Объясняем на пальцах: В малом и среднем бизнесе занято меньше трети россиян. Почему так мало? Относится ли компания к малым и на какие льготы может рассчитывать Сколько людей занято на малом предприятии

Законодательство устанавливает несколько критериев отнесения предприятий к малым субъектам предпринимательства, и один из них - это численность работников организации.

Законодательство о малых предприятиях

Главные вопросы малых предприятий регулируются в Федеральном законе № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее - 209-ФЗ).

Действуют также постановления Правительства, регулирующие отдельные вопросы критериев отнесения к таким субъектам (N 265 от 4 апреля 2016 г. и др.).

Вопросы составления и предоставления отчетности такими субъектами регулируются приказами Росстата, ФНС и другими ведомственными нормативными актами.

Критерии малого предприятия

Количество работающих на малом предприятии

В пп. 2«б» п. 1.1 ч. 1 ст. 4 209-ФЗ устанавливается критерий, относящийся к численности персонала субъекта малого предпринимательства и позволяющий отнести субъекта к этой группе.

Это средняя численность его работников за предшествующий календарный год.

К малым предприятиям законодательство относит предприятия с численностью работающих там не более ста человек включительно, а для микропредприятий, отдельно выделяемых в составе малых, - пятнадцати человек включительно.

Микропредприятия в последнее время подверглись существенному изменению в части законодательного регулирования, но критерий их численности остался прежним.

Как посчитать среднюю численность персонала малого предприятия

Расчет численности не слишком прост, поскольку последняя содержит в себе:

  • среднесписочную численность работников;
  • среднюю численность внешних совместителей;
  • среднюю численность лиц, работавших по гражданско-правовым договорам (выполнения работ, оказания услуг и др.).

Вопросы подсчета каждого показателя регулируются в действующей до настоящего времени

Среди множества прав и свобод, которыми наделяет гражданина РФ Конституция, следует выделить принцип свободы заниматься экономической или предпринимательской деятельностью. Что это такое?

Предпринимательская деятельность - это деятельность, осуществляемая человеком на личное усмотрение с целью регулярного получения прибыли от оказания предпринимателем или наемными рабочими услуг и работ, продажи товаров, личных навыков и умений, а также от пользования имуществом. Зачастую успешная предпринимательская деятельность граждан выливается в образование собственного малого предприятия в виде ИП или юридического лица

Сущность понятия «малое предприятие»

Основным определяющим критерием малого предприятия (МП) в Российской Федерации считается количество наемного персонала, работающего в штате или по договорам ГПХ. Согласно законодательным актам, к субъектам МП относятся коммерческие организации (кроме унитарных муниципальных и госпредприятий). Доля участия этих компаний в уставном капитале религиозных и общественных организаций, субъектов РФ, благотворительных и подобных им фондов не может превышать 25 %. А суммарный процент иностранных компаний и крупных юридических лиц в составе этих фондов должен составлять менее 49 %.

Следующим по важности критерием является численность наемных рабочих. Она должна укладываться в следующие рамки:

  • для организаций в области промышленности, транспорта и строительства - 100 человек;
  • для сельхозпредприятий и компаний, занятых в научно-технической сфере, установлен лимит в 60 человек;
  • для оптовиков - 50 человек;
  • для предприятий из сферы розницы и бытового обслуживания - 30 человек;
  • для организаций, занятых в иных отраслях, этот ценз составляет 50 человек.

Под критерии малого предприятия также подпадают физические лица, которые занимаются предпринимательством без образования юрлица. К перечню субъектов хозяйствования, которые могут считаться МП, можно отнести: ИП, фермерские хозяйства, потребительские кооперативы, хозпартнерства, хозяйственные общества и производственные кооперативы.

Третьим важным критерием считается величина выручки. Она не должна превышать для микропредприятий 120 миллионов рублей, а для МП - 800 млн.

Критерии определения субъектов МП

К основным критериям малого предприятия чаще всего относят следующие составляющие:

  • полученный предприятием ежегодный оборот;
  • размер уставного капитала;
  • средняя численность наемного персонала;
  • величина активов.

Юридические лица обычно используют три критерия (численность работников, величину выручки и требования, предъявляемые к структуре собственного капитала), а ИП - только два (размеры дохода и среднесписочную численность персонала). В соответствии с ФЗ № 209 «О развитии МП и СП в РФ» от 24. 07. 2007 года существует государственный реестр, куда вносятся физические лица, ведущие свою деятельность, как ИП и юрлица (коммерческие предприятия и потребительские кооперативы, кроме унитарных муниципальных и госпредприятий). Эти организации могут относиться к МБ, т. е. среднесписочное количество работников за год должно составлять 100 человек.

Особенности налогообложения МП

Экономика малого предприятия стимулируется при помощи льготного кредитования, налоговых льгот при выполнении услуг и производстве товаров, а также предоставления оборудования в лизинг. Согласно Налоговому кодексу РФ МП могут использовать ОСНО (общий режим налогообложения), упрощенный режим - УСНО, а также «вмененку» (ЕНВД) и ЕСХН (налоговой режим для сельхозорганизаций).

Возможностью УСНО (одна из льгот для МП) могут пользоваться ИП и организации с предельным количеством наемного персонала до пятнадцати человек. Предприятие считается малым лишь в том случае, если в течение последних четырех кварталов его выручка не превышала размер, равный 1000-кратному МРОТ. С 1 июля 2017 года один МРОТ равняется 7 800 рублей.

Льготы для МП

Большое внимание развитию МП всегда уделяло правительство. Это связано с тем, что малые предприятия в периоды кризисов самыми первыми становятся банкротами. Благодаря сектору малого предпринимательства в стране существует относительно здоровая конкуренция за счет довольно высокого качества оказываемых услуг и производимых товаров, а также достаточной гибкости структуры организации малого предприятия.

Первая льгота, применяемая с 01 июня 2014 года, касается разрешения малым компаниям не лимитировать остаток по кассе и хранить в ней денежные средства без лимита остатка. Чтобы применить эту льготу, бухгалтеру достаточно составить соответствующий приказ.

Вторая льгота касается возможности субъектом МП применять упрощенные способы бухучета. То есть для малых организаций предусмотрены сокращенные формы бухгалтерской отчетности. И существует ряд ПБУ, которые на них не распространяются. Следует также помнить, что ИП бухучет практически не ведут, а микропредприятиям разрешается вести бухучет методом сплошной записи хозяйственных операций, то есть без необходимости совершать проводки. Таким образом, организуется учет хозяйственных операций, сдается отчетность. Именно так выглядят бухгалтерские особенности малых предприятий.

Меры правительства РФ, направленные на поддержку МП

Программы поддержки МП ежегодно финансируются из бюджета субъектов РФ, ФБ, из иных источников и средств местных бюджетов. Муниципальные и государственные программы финансирования МП ведутся по следующим направлениям:


Способы подтверждения предприятиями статуса МП

Дополнительным преимуществом МБ считаются льготные условия при участии в государственных закупках. При прочих равных условиях организациям сферы МП, представленным в базе объявлений запросов-предложений, отдается предпочтение при выборе по сравнению с конкурентами. Некоторые конкурсы изначально создаются таким образом, что только субъекты малого или среднего предприятия могут подать на него заявку. Поэтому при участии в госзакупках часто нужно подтверждать соответствие организации критериям малого предприятия. Сделать это можно, уяснив структуру собственного капитала, просчитав численность работников и взяв результаты предпринимательской деятельности из декларации для юридических лиц.

Фирма, чтобы потерять преимущества, которые даются МП, должна перестать соответствовать всем критериям в течение 3 лет подряд (ранее - 2 года). Благодаря последним изменениям необходимость подтверждать статус МП отпала, так как он автоматически присваивается в соответствии с данными налоговой декларации. А ФНС с августа 2016 года формирует реестр малых предприятий, где учитывает все организации, относящиеся к МП. Это упрощает процесс получения фирмами льгот.

Кредитование на льготных условиях для МП

Многие крупные банки разработали программы льготного кредитования МП. Благодаря изменениям критериев в 2016 году часть крупных компаний могут войти в сегмент мелкого и среднего бизнеса, следовательно, воспользоваться льготными продуктами кредитования. Это в свою очередь увеличит количество выданных кредитов, чем снизит процентную ставку по ним. Сбербанк, к примеру, предлагает начинающим предпринимателям кредит для МБ «С нуля»», а для бизнеса по схеме франшиз и уже существующего предприятия - пакет кредитных услуг «Бизнес-старт».

Надзорные каникулы для МП

Всем, кто планировал открыть собственное дело, специалисты рекомендуют заняться этим именно сейчас, потому как в соответствии с государственной программой стимулирования роста и развития МБ с 1 января 2016 по 31 декабря 2018-го всем МП предоставляются надзорные каникулы в течение двух лет.

В этот период не могут осуществляться проверки на малых предприятиях. К примеру, ни санитарный инспектор, ни пожарная охрана, ни представитель какой-либо иной инстанции не имеет право осуществлять проверку. Также сокращены лимиты выездных неналоговых проверок: для микропредприятий - не больше 15 часов в год, а для МП - не более 50.

Максимальный размер выручки для малых предприятий вырос вдвое. Теперь больше организаций могут претендовать на этот статус. Какие преимущества он дает? Есть ли от него какая-то выгода? В статье мы подробно ответили на все вопросы.

Как понять, относится компания к малым или нет

По ряду признаков организации делят на малые и средние. Для малых есть множество поблажек при ведении бухучета и не только. Какие же компании могут ими воспользоваться?

Критерии, по которым определяют статус предприятия

Организацию относят к малому бизнесу, если она подходит под определенные условия. Они перечислены в статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209ФЗ (далее – Закон № 209-ФЗ):

1) ограничение по структуре капитала. Это значит, что в уставном капитале сельхозорганизации доля РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, различных общественных объединений и фондов в сумме не должна превышать 25 процентов. Участие юрлиц, которые не являются малыми или средними компаниями, также лимитировано – суммарно не более 49 процентов. Такое же ограничение действует в отношении доли иностранных предприятий.

2) требования к средней численности работников за предшествующий календарный год. Она не должна превышать 100 человек. Здесь учитывают весь персонал организации, включая работающих по гражданско-правовым договорам, совместительству, сотрудников представительств, филиалов и других обособленных подразделений компании (п. 6 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).

3) условие о размере выручки. Для дохода от реализации товаров, работ или услуг за предшествующий календарный год (без учета НДС) также есть предел – не более 800 млн руб. Такое значение утвердило Правительство РФ в постановлении от 13 июля 2015 г. № 702 , вступившее в силу 25 июля 2015 года.

Замечу, что среди малых организаций выделяют микропредприятия. Средняя численность их работников не должна быть более 15 человек, а сумма выручки – 120 млн руб.

Обратите внимание: предприятие теряет статус малого, если численность работников и выручка больше предельных значений в течение трех календарных лет подряд. Так сказано в пункте 4 статьи 4 Закона № 209-ФЗ.

Если превышена 49-процентная доля участия юрлиц, компания также лишится своего статуса. Причем с даты, когда изменение долей в уставном капитале зарегистрируют в ЕГРЮЛ.

Подробнее о том, как посчитать среднюю численность

Среднюю численность работников за предшествующий календарный год рассчитывают в соответствии с Указаниями … утвержденными приказом Росстата от 28 октября 2013 г. № 428 (далее – Указания). Для этого надо сложить (п. 77 Указаний):

  • среднесписочную численность сотрудников;
  • среднее количество внешних совместителей;
  • среднее число работников, трудившихся по договорам гражданско-правового характера.

Обратите внимание на то, как посчитать среднесписочную численность персонала. Ее определяют ежемесячно. Сначала складывают списочный состав сотрудников за каждый календарный день месяца (с 1-го по 30-е или 31-е число либо по 28-е или 29-е число – в феврале), включая праздники и выходные. Затем полученную сумму делят на количество календарных дней в месяце (п. 78 Указаний). В качестве списочной численности за выходной или праздник берут ту, которая была в предшествующий рабочий день.

Добавлю, что среднее число сотрудников определяют в целом по организации и по всем видам деятельности. Поэтому сюда включают работников филиалов, представительств и иных обособленных подразделений.

Чтобы было понятно, о чем речь, рассмотрим сказанное на конкретном примере.

Пример

В 2014 году ООО «Ромашка» имело следующие показатели по персоналу:

Численность работников хозяйства

Период Среднесписочная численность работников, чел. Средняя численность внешних совместителей, чел. Средняя численность работающих по гражданско-правовым договорам, чел. Средняя численность за месяц, чел.
Январь 29 1 1 31 (29 + 1 + 1)
Февраль 30 1 1 32 (30 + 1 + 1)
Март 32 1 0 33 (32 + 1 + 0)
Апрель 32 0 0 32 (32 + 0 + 0)
Май 33 2 2 37 (33 + 2 + 2)
Июнь 33 2 3 38 (33 + 2 + 3)
Июль 34 0 0 34 (34 + 0 + 0)
Август 37 2 4 43 (37 + 2 + 4)
Сентябрь 40 2 4 46 (40 + 2 + 4)
Октябрь 38 1 2 41 (38 + 1 + 2)
Ноябрь 41 0 0 41 (41 + 0 + 0)
Декабрь 43 3 1 47 (43 + 3 + 1)
Итого за год 422 15 18

Определим среднюю численность сотрудников за 2014 год:

422 чел. : 12 мес. + 15 чел. : 12 мес. + 18 чел. : 12 мес. = 38 чел.

Как видим, полученное значение меньше 100.

Значит, по критерию численности компания подходит под малое предприятие. И если остальные условия также соблюдены, то в 2015 году организацию относят к малому бизнесу.

Какие льготы есть у малого бизнеса

Что дает статус представителя малого бизнеса? Какие преимущества у таких организаций? Давайте все рассмотрим по порядку.

Организация вправе отказаться от некоторых ПБУ

У малых компаний есть льготы по ведению бухгалтерского учета. Специалисты Минфина России обобщили их и представили в информации № ПЗ-3/2015 .

Кроме того, основные особенности бухгалтерского учета на малом предприятии прописаны в Типовых рекомендациях … утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н (далее – приказ № 64н).

Итак, хозяйствам, относящимся к малому бизнесу (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг), разрешили не применять:

  • ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;
  • ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Если организация отказалась от данного ПБУ, то она не создает никаких резервов. То есть все фактические расходы учитывают по мере их возникновения;
  • ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»;
  • ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»;
  • ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах». Правда, те предприятия, которые публикуют свою бухотчетность полностью или частично, все же обязаны использовать это ПБУ;
  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Тогда компания не отражает разницы, возникающие между бухгалтерским и налоговым учетом. В бухотчетности показывают сумму налога, указанную в декларации по налогу на прибыль.

Отдельные операции можно учитывать упрощенно

В некоторых ПБУ, которые малые компании обязаны применять, все равно предусмотрены послабления. Отдельные операции можно учитывать упрощенно. Для этого в учетной политике предприятию следует прописать, какие способы оно выбрало.

Перечислю те нормы, которые действуют специально для представителей малого бизнеса:

  • пункт 15.1 ПБУ 1/2008. В нем речь вот о чем. Когда организация меняет свою учетную политику, это ведет к определенным последствиям. Они могут серьезно повлиять на финансовое положение компании, ее финрезультаты и движение денежных средств. В бухотчетности предприятие вправе отражать такие существенные последствия перспективно (кроме случаев, когда законодательство установило другой порядок);
  • пункт 19 ПБУ 19/02. Компания может учитывать все свои финвложения так, будто по ним нельзя определить текущую рыночную цену. Выбрав данный порядок, малое предприятие отражает свои (как рыночные, так и нерыночные) по первоначальной стоимости;
  • пункт 7 ПБУ 15/2008. Организация вправе списывать все расходы по займам в состав прочих затрат;
  • пункт 12 ПБУ 9/99, пункт 18 ПБУ 10/99. Малая компания может признавать выручку кассовым методом. В этом случае расходы отражают только после погашения задолженности;
  • пункт 9 ПБУ 22/2010. Предприятию можно исправлять существенную ошибку предшествующего года, выявленную после утверждения бухотчетности за этот год, без ретроспективного пересчета.

Подчеркну, что данные нормы – это право малых компаний, а вовсе не обязанность.

Компания может сократить план счетов

Малому предприятию разрешено сокращать количество синтетических счетов. Для этого в учетной политике необходимо предусмотреть, что организация использует упрощенную систему ведения бухучета. Ее суть состоит в том, что для отражения операции используют не несколько, а один счет.

Как счета обычного и упрощенного учетов соответствуют друг другу, посмотрите в таблице:

Счета обычного и упрощенного планов счетов

Обычная система бухучета Упрощенная система бухучета с сокращенным числом счетов
«Оборудование к установке»
«Материалы»
«Животные на выращивании и откорме»
«Материалы»
«Основное производство»
«Вспомогательные производства»
«Общепроизводственные расходы»
«Общехозяйственные расходы»
«Брак в производстве»
«Обслуживающие производства и хозяйства»
«Расходы на продажу»
«Основное производство»
«Товары»
«Готовая продукция»
«Товары»
«Расчеты с покупателями и заказчиками»
«Расчеты с подотчетными лицами»
«Расчеты с персоналом по прочим операциям»
«Расчеты с учредителями»
«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
«Внутрихозяйственные расчеты»
«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
«Расчетные счета»
«Валютные счета»
«Специальные счета в банках»
«Переводы в пути»
«Расчетные счета»
«Уставный капитал»
«Резервный капитал»
«Добавочный капитал»
«Уставный капитал»
«Продажи»
«Прибыли и убытки»
«Прочие доходы и расходы»
«Прибыли и убытки»

У предприятия есть выбор – применять регистры бухучета или нет

У малых компаний есть и другие послабления. К примеру, руководитель такого предприятия может сам вести бухгалтерский учет. Основание – пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Кроме того, организация вправе выбрать, использовать ей регистры бухучета имущества или нет. Если компания решила их не применять, то все хозоперации регистрируют только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Это форма № К-1 , утвержденная приказом № 64н . Однако такой способ учета подходит лишь тем компаниям, у которых немного операций (как правило, не более тридцати в месяц) и которые ничего не производят.

Добавлю, что еще бывает простая система ведения бухучета – без применения двойной записи. Но ее вправе выбрать только микропредприятия (п. 6.1 ПБУ 1/2008).

Обратите внимание: упрощенные способы бухгалтерского учета не предназначены для компаний, которые по закону должны проводить аудит своей отчетности.

Компания вправе сдавать упрощенную бухотчетность

В состав годовой бухгалтерской отчетности малого предприятия могут входить только баланс и . Основание – пункт 85 Положения… утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н .

Но и это еще не все. Данные формы организация вправе заполнять по упрощенному варианту (п. 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н , далее – приказ № 66н):

  • в бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах отражают сведения по группам статей (а не отдельно по каждой статье);
  • в приложениях к этим формам приводят только самую важную информацию, без которой нельзя оценить финансовое положение компании и результаты ее деятельности.

Упрощенные бланки бухбаланса и отчета о финрезультатах можно найти в приложении № 5 к приказу № 66н . Актив такого баланса сократили до пяти строк, пассив – до шести. В отчете о финансовых результатах всего семь строк.

Приложения (если они необходимы) составляют в произвольном виде.

Добавлю: если малая компания хочет формировать годовую бухгалтерскую отчетность в общем порядке, то она вправе так поступить. Ведь у компании есть выбор – либо обычная отчетность, либо упрощенная.

Можно обойтись без лимита кассы

Организации, относящиеся к малому бизнесу, обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций (п. 1 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У). Но при этом им разрешили не устанавливать лимит кассы. То есть хранить все деньги в компании, не сдавая в банк (п. 2 указания № 3210-У , п. , письма ФНС России от 9 июля 2014 г. № ЕД-4-2/13338).

Чтобы воспользоваться данным преимуществом, издайте приказ по организации. В нем укажите, что деньги хранятся в кассе без лимита остатка.

Региональные власти устанавливают для малых компаний налоговые льготы

В налоговом законодательстве нет специальных льгот для организаций, имеющих статус малого предприятия. Однако такие спецрежимы, как упрощенка и вмененка, по некоторым своим критериям подходят только для этих компаний. Например, по численности работников – не более 100 человек.

Замечу, что льготы по региональным и местным налогам могут устанавливать соответствующие власти.

Так, например, в Законе г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 прописаны льготы для малых компаний, которые платят с кадастровой стоимости объектов.

Важно запомнить

Для малых организаций предусмотрены различные льготы в бухгалтерском учете. Компании могут их применять по своему желанию. Выбранные способы следует отразить в учетной политике.

В 2019 году действует Постановление Правительства N 265 о предельных значениях дохода от предпринимательской деятельности. В нем указаны лимиты доходов для субъектов малого и среднего предпринимательства. Ранее для определения того, подходит ли компания под критерии такого предприятия, оценивалась выручка от реализации. Теперь используется более широкое понятие «доход от предпринимательской деятельности».

Итак, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 в расчет берется не только выручка с продаж, а все доходы по налоговому учету.

Разберемся, какие организации и ИП в 2019 подходят под определение малого бизнеса.

Основные критерии определения малого предприятия 2019

  • попадать в рамки лимита по размеру доходов;
  • попадать в рамки лимита по численности сотрудников;
  • попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.
Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.

С 1 августа 2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации. Приведем критерии в виде таблицы:

Количество работников в 2019 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ N 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • участников проекта «Сколково»;
  • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
  • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.

Отдельно нужно отметить, что Федеральная налоговая служба в письме от 18.08.2016 N 14-2-04/ разъяснила, какими критериями она руководствуется при внесении сведений в реестр малых и средних предприятий о хозяйственных обществах. Налоговики указали, что уточненные критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ, будут учитываться при внесении в реестр за период с 2016 по 2018 годы. Поэтому первые изменения в реестр, связанные с этим, будут внесены только при очередном формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года.

Единый реестр малых и средних предприятий

С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности субъектов малого бизнеса:

  • сведений о доходах;
  • среднесписочной численности сотрудников;
  • данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
  • информации от других государственных органов.

Для того чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к реестру предприятий МСП можно получить на специальной странице сайта ФНС . Для того чтобы проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска.

В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства.

Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений.

Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.

Льготы для малых предприятий в 2019 году

Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2019-м пользуются определенными льготами.

  • Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП . Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право.
  • Могут вести упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ N 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций.

Важно! Льготы по ведению бухучета не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн. рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.

  • Освобождены от ежегодного сплошного статистического наблюдения (такое наблюдение проводится раз в пять лет, в промежутках — выборочное).
  • Имеют право обратиться к региональным властям за субсидиями и инвестициями — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество.
  • Субъекты такого предпринимательства имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 N 158).
  • Имеют преференции в системе госзакупок.
  • Микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.

О том, как составить трудовой договор для микропредприятий, мы писали в отдельной статье .

Проверки малых предприятий 2019

Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.

В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) «малышам» были предоставлены надзорные каникулы. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ N 246-ФЗ от 13.07.2015. Но это касалось только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

Срок действия «надзорных каникул», установленных ФЗ N 246-ФЗ, истекавший в конце 2018 года, продлен на 2019 и 2020 годы — Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ , он опубликован на официальном портале правовой документации . Однако надо иметь в виду, что надзорные каникулы не распространяются на проверки, проводимые методом риск-ориентированного контроля, а этот метод используют такие ведомства, как ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование и Роспотребнадзор. Отсюда можно сделать вывод, что от проверок этих ведомств малый бизнес не освобождается.

Кроме того, не будет надзорных каникул и для тех предприятий, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности — это:

  • банки;
  • страховщики;
  • ЧОПы;
  • недропользователи;
  • формацевтические компании;
  • перевозчики

и многие другие (полный список из 52 пунктов дан в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Подтверждение статуса малым предприятиям не требуется

Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 209). В реестре, как уже было сказано выше, первые изменения статусов произойдут только в 2019 году. Однако для новых организаций и ИП действуют новые критерии и порядок учета в реестре.

Вклады малых преприятий теперь застрахованы

С 1 января 2019 года правило страхования вкладов распространяется и на малые предприятия. Но для того чтобы иметь право потребовать возмещения по вкладам, предприятие должно быть занесено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Об этом говорит Федеральный закон от 03.08.2018 N 322-ФЗ.

Предпринимательская деятельность в Украине, как и во многих других государствах, связана с определенными ограничениями. Мы уже выяснили, что существуют два количественные критерии отнесения субъектов хозяйствования к категории предприятий малого бизнеса, которые дают право рассчитывать на упрощение бухгалтерского учета, налогообложения и отчетности:

1) среднесписочная численность работающих;

2) объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг).

Согласно обобщающее налоговое разъяснение о применении положений Указа Президента Украины № 727/98 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства», утвержденного приказом ГНАУ от 23 июня 2006 года № 352, при определении среднесписочной численности работающих и объема выручки необходимо использовать соответствующие данные за календарный год.

Среднесписочная численность работающих согласно абзаца 4 п. 1 Указа Президента Украины № 727 (Указа о едином налоге) определяется по методике, утвержденной органами статистики. Таким образом, с 01.01.2006 г.. Следует использовать Инструкцию по статистике количества работников, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 28.09.2005 г.. № 286.

Субъекты малого предпринимательства - юридические лица определяют среднесписочную численность с учетом работающих по совместительству и по договорам гражданско-правового характера (договоры подряда и т. П.), А также работников представительств, филиалов, отделений и других обособленных подразделений.

Инструкции по статистике количества работников № 286 изложены две методики расчета среднего количества работников и рассматривается 2 показателя:

1) средняя численность работников предприятия, то есть фактически занятых на предприятии;

2) средняя численность работников в эквиваленте полной занятости. Это условная величина, являющаяся равным количеству лиц, которых следует привлечь для работы на полный рабочий день. Как правило, она не соответствует реальному количеству работающих.

Средняя численность работников определяется за месяц как сумма:

Среднесписочной численности штатных работников;

Среднесписочной численности внешних совместителей;

Среднесписочной численности работников, работающих по гражданско-правовым договорам (ГПД).

Ежедневно человека учитывают как целую единицу, а особенности графика ее работы не принимаются. За выходные и нерабочие дни данные остаются на уровне последнего рабочего дня.

Для вычисления показателей среднего количества за месяц нужно составить ежедневные данные о количестве работающих, разделить на количество календарных дней в месяце и округлить до целого числа.

Приведем пример расчета первого показателя - среднесписочной численности персонала малого предприятия за март месяц на основании таких условных данных: в штате предприятия на 1 марта числится 31 работник, все работают по 8:00 в день, кроме одного человека, находящегося в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет; вне штата - 8 совместителей (каждый работает юга - 4:00), 10 работников привлечены к выполнению работ по договорам подряда. Один из штатных работников находился в оплачиваемом отпуске (15 календарных дней с 17 по 31 число), 1 работник болел (10 календарных дней с 12 по 21 число), 2 работника находились в неоплачиваемом отпуске (каждый по 3 календарных дня): первый - с 5 по 8 число, второй - с 19 по 21 число. С 11 числа в штат предприятия было принято одного работника. Дополнительные данные: количество календарных дней в марте - 31, рабочих - 20, нормальная продолжительность рабочего дня - 8:00, в предпраздничный день - 7:00.

Рассмотрим порядок определения среднего количества работников предприятия за месяц. Для удобства приведем исходные данные в табличной форме. В табл. 1.3 приведены как штатные работники, так и внешние совместители, а также работники, привлеченные к работе по договорам подряда.

В первую очередь выполняют расчет, касается штатных работников.

В расчете среднего количества работников участвуют как присутствующие, так и временно отсутствуют штатные работники (например, те, что находятся в оплачиваемом отпуске и в отпуске без сохранения заработной платы, отсутствуют вследствие болезни, а также работники, допустившие прогул и т. Д.), то есть все работники, находящиеся в трудовых отношениях, независимо от вида трудового договора.

Штатные работники, работающие на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, учитываются за каждый календарный день как целые единицы, включая нерабочие дни недели, обусловленные при зачислении на работу (указанные работники в нашем примере не значатся).

В расчете среднесписочной численности штатных работников учетного состава не учитываются работники, находящиеся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком до достижения им возраста, предусмотренного действующим законодательством или коллективным договором предприятия, включая усыновление новорожденного ребенка непосредственно из роддома (пп. 2.5 .8 - 2.5.9 Инструкции по статистике количества работников № 286). Учет этих категорий работников ведется отдельно (указанные работники в нашем примере значатся в количестве одной штатной лица).

Таблица 1.3. КОЛИЧЕСТВО СОТРУДНИКОВ, подлежащих включению в расчет за датам

Дата

Дата

Всего

Штатный работник, получающий на одном предприятии 1,5 - 2 ставки, то есть оформлен по совместительству на том же предприятии, что и основное место работы (внутреннее совместительство), или менее одной ставки, в учетной численности штатных работников учитывается как одно физическое лицо (в нашем примере подобные работники не числятся).

Что касается внешних совместителей, а также работников, привлеченных для выполнения работ по договорам гражданско-правового характера, то для определения средней численности работников, фактически занятых на предприятии, они учитываются как целые единицы в течение всего срока действия договора независимо от продолжительности рабочего дня.

При этом в число работающих по гражданско-правовым договорам не входят граждане-предприниматели, которые выполняли работы по гражданско-правовым договорам (граждане - предприниматели в нашем примере также не числятся).

Итак, если вернуться к таблице 1.3 с исходными данными, в приведенном примере численность работников списочного и вне-учетного состава, принадлежащих включению для расчета средней численности работников за все дни марта, составляет 1 509 человек, календарное количество дней - 31, средняя численность работников за месяц в этом случае составляет 49 человек (1509: 31 = 48,68).

Если по данным этого же примера речь пойдет о второй показатель - среднее количество работающих в эквиваленте полной занятости, то расчет надо выполнять следующим образом:

1) установить норму времени в марте месяце:

При 8 часовом рабочем дне - 159 человеко-часов;

При 4 часовом рабочем дне - 80 человеко-часов

Штатных сотрудников: 30 чел. х 159 г. + 1 чел. х 8 ч х 15р. дн. = 4 890 люд.-г.

Внешних совместителей: 8 чел. х 80 г. = 640 люд.-г.

3) определить среднее количество всех работников вместе с работающими по гражданско-правовым договорам (ГПД): (4890 люд.-г. +640 люд.-г.) 159 люд.-г. + 10 по ГПД = 34,78 + 10 = 44, 78, то есть 45 человек.

Как видим, два варианта расчета дали разные результаты: показатель среднего количества составляет 49 человек, а показатель среднего количества работников в эквиваленте полной занятости по тем же данным - 45 человек, то есть ниже. В некоторых случаях это может пригодиться предпринимателю, остальные будут зависеть от обоснованности используемой методики расчета.

Так, при определенных условиях организации производственного процесса, то есть когда трудно установить режим рабочего дня и фонд рабочего времени (для работающих дома, по договорам подряда и др.) Показатель среднего количества работников в эквиваленте полной занятости может быть единственным возможным вариантом правильного расчета среднего количества работников на малом предприятии.

Рассмотрим это на примере по следующим данным: в апреле на основном месте работы числилось 35 работников, из них 24 работали дома и получали по 650,00 грн. Фонд зарплаты на предприятии в апреле составил 27300, 00 грн. В апреле 30 календарных и 21 рабочих дней. Определим 2 показателя:

1) среднесписочная численность работающих на предприятии составляет 35 человек, то есть штатных работников;

Количество лиц, работающих полный рабочий день - 11 (35 - 24);

Работающих дома рассчитывают в эквиваленте полной занятости исходя из среднемесячной зарплаты штатных работников. Среднемесячная зарплата штатных работников составляет 780,00 грн (27300, 00: 35 штатных работников).

Итак 24 х 650,00 780,00 = 20 человек;

Средняя численность работников в эквиваленте полной занятости: 11 + 20 = 31 человек.

В Указе о едином налоге не сказано, какой методике следует пользоваться, но замечено, что нужно учитывать всех работников. Методика расчета среднего количества работников предприятия предусматривает включение, вместе со штатными работниками списочного состава, отдельных категорий работников вне списочного состава (которые в отчетном периоде также привлекались к работе и получали заработную плату). Поэтому, по нашему мнению, следует пользоваться методикой определения средней численности работников. Согласно п 3.2.5 и 3.3 Инструкции по статистике количества работников № 286 среднесписочная численность работников за период с начала года рассчитывается путем сложения среднесписочной численности штатных работников за все месяцы работы предприятия с начала года по отчетный месяц и деления полученной суммы на количество месяцев с начала года; среднее количество внешних совместителей и работников, работающих по гражданско-правовым договорам за период с начала года определяется путем подсчета среднего количества этих работников за все месяцы с начала года по отчетный месяц и деления полученной суммы на количество месяцев с начала года. Отсюда следует, что в отдельных месяцах текущего года среднесписочная численность может превышать 50 человек (например: при сезонном характере работ в летние месяцы). Главное, чтобы этот показатель сохранялся в пределах текущего года, и поэтому осторожном бухгалтеру приходится ежемесячно подсчитывать своих работников, чтобы вписаться в дозволенные рамки.

Среднесписочная численность работников за период с начала года (в том числе за квартал, полугодие, 9 месяцев, год) исчисляется путем подсчета среднесписочной численности работников за все месяцы работы предприятия за период с начала года по отчетный месяц включительно, и деления полученной суммы на количество месяцев за период с начала года, то есть соответственно на 2, 3, 4 ... 12. Например: среднесписочная численность всех работников составляла за октябрь 52 человека, ноябрь - 36 человек, декабрь - 38 человек. Среднесписочная численность за IV квартал составляет (52 + 36 + + 38): 3 = 42 человека.



Что еще почитать