На стенд школьного психолога по профориентации. Профориентационная работа в оу задачи создание уголков профориентации на базе кабинетов «технология»; создание уголков профориентации на базе кабинетов

ВЫБИРАЕМ БУДУЩУЮ ПРОФЕССИЮ.


Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

Человека, выбирающего свою будущую профессию, называют оптантом (от латин. optacio - желание, избрание). Стадия выбора должна завершиться четким представлением о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем включит себя.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ (СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ).

Специальность - это необходимая для общества ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного (затраченного) им труда необходимые средства существования и развития.

Профессия (от латин. professio - официально указанное занятие, profiteor - объявляю своим делом) - это группа родственных специальностей. Например, нет токаря вообще, есть токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-револьверщик, токарь-универсал и т.д. Все эти специальности теоретически объединяются в группу, обозначаемую как «токарная профессия».

Специальностей - тысячи, и для удобства ориентации в них нужна их классификация. Возможны различные классификации: по отраслям народного хозяйства, по уровню требуемой квалификации, по сходству психологических требований и по многим другим основаниям.

Для различения и «примеривания» каждым человеком к себе разных профессий пригодна классификация по признакам предмета, целей, средств и условий труда, разработанная ученым Е.А. Климовым и его сотрудниками. В соответствии с различимыми разновидностями объектных систем выделяются пять типов профессий: «человек - природа» (П), «человек - техника» (Т), «человек - человек» (Ч), «человек - знак» (3), «человек - художественный образ» (X).

ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА».

Это профессии, где труд работников направлен на объекты живой природы. Ориентироваться в этой области помогают учебные предметы: ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология.

От работника требуются инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Важны заботливость и дальновидность, ведь многие изменения в животных и растительных организмах могут оказаться необратимыми (растения могут завянуть, погибнуть от вредителей, могут начаться повальные болезни скота и т.д.). Изменчивые условия труда требуют от работника творческого решения возникающих задач.

П РОФЕССИИ ТИПА

«ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА».

Это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы - ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко.

  • Справочник специальностей
  • Государственные высшие, средне-специальные, професионально-технические УО Минска и Минской области
  • Профессии, востребованные в Столбцовском районе . В настоящее время сведения о наличии свободных рабочих мест размещены на Интернет-ресурсе Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь - Информационном портале государственной службы занятости (адрес в сети Интернет: www.gsz.gov.by). Информационный портал государственной службы занятости
  • Новые нормы закреплены в Постановлении Министерства образования Республики Беларусь «О вступительных испытаниях при поступлении на I ступень высшего образования в 2015 году» №91 от 1 июля 2014 года.

    Новый документ разработан на основании части десятой пункта 16 Правил приема лиц для получения высшего образования первой ступени, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 80 «О правилах приема лиц для получения высшего образования I ступени и среднего специального образования». В новой редакции правил, утвержденной 20 марта 2014 года № 130, перечень групп специальностей (специальностей, направлений специальностей) и соответствующих им профильных испытаний определяется Министерством образования. Перечень разработан в соответствии Общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Специальности и квалификации» ОКРБ 011-2009, утвержденным Постановлением Министерства образования от 2 июня 2009 г. № 36 (с учетом всех вносимых изменений).

    Обращаем особое внимание на то, что по некоторым специальностям изменены профильные испытания. Например, лица, поступающие в 2015 году на специальности: «Начальное образование» будут сдавать биологию (ЦТ) и историю Беларуси (ЦТ), «Технический труд и предпринимательство. Обслуживающий труд и предпринимательство», «Технический труд и техническое творчество. Обслуживающий труд и изобразительное искусство» - испытания по творчеству и историю Беларуси (ЦТ); «Классическая филология», «Романо-германская филология», «Восточная филология» - иностранный язык (ЦТ) и историю Беларуси (ЦТ); «Издательское дело» - иностранный язык (ЦТ) и математику (ЦТ); группы специальностей «Право» - обществоведение (ЦТ) и иностранный язык (ЦТ); «Общественное питание» - химию (ЦТ) и математику (ЦТ).

    А по некоторым специальностям изменились приоритеты профильных специальностей, так например, по специальности «Фармация» первым профильным предметом будет являться химия (ЦТ), вторым - биология (ЦТ), тогда как по всем остальным медицинским специальностям первым профильным испытанием является биология (ЦТ), вторым - химия (ЦТ).

    В Постановлении даются разъяснения по вступительным испытаниям по государственным языкам (русскому и белорусскому), а также всемирной истории новейшего времени. Правилами предусматривается, что абитуриенты сдают три вступительных испытания в виде централизованного тестирования (русский (белорусский) язык и два профильных предмета, соответствующие определенной специальности).

    Так как по специальностям "Белорусский язык и литература", "Белорусский язык и литература. Иностранный язык (с указанием языка)", "Белорусская филология (по направлениям)" обязательным для сдачи является белорусский язык (ЦТ), а для специальностей "Русский язык и литература", "Русский язык и литература. Иностранный язык (с указанием языка)", "Русская филология (по направлениям)" - русский язык (ЦТ) (без права выбора), данные учебные предметы переходят в категорию обязательных.

    На основании Правил приема граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории иностранных государств, граждане Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан имеют право участвовать в конкурсе на получение высшего образования на условиях, предусмотренных для граждан Республики Беларусь. При этом, в рамках общеобразовательной программы указанная категория граждан не изучала историю Беларуси. Постановление регулирует этот процесс, предлагая заменить сдачу истории Беларуси на всемирную историю новейшего времени (кроме групп специальностей "Преподавание исторических дисциплин", "Исторические науки", специальностей "Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (по направлениям)", "Историко-архивоведение", направления специальности "Документоведение (информационное обеспечение управления)", по которым профильными предметами являются обе истории).

    Исключение из перечня предметов профильных испытаний (первого и второго) для абитуриентов, поступающих на сокращенный срок получения образования на основе среднего специального образования, основывается на том, что указанная категория абитуриентов имеет право сдавать вступительные испытания в учреждении высшего образования (не в форме централизованного тестирования). Есть и иные изменения. Полный текст изменений смотрите на портале Минобразования в рубрике «Актуально».

    См. http://edu.gov.by/main.aspx?guid=18021&detail=2052373

    Код для вставки:

    Памятка выбирающему профессию

    Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

    С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:

    • Изучи глубже самого себя: разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
    • Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
    • Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов. Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.
    • Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!
    • Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.
    • Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
    • Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.
    1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
    2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
    3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
    4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
    5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
    6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению в вуз.

    Графік кансультацый

    па пытаннях выбару прафесіі

    Панядзелак 13.30 - 15.30

    Аўторак 13.00 - 15.00

    Пятніца 13.00 - 15.00

    План прафарыентацыйнай работы

    Мерапрыемства Дата Адказныя
    1. Сустрэчы з прадстаўнікамі навучальных устаноў Рэспублікі Беларусь На працягу года Адмiнiстрацыя
    2 Працоўны дэсант па нарыхтоўцы прадукцыі для ўнутранага спажывання Верасень Адмiнiстрацыя
    3 Свята ўраджаю Кастрычнік Залатарова В.В.
    4. Работа факультатыва “Мая прафесійная будучыня” На працягу года Казацкая М.Ч.
    5. Удзел у суботніках, іншых мерапрыемствах па добраўпарадкаванні і азеляненні прышкольнай тэрыторыі, тэрыторыі школьнага мікрараёна На працягу года Казацкая М.Ч. , Залатарова В.В.
    6. Экскурсіі на прадпрымствы рознага працоўнага профілю з мэтай дэталёвага знаёмства з прафесiямі На працягу года

    Казацкая М.Ч. ,

    кл. кіраўнікі

    7. Тэматычныя класныя і інфармацыйныя гадзіны на тэму “Свет прафесій” На працягу года Кл. кіраўнікі
    8. Азнаямленне дзяцей з прафесiямi на ўроках i ў пазаўрочнай дзейнасцi На працягу года Настаўнікі пачатковых класаў
    9. Класныя гадзіны “Прафесіі маіх бацькоў” І чвэрць Кл. кіраўнікі
    10. Эстафета меркаванняў “Праца: занятак дзеля грошай ці…” Лiстапад Фенько С.А.
    11. Адкрыты мікрафон “Прафесіі, патрэбныя людзям” Снежань Фенько С.А
    12. Правядзенне анкетавання па прафарыентацыi з вучнямі 9 класа i іх законнымі прадстаўнікамі, абмеркаванне вынiкаў Студзень

    Уласік

    Г.У.

    13. Абмеркаванне i ўдакладненне прафесiйных iнтарэсаў, развiццё прафесiйна важных якасцей, набыццё прафесiйных ведаў, уменняў, навыкаў праз правядзенне сустрэч з цiкавымi людзьмiпэўнай прафесii, класных гадзiн, анкетавання i т.п. па прафарыентацыi Студзень-сакавiк Педагог-псiхолаг, класныя кiраўнiкi
    14. Iндывiдуальныя кансультацыi для вучняў па прафесiйным самавызначэннi Студзень-сакавiк Педагог псiхолаг, класныя кiраўнiкi
    15. Азнаямленне вучняў 9, 11 класаў з правіламі прыёму ў навучальныя ўстановы нашай рэспублікі Красавік Кл. кіраўнікі 9, 11 класаў
    16. Свята працы 01.05 Адмiнiстрацыя

    Высшие учебные заведения Республики Беларусь

    http://kudapostupat.by/zavedeniya/vuz

    Средние специальные учебные заведения Республики Беларусь

    http://kudapostupat.by/zavedeniya/suz

    Профессионально-технические колледжи и лицеи Республики Беларусь

    http://kudapostupat.by/zavedeniya/ptu

    Суворовские военные училища, лицеи МЧС и кадетские училища Республики Беларусь



    ЗАДАЧИ Создание уголков профориентации на базе кабинетов «Технология»; Создание уголков профориентации на базе кабинетов «Технология»; план профориентационной работы ОУ с охватом учащихся классов; план профориентационной работы ОУ с охватом учащихся классов; взаимодействие с Центром занятости населения, НПО и СПО; взаимодействие с Центром занятости населения, НПО и СПО; тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления профнаправленности; тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления профнаправленности;


    Организация экскурсий на предприятия, в учреждения НПО и СПО; Организация экскурсий на предприятия, в учреждения НПО и СПО; Индивидуальные консультации с учащимися и родителями по вопросам выбора рабочих профессий и учебных заведений, где возможно получить данные профессии; Индивидуальные консультации с учащимися и родителями по вопросам выбора рабочих профессий и учебных заведений, где возможно получить данные профессии; Создать базу элективных курсов в ОУ и провести ярмарку элективных курсов; Создать базу элективных курсов в ОУ и провести ярмарку элективных курсов; Привести в соответствие с требованиями рабочие программы элективных курсов и профильных предметов. Привести в соответствие с требованиями рабочие программы элективных курсов и профильных предметов.


    Анализ анкетирования Поставленные вопросы ДаНет Было ли посещение ПУ-45 интересным и полезным? 383 Помогла ли данная экскурсия с выбором профессии? 1629 Нужны ли подобные экскурсии в другие образовательные учреждения? 392 Продолжишь обучение по окочании основной школы в ПУ Какой фактор повлиял на выбор ПУ – 45? 1. Бесплатное обучение. 2. Поступление без экзаменов. 3. Возможность получить дополнительное образование



















    Профессии, наиболее востребованные на рынке труда Краснодарского края 1. Охранник 2. Менеджер 3. Милиционер 4. Инженер 5. Медицинская сестра 6. Консультант 7. Кассир 8. Инженер-конструктор 9. Бухгалтер 10. Врач 11. Страховой агент 12. Инженер-технолог 13. Мастер 14. Техник 15. Механик 16. Сотрудник службы безопасности 17. Прораб 18. Воспитатель 19. Начальник отдела 20. Администратор




    Перечень учебных заведений Высшие учебные заведения: 1. Вятский государственный гуманитарный университет 2. Коми государственный педагогический институт 3. Сыктывкарский лесной институт Средние специальные и профессиональные учебные заведения: 1. Сыктывкарский торгово-экономический техникум 2. Сыктывкарский медицинский колледж имени И.П.Морозова 3. Сыктывкарский колледж сервиса и связи






    Психология. Очная форма обучения Квалификация: бакалавр Срок обучения: 4 года Вступительные испытания: русский язык (ЕГЭ или тестирование), биология (ЕГЭ или тестирование), профильный, математика (ЕГЭ или тестирование).


    История. Очная форма обучения Профили: Историческое краеведение, История международных отношений Квалификация: бакалавр Срок обучения: 4 года Вступительные испытания: русский язык (ЕГЭ или тестирование), история (ЕГЭ или тестирование), профильный, обществознание (ЕГЭ или тестирование).


    Юриспруденция. Очная форма обучения Квалификация: бакалавр Срок обучения: 4 года Вступительные испытания: русский язык (ЕГЭ или тестирование), обществознание (ЕГЭ или тестирование), профильный, история (ЕГЭ или тестирование).


    Реклама и связи с общественностью. Очная форма обучения Профили: Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере Квалификация: бакалавр Срок обучения: 4 года Вступительные испытания: русский язык (ЕГЭ или тестирование), обществознание (ЕГЭ или тестирование), профильный, история (ЕГЭ или тестирование).


    Математика и компьютерные науки. Очная форма обучения Профили: Алгебра, теория чисел и дискретный анализ Квалификация: бакалавр Срок обучения: 4 года Вступительные испытания: русский язык (ЕГЭ или тестирование), математика (ЕГЭ или тестирование), профильный, физика (ЕГЭ или тестирование).


    Дизайн. Очная форма обучения Профили: Дизайн среды, Графический дизайн Квалификация: бакалавр Срок обучения: 4 года Вступительные испытания: русский язык (ЕГЭ или тестирование), литература (ЕГЭ или тестирование), профильный, творческий экзамен (собеседование, просмотр самостоятельных творческих работ, композиция).


    Педагогическое образование. Очная форма обучения Профиль: Безопасность жизнедеятельности Квалификация: бакалавр Срок обучения: 4 года Вступительные испытания: русский язык (ЕГЭ или тестирование), обществознание (ЕГЭ или тестирование), профильный, математика (ЕГЭ или тестирование).


    Профиль: Изобразительное искусство Квалификация: бакалавр Срок обучения: 4 года Вступительные испытания: русский язык (ЕГЭ или тестирование), обществознание (ЕГЭ или тестирование), профильный, творческий экзамен (собеседование, просмотр самостоятельных творческих работ, композиция).


    Профиль: Физическая культура Квалификация: бакалавр Срок обучения: 4 года Вступительные испытания: русский язык (ЕГЭ или тестирование), обществознание (ЕГЭ или тестирование), профильный, общая физическая подготовка (бег 100 м; прыжки в длину с места; подтягивание на перекладине - юноши, поднимание и опускание туловища - девушки).


    Профиль: Дошкольное образование с дополнительным профилем дополнительное образование Квалификация: бакалавр Срок обучения: 5 лет Вступительные испытания: русский язык (ЕГЭ или тестирование), обществознание (ЕГЭ или тестирование), профильный, математика (ЕГЭ или тестирование).


    Профиль: Начальное образование с дополнительным профилем дополнительное образование Квалификация: бакалавр Срок обучения: 5 лет Вступительные испытания: русский язык (ЕГЭ или тестирование), обществознание (ЕГЭ или тестирование), профильный, математика (ЕГЭ или тестирование).






    Представительство в г. Сыктывкар: Сысольское шоссе, 64, Телефон: (8212) Адрес: , г. Киров, Ул. Красноармейская, д. 26. Тел. приёмной комиссии: (8332) www. vshu. kirov.ru Представительство в г. Сыктывкар: Сысольское шоссе, 64, Телефон: (8212) Адрес: , г. Киров, Ул. Красноармейская, д. 26. Тел. приёмной комиссии: (8332) www. vshu. kirov.ru
























    Адрес: , г. Сыктывкар, Ул. Коммунистическая, д. 25. Тел. приёмной комиссии: 8 (8212) www. kgpi. ru/ priem www. kgpiwww. kgpi




    Агроинженерия. Очная форма обучения Профиль: Электрооборудование и электротехнологии Квалификация: бакалавр Срок обучения: 4 года Вступительные испытания: русский язык (ЕГЭ), физика(ЕГЭ) математика (ЕГЭ, профильный).


    Лесное дело. Очная форма обучения Профиль: Лесное хозяйство Квалификация: бакалавр Срок обучения: 4 года Вступительные испытания: русский язык (ЕГЭ), биология (ЕГЭ) математика (ЕГЭ, профильный).


    Менеджмент. Очная форма обучения Профиль: Производственный менеджмент Квалификация: бакалавр Срок обучения: 4 года Вступительные испытания: русский язык (ЕГЭ), обществознание (ЕГЭ) математика (ЕГЭ, профильный).


    Химическая технология. Очная форма обучения Профиль: Технология и оборудование химической переработки древесины Квалификация: бакалавр Срок обучения: 4 года Вступительные испытания: русский язык (ЕГЭ), физика (ЕГЭ), математика (ЕГЭ, профильный).


    Адрес: , г. Сыктывкар, Ул. Ленина, д. 39. Тел. приёмн. ком.: 8 (8212) web-сайт: www. sli.komi.com.








    Адрес: г. Сыктывкар, Ул. Катаева, д. 37. Тел. приёмн. ком.: 8 (8212) web-сайт: www. stttrk.ru




    Специальность: Лечебное дело. Очная форма обучения Квалификация: фельдшер Срок обучения: 3 года 10 мес. Вступительные испытания: русский язык (ЕГЭ), биология (ЕГЭ).


    Специальность: Акушерское дело Очная форма обучения Квалификация: акушерка Срок обучения: 2 года 10 мес. Вступительные испытания: русский язык (ЕГЭ), биология (ЕГЭ).


    Специальность: Сестринское дело Очная форма обучения Квалификация: медицинская сестра Срок обучения: 2 года 10 мес. Вступительные испытания: русский язык (ЕГЭ), биология (ЕГЭ).




    Специальность: Лабораторная диагностика Очная форма обучения Квалификация: медицинский лабораторный техник Срок обучения: 2 года 10 мес. Вступительные испытания: русский язык (ЕГЭ), биология (ЕГЭ).


    Специальность: Парикмахерское искусство Очная форма обучения Квалификация: модельер-художник Срок обучения: 2 года 10 мес.(11 кл.) 3 года 10 мес. (9 кл.) Вступительные испытания: по результатам ЕГЭ русский язык, история России по результатам ГИА русский язык, математика









    Что еще почитать