Консультация «Планирование образовательного процесса в ДОУ. Перспективное и календарное планирование образовательной работы в ДОУ в летний период (Методические рекомендации) Планирование в оу

Елена Пасько
Основные принципы планирования в дошкольной организации на современном этапе

В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей. Поэтому проблема планирования является актуальной , но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями , работающими в режиме развития и открывающими на своей базе новые формы дошкольного образования : группы кратковременного пребывания, консультативные пункты и центры, службу ранней помощи и т. д.

Планирование – это процесс разработки последовательных действий, сущность которого состоит в построении системы воспитательно-образовательной работы. Следовательно, в планировании нуждаются все виды педагогической деятельности.

План является основным документом , на основе которого организуется вся деятельность педагогов детского сада. Системный подход к планированию обеспечивается строго продуманной структурой и содержанием планов всех задействованных специалистов. Однако допускается, что в процессе реализации планы могут уточняться и корректироваться в зависимости от объективных условий.

Совокупность различных видов планирования , применяемых одновременно в отдельном дошкольном учреждении , называется формой планирования . Соответственно структурное подразделение специалистов (музыкальных работников, педагогов-психологов, учителей-логопедов, воспитателей, инструкторов по физкультуре) может так же иметь свою форму.

Любая форма планирования может быть рассмотрена с точки зрения содержания, масштаба представления, степени детализации и т. п. Для планирования , осуществляемого в определенных временных параметрах, применяется следующая терминология планов :

Перспективный, составляется на длительный срок (год, квартал, месяц) ;

Календарный, составляется на короткий срок (неделю, день) ;

Циклограмма – схема регулярно проводимых мероприятий (в течение года, месяца) .

Если рассматривать планирование работы структурного подразделения в общей системе планов дошкольного учреждения , то можно выделить следующие виды планов :

Годовой план деятельности МДОУ .

Перспективный план работы МДОУ и педагогов.

Индивидуальное планирование специалистов , которое включает :

Календарный план работы специалиста ;

- планы индивидуальной , групповой работы специалиста с детьми.

Специалисты (музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог дополнительного образования, инструктор по физкультуре) составляют план в соответствии со штатным расписанием МДОУ.

Планирование образовательной деятельности с конкретной группой детей и родителей, которое составляет воспитатель.

Планирование воспитателей включает :

Календарный план работы воспитателя ;

- планы индивидуальной работы с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами.

Основные принципы планирования педагогов

Как бы ни был оформлен план образовательной работы воспитателя с детьми, он должен отвечать определенным требованиям :

- основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;

Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников;

Учитывать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с

возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;

- планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики , поэтому при планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

- планирование должно основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

Как мы понимаем «комплексно-тематическое планирование образовательного процесса»?

В первую очередь тематическое планирование - это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям (физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому).

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования нацеливают педагогов на мотивацию образовательной деятельности. Мотивационные основы совместной образовательной деятельности предполагают :

Умение педагога вызвать интерес к совместной деятельности;

Стремление к тому, чтобы дошкольники поняли и приняли детьми цели и задачи этой деятельности;

Опора воспитателя на познавательный интерес, эмоциональную сферу детей, личностные мотивы (стремление к общению, самореализации, получению удовлетворения от деятельности).

При этом педагог использует не набор отдельных игровых приемов, а организует усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий . Обучение через систему различных педагогических мероприятий рассчитано на работу с детьми по «событийному» принципу .

Такими событиями в детском саду являются Российские праздники (Новый год, День семьи, День Матери, День Победы и др., международные праздники (День доброты, День Земли и др.) .

Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность является приоритетной при реализации комплексно-тематического планирования . Критерием того, что данный принцип работает в детском саду, является живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

При реализации комплексно-тематического планирования выбираемая тема рассчитывается воспитателем на 2-4 недели. Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему в течение этого времени.

Родители также активно включаются в образовательную деятельность группы. Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях.

Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, презентация чего-либо, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т. д.).

В Российском образовании систематически происходят изменения, и эти перемены побуждают педагогов искать новые подходы к реализации задач дошкольного образования. Это касается не только программных документов, но и, главным образом, деятельности педагогов с детьми.

Первый шаг к этой деятельности, безусловно - планирование. От того, насколько качественно сделано планирование, в большой мере зависит эффективность педагогического процесса.

Планы должны учитывать ряд современных моментов, таких как актуальную ситуацию развития детей, особенности группы детей, реализуемые технологии, региональный компонент, вариативную часть образовательной программы, реализацию требований ФГОС ДО: учет интересов ребенка, поддержку его инициативы и становление ребенка как субъекта своего образования.

То есть нет и не может существовать готового плана именно под вашу группу и под ваших деток, пока вы не сделаете его сами. Готовые планы лишь частично могут быть использованы для разработки собственных планов педагогов.

Согласно приказу Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» установлена следующая педагогическая документация детских дошкольных учреждений: для воспитателей и музыкальных руководителей - план воспитательно-образовательной работы с детьми на день или неделю по их усмотрению.

Кроме того, для воспитателей - ежедневное ведение табеля посещаемости детей.

Для старшего воспитателя - план работы с воспитателями на месяц или неделю.

При этом планирование своей работы воспитатели, музыкальные руководители, старшие воспитатели ведут в произвольной форме. Записи наблюдений за педагогическим процессом старшими воспитателями и заведующими ведутся также в удобной для них форме, и данная документация не является обязательной для представления вышестоящим органам. Медицинская и финансовая документации детского дошкольного учреждения ведутся медицинскими работниками и администрацией согласно нормативным документам соответствующих ведомств.

Для того чтобы упорядочить эти произвольные формы планирования, целесообразно ввести единые подходы к планированию в дошкольном учреждении. Это можно сделать в виде локального акта, принятого и утвержденного в ДОУ.

Планы воспитательно-образовательной работы с детьми в возрастных группах ДОУ являются обязательными нормативными документами, регулирующим деятельность воспитателей и специалистов ДОУ, по реализации содержания психолого-педагогической работы по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие), разрабатываются и реализуются каждым педагогом ДОУ. Какие же это виды и формы планирования?

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это планирование в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям. Комплексно-тематическое планирование составляется методистом и педагогами каждой возрастной группы совместно и разрабатывается на учебный год (с сентября по май включительно).

Данный вид планирования должен отражать:

Наименование темы и период ее реализации;
решаемые педагогические задачи;
деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах;
варианты итоговых мероприятий.

Комплексно-тематическое планирование является составной частью основной общеобразовательной программы ДОУ и должно быть разработано методистом и педагогами до начала учебного года. Комплексно-тематическое планирование оформляется в печатном виде должно иметь титульный лист.

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением задач и содержания на каждый месяц. Основой его является основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения. Перспективный план составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).

Перспективный план разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим.

Перспективное планирование непосредственной образовательной деятельности (НОД) составляется для каждой возрастной группы с учетом комплексно-тематического планирования.

Перспективный план включает (в зависимости от программы ДОУ):

Сроки реализации;
образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие; физическое развитие);
цели и задачи (на месяц);
виды детской деятельности,
используемую литературу и методические пособия,
работа с родителями на учебный год (родительские собрания и консультации);
на начало каждого месяца определяется: комплексы утренней гимнастики, комплекс гимнастики после сна, работа с родителями и детьми на месяц (индивидуальные и групповые консультации, групповые и общесадовые родительские собрания, информационные стенды, папки-передвижки, памятки, конкурсы, выставки, семинары, музыкальные и спортивные мероприятия, дни открытых дверей, и т.д.).

Циклограмма составляется на основании плана организации образовательной деятельности для каждой возрастной группы, в каждом детском саду. Она разделена на дни недели. Каждый день это: утро, первая половина дня, включающая непосредственно организованную образовательную деятельность, прогулка, вторая половина дня, вторая прогулка, вечер. В циклограмме обозначены только формы организации детей, которые соответствуют каждому виду деятельности.

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. В ДОУ устанавливается единая структура календарно-тематического планирования.

Календарно-тематический план составляется на каждый день в соответствии с режимом дня группы, сеткой непосредственно образовательной деятельности, учитывающей требования к максимальной нагрузке на детей в образовательной деятельности, циклограммой, комплексно–тематическим планированием, перспективным планированием, программным содержанием по возрастным группам.

Данный план составляется на две недели и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.

Календарно-тематическое планирование следует начинать с перспективного (сетки НОД), учитывающего:

Требования к максимальной нагрузке на детей;
требования тематического планирования.

При планировании каждой формы работы с детьми воспитатель указывает вид игры, название, задачи, ссылку на учебно-методическое обеспечение. При наличии картотеки указывается лишь ее вид и номер игры в картотеке.

Календарно-тематический план включает:

Планирование утреннего отрезка времени;
планирование НОД;
планирование утренней и вечерней прогулок;
планирование второй половины дня,
планирование работы с семьёй,
создание развивающей предметно-пространственной среды.

Данный вид плана воспитательно-образовательной работы должен предусматривать разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей основанной на детской инициативе и активности и обеспечивать организацию детской жизни в трех формах:

Непосредственно образовательная деятельность;
- нерегламентированные виды деятельности;
- свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.

Календарно-тематический план воспитательно – образовательной работы должен строиться с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, продуктивная, музыкальная, театрализованная деятельности, коммуникативная и др.), обеспечивать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка, и должен предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей, учитывать их возрастные особенности. Данный вид планирования должен определять цели и способы их достижения, выполнять мотивирующую и активизирующую функции. План является также средством контроля достижения целей и определения необходимой для этого деятельности.

Очень важно учитывать комплексно-тематический принцип при планировании - единая тема объединяет все виды деятельности.

Компонентами календарно-тематическго планирования являются:

Целевой компонент: цель и задачи. Они направлены на развитие, воспитание, обучение (цели и задачи должны быть диагностируемыми).
Содержательный - определяется программой.
Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
Результативный (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать) – может присутствовать в форме календарного планирования как средство оценки достижения результатов.
Материально-технический: оснащение и дидактическое обеспечение.

При планировании приветствуется использование картотек прогулок, утренней гимнастики, наблюдений, пальчиковой гимнастики, артикуляционной, бодрящей гимнастик и т.п., составленных педагогами групп, специалистами ДОУ.

В перспективном и календарно-тематическом планировании должны учитываться особенности развития детей данной группы и конкретные условия ДОУ.

В планах обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием группы, Ф. И. О. обоих воспитателей группы, квалификационная категория, даты начала и окончания плана. Контроль за календарно-тематическим планированием осуществляется методистом ДОУ ежемесячно с соответствующей пометкой: Дата проверки. Надпись: «План проверен, рекомендовано: 1…., 2….., 3….. и т.д.», а так же в соответствии с запланированными в годовом плане контрольными мероприятиями. Срок хранения календарно-тематического и перспективного плана 5 лет.

Для того чтобы обеспечить преемственность видов деятельности, сбалансировать чередование специально организованных НОД и нерегламентированной деятельности, свободного времени и отдыха детей, оптимальное сочетание индивидуальной и фронтальной работы, грамотно спланировать подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, прогулки, экскурсии, наблюдения, работу в уголках развития, можно воспользоваться технологией модульного планирования. Она поможет рационально распределить разнообразные формы работы по дням недели и материал для закрепления знаний, умений, навыков дошкольников. При составлении плана на основе модуля создается единая схема распределения форм работы с дошкольниками на неделю, педагогу остается лишь записать название игр, темы бесед, указать объекты наблюдения, конкретизировать задачи работы на данный период.

Создание модуля плана начинается с распределения видов деятельности, организуемых воспитателем с детьми, поиска их места в режиме дня.

Пример схемы модульного планирования.

Вид деятельности детей Форма работы Число повторений за неделю

План воспитательно-образовательной работы оформляется в соответствии с утвержденной формой написания плана воспитательно-образовательной работы согласно требованиям ФГОС ДО. План воспитательно – образовательной работы содержит следующие разделы (на усмотрение администрации и педагогического коллектива ДОУ)

Годовые задачи ДОУ;
режим дня группы;
расписание непосредственно образовательной деятельности;
циклограмма;
ежедневные традиции группы;
еженедельные традиции группы;
список детей группы (с указанием даты рождения и возрастом ребенка на 01.09 текущего года, с указанием индивидуальных особенностей, групп здоровья…);
список детей по подгруппам;
условные обозначения (в нем фиксируются все сокращения, используемые воспитателями группы);
сведения о родителях воспитанников группы;
перспективный план работы с родителями на год;
протоколы родительских собраний;
комплексно-тематическое планирование на учебный год;
перспективное планирование на месяц;
календарно-тематический планирование на каждый день;
рекомендации методиста.

Приложениями к плану воспитательно – образовательной работы могут быть:

Комплексы утренней гимнастики и корригирующей гимнастики после дневного сна.
работа по созданию развивающей среды.
оценка промежуточных и конечных итогов работы (усвоение детьми программы) в соответствии с возрастом детей.

Педагоги могут самостоятельно выбрать форму плана. Тем не менее, целесообразно, чтобы в ДОУ была принята единая форма написания плана. Решение о выборе формы написания календарного плана воспитателей принимается на педагогическом совете дошкольного учреждения. Формы планирования воспитательно-образовательной деятельности:

Текстовая,
сетевая,
графическая,
компилятивная.

Текстовая форма предполагает написание плана в виде текста. Данная форма широко используется при планировании работы на год и более длительные формы. Чаще всего текстовую форму планирования используют при описании результатов анализа деятельности ДОУ за предыдущий год, установке причинно-следственных связей, описании структуры программного документа и т.д.

Сетевая форма планирования предполагает использование сеток, таблиц, циклограмм. Эта форма применяется для отдельных разделов программы развития или годового плана ДОУ. В основу сетевой формы чаще всего заложена циклограмма, отражающая регулярно повторяющиеся мероприятия, в частности на очередной учебный год.

Для перспективного и комплексно-тематического планирования работы воспитателя удобнее использовать таблицы.

Планирование расписания НОД (модель регламентированной организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми) удобнее планировать схематично. В отличие от таблицы, где содержание представлено в определённой последовательности, схема показывает взаимосвязи и взаимодополняемость её элементов.

Календарно-тематическое планирование на неделю удобнее планировать при помощи циклограммы. Все составляющие календарного плана в течение дня практически повторяются ежедневно в течение недели (игры, беседы, индивидуальная работа, труд в природе и хозяйственный труд и т.д.). Поэтому циклограмма позволит воспитателю значительно сэкономить время на планировании образовательной деятельности, уделив его работе с детьми.

Графическая форма планирования отражает содержание деятельности ДОУ в виде двух координатных графиков, диаграмм, гистограмм. Чаще всего данная форма планирования используется для демонстрации количественных показателей. Ее применение позволяет наглядно представить весь объем работы на год, месяц, неделю или день.

Компилятивная форма плана может объединять в себе несколько разных форм, сочетающихся друг с другом.

В работе воспитателя, как и в любой другой деятельности, необходим порядок и планомерность. Только при этих условиях, возможно, получить удовлетворение. Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако оформленный своевременно и корректно план может стать нашим первым помощником.

1.3 Особенности планирования образовательного процесса в ДОУ

В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей. Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, открывающими на своей базе новые формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания, консультативные пункты, центры игровой поддержки ребенка, службу ранней помощи, лекотеку.

Планирование – это процесс разработки последовательных действий, сущность которого состоит в построении системы воспитательно-образовательной работы. Следовательно, в планировании нуждаются все виды педагогической деятельности .

План является основным документом, на основе которого организуется вся деятельность специалистов структурного подразделения. Системный подход к планированию обеспечивается строго продуманной структурой и содержанием планов всех задействованных специалистов. Однако допускается, что в процессе реализации планы могут уточняться и корректироваться в зависимости от объективных условий.

Совокупность различных видов планирования, применяемых одновременно в отдельном дошкольном учреждении, называется формой планирования. Соответственно структурное подразделение может так же иметь свою форму. Любая форма планирования может быть рассмотрена с точки зрения содержания, масштаба представления, степени детализации и т.п. С точки зрения временных параметров применяется следующая терминология планов:

Перспективный, составляется на длительный срок (год, квартал, месяц);

Календарный, составляется на короткий срок (неделю, день);

Циклограмма – схема регулярно проводимых мероприятий (в течение года, месяца).

Если рассматривать планирование работы структурного подразделения в общей системе планов дошкольного учреждения, то можно выделить следующие виды планов.

    Планирование работы структурного подразделения в целом, которое составляется руководителем структурного подразделения и утверждается на педагогическом совете дошкольного учреждения:

    • годовой план работы подразделения

      перспективный план работы подразделения

    Индивидуальное планирование специалистов, составляют педагоги и специалисты в соответствии со штатным расписанием (музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования, специалист):

    • годовой план работы специалиста

      календарный план работы специалиста

    Планирование работы с конкретной группой детей и родителей, составляет воспитатель (для групп кратковременного пребывания и центров игровой поддержки ребенка):

    • календарный план работы воспитателя

      планы индивидуальной, групповой работы (входит в перечень документов на ребенка)

При грамотном планировании у руководителя структурного подразделения появляется возможность рационально распределить во времени работу специалистов и прогнозировать результаты. Это создает предпосылки для успешной организации деятельности новой формы.

Этому так же может способствовать составление Программы – внутреннего документа структурного подразделения. С учетом специфики условий и реальной обстановки конкретного дошкольного учреждения.

Программа – это документ, выполняющий различные функции: основание для оплаты, характеристика профессионального уровня педагога, специфика содержания воспитательно-образовательного процесса и психолого-педагогической помощи семье и ребенку.

Программа работы структурного подразделения строится на основе программы развития и образовательной программы ДОУ. Она может иметь, на наш взгляд, аналогичную адаптированную структуру.

1. Пояснительная записка или введение (для постепенного вхождения в содержание программы), в которой отражаются:

1.1. Актуальность (в том числе, востребованность родителями новой формы работы в микрорайоне и возможности конкретного дошкольного учреждения: наличие помещений, материально-техническая база, квалификация и занятость педагогов, приоритетные направления деятельности);

1.2. Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность структурного подразделения.

2. Программно-методическое сопровождение работы (на основе образовательной программы ДОУ);

2.1. Цель и задачи (т.е., на что направлена деятельность, конкретный, охарактеризованный качественно образ желаемого результата, определяющий стратегию и тактику образовательного процесса, с учетом интересов родителей и социума);

2.2. Принципы построения воспитательно-образовательной работы;

2.3. Методы, приемы, средства работы с детьми и родителями;

2.4. Контингент.

3. Содержание работы включающей материалы по направлениям деятельности педагогов и специалистов (каков объем информации; каким образом распределяется в течение года; какие сведения включаются в разделы; в какой форме и какими методами ведется работа в зависимости от темы или вида деятельности и т.п.). Материал может быть представлен в виде развернутого текста, сгруппированный по возрастам и разделам с добавлением дополнительных планов-схем, методических рекомендаций.

· Адаптированная модель воспитательно-образовательного процесса в период пребывания детей и родителей (распределение во времени различных видов деятельности);

· Тематический или перспективный план работы воспитателя (для ЦИПР и ГКП);

· Тематический или перспективный план работы специалистов.

4. Диагностика с учетом направлений деятельности структурных подразделений:

Используемые диагностики (название, кем разработаны, критерии оценки);

Результаты за предыдущий учебный год;

Результаты проведенных обследований.

4.1. Диагностика по оговоренным проблемам.

4.1.Диагностика готовности к посещению дошкольного или общеобразовательного учреждения.

4.2. Овладение родителями техниками игрового взаимодействия, и пр.

5. Условия реализации Программы.

5.1.Распределение обязанностей между сотрудниками структурного подразделения.

5.2. Работа с родителями:

· Формы и методы;

· Тематика консультаций, вопросы при обращении.

5.3. Компоненты предметно-развивающей среды:

· Кабинеты специалистов (какие);

· Зоны (для совместной работы, развивающих игр и пр.);

· Перечень игрушек и пособий.

5.4. Взаимодействие с социумом и другими учреждениями (в том числе, учреждениями науки и медицинскими учреждениями).

1. Приложения (по усмотрению).

Программа, как и планы специалистов могут быть представлены в текстовой и графической формах. Это наиболее оптимальное сочетание, что отмечалось многими современными авторами, рассматривающими вопросы планирования. Без текстовой формы, по мнению Л.М. Волобуевой , невозможно оценить полноту и целостность содержания. Без графической – оптимально скоординировать мероприятия в пространстве и времени, чтобы избежать перегруженных недель «столкновения» мероприятий. При графическом планировании можно проанализировать систематичность деятельности, последовательность, преемственность, плотность мероприятий, нагрузку педагогов в определенный период времени.

На наш взгляд именно с Программой необходимо согласовывать текущую деятельность и планы специалистов, которые конкретизируют, а в отдельных случаях корректируют или дополняют ее мероприятиями.

Рассмотрим более внимательно две основные формы планирования: годовой и календарный план. И одну и другую форму используют заведующая, методист и воспитатель. Годовой план заведующей и методиста предполагает организацию работы всего коллектива в течение года. В нем выделяются по меньшей мере 3-4 ведущие задачи (количество определяют сами работники). Например: добиться выполнения программы по разделу «Связная речь» на занятиях и в повседневной жизни; внедрять эффективные методы и приемы формирования у дошкольников элементарных математических представлений; формировать основу экологической культуры путем внедрения целостной технологии эколого-личностного подхода к ребенку; систематизировать работу по приобщению семьи к экологическому воспитанию детей.

Затем раскрываются формы, в которых будет выполняться годовой план. Это могут быть семинары-практикумы, смотры-конкурсы, консультации, просмотры, педагогические советы, собрания и т. п. Отдельный раздел плана - организационно-педагогическая работа (темы заседаний педагогических советов, тематические проверки, содержание работы родительского комитета, сотрудничество со школой и др.).

Оформление годового плана работы дошкольного учреждения может быть самым разнообразным. Он может быть составлен в любой удобной для конкретного педагогического коллектива форме: схематично-блочной, календарной (разбитой по месяцам), цикличной по формам работы и т. д. Ориентируясь на основное содержание деятельности и ее направленность на конечные результаты, рассмотрим годовой план работы ДОУ , в котором ежегодно присутствуют одни и те же разделы. Меняются только цели и содержание разделов, которые определяются полученными результатами .

Годовой план работы включает следующие разделы:

    Анализ конечных результатов прошедшего учебного года.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - это заранее оп­ределенный порядок, последовательность осуществления воспи­тательно-образовательной работы с указанием необходимых ус­ловий, средств, форм и методов.

Основой для планирования педагогического процесса явля­ется та Прог Рамма, по которой работает дошкольное учреждение. В практику работы - современных детских садов входит тенденция демократизации всех сторон деятельности, основанных на твор­ческом подходе к разным процессам, в том числе и к планирова­нию. Отсюда каждый детский сад может сам выбирать виды и формы планирования и вкладывать в них определенное содержание. Пла­нирование направлено на организацию педагогического процесса как в целом по детскому саду, так и отдельно по каждой возраст­ной группе. Основной Целью планирования является определение / Конкретных задач воспитательно-образовательной работы на кон­кретный отрезок времени, а также видов деятельности, способов их организации и средств решения поставленных задач, обеспечи­вающих выполнение программы.

Принципы планирования : научность, перспективность, конк­ретность, регулярность, последовательность, повторность. Ис­ходя из принципов планирование всей работы детского сада долж­но отвечать определенным Требованиям :

1. Планирование должно исходить из общей цели воспитания и обучения детей, а также соответствующих задан. Исходя из этого планируются содержание жизни детей, формы организации их деятельности, методы работы.

2. Планирование должно быть направлено на организацию педагогического процесса в целом: конкретизацию задач, стоящих перед дошкольным учреждением, отбор содержания и способов пе­дагогического воздействия в соответствии с задачами воспитания и возрастом детей.

3. Планирование воспитательной работы должно предусматри­вать сохранение основных принципов воспитания и обучения.

4. План должен быть реальным и осуществимым, являться руководством к деятельности. ]

В планах воспитательно-образовательной работы получает конкретизацию содержание программы. При планировании Занятий Учитываются основные этапы усвоения (первичное восприятие, расширение и обобщение знаний и умений, использование их в жизни), предусматривается повторение материала и постепенный характер его усложнения. Обучение продолжается и вне занятий, в процессе повседневной жизни, играх, труде. Планируется про­ведение наблюдений (программные задачи и основные приемы), дидактических игр, упражнений с дидактическими материалами. Формирование нравственных качеств личности осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми.

Поэтому как самостоятельный Раздел нравственное воспитание не планируется. В плане находит отражение работа по формированию поведения и культурно-гигиенических навыков у детей (объем на­выков, последовательность их формирования, приемы воспитания). Что касается Игры, то планируется не игровая деятельность де­тей, а педагогическая деятельность воспитателя по руководству играми (задачи и приемы руководства).

Планирование Трудовой деятельности опирается на 2 группы задач: воспитание у детей трудовых умений и навыков и формирование при зтем нравственных качеств. Наиболее эффективным является планирование по формам организации труда (указывается объем и содержание труда детой, оборудование, а также методы и приемы обучения трудовым навыкам, индивидуальная работа).

Кроме того планированию подлежат кон­кретное содержание и формы организации Работы с родителями .

В практике работы дошкольных учреждений сложились следую­щие Виды планирования : годовое, перспективное, календарное или текущее, календарно-перспективное.

Годовой план - это совмест­ная творческая работа всего коллектива. В нем определяются за­дачи работы дошкольного учреждения на год и мероприятия по их выполнению, которые охватывают все стороны деятельности дет­ского сада. В план входят такие разделы работы детского сада: а) повышение профессионального уровня и деловой квалификации сотрудников, изучение работы воспитателей, осуществление конт­роля; б) методическая работа; в) педагогическая пропаганда среди родителей и общественности; г) административно-хозяйст­венная работа; д) связь между детским садом и школой. Годовой план может быть представлен в разных формах (план-график, план-схема, планшетное планирование).

Перспективный план составляется на месяц и включает следующие разделы:

I. Деятельность детей вне занятий (физкуль­турно-оздоровительная работа; воспитание культурно-гигиеничес­ких навыков; воспитание навыков и привычек культуры поведения, положительных взаимоотношений; ознакомление с окружающим и развитие речи; ознакомление с природой; игра; труд; художест­венная самостоятельная деятельность; праздники и развлечения).

П. Обучение на занятиях.

Ш. Индивидуальная работа с детьми.

1У. Работа с родителями.

У. Учет работы.

У1. Дополнения.

К плану прилагаются список детей гр; ты, перечень литературы, сетка занятий и схема-памятка по организации деятельности детей и воспитателя на протяжении дня.

Календарный план составляется на 1-2 недели. Формой его написания может быть план-конспект, в котором подробно освещается вся деятельность на протяжении дня: утром (индивидуальная работа с детьми, работа по формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, проведение дидактической игры и др.), на занятиях (вид, тема, программное содержание, методические приемы, наглядный материал и др.), на прогулке (наблюдения, труд, подвижные игры, игровая деятельность, индивидуальная работа), во 2-ой половине дня и вечером (разнообразная игровая деятельность, труд, развлечения). Кроме плана-конспекта календарный план может быть выполнен в форме таблицы-схемы.

Календарно-перспективный план Обычно составляется в виде таблицы-схемы. На неделю планируются занятия, виды деятельности на прогулке и индивидуальная работа с детьми. На месяц планируется работа с родителями, комплексы утренней гимнастики, развлечения.

Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Для создания системы в планировании в дошкольном образовательном учреждении используется несколько различных видов планирования:

1. Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3 года.

2. Годовой план ДОУ.

3. Тематические планы (по основным видам деятельности).

4. Индивидуальные планы специалистов и администрации.

5. Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.

Рассмотрим подробнее два вида планирования необходимые воспитателю – перспективное и календарно-тематическое.

ПРИНЦИПЫ

ПЕРСПЕКТИВНОГО И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

1. Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей (количество и длительность занятий соответствует требованиям СанПиНа).

2. Соответствие планируемого педагогического процесса физиологическому росту и развитию детей (учитываются биоритмы, сложные занятия планируются во вторник, среду).

3. Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.


4. Учет местных и региональных особенностей климата.

5. Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий , занятий по экологии.

6. Учет индивидуальных особенностей.

7. Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности. (ООД, игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками).

8. Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требования к их сочетаемости (планирование ООД с максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование статичных занятий с занятиями с высокой двигательной активностью).

9. Учет уровня развития детей (проведение ООД, индивидуальной работы, игр по подгруппам).

10. Взаимосвязь процессов обучения и развития (обучающие задачи планируются не только для ООД, но и для других видов деятельности).

11. Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи – познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.)

12. Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке (психогимнастика, релаксация ежедневно, а также цветотерапия, музыка и др.).

13. Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов. Необходимо взаимодействие со специалистами, планирование работы над одной темой, проведение индивидуальной работы по подготовке к занятиям, проведение интегрированных занятий.

14. Планируемая деятельность должна быть мотивирована. Мотив – это интерес, желание. Мотивация практическая – научиться сделать. Мотивация игровая (использование на занятии игровых приемов). Мотивация познавательная (интерес к новой информации).

15. Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка. Для того чтобы реализовать данный принцип необходимо не только планировать разнообразную деятельность, но и создать в группе полноценную предметно-развивающую среду: уголки – экологический, спортивный, театрально-музыкальный, патриотический (в ст. гр), художественно-речевой, ручного труда, ряжения (в гр. ран. возр. и мл.) – в ст. гр., сенсорный; центры «Науки», «Занимательной математики», зону сюжетно-ролевых игр.

16. Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих задачах ДОУ.

Предполагается обязательное привлечение родителей в общий образовательный процесс. (консультации, беседы, просветительская работа – «Чему научить дома?, «Что должен знать и уметь ребенок к концу года?». Выполнение домашней работы в тетрадях, если это необходимо, дается только на выходные дни.

УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

1. Знание программных задач.

2. Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.

3. Использование принципа повторности с усложнением задач (3 – 4 раза) с небольшим интервалом. Очень удобно использовать таблицы задач по всем разделам программы. Если задача используется на занятиях более 4 раз - выносить ее в нерегламентированную деятельность.


4. Совместное составление плана обоими воспитателями. А также постоянный обмен мнениями по результатам наблюдений за детьми: как они усваивают пройденный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культуры поведения, проявления каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть плана намечают оба воспитателя, а детали – каждый в отдельности.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).

В перспективном плане планируются:

1. Цели и задачи (на квартал);

2. Виды детской деятельности:

· игровая деятельность;

· социальное развитие ;

· физкультурно-оздоровительная работа (закаливание, спорт. упражнения,

· подвижные игры);

· познавательно-практическая деятельность (наблюдения, ознакомление, опыты, эксперименты);

· художественная деятельность (речевая, театральная, музыкальная, игровая, изобразительная);

· элементы трудовой деятельности.

3. Работа с семьей.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Календарно-тематическое планирование – структурирует содержание образовательного процесса. Для того чтобы разработать подробный календарно-тематический план необходимо:

1. Установить объем плана в условно-учебных часах.

2. Определить тематику, содержание, количество занятий для прохождения каждой темы.

3. Выбрать оптимальные формы проведения занятий и методы обучения для достижения поставленных целей и задач.

Перенасыщать нерегламентированную деятельность нельзя, так как план получится очень жестким. Остальные виды деятельности можно добавить при необходимости по ходу календарного планирования в течении года.

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Цель : организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса.

Педагогический процесс - это совокупность различных мероприятий, явлений, направленных на обучение, развитие и воспитание детей от цели до результата. Педагогический процесс – совместная деятельность воспитателя и ребенка.

Календарный план предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день. Календарный план является обязательным документом.

Компонентами календарного планирования являются:

1. Цель. Она направлена на развитие, воспитание, обучение.

2. Содержание (виды действий и задачи) определяется программой.

3. Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).

Календарно-тематический план должен быть составлен на один день, но практика показывает, что воспитатели, работая в паре поочередно составляют план на 1 – 2 недели.

Рассмотрим, какие мероприятия и в какой промежуток времени возможно планировать:

Совместная деятельность.

Утро.

Цель: создать бодрое, жизнерадостное, работоспособное настроение.

В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию детей (игры, общение, труд, индивидуальную работу и пр.), но они должны отвечать следующим требованиям:

1. Деятельность не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут), ребенок должен увидеть результат своей работы. Например, сюжетно-ролевые и строительные игры длительны и не планируются в средних и старших группах.

2. Не желательно планировать на утро деятельность предполагающую большую

Подготовку.

3. Нельзя планировать утром деятельность, в которой предполагается использование колющих и режущих предметов труда.

4. Утром планируем только знакомые для детей виды деятельности.

5. Планируется утренняя гимнастика. Разученный на физкультурном занятии

Комплекс меняется через две недели.

Прогулка.

Цель: обеспечить высокую активную, содержательную, разнообразную, интересную деятельность и снять утомление.

Прогулка начинается с наблюдения, если ей предшествовало динамичное занятие (музыкальное, физкультурное, хореографическое и пр.) и начинается с подвижной или спортивной игры если перед прогулкой было статичное занятие. Рассмотрим подробнее, что нужно планировать на прогулке:

1. Наблюдение (за погодой, природой, транспортом, трудом взрослых, сезонными изменениями в одежде и пр.). За явлениями природы наблюдения проводятся чаще.

2. Подвижная игра (сюжетная «Гуси-гуси…», бессюжетная «День – ночь», соревновательная – «Кто быстрее»), в которой принимают участие все дети группы. Она планируется с учетом погоды, особенностей сезона.

3. Спортивная игра, упражнение или элементы спортивной игры планируется в старших группах (бадминтон , баскетбол , футбол, хоккей, городки).

4. Игры дидактические, хороводные, забавы, творческие.

5. Индивидуальная работа по развитию движений, по подготовке к занятиям (математике, развитию речи), с детьми которые не усвоили материал (3 – 7 минут), с одаренными детьми, по подготовке к праздникам.

6. Труд по подгруппам (по желанию детей – чем хотят заняться). У малышей необходимо формировать потребность в труде.

7. Планируются беседы по культуре общения , по воспитанию нравственных качеств.

Соблюдать последовательность действий на прогулке не обязательно, все зависит от настроения и желания детей.

Вечер.

Цель. Создать радостное настроение, чтобы на следующий день ребенок с удовольствием шел в детский сад.

В данный отрезок времени планируются:

1. Все виды игр - настольно-печатные, сюжетно-ролевые, строительные, подвижные, дидактические, развивающие, театральные. Учитываются желания и потребности детей.

2. Развлечения, праздники, сюрпризы проводимые воспитателем планируются 1 раз в неделю (в четверг или пятницу). Примерные названия праздников: праздник «Мыльных пузырей», «Воздушных шаров», «Бумажных снежинок», «Нитяных (бумажных) кукол», «Пушистиков», «Летящих голубей», «Скачущих лягушек», «Веселых слов» и пр. Также планируются различные виды театра, мини-концерты на которых дети исполняют любимые стихи, песни и танцы; вносятся и обыгрываются новые игрушки.

3. Труд (ручной труд, хоз.-быт. (уборка, стирка), коллективный , по подгруппам. Планировать знакомый вид дежурства нет необходимости, в плане отражается лишь нововведение.

4. Индивидуальная работа по всем видам деятельности. По изобразительной деятельности, конструированию до занятия, занятие – это результат работы воспитателя. До занятия желательно планировать индивидуальную работу с робкими, «слабыми» в данном виде деятельности детьми, для того, чтобы на занятии эти дети чувствовали себя увереннее.

5. Чтение художественной литературы .

6. Работа с родителями.

7. Работа по ЗКР.

Для того чтобы систематизировать в плане деятельность вне занятий необходима циклограмма.

Непосредственно образовательная деятельность.

Запись НОД в календарном плане необходимо делать следующим образом:

1. Тема.

2. Задачи (программное содержание) - обучающая, развивающая и воспитательная. Что сформировать, какие психические процессы развить (мышление, память, глазомер, любознательность и пр.) и какие нравственные качества привить. Тройственность задач обязательна.

3. Оборудование.

4. Активизация словаря.

5. Методы и приемы.

6. Источник.

В методической литературе подробно указываются обучающие и развивающие задачи и зачастую отсутствуют воспитательные задачи. Что мы можем воспитывать? Доброжелательность, умение заботиться о детях, выражать сочувствие, не перебивать говорящего, привычку спокойно себя вести в помещении (не шуметь, не бегать), в. отрицательное отношение к грубости, жадности и пр.

В конце каждого квартала планируются итоговые занятия в виде викторин, КВНов, развлечений.

ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Формы планирования зависят от программы и от профессионального уровня воспитателя. Существуют следующие формы планирования:

1. Текстовая – самая подробная форма плана. Она необходима начинающим воспитателям. В ней подробно расписываются все виды деятельности, задачи, методы, и формы.

2. Схема-сетка: 1 страница – список детей, 2 страница – сетка занятий, 3 страница – основные задачи обучения, развития и воспитания (не более 10). Эти задачи ставятся в процессе всей недели, во всех видах деятельности. Например: записываем игру «Чудесный мешочек», а рядом в скобках № задачи.

Список детей по подгруппам от 2 до 6 детей располагается в конце тетради и заполняется карандашом, так как состав подгрупп в течение года может меняться. Чем младше дети, тем больше подгрупп. Комплектуются подгруппы по симпатиям детей.

Запланированные мероприятия должны быть взаимосвязаны одной тематикой в течении всей недели. Усложнение каждого мероприятия должно быть продолжением вчерашних событий. Схема-сетка используется опытными воспитателями.

3. Блочное планирование – вариант для творческих, ответственных воспитателей. В течении недели обыгрывается один предмет, явление или тема. Такая форма плана выполнима в группах раннего возраста и младших группах. Например: Тема «Рыбка» Развитие речи Чтение стихотворения «Где спит рыбка», Рисование – «Нарисуем рыбке хвостик», Предметный мир – «Разноцветные рыбки» и т. д.

Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана – это обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ПЛАНИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Согласно Федеральным государственным тре­бованиям к структуре основной общеобразова­тельной программы дошкольного образования , приказом Минобрнауки России (далее - ФГТ) планирование образовательного про­цесса в ДОУ должно основываться на комплексно-тематическом принципе.

Такое планирование предполагает соблюдение определенных принципов. Первый - принцип те­матического планирования - предусматривает, что тема заимствуется из программы. Она реализуется через разнообразные виды детской деятельности с инте­грацией в содержании нескольких образовательных областей и с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдения, экскур­сия, беседа и т. д.).

Принцип рациональности - понимается, как уме­ние определять такие способы и формы организа­ции образовательного процесса, которые позволяют в пределах определенного времени (день, неделя, месяц) без перегрузки детей получить качественный результат - усвоение воспитанниками материала.

Тематический принцип построения должен учитывать этнокультурные компоненты, а также специфику дошкольного учреждения.

Приведу пример комплексно-тематического планирования в основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Умейка» (МАДОУ №13 «Умка». В нём одной теме уделяется 1 неделя. Тема отражается не только в содержании психолого-педагогической работы и организованной образовательной деятельности, но и в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.

В рамках выбранной темы интегрируются цели и задачи из раз­ных образовательных областей, которые, обогащая и дополняя одна другую, способствуют формирова­нию в сознании ребенка целостной картины мира.

Планирование образовательного про­цесса на учебный год может быть составлено на основе:

· лексических тем , повторяющи­хся из года в год ("Осень", "Профессии", "Опасные предметы", "Новый год", "Мой дом, моя семья", «Домашние и декоративные птицы» и т. д.)

· на основе празднично-событийного цикла , базу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива (День знаний, День рождения детского сада, Новый год, Коляда, Масленица и т. д.).

После определения основы происходит распределение тематики на учеб­ный год с указанием временных интервалов.

Планирование тематической недели основывается на определенной системе общих тре­бований. Прежде всего, определяются задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы воспитанников и темой недели. Например: "расширить и обобщить знания детей о Москве - столице России, ее исто­рии", или "формирование первичных представле­ний о себе, семье, обще­стве, государстве, мире и природе".

Далее выделяется содержание образовательного материала соглас­но образовательной про­грамме. Продумываются формы, методы и приёмы работы с детьми по реализации программных задач. Подготавливается оборудование и анализируется, какие измене­ния необходимо внести в предметно-развивающую среду группы (выставки, наполнение игровых угол­ков, внесение новых пред­метов, игр и т. д.).



Что еще почитать