Апл 671 семга первый экипаж. Военно-морские учения и события

50-летию службы атомарин 671-го проекта была посвящена научно-техническая конференция, организованная разработчиком семейства – СПМБМ «Малахит» и одним из основных заводов-строителей – Адмиралтейскими верфями. АПЛ заметно расширили возможности нашего флота. Головная К-3 проекта 627 была принята на вооружение в 1958 году, и сразу же обозначились пожелания, технические и функциональные, для последующего развития атомных лодок.

“ Поблагодарив коллег, наша лодка вновь исчезла из поля зрения натовских локаторов ”

Среди задач, которые ставились перед создателями многоцелевых АПЛ второго поколения, значились использование новой, более прочной маломагнитной стали, повышение глубины погружения, переход на переменный ток, внедрение новой парогенераторной установки, дальнейшее развитие автоматики и систем управления. Как отметил генеральный директор АО «СПМБМ «Малахит» Владимир Дорофеев, появилась насущная необходимость в создании нового корабля, который вобрал бы в себя все лучшее, что было на подлодках первого поколения, и при этом обеспечил решение проблем, вскрытых при эксплуатации. Результатом стала крейсерская АПЛ 671-го проекта, предназначавшаяся для борьбы с атомными подводными ракетоносцами противника, противодействия кораблям, развернутым на рубежах противолодочной обороны, а также для прикрытия наших конвоев от вражеских ударов.

Проектные работы по техническому заданию ВМФ под наблюдением Первого института Министерства обороны проводились «Малахитом» с 1959 года под руководством главного, а впоследствии генерального конструктора Георгия Чернышева. Успех проекта обеспечила совместная плодотворная работа флота, проектного бюро «Малахит» и Адмиралтейских верфей. Герой России Владимир Александров, возглавлявший предприятие более четверти века и пришедший на завод мастером как раз тогда, когда начинались работы над атомоходом, вспоминает: «Если бы не было 671-го проекта, я не очень четко представляю себе судьбу завода в тот период. Верфи в начале 60-х годов испытывали определенные трудности: сворачивалась программа, связанная с выпуском дизель-электрических подводных лодок 615-го проекта, прекращалось строительство тяжелых крейсеров. И здесь огромную роль сыграл директор завода Борис Хлопотов, человек с определенной народной хитрецой, глубоко знающий судостроение. Он сумел создать группу специалистов, которые подготовили расчетные документы под строительство атомных подводных лодок. В ЦК партии и правительстве идея нашла понимание, и в 1963 году вышло постановление о развитии завода. С этого момента началась модернизация и развитие 12-го цеха, ряда участков, ожило наше конструкторско-технологическое бюро, был произведен набор трех тысяч рабочих с выделением жилья. Конечно, в процессе постройки было немало трудностей и недостатков с точки зрения качества исполнения, надежности отдельных систем и устройств. К чести заводчан, они прислушивались к критике и старались решать эти задачи. Хотел бы отметить особую роль 1-й флотилии Северного флота. Вместе с моряками каждый год проводили совещания, где рассматривали состояние техники, удачи и неудачи. Это позволило от заказа к заказу добиваться все лучших результатов. Я начал руководить верфями с 1984 года, и семь подводных лодок, которые тогда построили, показали очень высокое качество. Последняя из них сдана в 1992-м».

Забытые темпы

Атомные подлодки 671-го проекта получились очень удачными: надежными, малозаметными, быстроходными, спокойно погружались на 400 метров, имели скорость более 30 узлов и два с лишним месяца могли находиться в автономном плавании.

Владимир Дорофеев обратил внимание на немыслимую сейчас интенсивность работы: «Технический проект корабля был защищен в 1960 году, документация передана на завод в 1962-м, головной корабль принят в состав ВМФ в 1967-м. То есть от завершения разработки техпроекта до поднятия военно-морского флага прошло всего шесть лет. С точки зрения нашей сегодняшней действительности – сроки фантастические. Да, корабли стали больше, но сроки создания выросли непропорционально».

Высокие тактико-технические характеристики АПЛ проекта 671 были получены в результате удачного сочетания новых технических решений. Это симметричная форма корпуса с оптимальными пропульсивными качествами, крестообразное оперение, где большие горизонтальные рули дополнялись малыми, предназначенными для управления на высоких скоростях, «правильная» носовая оконечность с грамотным расположением торпедных аппаратов и крупногабаритной антенной гидроакустики. Одновальная энергетическая установка с двумя водяными реакторами обеспечивала повышенную надежность. Блочная компоновка паротурбинной установки улучшила виброакустические характеристики и упростила монтаж. Из внедренных новшеств стоит назвать применение новой высокопрочной корпусной стали, использование в энергетических системах трехфазного переменного тока, широкое внедрение дистанционного управления исполнительных механизмов.

Огромный вклад в создание проекта внесли разработчики комплектующего оборудования: ОКБМ имени И. И. Африкантова, где создали ЯЭУ, СКБ Кировского завода, создавшее паротурбинную установку, специалисты ЦНИИ имени А. Н. Крылова, ЦНИИ КМ «Прометей», «Авроры», «Гранита», «Электрона», «Гидроприбора», «Новатора», «Океанприбора» и еще десятков коллективов, придумавших и изготовивших передовые по тем временам системы корабля. Как выразились участники конференции, в ходе совместной творческой работы над 671-м проектом возникла школа строительства многоцелевых АПЛ.

В 1967 году головная К-38 (заводской заказ № 600) была принята в состав Северного флота. Первым командиром корабля стал капитан 2-го ранга Евгений Чернов, будущий вице-адмирал, Герой Советского Союза.

Обогнавшая техзадание

На юбилейную конференцию создателей 671-го проекта пришли десять моряков из первого экипажа головной подлодки, которые вспомнили массу любопытных эпизодов рождения корабля. Как работали в три смены без выходных, как вели готовую лодку в плавдоке через разведенные невские мосты, как на испытаниях переборщили с дифферентом и пришлось всплывать в аварийном режиме, как в стоместной подлодке на первых выходах в море жили и работали свыше 300 человек. Но особенно интересны тогдашние ноу-хау.

Уже на подлодках второго поколения было решено перейти от отдельных гидроакустических станций к комплексам. Причем новая система оказалась настолько чувствительной по дальности обнаружения цели, что в несколько раз превосходила параметры технического задания. А поскольку корректировка ТЗ очень длительный и хлопотный процесс, пошли на хитрость, заменив единицы измерения с морских кабельтовых на сухопутные километры. Переход с постоянного на переменный ток позволил уменьшить габариты бортового электрооборудования и повысить его надежность. Впервые была внедрена система управления кораблем, на которую были завязаны 250 корабельных комплексов, узлов и механизмов с полутысячей источников информации. Разработанный тогда алгоритм используется на субмаринах до сих пор. Шаг за шагом совершенствовалось вооружение подводной лодки от торпед к ПЛУР и крылатым ракетам.

В общей сложности за четверть века в Ленинграде и Комсомольске-на-Амуре было построено 48 подводных лодок 671-го проекта. Причем из-за аварий не потеряно ни одного корабля, не погиб ни один моряк.

По мере развития у 671-го проекта под кодовым именем «Ерш» появились модификации: 671В оснащалась ракетно-торпедным комплексом «Вьюга», 671К – ракетным комплексом с КРБД C-10 «Гранат» (SS-N-21). На 671РТ «Семга» установлен дизель-генератор увеличенной мощности, а два 533-мм торпедных аппарата заменены на более мощные 650-мм. На 671РТМ «Щука» один семилопастный винт заменен двумя четырехлопастными, что снизило шумность, модернизировано радиоэлектронное вооружение. 671РТМК, кроме того, вооружена КР «Гранат».

По мнению западных экспертов, 671-й проект, особенно его последние модификации отличались сравнительно низким уровнем внешнего шума и по этому показателю были близки к американским субмаринам типа «Лос-Анджелес». Достаточно вспомнить, как переполошились наши заклятые друзья, когда 29 февраля 1996 года во время учений флота НАТО в самой середине их корабельного ордера всплыла наша АПЛ К-448 «Тамбов» проекта 671РТМК, которую они до этого не видели, и попросила оказать медицинскую помощь одному из моряков – тому требовалась срочная операция из-за угрозы перитонита. Подводник был доставлен на британский эсминец «Глазго», а оттуда вертолетом в госпиталь. Поблагодарив коллег, наша лодка погрузилась и вновь исчезла из поля зрения натовских локаторов. После чего о сверхскрытности наших субмарин долго писала западная пресса.

За создание первой серии кораблей 671-го проекта в 1970 году главному конструктору Георгию Чернышеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда, большую группу специалистов наградили орденами и медалями.

Сейчас в составе ВМФ находятся три подлодки 671РТМК, хотя основную нагрузку многоцелевых атомоходов несут малахитовские субмарины 971-го проекта третьего поколения. Боевой состав пополняют и универсальные подводные крейсеры четвертого поколения 885-го проекта «Ясень», также разработанные в СПМБМ. Головной крейсер «Северодвинск» уже служит на Севере, «Казань» спущен на воду. На Севмаше в разной степени готовности «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск», «Пермь», «Ульяновск» – до 2020 года планируется сдать шесть «Ясеней».

Малахитовцы тем временем уже вовсю работают над АПЛ пятого поколения «Хаски». И как отметил Владимир Дорофеев, перед проектным бюро ставится задача по снижению трудоемкости строительства корабля при безусловном достижении технических характеристик. Ведь «Малахит» всегда создает корабли не просто конкурентоспособные, но превосходящие зарубежные аналоги. Это советская школа. При проектировании подводных лодок будущего на новом техническом уровне реализуются решения, отработанные на первой многоцелевой АПЛ 671-го проекта.

Атомная лодка-охотник второго поколения, ориентированная в первую очередь на борьбу с субмаринами противника.

Первое поколение советских атомоходов (лодки проектов и ) было заточено главным образом под борьбу с надводными кораблями. Однако уже ближе к концу 1950-х годов флот потребовал себе современный массовый «охотник», который должен был заняться главным образом задачами противолодочной обороны.

В 1958 году был проведен широкомасштабный конкурс проектов на атомоходы второго поколения. В результате были отобраны три эскизных проекта лодок для серийного строительства: с баллистическими ракетами — проект 667, с крылатыми ракетами — проект 670 и лодка-охотник — проект 671.

Разработчик лодки — СКБ-143 (ныне Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»), главный конструктор Георгий Чернышев. Техническое задание на проект утвердили в 1959 году, технический проект закончили к концу 1960 года, а в апреле 1963 года в Ленинграде на Ново-Адмиралтейском заводе (ныне «Адмиралтейские верфи») заложена головная лодка проекта К-38 .


Фото: navy.su

В проекте был реализован целый ряд новшеств: обтекаемый корпус лодки в виде тела вращения, полное подчинение архитектуры лодки задачам подводного плавания и пр. Лодка получила одновальную энергоустановку с двумя водо-водяными реакторами ОК-300 .

Водоизмещение надводное/подводное 3500/4700 тонн. Длина корпуса 93 метра, ширина свыше 10 метров. Рабочая глубина погружения 320 метров, предельная 400 метров. Максимальная скорость хода под водой до 32 узлов, надводная 11−12 узлов. Экипаж по разным данным 68−76 человек, автономность по провизии 50−60 суток.

«Ерши» получили мощный гидроакустический комплекс «Рубин» с макимальной дальностью обнаружения целей 50−60 км. Одним из сложных элементов технического задания состоял в том, чтобы вписать габаритный комплекс (объемом порядка 70 кубометров и весом 20 тонн) в носовую часть субмарины. С 1976 года вместо «Рубина» на лодки начали в порядке модернизации ставить новый комплекс «Рубикон» с максимальной дальностью обнаружения до 200 км.

Лодка была вооружена шестью носовыми 533-мм торпедными аппаратами, обеспечивавшими стрельбу на глубинах до 250 метров. В боекомплект входило 18 торпед (типа 53−65К или СЭТ-65) или противолодочных ракет (типа 81Р комплекса РПК-2 «Вьюга-53» ; для лодок проекта 671В). Также лодка могла брать морские мины: 18 ПМР-1 , ПМР-2 или ПМТ либо 36 РМ-2Г. Постановка мин выполнялась на скорости хода до шести узлов.


Фото: navy.su

Всего было построено 15 лодок проекта 671, основная их часть служила на Северном флоте.

Три субмарины, строившиеся для Тихого океана, были построены по измененному проекту 671 В (с оснащением комплексом управляемого противолодочного вооружения РПК-2 «Вьюга-53»). Лодка К-323 была в 1984 году модернизирована по проекту 671К и получила возможность применять стратегические крылатые ракеты С-10 «Гранат» (советский аналог американских ракет типа Tomahawk).

Все лодки проекта 671 были выведены из состава флота с 1989 по 1997 годы и к настоящему времени утилизированы.

На базе проект 671 «Ерш» были созданы другие проекты многоцелевых атомных лодок — 671РТ «Семга» и 671РТМ/РТМК «Щука».

Появление в составе советского ВМФ атомных ПЛ проекта 671 ознаменовало начало новой эпохи в противостоянии флотов двух сверхдержав — с этого момента подводники ВМС США уже не могли чувствовать себя в безопасности. В первую очередь это относилось к ракетоносцам типа «Джордж Вашингтон».

Первые советские атомные ПЛ проекта 627 создавались прежде всего для борьбы с авианосцами и другими крупными надводными кораблями противника, а также для возможной атаки военно-морских баз при помощи сверхмощных атомных торпед. В соответствии с такими задачами приоритеты при создании этих АПЛ были определены в виде максимально мощного вооружения. Однако спустя несколько лет стало ясно, что подводный атомоход может представлять даже более серьезную опасность — самым важным событием в конце 1950-х годов стало создание первых в мире подводных ракетоносцев с баллистическими ракетами. В течение 1960 года (фактически) в строй вошли четыре ПЛАРБ типа «Джордж Вашингтон». Противодействовать этой серьезнейшей угрозе предполагалось как при помощи противолодочной авиации, так и созданием специальных ПЛ-охотников, способных отыскивать и атаковать ракетоносцы противника. При этом важным требованием стало обеспечение максимальной скрытности лодки-охотника.

НОВЫЕ ЗАДАЧИ

Основными направлениями работ при создании ПЛ проекта 671 стало снижение акустического и других физических полей, позволяющих обнаружить ПЛ; установка мощного гидроакустического комплекса для обнаружения и преследования противника в сочетании с высокой маневренностью и скоростью подводного хода. Разработка проекта была поручена тому же ленинградскому ОКБ-143, которое успешно справилось с задачей создания первых отечественных АПЛ проекта 627. Основой рабочего проекта послужили проработки Л. Самаркина, но главным конструктором в итоге был назначен более опытный Г. Чернышев.

При разработке проекта конструкторы выработали несколько базовых принципов, позволявших наделить лодку необходимыми качествами и при этом минимизировать водоизмещение: использование только трехфазного переменного тока для силовой сети, оптимизация обводов корпуса для подводного плавания, одна линия валов.

Увеличение диаметра корпуса (по сравнению с АПЛ проекта 627) дало возможность разместить более компактные атомные реакторы поперечно, что сократило длину лодки. Большое внимание уделялось автоматизации управления как силовой установкой, так и корабельными механизмами, включая систему стабилизации ПЛ по глубине. Вообще решение таких специфических задач, как борьба с ПЛ, было связано с многочисленными проблемами, например, обеспечения стрельбы из торпедных аппаратов на глубине до 250 м, но они были успешно преодолены. При конструировании корпуса, с учетом увеличенной до 400 м глубины погружения, появился соблазн применить титан, но отсутствие опыта его обработки заставило использовать конструкционную сталь АК-29.

Проектирование лодки началось в 1960-м и к концу года было завершено. В течение 1961-1962 годов проходила отработка размещения оборудования, прокладка трубопроводов и кабельных трасс. Головная лодка серии была заложена 12 апреля 1963 года, спущена на воду 28 июля 1966 года и вступила в строй 5 ноября 1967-го (как раз к 50-летию Октябрьской революции). Постройкой этой и 14 последующих «671-х» АПЛ занимался судостроительный завод № 196 в Ленинграде (Ново-Адмиралтейский завод); если первые лодки строили около 5 лет, то у последних этот срок сократился до 20 месяцев. По годам ввода в строй АПЛ проекта 671 распределялись следующим образом: 1967 — К-38; 1968 — К-69 (в 1977 переименована в К-369), К-147; 1969 — К-53, К-306; 1970 — К-323, К-370; 1971 — К-438, К-367; 1972 — К-314, К-398; 1973 — К-454, К-462; 1974 — К-469, К-481. К-314, К-454 и К-469 были достроены по измененному проекту 671В — в дополнение к торпедам они несли противолодочные ракеты «Вьюга-53», запускаемые из обычных торпедных аппаратов. Еще одна АПЛ, К-323, в 1984 году была модернизирована по проекту 671 К, получив на вооружение крылатые ракеты С-10 «Гранат» (также запускаемые из ТА) для ударов по наземным объектам с дальностью пуска до 2500 км.

20 ЛЕТ В СТРОЮ

Поступив на вооружение Северного и Тихоокеанского флотов, «Ерши» занимались, конечно, не только охотой на подводные ракетоносцы, но и смежными задачами: сопровождением авианосных ударных групп (с целью выведения из строя именно «главного игрока»), охраной своих ПЛАРБ от лодок-охотников и действиями на коммуникациях противника.

Служба «Ершей» была богата разными событиями, но, к счастью, все 15 лодок дожили до окончания своего жизненного цикла. Некоторые наиболее примечательные эпизоды их службы стоит вспомнить. В начале 1976 года К-469 совершила (совместно с другой АПЛ) переход с Севера на Дальний Восток, однако не традиционным Северным морским путем, а по южному варианту — через Атлантику, пролив Дрейка и весь Тихий океан. На протяжении 22 тыс. миль лодка постоянно шла под водой, лишь один раз поднявшись на перископную глубину.

В августе 1977 года К-481 совершила подледный переход к Северному полюсу, сопровождая пробивавшийся к полюсу сквозь льды атомный ледокол «Арктика». 21 марта 1984 года К-314, имевшая задачу скрытно преследовать АУГ во главе с ударным авианосцем «Китти Хок» у побережья Кореи, при всплытии на перископную глубину оказалась как раз на пути авианосца. При столкновении она получила значительные повреждения, потеряла ход и была отбуксирована на базу.

19 сентября того же года на другом краю Земли, близ Гибралтара, К-53 при всплытии на перископную глубину столкнулась с советским сухогрузом «Братство», который только чудом не затонул. Лодка получила значительные повреждения и была отправлена в ремонт на базу. Служба первой серии АПЛ проекта 671 продолжалась около 25 лет: после завершения холодной войны держать в боевом составе лодки с заведомо низкими показателями по уровню шумности и не самым новым гидроакустическим оборудованием уже не имело смысла. В период с 1989 по 1994 годы все они были выведены из боевого состава и поставлены на отстой в ожидании разделки.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 671 «ЕРШ»

В Санкт-Петербурге, рядом с Ново-Адмиралтейским заводом, установлен масштабный макет атомной подлодки проекта 671.

Прочный корпус состоял из цилиндрических участков и усеченных конусов. Шпангоуты (кроме кормовой оконечности) располагались снаружи. Обшивка легкого корпуса — с продольной системой набора. Его обводы оптимизированы для движения на большой скорости в подводном положении.

КОРПУС

Корпус делился на семь водонепроницаемых отсеков:

1-й — торпедный, аккумуляторный и жилой;
2- й — центральный пост, провизионные и вспомогательные механизмы;
3- й — реакторный;
4- й — турбинный (в нем же размещены и автономные турбоагрегаты);
5- й — электротехнический и вспомогательных механизмов, а также санблок;
6- й — жилой и дизель-генераторный;
7- й — рулевой (здесь же расположены гребные электродвигатели и камбуз).

Во время серийной постройки продолжались работы по совершенствованию ТТЭ, повышению надежности оборудования, устранению недостатков, выявленных в процессе постройки и эксплуатации. Особое внимание уделялось снижению шумности кораблей — на последних АПЛ серии ее снизили в 1,5-3 раза, а уровни помех ГАК в 1,5 раза по сравнению с первой.

На всех ПЛ, кроме первой, на наружный (легкий) корпус нанесено поглощающее противогидролокационное покрытие.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

Главная энергетическая установка включала две паропроизводящих установки ОК-300 (водо-водяной реактор ВМ-4 тепловой мощностью 72 мВт и четыре парогенератора ПГ-4Т), автономные для каждого борта. Перезарядка активной зоны реактора — каждые восемь лет. Компоновка ядерных энергетических установок второго поколения была существенно изменена. Сократилось количество трубопроводов большого диаметра, соединяющих основные элементы установки. Большинство трубопроводов первого контура разместили в необитаемых помещениях и закрыли биологической защитой. Значительно усовершенствовали системы контрольно-измерительных приборов и автоматики; возросла доля дистанционно управляемых клапанов, задвижек, заслонок и т. п.

Паротурбинная установка состояла из главного турбозубчатого агрегата ГТЗА-615 и двух турбогенераторов ОК-2, вырабатывавших переменный ток 380 В (состояли из турбины и генератора мощностью 2000 кВт).

В качестве резервного средства движения на лодке установили два электродвигателя постоянного тока ПГ-137 (2 х 275 л. с), каждый из которых приводил во вращение свой двухлопастный гребной винт малого диаметра. Имелись две аккумуляторные батареи (по 112 элементов мощностью по 8000 А-ч), а также два 200-кВт дизель-генератора, связанных с системой РДП. Резервная установка предназначалась не столько для движения лодки при отказе ГЭУ, сколько для обеспечения максимальной скрытности за счет снижения шумов, связанных с работой ПТУ и охлаждения реактора на режимах большой мощности. Кроме того, за счет 2-винтовой схемы обеспечивалась несколько лучшая маневренность.

ВООРУЖЕНИЕ

Из-за необходимости разместить в носовой оконечности громоздкий ГАК «Рубин» установка торпедных аппаратов в этом же месте оказалась сложной задачей. Рассматривались даже варианты с бортовым размещением ТА под углом к корпусу, но применять оружие в этом случае было возможно лишь на невысокой скорости.

В итоге был принят классический вариант размещения ТА — в верхней трети первого отсека, в два горизонтальных ряда. По продольной оси корпуса, над первым рядом ТА, находился горизонтальный торпедно-погрузочный люк, перед которым располагался горизонтальный лоток для загрузки торпед. Торпеды затягивались в отсек, перемещались по лотку, загружались в аппараты и опускались на стеллажи при помощи гидроприводов. Такая схема позже использовалась на большинстве советских противолодочных АПЛ.

533-миллиметровые торпедные аппараты могли стрелять на глубинах до 250 м. В боекомплект входило 18 торпед 53-65К и СЭТ-65 или до 36 мин (из них 12 в ТА).

Постановка мин могла производиться при скорости до 6 узлов. Для прицеливания и пуска торпед применялся прибор управления торпедной стрельбой «Брест-671». При перезарядке ТА использовалась система управления устройством быстрого заряжания торпед и подготовкой ТА «Кипарис».

ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Предполагавшийся для установки на «Ерши» ГАК «Керчь» по решению Главного конструктора заменили новым ГАК «Рубин», значительно превосходившим «Керчь» по основным характеристикам.

«Рубин» имел максимальную дальность обнаружения целей около 50 км. В его состав входили носовой гидроакустический излучатель низкой частоты, высокочастотная антенна ГАС миноискания МГ-509 «Радиан» в передней части ограждения выдвижных устройств рубки, станции звукоподводной связи и гидроакустической сигнализации. «Рубин» обеспечивал круговой обзор, независимое автоматическое сопровождение и определение курсовых углов целей, дальнометрирование методом эхолокации, а также обнаружение активных гидроакустических средств противника.

Однако эти сравнительно высокие (по сравнению с другими советскими ГАК) данные были, как всегда, получены ценой больших габаритов и веса: в частности, в носовой оконечности требовалось разместить узлы ГАК массой 20 т и объемом с жилую комнату 23 кв. м.

После модернизации, которые большинство лодок проходили в конце 1970-х годов, «Рубин» заменяли более совершенным ГАК «Рубикон» с инфразвуковым излучателем, с максимальной дальностью обнаружения более 200 км.

ОБОРУДОВАНИЕ

Подводная лодка была оснащена всеширотным навигационным комплексом «Сигма». Имелась телевизионная система наблюдения за общей и ледовой обстановкой МТ-70, способная, при благоприятных условиях, выдавать видовую информацию на глубине до 50 м.

Конструкторы стремились максимально автоматизировать управление техническими средствами и вооружением подводной лодки. Лодка была оснащена централизованной системой управления, регулирования и защиты АЭУ; комплексной системой управления пространственным маневрированием «Шпат», обеспечивавшей автоматическую стабилизацию курса и глубины погружения АПЛ на ходу и без хода, возможность дистанционного управления курсом и глубиной погружения; системой автоматической компенсации аварийных дифферентов и провалов по глубине «Турмалин»; системой централизованного автоматизированного управления общекорабельными системами (ОКС).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛАТ ТИПА «ЕРШ»

  • Водоизмещение, т:
    — надводное: 4250
    — подводное: 6080
  • Размерения, м:
    — длина: 93,0
    — ширина: 10,6 (корпуса)
    — осадка: 7,2
  • ГЭУ: 2 реактора ВМ-4,1 ПТУ мощностью 31 000 л. с.
  • Скорость хода, узлов:
    — надводная: 11
    — подводная: 33,5
  • Автономность суток: 50 (ограничена лишь запасами продовольствия)
  • Вооружение: 6 х 533-мм торпедных аппаратов (боезапас — 18 торпед)
  • Экипаж, чел.: 68-76

В декабре 1983 г. большая АПЛ К-324 несла боевую службу у атлантического побережья Северной Америки. Автономное плавание проходило в сложных условиях: возникли проблемы с водоснабжением, вышла из строя холодильная установка, в отсеках стояла изнуряющая жара. Лодке было поручено слежение за американским фрегатом "Макклой" (тип "Бронштейн"), проводящим испытания новейшей системы подводного наблюдения ТАSS с протяженной буксируемой низкочастотной гидроакустической антенной. К-324 удалось записать информацию о параметрах работы системы.

Более того, в ходе слежения были выявлены некоторые особенности взаимодействия американского надводного корабля со своими подводными лодками и компонентами стационарного комплекса дальнего гидроакустического обнаружения. Однако неожиданно "Макклой" прекратил испытания и ушел на базу. К-324, оставшись "без работы", получила приказ сменить район плавания.

Однако сделать этого не удалось - внезапно возникла сильная вибрация, потребовавшая остановки главной турбины. Всплыв в надводное положение, командир К-324 обнаружил, что получил неожиданный "ценный подарок дяди Сэма" - на винт его корабля намоталось 400 м сверхсекретной бронированной кабельантенны ТА58. Разумеется, советская лодка, всплывшая в районе американского полигона, вскоре была обнаружена "потенциальным противником". К утру в район происшествия прибыли эсминцы "Питерсон" и "Николсон" (тип "Спруенс"), установившие за К-324 плотную опеку. Очевидно, командиры этих кораблей получили вполне конкретный приказ - любыми средствам не позволить русским завладеть антенной. "Совместное плавание" практически лишенной хода лодки и эсминцев продолжалось почти 10 дней, американцы вели себя все более "резко" (а что им еще оставалось делать?), стремясь пройти в непосредственной близости за кормой АПЛ и отрубить антенну. Опасаясь еще более решительных действий эсминцев, командир лодки капитан 2 ранга В. А. Терехин дал приказ приготовить свой корабль к взрыву.

Обстановка разрядилась лишь тогда, когда на помощь К-324 прибыло советское судно "Алдан". Американское командование, наконец, осознало, что вернуть свою антенну мирными средствами вряд ли удастся, а начинать третью мировую войну из-за "шланга" никому не хотелось. В результате эсминцы были отозваны на базу, К-324 была "Алданом" отбуксирована на Кубу, где встала на ремонт, а злополучную антенну доставили в СССР для детального изучения.

Главным "героем" описанных событий стала крейсерская подводная лодка проекта 671РТМ - седьмой корабль в серии, построенный в Комсомольске-на-Амуре.

Параллельно с развертыванием работ по созданию принципиально новых АПЛ проектов 945 и 971, в СССР была предпринята весьма успешная попытка "выжать" максимально возможное из конструкции лодок проектов 671 и 671РТ. В основу модернизированного проекта 671РТМ (шифр "Щука") легли проработки по размещению нового поколения радиоэлектронного вооружения - мощного ГАК, навигационного комплекса, боевой информационной и управляющей системы, автоматизированного комплекса средств радиосвязи, аппаратуры разведывательного комплекса, а также мер по снижению демаскирующих полей корабля. Фактически, проект 671РТМ так же как и ракетный подводный крейсер проекта 667БДРМ, "плавно перешел" из 2-го в 3-е поколение атомоходов.

Главным конструктором проекта 671РТМ стал Г. Н. Чернышев (создатель лодок 671 и 671РТ), в 1984 году его сменил Р. А. Шмаков.

Одним из важнейших элементов вооружения модернизированного атомохода должен был стать противолодочный ракетный комплекс "Шквал", разработка которого началась в соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ ССР в 1960 г. "Идеологами" нового комплекса явились ученые московского филиала ЦАГИ им. профессора Н. Е. Жуковского (ныне ГосНИЦ ЦАГИ), в частности, академик Г. В. Логвинович. Непосредственную разработку оружия осуществляло НИИ-24 (ныне ГНПО "Регион") под руководством главного конструктора И. Л. Меркулова (в дальнейшем его сменил В. Р. Серов, а завершил работу Е. Д. Раков).

В состав комплекса "Шквал" входила сверхскоростная подводная ракета, развивающая 200 узлов (при дальности хода 11 км). Это достигалось использованием двигателя, работающего на гидрореагирующем топливе, а также за счет движения снаряда в газовой каверне, обеспечивающей минимизацию гидродинамического сопротивления. Управление ракетой, снабженной ядерной боевой частью, осуществлялось посредством инерциальной системы, не чувствительной к помехам.

Первые пуски подводной ракеты были выполнены на озере Иссык-Куль в 1964 году, а 29 ноября 1977 г. комплекс ВА-111 "Шквал" с ракетой М-5 был принят на вооружение ВМФ. Следует заметить, что аналогов этому высокоэффективному комплексу, обладающему почти абсолютной вероятностью поражения цели, попавшей в пределы его досягаемости, за рубежом не существует и в настоящее время.

Был принят дополнительный комплекс мер по увеличению скрытности АПЛ за счет внедрения принципиально новых решений по амортизации (1 н. "отключение фундаментов"), акустической развязке механизмов и конструкций. Корабль получил размагничивающее устройство, затрудняющее его обнаружение авиационными магнитометрами.

Гидроакустический комплекс "Скат-КС" (главный конструктор Б.Е Индии) обеспечивал обнаружение и классификацию целей, а также их автоматическое сопровождение при шумопеленговании в звуковом и инфразвуковом диапазонах частот. Комплекс позволял обнаруживать цели посредством эхопеленгования с измерением дистанции до них и выдавал исходные данные для целеуказания торпедному оружию.

По своим возможностям комплекс "Скат-КС" втрое превосходи ГАК предшествующего поколения вплотную приближался к американским комплексам (хотя по-прежнему уступал им по массогабаритным характеристикам). Максимальная дальность обнаружения целей при нормальных гидрологических условиях составляла 230 км. Были применены бортовые приемники шумов, работающие в пассивном режиме, а также протяженная буксируемая инфразвуковая антенна, в свернутом виде размещавшаяся в специальном бульбообразном контейнере, расположенном над вертикальным оперением лодки.

Навигационный комплекс "Медведица-671РТМ" обеспечивал непрерывную автоматическую выработку координат места, курса, скорости относительно воды и грунта, углов бортовой и килевой качки, а также автоматическую передачу этих параметров в другие корабельные системы.

Боевая информационная управляющая система "Омнибус" производила автоматизированный сбор, обработку и наглядное отображение информации, обеспечивающей принятие решений на маневрирование, боевое использование оружия, а также управление торпедной и ракетной стрельбой.

Корабль был оснащен новым автоматизированным комплексом связи "Молния-Л" с системой космической связи "Цунами-Б", а также специальным разведывательным комплексом.

Строительство подводных лодок проекта 671РТМ было решено одновременно организовать на ленинградском Адмиралтейском объединении (с последующей достройкой на судоремонтном заводе "Звездочка") и в Комсомольске-на-Амуре, на СЗЛК (с достройкой на судоремонтном заводе в Большом камне).

Освоение на флотах подводных лодок проекта 671РТМ несколько затянулось. Причина этого заключалась в недоведенности БИУС "Омнибус": до середины 80-х годов система была не способна в полной мере решать возложенные на нее задачи. На кораблях ранней постройки "Омнибус" приходилось доводить уже в ходе эксплуатации лодок, что существенно ограничивало их боевые возможности.

Наиболее важным усовершенствованием, внедренным на АПЛ проекта 671РТМ, стал принципиально новый тип оружия - стратегические малоразмерные дозвуковые крылатые ракеты "Гранат" с максимальной дальностью стрельбы 3000 км. Оснащение АПЛ крылатыми ракетами превратило их в полной мере в многоцелевые корабли, способные решать широкий круг задач как в обычной, так и в ядерной войнах. По своим массогабаритным характеристикам КР "Гранат" фактически не отличались от стандартных торпед. Это позволило применять их из штатных 533-мм торпедных аппаратов.

Пять последних лодок ленинградской постройки были введены в строй по проекту 671РТМК (с комплексом вооружения, дополненным КР). В дальнейшем крылатыми ракетами были дооснащены и остальные корабли проекта 671РТМ.

Уже после вступления в строй часть лодок получила "имена собственные". С 1996 г. К-414 носит название "Даниил Московский", а К-448 (последняя лодка пр. 671 РТМ, введенная в строй уже после распада Соведского Союза) с 10 апреля 1995 г. именуется "Тамбов". К-138 получила название "Обнинск". Пожалуй, одними из самых ярких фрагментов в биографии кораблей проекта 671РТМ стало участие в крупномасштабных операциях "Апорт" и "Атрина", проведенных в Атлантике силами 33-й дивизии и в значительной мере поколебавшими уверенность "потенциального противника" - США - в возможности своего военно-морского флота решать противолодочные задачи.

29 мая 1985 г. из Западной Лицы одновременно вышли три лодки проекта 671РТМ (К-299, К-324 и К-502), а также К-488 (пр. 671РТ). Чуть позже к ним присоединилась и К-147 (пр. 671). Разумеется, выход в океан целого соединения атомных подводных лодок не мог остаться незамеченным для американской военно-морской разведки. Начались интенсивные поиски, которые, однако, не принесли ожидаемых результатов. В то же время советские атомоходы, действуя скрытно, сами вели напряженную работу по слежению за американскими ракетными подводными лодками в районах их боевого патрулирования (в частности, К-324 имела три гидроакустических контакта с американской АПЛ, общая продолжительность которых составила 28 часов), а также изучали тактику действия противолодочной авиации ВМС США. Американцы сумели установить контакт лишь с К-488 (которая уже возвращалась на базу). Операция "Апорт" завершилась 1 июля.

В марте-июне 1987 г. была проведена близкая по размаху операция "Атрина", в которой приняли участие пять лодок проекта 671РТМ - К-244 (командир капитан 2 ранга Аликов), К-255 (командир капитан 2 ранга Муратов), К-298 (командир капитан 2 ранга Попков), К-299 (командир капитан 2 ранга Клюев) и К-524 (командир капитан 2 ранга Смелков), действия которых обеспечивались самолетами морской авиации, а также двумя разведывательными кораблями типа "Колгуев", оснащенными ГАС с протяженными гидроакустическими антеннами. Хотя о выходе атомоходов из Западной Лицы американцам было известно, они потеряли их в Северной Атлантике. Вновь началась драматическая "подводная охота", в которой приняли участие практически все противолодочные силы Атлантического флота США - самолеты палубного и берегового базирования, шесть противолодочных АПЛ (в дополнение к лодкам, уже развернутым ВМС США в Атлантике), три мощные корабельные поисковые группы, а также три новейших корабля гидроакустического наблюдения типа "Столуорт", использующие для формирования гидроакустических импульсов мощные подводные взрывы. К поисковой операции присоединились и корабли английского флота. По рассказам командиров советских лодок, концентрация противолодочных сил была такова, что казалось почти невозможно подвсплыть для сеанса радиосвязи и подкачки воздуха. Тем не менее, АПЛ сумели незамеченными выйти в район Саргассова моря, где советская "завеса" была, наконец, обнаружена.

Первые контакты с подводными лодками американцам удалось установить лишь через восемь суток после начала операции "Атрина". При этом АПЛ проекта 671РТМ были ошибочно приняты за РПКСН, что еще больше усилило обеспокоенное американского военно-морского командования и политического руководства США (следует напомнить, что описываемые события пришлись на очередной пик "холодной войны", которая в любой момент могла трансформироваться в "горячую"). При возвращении на базу для отрыва от американских противолодочных средств командирам АПЛ было разрешено и пользовать секретные приборы гидроакустического противодействия.

Успешное проведение операции "Апорт" и "Атрина" подтвердило предположение, что ВМС США при массированном использовании СССР современных атомных подводных лодок не смогут организовать им сколько-нибудь эффективного противодействия. Сложнейшее подледное плавание в конце 1985 года совершила K-524 (командир - капитан 1 ранга В. Протопопов, старший на борту - командир 33-й дивизии капитан 1 ранга А. И. Шевченко). Замысел похода состоял в том, чтобы пройти из Северного Ледовитого в Атлантический океан, обойдя Гренландию с северо-востока. За этот поход командир АПЛ был удостоен звания Героя Советского Союза.

Войдя в море Линкольна, лодка прошла через узкие и мелководные проливы Робсон и Кеннеди, отделяющие Гренландию от земли Гранта и земли Гриннела, миновала бассейн Кейна и через пролив Смита вышла Баффинов залив и далее - в северную Атлантику.

Маршрут был чрезвычайно сложным и опасным. Он изобиловал мелями и айсбергами, обильно подбрасываемыми ледниками Гренландии. В море Баффина из-за айсбергов безопасных глубин вообще не существовало. В этих условиях единственным надежным информационным средством являлась гидроакустика. Уже в Атлантике К-524 встретилась с американским авианосцец; "Америка" и скрытно его "атаковала (разумеется, условно). Весь поход продолжался 80 суток, 54 из которых - подо льдами, на глубинах более 15 м. За участие в этой операции капитану 1 ранга В. В. Протопопову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Лодки проекта 671РТМ первым освоили и трансполярные переходы Тихоокеанского на Северный театр 1981, 1982 и 1983 гг. в целях оптимального распределения многоцелевых АПЛ между флотами такие переходы были выполнены лодками К-255 (командир капитан 2 ранга В. В. Ушаков), К-324 (командир капитан 2 ранга Терехин) и К-218 (командир капитан 2 ранга Ю. П. Авдейчик), построенными в Комсомольске-на-Амуре. В начале 1989 года в соответствии с российско-американскими договоренностями с многоцелевых АПЛ ВМС США и ВМФ России было снято и складировано на берегу оружие, оснащенное ядерными боевыми частями. В результате лодки проекта 671РТМ лишились "Шквала" и "Граната".

Корабли проекта 671РТМ участвовали в решении не только военных, но и сугубо мирных задач. Так, "Даниил Московский" (капитан 1 ранга П. И. Литвин), после обеспечения ракетных пусков тяжелого подводного крейсера ТК-20 из района Северного полюса, доставил в конце августа 1995 г. в полярный порт Харасавэй, закрытый льдами для прохода надводных судов, 10 т сахара и муки. 29 августа 1991 г. у АПЛ проектов 671, 671РТ, 671РТМ, 945, 945А, 670М буквы "К" в тактических номерах были заменены на букву "Б". В середине 90-х годов корабли проекта 671РТМ стали постепенно покидать строй. 31 июля из состава ТОФ были исключены К-247, К-492 и К-412, совершившие, в общей сложности, 12,10 и 6 автономных походов. После пожара в турбинном отсеке, произошедшего в 1994 году, в строй так и не вернулась К-305, перейдя в состав технического резерва.

Однако, пребывая в уже весьма почтенном возрасте, "Щуки" продолжали демонстрировать высокие боевые качества. Об этом говорит случай, произошедший зимой 1996 г. в 150 милях от Гебридских островов. 29 февраля российское посольство в Лондоне обратилось к командованию британских ВМС с просьбой оказать помощь матросу подводной лодки (командир капитан 1 ранга М. Иванисов), перенесшему на борту корабля операцию по удалению аппендицита, после которой обнаружился перитонит (лечение которого возможно лишь в стационарных условиях). Вскоре больной был перенаправлен на берег вертолетом "Линкс" с эскадренного миноносца "Глазго". Однако британская печать не столько умилялась неожиданному проявлению российско-британского военно-морского сотрудничества, сколько выражала недоумение тем фактом, что в то время, когда в Лондоне шли переговоры об эвакуации больного, в Северной Атлантике, как раз в том районе, где находилась российская подводная лодка, проходили противолодочные маневры НАТО (кстати, в них принимал участие и ЭМ "Глазго"). Однако АПЛ удалось засечь лишь тогда, когда она сама всплыла в надводное положение, чтобы передать на вертолет несчастного матроса. По словам влиятельной английской газеты "Таймс", русская субмарина продемонстрировала, насколько она скрытна, осуществляя слежение за противолодочными силами и оставаясь при этом незамеченной. Примечательно, что "Щука" была принята англичанами за более современную (и, естественно, более малошумную) лодку проекта 971.

В 1999 году в составе Северного флота находились Б-138, Б-255, Б-292, Б-388, Б-414, Б-448, Б-502 и Б-524. В строю Тихоокеанского флота имелись Б-264 и Б-305.

Вероятно, в дальнейшем темпы "вымывания" из состава флота кораблей проекта 671РТМ еще более ускорятся. Однако часть лодок этого типа, скорее всего, доживет до 2010 года. Можно предположить, что эти АПЛ подвергнутся модернизации, направленной на снижение их шумности, усиление вооружения и бортового радио-электронного оборудования. Впрочем, объемы этих работ будут зависеть от того, в какой степени правительству удастся профинансировать ВМФ.

Тактико-технические характеристики
Длина, м 107,1
Ширина, м 7,8
Рабочая глубина погружения, м; 400
Предельная глубина погружения, м 600
Экипаж, чел 92
Водоизмещение нормальное, тонн 6990
Водоизмещение максимальное, тонн 7250
Скорость в надводном положении, узлов 11,6
Скорость в подводном положении, узлов 31
Автономность, суток 80

Проект 671Р «Ерш» (NATO "Victor I")
Водоизмещение: надводное 4100 т; подводное 6085 т
Размерения: длина 92,5 м. (303 фута 5 дюймов); ширина 11,7 м. (38 футов 5 дюймов); осадка 7,3 м. (23 фута 11 дюймов).
Силовая установка: две ядерных реактора с водяным охлаждением под давлением BM-4T, питающие паровую турбину ОК-300, передающую вращательный момент, мощностью 22,7 мгВт (31 000 л.с) на пятилопастный движитель. Оснащена также двумя двухлопастными винтами для движения малыми ходами.
Скорость: надводного хода 12 уз. и подводного хода 32 уз.
Глубина погружения: рабочая 320 м (1050 футов); предельная 396 м (1300 футов).
Торпедные аппараты: шесть 533-мм (21 -дюймовых) и два 406-мм (16-дюймовых) носовых аппарата.
Вооружение : максимальный боезапас 18533-мм (21-дюймовых) торпед, стандартная загрузка восемь 533-мм (21 -дюймовых) противокорабельных или противолодочных торпед, 10406-мм (16-дюймовых) противолодочных и две 533 мм (21-дюймовые) противокорабельные торпеды с ядерными боеголовками мощностью 15 килотонн или 36 донных мин. АМД-1000.
Ракеты: две противолодочные ракеты «Цакра» (SS-N-15 «Старфиш») с ядерными боеголовками мощностью 15 килотонн.
Радиоэлектронное вооружение: РЛС обнаружения надводных целей МРК-50 «Тополь», носовая низкочастотная активно пассивная ГАС «Рубин», ГАС обнаружения мин МГ-24 «Луч», аппаратура РЭР «Залив-Р» пассивного обнаружения и предупреждения, разведывательное гидроакустическое приемное устройство МГ-14, системы связи СВЧ и УВЧ и подводный телефон МГ-29 «Кост».
Экипаж: 100 человек.

Проект 671РТ (NATO "Victor II")
Водоизмещение: надводное 4700 т.; подводное 7190 т.
Размерения: длина 101,8 м (334 фута); ширина 10,8 м (35 футов 4 дюйма) осадка 7,3 м (23 фута 11 дюймов).
Силовая установка: как у лодок типа «Victor I».
Скорость: надводного хода 12 уз. и подводного хода 31,7 уз.
Торпедные аппараты: как у лодок типа «Victor I», дополнительно два 650-мм (25,6-дюймовых) носовых аппарата.
Глубина погружения: как у лодок типа «Victor I».
Вооружение: как у лодок типа «Victor I» , дополнительно шесть единиц вооружения калибра 650 мм.
Ракеты: как у лодок типа «Victor I».
Радиоэлектронное вооружение: носовая низкочастотная активно-пассивная ГАС МГК-400 «Рубикон», остальное, как у лодок типа «Victor I», дополнительно буксируемый низкочастотный буй связи «Параван» и плавающая антенна ЧНЧ связи аппаратур связи «Молния-671».
Экипаж: 110 человек.

Проект 671РТМ(К) «Щука» (NATO "Victor III")
Водоизмещение: надводное 5000 т; подводное 7000 т
Размерения: длина 107,2 м (351 фуг Б дюймов); ширина 10,8 м (35 футов 4 дюйма); осадка 7,4 м (24 фуга 2 дюйма).
Силовая установка: как у лодок типа «Victor I».
Скорость: надводного хода 18 уз. и подводного хода 30 уз.
Глубина погружения: как у лодок типа «Victor I».
Торпедные аппараты: как у лодок типа «Victor II».
Вооружение: как у лодок типа «Victor II» Ракеты: как у лодок типа «Victor II», дополнительно две крылатые ракеты "Гранат» (SS-N-21 «Самсон) или две ракето - торпеды «Водолей» (SS-N-16"Стеллион)
Радиоэлектронное вооружение: как у лодок типа «Victor II», дополнительно буксируемая ГАС Питон.
Экипаж: 115 человек.



Что еще почитать