Профессиональная переподготовка по программе менеджмент на производстве. Повышение квалификации работников Повышение квалификации на производстве

Здравствуйте! В этой статье расскажем о повышении квалификации персонала.

Сегодня вы узнаете:

  1. Что такое квалификация и зачем ее повышать;
  2. Какие методы этого существуют;
  3. Как проходит процедура повышения.

Любая уважающая себя компания, которая занимается любым видом деятельности, среди основных вопросов всегда рассматривает повышение квалификации персонала. Чтобы не терять своих позиций на рынке, компании нужен персонал высокой квалификации.

Именно об этом и пойдет сегодняшний разговор.

Типы обучения сотрудников

  • Повышение квалификации персонала;
  • Переподготовка;
  • Подготовка.

Цели и задачи повышения квалификации персонала

Прежде чем , нужно задать вопрос: для чего? Итак, какие же цели повышения квалификации могут быть?

  • Вооружить сотрудников новыми знаниями и навыками . Это позволит им не просто высказывать свежие идеи, но и справляться с различными сложностями в работе;
  • Мотивация персонала . Когда работник получает знания за счет организации, он чувствует, что руководство заботится о нем. Поэтому у человека появляется стремление к повышению производительности труда;
  • Снижение уровня текучести персонала . Повышение квалификации считается эффективным способом борьбы с этим явлением. Этот принцип действует даже в том случае, когда не помогает даже премирование.
  • Внедрение новых технологий . Сейчас время компьютеров и высоких скоростей. От этого никуда не денешься, нужно развиваться, модернизировать производство. А с этим справится только команда настоящих профессионалов.
  • Воспитание собственных кадров . Это является производственной стратегией некоторых компаний. Они предпочитают обучать своих сотрудников, чем принимать на работу большое количество людей со стороны.

Кого обучать

Понятно, что одновременно повысить квалификацию всех специалистов нереально. Получается, нужно выделить тех, кто в числе первых должен повысить свой уровень профессионализма.

К тому же существует риск, что время и финансовые средства будут потрачены на обучение тому, что сотрудник и так знает и умеет. А еще хуже, когда работодатель оплачивает обучение сотрудника, а тот через некоторое время уходит на другое место работы.

Именно поэтому руководители предпочитают обучать сотрудников, которые принесут организации или предприятию максимум пользы, или сотрудников, которые занимают важные посты.

Остальных сотрудников обучают за счет средств компании только в двух вариантах:

  • Если обучение – важная составная часть процесса работы (к примеру, в медицинских компаниях);
  • Если нужно создать новое производство либо изменить профиль старого.

Проблема в том, что руководство молодой компании не всегда может определить, каков потенциал сотрудников. В этом случае можно проконсультироваться у специалистов, занимающихся обучением персонала. Также можно провести анкетирование сотрудников, а затем проанализировать полученную информацию.

С помощью анкетирования можно определить не только психологический тип сотрудника, но и насколько он соответствует должности, каков уровень его профессионализма и так далее.

Отличия повышения квалификации от профессиональной подготовки

Часто люди считают, что эти два понятия – одно и то же. Это не так, разница между ними серьезная. В чем она заключается, посмотрим далее.

№ п/п Тип обучения Суть Сроки
1 Повышение квалификации Проводится для того чтобы усовершенствовать знания в профессии, умения и навыки 72 — 100 акад. часов
2 Переподготовка персонала Позволяет приобрести новые навыки либо профессию 500 — 1000 акад. часов

Оба этих процесса направлены на совершенствование и развитие персонала. Но в первом случае специальность остается прежней, только усовершенствуются знания и навыки, а при втором варианте есть возможность получения новой профессии.

Формы повышения квалификации

Повышение квалификации персонала организации происходит путем использования различных форм. Эти формы отличаются друг от друга, по различным критериям: по уровню связи с практической деятельностью, организации процесса, по целевым группам.

  • В зависимости от того, кем проводится программа повышения, его разделяют на внешнее обучение (за пределами компании) и внутрифирменное (в пределах компании). У внутрифирменного обучения есть свои плюсы: уменьшение расходов для компании, возможность контролировать процесс, развитие корпоративного духа и так далее;
  • С отрывом от рабочего места и без него. Специалисты рекомендуют сочетать 2 этих формы;
  • По степени организованности: самостоятельное повышение квалификации и организованное;
  • В зависимости от целевых групп: повышение квалификации управленческого персонала, общее повышение, а также открытое (которым могут воспользоваться даже члены семей сотрудников).

Методы повышения квалификации персонала

Методика повышения квалификации зависит от того, в какой именно форме будет проводиться обучение. Если в пределах компании, то будут использоваться документы, оборудование и материалы, которые сотрудник обычно использует в своей работе.

Методы обучения на рабочем месте

  • Инструктаж . Применяется в случае, когда нужно приобрести навыки на новом рабочем месте;
  • Проектная группа . Составляется группа, которая коллективно работает над одним проектом. При этом совершенствуются навыки управления, решения проблем коллективно;
  • Коучинг . При использовании этого метода тренер и обучаемые взаимодействуют, а также налаживают связь между участниками процесса производства;
  • Ротация . Сотрудника переводят внутри компании в другой отдел. Очень популярная в настоящее время методика.
  • Наставничество . Когда опыт целенаправленно передается, обучение сотрудника на личном примере. Более опытный сотрудник передает свои знания тому, кто менее опытен;
  • Тьюторство – вид наставничества. Ведется дискуссия, в процессе которой обучаемый демонстрирует полученные знания;
  • Стротеллинг молодых сотрудников обучают правилам работы, используя историю организации;
  • Шэдуинг – суть метода в том, что ведется наблюдение за процессом работы, которое позволяет выяснить, какие стороны в проф. подготовке сотрудника слабые и составить план повышения квалификации, чтобы их удалить.

Методы внешнего повышения квалификации

  • Конференции, встречи, симпозиумы . Активная методика обучения, которая стимулирует развитие коммуникативных навыков, развивает логическое мышление, обучает специфике публичных выступлений;
  • Лекции . Самая традиционная методика. Материалы здесь усваиваются пассивно и этот метод сейчас не считают оптимальным, дополняют его другими.
  • Тренинг . В процессе обучения тренер дает определенные инструкции и проверяет, насколько усвоены знания в течение определенного периода времени.
  • Интерактивные курсы . Знания получают, закрепляют и тестируют при помощи обучающей программы;
  • Самостоятельное обучение . Самый простой вариант, но при этом требующий самодисциплины и ответственности. Этот метод сейчас развивается благодаря внедрению различных обучающих программ и дистанционного обучения;
  • Кейс-стади этот метод позволяет решать реальные проблемы производства. В основном он подходит для руководителей высшего звена и управленческого персонала.
  • Деловая игра – суть метода заключается в том, что проблему решает не один человек, а группа обучающихся;
  • Баскет — метод основан на имитации ситуаций, встречающихся в процессе работы.

Выбор методов обучения зависит от многих факторов: характеристик слушателей, возможностей компании (в том числе и финансовых), от квалификации преподавателей и целей процесса. Если метод будет выбран ошибочно, эффективность обучения просто сведется к нулю.

Курсы повышения квалификации персонала

Это мероприятие по обучению обычно проводят в специально предназначенном для этого месте. Организовывают их так, чтобы слушателей ничто не отвлекало от процесса и не мешало восприятию информации.

Большим плюсом при прохождении таких курсов является то, что как только обучение будет закончено, увеличится не только ваше мастерство, оно будет подтверждено документально.

Выбор подходящего учебного центра стоит осуществлять, опираясь на следующие показатели:

  • Отзывы тех, кто уже проходил обучение;
  • Состав преподавателей;
  • Насколько долго центр осуществляет свою деятельность;
  • Стоимость курсов.

Не случайно стоимость оказалась на последнем месте в перечне. Высокая цена прохождения курсов совершенно не гарантирует, что они будут полезны слушателю. Бывают случаи, когда стоят курсы дорого, а практической пользы приносят минимум.

На подобных курсах занятия проходят в небольших группах, в составе которых от 5 до 30 человек максимум. Также могут проходить индивидуальные занятия. Выстраивают обучение по программам повышения квалификации, разработанным для того, чтобы увеличить и расширить круг знаний и умений, причем тех, которые у человека уже есть.

Условно обучение на курсах делится на несколько групп:

  • Комплексное обучение;
  • Самообучение;
  • Комбинированное обучение.

В каждой из этих групп есть свои плюсы и минусы, но важно то, что эти группы не исключают друг друга, а дополняют и совершенствуют.

Когда сотрудники проходят курсы повышения квалификации, выигрывают здесь обе стороны: и сам работник, и работодатель. Работник, пройдя курсы, может рассчитывать на увеличение зарплаты, на карьерный рост и повышение уровня своих знаний. Работодатель же получит компетентных сотрудников, которые могут разобраться во всех тонкостях рабочего процесса, повышать уровень конкурентоспособности своей компании.

Как происходит повышение квалификации: основные ступени процесса

Данный процесс делится на несколько важных ступеней. Проанализируем их подробнее.

Ступень 1. Расчет потребности в повышении квалификации.

Для начала нужно определить, какова потребность в обучении персонала в конкретной компании. Ее определяют на нескольких уровнях.

На уровне всей компании в целом эта потребность будет зависеть от следующих моментов:

  • Планируется ли модернизировать оборудование;
  • Будут ли в производство введены новые технологии;
  • Планируется ли выпуск продукции нового типа;
  • На сколько планируется увеличить количество рабочих мест.

Если говорить об уровне структурных подразделений компании, то проводить повышение квалификации нужно, если:

  • Работники часто нарушают технологию производства;
  • Имеют место производственные травмы;
  • Значительно увеличился объем брака.

Что касается отдельных сотрудников, здесь все зависит также от нескольких факторов:

  • Насколько сам сотрудник готов и хочет повышать свой профессиональный уровень;
  • Каковы результаты аттестации;
  • Насколько человек хочет продвигаться по карьерной лестнице.

Проанализировав все эти нюансы, руководство компании принимает решение о повышении квалификации своих сотрудников.

Следующей ступенью будет выбор методов повышения квалификации.

Ступень 2. Выбор метода.

Когда планируется обучение сотрудников, нужно определить с помощью каких методов оно будет происходить. О самых распространенных методиках мы уже говорили ранее, повторяться не будем. Отметим только, что российские компании все больше внедряют методику наставничества.

Ступень 3. Разработка бюджета.

Как только потребность в повышении квалификации будет проанализирована, составляют бюджет. Он обязательно фиксируется документально.

Статьями расходов в этом случае будут: расходы по оплате обучения, оплата услуг учебного центра и так далее.

Наименее затратным вариантом для компании являются дистанционные курсы.

Ступень 4. Выбор преподавателя.

Прежде чем выбрать тренера, нужно ознакомиться с опытом его работы. Также стоит изучить документы, которые подтвердят его квалификацию и уровень образования.

Кроме этого, не стоит пренебрегать отзывами других людей. Кто расскажет о преподавателе лучше, чем те, кто был его учеником?

Ступень 5. Процесс разработки программы обучения.

Если процесс обучения планируется производить внутри компании, нужно разработать и утвердить программу повышения квалификации. Для этого рекомендуется воспользоваться консультациями специалистов со стороны, так как не всегда нужные профессионалы находятся в самой компании.

Если планируется прибегнуть к услугам Центра по обучению, будут предложены готовые программы, вам останется только выбрать подходящую.

Ступень 6. Процесс реализации выбранной методики.

В зависимости от того, какой метод повышения квалификации был выбран, принимают решение по его реализации.

Способов реализации несколько:

  • Организовать повышение квалификации в самой организации силами своих специалистов;
  • Проводить обучение персонала в учебном центре;
  • Проводить обучение в офисе компании, привлекая тренера со стороны.

Отметим сразу, что сложнее всего реализовать первый вариант. Существенной экономии средств здесь не получится, а вот вложить деньги, а ожидаемого результата не получить – возможность существует. Поэтому прежде чем принять такое решение, нужно взвесить все тщательно.

Ступень 7. Анализ повышения квалификации.

После того как обучение будет окончено, нужно проверить уровень знаний тех сотрудников, которые проходили обучение. Как это правильно сделать поговорим далее.

Нужно создать квалификационную комиссию, назначить дату ее заседания и оповестить заинтересованных лиц. В назначенный день комиссия проверяет знания, полученные сотрудником.

Если он отвечает на вопросы комиссии уверенно, демонстрирует знания, полученные во время прохождения курсов, комиссия принимает решение о признании результатов обучения.

Куда направить сотрудника для повышения квалификации

Образовательными учреждениями, занимающимися повышением квалификации, являются следующие:

  • Институты (региональные, отраслевые и так далее);
  • Академии (кроме тех, где получают высшее образование);
  • Школы и центры повышения квалификации.

Согласно условиям повышения квалификации персонала, все образовательные учреждения должны обладать соответствующей лицензией.

Но это требование не распространяется на:

  • Единоразовые семинары, стажировки и лекции, после посещения которых никакие документы не выдаются;
  • Если сотрудник обучался у специалиста, который обладает необходимой документацией.

Пример повышения квалификации персонала.

Большой учебный центр по повышению квалификации действует в компании «Евросеть». Здесь проводят обучение и переподготовку служащих, для того чтобы повысить объемы продаж, чтобы сотрудники соответствовали меняющимся условиям работы.

Если сотрудник проходит повышение в другом регионе

Если обучение проходит в другой местности, то поездка сотрудника должна оформляться в виде служебной командировки.

В этой ситуации должен быть оформлен следующий ряд документации:

  • Приказ с подписью руководителя о том, что сотрудник направлен в командировку;
  • Служебное задание;
  • Удостоверение о командировке;
  • Бланк отчета о выполнении служебного задания.

Вся документация должна быть оформлена на утвержденных типовых бланках.

Документы, подтверждающие прохождение обучения

Выданные образовательным учреждением документы подтверждают:

  • То, что сотрудник прошел обучение и по его результатам получил определенную квалификацию;
  • То, что сотруднику присвоен определенный разряд, класс или категория.

Основываясь на требованиях законодательства, образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы :

  • Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов;
  • Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре, или прошел краткосрочное обучение;
  • Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов.

Акт оказания услуг

После окончания процесса обучения, учебное заведение должно предоставить компании-заказчику . В нем фиксируется длительность периода обучения, название программы и стоимость обучения.

Оформление прохождения обучения работодателем

Прохождение сотрудником повышения квалификации нужно оформить документально. Как это сделать правильно, поговорим сейчас.

Вначале нужно принять от сотрудника заявление о переосвидетельствовании его профессионального уровня на основании полученных им документов.

Как только заявление будет получено, создают квалификационную комиссию и проверяют знания сотрудника. После заключения, вынесенного комиссией, издается приказ о повышении категории конкретного сотрудника. Ознакомившись с приказом, сотрудник ставит свою подпись.

В течение 7 дней сотрудник кадровой службы вносит запись о присвоении разряда или категории в трудовую книжку работника. При этом ссылаются на полученный при прохождении обучения подтверждающий документ.

Также делается ксерокопия свидетельства или удостоверения, заверяется и хранится в личном деле работника.

В следующей части нашего материала стоит упомянуть и переподготовку специалистов. О сходстве и отличиях переподготовки от повышения квалификации мы уже обсуждали, а сейчас рассмотрим аспекты этого процесса подробнее.

Процесс переподготовки: зачем нужен и как происходит

Суть этого процесса такая же, как и у любого другого вида обучения.

Принципы организации процесса действуют следующие:

  • Процесс должен быть организован четко, без сбоев;
  • Сотрудники должны быть нацелены на получение хорошего результата обучения;
  • Обучение должно вестись системно, должна быть соблюдена взаимосвязь теории и практики.

Общая схема организации всего процесса выглядит следующим образом:

  • Определяется цель проведения переподготовки;
  • Прогнозирования результата (например, снизить производственный брак наполовину);
  • Разработка программы переподготовки персонала;
  • Разработка списка преподавателей (если изучаться будут разные дисциплины);
  • Определяем, в какой форме будут контролироваться полученные знания.

Многие работодатели на сегодняшний день придерживаются мнения, что переучить для новой должности уже проверенного сотрудника выгоднее, чем брать на работу нового специалиста. Этот принцип часто действует и в крупных компаниях, которые новые вакансии предлагают прежде всего действующим сотрудникам.

Когда будет пройдена переподготовка, человек вообще в корне может поменять свою деятельность. Например, был преподавателем рисования, а стал психологом. По окончании переподготовки человек получит диплом, равный документу о втором высшем образовании.

Заключение

Повышение квалификации и переподготовка – это виды обучения персонала. Более популярным является все-таки первый. Тонкости данного процесса мы постарались максимально раскрыть в этой статье.

Также хотелось бы добавить: нужно заниматься своим профессиональным развитием, повышать квалификацию, если есть такая возможность. Это позволяет не просто совершенствоваться в профессии, но и планировать свое будущее.

УТВЕРЖДЕНЫ
Государственным комитетом СССР
по профессионально-
техническому образованию
19 января 1983 года

________________
Предусматриваются учебные планы и программы для повышения квалификации рабочих на производственно-технических курсах.


Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему совершенствованию подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве" (1979 год) ставится задача улучшения качества профессионального обучения и воспитания рабочих на производстве, создания условий для непрерывного совершенствования их мастерства в соответствии с требованиями социального и научно-технического прогресса.

Поскольку учебно-программная документация является одним из средств осуществления единой государственной политики в области профессионального обучения рабочих кадров на производстве, при ее разработке должны учитываться следующие исходные положения:

- единство требований к объему и уровню знаний и умений рабочих одинакового квалификационного разряда (класса, категории) независимо от форм профессионального обучения;

- преемственность в содержании обучения между начальной профессиональной подготовкой и последовательным повышением квалификации рабочих;

- идейно-воспитательная направленность обучения в целях формирования молодых строителей коммунизма как идейно убежденных, высокообразованных и умеющих трудиться.

Общие положения

1. Учебные планы и программы для подготовки и повышения квалификации рабочих являются основными документами, в соответствии с которыми осуществляется профессиональное обучение рабочих на производстве. Учебные планы и программы разрабатываются в соответствии с Типовым положением о профессиональном обучении рабочих на производстве, требованиями ЕТКС, Перечнем профессий, по которым осуществляется подготовка новых рабочих на производстве и настоящими Требованиями.
________________
Далее в тексте документ называется сокращенно - Перечень профессий.


По профессиям, не вошедшим в ЕТКС, учебные планы и программы разрабатываются на основе аналогичных ведомственных документов - "Справочника по тарификации конно-ручных работ в растениеводстве и животноводстве, механизированных работ в совхозах и других государственных предприятиях сельского, водного, лесного хозяйства и сельхозтехники", "Списки плавающего состава судов морского и речного флота", "Квалификационного справочника должностей служащих" и др.

2. Содержание учебных программ для подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве должно отвечать следующим требованиям:

- обеспечивать формирование профессиональных знаний и умений,

- способствовать формированию у обучающихся марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистического отношения к труду и общественной собственности, любви к профессии, высоких моральных качеств;

- отражать современный уровень научных знаний в области техники и технологии производства, научной организации труда и передовой производственный опыт;

- обеспечивать преемственность повышения квалификации рабочих с подготовкой их в системе профтехобразования;

- обеспечивать соединение обучения с производительным трудом;

- способствовать соблюдению трудовой и производственной дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка;

- обеспечивать неукоснительное соблюдение требований охраны труда и правил безопасности труда.

В основу построения и содержания учебных программ должны быть положены научно-педагогические принципы обучения и воспитания.

3. Учебные планы и программы определяют объем и содержание учебного материала, необходимого для подготовки новых рабочих на производстве и повышения квалификации их от начального до высшего уровня.

4. Учебные планы и программы для подготовки новых рабочих разрабатываются, как правило, на начальный разряд (класс, категорию) по профессии.

При повышении квалификации рабочих программы разрабатываются на каждый разряд с учетом логической последовательности совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии. При незначительном отличии объема знаний и производственных умений в квалификационных характеристиках на каждый последующий разряд, допускается объединение изучаемого материала на 2 разряда. Решение по данному вопросу принимает соответствующее министерство (ведомство).

В случаях, когда квалификационный разряд зависит от различной мощности машин и механизмов, установок или пропускной способности агрегатов, программы разрабатываются только для подготовки новых рабочих.

5. Профессии, по которым осуществляется подготовка новых рабочих на производстве и сроки их обучения определяются действующим Перечнем профессий, но не более 6 месяцев. Примерный расчет учебного времени дан в приложении 6. Обучение новых рабочих по отдельным профессиям свыше 6 месяцев может проводиться только с разрешения Госпрофобра СССР.

Сроки обучения при повышении квалификации устанавливаются в соответствии с Типовым положением о профессиональном обучении рабочих на производстве, при этом общий срок не должен превышать 3 месяца с отрывом от производства и 6 месяцев без отрыва от производства.

6. Учебные программы для подготовки новых рабочих и для повышения их квалификации разрабатываются с учетом знаний и профессиональных умений обучающихся, имеющих общее среднее образование.

7. Учебные планы и программы для подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве разрабатываются и утверждаются:

- по профессиям, общим для всех отраслей народного хозяйства, Госпрофобром СССР;

- по профессиям, общим для ряда отраслей народного хозяйства, министерствами и ведомствами, определяемыми Госпрофобром СССР;

- по остальным профессиям - министерствами и ведомствами на основе рекомендаций Госпрофобра СССР.

С разрешения министерств и ведомств учебные планы и программы по отдельным профессиям разрабатываются и утверждаются предприятиями.

Учебные планы и программы, разрабатываемые по профессиям рабочих, связанных с обслуживанием объектов, поднадзорных органам Госгортехнадзора, в обязательном порядке согласовываются с Государственным комитетом СССР по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору.

8. Учебные планы и программы для переподготовки и обучения рабочих вторым профессиям разрабатываются в соответствии с Типовым положением о профессиональном обучении рабочих на производстве (п.17) на основе действующих учебных планов и программ для подготовки новых рабочих по соответствующим профессиям. При этом допускается сокращение программ за счет исключения ранее изученного материала с учетом фактического уровня профессиональных знаний, умений и навыков обучаемых. Сокращение тематики по вопросам охраны труда и правил безопасности не допускается.

9. Учебные программы для обучения рабочих на производстве издаются единым сборником для подготовки и повышения квалификации или отдельно для подготовки и отдельно для повышения квалификации на каждый разряд с обязательным сохранением структуры:

- титульный лист (приложение 1);

- пояснительная записка (приложение 2);

- квалификационная характеристика с указанием уровня квалификации (класс, разряд, категория);

- учебный план (приложения 3, 4);

- тематический план и программа производственного и теоретического обучения;

- список рекомендуемой литературы, учебно-наглядных пособий;

- содержание.

Пояснительная записка

Пояснительная записка составляется с учетом специфики профессии и отрасли на основе типовой пояснительной записки, разработанной ВНМЦентром Госпрофобра СССР.

Министерствам и ведомствам разрешается производить стереотипное размножение программ, разрабатываемых ВНМЦентром Госпрофобра СССР, министерствами и ведомствами, и переработку программ по профессиям, общим для ряда отраслей народного хозяйства.

Квалификационная характеристика

1. Квалификационная характеристика составляется на каждый разряд (класс, категорию) на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденного Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, и других ведомственных документов. По профессиям, не вошедшим в ЕТКС, учебные планы и программы разрабатываются на основе аналогичных ведомственных документов, указанных в п.1 "Общих положений" настоящих требований.

2. Квалификационные характеристики должны содержать:

- наименование профессий в точном соответствии с ЕТКС и Перечнем профессий;

- уровень квалификации (разряд, класс, категория);

- объем знаний, в том числе по охране труда и правилам безопасности, производственных умений и основных видов работ, которыми должны овладеть обучающиеся.

Кроме основных требований к уровню знаний и умений, изложенных в квалификационных характеристиках и предъявляемых к рабочему соответствующей квалификации и профессии, в квалификационную характеристику должны включаться также требования, предусмотренные "Общими положениями" ЕТКС (в том числе п.8а).
________________
Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 декабря 1982 года N 299/32.

3. Квалификационные характеристики по профессиям рабочих, связанных с обслуживанием объектов, поднадзорных органам Госгортехнадзора, должны предусматривать специальные требования (ПТЭ, ПТБ и др.), установленные этими органами.

4. Допускается вносить в квалификационные характеристики незначительные коррективы в части уточнения терминологии оборудования и технологии в связи с введением новых ГОСТов.

Учебный план

1. Учебный план подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве предусматривает наименование и последовательность изучения курсов и предметов, распределение времени на теоретическое и производственное обучение, консультации и квалификационный экзамен.

2. Теоретическое обучение при подготовке и повышении квалификации рабочих на производстве содержит специальный, общетехнический и ы.

3. Соотношение учебного времени на теоретическое и производственное обучение при подготовке новых рабочих и повышении их квалификации определяется в зависимости от характера и сложности осваиваемой профессии, сроков обучения и специфики профессионального обучения рабочих. На теоретическое обучение при подготовке новых рабочих рекомендуется выделять не менее 25% от общего количества учебных часов, а при повышении квалификации - от 130 до 180 часов.

4. На политические занятия отводится по 1 часу в неделю в период теоретического обучения при подготовке новых рабочих на производстве по программе, согласованной с местными партийными органами; при повышении квалификации политзанятия проводятся через различные формы сети политпросвещения.

Для экономической подготовки новых рабочих на производстве введен курс "Основы экономических знаний" при сроке обучения более 3 месяцев в объеме 30 часов по Типовому учебному плану и программе, утвержденным Госпрофобром СССР. На изучение вопросов экономики при подготовке новых рабочих со сроком обучения 1, 2, 3 месяца отводится соответственно не менее 8, 14, 20 часов. Обучение проводится по тематическому плану, представленному в приложении 5. Полный курс "Основы экономических знаний" в дальнейшем изучается в системе экономического образования на производстве. При повышении квалификации рабочих на производственно-технических курсах на изучение вопросов экономики выделяется 32 часа.
________________
Письмо Госпрофобра СССР "Об учебно-программной документации по экономическому образованию рабочих" от 15 марта 1982 года N 21-15/9-478.

5. Время на изучение вопросов охраны труда определяется с учетом специфики профессии, условий труда и сроков обучения. При подготовке новых рабочих количество часов определяется с учетом требований соответствующих правил безопасности, но не менее 10 часов.

6. Время на квалификационный экзамен предусматривается для проведения устного опроса и выделяется из расчета до 15 минут на одного обучающегося. Время на квалификационную пробную работу выделяется за счет производственного обучения.

7. Количество часов на консультации определяется из расчета 5-7% от общего времени, выделенного на теоретическое обучение.

На изучение общетехнического курса количество часов предусматривается от 25 до 27% от времени, выделенного на теоретическое обучение.

Программа производственного обучения

1. Производственное обучение является основой профессиональной подготовки и коммунистического воспитания обучающихся. Оно должно создавать условия - экономические и органические для стимулирования качественного, производительного труда, инициативы и предприимчивости.

Содержание производственного обучения должно предусматривать органическую взаимосвязь формирования профессиональных и социально-трудовых умений (работать коллективно, творчески, планировать и контролировать результаты своего труда), устойчивых навыков высокой культуры труда, бережливости, хозяйственного отношения к общественной собственности, выполнения требований трудовой и технологической дисциплины.

2. Программа производственного обучения для подготовки и повышения квалификации рабочих составляется на основе квалификационной характеристики, учебного и тематического планов.

3. Программа должна раскрывать содержание обучения в учебных мастерских, цехах, полигонах и др., а также на рабочих местах предприятия.

4. Материал программы должен раскрываться четкими, сжатыми формулировками, отражающими сущность системы умений и навыков, формируемых у обучающихся, с учетом требований действующих стандартов, нормативов, правил, инструкций, а также времени, отведенного на изучение предмета. Особое внимание в каждой теме программы необходимо уделять безопасному выполнению работ по профессии, рациональной организации рабочего места, экономному расходованию сырья и материалов, повышению производительности труда и эффективности производства, бережному отношению к технике, технологической оснастке, инструментам.

Содержание программы должно предусматривать выполнение учебно-производственных работ с применением новой техники и технологии, с использованием передовых приемов, бригадных форм организации труда, обеспечивающих формирование основ профессионального мастерства и профессиональной мобильности рабочего.

5. При подготовке новых рабочих содержание программы должно предусматривать ознакомление обучающихся с требованиями к работе по профессии, правилами внутреннего трудового распорядка, санитарными нормами и правилами безопасности труда, инструкциями по охране труда, производственными (должностными) инструкциями, обязанностью повышения квалификации различными формами и профессионального продвижения.

6. При повышении квалификации рабочих программа производственного обучения должна учитывать более глубокие специальные знания по профессии, ранее приобретенные производственные умения, необходимые для работы на более сложном оборудовании, а также для выполнения более сложных видов работ соответствующего разряда (класса, категории).

Программа теоретического обучения

1. Основной задачей теоретического обучения (специального, общетехнического и общественно-политического курсов) является формирование у обучающихся системы знаний об основах современной техники и технологии производства, организации труда в объеме, необходимом для прочного овладения профессией и дальнейшего роста производственной квалификации рабочих, формирования коммунистического отношения к труду и активной жизненной позиции.

2. Программы теоретического обучения для подготовки и повышения квалификации рабочих составляются на основе квалификационной характеристики, учебного и тематического планов.

3. Каждая тема программы должна иметь: название, содержание, раскрытое в перечислении основных понятий, явлений, законов, принципов действия, различных видов оборудования, технологических процессов и т.д.

4. Учебный материал специального и общетехнического курсов при подготовке новых рабочих должен быть согласован во времени и по содержанию с учебным материалом производственного обучения и опираться на знания обучающихся в объеме общеобразовательной средней школы.

Содержание программ теоретического обучения при повышении квалификации рабочих от начального до высшего уровня является логическим продолжением предыдущего этапа обучения.

6. В тех случаях, когда специфика профессии требует знания устройства и работы большого количества оборудования различных типов, марок и модификаций, в специальном курсе необходимо предусмотреть изучение принципиальных схем устройства и работы типового оборудования, типовых технологических процессов, характерных для данной группы предприятий.

7. В тему "Автоматизация и механизация производства" необходимо включить материалы: о микропроцессорах, принципах их устройства и действия, перспективах внедрения в отрасли оборудования, автоматизированного с помощью микропроцессоров; об автоматических манипуляторах (промышленных роботах). При отсутствии указанной темы аналогичный текст дается в предметах теоретического обучения (место внедрения материала определяется автором учебных программ).

8. Типовые учебные программы по предметам общетехнического курса разрабатываются ВНМЦентром Госпрофобра СССР и издаются отдельными выпусками.

Приложение 1. Требования к разработке учебных планов и программ для подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве

Приложение 1


Наименование министерства (ведомства), наименование учебно-методического подразделения, разрабатывающего данные программы

Учебные планы и программы для подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве

Наименование профессии

Квалификация

Код профессии

город, год

Приложение 2. Пояснительная записка

Приложение 2

УТВЕРЖДЕНО

наименование министерства, (ведомства)

Пояснительная записка

Настоящие учебные планы и программы разработаны

в соответствии с "Межотраслевым координационным планом разработки и издания учебно-программной документации для профессионального обучения рабочих на производстве".

Учебные планы согласованы с ВНМЦентром Госпрофобра СССР".

________________
Данная запись относится к профессиям, вошедшим в Межотраслевой координационный план.

Учебные программы предназначены для подготовки новых рабочих и повышения их

квалификации по профессии

наименование профессии

с _______ по _______ разряды для всех (ряда) отраслей народного хозяйства и объединены в сборник.

Сборник содержит квалификационные характеристики, учебные планы, тематические планы и программы производственного обучения, специальных и общетехнических предметов. Программы по общетехническим предметам, издаваемые отдельными выпусками, в сборник не включаются.

Программы по экономическому обучению и политзанятиям в настоящий сборник не включены. При подготовке новых рабочих политзанятия проводятся по программам, согласованным с местными партийными органами. При повышении квалификации политзанятия проводятся через различные формы сети политпросвещения.

Экономическое обучение при подготовке новых рабочих проводится по типовым программам "Основы экономических знаний", утвержденным Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию. При повышении квалификации экономическое обучение проводится по программам, публикуемым Экономической газетой.

Учебные программы являются документом, определяющим содержание обучения по соответствующим предметам, и разработаны с учетом задач профессионального обучения, вытекающих из решений Коммунистической партии и Советского правительства по вопросам совершенствования подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве. К числу таких задач относятся:

- подготовка для народного хозяйства всесторонне развитых, технически образованных и культурных квалифицированных рабочих, владеющих профессиональным мастерством, отвечающих требованиям современного производства, социального и научно-технического прогресса и перспективам развития;

- формирование у рабочих марксистско-ленинского мировоззрения, воспитания высоких моральных качеств, пролетарского интернационализма, социалистического патриотизма, коммунистического отношения к труду и общественной собственности, готовности беречь и приумножать революционные и трудовые традиции рабочего класса.

Квалификационные характеристики составлены в соответствии с Единым тарифно-

квалификационным справочником работ и профессий рабочих

год утверждения

N выпуска

наименование раздела

основным знаниям, умениям и навыкам, которые должны иметь рабочие указанной профессии и квалификации.

Кроме основных требований к уровню знаний и умений в квалификационные характеристики включены требования, предусмотренные "Общими положениями" ЕТКС, п.п.8, 8а.

Учебные программы для подготовки новых рабочих и повышения их квалификации по профессии

разработаны с учетом знаний и профессиональных

наименование профессии

умений обучающихся, имеющих общее среднее образование.

Продолжительность обучения новых рабочих установлена

срок обучения в месяцах

в соответствии с действующим Перечнем профессий, по которым осуществляется подготовка новых рабочих на производстве.

Продолжительность обучения при повышении квалификации рабочих установлена в соответствии с Типовым положением о профессиональном обучении рабочих на производстве.

Мастер (инструктор) производственного обучения должен обучать рабочих эффективной организации работы на каждом конкретном участке, использованию достижений научно-технического прогресса на данном рабочем месте, детально рассматривать с ним пути повышения производительности труда и меры по строжайшей экономии материалов на данном производстве, в данной отрасли.

К концу обучения каждый рабочий должен уметь выполнять работы, предусмотренные квалификационной характеристикой, в соответствии с техническими условиями и нормами, установленными на предприятии.

Квалификационная пробная работа проводится за счет времени, отведенного на производственное обучение.

В последнюю тему производственного обучения должен включаться примерный перечень работ по профессии, согласно ЕТКС. Им следует руководствоваться при проведении пробных квалификационных работ. В зависимости от специфики выпускаемой продукции в примерные перечни работ может вноситься корректировка.

Количество часов, отводимых на изучение отдельных тем программы, последовательность их изучения в случае необходимости разрешается изменять, но при непременном условии, что программы, будут выполнены полностью (по содержанию и общему количеству часов). Указанные изменения могут быть внесены в программы только после рассмотрения их учебно-методическим (педагогическим) советом и утверждения их председателем.

В связи с техническим прогрессом и совершенствованием производства программы теоретического и производственного обучения необходимо систематически дополнять учебным материалом о новом оборудовании, современных технологических процессах и передовых приемах и методах труда, которые начали внедряться в отечественную и зарубежную практику после издания настоящих программ, исключать из них изучение устаревших технологических процессов, оборудования, устаревшую терминологию и стандарты, заменяя их новыми.

Разрешается стереотипное размножение учебных программ. Ответственность за точное соответствие текстов переиздаваемых учебных программ несет руководство Учебно-методических кабинетов.

Отзывы и предложения по улучшению настоящих программ следует направлять

наименование учебно-методического подразделения - разработчика

Приложение 3. Примерный учебный план подготовки новых рабочих на производстве

Приложение 3


Срок обучения 5 месяцев
(22 недели)

Всего часов за курс обучения

часов в неделю

Производственное обучение

Теоретическое обучение

Специальный курс (специальная технология, общая технология производства; устройство и эксплуатация машин, специальное оборудование, охрана труда и т.п.)

Общественно-политический курс

Основы экономических знаний

Политзанятия

Консультации

Квалификационный экзамен

Приложение 4. Примерный учебный план повышения квалификации рабочих на производстве

Приложение 4


Срок обучения 2,5 месяца
(11 недель)

Всего часов за курс обучения

Часов в неделю

Производственное обучение

Теоретическое обучение

Специальный курс (специальная технология, общая технология производства, устройство и эксплуатация машин, специальное оборудование, охрана труда и т.п.)

Общетехнический курс (материаловедение, чтение чертежей, допуски и технические измерения, электротехника и т.п.)

Общественно-политический курс

Экономическое обучение

Консультации

Квалификационный экзамен

Приложение 5. Тематический план изучения вопросов экономики (при подготовке новых рабочих)

Приложение 5

Срок обучения

Количество часов (на тему)

Наша социалистическая экономика.

Экономическая политика КПСС

Социалистическое предприятие и трудовой коллектив

Планирование хозяйственной деятельности предприятия

Всемерный рост производительности труда - коренная экономическая задача

Качество продукции и культура производства

Технический прогресс и эффективное использование основных фондов

Режим экономики и рациональное использование материальных ресурсов

Нормирование и дисциплина труда

Организация заработной платы

Себестоимость и цена продукции

Организация хозяйственного расчета.

Хозрасчет участка, бригады

Социалистическое соревнование за высокую эффективность производства и качества работы

Приложение 6. Примерный расчет учебного времени при подготовке новых рабочих на производстве

Приложение 6

Срок обучения

Всего часов на обучение

Примерное количество недель

1 месяц

2 месяца

3 месяца

4 месяца

5 месяцев

6 месяцев

Примечание:

1. При расчете учебного времени за основу взято среднемесячное количество часов - 175.

2. Теоретическое и производственное обучение проводится в пределах рабочего времени, установленного законодательством о труде для работников соответствующих возрастов, профессий и производств.
________________
Типовое положение о профессиональном обучении рабочих на производстве, п.11.

3. Для обучения в возрасте до 18 лет за основу берется 36-часовая рабочая неделя.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Повышение квалификации, как и приобретение знаний, навыков и умений, является результатом самой производственной деятельности.

Повышение квалификации рабочих - это обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков мастерства по имеющимся профессиям.

Индексатором, свидетельствующим о необходимости повышения квалификации рабочих служит, наметившееся снижение среднего разряда рабочих, отставание разряда рабочих от разряда работ.

Другим индексатором может быть рост бракованной продукции по вине рабочего.

Система повышения квалификации, сложившаяся на производстве, включает:

  • 1. производственно-технические курсы;
  • 2. курсы целевого назначения;
  • 3. школы передовых приемов и методов труда;
  • 4. курсы бригадиров;
  • 5. самостоятельно

Производственно-технические курсы, как наиболее массовая форма, создается в целях повышения производственных умений и технических знаний рабочих до необходимого для выполнения ими работ уровня, в целях повышения квалификации рабочих в пределах данной профессии и специальности. Численность обучающихся от 5 до 30 человек в группе. Продолжительность обучения для каждой учебной группы устанавливается индивидуально в пределах от трех месяцев (с отрывом от производства) до шести (без отрыва от производства). Обучение производственно-технических курсов заканчивается сдачей экзамена.

Курсы целевого назначения создаются непосредственно на предприятиях для изучения новой техники, оборудования, технологии, техники безопасности, прогрессивных форм организации труда. Их задача - краткосрочное обучение вновь принятых на предприятие квалифицированных рабочих с тем, чтобы в течение первого месяца работы на предприятии они могли усвоить особенности технологических процессов.

Обучение ведется в учебных группах численностью от 5 до 30 человек по учебным целевым программам продолжительностью обучения, как правило до 3-х месяцев. Курсы заканчиваются приемом экзаменов.

Школы передовых принципов и методов труда создаются в целях массового освоения рабочими приемов и методов труда передовиков и новаторов производства, бригад коллективов, добившихся высоких технико-экономических показателей, в сравнении с коллегами по труду.

Обучение включает в себя практические занятия на рабочем месте, проводимые преподавателями, а также теоретические занятия, проводимые специалистами.

Продолжительность школ от 30 до 100 часов, в том числе на теоретическую подготовку отводится 15-25% времени, но не менее 6 часов.

Школы заканчиваются проведением итогового занятия с докладом руководителя школы и консультанта о достигнутых результатах.

Курсы бригадиров организовываются для коллективов, где применяется бригадная форма труда.

Курсы комплектуются из бригадиров, кадровых рабочих, имеющих высший квалификационный разряд.

Курсы создаются как для первичной подготовки бригадиров и кадровых рабочих, так и для повышения их квалификации.

Назначение курсов - вооружить руководителей первичных коллективов знаниями в области безопасной организации производства, работ, трудового законодательства, прогрессивных форм организации и стимулирования труда, рыночного механизма хозяйствования. Заканчиваются собеседованием или приемом зачета.

Для принятия управленческих решений важен анализ дифференциации уровня заработной платы в зависимости от квалификации рабочих с целью выяснения наличия материальных стимулов в повышении квалификации.

Повышение квалификации связано с определенными издержками как для предприятия, так и для работника. Это затраты на оплату преподавателям, аренду помещений, приобретение материалов и так далее. Поэтому повышение квалификации и обучение с отрывом от производства, вследствие чего предприятие испытывает временные трудности, должно быть организовано таким образом, чтобы результат от этого - более высокий уровень производительности труда, качество продукции вследствие освоения новых технологий, оборудования, приемов и методов труда - перекрывал издержки.

Показателями, характеризующими работу по повышению квалификации на предприятии, являются: доля рабочих, повысивших квалификацию, в общей численности, структура обучающихся по формам повышения квалификации, по срокам обучения, а также доля повысивших разряд в общей численности рабочих, повышавших квалификацию, рост производительности труда, снижение брака и тому подобное.

Повышение разрядов в первую очередь проводится рабочим, у которых более высокий уровень теоретических знаний и профессиональный опыт, которые освоили вторые и смежные профессии, применяют рациональную организацию труда на своем рабочем месте, прошли обучение на производственно-экономических курсах, имеют установленное для данной профессии и разряда общее образование или учатся в техникуме, институте; хорошо знающие технологический процесс выполняемой работы, правила технической эксплуатации оборудования, нормы расхода энергии.

Если рабочему наряду с выполнением работы по основной специальности поручено совмещение работ другой профессии, то при установлении или повышении разрядов учитывается также уровень подготовки по совмещаемой профессии.

Если рабочему первоначально был присвоен разряд ниже, чем он имел на предыдущем месте, то этот рабочий может быть аттестован после выполнения пробной работы и допущен к сдаче квалификационного экзамена на очередной разряд при наличии свидетельства без предварительного профессионального обучения.

Основанием для присвоения, повышения и подтверждения разряда является:

  • 1. обучение рабочих на производственно-экономических курсах в течении 4-х лет; успешное выполнение пробной работы и сдача квалификационных экзаменов;
  • 2. аттестация рабочего, работающего по более низкому разряду, чем указано в свидетельстве по этой профессии, успешное выполнение пробной работы и сдача квалификационных экзаменов; аттестация рабочего, не имеющего свидетельства по профессии, но при стаже более 3-х лет по более высокому разряду, успешное выполнение пробы и сдача квалификационных экзаменов;
  • 3. во всех случаях повышение разряда производится только рабочим, успешно выполняющих работы более высокого разряда не менее 3-х месяцев и сдавшим квалификационный экзамен в установленном порядке.

С целью мотивации работников к обучению и саморазвитию используется не только правильно организованная оплата труда с ориентацией ее на конкретные результаты работы, но и увязка продвижения работников в профессионально-квалификационном плане с повышением ими своей квалификации.

СТОИМОСТЬ И РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ИДЕТ НАБОР В ГРУППЫ ОБУЧЕНИЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ

Монтажник систем вентиляции и кондиционирования воздуха (код профессии: 14635)

17.02.2020
10.00-14.00 Будни (пн.-пт.)

10 000

Заявка on-line


Цель освоения данных программ - приобретение профессиональных знаний и компетенций, необходимых в процессе выполнения работ на производстве.

Учебный Центр «ЦОПО» проводит обучение слушателей по востребованным профессиям: «Сварщик», «Газорезчик», «Аккумуляторщик», «Термист», «Монтажник систем кондиционирования», «Монтажник стальных балок и конструкций», и другим.Производственная сфера постоянно развивается, появляются новые профессиональные стандарты, все это требует хорошей подготовки от работников. В Учебном Центре «ЦОПО» каждый слушатель получит необходимую практическую и теоретическую подготовку.

Программы обучения разработаны в строгом соответствии с действующим Законодательством. Так, использованы профессиональные стандарты «Сварщик»; «Работник по эксплуатации аккумуляторного оборудования электротепловой станции» и другие.

С 2007 года УЦ «ЦОПО» предоставляет качественные образовательные услуги в Москве, Подольске, Чехове и Домодедово. В наших представительствах обучаются и повышают квалификацию рабочие, специалисты и руководители.

Разработаны программы для очного и дистанционного форматов обучения, предусмотрено обучение и тестирование при помощи электронной системы «ОЛИМП:ОКС».

УЦ «ЦОПО» обладает всеми необходимыми ресурсами: кадровыми, техническими, производственными - для того, чтобы освоение теоретического материала и производственная практика были на традиционно высоком уровне.

Преподаватели:

Образование: высшее (Московский Государственный университет леса «Мировая экономика», экономист)

Профессиональная переподготовка: по программе «Промышленное и гражданское строительство» в Государственной академии профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы; «Программа обучения пожарно-техническому минимуму для руководителей и ответственных за пожарную безопасность в учреждении (офисах)»; «Программа повышения квалификации по охране труда руководителей и специалистов»; дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Оказание первой помощи»; прошел обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте 5 м и более (для работников 1, 2, 3 групп с применением систем канатного доступа); проходил обучение в Институте русского языка и культуры МГУ им. М. В. Ломоносова по программе «Методика проведения комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ»; «Формирование профессиональных компетенций при реализации основных программ профессионального обучения»; «Наладчик приборов безопасности грузоподъемных машин»;

Аккумуляторщик 3 разряда с правом обслуживания и зарядки аккумуляторов; Сварщик РАС и газовой сварки металлоконструкций и трубопроводов из малоуглеродистой стали во всех пространственных положениях шва;

Аттестован Территориальной аттестационной комиссией Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по областям аттестации: А.1, Б.9.31, Б.9.32, Б.9.33.

Образование: высшее (бакалавр; окончил НОУВПО «Институт экономики предпринимательства»)

Профессиональная подготовка, аттестация и повышение квалификации: «Программа обучения пожарно-техническому минимуму для руководителей и ответственных за пожарную безопасность в учреждении (офисах)»; «Программа повышения квалификации по охране труда руководителей и специалистов»; дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Оказание первой помощи»; «Формирование профессиональных компетенций при реализации основных программ профессионального обучения»; ФГБУ «ВНИИ ОиЭТ» - курс «Подготовка работников организации на 3 гр. по безопасности работ на высоте»;

Освоил: образовательные программы дополнительного образования «Рабочий люльки, находящийся на подъемнике (вышке)»; «Подготовка и повышение квалификации машинистов автомобильного подъемника (вышки)»;

Имеет допуск в качестве административно-технического персонала к работам в электроустановках напряжением до 1000 В;

Аттестован Территориальной аттестационной комиссией Центрального управления Ростехнадзора в области аттестации Б.9.31 («Эксплуатация опасных производственных объектов, на которых применяются подъемные сооружения, предназначенные для подъема и перемещения грузов»).

Образование: высшее (Московский Государственный Университет прикладной биотехнологии), инженер по специальности «Машины и аппараты пищевых производств»

Повышение квалификации : дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Оказание первой помощи»; «Программа повышения квалификации по охране труда руководителей и специалистов»; «Программа обучения пожарно-техническому минимуму для руководителей и ответственных за пожарную безопасность в учреждении (офисах)»; «Формирование профессиональных компетенций при реализации основных программ профессионального обучения»;

Аттестацию прошел в комиссии Управления государственного автодорожного надзора Московской области по проведению аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей, связанных с обеспечением безопасности движения;

Обучение «безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте» в Образовательном частном учреждении «Эйч-Эс-Эй обучение» (HSA Training).

Курочкин Алексей Николаевич

Образование: высшее (Ивановский ордена «Знак Почета» энергетический институт) по специальности «Промышленная энергетика», инженер-промышленный энергетик;

Повышение квалификации: дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Оказание первой помощи»; «Программа обучения пожарно-техническому минимуму для руководителей и ответственных за пожарную безопасность в учреждении (офисах)»; «Программа повышения квалификации по охране труда руководителей и специалистов»; «Формирование профессиональных компетенций при реализации основных программ профессионального обучения»;

Прошел аттестацию в Территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора в областях аттестации: А (Общие требования промышленной безопасности А.1), Б8 (Оборудование, работающее под давлением Б.8.9.; Б.8.10.; Б.8.11.; Б.8.12.; Б.8.20.) Плюс области аттестации: Б.1.19, Б.1.23, Б.7.1 (Объекты газораспределения и газопотребления), Б.7.2, Б.7.8, Б.8.21, Б.8.22, Б.8.23 и (Тепловые энергоустановки и тепловые сети Г.2.1.).

Независимую аттестацию прошел по ФНП «Промышленная безопасности ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением»; ФНП «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления; ФНП «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы».

С внедрением прогрессивных технологий в производство возникает объективная потребность в освоении сотрудниками новых трудовых приемов. О том, как организовать повышение квалификации и оформить соответствующие документы, рассказывается в статье.

Повышение квалификации - один из видов дополнительного профессионального образования. Его целью является обновление теоретических и практических навыков специалистов в связи с повышением требований к уровню профессиональных знаний и необходимостью освоения современных методов решения производственных задач. Об этом говорится в абз. 2 п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (далее - Типовое положение).

Важные нюансы повышения квалификации

Обучение по инициативе работодателя и обязательное обучение

По усмотрению работодателя . Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель (ч. 1 ст. 196 ТК РФ). При этом условия и порядок повышения квалификации должны быть установлены коллективным договором или соглашением, трудовым договором (ч. 2 ст. 196 ТК РФ).

Согласно абз. 3 п. 7 Типового положения обучение проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения обучения работниками определенных профессий и специальностей устанавливает работодатель в локальном нормативном акте.

Обязательное обучение . Работодатель обязан направлять на повышение квалификации работников, если это является условием выполнения конкретных видов деятельности. Эта норма установлена ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса. Работники определенных специальностей и занимающие определенные должности обязаны согласно некоторым законам проходить повышение квалификации. К ним, например, относятся:

  • научно-педагогические работники государственных высших учебных заведений и государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования (ст. 21 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании");
  • работники железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации");
  • водители и другие работники автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

Виды повышения квалификации

В зависимости от потребностей работодателя, объема новых знаний и сроков обучения повышение квалификации может быть организовано по-разному:

  • краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства. Осуществляется по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  • тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
  • длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Это предусмотрено абз. 4 - 7 п. 7 Типового положения.

При этом все дополнительные профессиональные образовательные программы образовательные учреждения повышения квалификации разрабатывают самостоятельно с учетом потребностей и особых пожеланий заказчика, а также требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению (специальности) (абз. 2 п. 42 Типового положения).

Формы повышения квалификации и гарантии работникам

Согласно п. 41 Типового положения повышение квалификации может проводиться:

  • с отрывом от работы;
  • без отрыва от работы;
  • с частичным отрывом от работы;
  • по индивидуальным формам обучения.

Сохранение рабочего места и среднего заработка . Согласно ст. 187 Трудового кодекса при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Командировка для повышения квалификации . Если же сотрудник направлен на учебу в другую местность, ему оплачиваются командировочные расходы в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Кроме того, за все время нахождения сотрудника в командировке ему следует выплачивать средний заработок (ст. 187 ТК РФ).

И работа, и учеба . Если работник повышает квалификацию без отрыва (или с частичным отрывом) от производства, он получает заработную плату за фактически отработанное время (произведенную продукцию).

В случае если работник совмещает обучение и труд, их совокупная продолжительность не должна превышать ежедневную норму рабочего времени, предусмотренную трудовым законодательством (ст. 91 ТК РФ), правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора.

Куда пойти учиться

Повышение квалификации может проходить либо в самой организации, либо в образовательных учреждениях повышения квалификации (ч. 2 ст. 196 ТК РФ). Согласно п. 8 Типового положения к ним относятся:

  • академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);
  • институты повышения квалификации (усовершенствования) - отраслевые, межотраслевые, региональные;
  • курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.

Профессиональная подготовка также может быть получена у специалиста, имеющего требуемую квалификацию (п. 3 ст. 21 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании").

Все перечисленные учреждения обязаны иметь лицензию на ведение образовательной деятельности (п. 1 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277).

Это требование не касается (п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277):

  • образовательной деятельности в форме разовых лекций, семинаров, стажировок, когда не выдается документ об образовании или повышении квалификации;
  • индивидуального обучения сотрудника у специалиста, обладающего соответствующей квалификацией.

Направляем сотрудника на повышение квалификации

Внутренние документы о направлении на повышение квалификации

Согласно Письму Минфина России от 16.05.2002 N 04-04-06/88 основанием для направления работников на курсы повышения квалификации могут быть:

  • план обучения, в котором указываются причины и цели обучения сотрудников, а также их фамилии и должности;
  • приказ руководителя о направлении на повышение квалификации , в котором нужно обосновать производственную необходимость дополнительного образования сотрудника (внедрение нового оборудования, расширение производства и т.п.), а также указать, что он направлен на обучение по инициативе работодателя.

Закрытое акционерное общество

"Приморские отопительные системы"

Утверждаю

Медведев (И.А. Медведев)

Приказ будет являться основанием для посещения работником учебных занятий.

Договор на оказание образовательных услуг

При направлении работников на повышение квалификации работодатель должен заключить договор с образовательным учреждением (абз. 16 п. 7 Типового положения).

Форма договора . Примерные формы договоров на оказание образовательных услуг приведены в Приказах Минобразования России от 10.07.2003 N 2994 и от 28.07.2003 N 3177, а также в Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования (Письмо Минобразования России от 01.10.2002 N 31ю-31нн-40/31-09). Но, как правило, бланк типового договора разрабатывает образовательное учреждение.

В документе необходимо указать программу, форму (очная, заочная, очно-заочная), стоимость и срок обучения работника, а также наименование документа, который он получит по его окончании.

Договор составляется в двух экземплярах - один остается у работника, другой - в образовательном учреждении.

Обратите внимание: заказчиком образовательных услуг должен быть работодатель, а не работник. В противном случае организация не сможет учесть сумму расходов на оплату обучения при исчислении налога на прибыль.

Приложение к договору . К договору прилагаются:

  • учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещения;
  • ксерокопия лицензии на ведение образовательной деятельности образовательным учреждением.

Дополнительный договор с работником

Согласно ч. 2 ст. 197 Трудового кодекса работодатель, направляющий работника на повышение квалификации, должен заключить с ним дополнительный договор (соглашение), в котором будут прописаны обязанности сотрудника после завершения обучения. Например, можно оговорить условие об обязательной отработке сотрудником определенного срока, установить санкции за нарушение учебной дисциплины, порядок возмещения работодателю затраченных средств в случаях неполной отработки установленного срока или прерывания обучения. Образец соглашения приведен ниже.

Документы об образовании

Согласно п. 27 Типового положения освоение образовательных программ повышения квалификации объемом свыше 72 часов завершается обязательной итоговой аттестацией. Предусмотрены следующие виды аттестационных испытаний:

  • итоговый экзамен по отдельной дисциплине;
  • итоговый междисциплинарный экзамен по программе обучения;
  • реферат по отдельной дисциплине или ряду дисциплин;
  • подготовка и защита аттестационной работы (выпускной, дипломной работы или дипломного проекта).

В зависимости от количества учебных часов работнику, прошедшему повышение квалификации, выдаются следующие документы государственного образца:

  • удостоверение о краткосрочном повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;
  • диплом о профессиональной переподготовке - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;
  • диплом о присвоении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.

Это предусмотрено п. п. 1 - 3 Требований к документам государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке, утвержденных Приложением N 1 к Постановлению Госкомвуза России от 27.12.1995 N 13 и п. 28 Типового положения.

Оригинал документа о повышении квалификации хранится у работника, а копию следует подшить в личное дело сотрудника.

Но не всегда по окончании обучения работник может получить документ об образовании государственного образца. Не выдают такие документы организации, которые ведут образовательную деятельность, не подлежащую лицензированию, - в форме разовых лекций, стажировок и семинаров, а также преподаватели, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью. Объем учебной программы в этом случае составляет менее 72 часов, а по окончании слушателям могут выдать сертификат с указанием темы и объема учебных часов. Образцы сертификатов каждое учреждение разрабатывает самостоятельно.

Акт об оказанных услугах

По окончании обучения образовательное учреждение обязано представить организации акт об оказанных услугах. В нем должны быть зафиксированы период обучения, наименование программы обучения и его стоимость в рублях.

При долгосрочном обучении акт следует составлять отдельно за каждый отчетный период, то есть один раз в квартал, а расходы на оплату образовательных услуг включать в состав затрат ежеквартально.

Сведения о повышении квалификации нужно внести в разд. V "Повышение квалификации" личной карточки работника (форма N Т-2). Но только в случае, если по окончании учебы работник получил удостоверение, свидетельство либо диплом установленного образца. Об этом говорится в п. 28 Типового положения.

Обучение в другой местности

Если работник направляется на обучение в другую местность, его поездка оформляется как служебная командировка. В этом случае, помимо перечисленных выше, необходимо оформить следующие документы:

  • служебное задание (форма N Т-10а), подписанное руководителем структурного подразделения. По окончании командировки сотрудник составляет краткий отчет о выполнении задания, а руководитель структурного подразделения делает соответствующее заключение;
  • приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (форма N Т-9 или N Т-9а);
  • командировочное удостоверение (форма N Т-10);
  • отчет о выполнении задания (на бланке служебного задания). Его составляет работник, закончивший обучение, а руководитель структурного подразделения делает заключение о выполнении задания.

Все указанные документы оформляются на типовых бланках, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.

При направлении работника на повышение квалификации в другую местность за ним сохраняются рабочее место (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Кроме того, сотруднику надо оплатить командировочные расходы по правилам, предусмотренным для служебных командировок (ст. 187 ТК РФ). Это значит, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ч. 2 ст. 168 ТК РФ). В качестве командировочных расходов учитываются, в частности, затраты:

  • на проезд работника к месту командировки и обратно;
  • наем жилого помещения;
  • суточные в пределах норм (700 руб. - для расходов, учитываемых с целью уплаты НДФЛ (абз. 10 п. 3 ст. 217 НК РФ)).

По возвращении из командировки работник в течение трех рабочих дней должен представить авансовый отчет об израсходованных средствах и документы, подтверждающие произведенные в командировке расходы.

Напомним, что повышение квалификации с отрывом от работы в табеле учета рабочего времени обозначается буквенным кодом ПК или цифровым кодом 07. Это следует из Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.

Бухучет расходов на повышение квалификации

Расходы, связанные с оплатой дополнительного профессионального образования сотрудника в интересах организации, признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Данные расходы учитываются в размере фактически произведенных затрат и отражаются по дебету счетов учета затрат в корреспонденции с кредитом счета 76 (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Если расходы на повышение квалификации работника относятся к нескольким отчетным периодам, то они учитываются на счете 97 и списываются в порядке, установленном в учетной политике организации (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому относятся. Об этом говорится в п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Подтвердить факт оказания образовательных услуг для целей бухучета можно соответствующим актом и копией документа об образовании (диплома, свидетельства и т.п.).

Суммы среднего заработка, сохраняемого за работником на время повышения квалификации, учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности как расходы на оплату труда (п. п. 5 и 8 ПБУ 10/99). Они отражаются по дебету счета учета затрат на производство в корреспонденции с кредитом счета 70.

Расходы на командировку, связанную с повышением квалификации, также признаются расходами по обычным видам деятельности на дату утверждения авансового отчета руководителем организации (п. п. 5 и 8 ПБУ 10/99). Они отражаются по дебету счетов учета затрат и кредиту счета 71. Выдача денежных средств командированному работнику отражается проводкой:

Дебет 71 Кредит 50.

Налоги и взносы с расходов на повышение квалификации

Порядок налогообложения расходов на обучение будет зависеть, в частности, от наличия подтверждающих документов, выполнения условий для признания таких затрат, а также от того, по чьей инициативе оно проводится.

Налог на прибыль

Расходы на обучение . Согласно п. 3 ст. 264 Налогового кодекса расходы на повышение квалификации включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (Письмо Минфина России от 21.04.2010 N 03-03-06/2/77). Если используется метод начисления, то к учету данные расходы принимают в момент представления акта об оказании образовательных услуг, а при кассовом методе - в день оплаты на основании соответствующих документов (платежных поручений, квитанций к приходным кассовым ордерам и т.п.) (пп. 3 п. 7 ст. 272 и п. 3 ст. 273 НК РФ).

Условия для признания расходов . Затраты на повышение квалификации учитываются при исчислении налога на прибыль, если:

  • российское образовательное учреждение имеет лицензию, а иностранное учреждение - соответствующий статус (пп. 1 п. 3 ст. 264 НК РФ и Письмо Минфина России от 06.10.2009 N 03-03-06/4/84). Статус иностранного образовательного учреждения могут подтвердить лицензия, программа, устав либо иные документы, перечень которых зависит от специфики его деятельности, а также от требований законодательства иностранного государства в отношении подтверждения статуса образовательного учреждения (Письмо Минфина России от 05.08.2010 N 03-04-06/6-163). Поэтому к первичным документам следует приложить копию соответствующего документа;
  • между организацией и образовательным учреждением заключен договор на обучение (пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ);
  • повышающий квалификацию сотрудник работает в организации на основании трудового договора (пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ);
  • сотрудник обучается в интересах работодателя (пп. 23 п. 1 ст. 264 и п. 29 ст. 270 НК РФ и Письмо Минфина России от 25.05.2007 N 03-03-06/1/312). Документом, подтверждающим этот факт, может быть приказ руководителя, в котором будет указано, что сотрудник направлен на обучение по инициативе организации и в связи с производственной необходимостью.

Если эти условия не соблюдены, расходы на повышение квалификации не признаются в налоговом учете. По окончании налогового периода их следует исключить из состава расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль, и отнести к внереализационным доходам.

Кроме того, нельзя учитывать расходы на обучение (пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ):

  • не подтвержденные оправдательными документами;
  • связанные с содержанием образовательных учреждений или оказанием им бесплатных услуг;
  • связанные с оплатой дополнительных услуг, предоставляемых образовательным учреждением на время обучения, если они не связаны с производственной необходимостью (например, оплата питания или культурно-развлекательной программы, если их стоимость выделена в документах отдельной строкой);
  • произведенные не в интересах организации, например, если полученные работником новые знания не будут использоваться им в процессе производства (Письмо Минфина России от 25.05.2007 N 03-03-06/1/312).

Оправдательные документы . Для признания в целях налогообложения прибыли расходов на повышение квалификации документальным подтверждением затрат могут служить договор с образовательным учреждением, приказ руководителя о направлении сотрудника на обучение, учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещений, сертификат или иной документ, подтверждающий, что сотрудники прошли обучение, акт об оказании услуг. Об этом говорится в Письме Минфина России от 21.04.2010 N 03-03-06/2/77. Эти же документы нужны и для признания расходов на обучение за границей (Письмо Минфина России от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137).

Напомним, что работодатель, оплачивающий обучение, обязан хранить связанные с этим документы не менее четырех лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 и пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ).

Командировочные расходы . Если с целью повышения квалификации работник был направлен в другую местность, то в состав командировочных расходов организация вправе включить стоимость проезда к месту обучения и обратно, а также стоимость проживания и суточные. Данные затраты учитываются в полной сумме в составе прочих расходов на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса (Письмо Минфина России от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137). Датой признания расходов является дата утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ и Письмо Минфина России от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137).

Средний заработок . Если работник повышает квалификацию с отрывом от производства, то суммы среднего заработка, выплачиваемые ему на период учебы, включаются в расходы на оплату труда на основании п. 19 ст. 255 Налогового кодекса.

НДФЛ, страховые взносы и взносы на случай травматизма

Оплата обучения . Сумма оплаты повышения квалификации работника не облагается налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами, если учреждение, где обучается сотрудник, имеет лицензию на образовательную деятельность (или соответствующий статус - для иностранного образовательного учреждения). Такой вывод следует из п. 21 ст. 217 Налогового кодекса и п. 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ).

Это касается также случая, если работник обучается у специалиста, который обладает соответствующей квалификацией (Письмо Минфина России от 17.07.2009 N 03-04-06-02/50). Такая квалификация должна быть подтверждена особым документом - квалификационным аттестатом, лицензией, дипломом и т.п. (п. 3 ст. 21 Закона РФ N 3266-1).

На суммы оплаты обучения работника, направленного работодателем на курсы повышения квалификации, не нужно начислять взносы на случай травматизма, поскольку они не являются платой за труд (доходом) работника. Это следует из п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила).

Командировочные расходы . В доход работника, направленного на повышение квалификации в другую местность, не включаются суточные, если они не превышают 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ (2500 руб. - на территории иностранного государства), а также документально подтвержденные расходы на проезд до места назначения и обратно и расходы по найму жилого помещения (п. 3 ст. 217 НК РФ).

Страховые взносы, как и взносы на случай травматизма, на сумму расходов на командировку не начисляются (ч. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, п. 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765, и Письмо ФСС РФ от 18.03.2009 N 02-18/07-2165).

Средний заработок . Сумма среднего заработка, выплачиваемого сотруднику на период повышения квалификации с отрывом от работы, облагается налогом на доходы физических лиц, страховыми взносами и страховыми взносами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ, ч. 1 ст. 7 и ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ и п. 3 Правил).

НДС по образовательным услугам

Сумма платы за обучение сотрудника, направленного на повышение квалификации, может включать или не включать налог на добавленную стоимость.

Облагаются НДС образовательные услуги, которые оказывают коммерческие образовательные учреждения или соответствующие специалисты (п. 1 ст. 143 НК РФ). Налог исчисляется по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ). В бухгалтерском учете заказчика образовательных услуг выделенная в расчетных документах сумма налога отражается по дебету счета 19 в корреспонденции с кредитом счета 76.

Кроме того, облагаются НДС:

  • дополнительные услуги, оказываемые образовательной организацией, в частности обеспечение учащихся питанием и проживанием, так как они не связаны с производственной необходимостью (Письмо УМНС России по г. Москве от 28.01.2003 N 24-11/05512);
  • услуги по проведению разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, которые не сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании или квалификации (Письмо Минфина России от 27.08.2008 N 03-07-07/81).

Не облагаются НДС услуги :

  • некоммерческих образовательных организаций в сфере образования, расположенных на территории РФ, по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) процесса, за исключением консультационных услуг (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ). Такая льгота распространяется только на те образовательные услуги, которые поименованы в лицензии учебного заведения (Письмо УФНС России по г. Москве от 06.05.2005 N 19-11/32602);
  • оказанные за пределами территории РФ (пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ).

"Входной" НДС , уплаченный коммерческому образовательному учреждению или специалисту, имеющему соответствующую квалификацию, можно принять к вычету при расчете суммы налога на добавленную стоимость, если в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Налогового кодекса:

  • стороны подписали акт об оказании образовательных услуг;
  • у организации есть счет-фактура с указанием суммы налога на добавленную стоимость.

В бухучете принятие к учету налога по расходам на повышение квалификации отражается проводкой:

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19.

Пример . Руководитель ЗАО "Приморские отопительные системы" решил направить слесаря-монтажника приборного оборудования В.Л. Кабанчикова на курсы повышения квалификации с 1 по 13 ноября 2010 г. Для этого организация заключила договор с Владивостокским производственно-учебным комбинатом. Обучение должно проходить с отрывом от производства. Его стоимость составляет 10 000 руб., которые были перечислены комбинату 28 октября.

Учебное заведение является некоммерческим и имеет государственную лицензию на образовательную деятельность. По окончании курсов работник получил сертификат. Какие проводки в этом случае нужно сделать?

Решение. На основании договора между организацией и образовательным учреждением в учете были сделаны следующие проводки.

Дебет 76 Кредит 51

10 000 руб. - перечислены средства за обучение работника учебному комбинату.

Дебет 20 Кредит 76

10 000 руб. - отражены расходы на повышение квалификации работника.

Поскольку обучение проводится в той же местности, где расположена организация-работодатель, работнику выплачивается только средний заработок за время учебы (ст. 187 ТК РФ). На него следует начислить НДФЛ, страховые взносы и взносы на случай травматизма (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ, ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ и п. 3 Правил).

Расходы на выплату среднего заработка работнику, направленному на повышение квалификации, признаются в составе расходов на оплату труда в месяце начисления (п. 6 ст. 255 и п. 4 ст. 272 НК РФ). Сумма начисленных на него страховых взносов относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса (Письмо Минфина России от 13.04.2010 N 03-03-06/1/260). Взносы на случай травматизма также учитываются в составе прочих расходов на дату их начисления (пп. 45 п. 1 ст. 264 и пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Таким образом, в ноябре бухгалтер уменьшил налог на прибыль на суммы оплаты повышения квалификации, среднего заработка, выплаченного работнику за период обучения, и начисленных на него страховых взносов.

О.В.Негребецкая Научный редактор журнала "Зарплата" / "Зарплата", 2010, N 10

  • Обучение, Развитие, Тренинги

Ключевые слова:

1 -1



Что еще почитать