Физические явления в химии презентация. Химические явления

ХИМИЧЕСКИЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ Цель урока:

  • расширить представления о физических и химических явлениях ; установить какие признаки позволяют отличить физические явления от химических;
  • развивать наблюдательность, умение грамотно обращаться с веществами;
  • воспитывать внимание, умение участвовать в обсуждении, уважая мнение других людей;
Явления Физические явления

плавление

кристаллизация

конденсация

испарение

Физические явления в химии

Фильтрование

Дистилляция

Выпаривание

Физические и химические явления

М О Л Н И Я

Физические и химические явления

Физические и химические явления

Извержение вулкана

Физические и химические явления

Физические и химические явления

Листья осенью

Физические и химические явления

Пожар в лесу

Физические и химические явления

Коррозия машин

Физические и химические явления

Таяние льда

Физические и химические явления

Гниение листьев

Физические и химические явления

Квашение капусты

Я В Л Е Н И Я

Ф И З И Ч Е С К И Е

Х И М И Ч Е С К И Е

Признаки химической реакции

Выделение или поглощение теплоты

Изменение

Выпадение (растворение) осадка

Выделение

Выделение

Условия возникновения и протекания химических реакций

катализатора

Нагревание

Ультрафиолетовое

облучение

Опыт 1. Плавание парафина.

Поместили в фарфоровую чашечку кусочек парафина и нагрели. После расплавления парафина потушили пламя. Когда чашечка остыла, рассмотрели парафин.

Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?

Наблюдения. При нагревании парафина, он ________, переходит в ____________состояние.

Вывод: Это _____________явление.

Опыт 2. Испарение воды.

В пробирку прилейте немного воды и нагрейте.

Наблюдения: При нагревании вода закипела, при этом изменяется ее _________________

Вывод: Это _________________ явление.

На основании опытов, скажите, какое явление называется физическим?

ФИЗИЧЕСКИМИ называют такие явления, при которых данные вещества не превращаются в другие, происходит изменение агрегатного состояния вещества или его формы.

  • H₂O - жидкость – пар - лед

Опыт 3. «Растворение соды».

К белому кристаллическому веществу (соде) добавим кислоту (уксусную уксус). Запишите наблюдения. Какое это явление?

Наблюдения. При этом наблюдается бурное выделение _______. Призрак превращения – выделение _______.

Вывод. Это ____________________явление.

Опыт 4. «Взаимодействие растворов».

В пробирку прилейте голубой раствор соли (CuCl₂) и бесцветный раствор – NaOH. Запишите наблюдения.

Какое это явление?

Признак превращения выпадение ____ и _____ цвета.

Вывод. Это__________________ явление.

Найди соответствие. 1 вариант: 2 вариант:

  • Плавление парафина
  • Гниение растительных остатков
  • Ковка металла
  • Горение спирта
  • Прокисание яблочного сока
  • Растворение сахара в воде
  • Почернение медной проволоки при прокаливании
  • Замерзание воды
  • Прокисание молока
  • Образование инея

Физическое явление

Химическое явление

2. Какие из явлений являются химическими?

1) замерзание воды

2) горение серы

3) разложение оксида ртути при нагревании

4) плавление металлов

5) горение свечи

6) сжижение воздуха

7) горение природного газа

1. Какие из явлений относятся к физическим?

а) кипение воды

б) разложение воды электрическим током

в) взаимодействие цинка с соляной кислотой

г) плавление металла

д) таяние снега

е) разложение угольной кислоты на углекислый газ и воду

ж) замерзание воды.

ХИМИЧЕСКИЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Физические: Химические:

а– г – д – ж 2 – 3 – 5 – 7

Домашнее задание I уровень: - Прочитайте §25 и §26,

  • Раскройте сущность основных понятий (с.138);
  • Ответьте устно на вопросы № 1- №6
  • (с.139). III уровень: сообщение «Химические реакции на нашей кухне» или кроссворд, ребусы по материалу §25 и §26.
Спасибо за активную работу на уроке!

Список литературы:

  • Молния - http://900igr.net/kartinka/pri
  • Испарение - http://www.edu54.ru/node/23215
  • Извержение вулкана - http://video.nur.kz /vieut=3xjdf
  • Иней - http://blog.privet.ru/user/pe
  • Дождь - http://pda.privet.ru/post/1251
  • Гниение листьев - http://modbiol.ru/forums/index
  • Туман - http://anttila.ucoz.ru/forum/1
  • Пожар - http://www.kurer-sreda.ru/2011
  • Таяние льда - http://school.xvatit.com/index
  • Коррозия металлов - http://www.pocketfives.com/f13
  • Квашение капусты - http://www.liveinternet.ru/we
  • Осенние листья - http://2krota.ru/pictures/page
  • Горение газа - http://vidomosti-ua.com/popula

«Ионные уравнения» - Fe(OH)3. Составление ионных уравнений. FeCl3. KCl. +. Даны растворы хлорида железа(III) и гидроксида калия. 1. Записать молекулярное уравнение реакции. Последней появляется стрелка, щёлкнув по которой Вы можете перейти на следующий слайд.

«Химические реакции практическая работа» - 1). Н2 восстанавливает металлы из оксидов. Провести эксперимент. 2H2+ O2 = 2H2O Соединение. Выпадение осадка. Собрать прибор, используя рисунок. Правила ТБ. Инструкция к практической работе №2. Выделение газа. Н2 – Газ, без цвета, запаха, легче воздуха. Na2SO4+BaCI2=2NaCI+BaSO4. Инструкция к практической работе №3.

«Химические и физические явления» - Практическая работа. Что вы наблюдаете? Признаки химических реакций. Сделайте вывод. Химические явления. Задание 1. Вы уже научились отличать химические явления от физических? Учитель химии «Чажемтовской СОШ» Косова Е.М. Содержание: Текст. Химические явления- это…. Происходит химическое или физическое явление?

«Закон сохранения массы веществ» - Индекс показывает число атомов в формульной единице вещества. 1748г. Коэффициент. Роберт Бойль. 1789г. Химическая формула. М. В. Ломоносов. Подобно Бойлю русский учёный делал опыт в запаянных ретортах. 5н2о. Уравнения химических реакций. Индекс. Закон сохранения массы веществ.

«Формулы химических реакций» - Закон сохранения массы веществ. М. В. Ломоносов. Химические уравнения. Алгоритм составления химических уравнений. Перед формулой простого вещества можно увеличить в несколько раз коэффициент. Выполнил А. А. Мичкаев.

«Теория электролитической диссоциации» - В 1887г. I-е положение ТЭД. Вещества с ионной и ковалентной полярной связью. Вещества с ионной связью: Ориентация диполей воды? гидратация? диссоциация. Современное содержание ТЭД можно свести к четырем основным положениям. Вещества с ковалентной неполярной и слабополярной связью. Неэлектролиты (водные растворы не проводят эл. ток).

Методическая разработка по теме к , представленная на , представляет собой урок формирования новых способов действий, а также знаний на базовом уровне, согласно УМК по линии Габриеляна О.С.

В ходе урока становятся шире представления учащихся о явлениях физических, а также химических, формируется умение отличать химические реакции по соответствующим признакам. Продолжается также формирование умения безопасного и правильного обращения с лабораторным оборудованием и веществами.

Создаётся на уроке благоприятная атмосфера для развития у восьмиклассников познавательной деятельности через организацию химического эксперимента. Реализуются на занятии и воспитательные цели. Это и привитие тактичности, ответственности, и воспитание наблюдательности, внимания.

Физические и химические явления – описание хода урока

В процессе фронтальной беседы с демонстрацией актуализируются знания учащихся на уроке. Во вступительной части занятия учитель обращает внимание класса на окружающий нас мир, уточняя, что из веществ состоят все предметы, тела, в том числе и мы. В сопровождении слайда презентации поясняется то обстоятельство, что с веществами этими постоянно происходят какие-нибудь явления, процессы.

Беседа поддерживается посредством таких вопросов:
Чем отличаются одни вещества от других? (Свойствами, такими как вкус, запах, цвет и другими )
Что изучает ? (Например: изучает строение и свойства веществ, а также их применение )

Актуализацию новых знаний проводим посредством демонстрации нескольких явлений. Трое учеников класса при помощи учителя проводят демонстрационные опыты, предложенные им по карточкам. Классу необходимо установить, что за изменения наблюдаются со свойствами веществ в результате этих опытов.

Демонстрация опытов, подтверждающих физические и химические явления

Учащимися демонстрируются следующие опыты:
Опыт 1 : Медная проволока скручивается в спираль на карандаше, а после - распрямляется. Вопрос: — Изменились ли при этом свойства медной проволоки?
Опыт 2 : Приливается к раствору гидроксида натрия (NaOH), находящемуся в пробирке в количестве 2 мл, несколько капель индикатора фенолфталеина. Вопрос: — Что вы наблюдаете и, что изменилось?
Опыт 3 : Измельчается небольшой кусочек мела в фарфоровой ступке. Вопрос: — Изменились ли свойства мела?

В ходе беседы и ответов на вышеуказанные вопросы, внимание учащихся акцентируется на изменении размеров частиц и формы вещества, его цвета до проведённого опыта и после него. Таким образом, шаг за шагом, восьмиклассники осознают принцип, согласно которому наблюдаемые процессы, возможно разделить на две группы, на основе их обратимости и необратимости. Так, обратимые явления, прежде всего, связаны с физическими свойствами, а необратимые — с химическими свойствами веществ.

К изучению нового материала приступает класс с рассмотрения объяснительных характеристик физических явлений. На этот раз в качестве примера берётся природное явление - круговорот . К демонстрируемой на экране иллюстрации круговорота воды в природе, учитель задаёт вопрос: — Какие происходят в результате круговорота воды физические процессы?

В ходе рассуждений, приходим с ребятами к выводу, что во всех известных физических процессах меняется лишь агрегатное состояние вещества, а состав остаётся неизменным. Так, в круговороте воды состав — молекулы воды – не изменяется. Наблюдается только переход из одного агрегатного состояния в другое.

Одним из наглядных примеров изменения агрегатного состояния, является плавление парафина, видеофрагмент которого демонстрируем классу (ссылка на видеоролик опыта имеется на слайде презентации , как и в случае других опытов, предложенных в данной разработке урока).

Примеры физических и химических явлений

Ещё один пример изменения агрегатного состояния — возгонка, когда вещество переходит из твёрдого, минуя жидкую фазу, сразу же в газообразное состояние. Просматриваем видеофрагмент возгонки бензойной кислоты, которая прежде переходит в газообразную фазу (дым ), а после — кристаллизуется на хвойной ветке.

Таким образом, физические явления очень широко применяются человеком в деятельности: фильтрование (очистка питьевой воды ), перегонка (получение нефтепродуктов ), выпаривание (получение из растворов твёрдых веществ ), отстаивание и многое другое. И снова делается вывод, что с физическими явлениями связывают изменения формы тела, его размеров, а также агрегатного состояния вещества.

Завершая блок , класс приступает ко второй части занятия, где внимание акцентируется на основных признаках химических явлений. Здесь наблюдаются и обсуждаются видеофрагменты опытов:

«Фараонова змея» , где нитроацетиленид взаимодействует с серной кислотой, с образованием осадка, выделением газов и изменением окраски раствора;
«Колебательная реакция Бриггса-Раушера» , в ходе которой цвет раствора меняется на протяжении нескольких минут;
самовозгорание парафина в результате его расплавления и нагревания до температуры кипения;
«вулкан» при разложении дихромата аммония.

Закрепление материала о физических и химических явлениях

По дифференцированным заданиям проводится закрепление материала и рефлексия. А завершается урок лабораторным практикумом, который автор методической разработки предлагает провести в группах. Каждая группа проделывает и описывает свой опыт, а алгоритм его выполнения заранее распечатывается и раздаётся классу.

Cлайд 1

Физические и химические явления Цель урока: На основе анализа предложенных опытов сформулировать понятия физического и химического явления. Определить признаки протекания химических реакций на основе демонстрационного эксперимента и жизненных наблюдений. Научиться отличать физические и химические явления в быту и жизни.

Cлайд 2

1. Что происходит с водой на морозе? 2. Что происходит при ее нагревании? 3. Что происходит, если оставить железный предмет в сыром месте? В окружающем нас мире происходят различные явления: испарение воды ее замерзание разрушение горных пород производство красителей она замерзает она превращается в пар поржавеет

Cлайд 3

Опыт №1. Разотрем кусочек сахара в фарфоровой ступке. Какие изменения наблюдаются после растирания кусочка сахара? Что можно сказать об остальных свойствах? Как вы думаете, образовалось ли новое вещество с новыми свойствами? Новое вещество не образовалось, изменилась только форма твердое Кристаллики сахара бесцветный хорошая сладкий твердое Сахарная пудра (порошок) бесцветный хорошая сладкий

Cлайд 4

Опыт №2 Нагреем на огне стеклянную трубочку Какие изменения произошли со стеклянной трубочкой? На основании своих наблюдений сделайте вывод, получилось ли новое вещество с новыми свойствами? твердое твердое прямая изогнутая бесцветная бесцветная Не растворяется Не растворяется хрупкая хрупкая Изменилась только форма, остальные свойства не изменились, новое вещество с новыми свойствами не образовалось

Cлайд 5

Опыт№3. Сделаем из сахара карамель, а для этого нагреем сахар в пробирке. Какие изменения произошли с сахаром? Можно ли получившееся вещество назвать сахаром? Получилось ли новое вещество с новыми свойствами? бесцветный коричневый хорошая плохая нет Жженого сахара сладкий горьковатый Свойства получившегося вещества сильно отличаются от свойств сахара, следовательно получилось новое вещество с новыми свойствами.

Cлайд 6

Опыт №4 Нагреем кусочек магниевой ленты в пламени спиртовки. Какие изменения произошли с магниевой лентой? Получилось ли новое вещество с новыми свойствами? Серебристый серый есть есть белый Нет, рассыпается в порошок нет Первоначальные свойства вещества изменились. Образовалось новое вещество с новыми свойствами.

Cлайд 7

Явления, при которых не происходит превращения одних веществ в другие, а обычно изменяется агрегатное (физическое) состояние или форма, называют физическим явлением. Явления, при которых из одних веществ образуются другие вещества с новыми свойствами, называют химическими. Химические явления называют химическими реакциями.

Cлайд 8

Чем физические явления отличаются от химических явлений? Какие явления, из перечисленных, относятся к физическим, а какие к химическим: зимой на окне мороз рисует узоры, из стекла делают посуду, кислород поддерживает горение свечи, очистка природной воды от примесей путем фильтрации, пожелтение осенью листвы, притягивание железа магнитом,

Слайд 2

Задачи урока:

На основе анализа предложенных опытов сформулировать понятия физического и химического явления. Определить условия и признаки химических реакций на основе лабораторного эксперимента и жизненных наблюдений. Научиться отличать физические и химические явления в быту и жизни.

Слайд 3

Зимой на окне мороз рисует узоры. Листья желтеют осенью. Из стекла делают посуду. Железо ржавеет во влажном воздухе.

Слайд 4

Явления, при которых изменяется агрегатное состояние или форма, называются физическими. Явления, при которых из одних веществ образуются другие вещества с новыми свойствами, называются химическими. Химические явления называют химическими реакциями.

Слайд 5

Получение дистиллированной воды

  • Слайд 6

    Схема ректификационной колонны для перегонки нефти

  • Слайд 7

    Слайд 8

    Фильтрование

  • Слайд 9

    Делительная воронка, разделение смеси воды и нефти

  • Слайд 10

    Возгонка йода

  • Слайд 11

    Условия возникновения и протекания реакций

    Соприкосновение реагирующих веществ Измельчение и перемешивание Нагревание

    Слайд 12

    Признаки протекания химических реакций

    Образование осадка Выделение газа Изменение окраски Появление запаха Выделение теплоты (света) реакции горения

    Слайд 13

    Классификация реакций

    Экзотермические реакции протекают с выделением теплоты Эндотермические реакции протекают с поглощением теплоты

    Слайд 14

    1.Чем физические явления отличаются от химических явлений?2.Какие явления, из перечисленных, относятся к физическим, а какие к химическим:

    зимой на окне мороз рисует узоры из стекла делают посуду кислород поддерживает горение свечи очистка природной воды от примесей путем фильтрации пожелтение осенью листвы притягивание железа магнитом железо ржавеет во влажном воздухе

    Слайд 15

    О каком явлении, физическом или химическом, говорится в русской пословице «Вода камень точит». Пожар - это явление физическое или химическое? Какие признаки химического явления при этом можно наблюдать?

    Слайд 16

    Домашнее задание

    §25, 26 упр. 3,4 стр. 134; упр.1.2 стр. 138 Сообщения о применении физических и химических явлений.

    Слайд 17

    1 вариант выписывает номера химических явлений, 2 вариант - физических явлений: Сжатие пружины Образование накипи на стенках чайника Гниение растительных остатков Ледоход на реке Ковка металла Прокисание яблочного сока Появление налета на медных и бронзовых памятниках Обугливание лучинки Замерзание воды Прокисание молока Горение природного газа Образование инея



  • Что еще почитать