Конспект занятия для детей средней группы по познавательному развитию «Домашние птицы. Занятие по развитию речи Сюрпризный момент «Отыщи яйцо с птенцом»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6

Тема:

Домашние птицы

Логопедическое занятие

Средняя группа

Учитель-логопед: Авезова В.С.

2015 г

Содержание:

    Пояснительная записка стр. 3

    Цели и задачи занятия стр.3

    Предварительная работа стр. 4

    Оборудование стр. 5

    Этапы занятия стр. 5

    Ход занятия стр. 5-8

    Приложение стр. 9-10

    Используемая литература стр.11

Пояснительная записка

    Тема занятия: «Домашние птицы»

В группу входят 17 человек, дети 4 - 5 лет.

Занятие проводилось с подгруппой детей (8 человек).

Используется программа «Развитие и обучение детей средней группы ДОУ» в соответствии с ФГОС под редакцией Т.Б. Филичевой.

Воспитание грамматически правильной связной речи у детей дошкольного возраста – одна из главных задач в системе работы логопеда в детском саду. Поэтому представленный конспект занятия – конспект фронтального логопедического занятия в средней группе по развитию связной речи.

Логопедические занятия проводятся 3 раза в неделю. Всего 111 занятий в году.

Цели занятия:

Закреплять знание о домашних птицах.

Развивать связную речь детей.

Задачи:

Уточнить имеющиеся у детей знания по данной теме.

Развивать фонематическое восприятие.

Расширить глагольный словарь у детей по теме.

Закрепить у детей представление о внешнем виде домашних птиц.

Формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Учить образовывать существительные множительного числа именительного падежа.

Учить согласовывать числительное с существительным.

Учить детей образовывать притяжательные прилагательные.

Развивать зрительное внимание и память.

Развивать координацию речи с движением.

Развивать мелкую моторику.

Предварительная работа:

Рассматривание изображений домашних птиц и их детенышей.

Отгадывание загадок.

Дидактические игры: разрезные картинки, пазлы.

Подвижные игры со словами.

Речевые игры: «Покажи и назови», «Прятки», «Покорми птиц», «Отгадай-ка».

Материал и оборудование:

Карточки с изображениями домашних птиц и их детенышей.

Ноутбук.

Бумажные перышки.

Пособие «Обучение связной речи детей 4-5 лет». – М.: Скрипторий 2014.

Обручи.

Шапочки домашних птиц.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Логопед: «Сегодня у нас необычное занятие. Вы будите превращаться в птичек. Кто первый отгадает загадку о птице, тот станет этой птицей».

Дети отгадывают загадки. Логопед надевает им на голову маски-шапочки с изображением домашних птиц.

Загадки:

Я пеструшка, я хохлатка. Куд-куда! - кричу я кратко. Кричу, и слышит улица: Снесла яичко...(Курица)

Распускает хвост павлином. Ходит важным господином, по земле ногами – стук, как зовут его – (индюк).

Беленькие перышки, красный гребешок, кто это на колышке?… (Петя-Петушок)

Длинная шея, красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки… (Гусь)

Квохчет, хлопочет, детей созывает, всех под крылья собирает… (Курица)

Всегда на всех надут как мех. Ходит болоболет, на всех страх наводит… (Индюк)

Ходит на рыбаку не спеша, вразвалку: сама себе удочка, кто это?… (Уточка)

Шипит, гогочет, ущипнуть меня хочет. Я иду боюсь, кто это?… (Гусь)

2. Закрепление темы.

Логопед: «Какие вы птички?» (Мы домашние птицы)

Логопед: «Почему называют их домашними?» (Они живут рядом с человеком и приносят пользу).

Логопед: «Где птички живут?» (Домашние птицы живут на птичьем дворе)

Логопед: «Сегодня наша группа будет птичьим двором. Кто ухаживает за домашними птицами?» (Птичница) «Вот сегодня я буду птичницей».

3. Дидактическая игра «Узнай птиц по голосу». Дети прослушивают аудио записи с голосами домашних птиц. Отвечают на вопросы логопеда.

4. Дидактическая игра «Кто как голос подает». Логопед называет птицу, а дети отвечают, как она говорит. Пример: Петух - «ку-ка-ре-ку» - кукарекает. Курица - «куд-куда» - кудахчет. Утка - «кря-кря-кря» - крякает. Гусь - «га-га-га» - гагочет. Индюк - «бл-бл-бл» - болоболет.

5. Физкультминутка. Игра «Курочка и цыплята».

Выбрать лису.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки поклевать,

А за ней цыплятки,

Птенчики-ребятки.

Вы мои цыплятки,

Лапками гребите, Червяков ищите.

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Не ходите далеко,

Чтобы хитрая лиса

Вас в нору не унесла.

Дети выполняют движения в соответствие с текстом. После слов «не унесла» лиса бежит за детьми. Дети прячутся от лисы – встают в обручи.

6. Составление рассказа «Домашние птицы» (см. пособие «Обучение связной речи детей 4-5 лет»).

Рассмотреть с детьми сюжетную картинку. Задавать вопрос и выставлять картинно-графическую схему каждого предложения:

Кого кормит мама? (Мама кормит домашних птиц).

Кому помогают Таня и Вова (Таня и Вова помогают маме).

Чем мама кормит гуся? (мама кормит гуся горохом).

Чем Таня кормит курицу? (Таня кормит курицу зерном).

Чем Вова кормит утку? (Вова кормит утку кашей).

Какие помощники растут у мамы? (У мамы растут хорошие помощники).

Хоровое чтение предложений по схемам:

Логопед читает по плану весь рассказ. Два-три ребенка пересказывают весь текст по картинно-графическому плану. Придумать название рассказу.

7. Пальчиковая гимнастика. Дети совместно с логопедом складывают пальцы в соответствие с заданной птицей.

8. Дидактическая игра «Детки потерялись».

Логопед выставляет на доску картинки с изображением взрослых птиц и птенцов.

Логопед : «Помогите малышам: потеряли дети мам. Без родителей, одни, попадут в беду они. Помогите малышам! Поскорей найдите мам!».

Раздать детям предметные картинки с изображением птенцов, так, чтобы у двух детей были одинаковые картинки.

Логопед: «Таня (Ваня) кто у тебя? Чей это птенец? (ребенок ставит картинку около соответствующей птицы) Кто у курицы (утки)? (У курицы цыплята).

9. Дидактическая игра «Посчитаем птенчиков». Логопед: «Кто братья и сестры цыпленка?» (цыплята) Логопед: «Давайте посчитаем, сколько цыплят на картинке». Дети: «Один цыпленок, два цыпленка, три цыпленка, четыре цыпленка, пять цыплят»

10. Игра «Чьи перья?» Логопед: «Птички так увлеклись игрой, что растеряли свои перышки». «Каждая птичка пусть найдет свое перышко по своим следам». Дети находят свои перышки и отвечают: «Это мое перо- гусиное». «Это мое перо - петушиное». «Это мое перо - куриное». «Это мое перо - утиное». «Это мое перо - индюшиное».

11. Итог занятия. Логопед: «А теперь превращайтесь обратно в детей. Расскажите, о ком мы говорили на занятии?». (Мы говорили о домашних птицах).

Осенью, когда многие дошкольники вернутся после летнего отдыха у бабушки с дедушкой в деревне. Логопеду предоставляется возможность узнать, насколько «полезно» ребятишки отдохнули и насколько плодотворно прошло их знакомство с домашними животными и птицами.

Задачи занятия в детском саду:

  • Коррекционно-образовательные: актуализация и закрепление знаний по теме «Домашние птицы», совершенствование грамматического строя речи (образование форм существительных родительного
    падежа множественного числа, творительного падежа множественного числа, образование притяжательных прилагательных, согласование числительных с существительными), навыков диалогической речи.
  • Коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха, целостности восприятия, мышления, произвольного внимания, мелкой моторики.
  • Коррекционно-воспитательные: развитие межличностных отношений в детском коллективе, воспитание любви к живой природе.

Материалы для занятия в детском саду:

  • макет «Птичий двор»,
  • набор картинок для фланелеграфа «Домашние птицы» (гусь, гусыня, гусенок, курица, петух, цыпленок, утка, селезень, утенок, индюк, индюшка, индюшонок),
  • дорожки с изображениями следов птиц,
  • бассейн с утятами,
  • большая разрезная картина «Петух»,
  • набор карточек-схем для составления рассказа-описания, шапочки для детей (петух, утка, гусь, курица, индюк),
  • зашумленные картинки,
  • цветные карандаши,
  • перья домашних птиц,
  • аудиозаписи голосов домашних птиц и музыкальных фрагментов для физкультминутки «Танец веселых утят», «Мы веселые цыплята».

Ход занятия в детском саду

Логопед просит ребят пожелать друг другу доброго утра, протягивает мячик одному из воспитанников, тот передает мяч своему соседу, приветствует его и называет по имени. Дети передают мяч по цепочке, а последний ребенок протягивает мяч педагогу и все хором, обратившись по имени-отчеству, произносят: «Доброе утро!».

Перед детьми на столах установлен макет «Птичий двор». Логопед предлагает его внимательно рассмотреть, задает ребятам следующие вопросы:

– Кто живет на птичьем дворе? Как можно назвать этих птиц? (Домашние птицы.)

– Почему их называют домашними? (Потому, что они живут рядом с человеком, и человек заботится о них.)

– Как человек заботится о домашних птицах? (Человек дает птицам корм, воду, строит для них домики-курятники, птичник.)

– Какую пользу человеку приносят домашние птицы? (Птицы дают человеку яйца, мясо, пух и перья.)

Игра «Волшебные превращения»

Педагог предлагает дошкольникам превратиться в птиц, отгадав загадки. Кто первый отгадает загадку о птице, тот станет этой птицей, а наша группа – птичьим двором. Дети отгадывают загадки, логопед надевает им на голову маски-шапочки с изображением домашних птиц.

Загадки

Длинная шея, красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Это гусь.)

Квохчет, хлопочет, детей созывает, всех под крылья собирает. (Это курица.)

Ходит, болбочет, на всех страх наводит. (Это индюк.)

Ходит на рыбалку неспеша, вразвалку: сама себе удочка, кто это? (Это уточка.)

Шипит, гогочет, ущипнуть меня хочет. Я иду, боюсь, кто это? (Это гусь.)

Живу во дворе, пою на заре. На голове гребешок. (Это петушок.)

Логопед спрашивает:

– А кто ухаживает за птицами на птичьем дворе? (Птичница.)

Педагог сообщает, что она на этом занятии будет птичницей, предлагает вниманию детей ряд дидактических игр.

Дети становятся в круг (петушок, гусь, гусыня, курица, уточка, индюк). Логопед произносит следующее:

– Я по кругу иду, птичку выбрать хочу. Ты кто? (Я петушок.)

– Петушок, спой нам песенку. (Кукареку!)

– Что петух делает? (Петух кукарекает.)

Таким же образом образуются глаголы для остальных птиц: утка крякает, индюк болбочет, курица кудахчет, гусь гогочет.

Найди и раскрась

Изображения детенышей домашних птиц спрятаны на фоне травы, камыша, забора (так называемые зашумленные
картинки). Ребенку нужно найти птенцов, обвести и раскрасить их, затем рассказать о своих действиях, например, «Я нашел и раскрасил цыпленка».

Детки потерялись

Логопед раздает детям картинки, на которых изображены детеныши домашних птиц. На фланелеграфе выставлены изображения взрослых птиц. Дошкольники с помощью стихов-подсказок находят мам и птенцов. Ребенок подходит к фланелеграфу и ставит рядом с мамой птенца, называет их, например, гусыня – гусенок.

Стихи-подсказки:

Шею вытянул гусенок,
Озирается спросонок.
Еле-еле соню сына
Под крыльцом нашла … (гусыня).

Что стряслось у индюшонка?
Почему же он спешит?
У сарая за кадушкой.
Червяка нашла … (индюшка).

Эй, утенок, ты, куда?
Здесь собачья будка!
Ждет тебя около пруда
Твоя мама … (утка).

Ну-ка марш, назад, цыпленок!
Залезать нельзя на грядки.
Ищет тебя, волнуется
Твоя мама … (курица).

Логопед обращает внимание детей, на то, что еще не все члены птичьих семейств собрались. Не хватает пап (селезня, гуся, петуха, индюка).

Волшебные дорожки

Педагог предлагает ребятам выйти из-за своих столов и пройти на ковер, на котором лежат дорожки с изображениями
следов домашних птиц. Под музыкальное сопровождение дети-птички по своим дорожкам идут к бассейну, затем объясняют, почему они выбрали именно эти дорожки.

Веселые утята

Нужно помочь маленьким утятам переплыть на другой берег. Дети дуют на воду бассейна, тем самым, заставляя утят плыть. Игрушки можно пересчитать: один утенок, два утенка, три утенка, четыре утенка, пять утят, шесть утят.

Физкультминутка

Логопед сообщает ребятам, что на их птичьем дворе начинаются танцы, и приглашает всех танцевать. Дети изображают движения домашних птиц, исполняют танец «Веселых утят».

Чьи перья?

Логопед говорит, что во время танцев, каждая птичка обронила перышко. Ребятам нужно определить, кому принадлежат эти перья (гусиное, петушиное, куриное, утиное, индюшиное).

Собери картинку

Дети собирают из частей картину с изображением петуха.

Опишите птичку

Нужно рассказать о том, кто изображен на собранной ребятами картинке?

Примерный детский рассказ:

Это петух. Он красивый, разноцветный, большой, остроклювый, громкоголосый, смелый. Петух умеет петь, ходить, бегать, спать, кукарекать.

К детям приходит почтальон Печкин, обращается к ним:

– Ребята, я принес от Незнайки посылку для Петушка. Кто из вас Петушок? Незнайка велел отдать ее Петушку лично в руки, а чтобы я не ошибся, к посылке приложил записку, где все про этого Петушка написано. Сейчас я вам ее прочту.

Почтальон Печкин читает текст, в котором перемешаны ошибочные и правильные суждения, а дошкольники его поправляют:

– Петушок живет в лесу и поет «ку-ку-ку-ку». (Нет, неправильно! Петушок живет на птичьем дворе и поет «ку-кареку».)

– У петуха плоский клюв, зеленый гребешок, длинная шея. (Нет, неправильно! У петушка острый клюв, красный гребешок, длинная бородка и короткая шея.)

– Перышки у петушка разноцветные. (Правильно. Перышки у петушка разноцветные.)

– У петушка две красные лапки с перепонками. (Нет, неверно. У петушка две лапки с острыми коготками и шпорами.)

– У петуха четыре крыла и летает он высоко. (Нет, у петуха два крыла, но летает он плохо.)

– Петух лакает молоко и ищет червячков. (Нет, петушок клюет зерно, ищет червячков в земле.)

– У петушка и курочки много желтеньких пушистых утят. (Нет. У петушка и курочки много маленьких пушистых
цыплят.)

– За петушком ухаживает швея. Так ли это? (Нет, неверно. За петушком ухаживает птичница.)

– Как она за ним ухаживает? (Она дает ему корм, выпускает гулять, убирает в курятнике.)

– От петушка человек получает яйца и шерсть. (Нет, неверно. От петушка человек получает вкусное мясо и мягкие
перья.)

– Какие вы молодцы, не удалось мне вас запутать. Ох, придется вам отдать посылку.

Печкин отдает Петушку посылку.

Логопед подводит итоги занятия в детском саду, спрашивает:

– Ребята, в каких птиц мы сегодня с вами превращались? (Мы превращались в домашних птиц.)

Затем предлагает заглянуть в посылку и посмотреть, что же передал Незнайка Петушку. В коробке – шоколадные яйца, и Петушок угощает ими всех детей.

Материал предоставлен № 2, 2010 год

Расширение представлений о домашних птицах и их детенышах (названия, особенности внешнего вида, способы передвижения, издаваемые звуки);

обогащение, закрепление и активизация словаря по теме; воспитание любви и заботливого отношения к домашним птицам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Домашние птицы»

Цели и задачи:

  • расширить представления о домашних птицах и их детенышах (названия, особенности внешнего вида, способы передвижения, издаваемые звуки);
  • обогащение, закрепление и активизация словаря по теме;
  • образование существительных множественного числа;
  • учить оставлять небольшой рассказ о домашней птице с опорой на схему;
  • математические представления: вверху, внизу;
  • развивать слуховое и зрительное внимание, память;
  • воспитывать любовь и заботливое отношение к домашним птицам;
  • учить внимательно слушать собеседника.

Материалы и оборудование:

  • презентация к занятию по теме «Домашние птицы» составлена с использованием картинок (для слайдов) и звуковых эффектов взятых из интернета;
  • игрушки (для составления описательных рассказов);
  • мультимедийное оборудование;
  • загадки и стихи.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Слайд 2 (дети рассматривают слайд)

- Скажите, кого мы видим на экране?/ответы детей/

Я вам загадаю загадки, а вы попробуй те отгадать про какую птицу идет речь.

  • Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Беленькие пёрышки,

Красный гребешок.

Кто это на колышке?

(Петушок)

  • Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином,

По земле ногами - стук,

Как зовут его - ...

(Индюк)

  • Длинная шея,

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

(Гусь)

  • Закудахтала она: "Я большая птичка!

Поглядите, принесла жёлтое яичко!"

И пошла на улицу

Похвалиться... . (Курица)

  • Под дождём она гуляет,

Щипать травку обожает,

Кря кричит, Всё это шутка,

Ну конечно – это …

(Утка)

Как можно назвать этих птиц? /Домашние/

Домашними их называют потому что за ними ухаживает человек. Он их кормит, поит, содержит в порядке их жилье.А кто знает как называется жилье этих птичек?/ответы детей/

Слайд 3

- Посмотрите внимательно на экран и назовите мне птиц, которых вы видите в верхнем ряду?/ответы детей/

А теперь, внимательно посмотрите и скажите,каких птиц вы видите в нижнем ряду?/ответы детей/

Молодцы!

Игра «Что изменилось?»

- Закройте глазки.(В это время педагог меняет расположение домашних птиц на экране)

А теперь скажите, изменилось ли что на экране или нет? /ответы детей/

Слайд 4

Перед нами …

Не будильник и не мама,

Поднимает утром рано.

Будит Петя-петушок -

Чтобы солнышко встречали,

Вместе с солнышком вставали.

Конечно –это красавец петушок.

Скажите,чем покрыто тело у птиц?/перьями/

А что еще у птиц есть? Посмотрите, внимательно.

Ответы детей:

У них по две лапки.

Есть крылья.

Есть клюв.

Шпоры у петушка.

У некоторых /петушок /есть гребешок.

Подумайте, а что умеют делать домашние птицы?

Ответы детей :

Они умеют бегать.

Некоторые летают.

А кто знает, какие домашние птицы умеют плавать?

Ответы детей:

Утки, гуси.

Птиц, которые умеют хорошо плавать называют –водоплавающими .

Слайды 5-8 «Назови семью»

- По ходу дети рассматривают слайды, вспоминают и называют:

  • Курица - петух –цыпленок /а много у них будет … цыплят/
  • Утка – селезень - утенок /а много у них будет…. утят/
  • Индюшка – индюк -индюшонок /а много у них будет… индюшат/
  • Гусыня- гусь- гусенок /а много у них будет… гусят/

Слайд 9 Песня «Петушок» - Музыкальная разминка

Дети идут по кругу взявшись за руки, важно поднимая ноги.

Покачивание головой в разные стороны и взмахи руками (крылышками).

Важно поднимаем ноги (как петушок) и делаем движения руками (крыльями)

Руки вверх, покачивание из стороны в сторону.

Слайд 10

- Посмотрите, ребята, мы с вами очутились на птичьем дворе.

Игра «Угадай, кто как кричит.»

(педагог включает запись, а дети отгадывают)

«Ко-ко-ко, куд – кудах –тах -тах»,-кудахчет и квохчет...

«Ку-ка-ре-ку!» -кричит …

«Га-га-га, го-го-го»,- гогочет….

«Кря-кря-кря»,-крякает …

А вот индюк, ребята он – болбочет, послушайте (запись)

«Бл-бл-бл »- вот, что он кричит.

Слайд 11

- Посмотрите внимательно на экран.

Кого вы видите?

Это кто?/домашние птицы/

Давайте посмотрим на клюв петушка и на клюв утки.

Одинаковы ли они? Ответы детей

Ответы детей:

У петушка клюв острый, а у уточки лопаточкой;

У петушка большой хвост, а у утки – маленький;

У петушка есть гребешок и бородка, а у утки нет;

На лапках у петуха шпоры, а у утки на лапах есть пальцы, которые соединены перепонкой.

Посмотрите на лапки утки и вспомните, у кого еще из домашних птиц такие лапки?

Лапки уток и гусей похожи на ласты, что помогает этим домашним птицам хорошо плавать.

Петушок и курочки быстро бегают, а утки и гуси хорошо плавают.

А вот когда индюку угрожает опасность, он распускает веером свой хвост и надувается, важничает.

Слайд 12

- Нужно птичек беречь и помогать за ними ухаживать.

- Домашние птицы приносят человеку пользу.

Кто знает, какую?

Домашние птицы дают нам мясо, яйца, пух.

А вот из их пуха делают подушки, на которых вы сладко спите, одеяла и ваши некоторые куртки и пальто тоже состоят из их пуха.

Вот такие замечательные и полезные эти домашние птицы.

Слайд 13

Предложить детям взять игрушку птицы по выбору и (с помощью наводящих вопросов педагога рассказать про понравившуюся птицу.)

Молодцы!

И закончим мы наше занятие веселым танцем

« Танец утят ».


Исхакова Светлана Миннулловна, воспитатель
МАДОУ №106 "ЗАБАВА" г. Набережные Челны

Тема: Домашние птицы.

Программное содержание:

- развивать речь детей, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

Развивать умения детей излагать свои знания о домашних птицах, о внешнем виде домашних птиц; развивать словарный запас, слуховое внимание, кругозор, мышление, память; воспитывать бережное отношение к птицам .

Предварительная работа. Разучивание песни «Вышла курочка гулять», рассматривание иллюстраций в книгах домашних птиц, чтение сказки «Курочка – Ряба», рассматривание картины «Курица с цыплятами», миска с пшеном, травка.

Материалы и оборудование. Набор настольных игрушек – домашняя птица;, изображения семейства: гуси, утки, куры, бумажный заборчик на доску и картинка «птичий двор» для сюрпризного момента, мешочек; бумажные фигурки цыплят на магнитах, 2 мольберта, интерактивная доска, (если ее нет то можно использовать плакат с изображением деревни) .

Индивидуальная работа: Матвей, Амилия называние и звукоподрожание птицам.

Словарная работа: Селезень, Гусыня, птичий двор

Интеграция: социальнокоммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

1. Организационный момент.

Ребята куда это мы свами сегодня попали (в деревню) . (Слайд и звуки деревни.) Слышите звуки деревни? Давайте присядем на стульчики. (На магнитной доске Забор) Что это на картинке? (Это забор) , а за забором (птичий двор) . Давайте посмотрим кто живет за заборчиком. Здесь живут (домашние птицы) . А почему они так называются? (называются они так потому что живут рядом с человеком, и человек заботится о них, кормит) .

2. Основная часть.

Ребята, кто это? (петух) . Правильно. А какие у петуха перья, хвост, гребешок?Давайте прочтем петушку стихотворение (дети самостоятельно) :

Петушок, петушок, золотой гребешок, Масляна головушка, шелкова бородушка. Что ты рано встаешь, деткам спать не даешь?

Ребята, а как петух поет? (ку-ка-ре-ку!) Ой, а кто это услышал петуха? (ставится картинка Курица) Скажите какие перья у курицы? (пестрые) А хвост?

Загадка

Белый камешек разбился

Богатырь на свет явился

Богатырь на курьих ножках

В красных кожаных сапожках. (яйцо, цыпленок) .

Курица несет (яица) , а из этих яиц вылупляются...(цыплята) Правильно! (Раздаю детям бумажных цыплят) .

Желтые цыплятки, славные ребятки.

Спят у мамы под крылом,

Так уютно в доме том.

Ребята, какого цвета цыплята? (Желтые) . А цыплята как пищат? (Пи-пи-пи) Цыплята любят клевать зернышки.

Выполняем музыкально-ритмические движения под песенку «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной

Давайте соберем цыплят возле нашей курицы. (Прикрепляем Цыплят на доску) Один малыш потерялся. (утенок) . Это его мама? Нет. Конечно, это не цыпленок. Это утенок. А маму у утенка как зовут? (утка) , папу утенка зовут - Селезень

Пушистый матросик, лопаточкой носик. - На ножках коротеньких красные боты.

Расскажите про утку. Как утка крякает? (Кря-кря) Какой у утки нос? (большой, лопаточкой) . Какие у нее лапки? (короткие) . А какого цвета? (Красного) На лапках имеются перепонки. Утки любят плавать в пруду или в реке, любят щипать траву.

Также плавать любят гуси. Деток у гусей зовут? (Гусятами) маму-гусыня, а папу-гусь. А как гуси кричат? «Га-га-га»

3. Игра «Чудесный мешочек» По считалке выбираем участника достаем игрушки из мешочка изображаем звуки и называем. «Ко-ко-ко, квохчет... «Ку-ка-ре-ку!» - кричит... «Га-га-га, го-го-го», - гогочет... «Кря-кря-кря», - крякает...

Физкультминутка

4. Пальчиковая гимнастика.

Наши уточки с утра «Кря-кря-кря» (всепальчики округляем в щепоть)

Наши гуси у пруда «Га-га-га» (пальчики собранные вщепоть вытягиваем вперед)

Наши курочки в окно «Ко-ко-ко». (Делаем пальчиками куриный гребешок)

А как Петя-петушок рано по утру. (Большим и указательным делаем. Нам споет «Ку-ка-реку» клюв, а остальные выпрямляем)

5. Подведение итога: Про кого мы говорили сегодня? Поиграли, потанцевали. Нужно домашних птиц беречь и за ними ухаживать.

Домашние птицы приносят человеку пользу. Кто знает, какую?

Домашние птицы дают нам мясо, яйца, пух.

А вот из их пуха делают подушки, на которых вы сладко спите, одеяла и ваши некоторые куртки-пуховички тоже состоят из их пуха.

Вот такие замечательные и полезные эти домашние птицы.

И закончим мы наше занятие веселым танцем «Танец утят» .

ТЕМА « ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

Цель: уточнять и расширять представления детей о домашних птицах

Задачи:

  • продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом
  • развивать общую и мелкую моторику рук, артикуляционную моторику, дыхание, глазодвигательную функцию и пространственное восприятие
  • уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Домашние птицы»
  • совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами –онок-; образование притяжательных прилагательных)
  • закреплять навык деления слов на слоги
  • развивать логическое внимание, память, мышление
  • формировать навык сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
  • воспитывать заботливое и внимательное отношение к домашним птицам

оборудование:

сюжетная картинка «Птичий двор и птичница»»; предметные картинки домашних птиц, птенцов; перышки, 3 кораблика, веревка, маска кошки, карточки с изображением домашних птиц и их птенцов, простые карандаши.

раздаточный материал:

  • карточки с изображением домашних птиц и их птенцов
  • простые карандаши
  • перышки

предварительная работа

беседа, рассматривание картин по теме: «Домашние птицы». Чтение художественной литературы К. Ушинский «Петушок с семьёй», «Гуси», «Уточки», «Курица и утята», Б. Житков « Храбрый утенок», В Сутеев «Цыпленок и утенок», В Осеева «Добрая хозяюшка», Г. Х. Андерсон «Гадкий утенок». Загадки, стихи, потешки, разучивание считалочки. Ри

Ход занятия

I Организационный момент

Дети заходят в группу, приветствуют гостей, становятся полукругом.

Логопед : Собрались все дети в круг

Я -твой друг, и ты мой –друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

II. Введение в новую тему

Воспитатель . Ребята, сегодня у нас необычное занятие мы отправимся в гости, а вот куда вы узнаете, отгадав загадки:

Всех я вовремя бужу, Красные лапки, щиплет за пятки,

Хоть часов не завожу Беги без оглядки

(петух ) (гусь )

Съем червя, попью водички, Распускает хвост павлином,

Хлебных крошек поищу, Ходит важным господином

А потом снесу яичко, По земле ногами -стук

Ребятишек угощу Как зовут его…

(курица ) (индюк )

Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница.

Впереди корабль идет,

За собою всех ведёт.

(утка с утятами )

На доске вывешиваются картинка с «Птичий двор и птичница»

Воспитатель :

Ребята, вы догадались, куда мы с вами отправимся? (о.д.)

Правильно! Мы отправимся на птичий двор к домашним птицам.

Кто живет на птичьем дворе? (о.д.)

Почему их называют домашние птицы? (о.д.)

Как человек заботится о домашних птицах? (о.д.)

Чем кормят домашних птиц? (о.д.)

Какую пользу приносят домашние птицы? (о.д.)

Какие части тела есть у всех птиц? (о.д.)

Чем покрыто тело птиц? (о.д.)

Какие домашние птицы умеют плавать? (о.д.)

Как называется домик у птиц на птицефабрике? (о.д.)

Кто ухаживает за птицами на ферме? (птичница)

Ребята, птица была приручена человеком много лет назад, было это очень давно. Из большого разнообразия птиц одомашнить или приручить удалось только несколько видов это куры, утки, гуси, индюки, именно о них мы сегодня и поговорим.

Логопед:

Ребята, птицы как и люди живут семьями.

Давайте с вами назовем семью птиц (по картинкам)

Петух, курица, цыпленок – это куриная семья;

Селезень, утка, утенок – это утиная семья;

Гусь, гусыня, гусенок – это гусиная семья;

Индюк, индюшка, индюшонок – это индюшачья семья

ИГРА «Кто о ком заботится?»

Курица и петух заботятся о цыпленке (о цыплятах)

Селезень и утка заботятся о утенке (о утятах)

Гусыня и гусь заботятся о гусенке (гусятах)

Индюшка и индюк заботятся об индюшонке (индюшатах)

III.Артикуляционная гимнастика (проводится стоя)

Логопед :

Ребята, я хочу рассказать вам историю про домашних птиц, а вы слушайте внимательно и повторяйте за мной движения.

Произошла эта история на птичьем дворе. Птичий двор был обнесен забором (упр. «Заборчик»). Каждое утро домашние птицы выходили во двор гулять. Первым выходил петух, он просыпался очень рано и всех будил (упр. «Дудочка»). Затем выходили утки, они шли к пруду неторопливым шагом (упр. «Качели»). После выходили гуси, они тоже направлялись к водоему гордо вытянув шею вперед (упр. «Иголочка»). В пруду утки, и гуси плавали от берега к берегу (упр. «Часики»). Позже всех выходил индюк

Он считал себя самым важным, любил поспорить и иногда ругался (упр. «Индюк»).

Птенцы очень любили гулять во дворе, любимыми их играми были футбол (упр. «Футбол»), катание с горки (упр. «Катушка»), царь горы (упр. «Грибок»), иногда они ссорились и дрались (упр. «Накажем язычок»), но потом обязательно мирились (упр. «Улыбка»).

Логопед:

Однажды птенцы играли в прятки и так заигрались, что забыли про своих родителей, про то, что им не разрешали далеко уходить со двора. Когда вечером родители вышли во -двор, то там никого не было, они очень забеспокоились и начали искать своих птенцов.

ИГРА «Кто как кричит?»

Как петух, кричит? Значит, что он делает? (кукарекает).

Как индюк кричит? Значит, что он делает? (болбочет)

Как гусь кричит? Значит, что он делает? (гогочет)

Как кричит цыпленок? Значит, что он делает? (пищит)

IV. Развитие мелкой моторики рук . (сидя за столами)

Воспитатель:

Ребята, а давайте поможем найти птице своего птенца, у вас на столе лежат листочки, соедините курицу с цыпленком, утку с утенком, гусыню с гусенком, индюшку с индюшонком.

Пальчиковая гимнастика «Чехарда»

У кошки было пять котят

показать пять пальцев на правой руке

А у гусыни пять гусят

показать пять пальцев на левой руке

Дети резвые в саду

Сыграть решили в чехарду

кистями рук перепрыгивать одна через другую несколько раз (на столе)

У гусят-то- крылышки,

кисти рук скрестить

У котяток - лапки

показать царапки

На крылышках-то перышки,

пошевелить пальцами обеих рук

На лапочках - царапки

пошевелить царапками

Пёрышки-то мягкие,

Легкие пушинки.

огладить каждый палец, сначала на одной руке, потом на другой

Коготки-то острые

Больно ранят спинки

оскрести по столу

V. Образование притяжательных прилагательных

Логопед :

Ребята, когда птенцы во дворе играли, они что-то потеряли.

Посмотрите, что это? (о.д.)

Правильно, это птичье перо.

ИГРА «Кому принадлежит перо?»

Чье же оно?

Если это перо потерял петух, то перо? (петушиное)

Если это перо потеряла курица, ? (куриное)

Если это перо потерял гусь? (гусиное)

Если это перо потеряла утка? (утиное)

Если это перо потеряла индюшка? (индюшачье)

Дыхательная гимнастика «Подуй на перышко»

Логопед раздает всем детям по одному перу

Логопед :

Ребята, давайте подуем на перышко, что бы оно полетело как можно дальше.

Мы подуем на перышки правильно, вдохнем воздух через нос, не поднимая плеч и не надувая щек, а выдохнем через ротик, выдыхаемая воздушная струя плавная, спокойная.

(После упражнения перышки убираются)

VI. ИГРА «Цыплята и кошка»

Выкладывается из веревки круг. Один из детей – кошка, она находится в центре круга. Остальные – цыплята. Цыплята прыгают в круг и из круга, а кошка неожиданно подкрадывается к ним и старается поймать (запятнать) тех, кто не успел выпрыгнуть за его пределы. Пойманных кошка уводит на середину круга. Когда кошка поймает 2-3 цыплят, игра останавливается и выбирается другой водящий, а пойманные вновь вступают в игру.

Воспитатель :

Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Цыплята и кошка»

Кто напомнит мне правило игры?

Выберем ведущего, кто знает считалочку?

После игры дети садятся полукругом.

Логопед :

Ребята, наши домашние птицы собрались в плавание на корабле. Они не могут занять правильно свои места, поможем им?

Надо посадить на корабль с одной трубой тех птиц, в названии которых один слог; на корабль с двумя трубами - в названии которых два слога; на корабль с тремя трубами – в названии которых три слога.

На какой корабль мы посадим петуха? (о.д.)

Почему мы посадим петуха на корабль с двумя трубами? (о.д.) и т.д.

Гимнастика для глаз

Воспитатель :

Поплавали птицы и вернулись на свой птичий двор, а тут уже и вечер наступил, пора спать.

Солнышко с тучками в прятки играло

закрыть, открыть глаза

Солнышко тучки -летучки считало:

Серые тучки, черные тучки

глазки вправо, глазки влево

Легких -две штучки

глаза вверх

Тяжелых – три штучки

глаза вниз

Тучки попрощались, тучек не стало

закрыть глаза ладонями

ИГРА «Четвертый лишний»

Воспитатель :

Но вечером на птичьем дворе оказались не только домашние птицы, отгадайте кто лишний?

Курица, утка, гусыня, ворона

Грач , индюк, селезень, петух

Индюшонок, крольчоно к, цыпленок, утенок

Петух, синица , утка, индюк

VII. Итог .

Логопед:

О ком мы сегодня говорили?

Почему этих птиц называют домашними?

Как человек заботится о домашних птицах?

Что интересного мы сегодня делали, и что вам больше всего запомнилось, и понравилось?

Приложение

Литература

Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет; Москва, «ТЦ Сфера», 2004.

Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР; Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2004.

Н. В. Нищева Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. СПб: «Детство-Пресс»,2008.

Л. И. Пензулаева «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет». Москва «Владос» 2002.

Т. И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи. Домашние животные и птицы». Москва «Айрис -Дидактика» 2008.




Что еще почитать