Автоматизированная система диспетчерского управления сэс. Автоматизированная система диспетчеризации и управления в центрах обработки данных Система асду выполняет следующие функции

городскими автобусами (АСДУ-А/М)

Автоматизированная система диспетчерского управления городскими автобусами (АСДУ-А/М) - современная высокоэффективная компьютеризированная система непрерывного диспетчерского управления движением пассажирского транспорта.

В основу системы положены технические, технологические и программно-математические решения известной системы АСДУ-А, которая надежно и эффективно функционирует 18 лет в 30 городах России и стран СНГ. В настоящее время в связи с широким распространением современных, компактных и мощных компьютеров, а также малогабаритных и эффективных средств связи, появились новые возможности технического обеспечения непрерывного контроля за движением городского пассажирского транспорта. В частности в городе Омске осуществлен перевод на персональные компьютеры типа IBM-PC центрального вычислительного комплекса АСДУ-А, ведется постепенная замена периферийных устройств контроля в автобусах и троллейбусах на новые средства непрерывной цифровой радиосвязи, что делает систему более эффективной, надежной и удобной. В Омске под контролем АСДУ круглосуточно работают все городские автобусы (130 маршрутов, 1060 подвижных единиц на линии в час пик), один троллейбусный маршрут на новых технических средствах. Достигнуты объективные показатели: по регулярности движения - 92%, по выполнению плана рейсов - 98,2%.

Предлагаемый для внедрения в городе (от 10 до 1000 и более подвижных единиц) комплекс технических и программных средств для компьютеризированного контроля и управления пассажирским транспортом, включает в себя:

Компактную специализированную радиостанцию, устанавливаемую в автобусе, троллейбусе;

Небольшие радиомаяки, размещаемые на улицах города для определения местоположения подвижного средства;

Центральную радиостанцию диспетчера;

Один-два компьютера типа IBM-PC, принимающих и обрабатывающих информацию о движении транспорта.

Внедрение такой системы дает следующие возможности:

Объективно определять и фиксировать с помощью компьютера фактическое время проследования контрольных точек расписания движения транспорта в течении рабочей смены;

Достаточно точно определять местонахождение автобуса, троллейбуса, трамвая в любой момент времени, наглядно видеть на экране компьютера расположение транспортных единиц на маршруте, в том числе и на удаленном от ЦДС компьютере в пассажирском предприятии;

Иметь качественную речевую связь с водителем в любой момент времени;

Установить жесткую и объективную систему оплаты труда водителей в зависимости от выполненных рейсов и точности соблюдения расписания;

Получать администрации города объективную и своевременную информацию о качестве обеспечения перевозок пассажиров, использовать эти данные при расходовании бюджетных средств на финансирование перевозок.

Центральный вычислительный комплекс АСДУ-А/М состоит из набора персональных компьютеров типа IBM-PC (файл-серверы и рабочие станции), объединенных в локальную вычислительную сеть.

Состав вычислительного комплекса:

Файл-сервер - 1 или 2, (*)

Рабочая станция приема отметок от ПЕ - 1шт. на 3-4 модуля УСПО, (*)

Рабочая станция оператора-технолога - 1 или 2, (*)

Рабочая станция диспетчера ЦДС - 1 шт. на ПАТП, (*)

Рабочая станция печати отчетности - 1 или 2 (возможно совмещение с РС оператора),

Принтеры DFX-8000 - 1 или 2 шт.,

Рабочая станция связи с терминалами в ПАТП - 1 или 2 (на одной РС совмещено обслуживание радио- и телефонных модемов),

Модемы телефонные или радио- HAYES-совместимые - 2 шт. на один удаленный терминал,

Рабочая станция диспетчера ПАТП (удаленный терминал) - 1 шт. на ПАТП,

Рабочая станция инженера-программиста - 1 или 2,

Рабочие станции начальника смены, инженера группы расписаний,

инженера отдела перевозок и т.п. - по потребности,

(*) - отмечены обязательные для функционирования системы рабочие станции.

Перечень подсистем и режимов автоматизированной системы диспетчерского управления движением автобусов на базе компьютеров типа IBM-PC (АСДУ-А/М) представлен в таблице 3.1

Таблица 3.1 - Перечень подсистем и режимов автоматизированной системы диспетчерского управления движением автобусов (АСДУ-А/М)


Продолжение таблицы 3.1

Название подсистемы / режима

Назначение

Режим подготовки исходной ноpмативно спpавочной инфоpмации (НСИ) в СУБД Clipper:

Подготовка массивов НСИ,

Подготовка "pучных" pасписаний,

Анализ НСИ.

Автономное фоpмиpование, ввод, коpректиpовка, пpосмотp, печать и анализ ноpмативно-спpавочной информации (НСИ) и pучных pасписаний по ваpиантам.

Режим загpузки НСИ на "CЕРВЕР".

Запись на "СЕРВЕР" ваpиантов НСИ и pасписаний для дальнейшего использования в АСДУ-А/М.

Режим "ТЕХНОЛОГ" - pежим ведения и анализа ваpиантов инфоpмации на "СЕРВЕРЕ":

Удаление маpшpутов pасписаний,

Закpепление ПЕ и другие операции.

Изменение НСИ и pасписаний по необходимости:

Удаление (ввод) pасписаний маршpута,

Ввод планового невыпуска,

Фоpмиpование плановой информации по маpшpутам,

Закpепление ПЕ за маpшpутом и графиком выхода,

Анализ НСИ.

Подсистема начального запуска - "ОПЕРАТОР".

Подсистема пpедназначена для пpиведения инфоpмационного обеспечения в исходное состояние, начиная с котоpого АСДУ-А/М может выполнять функции всех остальных подсистем.

Режим утpеннего запуска системы.

Выбоp ваpианта pасписаний ПЕ на маpшpутах.

Подсистема пpиема, обpаботки, пpивязки и хpанения инфоpмации заявок подвижных единиц.

Подсистема пpедназначена для ввода в компьютер отметок от ПЕ и подготовки их к обработке по подсистемам и режимам.

Режим пpиема и обpаботки информации от ПЕ.

Ввод и обpаботка заявок от ПЕ.

Режим сбоpа и хpанения пеpвичной входной инфоpмации заявок ПЕ на приемном компьютере.

Пpедназначен для удобства анализа заявок в pазpезе ПЕ, КП, направления движения ПЕ, вpемени и т.д.

Подсистема ноpмального функционирования системы (НФ).

Подсистема пpедназначена для контpоля и опеpативного упpавления движением автобусов в pеальном масштабе вpемени, для накопления отчетных данных за сутки.

Продолжение таблицы 3.1

Название подсистемы / режима

Назначение

Режим "ДИСПЕТЧЕР"- pежим pаботы диспетчеpа в течении дня.

Опеpативные коppектиpовки плановых заданий по фактическому выходу ПЕ на маpшpуты, контроль исполнения расписаний движения ПЕ по маpшpутам, пеpезакpепления ПЕ, ввод сходов ПЕ, ввод сообщений о неиспpавности перифеpийного обоpудования, ввод сообщений "бездоpожье" и др.

Режим ввода инфоpмации о pазнаpядке на следующий день.

Получение базового наpяда на ПЕ на маpшpуты по гpафикам выхода на следующие дни.

Подсистема получения отчетной инфоpмации.

Подсистема пpедназначена для подведения итогов pаботы системы за сутки и выдачи выходных фоpм.

Режим обpаботки и фоpмиpования инфоpмации для дальнейшего использования в отчетах.

Необходим для печати файлов в дальнейшем.

Режим фоpмиpования и печати отчетов.

Вывод на печать отчетов по ПЕ, маpшpутам, тpанспоpтным пpедпpиятиям, обьединению тpанспоpтных пpедпpиятий, накопительных отчетов.

Режим создания и хранения информации по дням и месяцам для накопительных форм.

Режим пpедназначен для накопления инфоpмации АСДУ-А/М за пpошедшие сутки и дальнейшей pаботы с ней.


Предварительная оценка стоимости внедрения такой системы для небольшого города (до 20 единиц подвижного состава на линии) составляет менее 10 тысяч российских рублей в пересчете на одну единицу с комплектной поставкой и сдачей системы под ключ. Удельная стоимость системы на одну подвижную единицу уменьшается при увеличении общего количества контролируемых транспортных средств. При этом однократно произведенные затраты дают возможность получить в несколько раз больший эффект за счет рационального использования имеющихся транспортных средств и снижения потребности в приобретении новых.

Схема информационного взаимодействия автоматизированной системы диспетчерского управления движением автобусов (АСДУ-А/М) представлена на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 - Схема информационного взаимодействия автоматизированной системы диспетчерского управления движением автобусов (АСДУ-А/М)

Электронный журнал Cloud of Science. 2013. № 4

http://cloudofscience.ru

Перспективы использования цифровых систем диспетчерского управления в электроэнергетике

П. В. Тертышников

Московский технологический институт «ВТУ»

Аннотация. Для предотвращения возникновения аварийных ситуаций на объектах электроэнергетики, а также обеспечения функционирования объектов без постоянного обслуживающего персонала, возникает необходимость в использования автоматизированных систем диспетчерского управления

Ключевые слова: автоматизированные системы диспетчерского управления, безопасность на объектах электроэнергетики, автоматизация в электроэнергетике.

Для предотвращения возникновения аварийных ситуаций на объектах электроэнергетики, а также обеспечения функционирования объектов без постоянного обслуживающего персонала, возникает необходимость в использования автоматизированных систем диспетчерского управления (АСДУ) . Применение АСДУ позволяет обеспечивать точное соблюдение технологических нормативов электрической энергии, предупреждение аварий, непрерывный мониторинг режимов работы энергообъектов, выполнение требований и регламентов для субъектов энергетики.

АСДУ подстанций представляет собой распределенную иерархическую систему, на каждом уровне которой решается обязательный базовый состав задач, обеспечивающий выполнение основных функции оперативно-технологического управления (рис. 1) .

Условно иерархию АСУ можно разделить на два уровня: нижний и верхний уровень. Нижний уровень ведет сбор и первичную обработку информации с контролируемых объектов, производит решение локальных задач сигнализации, измерений, диагностики, управления и защиты, передает результаты работы на более высокие по иерархии уровни системы управления. Для этого используются программируемые контроллеры (ПЛК) в комплексе с датчиками для измерения тока, напряжения, мощности и т. д. со стандартным выходным аналоговым либо число-импульсным сигналом. Аппаратура этого уровня расположена непосредственно на объектах управления (подстанциях). Верхний уровень служит для последующей обработки, хранения, представления, документирования информации, для оперативного контроля и управления, а также для передачи информации на более высокий уровень управления. Для реализации верхнего уровня используется ПЭВМ.

Д. Г. Пикин

Оборудование для функционирования верхнего уровня располагается на диспетчерском пункте Центральной Распределительной Подстанции (ЦРП).

Рис. 1. Схема взаимодействия уровней автоматизированной системы диспетчерского управления

Первый (нижний) уровень - это сеть программируемых микропроцессорных контроллеров, ведущих процесс сбора и предварительной обработки первичной информации, выполняющих задачи местного управления оборудованием. Устройства нижнего уровня (ПЛК) размещаются на каждой подстанции в непосредствен-

ЭНЕРГЕТИКА

Cloud of Science. 2013. № 4

ной близости от силового и измерительного оборудования, с которого производится считывание информации. Контроллер выполняет роль концентратора-шлюза, который организует работу цифровых защит и обмен информацией с верхним уровнем системы. Так как изменение рассматриваемых базовых величин (тока, напряжения) имеет фиксированный временной интервал 20 мс (50 Гц), то по штатному запросу системы обмен информации об изменении состояния оборудования осуществляется каждые 1500 мс по отношению к каждому ПЛК.

Такой способ построения системы позволяет создать на территории каждой подстанции Оперативный Пункт Управления, который включает комплекс технических средств защиты, управления, обработки и выдачи информации о состоянии силового оборудования, закрепленного за данной подстанцией и поддерживает обмен данными on-line с верхним уровнем системы - АРМ диспетчера ЦРП. В контроллере реализована возможность осуществления обмена информацией с использованием протоколов: MODBUS, KBUS, IEC 60870-5-103.

ПЛК обеспечивает территориальный сбор дискретной и аналоговой информации о состоянии и работе силового и коммутационного оборудования подстанции, первичную обработку информации, контроль параметров, выявление и регистрацию событий нормального и аварийного режимов, накопление информации о параметрах аварийного режима, формирование и выдачу управляющих воздействий на исполнительные механизмы при проведении процедур управления автономно или по командам с верхнего уровня системы.

Для подключения контрольных датчиков и коммутационного оборудования к ПЛК используется электрический кабель МГШВЭ 3х0,75. Контроллер оснащен интерфейсами RS 232, RS 485, Ethernet и с помощью витой пары подключается к порту PLC-модема, который производит конвертацию протокола для организации дистанционной вч-связи по ЛЭП с использованием технологии Power Line на высший уровень управления. В диспетчерской ЦРП установлен центральный PLC-модем (с возможностью организации сети на 65536 адресов, т. е. 16-ти битовое адресное пространство), который получает выделенный вч-сигнал от каждой подстанции, преобразует его в Ethernet для SCADA-сервера, а также поддерживает процедуру передачи запросов на опрашиваемые объекты - подстанции.

Основным элементом верхнего уровня является автоматическое рабочее место (АРМ) диспетчера, выполненное на базе ПЭВМ и SCADA-сервер. Разделение и одновременное выполнение функций эксплуатационного персонала при использовании единой информационной базы данных системы предполагает наращивание необходимого количества подключений пользователей для мониторинга базы данных с ограничением прав управления. Все программно-технические средства верхнего уровня объединяются быстродействующей локальной сетью ТСР/1Р, к которой на

Д. Г. Пикин

Анализ статистики аварий и отказов в электрических сетях Мурманска

правах автономных абонентов подключены также шлюзы системных модулей нижнего уровня. Для обмена оперативной и технологической информацией в системном комплексе высшего уровня управления предприятием (ERP) используется по умолчанию отдельный сервер связи.

Дистанционное управление коммутационными группами на подстанциях может быть осуществлено диспетчером ЦРП со своего АРМ путем управления срабатыванием соответствующих выходных реле ПЛК.

Таким образом, цифровая автоматизированная система диспетчерского управления осуществляет комплексное управление и защиту объектов электроэнергетики на всех режимах ее работы.

Литература

Машковцев А. В., Педяшев В. Н. Возможности применения иновационных технологий // Образование - путь к успеху. Международный форум «YEES 2012»: Сборник научных трудов. - М. : МТИ «ВТУ», 2012. С. 130.

Троицкий А. А. Об экономической оценке энергетических инноваций развития тепловых электростанций России // Электрические станции. 2013. № 7. С. 3-7.

Пилипенко Г. В. Тенденции построения технологической сети связи электроэнергетики в современных условиях // Электрические станции. 2014. № 3. С. 26-29.

Тертышников П. В., магистрант Московского технологического института «ВТУ»

Проект автоматизированной системы диспетчерского управления АСДУ Паталогогоанатомический корпус. Формат pdf

Перечень чертежей проекта АСДУ:

Общие данные.
Схема структурная комплекса технических средств
Схемы автоматизации.
Схемы принципиальные общие.
Схемы принципиальные щитов ЩА 322.
Виды общие щитов автоматизации.
Схемы соединения внешних проводок
Кабельно-трубный журнал.
Планы расположения технических средств

Система автоматического управления технологическим оборудованием инженерных систем паталогогоанатомического корпуса обеспечивает:

Управление и контроль за работой технологического оборудования инженерных систем в автоматическом режиме функционирования.

Контроль и поддержание установленных значений параметров технологических процессов оборудования систем, автоматический контроль, регулирование и поддержание установленных режимов.

Получение оперативной информации о состоянии и параметрах оборудования инженерных систем.

Реализацию защитных функций оборудования.

Реализацию программ статистики и мониторинга работы оборудования.

Периферийные приборы и средства автоматики устанавливаются на технологическом оборудовании инженерных систем и в обслуживаемых помещениях и зонах в местах, удобных для монтажа и эксплуатации. Экран кабелей должен быть надежно заземлен в соответствии с монтажными схемами. При подключении к щитам контроллеров, экраны кабелей соединяются между собой на шине заземления.

Создание систем диспетчеризации является одним из ключевых направлений деятельности компании НОРВИКС-ТЕХНОЛОДЖИ.

Система диспетчеризации представляет собой комплекс программных и аппаратных средств, который позволяет осуществлять удаленное управление инженерными системами одного или нескольких объектов.

Автоматизированная система диспетчерского управления (АСДУ) необходима для контроля инженерного оборудования, разнесенного территориально, а также расположенного в труднодоступных местах. Как правило, диспетчеризация включается в систему управления многофункциональными объектами со сложной инженерной инфраструктурой, такими как офисные здания, торгово-развлекательные центры, а также производственные комплексы и другие промышленные предприятия.

В систему диспетчеризации могут быть включены следующие подсистемы:

  • электроснабжение, газоснабжение;
  • тепло- и водоснабжение, учет энергоресурсов;
  • охранно-пожарная сигнализация, системы пожаротушения и дымоудаления;
  • вентиляция и кондиционирование;
  • видеонаблюдение, контроль и управление доступом;
  • лифтовое хозяйство и другие.

Суть проектирования систем диспетчеризации заключается в решение задачи визуализации информации о функционировании инженерных систем и предоставлении оператору возможности прямого управления оборудованием из диспетчерского пункта. Данные о состоянии инженерного оборудования поступают от контроллеров локальной автоматики и передаются на сервер. Обработанные технологические данные с необходимой аналитической информацией поступают на сервер диспетчеризации и выводятся на экранах компьютеров на рабочих местах операторов в наглядном динамическом графическом виде.

Преимущества системы мониторинга инженерных систем сооружений

Данные, полученные и обработанные системой диспетчеризации, формируются в сообщения разного вида, которые архивируются в долговременные хранилища. На основе этой информации, доступной в любое время, формируются отчеты.

Система диспетчеризация дает ключевые преимущества при управлении объектом:

  • постоянный централизованный контроль работы инженерных систем;
  • оперативное реагирование в аварийных ситуациях;
  • уменьшение влияния человеческого фактора;
  • оптимизация документооборота, системы отчетности.

Компания НОРВИКС-ТЕХНОЛОДЖИ реализует проекты диспетчеризации разной степени сложности.

Наряду с привычными системами компания предлагает системы диспетчеризации с трехмерной визуализацией на основе решения нового поколения GENESIS64. Это качественно новый уровень возможностей диспетчерского мониторинга, который позволяет оператору видеть реалистичное изображение объекта со всеми параметрами, привязанными к конкретным узлам. Диспетчер может изменять в интерактивном режиме детализацию визуализированных объектов, убирая элементы зданий, установок и просматривая их изнутри. Трехмерная визуализация позволят осуществлять виртуальную навигацию по изображенным объектам, предлагает средства анимации и динамики объемных изображений и другие преимущества 3D-технологий.

Ещё одним предметом гордости сотрудников компании является умение проектировать и внедрять крупномасштабные территориально- распределённые системы диспетчеризации, обеспечивающие не только сбор данных от удаленных объектов, но и обеспечение распределённых вычислений, многоуровневую архивацию и резервирование.

На Вашем предприятии необходимо создать систему диспетчеризации? Свяжитесь со специалистами НОРВИКС-ТЕХНОЛОДЖИ для получения консультации.

Автоматизированная система диспетчерского и технологического управления (АСДУ) представляет собой многоуровневый программно-технический комплекс, включающий средства сбора информации, каналы связи, ПЭВМ и программы обработки. АСДУ позволяет:

Обеспечить диспетчерский и режимный персонал, энергоснаб, энергонадзор, руководство энергосистемы и предприятий сетей оперативной информацией о текущих прогнозных и ретроспективных режимах;

Организовать эффективный контроль за ведением текущего режима энергосистемы;

Повысить обоснованность принимаемых диспетчером решений;

Повысить качество и надёжность электроснабжения потребителей;

Осуществлять оперативный и ежесуточный контроль баланса мощности и электроэнергии и улучшить планирование внутрисуточных и текущих режимов;

Получить максимальную прибыль за счет оптимального ведения режимов, экономии топлива и электроэнергии;

Внедрить в кратчайший срок в промышленную эксплуатацию самые современные средства вычислительной техники, а также прикладное программное обеспечение.

Принципы построения АСДУ

АСДУ разрабатывается на основе следующих принципов:

Функциональная полнота - система должна обеспечивать выполнение всех функций, необходимых для автоматизации объектов управления;

Гибкость структуры - возможность достаточно быстрой настройки при изменяющихся условиях эксплуатации объекта управления;

Открытость - должна обеспечивать возможность присоединения к системе новых функций;

Живучесть - способность сохранять работоспособность системы при отказе её отдельных элементов;

Унификация - максимальное использование стандартного системотехнического программного обеспечения и совместимость системы с международными стандартами с целью его дальнейшего развития и включения в межуровневую региональную вычислительную сеть;

Распределённость обработки информации в неоднородной вычислительной сети;

Отработка типовых решений на "пилотных" проектах с последующим их применением на других объектах;

Преемственность по отношению к эксплуатируемым в настоящеё время системам АСДУ энергосистемой, предусматривающая возможность совместной эксплуатации существующих устройств управления на энергообъектах (телемеханики, релейной защиты и автоматики) и внедряемых микропроцессорных систем, с последующей заменой устаревших устройств;

Информационная совместимость на разных уровнях управления.

Требования к аппаратным и программным средствам АСДУ

АСДУ должна удовлетворять следующим требованиям:

Использования современных микропроцессорных терминалов и контроллеров с требуемой реакцией: электрические процессы - не болеё 1-5 мс, тепломеханические процессы - не болеё 250 мс;

Возможности передачи данных от контроллеров и устройств телемеханики с меткой времени (для расчётов баланса энергии и мощности и регистрации аварийных процессов);

Повышения скорости передачи данных по телемеханическим каналам;

Возможности использования стандартных промышленных контроллерных сетей и применение в этих сетях контроллеров;

Использования стандартов Международной электротехнической комиссии (МЭК) и российских ГОСТов;

Использования стандартных, локальных вычислительных сетей (ЛВС);

Использования стандартных операционных систем, стандартной структуры реляционных баз данных;

Обеспечения требуемой точности и реакции на события в нормальных и аварийных ситуациях.

АСДУ должна иметь открытую сетевую архитектуру, как в отношении конфигурации её оборудования, так и в отношении универсальности функциональных пакетов программ, чем обеспечивается высокая степень гибкости. Она строится на базе многопроцессорных систем управления, объединённых в локальные (ЛВС) и региональные (РВС) вычислительные сети, имеёт в своем составе мощные ЭВМ.

На всех уровнях АСДУ должна быть использована интегрированная база данных (ИБД), включающая SQL-совместимые базы данных и базы данных реального времени (БДРВ), реализующие единое информационное пространство.

ИБД должна обеспечивать необходимую полноту, целостность и надёжность хранения информации.

Организационная и функциональная структуры АСДУ

АСДУ - это совокупность комплексов АСДУ ЦДП (центр. диспетч. пункта) АО-Энерго, АСДУ ПЭС и РЭС, АСУТП электростанций и подстанций, систем АСКУЭ, обменивающихся информацией по каналам телемеханики или через ЦКИ (центр коммутации информации). В соответствии с территориальным принципом обслуживания и управления объектами АСДУ можно реализовать на трёх или четырёх уровнях управления:

I. Уровень служб и отделов АО-Энерго и энергосбыта (ЦДП, энергосбыт).

II. Уровень предприятий электрических сетей (ДП ПЭС, отделение энергосбыта).

III. Уровень районов электрических и тепловых сетей (ДП РЭС, участок энергосбыта). Крупные предприятия электрических сетей делятся на районы.

IV. Уровень энергообъектов (электростанция, подстанция).

Каждый уровень АСДУ функционирует на базе локальных (ЛВС) либо региональных вычислительных сетей, под управлением специализированных ЭВМ.

Задачи АСДУ

Задачи АСДУ, в общем, должны быть аналогичными для всех энергопредприятий (за исключением Энергосбыта, где есть только задачи АСКУЭ). Это является одним из основных принципов построения единой вертикали АСДУ АО-Энерго. В состав АСДУ входят следующие группы задач:

Задачи оперативного контроля и управления;

Технологические задачи;

Задачи автоматического управления;

Задачи контроля и учёта электрической энергии.



Что еще почитать