Если не было аттестации рабочих мест. Цены за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда

До 2013 года включительно аттестация рабочих мест на предприятии регламентировалась 212-й статьёй Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии с новым Федеральным законом №426-ФЗ от 28.12.13 «О специальной оценке условий труда» понятие «аттестация рабочих мест» больше не используется в отечественной правовой базе. Его сменил термин «спецоценка». Соответствующие изменения были внесены и в Трудовой кодекс. Однако фактически процедура специальной оценки по своей сути сохранила все базовые функции аттестации.

Формально под специальной оценкой условий труда понимается перечень чётко определённых мероприятий, проводимых в установленной последовательности, с целью выявления вредных или представляющих опасность факторов, воздействующих на сотрудников предприятия в процессе осуществления ими профессиональной деятельности. Итогом проведения подобной специальной оценки рабочих мест на предприятии должно быть определение классов и подклассов существующих условий труда на предприятии в соответствии с существующим штатным расписанием и фактически занятым на предприятии штатом сотрудников.

На кого распространяется обязательная аттестация рабочих мест

Обязательная аттестация рабочих мест теперь должна проводиться всеми работодателями без исключения. На работодателей данная обязанность возлагается 212-й статьёй Трудового кодекса. Также аттестацию рабочих мест с 2014 года должны осуществлять индивидуальные предприниматели, которые имеют сотрудников, принятых на работу. Взыскания, налагаемые за игнорирование прохождения процедуры спецоценки, были существенно ужесточены, что нашло своё отражение в Федеральном законе №421-ФЗ от 28.12.13. При этом были увеличены как административные штрафы (в случае непрохождения спецоценки), так и мера уголовной ответственности лиц, виновных в несчастных случаях, происходящих на производстве.

Предприниматели, не использующие труд наёмных сотрудников и, соответственно, не организовывающие рабочие места, подлежащие аттестации, не обязаны организовывать проведение оценки. Также спецоценка не затрагивает физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Данное положение определено в 3-й статье Федерального закона №426-ФЗ.

Какие рабочие места следует оценивать

Перечень рабочих мест, на которые ранее распространялся порядок проведения аттестации рабочих мест, не идентичен тому перечню рабочих мест, по отношению к которым должна проводиться специальная оценка в соответствии с новыми законодательными нормами.

Руководству предприятия следует обратить внимание, что ранее аттестация рабочих мест проводилась только по отношению к тем позициям, где использовался ручной труд, транспортные средства, машины, механизмы, устройства и приборы, представляющие собой опасность для жизни и здоровья сотрудников. То есть формально некоторые рабочие места могли не подпадать под аттестацию. В настоящее время специальная оценка рабочих мест охватывает все рабочие места без каких-либо исключений. Данный момент особенно следует учитывать при специальной оценке рабочих мест офисных сотрудников. Ранее именно эти позиции чаще всего исключались из процесса аттестации.

Кроме того, если ранее рабочие места надомных сотрудников и сотрудников, работающих в удалённом режиме, аттестовались на общих основаниях, то теперь существующая нормативная база позволяет не проводить специальную оценку в данных случаях.

Периодичность проведения специальной оценки рабочих мест

По существующему законодательству специальная оценка рабочих мест должна проводиться не реже одного раза в пять лет. Несмотря на смену соответствующего законодательства, ранее проведенная аттестация признаётся действительной, и до истечения срока её действия необходимость организовывать спецоценку отсутствует.

При этом законом оговорен ряд случаев, в которых требуется внеплановая специальная оценка. В первую очередь это касается ситуаций, при которых на предприятии возникают ранее не существовавшие рабочие места. Кроме того, спецоценка нужна в ситуации существенных изменений условий труда: трансформации технологического процесса, начала работы с ранее не использовавшимися материалами, работа в новых условиях.

Специальная оценка должна быть проведена в случае, если на предприятии произошел несчастный случай или у сотрудников были выявлены профессиональные заболевания, ставшие следствием вредных условий работы.

Инициировать специальную оценку также может менеджер по технике безопасности или профсоюзная организация.

Инициация процедуры специальной оценки

Для проведения спецоценки работодателю необходимо организовать специальную комиссию и заключить договор на проведение оценки с организацией, специализирующейся на данном виде деятельности. Стоимость аттестации рабочих мест колеблется в пределах от 1 500 рублей до 6 000 рублей за одно рабочее место. Конкретная цена зависит от сложности предстоящих работ и того, насколько рабочие места на предприятии унифицированы.

Указанная комиссия должна включать в себя представителей работодателя, менеджера, ответственного за охрану труда на предприятии и представителей профсоюза. Применительно к субъектам малого предпринимательства обязательным является включение в комиссию руководителя предприятия.

Конкретный пример аттестации рабочих мест может быть признан соответствующим законодательным нормам только в том случае, если привлекаемая сторонняя организация отвечает ряду требований. Во-первых, в уставных документах организации проведение спецоценки условий труда должно быть обозначено как основной вид деятельности. Во-вторых, организация должна располагать лабораторией, прошедшей специальную процедуру аккредитации. В-третьих, сотрудники организации должны быть представлены как минимум пятью специалистами-экспертами, имеющими специальные сертификаты на проведение работ по оценке рабочих мест. Среди этих специалистов обязательно наличие врача, специализирующегося на гигиене труда.

Указанные организации и специалисты в обязательном порядке должны числиться в специальном реестре и являться независимыми сторонами по отношению к предприятию, на котором планируется проведение аттестации рабочих мест.

Механизм проведения специальной оценки рабочих мест на предприятии

В процессе специальной оценки рабочие места исследуются на наличие опасных и вредоносных факторов, которые могут угрожать сотрудникам предприятия. В процессе этой работы заполняется специальная декларация, в которую заносятся все рабочие места, на которых угрозы не выявлены. Позднее данная декларация подаётся в трудовую инспекцию. В настоящий момент форма декларации ещё не разработана, но её утверждение ожидается в ближайшем будущем.

Рабочие места, на которых были обнаружены опасные факторы, подвергаются дополнительным исследованиям, сопровождаемым необходимыми испытаниями. После этой работы таким рабочим местам присваивается определённый класс условий труда: «оптимальный», «допустимый», «вредный» или «опасный». Вредные условия труда также классифицируются на четыре подкласса. Данная информация находит отражение в специальном отчёте комиссии (форма отчёта также пока ещё не утверждена). Работодатель должен быть ознакомлен с отчётом под роспись.

На что влияет специальная оценка рабочих мест

Результаты специальной оценки находят отражение при заполнении формы 4-ФСС. Полученная информация служит основанием для фонда социального страхования по отношению к страхователю определить размер скидки или надбавки по взносам «на травматизм».

Помимо этого, результаты специальной оценки используются для определения дополнительных тарифов, применяемых к взносам в ПФР. В статье 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.09 значится, что в зависимости от присвоенного рабочему месту класса и подкласса уровень тарифа может изменяться на величину от 0 до 8 процентов.

Результаты специальной оценки используются при организации на предприятии процедуры медицинских осмотров или для проведения работ, направленных на улучшение условий труда. Это регламентируется седьмой статьёй Федерального закона №426-ФЗ от 28.12.13 «О специальной оценке условий труда».

Аттестацию рабочих мест каждый работодатель обязан проводить каждые пять лет. С 2011 года работодатели при проведении аттестации руководствуются новым Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 №342н (далее – Приказ). Новый Приказ имеет ряд существенных отличий от ранее действовавшего Приказа №569.
И так, для чего проводят аттестацию, кому поручить проведение аттестации, какая ответственность ждет работодателя за уклонение от проведения аттестации рабочих мест?


Аттестация рабочих мест

Согласно ст.209 Трудового кодекса, аттестация рабочих мест по условиям труда – оценка состояния рабочих мест, условий труда для выявления опасных факторов, влияющих на здоровье работников и осуществления необходимых мероприятий для приведения рабочих мест в соответствие с нормативами.


Кто должен проводить аттестацию

Проводить аттестацию должны все работодатели, независимо от вида деятельности организации или ИП, независимо от организационно-правовой формы и применяемой системы налогообложения. При этом, аттестацию необходимо провести в отношении каждого рабочего места.


Аттестующие организации

Аттестацию могут проводить юридические лица, аккредитованные аттестующими организациями в установленном порядке. Такие компании включены в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
Для того, чтобы провести аттестацию рабочих мест, работодатель заключает гражданско-правовой договор с аттестующей организацией. Необходимо отметить, что организация, которой поручается проведение аттестации, должна быть независимой по отношению к работодателю.
Работодатель, должен оказывать содействие аттестующей организации, предоставлять необходимые документы, давать в устной и письменной форме необходимые разъяснения.
Аттестующая организация

    На основе действующих нормативов определяет метод проведения оценок и измерений, состав специалистов, осуществляющих необходимые процедуры;Проверяет наличие и полноту документации по обеспечению охраны труда у работодателя;Запрашивает у работодателя разъяснения по всем возникающим вопросам;В случае отказа работодателя в предоставлении документов и разъяснений отказывает в проведении аттестации.


Периодичность аттестации

Аттестацию по каждому рабочему месту работодатели, согласно п.8 Порядка, должны проводить раз в пять лет.
В соответствии с п.п.47 и 48 Порядка, проводится внеплановая аттестация в следующих случаях:

    организация новых рабочих мест – до истечения 60-ти рабочих дней после их ввода;замена производственного оборудования;изменение технологического процесса;изменение средств коллективной и индивидуальной защиты;проведение государственной экспертизы условий труда, которая была осуществлена для оценки качества ранее проведенной аттестации;осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с нормативными требованиями;проведение мероприятий по улучшению условий труда.

Аттестационная комиссия

Работодатель приказом утверждает состав аттестационной комиссии и график проведения работ. В состав комиссии входят:

    Представитель работодателя;Специалист по охране труда;Представитель выборного профсоюзной организации или иного представительного органа работников;Представитель аттестующей организации.

В ходе проведения мероприятий по аттестации, комиссия осуществляет следующие процедуры:

    Контроль за проведением аттестации на всех этапах ее проведения;Собирает и изучает пакет необходимых нормативных документов, организационные, распорядительные и методические акты, необходимые для проведения;Составляет перечень, подлежащих аттестации, рабочих мест, в котором указывает факторы трудового процесса, факторы производственной среды, травмоопасности, обеспеченности работников СИЗ;Проверяет и формирует предложения по приведению в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий, должностей руководителей, специалистов и служащих, наименований профессий и должностей, принятых в аттестуемой организации;Каждому рабочему месту присваивает порядковый номер;Заполняет карты аттестации и надлежащим образом их подписывает;В случае необходимости в письменном виде представляет предложения об изменении или дополнении трудовых договоров касательно обязанностей работодателя и защиты интересов работника;По окончании мероприятий по проведению аттестации разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с установленными нормами и требованиями охраны труда. При этом указываются источники финансирования и сроки их выполнения.

В процессе осуществления мероприятий по аттестации рабочих мест осуществляется оценка:

    Соответствия условий труда гигиеническим нормам;Травмоопасности рабочих мест;Обеспеченности каждого работника средствами индивидуальной защиты;Комплексная оценка условий труда.

Результаты аттестации

По результатам аттестации комиссия составляет отчет об аттестации.
Отчет рассматривается комиссией в течение десяти календарных дней. Комиссия подписывает протокол заседания и вместе с отчетом передает его работодателю.

Работодателю отводится десять рабочих дней для подписания приказа о завершении аттестации и утверждения отчета и представляет для ознакомления каждому работнику результаты аттестации его рабочего места. Работники подтверждают ознакомление с результатами аттестации своей подписью.
В течение десяти календарных дней с момента издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета, работодатель направляет в инспекцию труда сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест и сведения об аттестующей организации.

Ранее действующий Приказ №569 предусматривал передачу документов в инспекцию труда, но сроки для передачи не были установлены. Теперь же работодателям следует придерживаться установленных сроков.
Обратите внимание, в новом Порядке исключены некоторые пункты об использовании результатов аттестации в целях наказания, в частности следующие пункты:

    Обоснование решений об административном наказании в виде приостановления деятельности организации;Рассмотрение вопроса о приостановлении эксплуатации зданий, машин, оборудования, осуществлении некоторых видов работ вследствие угрозы жизни и здоровью работников;Решение вопроса о мерах ответственности применяемых в отношении лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда.

Ответственность

За непроведение аттестации ответственность, согласно ст.212 ТК РФ, несет работодатель. Ответственность установлена ст. 5.27 КОАП РФ.


Штрафы за правонарушения в сфере охраны труда

ответчик

Должностное лицо 1 раз

1000-5000 (руб.)

Должностное лицо, ранее совершившее аналогичное правонарушение

Дисквалификация на срок от одного года до трех лет

Индивидуальный предприниматель

1000-5000 (руб.) либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Юридическое лицо

30 000 – 50 000 (руб.) либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.


Хотим отметить, что планируется существенно повысить размер штрафов за нарушения трудового законодательства.
За проведение аттестации, за достоверность и полноту представленной в трудовую инспекцию информации несет работодатель.
За достоверность результатов аттестации, достоверность результатов измерений и оценок, согласно п.52 Порядка, отвечает как работодатель, так и аттестующая организация.
Контроль и государственный надзор за соблюдением порядка проведения аттестации осуществляет Роструд. Право контроля также имеют профсоюзы.
Если работодатель провел аттестацию в соответствии с ранее действующим Приказом №569, то повторно не требуется ее проводить. Согласно новому Приказу, результаты ранее проведенной аттестации, действительны до наступления очередного срока ее проведения.


Стоимость проведения аттестации

На сегодняшний день на территории России аккредитовано 622 аттестующих организаций, в Москве действует 61 организация.
На сайте Минздравсоцразвития http://rao.rosminzdrav.ru/ можно посмотреть реестр таких организаций.
Стоимость проведения аттестаций зависит от разных факторов, в том числе от количества рабочих мест, сложности исследования и т.д. В среднем стоимость аттестации одного рабочего места составляет 1000 – 7000 рублей.


Компенсации за вредные условия труда и налогообложение компенсаций

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах с вредными условиями труда, по результатам проведения аттестации, устанавливается в повышенном размере. В коллективном или трудовом договоре должен быть зафиксирован размер надбавки.
Разъяснения по налогообложению таких выплат приведены в письме ФНС России от 06.09.2011 №ЕД-4-3/14453.
Согласно подп.3 ст.255 НК РФ, компенсационные выплаты, связанные с особыми условиями труда и режимом работы, в т.ч. надбавки за работу в тяжелых и вредных условиях, относятся к расходам на оплату труда. Соответственно, надбавки, установленные по результатам аттестации, работодатели вправе учитывать в расходах.
Работодатели, выплачивающие надбавки без проведения аттестации, не могут учитывать такие выплаты в расходах.
Однако, суды придерживаются другой позиции. Так, ФАС Уральского округа в постановлении от 07.10.2010 №Ф09-8271/10-СЗ по делу №А60-4798/2010-С10, постановил, что надбавки выплачиваемые в связи с вредными условиями труда, работодатели вправе включать в расходы независимо от проведения аттестации рабочих мест. Поскольку отсутствие аттестации не освобождает работодателя от обязанности производить дополнительные выплаты работникам, работающим в опасных и вредных условиях.
Помимо надбавки, согласно ст.219 ТК РФ, работникам, занятым на вредных работах, положена компенсация. Налоговые органы считают, что такие выплаты должны облагаться НДФЛ. Освобождаются компенсационные выплаты от НДФЛ только при одновременном наличии следующих условий:

    Компенсация выплачивается по результатам проведенной аттестации рабочих мест;Работодатель не может устранить выявленные тяжелые или опасные условия труда.

Однако, по мнению Министерства финансов, НДФЛ не облагаются компенсации, если они предусмотрены трудовыми и коллективными договорами с учетом рекомендаций, полученных от профсоюзных инспекторов по охране труда.
Обратите внимание, в связи с тем, что надбавки не являются компенсационными выплатами, при их выплате следует удерживать НДФЛ.

Сертификация организации работ

Работодатели, согласно ст.212 ТК РФ, помимо аттестации, обязаны обеспечить сертификацию организации работ по охране труда.
Малые предприятия вместо сертификации могут оформить декларацию соответствия, которая представляется в государственные органы в подтверждение соответствия условий труда нормативным требованиям. Декларация соответствия сдается также после проведения аттестации рабочих мест.
С 2012 года работодатели обязаны сообщать в ФСС сведения о результатах аттестации и проведенных в обязательном порядке медосмотрах.

Фонд социального страхования, на основе результатов аттестации определяет размер скидки или надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При определении размера скидки или надбавки учитываются итоги работы страхователя за предшествующие три года.

Скидка не предоставляется, если у работодателя были страховые случаи со смертельным исходом.

Аттестация рабочих мест согласно новому закону заменена на специальную оценку условий труда (СОУТ) – это проверка трудовых условий, организация мер по их безопасности, определение наличия опасности здоровью. Регулируют правила СОУТ Федеральный закон № 426-ФЗ от 28.12.2013 года и Трудовой Кодекс РФ. В данной статье мы рассмотрим как проводится аттестация рабочих мест по условию труда, какие цели оценки, какой порядок и список необходимых документов.

Цель проведения аттестации или специальной оценки условий труда

Проверка проводится для того, чтобы привести трудовые условия к установленным нормам. Для этого необходимо:

  • Проконтролировать состояние рабочих мест;
  • Изменить размер страховых взносов на случай травматизма;
  • Составить список лиц, которым необходимо пройти медицинскую проверку;
  • Обеспечить персонал средствами защиты;
  • Изменить график работы для работающих во вредных условиях (сократить рабочий день, установить дополнительный отпуск и т.д.);
  • Изменить технологию процесса или приостановить работу цеха;
  • Привести наименования должностей в соответствие Общероссийскому классификатору профессий;
  • Применить санкции за нарушения по охране труда.

Кем проводится оценка условий труда

Организовывать аттестацию обязан каждый работодатель любой формы собственности (индивидуальный предприниматель, юридическое лицо). Осуществляется аттестационной комиссией и аккредитованной организацией, привлеченной предприятием на платной основе. Состав комиссииутверждает работодатель, в него входят:

Для больших организаций Для небольших предприятий и малого бизнеса
Представители руководителя (начальники структурных отделов, юристы, работники кадров, бухгалтера по заработной плате,медработники и т.д.), один из них назначается возглавляющий комиссию. Работодатель либо его представитель.
Специалист по охране труда. Специалист, привлекаемый работодателям для выполнений функций охраны труда.
Член профсоюза. Член профсоюза.
Представитель аккредитованной организации.

Задачи комиссии:

  • Руководить и контролировать все этапы проверки;
  • Сбор необходимых документов и их изучение;
  • Составление списка рабочих мест, которые будут проверяться;
  • Проверка соответствия наименования профессий и должностей Единому справочнику;
  • Нумеровка рабочих мест;
  • При необходимости предложить внести изменения в обязанности работодателя в трудовом договоре (обеспечение средствами защиты, изменение графика работы, обеспечение надбавками к зарплате за вредность и т.д.);
  • Разработка плана по приведению мест в соответствие с нормами.

Аккредитованная организация – это независимое лицо. Работодатель может привлечь несколько организаций.

  • Задачи аттестующей аккредитованной организации:
  • Определить методы замеров и состав специалистов, которые будут их производить;
  • Изучить документы, обеспечивающие трудовые условия;
  • Запрос объяснений по возникающим вопросам.

Согласно договору, аттестующая аккредитованная организация должна:

  • Сделать необходимые замеры;
  • Оценить соответствия мест нормам;
  • Составить отчет о проверке.

Аккредитованная организация вправе отказаться от проведения проверки при не предоставлении необходимых документов или при отсутствии условий для замеров.

Согласно ФЗ №426, ред. от 01.01.2014 г предъявляются следующие требования к аккредитованным организациям, выполняющим СОУТ:

  • Лицензия на проведение СОУТ.
  • В составе должно быть не менее пяти экспертов с сертификатами и не менее одного эксперта –специалиста с высшим образованием по любой из специальностей: врач по общей гигиене, специалист по лабораторным исследованиям, врач по гигиене труда.
  • Наличие аккредитованной исследовательской лаборатории.

Если организация не будет соответствовать требованиям, то ее решение будет не действительным.

Сроки проведения проверки

График проведения проверок утверждается работодателем, между проверками период должен быть не менее пяти лет. Следующая аттестация все равно проводится, даже если результаты предыдущей показали полное соответствие нормам. Новые места аттестуются не позднее, чем через 60 дней после начала их функционирования.

Есть ситуации, когда проводят проверку вне плана:

  • При смене оборудования;
  • При изменении сырья и материалов;
  • При производственных травмах или несчастных случаях;
  • При внесении изменений в технологию;
  • При проведении мер по улучшению трудовых условий и приведению их к соответствующим нормам;
  • При смене средств защиты;
  • По предложению члена профсоюза;
  • По итогам госэкспертизы;
  • При появлении новых рабочих мест.

Процесс проведения аттестации

Существует три этапа аттестации, это оценка: норм гигиены, травмоопасности, обеспеченности защитой. По результатам аттестации заключается комплексная оценка. При проверки рабочих мест в производстве проверяется воздействие следующих факторов: биологических, химических и физических. При оценке условий трудовой деятельности проверяется напряженность труда и его тяжесть.

1 этап. Оценка гигиены

Проводится в соответствие с руководствами: Р 2.2.013-94 иР 2.2.2006-05.Оцениваются санитарные условия для труда, соблюдаются ли правила гигиены, нет ли нарушений со стороны работодателя, созданы ли все условия для безопасности работника. Проводятся лабораторные экспертизы, взятие проб.

По результатам оценки трудовые условия делятся на 4 класса вредности: оптимальный, допустимый, вредный и опасный.

2 этап. Оценка травматизма

В ходе оценки проверяется рабочее оборудование, а именно: эксплуатационные документы; есть ли защита при работе на этом оборудовании; наличие ограждений, сигнальных маркировок, блокировок и т.д.; исправность сигналов о поломке, аварийного запуска, прекращение энергоснабжения и т.д.; защита оборудования и электропроводки от внешних воздействий. Оцениваются инструменты и приспособления, необходимые для работы, соответствуют ли они нормам.

Комиссия руководствуется следующим требованиям по защите от: механических воздействий, воздействия электроэнергии, токсикации химическими веществами, воздействия температур и т.д. После проведения оценки трудовые условия делятся на три класса: оптимальный, допустимый, опасный.

3 этап. Оценка средств защиты персонала

Работники компании в обязательном порядке обеспечиваются необходимыми средствами защиты. Они должны соответствовать следующим требованиям: иметь сертификаты, соответствовать нормативам, соответствовать фактическим трудовым условиям.При обнаружении хотя бы одного несоблюдения порядка, рабочее место считается не обеспеченным средствами защиты.

Итоговая оценка условий труда

По завершению аттестации осуществляется комплексная оценка трудовых условий, основанная на результатах всех трех этапов. После чего выносится итоговое решение – соответствует ли рабочее место государственным нормативным требованиям или не соответствует.

Штрафы за нарушение правил специальной оценки условий труда

Ответственность за проведение и достоверность данных лежит на работодателе. В случае нарушения налагается административный штраф в размере от 50 до 80 тысяч рублей. Размеры административных штрафов, начали действовать с 01 января 2015 года представлены в таблице ниже.

Вид нарушения Размер административного штрафа (руб.)

Нарушение трудового законодательства

До 50 000
Нарушение порядка проведения проверки До 80 000
За допуск лиц, не прошедших подготовку по охране труда До 130 000
За несоблюдение нормативов по охране труда До 150 000
За повторное несоблюдение нормативов по охране труда

Простой пример #1 определения наказания за нарушение правил проведения аттестации

На предприятии введены новые рабочие места 01 мая в 2016 году. Работодатель начал проводить аттестацию новых рабочих мест 01 августа в 2016 году. Есть ли нарушения? Каким будет наказание?

Нарушение есть, поскольку проверку нужно проводить в течение 60 дней со дня ввода новых рабочих мест. На организацию налагается административный штраф в размере 80 000 рублей.

Рабочие места подлежащие аттестации

Аттестации подлежат все рабочие места в организации . Исключение составляют аналогичные (похожие) рабочие места. Если на предприятии есть такие места, то оценивается только часть из них, а именно только 20%, но не менее двух.

Аналогичные места должны соответствовать следующим признакам:

  • У должностей и профессий одинаковые наименования;
  • Единая технология работы, процесса;
  • Единый перечень обязанностей;
  • Работа на одинаковом оборудовании, при использовании одинакового сырья, материала, приспособлений, инструментов, инвентаря и т.д.;
  • Похожие рабочие помещение (или это одно помещение на всех, или это работа на отрытом воздухе);
  • Созданы похожие условия труда (температура воздуха, кондиционирование, отопление, вентиляция, освещение и т.д.);
  • Одинаковый график работы;
  • Расположение оборудования одинаково;
  • Вредность производства одного класса и одного типа;
  • Одинаковые средства защиты.

На аналогичные места заводится одна карта аттестации. Результат оценки (устранение недочетов, улучшающие меры, надбавки за вредность и т.д.) распространяется на все аналогичные места.

Пример #2. Отнесение рабочих мест к аналогичным

На швейной фабрике работают 8 швей-мотористок. У них одни и те же трудовые условия, одинаковые швейные машины, технология работы, одинаковое название должностей, одинграфик работы и используемое сырье (материалы). Являются ли рабочие места аналогичными и сколько рабочих мест должны пройти аттестацию?

8 рабочих мест являются аналогичными. Пройти аттестацию должно 20% мест, но не менее двух.

8*20%=1,6, значит необходимо проверить 2 аналогичных рабочих мета. Если в результате проверки этих мест будет принято решение по улучшению условий труда, то это решение будет распространено на все 8 мест.

Документы, необходимые для оценки трудовых условий

В таблице ниже представлены необходимые документы для, которые потребуются перед прохождением аттестации, в непосредственно процессе оценки и после проверки.

Перед началом В процессе оценки После проведения

Приказ руководителя о создании комиссии и ее список.

Утвержденный руководителем график проверок.

Список мест, подлежащих проверке.

Карты аттестации каждого рабочего места.

Сводная ведомость результатов проверки.

Таблица классов вредности и надбавок за вредность.

Заключения по итогам госэкспертизы (при наличии).

Предписания о нарушениях (при наличии).

Сведения об аккредитованной организации.

Протокол заседания комиссии.

План действий по улучшению трудовых условий.

Приказ о завершении аттестации.

Утвержденный отчет об аттестации

Приказ о завершение аттестации подписывается руководителем в течение 10 дней. Руководитель знакомит работника с результатами проверки под роспись. После этого в течение 10 календарных дней работодатель должен предоставить в государственную инспекцию труда в бумажном и электронном виде: сводную ведомость результатов проверки и сведения об аккредитованной организации. Данные по итогам СОУТ размещаются на официальном сайте компании в течение 30 дней.

Часто встречающиеся вопросы

Вопрос №1. Проводится ли аттестация рабочих мест для офисных работников?

Да проводится, поскольку аттестация, согласно ФЗ №426, должна проводиться для всех рабочих мест. Скорее всего, рабочие места офисных работников будут признаны аналогичными, тогда проверить нужно будет только 20% мест, но не менее двух.

Вопрос №2. На ком лежит ответственность за соблюдение правил аттестации?

Ответственность несет работодатель. В случае нарушения налагается административный штраф от 50 до 200 тыс. рублей.

Вопрос №3. Кто проводит аттестацию?

Аттестацию проводит аттестационная комиссия, назначенная руководителем и независимая аккредитованная организация.

Вопрос №4. Когда нужно проводить аттестацию?

Раз в пять лет, а для новых мест в течение 60 дней. В определенных случаях проводится внеплановая аттестация.

Вопрос №5. Может ли аккредитованная комиссия отказаться от проведения проверки?

Да может, если работодатель не предоставил все необходимые документы и условия для проведения замеров.

Относительно недавно в отечественном законодательстве произошли изменения, касающиеся охраны труда на предприятиях. С 01.01.2014 вступил в силу , который заменил процедуру аттестации рабочих мест (АРМ) на специальную оценку условий труда (СОУТ).

Что такое АРМ

По большому счету, это та же самая процедура специальной оценки рабочих мест. Но порядок и сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда определял не федеральный закон, а Приказ Минздрава от 26.04.2011 № 342н.

Аттестацию тоже проводил работодатель с привлечением специальной организации, тоже образовывалась комиссия, определялись классы опасности и составлялся отчет. Срок аттестации рабочих мест сопоставим со сроками проведения специальной оценки условий труда. То есть фундаментально, хоть СОУТ фактически и заменил АРМ, функции и задачи остались прежними:

  • разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда;
  • информирование сотрудников об условиях труда на их рабочих местах;
  • принятие решений о необходимости в организации периодических и предварительных медицинских осмотров;
  • установление гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда.

Нововведениями стали:

  1. Процедура или этап идентификации вредных и опасных факторов производственной среды. Методика проведения этой процедуры утверждена Приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н.
  2. Подача декларации о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям условиям охраны труда в случае отсутствия (неидентификации) вредных или опасных производственных факторов.
  3. Идентификация вредных и опасных факторов производственной среды осуществляется теперь не на всех рабочих местах. Список рабочих мест, на которых этап идентификации не осуществляется, указан в пункте 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Указанные нововведения никак не отразились на сроках проведения аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда. Сроки по-прежнему определяются работодателем — нормативным документом об организации СОУТ.

Кроме изменений в самой процедуре проведения АРМ, с принятием СОУТ были внесены изменения в законодательство.

Трудовое законодательство

Раньше работникам, занятым во вредных (вне зависимости от класса опасности) и опасных условиях труда, по полагались:

  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • доплаты;
  • сокращенная рабочая неделя.

С введением 426 Федерального закона у работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, остались:

  • класс вредности 3.1 — только доплаты;
  • класс вредности 3.2 — доплаты и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • класс вредности 3.3, 3.4 и 4 — доплаты, отпуск и сокращенная рабочая неделя.

Административное законодательство

В введена , предусматривающая ответственность за нарушения порядка организации и проведения СОУТ и выдачи работникам средств индивидуальной защиты. Введены и новые штрафы — от предупреждения или 5000 рублей для должностных лиц до 80 000 рублей при первом нарушении, а при повторных — от 30 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Пенсионное законодательство

Теперь в периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитывается тот трудовой стаж, который соответствовал вредному или опасному, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Периодичность проведения

Как и в случае с СОУТ, периодичность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда составляла 5 лет.

Положениями пункта 4 статьи 27 Федерального закона № 426-ФЗ предусмотрено, что если организация провела АРМ до вступления в силу указанного Федерального закона, СОУТ разрешено не проводить в течение пяти лет со дня завершения АРМ. Но если возникнут обстоятельства, по которым необходимо провести внеплановую СОУТ, спецоценку придется проводить, не дожидаясь окончания планового срока.

Как часто проводится аттестация рабочих мест или СОУТ, решает работодатель: хоть ежегодно. Но не реже чем один раз в 5 лет и каждый раз при возникновении условий, обязывающих работодателя провести внеплановую СОУТ.

Основания для проведения внеплановой СОУТ остались те же, что и для АРМ, за исключением нового независимого обстоятельства в виде несчастного случая на производстве. Полный перечень оснований для внеплановой СОУТ указан в статье 17 Федерального закона № 426-ФЗ.

Стоимость

В 2020 году стоимость проведения аттестации рабочих мест (СОУТ) по-прежнему определяется несколькими параметрами:

  1. Цена договора с организацией, которая непосредственно проводит СОУТ. В цену обычно входит:
    • стоимость исследований и замеров;
    • использование специальной аппаратуры;
    • командировочные сторонних специалистов и т. д.
  2. Размер издержек по результатам аттестации и рационализации рабочих мест:
    • если установят классы вредности и опасности, потребуются дополнительные отчисления в Пенсионный фонд, надбавки и компенсации для работников;
    • приобретение новых или модернизация имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты;
    • замена производственного оборудования, оптимизация его расстановки и т. д.
  3. Штрафы за отсутствие аттестации рабочих мест или несвоевременное проведение СОУТ (результаты АРМ можно оспорить и признать не соответствующими действительности). При выборе организации обратите внимание на ее уставные документы (код ОКПД2 для аттестации рабочих мест — 71.20.19.130), сведения о ней обязательно присутствуют в реестре организаций, проводящих СОУТ.

Региональный фактор тоже влияет на стоимость аттестации рабочих мест по условиям труда: цены в Москве и Сыктывкаре отличаются.

Штрафы

В 2020 году на вопрос, обязательна или нет аттестация рабочих мест, ответить несложно: она должна быть, если не проводилась спецоценка. Размеры штрафов за отсутствие АРМ или СОУТ составляют:

Наименование нарушения

Размер штрафа в рублях

должностное лицо

лица без образования юридического лица

юридические лица

Нарушение требований охраны труда, изложенных в федеральном законодательстве

Предупреждение или от 2000 до 5000

От 2000 до 5000

От 50 000 до 80 000

Нарушение порядка проведения СОУТ (или непроведение)

Предупреждение или от 5000 до 10 000

От 5000 до 10 000

От 60 000 до 80 000

Допуск работника без обучения правилам охраны труда (медицинские осмотры включаются)

От 15 000 до 25 000

От 15 000 до 25 000

От 110 000 до 130 000

Необеспечение работников СИЗ

От 20 000 до 30 000

От 20 000 до 30 000

От 130 000 до 150 000

Повторные нарушения

От 30 000 до 40 000 или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

От 30 000 до 40 000 или приостановка деятельности на срок до 90 суток

От 100 000 до 200 000 или приостановка деятельности на срок до 90 суток

Документы по итогам мероприятия

По итогам СОУТ организация, которая непосредственно проводила спецоценку, составляет отчет, работодатель его утверждает. Отчет — многостраничный и объемный документ, форма которого утверждена Приложением № 3 к Приказу Минтруда от 24.01.2014 № 33н.

Для работодателя важен весь отчет целиком, но наибольший интерес для работника представляет третий раздел отчета или СОУТ — непосредственно карта.

В карте содержится различная информация, но наибольший интерес представляют сведения:

  • о классификации вредных и опасных факторов;
  • используемых средствах индивидуальной защиты и их эффективности;
  • рекомендациях по итогам проведенных мероприятий.

Работодатель обязан ознакомить действующих сотрудников с информацией, которую содержит карта, в течение 30 дней с даты утверждения отчета о проведенной СОУТ.

02.10.18 133 341 6

Удивительные приключения бизнеса с наемными работниками

До 31 декабря 2020 года все, у кого есть наемные работники, должны провести специальную оценку рабочих мест.

Наталия Челован

сделала спецоценку

Законодатель установил пятилетний переходный период для поэтапного проведения СОУТ - он закончился 31 декабря 2018 года. Поэтому работодатели должны были провести специальную оценку рабочих мест до 1 января 2019 года. Но тем, кто провел СОУТ в 2015 году, до 31 декабря 2020 года надо заново проходить процедуру, потому что спецоценка проводится не реже чем один раз в пять лет.

Эта статья для малых предприятий и ИП, потому что крупные сами все знают.

На самом деле мало провести спецоценку - нужно еще заполнить декларацию и подать ее в трудовую инспекцию. И уже тут начинаются нюансы.

Этой весной я проводила спецоценку в маленьком агентстве недвижимости. Нужно было оценить четыре офисных места, расположенных в центре Санкт-Петербурга, запас времени у меня был. В итоге я заплатила 6000 Р за оценку четырех рабочих мест и осталась довольна. Расскажу по порядку.

Что такое специальная оценка условий труда

СОУТ - это оценка рабочих мест: эксперты определяют вредные производственные факторы и оценивают, насколько показатели на производстве соответствуют нормативам.

Есть закон, по которому организации с работниками должны проводить специальную оценку рабочих мест, сокращенно СОУТ . По ее результатам определяют класс условий труда. В зависимости от класса считаются взносы, закупается спецодежда или, например, устанавливаются дополнительные светильники.

При проведении спецоценки оценивают вредные факторы, а не эстетику. На шум, пыль или отсутствие света эксперт обратит внимание, на цвет стен или качество дверной фурнитуры - нет. Еще могут измерить тяжесть труда, химические, биологические факторы. Но обычно это касается сложных производственных предприятий.

Опять душат бизнес проверками?

Специальная оценка условий труда - это, скажем прямо, головная боль. Много возни, бумажек и формальностей.

Но есть у нее и смысл: СОУТ помогает убедиться, что сотрудники работают в нормальных условиях, им есть чем дышать, на них не сыпется радиоактивная известь, а глаза не вытекают из-за сумрака в офисе.

Кто должен проводить

Оценивать рабочие места должен любой бизнес, в котором работают сотрудники. Оценке подлежат все места, на которых работают люди: в офисе, на кухне в кафе, в швейном цехе и на мебельном производстве.

Оценку проводят специализированные фирмы. Эксперт такой фирмы приходит в офис или на производство, проверяет все, а потом пишет отчет. На основании этого отчета вы заполняете и подаете в трудовую инспекцию декларацию.

Кто не должен проводить оценку условий труда

Компании без сотрудников. Допустим, в компании единственный сотрудник - гендиректор. Работает он из дома, потому что офисного помещения нет. Тогда нет предмета оценки, а значит, она и не нужна.

Если у ИП нет сотрудников, то оценивать ничего тоже не нужно.

Компании без рабочих мест - все сотрудники удаленные. Не нужно оценивать рабочие места дистанционных и надомных работников: если, например, дизайнер или швея работают дома и это прописано у них в трудовом договоре - оценку проводить не нужно. Не нужно оценивать вакантные места - это когда место есть, а на нем никто не работает.

Обычные люди. Процедура не касается физических лиц: если у вас частный повар или личный помощник, которому вы платите как физическое лицо, то проводить процедуру тоже не нужно.

Нюансы

Иногда нужна спецоценка, но декларация не нужна: это в основном касается всяких производств, кафе и ресторанов. Или любого бизнеса, где обнаруживаются вредные или опасные факторы, - тут нужно действовать иначе, но это тема отдельной статьи.

В какие сроки проводится спецоценка

Спецоценку нужно проводить не реже раза в пять лет. Например, если вы провели СОУТ в августе 2015 года, вы должны заново пройти процедуру не позднее августа 2020 года. И у вас будет 30 рабочих дней с даты утверждения отчета, чтобы оформить и подать декларацию по СОУТ.

Ответственность за непроведение спецоценки - штраф до 200 000 Р

Для тех, кто делать спецоценку не хочет, предусмотрены штрафы. Первый раз:

  • гендиректор или ИП заплатит от 5000 до 10 000 Р ;
  • юридическое лицо - от 60 000 до 80 000 Р .

Повторное нарушение (непроведение специальной оценки условий труда) обойдется:

  • гендиректору - штраф от 30 000 до 40 000 Р либо дисквалификация (запрет) руководить на срок от 1 до 3 лет;
  • юридическому лицу придется ответить суммой от 100 000 до 200 000 Р или приостановлением деятельности максимум на 90 дней;
  • ИП заплатит штраф как гендиректор - до 40 000 Р , но деятельность ему приостановят как компании.

Как часто проводить и сколько действует СОУТ

Срок действия декларации СОУТ - 5 лет. Считаем со дня внесения сведений о результатах оценки в информационную систему учета. В большинстве случаев этот срок будет автоматически продлен еще на 5 лет. Но оценку нужно будет провести заново, если:

  1. С работником произошел несчастный случай на производстве.
  2. У работника нашли заболевание, которое появилось из-за вредных или опасных факторов на работе.
  3. В ходе проверки трудовая инспекция выявила нарушения норм охраны труда.
  4. В этих случаях помимо прекращения действия декларации соответствия придется провести внеплановую специальную оценку условий труда. Еще внеплановая спецоценка потребуется, если появились новые рабочие места или изменился офис. С 1 января 2020 года работодатель также может провести внеплановую проверку, если сотрудник направит ему замечания и возражения по поводу результатов спецоценки на своем рабочем месте.

Порядок проведения оценки условий труда

Для себя я поделила весь процесс на три шага:

Подготовка - выбор исполнителя, сбор документов. Проведение - исследование и получение документов от организации. Сдача отчетности - заполнение декларации, уведомление сотрудников. Посмотрим подробнее на каждый из шагов.

Выбрать исполнителя, издать приказ и утвердить перечень мест

Оценивают рабочие места специальные люди, у которых для этого есть оборудование и знания. Предприниматель не может проводить ее для себя сам. У исполнителя должна быть аккредитация - ее можно проверить на сайте Минтруда.

Тут же - в разделе «Реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда» - можно проверить аттестацию эксперта, который будет проводить СОУТ.

  1. Общее количество мест - чем меньше, тем дороже.
  2. Расположение офиса - выезд в промзону на окраину города будет дороже.
  3. Сложность оценки - если оцениваете не офис, а, например, швейное производство, то потребуются дополнительные замеры шума и тяжести трудового процесса, это будет дороже.
  4. Срочность.

Я обзвонила десяток компаний, выбрала троих с нормальной для меня ценой, проверила, чтобы у них была аккредитация, а потом вспомнила, в какой компании из трех со мной дружелюбнее говорили по телефону. С этой компанией я заключила стандартный договор.

Параллельно с заключением договора нужно создать комиссию для проведения специальной оценки условий труда. Звучит громко, но на самом деле нужно составить и подписать у гендиректора приказ, в котором перечислен состав комиссии из сотрудников компании.


До начала процедуры нужно составить и подписать у комиссии перечень мест, которые подлежат оценке, и составить график проведения СОУТ. У графика нет какой-то установленной формы, вы составляете его так, как все остальные внутренние документы.

Ни приказ, ни график, ни перечень мест не нужно никуда сдавать. Они хранятся вместе с другими документами в толстой папочке у бухгалтера. Вот как выглядят эти документы у меня.







Приказ, график и перечень составила лично я, для примера. Оформление может отличаться от вашего. Оно никак не регламентируется, но сами документы для порядка должны быть.

Получение заключения

При оценке рабочих мест есть два этапа: идентификация, а потом замеры и исследования.

Идентификация. Сначала эксперт осмотрел помещение, поговорил с сотрудниками и их непосредственным руководителем: например, спрашивал, сколько времени они проводят за компьютером. Задача была в том, чтобы понять, что собой представляет рабочий процесс и какие измерения или исследования потребуются.

О времени вы договариваетесь заранее - важно, чтобы сотрудники были на рабочих местах и присутствовали участники комиссии, которые указаны в приказе. Эксперту нужно будет показать:

  1. Перечень рабочих мест и собственно сами рабочие места.
  2. Режим работы сотрудников.
  3. Оборудование, за которым сотрудники работают.

После осмотра эксперт сказал, что замерять будет один фактор - освещенность. Комиссия согласилась, и мы назначили дату новой встречи.

Замеры и исследования. Эксперт приезжает и проводит измерения на рабочих местах. В нашем офисе нужно было измерить «параметры световой среды»: достаточно ли в помещении света для работы за компьютером. Для исследования эксперт привез люксметр и замерил уровень искусственного освещения.

Эксперт описал результаты в протоколе измерений и выставил класс условий труда. Всего выделяют 4 класса условий труда:

  1. Оптимальные (первый класс).
  2. Допустимые (второй класс).
  3. Вредные (третий класс), есть еще и подклассы.
  4. Опасные (четвертый класс).

Класс влияет на уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым в производстве с вредными факторами. В нашем офисе поставили второй класс - это допустимые условия труда.

Класс условий труда эксперт заносит в карту, а потом делает отчет. Срок подготовки отчета указан в договоре. В моем случае в договоре было прописано 30 календарных дней после поступления нашей оплаты, и я получила документы точно в указанный срок.

В отчете должны быть:

  1. Сведения об организации, оценивающей рабочие места, копии аттестата аккредитации и область аккредитации.
  2. Перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с перечислением обнаруженных вредных факторов.
  3. Протоколы проведения исследований и измерений.
  4. Карты специальной оценки.
  5. Сводная ведомость результатов СОУТ и сводная таблица классов условий труда.
  6. Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий, если нужно.
  7. Заключение эксперта.

Отчет должны утвердить и подписать председатель и члены комиссии.





Сдать декларацию

Эксперт отдает вам отчет на утверждение, а вы его подписываете. В нашем случае мы получили заключение 15 мая, а 16 мая его подписал гендиректор. В течение трех рабочих дней после утверждения вы должны любым доступным способом сообщить об этом в организацию, которая оценивала рабочие места. Мы отправили скан подписанного титульного листа отчета по электронной почте.

После этого организация, проводящая СОУТ, отправляет отчет о спецоценке во ФГИС (Федеральная государственная система учета результатов проведения СОУТ) и в течение трех рабочих дней сообщает об этом заказчику. Все эти действия - в срок действия договора.

По местам, на которых не нашли ничего вредного и опасного, подается декларация соответствия. Есть исключения, например по медицинским, педагогическим работникам, список исключений смотрите в п. 6 ст. 10 закона 426-ФЗ. Подать декларацию обязан работодатель. Срок подачи - 30 рабочих дней с даты утверждения отчета.

Подавать нужно в Роструд:

  1. лично;
  2. по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о доставке;
  3. если есть квалифицированная электронная подпись, то можно заполнить декларацию прямо на сайте Роструда.


Результаты оценки условий труда

Организация, которая проводила СОУТ, оформляет итоги оценки в виде отчета.

Что делать по итогам СОУТ

Класс условий труда Что делать работодателю Примеры Нормативная база
Платить дополнительные взносы в ПФР Максимальный тариф - 8% от зарплаты при опасных условиях п. 3 ст. 428 НК РФ
Предоставлять работникам гарантии и компенсации - Если условия труда опасные или третьей - четвертой степени вредности - сократить рабочее время;
- если условия труда опасные или второй - четвертой степени вредности - предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
- повысить оплату труда
пп. 6 п. 1 ст. 7 Закона № 426-ФЗ
Улучшать условия труда работников - Установить защитные и сигнализирующие устройства;
- уменьшить загазованность, запыленность воздуха;
- улучшить освещение
пп. 6 п. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ
Обеспечивать работников средствами индивидуальной и коллективной защиты пп. 3 п. 1 ст. 7 Закона № 426-ФЗ
Давать работникам молоко или другие равноценные пищевые продукты ст. 222 ТК РФ
Второй или первый класс: допустимые или оптимальные условия труда Контролировать условия труда и вовремя устранять факторы, которые могут повлиять на уровень безопасности - Вовремя менять перегоревшие лампочки;
- следить за состоянием вентиляции;
- обеспечивать уборку
пп. 1, 4 п. 1 ст. 7 Закона № 426-ФЗ

Четвертый или третий класс: опасные или вредные условия труда

Что делать работодателю

Платить дополнительные взносы в ПФР

Максимальный тариф - 8% от зарплаты при опасных условиях

Что делать работодателю

Предоставлять работникам гарантии и компенсации



Что еще почитать