, друзья, родители.

В лагере ваш ребенок научится: °

Ответственно подходить к своим поступкам;

Работать в команде;

Проявлять инициативу;

Решать конфликты так, чтобы достигать соглашений;

Любить свою семью и друзей без всяких условностей, именно тогда у них появится чувство самостоятельности.

Программа лагеря предназначена для детей 8-15 лет. Вместе с ними в лагере находятся два сертифицированных инструктора и консультанты, прошедшие специальное обучение.

Условия проведения: восьмидневный лагерь проводится в дни школьных каникул (в летние каникулы - три недели) в курортных зонах городов.

Тренинг формирования команды Отношения, ведущие к достижению цели™

Девиз этой программы - «Вместе мы изменим мир». И главный предмет обсуждения в процессе обучения - это как создать успешные, конструктивные, добрые ОТНОШЕНИЯ, способные спаять воедино любую команду, начиная с семьи и заканчивая рабочим коллективом, воодушевить всех ее членов, стимулировать творческий потенциал на выработке общих целей и успешной их реализации.

Цели тренинга:

Научиться правильно ставить первоочередные цели и оценивать затраты для их

достижения;

Научиться использовать такие ресурсы, как время, люди, деньги и обязательства,

чтобы добиться больших результатов;

Научиться использовать четырехступенчатый метод зарабатывания денег;

Научиться работать в команде, поддерживать лидера и уметь быть лидером.

Задачи тренинга:

Формирование команды:


■ выработка общего для всей группы представления о целях и задачах команды, определение норм поведения и этических ценностей, которые могут поддержать все члены команды;

■ осознание своей роли каждым членом команды (работа с понятиями лидер/ подчиненный, с четким распределением обязанностей и ответственности);

■ обсуждение противоречий, наиболее часто возникающих в команде;

Работа с конфликтом:

■ психология конфликта;

■ конфликты между отдельными членами команды: причины - пути выхода;

■ конфликт между лидером и членами команды: причины - пути выхода;

■ внутренний конфликт между желаемыми целями и различными установками на те или иные стороны жизни;

Переориентация негативных установок:

■ работа с понятиями НАМЕРЕНИЕ/РЕЗУЛЬТАТ;

■ обретение смелости брать на себя обязательства; отношение к деньгам;

■ отношение к ошибкам как к бесценному опыту, который обязательно пригодиться в дальнейшем, и т. д.;

Активизация творческих способностей - как отдельного члена команды, так и всей группы в целом:

■ формирование представления о творческом процессе, как о главной составляющей успешной реализации потенциала команды;

■ «Кто не рискует - тот не выигрывает»;

Выявление и направленная переориентация факторов, тормозящих творческий процесс; " активное стимулирование оригинальных идей у участников;

Работа с возражениями:

■ четкое осознание своих сильных и слабых сторон во взаимоотношениях с возражающей стороной;

■ отношение к возражениям как к дополнительному источнику информации, как к полезному и перспективному опыту;

■ возражения - обратная связь, необходимая для конструктивного общения.

Формы работы: моделирование наиболее трудных ситуаций путем ролевой игры с последующим подробным анализом результатов и нахождения путей выхода из возможного внутреннего конфликта; групповые дискуссии; стимулирование оригинальных идей со стороны обучающихся, практическая реализация полученных знаний и навыков.

Условия проведения: Тренинг начинается в пятницу в 18.30 и заканчивается в воскресенье в 21.00.

Программа тренинга составляется для каждой организации индивидуально,учитывая исключительные особенности коллектива, направленность и задачи, стоящие перед ним.

Тренинг Лидерство, дающее результат™

Для того чтобы охарактеризовать эту программу, лучше всего подходит выражение: «Мы не станем кормить Вас рыбой, мы научим Вас ловить её».

Это высокопрофессиональная программа разработана с целью улучшить ваши лидерские способности. Она включает в себя теорию, практику и обязательства, как инструмент максимального влияния.

Цели тренинга:

1. Диагностические навыки. Вы сможете диагностировать чувства и намерения других людей с целью помочь им стать более успешными, и для того, чтобы строить с ними гармоничные взаимоотношения.

2. Отработка методов эффективного влияния. Вы сможете улучшить свои лидерские качества и узнать, как Вы можете наиболее эффективно влиять на других людей. Вы будете иметь возможность научиться инструментам, с помощью которых можно переориентировать негативное поведение некоторых людей и приводить их к сотрудничеству.

3. Проработка проблем, связанных со страхами. Вы сможете стать более успешными и эффективными во влиянии, потому что расстанетесь с некоторыми страхами, которые контролировали Вашу жизнь и действия.

4. Инструменты построения успеха. Вы узнаете, как использовать один из самых мощных инструментов влияния на окружающий мир - намерение. С помощью этого инструмента Вы сможете достигать большего, делая меньше усилий.

После прохождения каждой очередной сессии Вы поставите цели, достигая которые, сможете максимально использовать инструменты и навыки, полученные во время обучения.

Задачи тренинга:

Сделать весь опыт, полученный Вами в жизни, инструментом эффективного влияния на других людей!

Научиться быстро и уверенно диагностировать состояние другого человека с намерением помочь ему стать более успешным.

Овладеть уверенностью в том, что Вы сможете всё, что захотите!

Научиться работать со своими страхами для того, чтобы перестать тратить время на сомнения и действовать с уверенностью в том, что всё, что Вы получите - это Ваш результат!

Научиться создавать такие чувства, чтобы другие люди хотели идти за Вами, даже если они до этого они сомневались в успехе! Научиться планировать свое рабочее время. Научиться расставлять приоритеты в работе и отдыхе.

Формы работы:

Индивидуальная работа, групповые упражнения, работа в малых группах, решение практических задач участников тренинга.

Условия проведения:

Тренинг состоит из 4 сессий, 80 часов теории и практики. Сессии проводятся один раз в месяц. Каждая сессия начинается в пятницу в 18.30 и завершается в воскресенье в 19.00.

Тренинг повышения самооценки

Деньги и свобода™

(«Денежный колодец»)

На этом тренинге Вы сможете лучше понять свои основные потребности и намерения относительно денег и получить знания о том, как стать более богатым и более удовлетворённым.

Цели тренинга:

Сколько денег я хочу иметь и зачем?

Как мне зарабатывать их, чтобы оставалось время на отдых и

удовольствия?

Какие у меня приоритеты в способах зарабатывать деньги?

Что такое активы и что такое пассивы?

Как приумножить количество денег в моей жизни?

Что я чувствую, когда имею деньги и когда их не имею?

Как перестать зарабатывать из страха и начинать работать с удовольствием?

Как это -делать то, что тебе нравится, и хорошо зарабатывать?

В основе семинара лежит идея о том, что деньги приходят к нам не тогда, когда мы начинаем работать всё больше и больше, а тогда, когда мы понимаем несколько важных вещей:

1. Деньги легче приходят к нам, когда мы делаем то, что нам нравится, то, что приносит нам удовольствие, то, что приносит нам чувство значимости.

2. Деньги приходят тогда, когда мы точно знаем, на что мы их хотим тратить.

3. Деньги приходят к нам легче, если мы зарабатываем их, учитывая фактор гармонично построенных взаимоотношений.

4. Деньги приходят к нам тогда, когда у нас есть намерение и горячее желание их зарабатывать.

Задачи тренинга:

Как можно зарабатывать деньги с радостью, удовольствием и без напряжения!

Вы сможете понять, что для Вас является активом, вложением в будущее, и что пассивом.

Вы станете более внимательны к своим чувствам, связанным с деньгами, их наличием и их отсутствием.

Вы узнаете, почему испытываете определённые страхи, связанные с деньгами, и что Вы можете сделать, чтобы перестать их испытывать.

Вы увидите, что деньги работают по своим, вполне определённым правилам, и эти правила мало связаны с Вашей личной судьбой, и больше с тем, сколько Вы знаете о них.

Формы работы:

Уникальное групповое упражнение Денежный колодец™, индивидуальная работа.

Условия проведения:

Тренинг Личная логика™

У каждого человека есть собственный, «фирменный» стиль жизни, основанный на личной логике. Стиль жизни формируется в раннем детстве, до 7-8 лет, и складывается из выводов, которые мальчики и девочки делают из происходящих с ними событий. На основе этих выводов в детстве постепенно формируется принцип личной логики. Обычно мы не осознаем свою личную логику, хотя всегда действуем исходя из нее. Например, девочка, которая в детстве пережила развод родителей и уход отца из семьи, могла сделать вывод о том, что она недостойна любви, в особенности любви мужчин. Став взрослой, она подсознательно будет строить свои отношения с другим полом, исходя из этой логики.

Цель тренинга:

1. Осознать свои подсознательные установки.

2. Понять свои сильные стороны характера

Задачи тренинга:

Тренинг позволяет увидеть, каким главным принципом личной логики Вы пользуетесь в жизни, и изменить, «переписать» его, если этот принцип больше Вас не устраивает.

На тренинге используется методика анализа ранних детских воспоминаний по А. Адлеру.

Формы работы:

Индивидуальная работа с каждым участником, групповая дискуссия.

Условия проведения:

Группа не более 12 человек. Будние дни с 18.30 до 23.00

Тренинг для пар,

желающих улучшить свои интимные отношения

и снова разжечь пламя любви

Романтическое приключение для двоих™

Жизнь - это великий дар для нас, и только мы сами решаем, как воспользоваться этим даром. Хотим ли мы научиться получать удовольствие от жизни, радость, любовь, взаимопонимание наших единственных, быть с ними в согласии и доверии, наслаждаться близостью друг с другом.

Удивительный тренинг «Романтическое приключение для двоих™» приглашает вас создать для себя новую реальность, о которой вы пока только мечтаете.

Цели тренинга:

Создать романтическую ауру, которая поможет вновь разжечь страсть в сердцах друг друга, а также ощутить жажду удивительных приключений;

Познакомить с несколькими приемами, помогающими выходить из конфликтов: находить взаимовыгодные решения и достигать обоюдного согласия;

Рассказать о том, что благодаря общению друг с другом мы яснее и глубже осознаем наше единство.

Формы работы: работа в парах, в малых группах, групповые упражнения, практическая реализация полученного опыта.

Условия проведения: Тренинг рассчитан на 3,5 дня. Он начинается в 19.00 в четверг и заканчивается в воскресенье вечером.

Тренинг 4 шага к свободе™

(Стратегии работы со страхом)

Тренинговые занятия, как и любая другая форма психологической работы с детьми, требует привыкания, адаптации участников к новым процедурам, способам работы, организации пространства и т.д. Поэтому желательно с самого первого их применения вводить определенные нормы и обязательные процедуры и придерживаться их на всем протяжении психологического обучения, вплоть до выпускного класса. Нужно понимать, что введение каждой новой формы работы на некоторое время отвлекает участников от содержания и переключает их силы на адаптацию к новой ситуации деятельности и общения.

К традиционным нормам тренингового занятия могут относиться работа в кругу, правила «одного микрофона» и «поднятой руки», ведение записей в специальной тетради, принятие мнения каждого сидящего в кругу, право на собственное мнение и его аргументирование. То есть эти нормы носят как организационный, так и содержательный характер.

Очень хорошо, если с самого начала детям предлагается определенная структура такого занятия, к которой они постепенно привыкают, начиная понимать ее внутреннее значение. Рассмотрим два варианта структурирования занятия. Каждый из них имеет свои преимущества и ограничения.

Первый вариант. «Базовая» структура транингового занятия может выглядеть следующим образом:

  1. Ритуал приветствия
  2. Разминка.
  3. Рефлексия прошлого занятия.
  4. Введение в тему сегодняшнего занятия (в основное содержание).
  5. Упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятия.
  6. Рефлексия прошедшего занятия.
  7. Домашнее задание или «мостик» в следующую встречу.
  8. Ритуал прощания.

Ритуалы приветствия-прощания – это психологическая «рамка» занятия, граница, отделяющая его от предыдущего и последующего «кусочков» жизни ребенка и класса (группы). Они выполняют функцию «замка», отпирающего дверь в тренинговую ситуацию (настройка) и затем запирающего его. Второе не менее важно: с занятия участник должен уйти обогащенным новым содержанием, но вместе с тем готовым переключиться на другую деятельность, других людей в качестве ведущих. Кроме того, ритуалы – это способ создания и поддержания общности участников, их «МЫ чувства». Ритуалы по возможности должны быть выработаны самой группой (в начальной школе это не всегда возможно; тогда их предлагает группе ведущий). И с ними не стоит обращаться вольно: они должны быть достаточно устойчивыми и обязательными к исполнению на каждом занятии. На то они и ритуалы.

Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Соответственно, разминочные упражнения необходимо выбирать с учетом актуального состояния группы и за дач предстоящей деятельности. Определенные разметочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения. Если актуальное состояние детей вполне отвечает задачам занятия, можно проводить тематические разминки: они помимо психофизического и эмоционального настроя выполняют роль введения в тему занятия.

Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

Рефлексия прошлого занятия предполагает, что дети вспоминают, чем они занимались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем они это делали. Психолог предлагает вспомнить, с кем они обсуждали эти упражнения после встречи, показывали ли другим людям и что из этого получилось, объясняет, как это могло помочь им в учебе или общении вне занятий.

Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, проявляют эмоциональную связь друг с другом и ведущим. Рефлексивные техники в работе с детьми – тема отдельного разговора. К ним предъявляется ряд серьезных требований: они должны быть компактными, очень информативными, разнообразными и ненавязчивыми.

Каждый раз ведущему нужно очень четко ставить задачу сначала перед самим собой, как создателем сценария, а затем перед участниками. Какая именно рефлексивная деятельность важна нам сейчас, в контексте темы занятий и общей задачи курса? Сколько времени на каждом занятии мы можем ей уделить? Очевидно, что для тренинговых программ, ориентированных на развитие эмоциональной сферы, важно учить детей фиксировать, анализировать свои чувства и чувства других людей. Для программ коммуникативного характера чрезвычайно важна рефлексия отношений, позиций в общении своих собственных и партнеров, моде лей поведения и др. По программам, ориентированным на развитие когнитивных функций, нужно развивать и тренировать рефлексивные умения, связанные с пониманием особенностей собственной памяти, внимания, воли, мышления, восприятия. А ведь есть еще рефлексия собственных ценностей и ожиданий, рефлексия способа действия и его следствия, что бывает особенно важно при обучении ребят приемам эффективной деятельности (мыслительной, совместной в группе и др).

Всем этим формам рефлексии нужно учить, но нельзя это делать одновременно. Каждый раз мы отбираем и ставим рефлексивную задачу перед детьми в соответствии с общими целями тренингового курса или конкретного занятия. Рефлексия не может и не должна сводится к вопросу:

«Понравилось ли вам, дети, занятие, какие чувства у вас возникли?»

Введение в тему текущего занятия может быть осуществлено еще раньше, на этапе тематической разминки. Либо это может быть самостоятельный и очень важный этап встречи. Его функция состоит не только в том, чтобы донести до сведения ребят тему и основную задачу встречи, но и замотивировать их на серьезную, глубокую работу. Для введения в содержание могут быть использованы разные приемы. Например, тема может быть просто сообщена, а задачи перечислены. Это может быть эффективно (с точки зрения того, что тема услышана и мотивация на ее про работку сформировалась) в тех случаях, когда дети (подростки, старшеклассники) очень доверяют ведущему и охотно настраиваются на любое предлагаемое им содержание, а также в тех случаях, когда тема бесспорно интересна или сверхактуальна. Можно сформулировать тему и вместе с участниками определить задачи занятий, исходя из темы и интересов учащихся. Такой подход бывает действенным в разных школьных возрастах, но при одном условии: у участников должен быть опыт такой работы (опыт самостоятельной постановки задач к собственной деятельности). Весьма эффективно применение проблемного метода: перед учащимися ставится открытый вопрос, связанный с темой, и в процессе обсуждения устанавливается, какая информация для ответа на него у группы уже есть, а какую требуется получить на этом занятии. Возможно заинтересовать участников каким- нибудь потрясающе ярким фактом и работать дальше на энергии непроизвольного интереса и т.д. Важно, чтобы психолог, как и учитель, владел самыми разными приемами мотивации к учебной активности, так как дети разные, классы разные и что подходит одним, то категорически не срабатывает у других. Важная особенность таких приемов в работе психолога, ведущего не уроки, а тренинговые занятия: они должны мотивировать не только на получение новой информации, но и на самоизменение, овладение новыми способами поведения и деятельности.

Упражнения и процедуры, направленные на освоение основного содержания – это ролевые игры, психотехнические упражнения, дискуссии, сопровождающиеся краткими монологами ведущего («Впрыскивание необходимой информации), рефлексивными «паузами», подведением итогов, фиксацией этих итогов на доске и в личных тренинговых записях. В зависимости от возраста участников, игры, упражнения, с одной стороны, и информационно рефлексивные вкрапления, с другой, планируются в разном соотношении. В тренинговых занятиях для малышей доминируют игры и упражнения. В тренинговых программах для старших соотношение может быть один к одному. Обе крайности опасны. Тренинговое занятие несводимо к набору тематических игр и «куцой» рефлексии в конце по типу «Мне все понравилось». Нельзя дать участникам «заиграться», потому что тогда нивелируется главная особенность тренинга как формы развивающей работы – осмысленность, осознанность обучения. Но опасно превращать тренинг в урок семинар: в этом случае исчезает сама основа тренингового обучения – собственная практика обучающегося. Вообще, тренинговые занятия эффективны там и тогда, когда ведущему удалось сформировать у учащихся «правильное» отношение к игре – как к средству самопознания и саморазвития. Конечно, совершенно осознанно относиться к игре как к инструменту обучения могут только старшеклассники, но формировать именно такую позицию нужно начинать уже в начальной школе.

Домашнее задание… Трудный вопрос. С одной стороны, у хорошего школьного психолога с трудом повернется язык дать современным детям еще одно домашнее задание. С другой стороны, трудно без него организовать эффективное психологическое обучение в том режиме, в каком оно чаще всего существует в школе (один раз в неделю, во второй половине дня…). Вот если бы с погружением, да на выезде, да с последующим закреплением в реальной деятельности, учебной прежде всего, тогда можно обойтись без всяких ухищрений в виде домашнего задания! А так… Что делать? Есть разные варианты: серьезно работать с родителями – раз; встраивать процесс подготовки домашнего задания во внеурочную жизнь школьников (экскурсии, внутриклассные мероприятия и т.д.) – два. Встраивать содержание в учебную деятельность с помощью учителей предметников и обходиться без домашних заданий – три. Конечно, возможны и другие варианты. Эти – для примера. Таков первый вариант структурирования тренингового занятия. Самый простой.

Второй вариант, более изысканный, но и более требовательный к профессионализму ведущего и условиям работы группы. Он позволяет организовать каждую тренинговую встречу как некоторый тематически, организационно и эмоционально целостный «фрагмент» жизни. Структура встречи в данном случае такова:

  1. Разминка (лучше всего – тематическая). Выполняет функцию психологического запуска темы. После разминки озвучивается тема.
  2. Диагностика проблемы в ходе выполнения упражнения или небольшой игры. Игра должна показать участникам, над чем им необходимо работать в плане собственного развития или развития отношений.
  3. Теоретический «кусок»: введение понятий, правил, технологий. Информация, так называемая «теория», дается крайне дозированно. Только то, что нужно для сегодняшнего занятия, в очень простой и понятной форме. Это та информация, которая помогает формировать навыки (с мотивационной и инструментальной точек зрения) и в дальнейшем их отслеживать самому.
  4. Отработка навыков в серии упражнений. Как правило, это короткие, конкретные упражнения на отработку разных сторон, аспектов какого то навыка.
  5. Обобщение полученных навыков в «большой» ролевой игре. Игра выступает средством проверки эффективности всего, чтобы происходило ранее.
  6. Рефлексия (обмен чувствами, анализ произошедшего, ответы на вопросы ведущего).
  7. Межличностная поддержка, обратная связь.

Такое занятие трудно провести за 40 минут (хотя есть ассы, у которых получается и такое), оно требует больше времени на реализацию, но и выгода очевидна: эффективность работы над некоторым навыком или умением, построенной таким образом, очень высока, особенно в среднем и старшем школьном возрасте, когда доверие детей ко взрослым требует постоянных подтверждений, в том числе проверки на личную значимость проводимой работы (значимости для учащихся).

Тренинговые занятия как форма развивающей работы востребована во всех школьных параллелях. Естественно, меняется содержание. Великолепно эта форма подходит для развития и формирования социальных навыков у учащихся II – III классов и младших подростков. Она эффективна в профориентационной работе и развитии навыков саморегуляции у школьников любого возраста. У нее мало ограничений.

Пожалуй, только одно, но существенное: она требует системы, продуманных способов переноса формируемых новообразований в реальную деятельность и определенной психологической образованности детей: попробуйте посадить в круг подростков, у которых нет никакого опыта участия в тренинговых ситуациях, и «с листа» провести с ними полноценное занятие… «масло масляное». Если среда образовательная, она не может не быть развивающей. В современном толковании словосочетания «развивающая среда» чаще всего акцент делается на целенаправленности и осмысленности действий взрослых при постановке задач развития и проектирования системы отношений в школе и школьного пространства. Развивающая образовательная среда – это среда, специально сконструированная или тщательно выращенная для решения определенных задач развития человека, система отношений, насыщенная ценными для формирования этого человека ценностями, смыслами и возможностями. Воздействие среды одновременно является мощным и мягким, всесторонним и естественным для развивающегося в ней человека. Суть ее воздействия ненасильственна: приобретение тех или иных способностей, развитие тех или иных сторон психического облика происходят в ответ на запрос среды. Они становятся востребованными ребенком. Они необходимы ему для того, что вычерпать до дна возможности окружающего пространства и отношений с другими людьми. Примерно так.

Участие в проектировании развивающей среды – это уникальная, чрезвычайно богатая по своим возможностям ситуация для школьного психолога. Такое участие позволяет ему решать развивающие задачи самым естественным для ребенка способом. И под час самым эффективным. Любая развивающая ситуация, встроенная в образовательный процесс или образовательную среду как «вставка», особая форма деятельности или отношений, предполагает специальные процедуры закрепления новых качеств и их переноса в естественные условия жизнедеятельности. То, что удается «растворить» в привычной и понятной ребенку образовательной ситуации, дополнительных усилий от ребенка и специальных шагов от взрослого не требует.

«Растворение» психологической развивающей работы в образовательной среде школы – задача особая и творческая. Удивительно, но такого рода профессиональное искусство чаще всего осваивается школьными психологами в последнюю очередь: после тренингов, специально конструируемых коррекционных занятий, уроков… Естественно, что не все развивающие задачи поддаются такому растворению, но многие, очень многие.

Форма развивающей работы, балансирующая на грани «искусственной» и «естественной», – психологическая акция. Название эта форма получила по аналогии с различными художественными акциями, столь популярными в искусстве советского постмодернизма 70–80 х гг. XX века. По своей сути это среда, часто игровая, которая на определенное время создается в пространстве школы, параллели, класса. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила, запланированный результат. Основная цель таких «акций» – расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений. «Жизнь богаче, чем вы ее привычно воспринимаете» – таков, видимо, пафос «психологического действа».

Важные особенности «акции» – ненавязчивость и необычность. Она не мешает жить как обычно тем, кто хочет ее не замечать, она окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции на время своей жизни создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное со стояние; школа начинает переживаться как единое целое, а находящиеся в ней люди – как близкие и интересные собеседники. Акции могут носить игровой характер (например, «Тайный друг»),иметь форму необычного опроса («Радуга», тематический социологический опрос). Особый вид психологической акции – День (дни) или Неделя психологии в школе.

Неделя психологии – это совокупность психологических акций, подчиненных одной теме, одной идее, которая для включенного в нее человека разворачивается как некое целостное завершенное действо.

При общем планировании Недели желательно придерживаться нескольких рабочих принципов:

  • Неделя должна быть целостной и законченной, т.е. иметь психологически очерченное начало и конец, основную идею и девиз;
  • каждый день должен плавно перетекать в следующий;
  • необходимо иметь виды работы, которые делали бы каждый день неповторимым и «сквозные» мероприятия, задающие общий дух Недели;
  • целостность и законченность должен иметь каждый день, т.е. содержать некоторое центральное мероприятие, иметь свою смысловую направленность, которая также может выражаться в девизе дня;
  • события Недели должны охватывать всю школу – всех детей и взрослых;
  • мероприятия Недели должны по возможности не вмешиваться в учебный процесс; по крайней мере это вмешательство необходимо сделать минимальным и строго оговоренным с педагогами и администрацией.

При реализации этих принципов Неделя получается как бы «двухслойной» или содержащей фигуру и фон. Фигурами являются центральные мероприятия дня, фоном – «сквозные» формы работы типа психологической газеты, стенда Недели, «заборов», цитат, развешиваемых по школе, музыкального сопровождения.

С любой другой акцией Неделю роднят ненавязчивость, необычность и основные цели – расширение эмоционального, смыслового, деятельностного «поля» жизни человека, создание школьной общности. Отличает содержательная глубина, и, несомненно, организационная сложность.

На каких тематических фундаментах может быть выстроена Неделя? Общий ответ – на самых разных. Главное, чтобы тема имела красивый и многоплановый разворот: ценностный, культурологический, социально психологический, личностный. Например, отличная тема – «Дороги, которые мы выбираем». Эта тема может быть разложена на любое количество дней (сколько осилите). Дорога – она ведь не прямая и в любой момент может за вести то в болото, то оказаться перегороженной шлагбаумом, то забраться в непроходимые кручи. Всем этим образам дороги могут быть подобраны соответствующие психологические метафоры. Горные кручи – интеллектуальные испытания, болото – проверка на сплоченность и т.д.

«Инь и Янь» – прекрасная тема для психологической «трехдневки»: один день – «мужской», другой – «женский» (психологические особенности, интересы, взгляд на представителей другого пола), третий – «ОН и ОНА» (любовь, дружба, понимание).

Пятидневная тема – «Времена года». Понедельник, вторник, среда, четверг – всем известные сезоны, ассоциированные с теми или иными психологическими состояниями, возможностями, интересами человека. Так, «Зима» была для нас временем мечтаний и подарков (девиз дня – «Самое время мечтать»). «Весна» – временем любви, смятения чувств под девизом «Приходит время…». «Лето» – временем для себя и про себя: «Лето – это маленькая жизнь». А осень… осень проходила под девизом «Осень, ты поведала душе о самом главном» – и была посвящена философским размышлениям о смысле жизни и ее ценностях. Самым неожиданным был пятый день Недели, который назывался «Пятый сезон» и проходил под девизом «Время года моей души».

Во время Недели мимолетные переменки, как всегда, сменяются обязательными уроками, никто не отменяет завтраки и обеды, но в каждом уголке школы ждут сюрпризы в виде «заборов», мудрых мыслей или необычных заданий; на каждой переменке то в одном, то в другом холле что то происходит: конкурс, игра, испытания. За пять минут до звонка неожиданно может быть предложено заполнить необычный опросник, и уже через час его результаты будут обработаны и вывешены на стенде Недели. И так далее.

Неделя психологии помимо ее основного развивающего эффекта имеет еще один, тоже по своему развивающий: повышение интереса к деятельности психолога со стороны учеников и педагогов, рост его авторитета. При этом важно понимать, что психологическая акция, единичная, оформленная в виде Недели или Дней психологии, при всей своей зрелищности, эстетической изящности, мероприятие не развлекательное, а развивающее. А значит, на предлагаемые содержание и форму могут быть самые разные индивидуальные реакции. Кого-то может и раздражать, кому-то казаться бессмысленным. Такие реакции иногда нужны, чтобы их заметили, помогли справиться с состоянием, а в большинстве случаев психологу их нужно просто принять и пережить. И ни в коем случае не оправдываться, объясняя скрытый смысл происходящего. Особенно если акция была построена на метафоре, как, например, любимая нами утренняя акция «Радуга».

Помимо психологических акций могут использоваться другие способы естественного «встраивания» психологического развивающего содержания в образовательную среду школы. Так, традиционные школьные мероприятия и праздники могут наполняться психологическими смыслами. Например, хорошо известный и часто применяемый «Интеллектуальный марафон» может помимо развивающих образовательных решать развивающие психологические задачи.

Вот пример из опыта.

Интеллектуальный марафон, в создании которого объединились педагоги и психологи, может быть спланирован и реализован как праздник. Праздник познания, интеллекта, образованности.

В этот день процесс познания разворачивается как безусловная общечеловеческая и личная ценность, так же как и отношения между людьми, возникающие в процессе совместного познания.

Думать, совершенствовать свой ум, расширять свои знания – это здорово, это интересно, это в конце концов социально престижно.

Человек, поступающий так, заслуживает несомненного уважения и признания. Таковой может быть идея марафона. Как же участвуют в ее реализации психологи?

Марафон, который используется в данном случае в качестве «например», проходил в три дня.

Первый день – индивидуальный тур. Он проходил для всей средней школы (с V по XI класс) одновременно и представлял собой тест. По итогам первого тура к вечеру того же дня стали известны победители в каждой параллели, по нескольку человек от каждой параллели. Они то и были приглашены к участию во втором дне марафона.

Второй день – это психологическая работа. Официально то, что происходило, называлось «подготовка команд для группового тура интеллектуального марафона». Было известно, что в третий день должны соревноваться команды. Несколько. В каждой – 7 участников, с V по XI класс.

Они будут перемещаться от одной предметной станции к другой и набирать очки. И качество их работы будет зависеть не только от индивидуальных способностей каждого, но и от сплоченности команды.

В течение нескольких часов шла работа с командами. Состав команд определил жребий, все остальное зависило только от самих участников. В задачу психологов входило не только познакомить ребят между собой и настроить их на сотрудничество друг с другом. Каждая команда к утру следующего дня должна была иметь название, девиз, герб (эмблему, символ), а также 3 минутное выступление – приветствие, с представления которого и начинался третий день. Выступления оценивались жюри, и оценка эта входила в общий балл команды.

Работая с командами, психологи выступали в привычной и понятной для них самих и окружающих профессиональной роли.

Они не развлекали участников марафона. Они их учили, выступали тренерами, наставниками, помогали найти общий язык и наладить сотрудничество. Ребята, выходящие при таком отборе во второй тур марафона, – это интеллектуально развитые, замотивированные на познание учащиеся, которые быстро понимают свою основную задачу: создать сплоченную, сильную команду, способную успешно бороться за победу. Психолога они рассматривали как специалиста, помогающего им эти задачи решить. Важно, что психологи не готовили вместе с ребятами их выступления. Они помогали им войти в активное, творческое состояние, создавали атмосферу доверия и открытости: далее команды работали самостоятельно.

В этом особенно ярко проявилась особенность именно психологической профессиональной позиции. Конечно, ради зрелищности выступлений стоило бы подключить к работе детских команд нескольких талантливых педагогов. На следующий день мы бы слушали не детский лепет и самодельные стихи, а почти профессиональные мини спектакли. Вот только дети к этому имели бы крайне мало отношения. И вообще, размывался бы до полной неузнаваемости смысл развивающей работы.

В третий день психологи сопровождали команды в их нелегком пути: периодически помогали им отреагировать сложные моменты взаимоотношений, проигрыши на станциях, выработать более эффективную тактику совместной работы во время выполнения интеллектуальных заданий. Их работа становилась максимально незаметной: главное – процесс интеллектуального поиска, в который включены команды. Остальные задачи отодвигались на задний план. Зато после завершения игры и подведения итогов роль психологов снова стала очень значимой. Ряд команд нуждались в обсуждении того, как проходил процесс, причин проигрыша.

В результате «марафонцы», сами того не заметив, приняли участие в нескольких психологических развивающих процедурах – от игры и тренинга до КТД и коллективной рефлексии процесса. Однако все эти формы были органично вплетены в значимую для них интеллектуальную деятельность.

Марафон и участие в нем психологов – конкретный пример того, как психологические развивающие задачи могут переплетаться с задачами педагогическими, воспитательными или учебными, и как могут проектироваться ситуации для их совместного решения. Совместные психолого -педагогические мероприятия и программы, реализуемые на базе класса, параллели, школы, – очень перспективный и эффективный вид работы, направленной на решение комплексных задач развития и обучения. Конечно, он требует известной зрелости от взрослых: умения совместно ставить задачи, разрабатывать мероприятия, распределять роли и ответственность. Педагог и психолог должны говорить на одном языке, понимать суть и назначение работы друг друга, специфику применяемых методов и приемов. Они должны доверять друг другу. Но «игра стоит свеч»: в результате сотрудничества рождается высокоэффективный общий подход к решению соотносимых друг с другом задач развития и воспитания.

Таким образом, работа психолога, ориентированная на решение задач развития детей, подростков, юношей и девушек, может приобретать самые разные конкретные формы и очертания: игра, тренинг, урок, акция, совместное психолого- педагогическое мероприятие.

Каждая из названных форм имеет свои возможности и ограничения, свои сильные и слабые стороны. Выбор конкретной формы тесно связан со спецификой развивающей задачи, решаемой психологом, с опытом участников (насколько они владеют той или иной формой развивающей психологической деятельности) и их возрастом, традициями школы.

Связан он, естественно, и с профессиональными пристрастиями и квалификацией самого психолога.

Развивающая работа может занимать разное место в общей системе деятельности психолога образовательного учреждения: от периферийного до центрального, может быть как ситуативной, так и системно плановой. Ситуативная развивающая работа организуется под запрос, чаще всего проблемный, и носит локальный характер.

Педагогический университет «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»

Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ТРЕНИНГА В ШКОЛЕ

Учебный план курса

№ газеты Учебный материал
33 Лекция № 1. Психологический тренинг и его мифология
35 Лекция № 2. Тренинг в системе методов практической психологии
37 Лекция № 3. Сущность тренинговых методов
Контрольная работа № 1 (срок выполнения - до 15 ноября 2004 г.)
39 Лекция № 4. Тренинговые методы работы с прошлыми событиями
41 Лекция № 5. Тренинговые методы работы со «случающимися» событиями
Контрольная работа № 2 (срок выполнения - до 15 декабря 2004 г.)
43 Лекция № 6. Тренинговые методы работы с конструируемыми событиями
45 Лекция № 7. Организационные аспекты реализации тренинговых методов
47 Лекция № 8. Примеры тренинговых методов и упражнений
Итоговая работа. Итоговая работа должна представлять собой программу тренинговых занятий, созданную в соответствии с предложенной в лекциях формой, и содержать по крайней мере одно занятие, подробно описанное и снабженное комментариями относительно использованных методов. Должна присутствовать справка из образовательного учреждения, подтверждающая факт проведения указанного тренинга. Итоговые работы, сопровождаемые справками из учебного заведения (актами о внедрении), должны быть отправлены в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2005 г.

Лекция седьмая.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕНИНГОВЫХ МЕТОДОВ

П режде чем начать проведение тренингов в школе, психолог должен дать ответ самому себе на два важнейших вопроса:
1. В чем заключается цель проведения психологического тренинга?
2. Есть ли минимально необходимые условия для организации тренинговых занятий?

ЦЕЛЬ И УСЛОВИЯ
Представляется очевидным, что если цель недостаточно осознана специалистом, то не стоит и начинать работу. Прежде всего потому, что в таком случае эта работа становится совершенно бессмысленной и невозможно понять, какой именно тип психологического тренинга следует реализовывать.
Как уже было сказано во второй лекции нашего курса, психологический тренинг, в отличие от других метаметодов работы практического психолога, направлен не только на решение ныне существующих проблем участников, но и на профилактику их возникновения в будущем, в частности, за счет предоставляемой им возможности научиться решать проблемы .
Однако эта общая цель может быть конкретизирована в ряде более узких целей.
Довольно условно можно предложить набор возможных целей групповой психологической работы в школе и тип тренинга, с помощью которого каждая из указанных целей может быть достигнута (см. приложение 1).

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина ООО "Битс Инишиэйтив". Monster beats dr dre mixr оригинальные, все модели, доставка в день заказа по Москве и Санкт-Петербургу, гарантия 2 года, доступные цены. Узнать цены, контакты и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://ibeatsbydre.ru/.

Ответ на второй вопрос предполагает наличие:
а) требуемого уровня квалификации психолога как группового тренера, то есть его подготовленность к ведению тренинговых занятий;
б) помещения для проведения таких занятий и его достаточную оснащенность;
в) группы людей (учащихся или учителей), желающих принять участие в подобной работе;
г) тщательно разработанной программы психологического тренинга.
Подготовленность психолога к проведению тренинга означает не только знакомство с теоретическими основами разнообразных тренинговых методов, но и обязательно личный опыт многократного участия в психологических тренингах разных типов, а также ведения групп хотя бы в роли ассистента.
Помещение для занятий должно быть звукоизолированным и располагаться в месте, обеспечивающем отсутствие случайного постороннего вмешательства и помех работе. Настоятельная рекомендация - не проводить тренинг в той же аудитории, где у ребят проходят учебные занятия. Тренинг с педагогами не надо проводить в учительской, конференц-зале, а тем паче в кабинете директора. Если мы хотим помочь участникам избавиться от некоторых стереотипов, следует исключить факторы, которые могут автоматически запустить действие этих самых стереотипов.
Поскольку занятия могут длиться три–шесть часов, следует позаботиться о том, чтобы помещение было просторным и периодически проветривалось. Хорошо, если помещение настолько просторно, что круг участников занимает только его половину, а во второй половине на полу лежат маты или есть ковровое покрытие (это удобно для проведения медитаций и ряда упражнений телесной терапии). Перерывы в работе делаются в среднем через полтора часа на 10 минут.

ПРОСТОЙ АЛГОРИТМ
Важнейшие требования к организации психологических тренингов в школе представлены в приложении 2 .
Важный момент - желание учащихся (или учителей) стать членами тренинговой группы. Добровольность участия является необходимым профессионально-этическим требованием. Поэтому, приглашая на тренинг потенциальных участников, психолог должен доступно объяснить цели такой работы и ее формы и сформировать у них мотивацию к этой деятельности. Нельзя требовать от учащихся обязательной явки на тренинговые занятия. Для детей до 14 лет необходимо разрешение родителей на участие в тренинге.
Перед началом занятий психолог должен подготовить примерную программу психологического тренинга. Разумеется, эта программа является только ориентиром, поскольку в процессе работы неизбежны отступления от заготовленных сценариев, а иногда - кардинальные изменения стратегии ведения группы. Однако наличие программы представляется обязательным, поскольку ее подготовка позволяет четко осознать основные пути достижения поставленной цели.
С.Д. Дерябо предложил простой алгоритм выбора содержания тренинга (см.).
Думается, что разработанную психологом программу следует обсудить с более опытными коллегами (возможно, потребуется ее утверждение районным (окружным) методическим советом по психологии или администрацией школы - при том условии, что руководитель достаточно профессионально подготовлен в области психологии). По окончании занятий программа может быть пересмотрена, уточнена и - как прошедшая проверку - утверждена окончательно.

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА
Можно предложить примерную структуру программы психологического тренинга в школе.
Титульная страница, на которой представлено название программы и имя автора-составителя (поскольку школьный психолог чаще всего пользуется уже известными тренинговыми играми и упражнениями и его программа имеет обычно компилятивный характер, то называться автором программы не вполне этично).
Пояснительная записка (обозначаются цели и задачи, обосновывается содержание программы и используемые методы, раскрываются важнейшие теоретические положения, указываются организационные условия проведения занятий и общее количество часов).
Тематический план занятий (номера и названия тем, примерное количество занятий и часов, последовательность блоков или тренинговых модулей).
Структура занятий (выделяются и кратко описываются этапы, присутствующие в каждом занятии).
Содержание тренинга (является основной частью программы, представляются сценарные планы всех занятий с достаточно подробным описанием используемых упражнений, игр, психотехник и т.п.; упражнения, которые являются оригинальными авторскими разработками, рекомендуется каким-то образом выделить, например звездочкой после названия; упражнения, заимствованные из литературных или иных источников - даже в случае их модификации - желательно снабдить ссылками или примечаниями с указанием номера источника из списка литературы).
Список литературы.

ФИКСАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ
Каждое занятие можно строить примерно по одной схеме (см. приложение 4).
Перспективной в плане формирования новых умений участников тренинга является цикличная модель Д. Колба (D.A. Kolb , 1984), в которой научение проходит последовательно четыре фазы (см. приложение 5).
По завершении тренинга психологу следует проанализировать свою работу, учесть ошибки и достижения, обобщить накопленный опыт. По-видимому, полезным может стать написание «Анализа реализации программы тренинга...», в котором следует раскрыть особенности протекания группового процесса, выделить успешные и неуспешные моменты работы, оценить эффективность разработанной программы и сделать выводы.
Для облегчения проведения такого анализа представляется целесообразной постоянная фиксация важнейших параметров в течение всего периода реализации программы. Поэтому необходимо анализировать итоги каждого занятия сразу по его завершении. Подводя итоги каждого проведенного тренингового занятия, можно воспользоваться простой, но, как показывает опыт, удобной схемой. Регулярное заполнение этого бланка позволит ведущему накапливать важный и интересный материал, который наверняка пригодится в дальнейшем (см. приложение 6).
Необходимо сделать принципиально важное замечание: все вышесказанное имеет лишь рекомендательный характер и отражает мнение автора, вытекающее из его опыта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. - М.: Ось-89, 2002.
2. Вачков И.В ., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе. - СПб.: Речь, 2004.
3. Kolb D.A. Experiential Learning: Experience as a Source of Learning and Development. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1984.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Проанализируйте требования, предъявляемые к организационной стороне проведения психологических тренингов в школе, и соотнесите их с условиями, имеющимися в вашем образовательном учреждении.
2. Можно ли, по вашему мнению, пожертвовать выполнением каких-то требований и провести успешный тренинг в условиях ограниченных возможностей?
3. Перечитайте свои ответы, записанные в бланке, который был предложен вам в третьей лекции. Какие изменения вы внесли бы в этот бланк? Что вы бы вычеркнули?
4. Соответствуют ли разработанные вами программы тренинга схемам, предложенным в этой лекции?

Требования к организации
психологических тренингов в школе

Организация пространственно-предметной среды:
кабинет (не менее 18 кв. м), пригодный как в качестве традиционного учебного класса, так и в качестве игровой аудитории;
ковровое покрытие;
свободно передвигающиеся учебные столы и стулья.

Минимально необходимые требования к оборудованию:
стол и стул на каждого ученика;
доска (стенд для вывешивания плакатов или флипчарт);
цветные карандаши (или фломастеры), краски и кисточки на каждого участника;
листы плотной бумаги в достаточном количестве (формата А4 и А3);
картонные карточки (размером 9х12 см или чуть меньше)
маты;
набор разнообразных игрушек.

Желательны:
телевизор;
видео- и аудиомагнитофоны;
компьютер;
зеркала на стенах, скрываемые шторками.

Время занятий:
продолжительность каждого занятия: от 35–45 минут до 3 часов с одним 10-минутным перерывом;
частота: рекомендуется не реже одного раза в неделю; возможно проведение тренинга-марафона в выходные дни (по 6 часов в день).

Пояснительная записка - это документ, позволяющий получить общие сведения о тренинге. Содержание пояснительной записки зависит от программы тренинга, к которой она прилагается.

Отчет о проведенном тренинге может включать следующие пункты.

- Что было заказано . Кратко излагается утвержденная ранее программа тренинга, включающая тему, аудиторию, цель, задачи и средства тренинга.

- Когда, где, с кем, в каких условиях проводился тренинг . Этот пункт может нести в себе важную информацию, поскольку качество и результативность тренинга во многом зависят от условий его проведения, длительности, количества и состава участников. Руководитель сможет сделать корректирующие выводы о соотношении цены/качества в следующий раз, заказывая тренинг на тех или иных условиях.

- Общая характеристика группы и психологический климат в ней . Важный пункт, поскольку тренинг проходит в живой организации и несет на себе отпечаток внутренних взаимоотношений в компании. Кроме того, ориентируясь на эмоциональный потенциал группы, отражающийся на психологическом климате, можно прогнозировать результаты воздействия будущих управленческих решений на коллектив.

- Структура тренинга кратко .

- Результаты тренинга .

- Что было сделано . Практический результат по каждому блоку.

- Какими навыками овладели участники и какие могут использовать в работе . Какие знания освоены.

- Какие темы поднимались в обсуждениях и вызвали резонанс .

- Определение мероприятий и видов работ, проводимых между тренингами (домашние задания, супервизии, «отчеты о достижениях» и т. д.).

4.2 Структура тренинга

Вводный этап тренинга – знакомство и ориентация

Знакомство участников обычно проводится в самом начале тренинга, после краткого представления тренера, но перед обсуждением ожиданий и согласованием программы. Это важный элемент установочного блока тренинга. Знакомство проводится даже тогда, когда участники тренинга знают друг друга, и направлено на решение следующих задач:

    ориентировка в ситуации (кто принимает участие в тренинге, «кто есть кто»);

    запоминание имен друг друга (тренер также в ходе знакомства запоминает имена участников);

    установление контактов между участниками, их сближение, формирование атмосферы доверия;

    вовлечение участников в игровые, тренинговые формы работы.

Если есть необходимость экономии тренингового времени, процедура знакомства может быть совмещена со сбором ожиданий участников. В этом случае они, представляясь или представляя друг друга, говорят и об ожиданиях от тренинга.

Что же такое - разминки для тренинга , и в чем их смысл?

Центральная задача разминок в том, что они способствуют групповой динамике. Разминки следует привязывать к определенной задаче, тематике тренинга. В таком случае обсуждения результатов разминки выстраивает эмоции и мышление участников в нужном русле – тогда энергия разминки идет на пользу всему процессу.

Следующая функция разминок – помочь участникам раскрепоститься и снять напряжение. Еще одна важная задача разминок – формирование сплоченности группы. Часто именно после разминок в группе появляется ощущение общности интересов, и начинает проявляться групповое творчество.

В начале тренинга нужно сократить дистанцию между участниками и "обжить" пространство. Для этого проводятся групповые разминки, подразумевающие движение и взаимодействие между участниками.

Самая последняя разминка в тренинге (еще называемая заминкой) – самая задушевная, она проводится незадолго до обратной связи. Такие разминки должны нести позитив - слова благодарности и комплименты друг другу, аплодисменты. Состояние, полученное в результате таких разминок, распространяется на все предыдущее время тренинга и создает атмосферу теплоты и открытости.

Основной обучающий этап тренинга

В основной части тренинга отражено ключевое содержание, выстроенное в определенной логической последовательности. Это упражнения, в которых непосредственно тренируются те навыки и умения, за которыми участники пришли на тренинг. В качественном тренинге данный тип упражнений должен занимать наибольшую часть времени тренинга.

Основные упражнения обычно длительны по времени, ведь в них должен успеть поработать каждый участник тренинга и у него должно быть достаточно времени для наработки умения. Чаще всего основные упражнения проводятся в парах или тройках, реже в микрогруппах. Это позволяет сделать так, чтобы каждый участник получил свой опыт и потренировал умение.

Данный тип упражнений используется на протяжении всего времени тренинга, обычно в начале тренинга ставятся более простые основные упражнения, во второй половине - более сложные, глубокие. Часто основные упражнения ставят после соответствующей мини-лекции.

Завершающий этап тренинга

В заключительной части подводятся итоги проведенного тренинга, выделяются ключевые моменты и выводы, возможно, включить упражнения на саморефлексию. Последнее упражнение может быть направлено на получение позитивных эмоций, на расслабление, на подготовку к дальнейшей работе. Важные вопросы в конце тренинга:

    «Что было важно для вас?».

    «Что возьмете с собой в работу? («О чем узнали? При каких условиях это принесет вам нужный результат? Как и когда вы сможете это использовать? Зачем? Что от этого будете иметь лично вы?»).

В структуре тренинга необходимо описывать каждое упражнение исходя из следующих критериев:

    Процедура

    Инструкция

    Необходимые ресурсы

    Рефлексия (вопросы для обсуждения)

Мы поделимся своим секретом проведения тренингов для ваших сотрудников, а именно расскажем, как строится структура программ тренинга, выбранного нашими заказчиками.

Все тренинги разработаны командой профессионалов -практиков в области продаж и являются эксклюзивными. Мы проводим тренинги в независимости от места нахождения наших заказчиков.
Специалисты нашей компании имеют многолетний практический опыт работы в различных сферах.Это прежде всего

Финансовая выгода от тренингов

Алгоритм тренинга, выбранного заказчиком

Формирование кредита доверия участников тренинга - позволяет расположить слушателя тренинга с целью увеличения КПД усвояемости материала программы тренинга. Позволяет добиться лояльного отношения к спикеру тренинговой программы.

Программа тренинга - формируется за счет предпочтений заказчика и особенностей деятельности специфики компании заказчика.
Выявление мотивационных составляющих - формирует четкое представление участников тренинга желание работать в компании заказчика. На этом этапе можно выявить «тех участников» кто препятствует развитию бизнеса заказчика.

Первый Кофе брейк с целью адаптации участников и усиления кредита доверия между спикером и обучаемыми. Формирование навыков - позволяет определиться с необходимым набором инструментов, которые участники получают на тренинге и будут применять в своей работе.

Отработка возражений - позволяет спикеру тренинговой компании добиться от участников согласия на то, что программа тренинга выбрана заказчиком, с его полного согласования на получения новых навыков, плодотворно влияющих на работу в компании.
Обед для участников тренинга позволяет пополнить «жизненные ресурсы». После обеда участниками тренинга выполняются упражнения, приводящие группу в рабочий режим.
Выполнение заданий, предусмотренных программой тренинга, исходя из специфики деятельности компании, позволяет практически отработать полученные навыки.
Второй кофе брейк – это необходимая пауза с целью отдыха участников тренинга.
Практическая отработка-это моделирование похожих ситуации встречающихся в повседневной работе участников тренинга, особенно применяется при работе с возражениями.

Подведение итога - позволяет участникам тренинга убедиться, что нового они смогли усвоить на тренинге.

Вручение фирменных сертификатов - это своеобразная награда для участников, один из способов мотивирования персонала.

Эта схема наглядно показывает каким образом мы точечно вкладываем вашим сотрудникам те цели и задачи, которые Вы ставите перед нами заказывая тренинг.



Что еще почитать