Положение службе по охране труда. Положение о службе охраны труда

Modern textile factory manager using tablet computer


На каждом предприятии описываемое положение играет ключевое значение. Работодатель в условном учреждении обязан проследить за оформлением данного акта в соответствии с профильным законодательством (включая положение о комиссии по охране труда). Деятельность данного предприятия при этом не имеет значения — документ является обязательным для каждого структурного подразделения. Далее будет рассказано об особенностях его составления.

Положение о службе охраны труда по ТК РФ

Цель его обязательного утверждения — безопасность производственного персонала и каждого сотрудника — . В каждом случае работник должен самостоятельно ознакомиться с описываемой инструкцией, а обеспечение такого ознакомления лежит на руководителе организации. Именно директор предприятия несет формальную ответственность не только за разработку, но и за процедуру ознакомления. Данный акт является своеобразной должностной инструкцией для локального органа охраны труда.

Как разработать положение о службе охраны труда?

Основной элемент данного положения — это сфера деятельности предприятия. Оно не может быть одинаковым в образовательном учреждении и локальном промышленном предприятии.

На 2018 год Правительством разработаны общие методические рекомендации (12/85.11), которых и следует придерживаться. Изначально уточняется специфика работы, после чего в указанных рекомендациях (в оглавлении) выбирается соответствующая отрасль. Для каждой отдельной отрасли разрабатываются отдельные нормы.

Кто может заниматься разработкой положения о службе охраны труда?

Обязанность разрабатывать систему условий возлагается на лицо, какое отвечают за общую охрану труда локального предприятия. Указанный специалист назначается работодателем, после чего он может самостоятельно заниматься формированием подконтрольной ему службы и разрабатывать описываемое положение. Помимо этого работодатель может назначить и любого стороннего сотрудника организации, обладающего специальными профильными знаниями.

Выполнение и учет подобных функций ложатся, как правило, на специалиста, имеющего соответствующее образование.

Необходимые нормативные акты для оформления положения о службе охраны

Для любого предприятия, еще до утверждения описываемого положения о локальной службе охраны, изначально потребуется подготовить некоторые нормативные акты. К таковым на практике относятся:


  • Устав профильного государственного министерства в обязательно утвержденной форме;
  • Акт аттестации рабочих мест установленным нормативам;
  • Основной приказ о формировании органа.

Типовое положение о службе безопасности и охраны труда в организации

В Российской Федерации для предприятий разного уровня типовой образец будет выглядеть по разному — школа и промышленное предприятие функционируют по совершенно иным правилам работы, поэтому и работники осуществляют здесь свою деятельность по совершенно разным документальным основам.

Диспозитивные основы для всех случаев описываются в профильном Постановлении № 1/29 . Именно этими данными и следует руководствоваться при составлении описываемого документа.

Типовое положение о службе охраны труда и промышленной безопасности

Что касается промышленной безопасности, в этом случае все более конкретно. Управление каждым предприятием, вплоть до его ликвидации, предполагает действие типового акта, в соответствии с которым работники службы будут исполнять свои формальные обязанности.

В сегменте промышленной безопасности основное значение выделено именно безопасности сотрудников в работе с производственными агрегатами. Соответственно, основное назначение службы — отслеживание соблюдения императивов по охране труда на предприятии.

Образец приказа об утверждении положения о службе охраны труда

Как и любой локальный документ, описываемый акт не вводится в использование до издания профильного приказа со стороны работодателя организации. Поэтому до этого времени в действии находится ранее изданный акт, какому и следует соответствовать. Сразу после разработки нового документа, уполномоченный работник предоставляет его для ознакомления работодателю. Если ссылки на документацию указаны верно, а общая структура отвечает указанным ранее рекомендациям, то работодатель выносит профильный приказ.

ПОЛОЖЕНИЕ

о службе охраны труда

I. Общие положения

1. Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель. Для организации работы по охране труда руководитель организации создает службу охраны труда.

3. Служба организовывается в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.

4. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда. органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля,

5. Работники Службы в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами организации.

II. Основные задачи службы охраны труда

1. Основными задачами Службы являются:

1.1. Организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда.

1.2. Контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации.

1.3. Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.

1.4. Информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда.

1.5. Изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

III. Функции службы охраны труда

Для выполнения поставленных задач на Службу возлагаются следующие функции:

1. Учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами.

2. Оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений.

3. Организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением.

4. Проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно - технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда.

5. Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда.

6. Согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда.

7. Разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно - методической помощи по выполнению запланированных мероприятий.

8. Участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации.

9. Оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелую работу и- работу с вредными или опасными условиями труда.

10. Организация расследования несчастных случаев на производстве.

11. Участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями.

12. Составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России.

13. Разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

14. Организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда.

15. Составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.

16. Оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ) .

17. Обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда.

18. Организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях.

19. Организация совещаний по охране труда.

20. Ведение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео- и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т.д.

21. Доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда организации.

22. Рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков.

23. Осуществление контроля за:

Соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;

Обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;

Соблюдением Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от II марта 1999 г. N 279;

Выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;

Наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;

Проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и подготовкой к сертификации работ по охране труда;

Своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических.освидетельствований оборудования, машин и механизмов;

Эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;

Состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;

Своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;

Организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;

Санитарно - гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;

Организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;

Правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

Своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно - профилактического питания, молока и других равноценных пищевые продуктов;

Использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.

24. Анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда организации (при его наличии), разработка направлений их наиболее эффективного использования, подготовка обоснований для выделения организации средств из территориального фонда охраны труда (при его наличии) на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

IV. Права работников службы охраны труда

1. Работники Службы имеют право:

1.1. В любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда.

1.2. Предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания (рекомендуемая форма -приложение к настоящим Рекомендациям) об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.

1.3. Требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а" также нарушающих требования законодательства об охране труда.

1.4. Направлять руководителю организации предложения о привлечении к. ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда.

1.5. Запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда.

1.6. Привлекать по согласованию с руководителем организации и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и охраны труда.

1.7. Представлять руководителю организации предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда.

1.8. Представительствовать по поручению руководителя организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

V. Организация работы службы охраны труда

1. Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих полномочий.

2. Организация труда работников Службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями.

4. Для осуществления ряда функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) необходимо предусматривать организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда.

VI. Формирование службы охраны труда

1. Структуру Службы и численность работников Службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда на предприятии, утвержденных Постановлением Минтруда России от 10 марта 1995 г. N 13.

VII. Контроль и ответственность

1. Контроль за деятельностью Службы осуществляет руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

2. Ответственность за деятельность Службы несет руководитель организации.

3. Работники Службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о Службе и должностными инструкциями.

Служба охраны труда выполняет одну из самых важных функций на предприятии, следит за тем, чтобы все работники предприятия были максимально защищены и не подвергали себя и других производственным рискам. Не все юридические лица обязаны иметь сотрудников отслеживающих нормы охраны трудовой деятельности на фирме. Однако их наличие влечет за собой обязанность по составлению положения, ориентируемого на цели обеспечения безопасности конкретного предприятия.

Положение о службе охраны труда по ТК РФ

Трудовой кодекс Российской Федерации обязывает определенные предприятия вводить штатного подчиненного, который будет обеспечивать контроль за безопасностью труда. Это может быть один человек – инженер или специалист, а может быть целый отдел. Количество работников определяется общим объемом сотрудников на предприятии. При численности менее полуста работающих введение должности считается нецелесообразным и остается на усмотрение работодателя. Если количество рабочих единиц на предприятии превышает полсотни, то единица вводится в обязательном порядке.


Как разработать положение о службе охраны труда?

Для первоначальной разработки положения о службе охраны труда следует проанализировать типовой Перечень Минздравсоцразвития. Целью изучения является последующий выбор необходимых пунктов из всего предложенного типового списка. Каждое предприятие, опираясь на свою специфику должно выбирать ориентированные на его пункты. Следует заметить, что вопрос о самовольном формировании пунктов на сегодняшний день является спорным моментом. Минздравсоцразвитие не запрещает дополнять список своими пунктами. В то же время Министерство финансов запрещает самовольное внесение параграфов в содержание документа. Хотя такие указания и противоречат друг другу, позволяя работодателю оформить документ на свое усмотрение, но все лучшим вариантом будет следовать всем законодательным нормам в отношении данного вопроса.

Кто может заниматься разработкой положения о службе охраны труда

Разработка документа весьма ответственное мероприятие. Обычно его оформлением и дальнейшим согласованием занимаются специалисты с определенными навыками и знаниями.
Разрабатывать документ могут:
Сам руководитель предприятия;
Сотрудники кадрового отдела;
Инженер по обеспечению безопасности производственной среды или специалист этого отдела;
Другие ответственные сотрудники.
Ответственным за разработку назначается один специалист, но фактическое участие в разработке принимают практически все отделы. Следует не забывать приглашать к рассмотрению главного бухгалтера учреждения.

Необходимые нормативные акты для оформления положения о службе охраны

Комплекс мероприятий по данного вопроса переносится в содержание документа с учетом законодательной базы РФ и отдельных нормативных актов предприятия.
Для самостоятельной разработки системы по обеспечению соответствия производственных норм государственным стандартам следует учитывать:

  • ТК РФ в части ст.217;
  • ГОСТ 12.0.230-2007;
  • Постановление Минтруда №14 с инструкцией по организации работ СОТ;
  • Типовой перечень от Минздравсоцразвития.

Кроме представленный правовых актов следует руководствоваться также и локальными нормами, которые были приняты в учреждении ранее.

Типовое положение о службе безопасности и охраны труда в организации

Типовое положение о службе охраны труда содержит следующие разделы:

  • Разделы общего плана, описывающие цели и задачи документа;
  • Пункт, освещающий деятельность предприятия;
  • Конкретные указания по распределению обязанностей;
  • Пункты, освещающие проведение инструктажей для обеспечения безопасности;
  • Отдельно стоит описать, как будет производиться контроль предписаний и управление документом;
  • Какие мероприятия будут регулярно проводиться для улучшения производственных особенностей рабочих мест.

В конце положения о службе безопасности и охраны труда на предприятии следует обозначить перечень приложений, на которые даны ссылки в самом тексте документа.

Типовое положение о службе охраны труда и промышленной безопасности

Разработка текста документа осуществляется путем изложения требований к безопасной реализации рабочих функций, расследованию и ликвидации возникших негативных условий. Текст должен быть максимально понятным и не иметь двусмысленных выражений, во избежание неправильной его трактовки.


Соответствующий документ должен описывать права и обязанности сторон. Также стоит не забывать о целях документа. Основной задачей при разработке является соблюдение требований норм промышленной безопасности. Вне зависимости от типа инструкции назначается ответственный за ведение и контроль мероприятий.

Образец приказа об утверждении положения о службе охраны труда

В приказе по утверждению разработанного положения необходимо указать цель создания документа. Предваряя указания, по исполнению написанного, следует аргументировать необходимость принятия подготовленной бумаги.
Основной целью приказа является утверждение представленного проекта и назначение ответственного за контролем исполнения.
Приказ утверждается директором учреждения, и доводиться до сведения всех подразделений.

При реализации своих трудовых обязанностей каждый трудящийся должен быть уверен в сохранности своего здоровья. С этой целью законодательством разработаны нормы, в соответствии с которыми должны функционировать каждая организация.

    Обеспечение охраны труда на предприятии - с чего начать в 2018 году

    Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение таких условий трудовой деятельности, которые будут для работников…

    Охрана труда и техника безопасности на производстве

    Охрана труда на предприятии является важным аспектом трудовой деятельности. Ее нормативы регламентируют определенные рамки рабочего…

    Положение по охране труда в организации 2018

    В списке обязанностей работодателей есть обеспечение максимально комфортных условий для всех работников. В первую очередь,…

    Аудит охраны труда на предприятии

    Предприятие мелкое или крупное должно периодически проводить аудит по различным сферам деятельности и структурам, в…

    Организация службы охраны труда на предприятии

    Для многих работодателей при организации службы охраны труда на предприятии актуальным становится вопрос о ее…

    Трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда на предприятии

    Организация безопасной трудовой деятельности является одной из основных обязанностей работодателя. Законодательство предписывает в данном вопросе…

1. Общие положения

1.1. Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель. Для организации работы по охране труда руководитель организации создает Службу охраны труда.
1.2. Служба охраны труда организации (далее - Служба) подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.
1.3. Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем Службы.
1.4. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.
1.5. Работники Службы в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами организации.

2. Основные задачи службы охраны труда

2.1. Основными задачами Службы являются:
2.2. Организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда.
2.3. Контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации.
2.4. Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.
2.5. Информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда.

3. Функции службы охраны труда

3.1. Для выполнения поставленных задач на Службу возлагаются следующие функции:
3.2. Учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами.
3.3. Организация, методическое руководство при проведении специальной оценки условий труда и контроль за ее проведением.
3.4. Проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно - технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда.
3.5. Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда.
3.6. Согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда.
3.7. Разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно - методической помощи по выполнению запланированных мероприятий.
3.8. Участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации.
3.9. Оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда.
3.10. Организация расследования несчастных случаев на производстве в соответствии с Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв. постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору травмоопасности, материалов специальной оценке условий труда и др.), в соответствии с установленными сроками.
3.11. Участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями.
3.12. Составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Росстатом.
3.13. Разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.
3.14. Организация своевременного обучения по охране труда работников организации в соответствии с постановлением Минтруда России № 1, Минобразования России № 29 от 13.01.2003.
3.15. Составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.
3.16. Оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ).
3.17. Обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда.
3.18. Доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда организации.
3.19. Рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков.
3.20. Осуществление контроля за:
соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
проведением специальной оценке условий труда;
своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;
организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
санитарно - гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;
организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно - профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;
использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.
3.21. Анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда организации (при его наличии), разработка направлений их наиболее эффективного использования, подготовка обоснований для выделения организации средств из территориального фонда охраны труда (при его наличии) на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

4. Права работников службы охраны труда

4.1. Работники Службы имеют право:
4.2. В любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда.
4.3. Предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.
4.4. Требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда.
4.5. Направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда.
4.6. Запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда.
4.7. Привлекать по согласованию с руководителем организации и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и охраны труда.
4.8. Представлять руководителю организации предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда.
4.9. Представительствовать по поручению руководителя организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

5. Организация работы службы охраны труда

5.1. Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих полномочий.
5.2. Организация труда работников Службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями.
5.3. Рабочие места работников Службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей.
5.4. Для осуществления ряда функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) необходимо предусматривать организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда.
5.5. Руководителю организации рекомендуется организовывать для работников Службы систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.

6. Формирование службы охраны труда

6.1. Структуру Службы и численность работников Службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов.
6.2. В организации с численностью более 50 работников создается Служба или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
6.3. В организации с численностью 50 и менее работников решение о создании Службы или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем организации с учетом специфики деятельности данной организации. Руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.
При отсутствии в организации Службы (специалиста по охране труда) руководитель организации вправе заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

7. Контроль и ответственность

7.1. Контроль за деятельностью Службы осуществляет руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
7.2. Ответственность за деятельность Службы несет руководитель организации.
7.3. Работники Службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о Службе и должностными инструкциями.

Источник - https://www.trudohrana.ru/

Каждое предприятие обязано обеспечивать безопасные условия труда на рабочем месте – такие требования установлены российским законодательством.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Поэтому в обязанности многих руководителей входит составление Положения о службе охраны труда. Как правильно выполнить все формальности, поговорим в нашей статье.

Что это за документ?

Охрана труда — продуманная система, направленная на сохранение жизни и здоровья сотрудников.

Она регулируется локальным нормативным актом, называемым Положение и решающим следующие задачи:

  • Распределение прав и обязанностей заинтересованных лиц.
  • Планирование важных мероприятий: социально-экономических, правовых, реабилитационных, лечебно-профилактических, и др.
  • Контроль над соблюдением правил безопасности.
  • Создание продуманной системы обучения, где специалисты разрабатывают индивидуальную программу с учетом особенностей предприятия.
  • Назначение определенных лиц в качестве членов комиссии, которые оценивают условия труда.
  • Упрощение работы бухгалтера при учете затрат, направленных на улучшение состояния рабочих мест (Положение становится документальным основанием). Это позволит избежать лишних споров с налоговой инспекцией.

Привлечение компетентного сотрудника или открытие службы охраны труда в организации (производственной) – обязанность компаний, где работает больше 50 человек (ст. 217 ТК РФ).

Если численность служащих меньше, решение о внедрении системы принимает руководитель, учитывая специфику хозяйственной деятельности.

Нормативные документы для разработки

Реализация мероприятий по охране труда – трудоемкий процесс, требующий соблюдения определенных норм. Некоторые организации предварительно оценивают условия труда, чтобы определить список необходимых мероприятий.

При разработке используются следующие нормативные акты:

  • Типовый перечень действий, направленных на улучшение условий труда от Минздравсоцразвития;
  • Постановление Минтруда РФ №14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда на предприятии»;
  • п.4.3.2 ГОСТ 12.0.230-2007;
  • ст. 217 Трудового кодекса РФ.

Ознакомиться с документами можно здесь:

В процессе создания документа обязательно используются локальные нормативные акты: материалы анализа состояния рабочих мест, финансовый план, сведения о результатах проверки контролирующих органов и т. п.

Как составить положение о службе охраны труда (2016)?

Установленного образца законодательство не предусматривает, главное требование – полное соответствие условиям трудового права.

Разработкой может заниматься:

  • руководитель организации;
  • сотрудники отделов кадров;
  • инженеры по охране труда;
  • руководители подразделений;
  • другие компетентные специалисты.

Это поможет грамотно отразить финансовые обязательства фирмы и исключить возникновение вопросов, касающихся «прибыльных» расходов.

Разработка Положения о службе охраны труда состоит из трех этапов. Выполнение каждого из них требует предельной внимательности и компетентности.

Рассматривается Типовой перечень Минздравсоцразвития

Из него выбираются мероприятия, требуемые для конкретной компании.

Многие люди интересуются: можно ли добавлять собственное мероприятие, которого нет в списке? Однозначного ответа на этот вопрос нет, так как Минздрав разрешает дополнять перечень, а Минфин – нет.

Запись выбранных мероприятий в Положении

Строгих требований относительно структуры, формы или содержания не установлено.

Обычно документ состоит из следующих разделов:

  • Общие положения – содержат цели, краткую характеристику. В этом разделе указывается срок действия Положения: ставится отметка «не ограничен» или дата, до которой документ имеет юридическую силу.
  • Направления работ, а также распределение обязанностей между специалистами. Например, контроль над охраной труда осуществляет генеральный директор, а обеспечением безопасности в процессе производства занимается заведущий отдела.
  • Ответственное лицо по охране труда. Назначается специалист, на которого возлагаются обязанности по организации всех необходимых мероприятий, проведению инструктажа, выдачи спецодежды и т. п. Выбранный человек подчиняется руководителю.
  • Комитет по охране труда. Прописывается круг лиц, контролирующих соблюдение установленных Положением правил. Обычно в состав входит руководитель организации, сотрудник профсоюза или другое компетентное лицо.
  • Обучение и инструктаж. Содержатся сведения о том, что при приеме на работу кандидата информируют о правилах безопасной работы, проверяют знания.
  • Контроль и анализ состояния условий труда. Отмечается периодичность проведения проверки рабочих мест и лицо, которому сообщается о наличии нарушений и привлечении виновных к ответственности.
  • Мероприятия, направленные на улучшение состояния рабочих мест.
  • Приложения – дополнительные документы, в которых описываются действия по оказанию помощи при возникновении несчастного случая на производстве.

Типовое Положение можно скачать здесь:

Его можно использовать на предприятии, в образовательном учреждении или детском саду.

Ознакомление

После составления рассматриваемого нормативного акта необходимо ознакомить с ним работников организации под роспись.

В процессе разработки помните о нескольких правилах:

  • Когда в организации работает больше 50 человек, вводится новая должность – специалист по охране труда или открывается отдел, занимающийся решением подобных задач.
  • В документе четко должны прописываться цели, обязанности и права сотрудников. Двусмысленных фраз следует избегать, чтобы не возникло трудовых споров с инспекцией.
  • Разработка Положения не является обязанностью небольших предприятий, но его наличие упростит решение многих задач.
  • При формировании документа можно использовать готовый образец, изменив сведения под конкретную организацию.

Положение по охране труда можно упростить.

При разработке не обязательно включать обязанности, прямо предусмотренные законодательством (например, бесплатная выдача спецодежды).

Техника безопасности, правила поведения инструктажа и обучения можно разместить в отдельных Положениях, предназначенных для конкретных подразделений.

Если требуется провести мероприятие, отсутствующее в рассматриваемом документе, руководитель издает Приказ. Документ становится дополнением к имеющемуся Положению и содержит конкретное требование.

Пример показан на рисунке:

Положение по охране труда учитывает все нюансы, обеспечивающие безопасность и комфорт на рабочем месте персонала. Работодатель должен правильно спланировать и регулярно проводить мероприятия, направленные на улучшение условий труда. Возможна периодическая коррекция документа.



Что еще почитать