Бизнес на сдаче велосипедов в аренду. Бизнес-план: прокат велосипедов как выгодное дело

Еще совсем недавно казалось, что количество людей, готовых брать напрокат дорогостоящие вещи, свелось практически к нулю. Но совершенно неожиданно на рынке появился новый тренд – прокат велосипедов, который не только смог пережить «синдром модности», но и устойчиво занял свою нишу на рынке услуг. Велопрокат сегодня является вполне достойным и перспективным видом бизнеса, рассчитанным на людей, который любят кататься, но не имеют возможности приобрести велосипед или просто не имеют нужной площади для его хранения.

Спрос на современные модели велосипедов позволяет сделать этот бизнес практически круглогодичным в южных регионах страны (с апреля по ноябрь). В крупных городах количество людей, готовых пересесть на данный вид транспорта, растет из-за автомобильных пробок и тренда на активный образ жизни.

В средней полосе, где велосезон продолжается с марта-апреля по октябрь-ноябрь, перспективы обеспечить высокую доходность велопроката также становятся все более очевидными, что обусловлено растущим спросом на аренду велосипедов как выгодного, простого и удобного в использовании транспорта.

Интегральные показатели

Цель проекта – создание пункта велопроката в городе с населением около 1 млн человек. Задачи проекта:

  • Популяризация велопрогулок.
  • Удовлетворение потребностей населения в велосипедном транспорте как наиболее удобном средстве передвижения по большим городам.
  • Организация и распространение новых форм семейного отдыха с использованием велосипедов.

Основная целевая аудитория – молодые люди в возрасте 14-35 лет, семьи с детьми, туристы и гости города.

Проект не требует больших инвестиций и характеризуется низким уровнем потенциальных рисков.

Большинство организационных и функциональных мероприятий выполняется непосредственно учредителем – индивидуальным предпринимателем.

Величина общей стоимости проекта 2 492 574 руб.
Величина ставки дисконтирования
В год В месяц
5% 0,407%
Расчетный срок выхода на точку окупаемости / с учетом дисконтирования 17 мес. / 17 мес.
Коэффициент рентабельности 8,16%
Индекс доходности 3,32
Внутренняя норма прибыли 7,40%

Анализ рынка

Проект рассчитан на создание субъекта малого бизнеса для города с населением около 1 000 000 человек, насыщенного историческими достопримечательностями, объектами культуры и отдыха. Наличие данного бизнес-объекта в таком населенном пункте является целесообразным решением с точки зрения его доходности и эффективности в достижении декларируемых целей.

Как показывает анализ, велопрокат становится все более востребованным и популярным видом бизнеса. Его доля на рынке услуг постоянно возрастает. Вместе с тем на фоне стремительного повышения интереса к велосипеду как средству передвижения, растет и интенсивность их продажи в собственность.

Однако для целого ряда групп общей целевой аудитории аренда велосипеда является более предпочтительной. К таким относятся:

  • Те, кто не хочет или не умеет обслуживать данное транспортное средство.
  • Люди с невысоким доходом, которые не могут позволить себе приобрести дорогостоящий велосипед.
  • Люди, которые используют данный вид транспорта периодически.
  • Люди, которым негде хранить велосипед.
  • Семьи с детьми, которые полагают, что на время вырастания ребенка приобретать велосипед в собственность нецелесообразно.

Как показывает статистика, в населенных пунктах с аналогичной численностью населения на протяжении всего велосезона в среднем активно работает от 18 до 25 объектов проката. Их расположение не всегда продиктовано оптимальными условиями для развития бизнеса, что существенно снижает его доходность.

Описание объекта

Проект предусматривает организацию точки проката велосипедов, расположенной в месте, где городская инфраструктура позволяет активно использовать данное транспортное средство для передвижения и отдыха.

Точка велопроката размещается в арендуемом помещении площадью 20-25 кв. метров, оборудованном фирменной стойкой, стеллажами для временного хранения велосипедов, местом работы кассира-оператора.

Вход в помещение и стойка в пункте проката велосипедов оформляются в современном стиле, обеспечивающем привлечение потенциальных клиентов и ознакомление их с оказываемыми услугами. Разработка дизайна оформления осуществляется специалистами.

Парк машин рассчитывается исходя из пропорции:

  • Универсальные велосипеды для мужчин и женщин – 60%.
  • Подростковые велосипеды – 20%.
  • Специальные дамские велосипеды – 10%.
  • Детские велосипеды – 15.

Для обслуживания клиентов приобретаются только новые машины современных моделей.

Услуги

Пункт предоставляет в качестве основной услуги прокат машин для различных категорий пользователей. Срок аренды составляет от 1 часа до нескольких суток. Договор на прокат машин оформляется непосредственно администратором, велосипед предоставляется клиенту под залог паспорта или иного документа, удостоверяющего личность арендатора. Также допустимо заключение договора аренды без залога паспорта, с представлением ксерокопии документа.

Кроме того, с клиентов взымается залоговая сумма в размере 3 тыс. рублей, которая после окончания срока аренды возвращается арендатору в полном объеме. При обнаружении технических неисправностей или повреждений машины в момент ее возврата в пункт проката, затраты на восстановление и ремонт транспортного средства возмещаются из залога. Расчет суммы возмещения производится в соответствии со стоимостью ремонта или восстановления велосипеда.

Предусматривается, что при подписании договора аренды, клиент должен ознакомиться с прайс-листом услуг по ремонту наиболее распространенных видов повреждений техники.

Устанавливается следующая стоимость услуг на прокат велосипедов:

Вид услуг Цена
Наименование услуги Базовая Средняя
Прокат взрослого и подросткового велосипеда 130 руб. за 1 час 110 руб. за 1 час
Прокат детского велосипеда, 1 час 100 руб. за 1 час 90 руб. за 1 час
Скидки
Длительность предоставления велосипеда в аренду Величина скидки
12 часов (день/ночь) 20%
24 часа (сутки) 50%

Учитывая, что свыше 80% пользователей предпочитают брать велосипеды напрокат не более чем на 3-4 часа, предоставление скидок будет иметь эпизодический характер.

Помимо велосипедов за отдельную плату арендаторам будет выдаваться полный или частичный комплект защитных атрибутов: велошлем, наколенники, наплечники и пр.

Договор аренды велосипедов предусматривает, что при нарушении сроков возврата машин без предварительного уведомления с клиента удерживается пеня в размере 10% от стоимости срока проката, приравненного к сроку просрочки (с округлением до часа).

Маркетинг

Для основной части целевой аудитории продажа услуг осуществляется в пассивном режиме. Основными ресурсами для привлечения потребителей и повышения репутационного статуса предприятия, прежде всего, являются:

  • Броский дизайн оформления помещения и стойки администратора, выполненных в урбанистическом стиле.
  • Внимательность, чуткое отношение и корректность обслуживающего персонала.

Важнейшим конкурентным преимуществом предприятия является месторасположение пункта проката велосипедов и техническое состояние выдаваемых клиентам новых моделей машин.

Поддержание в технически исправном состоянии парка велосипедов обеспечивается их регулярным обслуживанием, чисткой и мойкой.

Пункт велопроката позиционируется на рыке услуг как предприятие среднего ценового сегмента с предоставлением в аренду одного класса машин – городских прогулочных велосипедов. На начальном этапе развития бизнеса это обстоятельство следует считать преимуществом, так как оно дает возможность унифицировать ценовую политику.

Производственный план

Современные модели велосипедов являются основным средством производства услуг пункта проката. Они приобретаются оптом в количестве 30 штук по заданной номенклатуре типов машин.

Спрос на услуги велопроката имеет ярко выраженную сезонную зависимость. Пик продаж приходится на весенне-летний и ранний осенний периоды. Наиболее активно арендой велосипедов пользуются в вечернее время, в среднем на 3-4 часа.

В зимний период техника проходит техническое обслуживание, смазывается и направляется на хранение. Весной производится ее расконсервирование.

Для ремонта узлов и деталей велосипедов могут привлекаться квалифицированные специалисты соответствующего профиля. Рекомендуется пригласить такого специалиста в штат, тогда, кроме услуг по сдаче велосипедов в аренду, можно предложить услуги по мелкому обслуживанию и ремонту велосипедов, в том числе и владельцам.

Данный бизнес-план по прокату велосипедов с расчетами предусматривает следующие объемы получения выручки:

Наименование услуг Среднемесячный план реализации услуг
(количество)
Цена за единицу Панируемый объем выручки
1 Аренда взрослого велосипеда, 1 час 2 340 110 руб. 257,4 тыс. руб.
2 Аренда детского велосипеда, 1 час 360 80 руб. 28,8 тыс. руб.
Всего: 286,2 тыс. руб.

Это максимальные показатели по летнему периоду. В связи с сезонными колебаниями ожидается падение выручки в весенние и осенние месяцы на 30-70%, в зависимости от погоды. Несезонные месяцы: с декабря по март. Если регион позволяет, возможно в будущем открыть на зимние месяцы прокат снегоходов и квадроциклов. Услугой будут пользоваться охотники, рыболовы и любители активного отдыха.

Подбор персонала

Учредитель предприятия является основным администратором пункта велопроката. Бухгалтерское сопровождение проекта передается на аутсорсинг. При необходимости, для работы администратором привлекаются еще 1-2 сезонных наемных работника.

Рабочий режим – сменный (два дня через два), с 10:00 до 22:00 часов.

Расходы по персоналу:

Должность Размер оклада Количество единиц Величина ФОТ
1 Администратор велопроката 22 тыс. руб. 3 66 тыс. руб.
Всего: 66 тыс. руб.
Сумма социальных отчислений 19,8 тыс. руб.
Итого 85,8 тыс. руб.

Финансовый план

Пример данного бизнес-плана рассчитан на 5-летний срок функционирования предприятия.

Общие вложения составляют 455 тыс. рублей, в том числе 325 тыс. рублей – собственные средства предпринимателя. Недостающая сумма – банковский кредит на трехлетний срок под 18% годовых.

Основные расходные статьи проекта:

  • Приобретение велосипедов.
  • Оборудование арендуемого помещения.
  • Оплата услуг по разработке и продвижению сайта.

Переменные затраты в данном бизнес-плане отсутствуют, так как точно учесть расходы за 1 час аренды велосипеда не представляется возможным.

Амортизация рассчитывается на 5 лет линейным методом с учетом стоимости основных средств.

Расчет постоянных затрат за 1 месяц представлен в таблице:

Потенциальные риски

Наиболее очевидными потенциальными рисками для данного бизнеса являются:

  • Относительно небольшой парк велотехники, негативно сказывающийся на объеме продаж.
  • Несколько более высокий уровень цен на начальном этапе реализации проекта.
  • Высокая конкурентная среда и использование демпинга конкурентами.
  • Срыв выполнения плана продаж услуг.
  • Поломка велосипедов.
  • Неблагоприятные погодные условия.
  • Появление аналогичных объектов бизнеса в непосредственной близости от пункта велопроката.

На основе SWOT-анализа параметров проекта общий уровень рисков оценивается как средний.

В итоге

Основными достоинствами данного проекта следует признать:

  • Незначительный уровень инвестиций.
  • Удачное место размещения пункта велопроката.
  • Новый парк современных моделей велосипедов.
  • Наличие собственного сайта для продвижения услуг в интернете.
  • Возможность обеспечить высокую лояльность потребителей за счет использования в прокате новой велотехники.
  • Возможность дальнейшего расширения предприятия.

Эти преимущества позволяют обеспечить высокую рентабельность и эффективность проекта, что наглядно подтверждается проведенными расчетами.

Расчетный срок окупаемости ожидается в течение первого сезона. В течение 2-го и 3-го сезона можно зарабатывать, по средневзвешенной оценке, около 200 тысяч рублей в сезонные месяцы. С 3-го сезона начинается постепенное обновление велопарка. В дальнейшем этот процесс будет постоянным. Ежегодно планируется закупать новые велосипеды, увеличивая парк, и выводить из оборота 30% из числа наиболее изношенных.

Выбирая бизнес с небольшими вложениями, обратите внимание на прокат велосипедов. Открыть небольшой прокатный пункт можно, имея порядка 250 тысяч рублей стартового капитала. Эта сумма подразумевает приобретение 10 велосипедов и комплекта запасных частей на первое время. Поскольку услуга весьма популярна, для полной окупаемости затрат достаточно одного сезона.

Интересно, что конкуренция не так высока, поскольку потенциальные бизнесмены полагают, будто бы прокат неактуален. Действительно, если каждый турист может позволить себе купить недорогой велосипед за 5-10 тысяч, то зачем ему обращаться в прокатный пункт? Однако практика показывает, что в большинстве случаев люди предпочитают брать велосипеды в прокат, даже если суммы покупки и аренды сопоставимы.

Причины популярности проката:

  1. Современному горожанину велосипед хранить просто негде, ведь в небольшой квартире или на балконе он занимает немало места. Да и по лестнице с ним таскаться не каждому нравится.
  2. В пункте проката всегда можно выбрать между различными моделями и даже классами велосипедов. Можно прокатиться на горном, спортивном или шоссейном велосипеде, оценить преимущества дорогих двухподвесов и сравнить качество разных производителей.
  3. Чаще всего велосипеды в прокатном пункте берут молодые пары или даже небольшие компании, которым нет смысла покупать себе велосипеды ради 1-2 поездок в сезон.
  4. Особенно популярен прокат в туристических и культурных городах, где всегда присутствует много туристов, желающих прокатиться по городу с ветерком и осмотреться. Разумеется, тащить свой велосипед им не с руки.

Вопросы организации бизнеса

Основные сложности, с которыми придется столкнуться, заключаются в поиске подходящего помещения и улаживании юридических вопросов. Необходимый минимум условий включает:

  1. Регистрацию ИП с выбором в качестве системы налогообложения ЕНВД, УСН или патент.
  2. Аренду помещения. Для небольшого прокатного пункта хватит 20 квадратных метров. Можно установить павильон или передвижной вагончик.
  3. Приобретение велосипедов. Достаточно 10-15 штук (в зависимости от ожидаемого потока). Общие затраты на приобретение - 150 тысяч и выше. Можно сэкономить, покупая велосипеды в несезонное время.
  4. Поиск и найм сотрудников. Для работы без выходных достаточно 2-х человек, с посменным или частично пересекающимся графиком.

Секреты успеха прокатного бизнеса

Чтобы бизнес оказался действительно прибыльным, следует соблюдать несколько принципов успешной организации. Несмотря на замечательную природу, в сельской местности подобная инициатива окажется заведомо провальной, равно как и в небольшой городке. Запускать прокат велосипедов имеет смысл в городах с населением от 50 тысяч. Единственное исключение – курортные посёлки, где в определенные сезоны наблюдается наплыв туристов. Располагать пункт проката следует в людных местах.

Ассортимент моделей должен охватывать максимально возможный спектр, и каждый вариант должен быть представлен как минимум двумя экземплярами. Должны иметься в наличии горные и шоссейные велосипеды, женские и детские, обязательно должен присутствовать двухподвес. Только охватив весь спектр моделей, можно угодить каждому клиенту.

Предпочтение следует отдавать только высококачественным моделей от именитых производителей. Это полезно и с точки зрения маркетинга, ведь велосипедист-любитель с большим удовольствием возьмет в прокат велосипед известной ему марки. Да и на ремонте можно изрядно сэкономить, ведь главное отличие качественных моделей – их долговечность и надёжность.

Практика показывает, что 50 дешёвых экземпляров выходят из строя быстрее, чем 15 качественных с той же суммарной стоимостью. Если стартового капитала недостаточно для приобретения необходимого ассортимента, лучше докупить потом, чем сразу склоняться в сторону бюджетных вариантов.

Подводные камни

Важно понимать, что даже самым дорогим и качественным устройствам тоже свойственно ломаться, поэтому необходимо в обязательном порядке предусмотреть балансную сумму на приобретение запчастей. Крайне желательно, чтобы прямо в пункте проката сидел мастер-ремонтник (можно заодно совместить услуги проката с услугами ремонта).

Самым болезненным камнем преткновения в любом бизнесе, связанном с прокатом, является кража арендуемых предметов. Можно, конечно же, брать в залог документы, но всегда существует вероятность, что они окажутся поддельными. Часто практикуется залоговая стоимость, сопоставимая со стоимостью арендуемого лота, но недостаток этой схемы очевиден – не каждый носит в кармане такие суммы. На самом деле, случаи воровства арендованных велосипедов крайне редки, поэтому лучше не отпугивать клиентов заоблачными суммами залогов.



Расчет прибыли

Пример расчета показан для 300-тысячного городка, при условии, что пункт проката открывается в парковой зоне. Ориентировочная стоимость проката – 150 рублей в час. В будний день у вас будет порядка 20 клиентов. В выходные количество клиентов обычно удваивается, хотя это может сильно зависеть от того, насколько обособлен район, в котором вы открыли пункт проката.

Предположив, что в месяце в среднем 5-6 неудачных дней (дождливых, например), можно сосчитать, что всего будет 500 клиентов. Среднее время проката – 1-2 часа, поэтому общая выручка за месяц составит порядка 100 тысяч рублей. Расширив спектр услуг ремонтом и торговлей запасными частями, а также сопутствующими товарами, можно дополнительно увеличить выручку в 1,5-2 раза (мы в расчетах этот вариант не учитываем).

За вычетом всех расходов (аренда помещения – 5 тысяч, зарплаты – 25-30 тысяч, амортизация – 10 тысяч, налоговые отчисления – 10 тысяч) остаётся порядка 45 тысяч рублей чистой прибыли. За полгода (ровно столько длится сезон) выручка составит 270 тысяч, что позволит полностью окупить все вложения и расширить парк велосипедов к следующему сезону.

-> Другие идеи

У нас в городском парке существует прокат электромобилей для детей, и я часто наблюдаю такую картину: едет ребенок на «машине» или «мотоцикле», рядом прогуливается кто-то из родителей. И что-то в этом знакомое, из детства. И я вспомнил как много лет тому назад мой отец водил меня в этот парк, брал мне велосипед напрокат . И это было здорово.

Понятно, что прогресс движется и сейчас на смену велосипедам пришли электромобили, но это не может быть альтернативой, потому что совершенно разные принципы получения удовольствия.

Удовольствие, получаемое ребенком от физической активности, ни с чем не сравнится. Поэтому я подумал, почему бы не организовать прокат велосипедов, тем более их теперь великое множество и возможно родители, прежде чем приобрести двухколесное средство передвижения для своего чада захотят опробовать все варианты.

Кроме велосипедов возможно выдавать напрокат самокаты, роликовые коньки, скейтборды, лыжероллеры, незаслуженно забытую русскую забаву - ходули (лично я, даже сейчас попробовал бы походить на ходулях).

Для начала будет достаточно приобрести 3-4 детских велосипеда и 4-5 пар роликовых коньков и, конечно же, защитную экипировку (шлемы, налокотники, наколенники). Обязательно разработать инструкцию по безопасности, чтобы родители знакомились под роспись. За лето затраченные средства не только окупятся, но и будет неплохой доход.

Идея не новая, скорее хорошо забытая с еще советских времен. На следующее лето можно будет добавить в ассортимент прокатных средств велосипеды, ролики, ходули для взрослых.

Теперь давайте посчитаем, сколько средств понадобится, чтобы открыть прокат детских велосипедов. Три детских велосипеда, примерно по 2000 рублей, два самоката по 800 рублей, три пары роликовых коньков по 900 рублей, защитная экипировка пять комплектов по 500 рублей. Итого получается 12800 рублей. Для начала прокатного бизнеса вам понадобится вложить от 12 до 15 тысяч рублей. Все эти средства должны окупиться примерно за две недели.

Далее, полученную прибыль нужно будет вкладывать в расширение ассортимента прокатного инвентаря, но это только в течении первого сезона. Все последующие сезоны нужно будет только следить за износом, время от времени ремонтировать, что-то (это очень редко) менять.

Бизнес сезонный, но прибыльный при должном подходе к делу можно зарабатывать 30- 50 тысяч рублей в месяц. Так как прокатом можно заниматься с марта по ноябрь, т.е. 6-8 месяцев, то за сезон можно зарабатывать порядка 0,4 млн. руб.

И когда поставите свой бизнес на «рельсы», то можно будет нанять человека, который будет заниматься выдачей и приемкой инвентаря, тем самым вы себе высвободите время для другого бизнеса.


* В расчетах используются средние данные по России

1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

Цель проекта – организация бюро по прокату велосипедов в г. Ростове-на-Дону. Услуги нацелены, в первую очередь, на молодых людей (мужчины и женщины) в возрасте 15-30 лет, а также на семьи с детьми. Предполагается открытие двух пунктов проката – в центре города и в рекреационной зоне (см. Разделы 2, 3 данного бизнес-плана).

Предпосылки для успешной реализации проекта – популяризация велопрогулок как средства городского отдыха и благоустройство многих районов города, в том числе центральной его части. Проект не требует значительных капитальных вложений, инициатор проекта самостоятельно выполняет большинство функций, связанных с реализацией проекта. Риски по проекту низки. Инвестиционная привлекательность проекта подтверждается интегральными показателями эффективности, приведенными в Табл. 1.

Таблица 1. Интегральные показатели эффективности

2. ОПИСАНИЕ КОМПАНИИ И ОТРАСЛИ

Проект предполагает организацию субъекта малого бизнеса в г. Ростове-на-Дону, основной услугой которого будет предоставление населению в аренду велосипедов на срок до суток. Ростов-на-Дону – город с населением 1,1 млн. чел, столица Южного федерального округа и административный центр Ростовской области. В городе сосредоточены объекты культуры и искусства, образовательные учреждения, исторические памятники – все это привлекает приезжих, преследующих различные цели. В центральной части города располагается протяженная пешеходная зона – ул. Пушкинская, представляющая собой благоустроенный бульвар с кафе, ресторанами и прочей инфраструктурой. Таким образом, расположить прокат велосипедов здесь представляется в высшей степени целесообразным решением. Точка проката представляет собой фирменную мобильную стойку для администратора, а также стойку для велосипедов, рассчитанную на 15 единиц. Вторая точка проката располагается в Первомайском районе города, непосредственно у входа в парк Авиаторов, представляющий собой с 2014 года обустроенную для велопрогулок рекреационную зону.

Для хранения стоек и велосипедов предусмотрены места хранения. В районе ул. Пушкинской арендуется часть подвального помещения (20 м 2) одного из корпусов федерального ВУЗа, о чем с руководством ВУЗа заключен договор аренды. В пределах 300 м от входа в парк Авиаторов у частного лица арендуется металлический гараж, расположенный на территории гаражного кооператива; площадь гаража – 22 м 2 .

Для привлечения внимания потенциальных арендаторов стойки оформляются в современном броском дизайне. К его разработке привлекается профессиональный дизайнер. Парк велосипедов состоит исключительно из новых комфортных городских велосипедов, 60% из которых – мужские (большинство женщин не испытывают неудобств при езде на мужском велосипеде), 30% - женские, 10% - детские.

Что касается рынка подобных услуг в целом, то в последние годы он активно набирает обороты. Приезжающая в центр города молодежь из спальных районов все охотнее арендует велотранспорт для прогулок. Также велосипеды все чаще используют для семейного отдыха.

На фоне растущего интереса к велопрогулкам, на рынке присутствует тенденция к приобретению собственных велосипедов. Однако, по сравнению, с использованием собственного велосипеда, велопрокат имеет ряд преимуществ, как, например, низкая стоимость пользования, отсутствие необходимости в текущем обслуживании, ремонте и хранении и т.д. Кроме того, даже имея собственный велосипед, человек со средней физической подготовкой едва ли захочет проехать 10-15 км в одну сторону для того, чтобы проехать по центральному бульвару города. В большинстве случаев для этого используется городской общественный транспорт, а затем, на месте, велосипед берется в аренду.

Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2020 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

В городе на данный момент существует 18 активно работающих бюро проката велосипедов, которые не покрывают потребность горожан в предоставляемом в аренду велотранспорте. Из них непосредственно в границах города расположены 12; остальные находятся в пригородных зонах отдыха. В непосредственной близости от ул. Пушкинской располагаются 7 велопрокатов, от парка Авиаторов – официально ни одного, однако у входа расположены точки проката, принадлежащие расположенным в центре города бюро.

3. ОПИСАНИЕ УСЛУГ

Предприятие оказывает услуги по предоставлению в аренду велосипедов на срок от часа до нескольких суток. Оформление аренды и выдача велосипедов осуществляются у стоек администратора, расположенных на ул. Пушкинской и у входа в парк авиаторов. Администратор оформляет договор аренды, велосипед выдается под залог паспорта или водительских прав и суммы в размере 3 000 рублей. По возвращении велосипеда, залог возвращается арендатору при условии отсутствия повреждений велосипеда. Если таковые обнаруживаются, сумма ремонта удерживается из залоговой суммы. С прайс-листом по наиболее распространенным повреждениям арендатор знакомится на этапе оформления аренды.

По сути, предприятие оказывает всего два типа услуг: аренда взрослого велосипеда и аренда детского велосипеда. Стоимость часовой аренды взрослого велосипеда составляет 130 руб., детского – 100 руб. При аренде на день/ночь (12 часов) или сутки (24 часа) предоставляются дополнительные скидки. С учетом того, что не менее 80% арендаторов предпочитают арендовать велосипеды не более чем на 3-4 часа, скидки в большинстве случаев не применяются. В Табл. 2 приведены основные данные по услугам предприятия.

Таблица 2. Номенклатура услуг предприятия

В комплекте с велосипедом, при желании арендатора, выдается полный комплект защитной экипировки. За несоблюдение срока возврата велосипеда, указанного в договоре, арендатор выплачивает ее стоимость согласно прайс-листу с округлением до полного часа, а также пеню в размере 10% от суммы просрочки.

4. ПРОДАЖИ И МАРКЕТИНГ

Целевая аудитория проекта – мужчины и женщины в возрасте 15-30 лет, а также семейные пары с детьми. Велопрогулки в центре города по большей части предпочитает молодёжь – одинокие молодые люди в компаниях, а также молодые бездетные семейные пары. Прогулки в парке Авиаторов предпочитают по большей части семьи с детьми. Исходя из этого, осуществляется формирование транспортного парка: на точке на ул. Пушкинской находится только 1 детский велосипед, остальные 3 – в парке Авиаторов.

Продажи услуг предприятия носят пассивный характер. Для привлечения внимания потенциальных клиентов используется броский дизайн стоек администраторов, разработанный профессиональным дизайнером в современном урбанистическом стиле. Администраторы вежливы и ведут себя в максимальной степени корректно и внимательно в отношении клиентов, что является преимуществом предприятия. Основное же конкурентное преимущество заключается в максимально выгодном территориальном расположении пунктов аренды.

Состояние парка велосипедов также имеет большое значение. Каждый из них проходит еженедельное техническое обслуживание и мойку. В случае сильных загрязнений – чаще, по необходимости.

Ценовой сегмент, в котором позиционируется предприятие – средний. Уровень цен находится в среднем на уровне конкурентов. Отличие предприятия от большинства конкурентов состоит в том, что все предоставляемые в аренду велосипеды принадлежат к одному классу – городские прогулочные. Это позволяет унифицировать ценовую политику.

5. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

К основным средствам предприятия в первую очередь относятся велосипеды. Они закупаются в количестве 30 штук у поставщика в г. Москве. Критерием для выбора является марка велосипеда, его модель – они должны быть максимально удобными для длительной езды по городу. Также критерием выбора является цена.

Хранение велосипедов осуществляется в арендуемых помещениях, в непосредственной близости от места расположения точек продаж. Площадь помещений – 20 и 22 м 2 (см. Раздел 2 данного бизнес-плана). В этих же помещениях осуществляется хранение и стоек администратора. Стойки изготавливаются складными для удобства их транспортировки и хранения. Для разработки дизайна стоек привлекается профессиональный дизайнер.

Спрос на услуги проката велосипедов, безусловно, обладают выраженной сезонностью с пиком поздней весной и ранней осенью. Летом спрос возникает преимущественно в нежаркое вечернее время. В среднем, в расчете прибыльности проекта принимается среднее использование в 3 часа в сутки для каждого велосипеда.

Готовые идеи для вашего бизнеса

В межсезонье велосипеды хранятся в тех же помещениях, что и летом. Перед этим проводится консервирование – чистка и смазка всех узлов, ослабление тросов, установка велосипедов на специальные стенды. Перед сезоном производится расконсервирование – повторное обслуживание, подтяжка узлов и т.д. Обслуживание осуществляется приглашенным квалифицированным специалистом.

Таблица 3. План производства

6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

Инициатор проекта выполняет функции руководителя, а также одного из администраторов. Бухгалтерия передается на аутсорсинг. Функции администратора может выполнять работник без специальной квалификации. Однако, учитывая, что имидж для велопроката имеет большое значения для повторного привлечения клиентов, администраторы должны выглядеть опрятно, быть приветливыми и эффективными в выполнении обязанностей. Возраст администраторов – 18-30 лет. График работы сменный, 2/2, с 10.00 до 22.00. Кроме того, администраторы являются сезонными работниками, нанимаемыми на срок с апреля по октябрь.

Таблица 4. Штатное расписание и фонд оплаты труда

Должность

Оклад, руб.

Кол-во, чел.

ФОТ, руб.


Администратор торговой точки

Итого:

66 000,00 ₽

Социальные отчисления:

19 800,00 ₽

Итого с отчислениями:

85 800,00 ₽

7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Финансовый план рассчитывается сроком на 5 лет с учетом всех затрат, доходов, налоговых и кредитных выплат и т.д. Инвестиционные затраты по проекту составляют 730 000 руб., из которых 600 000 – собственные средства инициатора проекта. Основная масса средств расходуется на приобретение велосипедов, а также на разработку и продвижение сайта компании (Табл. 5). Недостаток средств покрывается банковским кредитом на срок 36 месяцев со ставкой 18% годовых.

Таблица 5. Инвестиционные затраты

НАИМЕНОВАНИЕ

СУММА, руб.

Оборудование

Стойка администратора

Стойка для велосипедов

Велосипеды

Форменная одежда для администраторов

Получение лицензий и разрешений

Оборотные средства

Итого:

730 000 ₽

Собственные средства:

600 000,00 ₽

Требуемые заемные средства:

130 000 ₽

Ставка:

18,00%

Срок, мес.:

Условно, переменные затраты по проекту отсутствуют, поскольку учесть расходы на каждый час аренды велосипеда достаточно сложно. По этой причине все расходы относятся на постоянные. Амортизация учитывает стоимость основных средств и рассчитывается линейным методом на 60 месяцев.

Таблица 6. Постоянные затраты

Подробный финансовый план приведен в Приложении 1 данного бизнес-плана.

8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Эффективность проекта и его инвестиционная привлекательность оцениваются на основании рассчитанного финансового плана по интегральным показателям эффективности, таким как чистый дисконтированный доход (NPV), индекс доходности (PI), внутренняя норма прибыли (IRR) и др. (Табл. 1)

Для учета стоимости денег во времени применяется ставка дисконтирования, установленная согласно норме инфляции, возможным рискам и т.д. Для данного проекта она принята на уровне 5%, что обусловлено относительно низкими рисками, а также тем, что услуга не является инновационной, а хорошо известна рынку, рынок имеет стабильную тенденцию роста, а основная часть инвестиций осуществляется в материальные активы, являющиеся гарантией возврата вложенных средств.

Срок окупаемости проекта составляет 17 месяцев. Чистая прибыль по пятому году реализации проекта составляет 766 тыс. руб., что приемлемо для малого бизнеса при самозанятости. NPV проекта существенно превышает инвестиционные затраты, что говорит об эффективности проекта. IRR превышает ставку дисконтирования, а PI > 1 – эти значения также говорят об инвестиционной привлекательности данного проекта.

9. РИСКИ И ГАРАНТИИ

Для учета всех рисков, связанных с проектом, проведен SWOT-анализ, учитывающий все микро- и макроэкономические факторы.

Таблица 7. SWOT-анализ проекта

Невысокий уровень инвестиционных вложений

Удачное местоположение точек продаж

Системный подход к оформлению точек и подбору персонала

Новый парк велосипедов высокого качества

Интернет-сайт высокого качества для привлечения дополнительных клиентов

Сравнительно небольшой парк велосипедов

Ценовая политика выше, чем у конкурентов

Сложившаяся конкурентная среда

Расширение парка со временем

Привлечение повторных клиентов за счет программ лояльности

Обеспечение лояльности за счет высокого качества парка

Невыполнение плана продаж

Неблагоприятные погодные условия

Демпинг конкурентов

Появление новых конкурентов в непосредственной близости

10. ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Финансовый план

Денис Мирошниченко
(c) - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса






2853 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 412857 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Прежде всего стоит определиться, подходит ли вам бизнес, где большую часть времени придется действительно работать, особенно это касается начального этапа, когда деньги уже вложены, а клиентов нет – придется много всего «перетерпеть» до момента первых прибылей.

Бизнес по прокату велосипедов подходит не для всех мест, особенно удачным будет он там, где люди хотят проводить время вместе и подолгу – курортные города пойдут на отлично, также неплохо пользуются спросом велосипеды и в мегаполисах близ парков, аллей и центральных площадей.

Обычно люди просто замечают вашу услугу и вместо обычной, пешей прогулки, отдают предпочтение «покатушкам» на велосипеде, в результате чего вы неплохо зарабатываете на клиентах, а они, за небольшую сумму, получают массу удовольствий и возвращаются в детство (ведь в «обычной» жизни большинство не каталось на велосипеде ни разу за последние годы).

Рекомендуем прочитать:

Подобный бизнес подойдет тем, кто желает начать, но боится трудностей, здесь они хоть и есть, но не катастрофические, да и все проблемы можно решить по мере поступления в короткие сроки без особых потерь. «Легкость» обусловливается многим – прежде всего небольшие инвестиции (имея «за пазухой» всего несколько тысяч долларов можно начать работать на себя, забирая весь доход лично, общаясь с клиентами и проводя время на природе), малые риски – практически никто не захочет «угнать» ваш велосипед, ведь пойман он будет практически сразу, в случае же поломок вас ждут незначительные потери (починить велосипед можно за пару десятков долларов, в большинстве случаев).

Целевая аудитория для бизнеса по прокату велосипедов

Размещаться нужно в местах массового скопления людей, обычно ими выступают парки, набережные, площади городов. Мимо проходит множество «парочек», которые могут захотеть воспользоваться вашей услугой, дабы принести себе удовольствие, а вам – копеечку, которая покроет расходы, да ещё и на «чай» останется. В большинстве случаев в таком специфическом виде бизнеса, как прокат велосипедов, «решает» именно месторасположение, так как заказывать заранее поездку для двоих никто кто будет – желание прокатиться обычно возникает спонтанно, вам нужно лишь повлиять на то, чтобы быть на виду, а также обеспечить приятную ценовую политику и комфортные условия.

При аренде нескольких велосипедов можно делать скидку – актуально для тех, кто гуляет семьями, к примеру, сняв 2 велосипеда для себя, можно предложить им 3 для ребенка бесплатно, благодаря подобному подходу эта троечка может стать вашими постоянными клиентами на целый сезон, а в следующий раз приведет ещё и друзей семьи.

Где открыть точку по прокату велосипедов

Тут у вас множество вариантов, единственный критерий, который необходимо учесть на все 100% — это проходимость и скопление людей. Особенно хороши по этим параметрам курортные города, где каждый день прибывает тысяча-другая потенциальных клиентов, желающих расслабиться и получить удовольствие во время отдыха. Есть возможность организовать как статичную точку, когда вы просто сдаете в аренду велосипеды любому, кто заплатит и даст документы, или же «подвозить» велосипеды на место – подобный способ оправдывает себя при долгосрочной аренде.

Рекомендуем прочитать:

Последний имеет место быть на отдыхе, например, в Таиланде, или даже в наших краях, человек с радостью заплатит несколько сотен гривен за аренду велосипеда на весь срок своего пребывания, ведь ездить за покупками или на пляж куда удобнее, а плата получается незначительной.

В целях рекламы стоит придумать специальные предложения для клиентов, а не просто развешивать листовки – они тоже должны быть, ведь по приезду большая часть отдыхающих оказывается впервые на этой местности и даже не догадываются о наличии вашего вело-проката, но создав заманчивые условия получить платящих потребителей окажется ещё легче.

Стартовый капитал и основная статья расходов в велосипедном бизнесе

Одним из несомненных плюсов бизнеса по прокату велосипедов является низкий порог входа, в отличие от проката автомобилей или любой другой спец. техники вам требуется лишь несколько тысяч долларов для покупки велосипедов, а также чуть-чуть денег «про запас» на случай поломок и выплату зарплаты (неактуально, если вы решили лично заниматься всеми вопросами, в том числе и работой с клиентами, при небольшом количестве велосипедов такой подход вполне оправдан и поможет сэкономить вам не одну сотню долларов).

Это один из видов бизнеса, который можно начать даже на заемные средства. Деньги на покупку первых велосипедов вам без проблем выдадут в отделении любого нормального банка, так как сумма небольшая – особых требований к вам, как к кандидатуре, на получение средств предъявлено не будет. Что же касается конкретных цифр – для покупки 10 велосипедов (чего на первый срок может быть даже много) вам понадобится около 2-3 тысяч долларов, на зарплату сотруднику (если работать сами не хотите) около 250-350 долларов (зависит от региона), 3 часа езды сегодня стоят «в среднем» порядка$5, так что загрузив хотя бы часть из них в ноль работать вы точно не будете.

Риски, связанные с велосипедным бизнесом

Скорее всего проницательные читатели уже сами догадались обо всех рисках, по сути – риск тут один, а именно – угон велосипеда, но учитывая тот момент, что между вами и арендатором имеется соглашение, а плюс к этому вы обладаете копии (а в некоторых случаях и оригиналом) паспорта, при исчезновении или поломке велосипеда предъявить претензии труда не составит. Есть множество нюансов, к примеру, поломаться велосипед может и не по вине человека, так что починку лучше всего брать на себя, дабы не плодить недовольных клиентов (специально ломают имущество ну уж очень редко).

Рекомендуем прочитать:

Дабы обезопасить себя – выучите все нюансы и законы, касающиеся велосипедного бизнеса, это несложно, но поможет решить спорные ситуации быстро и без проблем для каждой из сторон.

Сколько денег приносит прокат велосипедов

Потратив порядка 3 тысяч долларов на покупку велосипедов вы, скорее всего, захотите их максимально-быстро вернуть и получать прибыль. При хорошем потоке клиентов ничего сложного в этом не будет, в случае же простоя – время возврата инвестиций значительно возрастет. Для людей с небольшим капиталом и большим количеством свободного времени можем посоветовать заниматься работой в одиночку, дабы не тратить драгоценные доллары на зарплату, да и нет смысла самому валять дурака, когда можно зарабатывать (ведь именно с этой целью и занимаются бизнесом).

Рекомендуем прочитать:



Что еще почитать