Почему бабочки не могут жить без цветов. "Почему нельзя рвать цветы о ловить бабочек?"

Окружающий мир 1 класс.

Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с цветами и бабочками луга, показать их красоту, продолжить обучение распознаванию природных объектов; обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий, выработки элементарных эколого-этических норм.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся узнавать изученные природные объекты; объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы); определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку; получат возможность научиться: формулировать правила поведения в природе; оценивать свое поведение в лесу; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.

Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии цветов и бабочек, о необходимости сохранения природного окружения; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию , допускать существование различных точек зрения.

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.

Образовательные ресурсы: картинки с изображением цветов, цветы,; презентация на тему «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»

Планируемые достижения учащихся: узнавать изученные природные объекты; уметь объяснять, почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают беззащитные живые существа, и исчезает красота природы).

Оборудование:

    А.А.Плешаков . Учебник "Окружающий мир" для 1-го класса. Москва "Просвещение" 2015 г.

    А.А.Плешаков . Рабочая тетрадь к учебнику 1-го класса. Москва "Просвещение" 2015 г.

    мультимедийная презентация

    Картинки с цветами (ромашка, клевер, лютик,

Организационный момент.

Все тихонько быстро встали,

Подравнялись и собрались.

И посмотрим на столы

Всё, что нужно принесли?

А теперь тихонько сели,

На меня все посмотрели.

Начинаем наш урок,

    Сообщение темы и целей урока.

Учитель. - Ребята! На уроках по окружающему миру Муравьишка задает нам вопросы, а мы отвечаем на них. Благодаря ему, мы узнаем много нового и полезного. И сегодня Муравьишка Вопросик приглашает нас на прогулку. А вот куда, отгадайте:

Загадка.

На полянку вы пришли.

Вот трава, а вот цветы.

Порхают бабочки вокруг.

Зовем мы это место… (Луг)

Актуализация новых знаний.

Звучит музыка.

Ребята, а какие звуки мы услышали на лугу?

(Жужжание насекомых, пение птиц…)

А что бы мы увидели на лугу? (Цветы, бабочек, травы…)

Как вы думаете, почему насекомые и цветы всегда рядом ? (Высказывания детей)

Предположите,о чём пойдёт речь на уроке?

Прочитайте тему нашего урока стр 46

Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

Сегодня с Муравьишкой мы отправимся на луг. Там он познакомит нас с некоторыми растениями и насекомыми. А Мудрая черепаха поможет ответить на вопрос: почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Как вы думаете, что такое луг?

Луга, ребята, – обширные(большие) территории с травяной растительностью, располагаются по низменным берегам рек и озер.

- Обратите внимание на доску.

( На доске лист ватмана с нарисованным лугом; цветы рядом на столе)

Ребята,красив ли этот луг? (Нет, луг не нарядный).

Давайте украсим луг цветами, но не спешите, сейчас вы узнаете, какой цветок надо приклеить.

Учитель:

Нас много ребята.

Пусть каждый из нас

Цветочек для луга

Посадит сейчас.

Колокольчик:Слайд 1

Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон.
Легкий-легкий, тонкий-тонкий
Будто слышится мне звон.
Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это ты

Так звенишь и так трепещешь

Там, где травы и цветы.

Растет на лугу цветок, голубой как небо, и такой глубокий, что каждое утро в нем собирается роса. Капля за каплей, капля за каплей – и полный цветок. И тогда тоненький стебелек наклоняется, и чашечка опрокидывается.

- Кап-кап, динь-динь, - звенят капельки, ударяясь о траву.

Птицы слышат это и начинают щебетать:

- Утро, утро наступило!

А цветок роняет капли и звенит, как колокольчик. Да он и похож на него. И радуют глаз эти небесно-голубые изящные колокольчики.

- Найдите у меня на столе колокольчик . (Дети находят колокольчики и приклеивают на луг).

Клевер:Слайд 2

Здесь, у рощицы березовой,
Где к лугам сбегает рожь,
Кашки белой, кашки розовой,
Кашки алой – не сочтешь!
С колокольчиком, с ромашкою
Клевер весело цветет,
И его "пчелиной кашкою"
Называет наш народ. . (Дети находят клевер и приклеивают на луг).

Цветки клевера мелкие и собраны в округлые соцветия – головки. Головка очень удобна для посадки сразу, с налету, тяжелому шмелю. Сядет шмель и тщательно обследует всю головку, опуская хоботок по очереди в каждый цветок и доставая нектар. Так он и опыляет цветки, перенося пыльцу с одной головки на другую. Сладкий нектар находится в цветках клевера. За этот сладкий нектар и прозвали клевер кашкой.

Ромашка:Слайд 3

Знакомые с детства, родные ромашки
Мы видим на каждом лугу.
Как белые звезды, средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.
Вся в белое наша полянка одета,
Качает цветы ветерок на бегу...
Ромашки! Ромашки! Я знойного лета
Без вас и представить себе не могу! (о каком цветке идёт речь?)

. (Дети находят ромашку и приклеивают на луг).

Лютик:Слайд 4

Звать его нам нечего,
Он и так придет,
Расцветает доверчиво
Прямо у ворот –
Солнцем налитой
Лютик золотой.

Найдите этот цветок и наклейте его на наш луг.

Лютик – лепестки блестящие, как будто смазаны маслом. Название «лютик» происходит от слова «лютый» - жестокий, злой. Это связано с тем, что лютик - растение ядовитое.

Одуванчик:

Носит одуванчик желтый сарафанчик.

Подрастет, нарядится в беленькое платице.

Пышное, воздушное, ветерку послушное.

(учащиеся приклеивают одуванчик на луг).

Цветы не только радуют нас своей красотой, ароматом.

Кто знает, какая польза от цветов? ( лекарственные растения, корм для животных )

-А какие вы знаете лекарственные растения?

Ромашка – настой или отвар из цветков употребляют при зубной боли, бессоннице. Чай из ромашки с сахаром и сливками вызывает крепкий, спокойный сон

- А названные цветы растут в нашем крае? (Да)

Учитель: Кого еще можно встретить на лугу?

Какие живые существа похожи на цветы?

Правильно. Бабочки, должно быть, одни из самых красивых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена.

Слайд 5 (Голубянка)

Почему она получила такое название?
(Голубянка – голубого цвета).

Слайд 6 (Лимонница).

Почему она получила такое название? (Лимонница – желтая, как лимон).
Слайд 7(Пестрянка).

Почему ее так назвали? ( Пестрянка – пестрая)

К сожалению, в природе мы не можем полюбоваться всеми бабочками. Некоторые виды уже исчезли. А такие бабочки как Махаон, Адмирал (в Мурманской области обитают), Аполлон, Зорька, Бархатница, Павлиний глаз , Голубянка, Пестрянка, Траурница , Желтушка торфяниковая занесены в Красную книгу, потому что и они находятся на грани исчезновения.

Объясните, что значит «занесён в Красную книгу»? (Находится под охраной государства )

Молодцы! Хорошо справились с заданием. Теперь давайте украсим наш луг и цветы бабочками.

( Дети цепляют бабочек на цветы.)

Учитель: Ребята! Каким стал луг после того, как мы наклеили цветы и бабочки?

( нарядным, праздничным).

Физкультминутка: Встаньте те, кому нравятся бабочки.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

Учитель:

Наблюдая за природой можно узнать многие ее секреты. Могут ли жить бабочки и цветы друг без друга ? (Нет)
– Почему бабочки не могут жить без цветов?
( Они питаются их нектаром)
– Почему цветы не могут жить без бабочек
? (Бабочки опыляют их. Без этого у цветов не было бы плодов и семян.)

В начале урока мы предположили почему бабочки и цветы всегда рядом? Сейчас проверим это объяснением Мудрой черепахи

Прочитайте объяснение на стр 47 ( ученик читает по учебнику ) :

Бабочки не могут жить без цветов, потому что питаются нектаром. Но и цветам плохо без бабочек, потому что бабочки опыляют их. Без этого у цветов не будет плодов и семян .

Так могут ли жить бабочки и цветы друг без друга? (Нет . )

Почему?

(Они питаются их нектаром. )

(Потому что бабочки опыляют их. Без этого у цветов не было бы плодов и семян ).

Ребята, так кто же догадался, каким будет ответ на вопрос Муравьишки: «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?» ( Они не могут жить друг без друга )

V. Работа по учебнику. Откройте учебники на стр. 46-47.

Посмотрите на два рисунка внизу страницы.

А сейчас работа в группе. Придумайте рассказы о том, как дети ведут себя на лугу.

( описание рисунка слева ):

Но вот на луг пришли дети. Они начали бегать ловить бабочек, рвать цветы. Выбросили бутылку из-под газированной воды и одноразовые стаканчики .

(рассказ по рисунку справа ):

Но вот на луг пришли дети.

- Ах, как тут чудесно! – сказали они. Алеша начал фотографировать бабочек, стрекоз. Остальные детишки начали делать зарисовки. Им тут очень понравилось .

Учитель: Ребята, а сейчас попробуйте представить, каким будет луг после того, как уйдут эти дети. ( Словесные рисунки учащихся ) .

Рисунок. стр.33 тетрадь.

Ребята, посмотрите, что принесли домой дети с первого рисунка

(букет цветов, бабочку).

Что стало с цветами? ( они повяли )

Что произошло с бабочкой?

( мальчик нёс ее в руке и у неё сломались крылышки).

А что принесли дети со второго рисунка? (фотографии, рисунки)

Поведение этих детей на лугу изменило жизнь луга? Стало ли что-то с цветами. Бабочками?

(Нет)

-Правильно ли дети вели себя на 1-м рисунке? Чего они не знали?(Они не знают правил поведения.)

-Давайте попробуем объяснить это детям .

Учащиеся делают вывод.стр 47

Физкультминутка

Мы по лугу прогуляемся
И немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!

Тетрадь стр 32.Раскрасьте луг так,чтобы он стал нарядным .(в паре?)

Итог урока

Наш урок подходит к концу. Напомним, чему мы учились на уроке? (Бережно относиться к природе, не рвать цветы, не ловить бабочек.)

Приведите примеры: назовите цветы и бабочек луга.(Бабочки – лимонница, крапивница, зорька; растения – ромашка, клевер, подорожник и т. д.)

- А если мы на лугу, в лесу, в парке встретим ребят, которые рвут цветы и ловят бабочек, что мы им скажем? Как мы им объясним, почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»

    Самооценка

У вас на столах лежат цветные квадратики, выберите тот, который отражает вашу работу на уроке. (Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их под музыку)

Кто для себя сделал открытие? (Синий)

Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный)

Кому на уроке было интересно? (Зелёный)

Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый)

Вы молодцы! И я надеюсь, что урок научил вас бережно относится к цветам и бабочкам.

Урок окружающего мира в 1 классе УМК «Школа России»

Учитель МБОУ «СОШ № 8» г.Бийска Калимуллина И.В.

Тема: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек.

Цели: Дать представление о цветах и бабочках луга, их взаимосвязи, познакомить с правилами поведения на лугу; развивать внимание, память, умение самостоятельно добывать знания, устную связную речь; воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение; развивать коммуникативные способности общения со сверстниками и взрослыми.

Планируемые результаты: учащиеся научатся узнавать цветы и бабочек с помощью атласа-определителя; формулировать правила поведения в природе и соблюдать их.

Ресурсы урока: учебник А.А. Плешакова, 1 класс, слайды с изображением цветущего луга, цветов, бабочек; карточки с названием растений и бабочек, смайлики для оценивания достижений на уроке; картинки с изображением Муравьишки Вопросика и Мудрой Черепахи, атласы-определители «От Земли до неба».

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный момент

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Сегодня солнечный весенний день.

Покажите смайлик, соответствующий вашему настроению.

А есть ли настроение узнать что-то новое на уроке?

Желаю вам плодотворной работы в открытии новых знаний.

Показывают смайлики настроения

II.Самоопределение к деятельности

III.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения

IV.Постановка учебной задачи

Начнем урок с отгадывания загадки.

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

(Прикрепляю на доску бабочку)

Как думаете, что я поместила на обратной стороне картинки?

Почему так думаете?

Кто знает, почему бабочки связаны с цветами?

Кто из вас прав, узнаем немного позже.

Кто догадался, о чём же будем говорить сегодня на уроке?

Прочитайте тему урока в учебнике.

Муравьишка Вопросик вновь приглашает нас к себе в гости. А вот куда, узнаете, отгадав загадку. Её нам прочитает…

Появляется слайд с изображением луга.

Как вы думаете, а для чего приглашает Муравьишка Вопросик на луг?

Ребята, давайте поставим учебные задачи на урок.

Ребята, а что и кто может нам помочь решить учебные задачи?

Бабочка

Цветочек.

Предлагают свои варианты ответа.

О взаимосвязи цветов и бабочек.

Читает заранее подготовленный ученик:

Мы по ковру идём с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой,

Лежит у речки голубой

И жёлт, и синь, и ал. (Луг)

Ставят задачи:

Узнать:

1.Какие цветы растут на лугу?

2.Какие бабочки живут на лугу?

3.Как связаны бабочки с цветами?

4.Услышать звуки природы.

5.Научиться правилам поведения на лугу.

Отвечаю т:

1.Учебник

2.Атлас-определитель

3.Учитель

V.«Открытие»

нового знания

Итак, тему определили, задачи поставили. Можно приступать к работе.

Ребята, закройте глаза и представьте, что бы вы услышали, если сейчас оказались на лугу?

А что бы увидели?

А что бы почувствовали?

Ребята, а какие луговые цветы вы знаете?

У меня на столе лежат картинки с изображением цветов. Выберите картинку со знакомым цветком и прикрепите на луг.

А каких бабочек вы знаете?

Где вы их встречали в природе?

Бабочки - одни из самых красивых живых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: Махаон, Адмирал, Зорька, Лимонница.

Кто догадался, почему бабочку назвали Лимонница?

Посмотрите внимательно на наш луг. Кого же там не хватает?

А появятся на лугу они после того, как вы выполните задания в учебнике на странице 46.

Посмотрите, какие чудесные бабочки нарисованы в учебнике! Подумайте, какие могут быть у них названия и на каких цветах они сидят.

А теперь попробуйте узнать названия этих красавиц и цветов, на которых они сидят с помощью атласа-определителя.

Работа в группах

На картине с изображением луга появляются бабочки : голубянка, пестрянка, зорька.

Появляются цветы: нивяник, таволга, короставник и карточки с их названием на доске.

Да.

Жужжание насекомых, пение птиц, шелест травы

Цветы, бабочек, травы, …

Аромат цветов, лёгкий ветерок, …

(Ромашка, колокольчик, одуванчик, …)

Выбирают знакомый цветок и прикрепляют к картине с изображением луга.

(Лимонница, капустница, адмирал, павлиний глаз…)

Лимонница – жёлтая, как лимон.

Бабочек.

Ответы детей.

1 группа . Определяет название бабочек

2 группа. Определяет название цветов

Самопроверка по учебнику (стр.88)

VI.Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз- росой она умылась,

Два –изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела.

На четыре – полетела.

У цветка остановилась,

Над лужайкой закружилась.

VII.Первичное закрепление

Продолжение работы.

Работа в группах

- Рассмотрите рисунки ниже. Составьте рассказ по этим рисункам.

Сделайте выводы.

На какой луг вам приятно приходить?

Посмотрите, что принесли домой дети с первого рисунка?

Что стало с цветами? С бабочкой?

А что принесли домой дети со второго рисунка?

Стало что-то с цветами и бабочками? Почему они не улетели?

Наблюдая за природой, можно узнать многие секреты.

Как вы думаете, а почему бабочки и цветы всегда рядом?

Почему бабочки не могут жить без цветов?

Кто знает, что такое нектар?

Давайте найдём это слово в словаре С.И.Ожегова и прочитаем.

НЕКТАР- сладкий сок, выделяемый цветами медоносных растений.

А почему цветы не могут жить без бабочек?

А хотите убедиться, правильно ли мы думаем?

Тогда прочитайте интересные факты, с которыми вас хочет познакомить Мудрая Черепаха.

Используя эту информацию, сами расскажите о взаимосвязи цветов и бабочек.

Так, кто же догадался, каким будет ответ на вопрос: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?

1 группа – описывает рисунок слева.

2 группа - описывает рисунок справа.

Примерные рассказы детей:

1) На луг пришли дети. Они начали бегать, ловить бабочек, рвать цветы. Выбросили бутылку из – под газированной воды и стаканчики. На лугу стало некрасиво, не видно больше бабочек.

2) На луг пришли дети. «Ах, как тут чудесно!» - сказали они. Алёша начал фотографировать бабочек, стрекоз. Остальные дети стали делать зарисовки. Им тут очень понравилось. Дети ушли, а бабочки по-прежнему порхали с цветка на цветок.

Выводы детей.

Букет, бабочку.

Фотографии, рисунки.

Бабочки не могут жить без цветов, а цветы без бабочек.

Они питаются нектаром.

Потому что бабочки их опыляют. Без этого у цветов не будет плодов и семян.

Да.

Чтение в парах информации Мудрой Черепахи на стр.47 в рубрике «Знаете ли вы что…»

Они не могут жить друг без друга.

VII. Включение в систему знаний

Как же мы должны вести себя на природе, чтобы не навредить ей?

Назовите правила поведения на лугу с частицей «НЕ» и со словом «МОЖНО».

А теперь давайте прочитаем текст выделенный жирным шрифтом в учебнике на стр.47 и узнаем, как думает об этом Мудрая Черепаха.

Работа в группах

1 группа: 1) Не ловить бабочек

2)Не рвать цветы

3)Не бросать мусор

4)Не кричать

5)Не включать громко музыку

2 группа:

1)Наблюдать

2)Рисовать

3)Фотографировать

Читают текст

VIII.Рефлексия

Жёлтый смайлик – улыбается, потому что на все вопросы урока найдены ответы.

Зеленый смайлик – не улыбается, потому что были допущены ошибки, и их нужно исправить.

Красный смайлик – огорчён, потому что мы не ответили на вопрос и придётся начать сначала.

Оценивают свою работу.

IX.Итоги урока

Вернёмся к учебным задачам.

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Приведите примеры цветов и бабочек луга.

Какие правила поведения в природе мы будем соблюдать?

Почему необходимо соблюдать эти правила?

От этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы.

Так мы не причиним вреда природе, зато узнаем многие её секреты!


Мустафаева Севиндж Али Кызы
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №22"
Населённый пункт: Абакан
Наименование материала: конспект урока
Тема: Тема: Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?
Дата публикации: 16.07.2016
Раздел: начальное образование

По теме
:
«Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек»
Урок окружающего мира в 1 классе УМК «Школа России» По разделу «Почему и зачем?» Учитель МБОУ «СОШ № 22» г. Абакан, Мустафаева Севиндж Али кызы
Тип урока:
Изучение нового материала.
Цели:
Познакомить учащихся с цветами и бабочками луга, показать их красоту, продолжить обучение распознаванию природных объектов. Задачи: - формировать представления о цветах и бабочках луга и их взаимосвязи; - развивать внимание, память, умение самостоятельно добывать знания, устную связную речь, коммуникативные способности общения со сверстниками и взрослыми. - воспитать любовь к природе, бережное отношение к ней;
Методы и формы обучения:
частично-поисковый; фронтальная, групповая, парная.
Ресурсы урока:
учебник А.А. Плешакова, 1 класс, слайды с изображением цветущего луга, цветов, бабочек; карточки с изображением растений и бабочек, квадратики для оценивания достижений на уроке; картинки с изображением Муравьишки Вопросика и Мудрой Черепахи.
Ход урока

Этапы урока

Обучающие и

развивающие

компоненты,

задания и

упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

совзаимо-

действия

I.Организационны

й момент
(1 мин.)
Эмоциональная,

психологическая

мотивационная

подготовка

учащихся к

усвоению

изучаемого

материала
- Сегодня солнечный весенний день. - Если у нас весна и улыбается солнце, то какое настроение должно быть у нас?
(Слайд 1)
- А есть ли настроение узнать что-то новое на уроке? Желаю вам плодотворной работы в открытии новых з н а н и й. Н а у р о к а х п о о к р у ж а ю щ е м у м и р у Му р а в ь и ш ка з а д а е т н а м вопросы, а мы отвечаем на них. Благодаря ему, мы узнаем много нового и полезного. И сегодня Муравьишка Вопросик приглашает нас на прогулку. А вот куда, это пока сюрприз: Хорошо. Да. (Дети хором отвечают) Фронтальная Излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий

II.Самоопределение

к деятельности
(3-4 мин)
III.Актуализация

знаний
(3 мин)
IV.Постановка

учебной задачи.
(2 мин) Просмотр видеофильма и обсуждение после просмотра Дети должны в паре выбрать один из представленных предметов и обосновать свой выбор Ставят задачи урока Предлагаю посмотреть не большой видеофрагмент (показан цветущий луг, летают бабочки, слышны голоса птиц)
(Слайд 2)
Ребята, какие эмоции возникают при просмотре фильма? Что вы увидели? Какие звуки услышали? - Куда нас Муравьишка Вопросик пригласил на прогулку?
(Слайд 3)
Представьте, что мы с вами отправляемся на прогулку на этот луг. Что вы возьмете с собой? (фотоаппарат, сачок, банка, карандаши и альбом, клетка, ваза и т.д.)
Работа в парах
(Дети должны в паре выбрать один из представленных предметов и обосновать свой выбор.) -Кто догадался, о чём же будем говорить сегодня на уроке? - Прочитайте тему урока.
(Слайд 4)
Появляется слайд с изображением луга. Смотрят видеофрагмент Делятся эмоциями, описывают впечатления. (м н о г о т р а в ы, цветов, б а боч е к, у с л ы ш а л и п е н и е птиц) На лугу Дети отвечают на поставленный в о п р о с. (- М ы в о з ь м е м фотоаппарат, чтобы фотографировать, или мы в о з ь м е м карандаши и альбом, чтобы написать эту красоту и т.д.) О взаимосвязи цветов и бабочек. Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек.
Ставят задачи:
Узнать: 1.Какие цветы Индивидуаль ная. Индивидуаль ная, фронтальная Произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии цветов и бабочек. Слушают друг д р у г а, с т р о я т понятные речевые высказывания; принимают другое мнение и позицию
.
Принимают и сохраняют учебную задачу.

V«Открытие»

нового знания
(10мин) По командам выполняют задание Загадки - Как вы думаете, а для чего приглашает Муравьишка Вопросик на луг? - Ребята, давайте поставим учебные задачи на урок. - Ребята, а что и кто может нам помочь решить учебные задачи?
(Слайд 5)
Тему определили, задачи поставили. Можно приступать к работе.
Работа в группах
На доске есть луг и такие же рисунки у вас на столах, но как вы заметили, там нет и цветов и бабочек. Я вам предлагаю, превратиться в волшебников, и оживит наш луг. Я вам буду загадывать загадки, а вы по их отгадке должны прикреплять изображение к рисункам.
(Слайд 6)
Шёл я лугом по тропинке, растут на лугу? 2.Какие бабочки живут на лугу? 3.Как связаны бабочки с цветами? 4.Услышать звуки природы. 5.Научиться правилам поведения на лугу.
Отвечаю
т: 1.Учебник 2.Рабочая тетрадь 3.Учитель (Дети сидят по командам и выполняют задания в команде, также у детей на столах лежат изображения цветов и бабочек) Работа в группах Обмениваются мнениями, слушают друг друга. Слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Физминутка (для

глаз)
(1 мин) Физминутка Работа с иллюстративным и материалами Видел солнце на травинке. Но совсем не горячи солнца белые лучи.
(Слайд 6)
Спроси телёнка и барашка – Цветка вкусней на свете нет. Ведь не случайно Красной кашкой Его зовут за вкус и цвет.
(Слайд 6)
Эх, звоночки, синий цвет, С язычком, а звону нет.
(Слайд

6)
Колоситься в поле рожь. Там во ржи цветок найдешь. Хоть не красный он, а синий – Всё на звёздочку похож.
(Слайд 7)
Горел в траве росистой Фонарик золотистый. Потом помер. Потух И превратился в пух.
(Слайд 7)
Всех ли цветов вы нашли? Тогда сейчас еще отгадайте название бабочек и мы проверим работы всех команд. Ребята, выполняете физминутку
(Слайд 8)
Посмотрите на экран внимательно. - А каких бабочек вы знаете? - Где вы их встречали в
ромашка

клевер

колокольчик

василёк

одуванчик
Индивидуаль ная. Работа в Обмениваются мнениями Осознание о необходимости сохранения природного окружения

Физминутка
(1 мин)
(активная)

VI.Первичное

закрепление
(10 мин) Физминутка Работа в тетрадях на стр. 32-3 природе?
Бабочки
- одни из самых красивых живых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена, Махаон, Адмирал, Зорька, Лимонница. Вы какие имена знаете?
(Слайд

9)
- Кто догадался, почему бабочку назвали Лимонница? - Посмотрите внимательно на наш луг. Кого же там не хватает? - Прикрепляйте изображения бабочек, и мы вместе проверим. (Учитель совместно с учениками проверяет работы команд и вместе с детьми оценивает их.) Ребята, давайте выполним Физминутки после чего продолжим.
(Слайд 10)
Теперь, ребята Вам нужно Выбирают знакомый цветок и прикрепляют к картине с изображением луга. Да. Дети выполняют физминутку (Лимонница, капустница, адмирал, павлиний глаз…) Лимонница – жёлтая, как лимон. Бабочек. Дети продолжают работать в командах. Проверку осуществляют с помощью группах Индивидуаль ная, фронтальная Индивидуаль Ориентируются в учебнике и рабочей тетради Принимают другое мнение и позицию
,
допуск ают существование различных точек зрения

VII. Включение в

систему знаний
(1 мин) Просмотр картинок открыть раб. тетради на стр. 32, задание -3 и самостоятельно выполнить это задание.
(Слайд 11)
Нужно вам обменятся тетрадями, и проверять друг друга. (Учитель контролирует работу детей.)
Работа в группах
Теперь, ребята продолжаем работать в группах. Вам нужно посмотрев на картину, которая на экране, составить рассказ по этой картинке.
(Слайд 12)
изображения на экране. Дети выполняют физминутку Дети самостоятельно выполняют задание в раб. тетрадях. Дети осуществляют взаимопроверку с помощью учебника.
1 группа –
описывает рисунок слева.
2 группа
- описывает рисунок справа.
Примерные

рассказы детей:

1)
На луг пришли дети. Они начали бегать, ловить бабочек, рвать цветы. Выбросили бутылку из – под ная, фронтальная Индивидуаль ная, Работа в подгруппах Работая в команде устно излагают свое мнение Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Допускают существование различных точек зрения

VIII. Подведение

итогов
(4 мин)
Рефлексия
(3 мин) Выводы детей Обобщить полученные на уроке сведения Наблюдая за природой, можно узнать многие секреты. - Как вы думаете, а почему бабочки и цветы всегда рядом? - Почему бабочки не могут жить без цветов? - Кто знает, что такое нектар?
(Слайд 13)
- А почему цветы не могут жить без бабочек? - А хотите убедиться, правильно ли мы думаем? Тогда прочитайте интересные факты, с которыми вас хочет познакомить Мудрая Черепаха. Используя эту информацию, сами расскажите о взаимосвязи цветов и бабочек. - Так, кто же догадался, каким будет ответ на вопрос: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? Как же мы должны вести себя на природе, чтобы не навредить ей? - Назовите правила поведения на лугу с частицей «НЕ» и со газированной воды и стаканчики. На лугу стало некрасиво, не видно больше бабочек.
2)
На луг пришли дети. «Ах, как тут чудесно!» - сказали они. Алёша начал фотографировать бабочек, стрекоз. Остальные дети стали делать зарисовки. Им тут очень понравилось. Дети ушли, а бабочки по- прежнему порхали с цветка на цветок.
Выводы детей.
Бабочки не могут жить без цветов, а цветы без бабочек.
НЕКТАР-
сладкий сок, выделяемый цветами медоносных Работа в группах Осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта, рассказа. Произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии цветов и бабочек Понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться Оценивают результат своих действий.
словом «МОЖНО».
(Слайд 14)
Наш урок подходит к концу. Напомним, чему мы учились на уроке? - Приведите примеры: назовите цветы и бабочек луга - А если мы на лугу, в лесу, в парке встретим ребят, которые рвут цветы и ловят бабочек, что мы им скажем? Как мы им объясним, почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?» У вас на столах лежат цветные квадратики, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. - Кто для себя сделал открытие? (Синий) - Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный) - Кому на уроке было интересно? (Зелёный) растений. Они питаются нектаром. Чтение в парах информации Мудрой Черепахи на стр.47 в рубрике «Знаете ли вы что…» Потому что бабочки их опыляют. Без этого у цветов не будет плодов и семян Они не могут жить друг без друга. Не ловить бабочек Не рвать цветы Не бросать мусор Не кричать Не включать громко музыку Наблюдать Рисовать Фотографировать (Любить природу и бережно к ней относиться, не рвать цветы, не ловить бабочек.) Индивидуаль ная, фронтальная Индивидуаль ная, фронтальная Осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта, рассказа
(Бабочки – лимонница, крапивница, зорька; растения – ромашка, клевер, подорожник и т. д.) От этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы. Так мы не причиним вреда природе, зато узнаем многие её секреты! (Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают)

1«А»

Тема : «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?»

Тип урока : Открытие новых знаний

Цель : Создать условия для ознакомления учащихся с цветами и бабочками луга; изучить правила поведения в природе.

Задачи урока:

1.Образовательные:

Знакомство учащихся с цветами и бабочками луга;

Формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии;

Расширение кругозора детей;

2.Развивающие:

Совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления;

Развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;

Развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

3. Воспитательные:

Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;

Воспитание у детей интереса к изучению природы родного края;

Воспитание усидчивости, аккуратности, любознательности.

Оборудование:

Для учителя:

    Учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор,

    Для учащихся:

Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Анатольевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Рада видеть вас.

Дети здороваются. Внимательно слушают учителя. Проверяют готовность к уроку.

Актуализация знаний

Ребята, на прошлом уроке вы проходили тему «Почему их так назвали?»

Я права?

А теперь скажите, почему подорожник назвали именно так? Медуницу? Недотрогу?

А жука-оленя? Жука-носорога? Жука-слона?

Введение в тему

Ребята, какое сейчас время года?

Какое ваше любимое время года?

А хотели бы вы, чтобы сейчас было лето?

Прекрасно!

До лета ещё долго, но Муравьишка Вопросик, Мудрая Черепаха и я предлагаем совершить сегодня путешествие, оказаться летом…, а где, догадайтесь сами.

Зелёное, зелёное
Сегодня всё вокруг
Зелёными травинками
Шумит зелёный... (луг)

(Показать картинки с изображением луга)

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь, цветы вокруг,

Да по колено травы.

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых радужных цветов

На нем разбросаны букеты.

Давайте с вами посмотрим небольшое видео про луг.

Кого и что вы увидели на нем?

Что там растет?

Кто на нем обитает?

Мысленно перенесемся на луг, представим себе, как мы гуляем по нему, представим себе всю его красоту. Особенно он красив весной и летом!

Отвечают на вопросы учителя. Слушают стихотворения. Отгадывают загадки. Смотрят видеоматериалы.

Определение темы

Как надо вести себя на лугу, чтобы после нашего ухода он не стал тусклым и бесцветным? Об этом поговорим на уроке.

Сегодня на уроке мы ответим на вопрос: почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Освоение учебного материала и формирование УУД

Что же такое луг?

Луг – это большая территория с травянистой растительностью.

А что мы можем увидеть на лугу?

А какие звуки мы бы услышали?

Поднимите руки, кто из вас был на лугу.

Где располагаются луга? (Луга располагаются по берегам рек, озёр, на краю леса и высоко в горах.)

Послушайте стихотворение о растениях луга. Будьте внимательны, т.к. я потом задам вопросы.

Что растёт?”

На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка.
Что ещё? Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ, как ёлка.
А ещё? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки.
Граммофончики-вьюнки.
Ещё много разных травок
У тропинок и канавок
И красивых и пушистых, разноцветных и душистых.

Много ли растений и цветов можно увидеть на лугу?

Перечислите те, которые вы запомнили.

Молодцы, ребята.

Давайте с некоторыми из них познакомимся поближе.

Лютик

Звать его нам нечего,
Он и так придёт,
Расцветёт доверчиво
Прямо у ворот
Солнцем налитой
Лютик золотой.

- Ярко-желтые блестящие цветки лютика можно увидеть с мая до осени, он цветет все лето. Растет лютик на лугах, сыроватых полянках, в оврагах, по берегам рек, вдоль дорог, на огородах. Лютик - самое обычное растение, но оно ядовитое. Животные это знают и не едят его.

Ромашка

Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
Такие веселые
Эти ромашки -
Вот-вот заиграют,
Как дети, в пятнашки.

- Ромашка - род многолетних цветковых растений семейства Астровые или Сложноцветные. Невысокие, цветущие в первый год жизни, часто пахучие травы.

Колокольчик

Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы. А вы?

- В пышном разнотравье июньских лугов голубыми, синими, лазоревыми огоньками вспыхивают издали заметные цветки колокольчиков. У разных колокольчиков цветки имеют одинаковый вид – форму колокола, образованного пятью сросшимися лепестками. В народе колокольчики еще называют звонцами, звоночками, бубнами.

Клевер

Здесь, у рощицы березовой,
Где к лугам сбегает рожь,
Кашки белой, кашки розовой,
Кашки алой – не сочтешь!
С колокольчиком, с ромашкою
Клевер весело цветет,
И его “пчелиной кашкою”
Называет наш народ.

- Луговой клевер встречается на лугах и лесных полянах. Его цветки можно видеть с конца мая до осени. В них очень много сладкого нектара, поэтому клевер часто навещают пчелы. Клевер специально сеют на колхозных полях, так как он дает питательное сено для животных. Цветки клевера используют в медицине. Вот такое это полезное растение.

Одуванчик

незабудка

цветы, траву, насекомых

Жужжание насекомых, пение птиц

Физкультминутка

На доске

Продолжение работы по теме

Послушайте ещё 1 загадку:

Спал цветок и вдруг проснулся -
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и полетел. (Бабочка)

Бабочки одни из самых красивых живых существ на Земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливая и яркая окраска их крыльев поистине сказочная. Именно на лугу можно встретить огромное количество бабочек.

Бабочки не могут жить без цветов, как и цветы не могут жить без бабочек.

Послушайте об этом стихотворение.

Цветок всю ночь готовит "мед",
И бабочку сластену в гости ждет.
Бери, мол, но как другу,
Мне окажи услугу:
Пыльцу мучную эту
Перенеси соседу...
И бабочка несет ее, и вот –
Цветок увял, и зреет плод.

Что даёт цветок бабочке? А чем помогает бабочка цветку? Познакомимся с некоторыми бабочками поближе.

За их красоту люди дали бабочкам красивые имена.

Познакомимся с ними.

Вот летает адмирал

С красными полосками.

Адмирала я узнал

По наряду броскому.

Бабочка есть махаон

Хороша со всех сторон.

Крылья не простые,

С узором золотые

Посмотрел с цветка на нас

Расписной павлиний глаз.

Бабочка как сказка.

Зовут павлиноглазка.

Бабочка с хвостами,

Полюбуйтесь сами.

Окрашена броско,

Крылышки в полоску.

Бабочки – крапивницы –

Нынче именинницы.

На листках крапивы

Нарядны и красивы.

К сожалению, в природе мы не можем полюбоваться всеми бабочками. Некоторые виды уже исчезли. А некоторые занесены в Красную книгу, потому что и они находятся на грани исчезновения.

. Работа по учебнику.

Рисунок с. 34

Рассмотрите верхний рисунок. Какой красивый луг, правда?

Но вот на луг пришли дети.

Как ведут себя дети на рисунке слева? Хорошо ли они поступают?

А как ведут себя дети справа? Фотографируют бабочек, стрекоз, рисуют.

Рисунок на с. 35

- Если мы сорвём цветы на лугу и принесём их домой, то они порадуют нас день-два и букет завянет. Если мы поймаем бабочку и некоторое время подержим её в руках, она погибнет, т. к. на наших пальчиках останется пыльца с крылышек и бабочка не сможет улететь.

Могут ли жить бабочки и цветы друг без друга?(нет)

Прочитаем объяснение Мудрой Черепахи.

Почему бабочки не могут жить без цветов? (они питаются их нектаром)

Почему цветы не могут жить без бабочек? (бабочки опыляют их, без этого у цветов не было бы плодов и семян)

Кто же догадался, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? (Они не могут жить друг без друга)

Значит, если мы рвём цветы, мы не только цветам, но и бабочкам делаем плохо. А если ловим бабочек, делаем плохо и бабочкам, и цветам. Ведь они не могут жить друг без друга.

А как вы думаете, только ли на лугу и только ли летом не нужно рвать цветы и ловить бабочек?

Резервное задание

Рабочая тетрадь с. 32. № 3.

Раскрась картинку

Подвод итогов и выводов. Рефлексия.

Итак, наш урок подходит к концу.

Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

Что вам запомнилось больше всего?

Вам понравился урок?

Молодцы! Спасибо за работу.

Ответы детей


Тема: «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?».

Автор: Сергеева Людмила Геннадьевна, учитель начальных классов, МБОУ «Илькинская средняя общеобразовательная школа», с.Илькино, Меленковский район, Владимирская область.
Описание материала: предлагаю конспект урока окружающего мира для учащихся 1 класса. На уроке учащиеся создают картину луга, выполняя модели бабочек в технике оригами.

Конспект урока окружающего мира в 1 классе.
Тема:«Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»

Цель урока:
познакомить учащихся с цветами и бабочками луга, дать представление об их взаимосвязи; сформулировать правила поведения на лугу.
Задачи урока:
1.Образовательные:
дать представление о разнообразных видах цветов и бабочек, встречающихся на лугу, формировать умение определять их название с помощью атласа- определителя, дать представление о взаимосвязи между ними, проанализировать поведение людей на лугу
2.Развивающие:
совершенствовать мыслительные операции: анализ, обобщение, сопоставление; развивать психические процессы: память, мышление, внимание, восприятие; развивать эстетические представления учащихся об окружающем мире.
3. Воспитывающие:
воспитывать чувства ответственности и бережного отношения к миру природы; воспитывать у детей интерес к изучению природы родного края;
воспитывать аккуратность, любознательность.
Оборудование: знаки с правилами поведения в природе; картина луга; маски полевых цветов; модели полевых цветов, выполненные в технике оригами; схемы выполнения бабочки в технике оригами; атласы-определители "От земли до неба"; сухие лепестки роз; костюмы для Муравьишки, Черепахи, Бабочки.
Ход урока:
- Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда,
Начинать урок пора.
(картинка "Солнышко")
- На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
- Посмотрите на солнышко, какое оно лучистое и весёлое.Поднимите руку у кого из вас такое же настроение?
- Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любыми трудностями и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу и гостям, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, рабочее настроение.
- Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Какие правила работы в группе необходимо соблюдать?
(не перебивать друг друга, выслушивать других, помогать друг другу, совещаться, не кричать)
- Давайте соединим руки в цепочку и скажем наш девиз: (хором)
Я желаю всем успеха
Буду всем я помогать.
Мы отлично учимся
Всё у нас получится.
- Сегодня мы совершим заочную экскурсию на природу.
- Ребята, а при какой погоде лучше совершать экскурсии?
- К этому уроку вам предоставлялась возможность найти приметы, предвещающие хорошую погоду. Поделитесь своими находками.
К хорошей погоде божья коровка, взятая в руки, быстро слетает.
К хорошей погоде на траве обильная роса.
К хорошей погоде все одуванчики раскрыты
Воробьи летают кучами – к ясной погоде.
Птицы поют весело – к хорошей погоде.
Поздно вечером сильно трещат кузнечики.

- О чём мы должны помнить, отправляясь на экскурсию в природу?
- Найдите среди знаков у вас на партах найдите те знаки, которые говорят о правильном поведении в природе.
Работают по группам.
(Выбирают знаки, затем выходят с ними к доске и комментируют их).
Не ломай ветви деревьев и кустарников
Не рви цветов
Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе
Не лови бабочек, стрекоз и других насекомых.
Не разоряй муравейники.
Не подходи близко к гнёздам птиц. Если оказался около гнезда сразу уходи, иначе птицы-родители могут навсегда покинуть его.
Старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.
Не шуми в лесу, в парке.
Не оставляй в лес, у реки, на лугу мусора.
- Сегодня с нами наши друзья Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик. (выходят к доске)
- До лета уже не так долго, но Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха предлагают вам совершить путешествие в лето прямо сейчас. А чтобы узнать в каком месте вы окажитесь, вам необходимо отгадать загадку:
(загадывает Черепаха)
На полянку вы пришли.
Вот трава, а вот цветы.
Порхают бабочки вокруг.
Зовём мы это место... (луг)
(картинка «Луг»)
- Где мы оказались? (на лугу)
- Как вы догадались, что это луг? (Много травы, цветов, бабочек, а деревьев нет)
- Луг – это обширные территории с травяной растительностью. Посмотрите, какие бывают луга.
Луга, которые располагаются по низменным берегам рек и озер в половодье заливаются вешними водами, называются заливными. Когда вода спадет, все вокруг зазеленеет, запестреют цветы, запорхают бабочки. Луга, которые расположены вдали от рек называются суходольными.
- Теперь вы знаете, какие бывают луга. Понаблюдайте и определите, какие луга недалеко от вашего дома.
- Посмотрите, а что принесли наши друзья?
Выходят Муравьишка и Черепаха
У Черепахи в руках картинка с бабочкой, а у Муравьишки - ромашка.
- О чем они хотят нам рассказать сегодня? Попробуйте определить, о чём Муравьишка хочет поговорить на уроке? (О цветах и бабочках)
- Подумайте, на какие вопросы нам сегодня предстоит вместе с Муравьишкой ответить?
- Прочитайте в учебник вопрос, который задал Муравьишка Мудрой Черепахе. Он будет главным, и мы постараемся найти на него ответ.
Учащиеся читают тему урока в учебнике.
- Итак, в конце экскурсии, я думаю, мы ответим на этот вопрос.
- Ну что идём дальше.
Стихотворение И. Сурикова "На лугу".
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты.
- Давайте осмотримся вокруг. Что привлекает ваше внимание? (цветы)
Открывается плакат с лугом (без цветов)
- Посмотрите, а вот наш луг. Давайте его тоже сделаем цветущим.
С удовольствием хочу
Все цветы сюда позвать,
Пусть они прекрасным видом
Луг наш будут украшать!
- Какие вы знаете цветы, растущие на лугу?
Учитель загадывает загадки про цветы, выходят дети одевают маску цветка, читают стихи об этом цветке и прикрепляют цветок (выполненный в технике оригами) на плакат
Учитель:
На лугу растут сестрички -
Золотой глазок, белые реснички. (ромашки)
Ученик:
На лугу цветёт ромашка
Скромный беленький цветок,

Что из жёлтого кармашка
Уронила лепесток.
- Ребята, ромашку люди часто путают с другим очень похожим цветком. Это нивяник. Сравните их листья. Посмотрите у нивяника листья цельные (не изрезанные наподобие укропа). Также у нивяника один цветок на стебле. Нивяник внесён в список охраняемых растений.
Учитель:
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (колокольчики)

Ученик:
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики - цветы
Очень вежливы... А ты?
Учитель:
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк.
(одуванчик)

Ученик:
У тропинки одуванчик
Сбросил жёлтый сарафанчик.
Стал пушистым, словно пух:
- Братцы! Как же я опух!
Учитель:
Синее небо упало на луг,
Синим-пресиним всё стало вокруг,
На лугу расцвели, у синей реки,
Как синие небо, цветки… (васильки).

Ученик:
Я – синей небесной сини,
Полевой простой цветок.
От того я – не Василий,
А всего лишь – василёк.
Учитель:
Спроси телёнка и барашка –
Цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно
Красной кашкой
Его зовут за вкус и цвет.
(Клевер)

Ученик:
С колокольчиком, с ромашкою
Клевер весело цветёт,
И его «пчелиной кашкою»
Называет наш народ.
Учитель:
Звать его нам нечего,
Он и так придёт,
Расцветёт доверчиво
Прямо у ворот –
Солнцем налитой
Цветочек золотой.
(Лютик)

Посмотрите, каким нарядным стал наш луг? А хотелось бы вам собрать букет из этих красивых цветов?
- Сколько дней мы сможем радоваться цветам в вазе?
- А сколько бы они радовали людей, если бы остались на лугу?
- Получается, что срывая цветы, мы губим красоту?
Сценка
Мальчик:
Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем –
Объяснить не могу.
В стакане
Он день простоял
И завял.
А сколько бы он
На лугу простоял?
Цветок:
Не рви меня, пожалуйста,
Я только день живу.
Дай наглядеться вволю мне
На солнце и весну.
Мальчик:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок…
Если ВСЕ: и Я, и ТЫ –
Если МЫ сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
- Какой же мы сделаем вывод?
- А из каких же цветов тогда можно собирать букеты?
- Давайте на секунду закроем глаза и прислушаемся.
Включается аудиозапись (Звуки луга)
- Что вы услышали на лугу?
- Действительно, это звуки природы. Их издают животные, которые обитают на лугу.
- А кто там обитает?
(Картинки: шмель, кузнечик, божья коровка, пчела)
- Но есть на поляне такие насекомые, которые не издают никаких звуков, а привлекают наше внимание больше других.
- Муравьишка загадает вам про это насекомое загадку.
Загадка:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
- Давайте представим себя бабочками и немножко отдохнём.
Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел, Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел, Утром бабочка проснулась. Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела, На четыре - полетела. У реки остановилась, Над водою покружилась,
И тихонько приземлилась.
- Вы, конечно, не раз наблюдали, как в тёплый летний день порхают над лужайкой разноцветные бабочки. Бабочки, должно быть, одни из самых красивых живых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, яркость окраски их крыльев поистине сказочная. Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька.
- Красота бабочки в лёгкости и крыльях. Их крылья покрыты множеством чешуек.И если неосторожно схватить бабочку, на пальцах останется цветной налёт из чешуек –пыльца. Крылья бабочек очень хрупкие.
- С чем можно сравнить эту хрупкость?
- Для этого проведём опыт. У вас на столах лежат сухие лепестки роз. Возьмите и сожмите лепесток в руке.
- Что произошло? (лепесток сломался, раскрошился)
- Тоже самое происходит, когда вы ловите бабочку. Крылья бабочек ломаются, она не может перелететь с цветка на цветок и погибает.
- За их красоту люди дали бабочкам красивые имена. Давайте, познакомимся с ними.
- Найдите в Рабочей тетради № на стр.31
- Иногда мы видим красивую бабочку, но не знаем её названия. Для того чтобы узнать название бабочки, существуют специальные атласы-определители бабочек.
- Откройте Атлас-определитель, найдите бабочек и определите их название. В тетради соедините картинку с соответствующим названием.
Работа в парах.
- Многие названия бабочкам даны неслучайно, из-за их окраски
- Каким бабочкам название дано по окраске и почему?(голубянка, желтушка, лимонница, пестрянка)
- Образ бабочки связывается у нас с ярким цветом, солнцем и цветами. Поэтому люди придумали бабочкам красивые имена, вы можете сами узнать тайну происхождения имени бабочки в книгах автора нашего учебника «Зелёные страницы», «Великан на поляне», а так же других книгах домашней, школьной или сельской библиотеки.
Обращение к выставке книг.
- Все эти бабочки спокойно кружат на наших полянках.
- Ребята, понравились ли вам бабочки?
- Захотелось ли вам поймать какую–нибудь?
- Очень часто мы видим что-то красивое и говорим: вот бы мне такое! Как хочется иметь такую красоту! Всякий раз, когда мы видим бабочку, нам хочется сохранить её на память, или поймать для того, чтобы показать друзьям. Давайте себе признаемся, что поймать бабочку, это значит УБИТЬ её!
Беседа о взаимосвязях растений и животных на лугу.
- Подумайте, почему на поляне живёт столько насекомых и особенно много бабочек? (Потому что здесь много цветов.)
- Что даёт бабочкам луг?
- Бабочки и другие насекомые перелетают с одного цветка на другой, потому что они питаются сладким нектаром, а иногда и пыльцой, которые находятся внутри цветков. В процессе питания многие насекомые переносят пыльцу, которая налипает на их туловище, с цветка одного растения на цветок другого. Так происходит опыление. Всё это необходимо для того, чтобы начали образовываться семена у растений. А для чего растению семена?
- Так значит, бабочки не просто порхают на полянах. Наблюдая за природой, можно узнать многие её секреты. Послушайте, что нам расскажет бабочка.
Сценка
Бабочка:
Я бабочка-красавица
Крылья голубые
И разве вам не нравятся
Глаза мои большие?
От восхода до заката
Я летаю на лугу.
И ловить меня не надо,
Потому что не смогу:
Опылять ромашки, розы,
Землянику с лебедой.
Это значит для природы
Обернётся всё бедой!

Ученик:
Нет семян, и нет растений. Чистый воздух вдруг исчез. И тогда порой осенней
В золотой не сходим лес.
- О какой беде рассказали нам ребята? (если погибнут бабочки, то погибнут цветы и другие растения)
- Бабочки и цветы всегда рядом.
- Почему бабочки не могут жить без цветов?
- Почему цветы не могут жить без бабочек?
- Бабочки не могут жить без цветов, т.к. они питаются их нектаром, а цветы не могут жить без бабочек, потому что бабочки опыляют их. Без этого не будет плодов и семян.
-Сравните свой вывод с выводом учебника на стр.47
Работа с учебником стр.46
- Рассмотрите рисунки на странице 46.Дети пришли на лужайку. Что они делают?
(На рисунке слева: нарвали цветов, поймали бабочку, бросили упаковки от продуктов).
-Что стало с цветами? С бабочкой? (Цветы повяли, мальчик нес бабочку и у нее сломались крылья. Бабочка умерла).
- На лугу, где были эти ребята, помята трава, сломаны цветы, валяется мусор. И уже не летают бабочки. Правильно ли поступили дети? (Нет)
- Ребята, а сейчас попробуйте представить, каким будет луг после того, как уйдут эти дети. Хотелось бы вам вернуться на такой луг?
- Что делают на лугу дети на правом рисунке? (На рисунке справа: фотографируют бабочек, стрекоз, делают зарисовки, любуются красотой луга).
- И что же принесли домой дети со второго рисунка? (фото, рисунки)
- Произошло что-то с цветами, бабочками? (Нет)
- Правильно ли вели себя дети на лугу на первом рисунке? Чего они не знали? (Они не знают правила поведения на лугу)
- Давайте попробуем объяснить, как нужно вести себя на лугу?
Составление памятки (выбирают карточки с надписями и вклеивают в таблицу)
На лугу запрещается:
рвать цветы
составлять букеты
ловить бабочек
оставлять мусор

На лугу разрешается:
наблюдать
делать заметки
зарисовывать
фотографировать
Проверка:
1 группа зачитывает, что запрещается делать на лугу
2 группа зачитывает, что разрешается делать на лугу

Итог урока:
- Молодцы! Послушайте напутствие наших друзей.
Выходят Муравьишка и Черепаха.
Черепаха:
Насекомых берегите,
Руками не давите,
Ногами не топчите!
Насекомые на лугу
Много пользы принесут!
Муравьишка:
Не обижайте муравья,
Его обидеть просто,
Ведь муравьи – они совсем,
Ну, очень маленького роста!
Черепаха:
Пусть живут пауки, бабочки, стрекозы,
Мухи, мошки, комары
В природе все они важны,
Природе нашей насекомые нужны!
- Пришло время ответить на главный вопрос Муравьишки: «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?» (Они не могут жить друг без друга, если мы рвем цветы, мы не только цветам, но и бабочкам делаем плохо. А если ловим бабочек, делаем плохо и бабочкам, и цветам)
- Давайте поселим на наш луг бабочек и оживим его.
Работают в паре. Изготавливают бабочку в технике оригами.
- Выходят и прикрепляют на плакат луга на доске.
- Посмотрите, каким ярким и живым стал наш луг.
- Давайте будем стремиться сохранять и приумножать красоту нашего края.
- Скажите, сохранилось ли у вас радостное солнечное настроение. Поднимите солнышко, которое соответствует вашему настроению.
- Поделитесь, какие впечатления, открытия и знания вы возьмёте с сегодняшнего урока?
- Спасибо за работу!



Что еще почитать