Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Золотая хохлома. Конспект НОД по художественному творчеству в старшей группе «Золотая хохлома Конспект занятия хохломская роспись старшая группа

Программное содержание:

Образовательная:

Продолжать знакомить детей с народным промыслом «Хохломская роспись».

Развивающая:

Учить рисовать волнистую линию плавным движением, простые листья при помощи мазка и ягоды, используя тычок, равномерно чередуя- листик, ягодка, завиток.

Развива т ь у дете й эстет ич е с к ое в о с п рия т и е , ч у вст в о ри т м а, к о мп о з и ции, ц в ет а , умение передавать колорит хохломской росписи.

Воспитательная:

Воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству.

Демонстрационный материал: мольберт, столик с разнообразной посудой из хохломы, иллюстрации, предметы с хохломской росписью,

Раздаточный материал: Картонные заготовки, гуашь, кисть с тонким и толстым кончиком, баночка с водой, салфетка; тычки из поролона и дерева; полоска из бумаги для пробы рисования.

Предварительная работа:

Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях. Рассматривание изделий и альбомов декоративно-прикладного искусства. Заучивание стихотворений о русских народных промыслах, в частности о хохломе.

Методические приемы: игровой, показ, художественное слово.

Создание проблемной ситуации для мотивации детей на деятельность.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что у человека все предназначено для самого себя, (глаза – смотреть; уши – слушать). Все это нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка себе не нужна. Она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Так давайте мы с вами улыбнемся, и подарим улыбки нашим гостям, и дружно поздороваемся.

Здравствуйте гости званные,

Гостьюшки наши желанные.

Много гостей, много и новостей.

Я хочу сказать вам новость. Мы сегодня отправимся в путешествие в село Хохлома, и познакомимся с «Хохломской росписью». А в путешествие отправимся необычным способом. Нам поможет сила воображения, наша фантазия и вот этот ковер– самолет.

Сели удобно, взялись крепко за руки и закрыли глаза. И так, наше удивительное путешествие начинается (представляем как летим).

И вот мы приземляемся. Раз – два – три и мы попали в мир чудесной хохломы.

Воспитатель: Ребята, вот это и то село под названием Хохлома.

Отсюда и началось происхождение хохломского промысла. И сегодня мы с вами познакомимся с росписью, которая называется - хохломская.

В далекие времена здесь люди делали игрушки, посуду, и изделия эти расписывали узорами. А потом везли в большие деревни, города на ярмарку и кричали: «Кому посуду для окрошки, чудо чашки и ложки. К вам приехала сама, «Золотая Хохлома».

Золотая она потому что, изделия расписывали узорами и покрывали лаком, потом ставили в горячую печь. От жары лак желтел, и изделия казались золотыми.

Ребята, посмотрите какие здесь изделия (ложки, плошки, подставки, матрешки и т. д).

Ребята, а из какого материала они сделаны?

Дети: Дерева.

Воспитатель: А как вы думаете, для чего эти изделия нужны?

Дети: Это сувениры, для подарков.

Ребята, давайте мы посмотрим, какого цвета в них больше?

Дети: Красного, черного, желтого, немного зеленого.

Посмотрите на изделия и назовите элементы росписи.

Дети: Ягодки, листочки, завитки, травинки.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, что роспись на изделиях ягодно - травянная.

Посмотрите еще раз: Вот изделия хохломские.

Разные ложки и ковши.

Вы разглядите, не спишите.

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди,

Называют Хохломой.

Ой, ребята, а что это за сундучок, такой красивый.

(Достаю, записку из коробки. Мастера, просят помощи у детей.)

Воспитатель: Поможем ребята.

Разбирайте изделия и садитесь за столы.

Воспитатель: Сели красиво.

Давайте вспомним еще раз особенности хохломской росписи.

1. Фон - (красный, черный, желтый)

2. Цветовая гамма - (красный, черный, желтый, немного зеленого)

3. Орнамент – (ягодно-травянной)

4. Виды ягод – (смородина, клубника, рябина).

Воспитатель: А сейчас я покажу и научу как рисовать волнистую линию и завитки, слитным плавным движением.

Ягоды – методом тычка.

Листья – методом примакивания.

Завитки – тонкой кисточкой.

Ребята рисуем, чередуя листья, ягоды, завитки.

А теперь подготовим руки к рисованию, и скажем волшебные слова.

Кисти, кисти помогите

Хохлому рисовать начните.

Во время работы помогаю словесно, показом.

Воспитатель: Молодцы ребята, с заданием справились, мастерам помогли, расколдовали заклятья.

ольга ильиных

Тема: «Золотая хохлома». Роспись тарелочки хохломской росписью

Цели:

1 Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желания их изучать, чувство патриотизма;

2. Познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи;

3. Учить рисованию волнистой линии, коротких завитков и травинок слитным,плавным движением;

4. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти;

5. Развивать чувство цвета ритма, умение передавать колорит хохломы.

Интеграция областей:

«Познание», «Художественная литература» «Труд», «Коммуникация»

Предварительная работа

1. Знакомство с историей возникновения хохломской росписи.

2. Чтение стихотворений о хохломе.

3. Рассматривание иллюстраций с хохломской росписью.

Материалы и оборудование

1. Деревянная посуда, расписанная хохломской росписью.

2. Образцы элементов хохломской росписи.

3. Тарелочка из папье-маше.

4. Акварельные краски.

5. Кисточки для рисования.

6. Стаканчики для воды,салфетки.

ХОД:

Сегодня мы продолжим знакомиться с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия и скажите: нравятся ли они вам? Почему они вам понравились? Как вы думаете. Что необычного в этой посуде? Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома.

Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.

Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.

В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда в миг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез…

И стали другие мастера изготовлять «золотую» посуду. Как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? Конечно изготовить ее не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, затем оно шпаклюется, шкуриться, олифиться, лудиться, т. е. покрывается аллюминевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой.

Показ презентации «Золотая хохлома».по ходу презентации дети читают стихи?

Хохлома Хохлома! Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая,Узоры золотистые!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они как золотые,

А может, солнцем залитые.

Вот Ладья: цветущий хвост – корма,

Нос – петушиная головка.

Плывёт по лесу Хохлома,

Расписанная очень ловко.

А вот поднос.

А вот утица по реченьке плывёт,

Выше бережка головушку несёт.

Чёрным крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

В зелени травы,

Шелковые всплески

Золотой листвы.

Наши ложки хохломские –

Самый лучший сувенир.

С позолотой – не просты

Прогремели на весь мир

Дидактическая игра «Элементы росписи»

Сюрпризный момент:

Сегодня утром мне принесли посылку. я совсем про неё забыла. давайте откроем её…ой, что это (посуда расписанная хохломской росписью).Какая ребята роспись на посуде? (ответы)

Возьмите любой понравившийся вам предмет и посмотрите на него. Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете почему хохлому называют «золотой». А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные, декоративные цветы.)а вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». Из травки художники составляют самые разные композиции. Из «травинок» составляют даже изображения птиц и рыбок. Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами. Листьями, цветами. «Трава» занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми кончиками («как осока на ветру»). Узор занимает почти всю поверхность изделия. Край изделия украшен прямой каймой.

А теперь, когда мы с вами узнали все секреты этого искусства,давайте попробуем расписать эту удивительную посуду. А как называется наша тарелочка. сделанная из бумаги? (папье-маше)

Представьте, что мы с вами в мастерской, вы мастера, приступим к работе.

Физкультурная минутка

Раз и два! Раз и два! Трут ладони друг о друга

Начинается игра

Красим крылья и живот, Поглаживают ладонями рук

Красим грудочку и хвост живот, грудь, поясницу ноги, голову,

Красим спинку, красим ножки,

Гребешок покрась немножко

Вот какой стал петушок Ставят руки на пояс, горделиво

Ярко - красный гребешок. Выпрямляясь и делают несколько

поворотов влево и вправо.

Заключительная часть:

выставка детских работ.



Конспект НОД в старшей логопедической группе с ФФН «Чудо-мастерская Хохломы»

Данный конспект может быть полезен для воспитателей старших дошкольных групп, воспитателей коррекционных старших дошкольных групп. Этот конспект направлен на развитие познавательных, речевых, художественно-творческих способностей у детей. Можно использовать как итоговое занятие по теме «Посуда» и как итоговое занятие по закреплению знаний по декоративно-прикладному искусству по теме «Хохлома».

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
Тема недели: "Посуда"
Цель: формирование и развитие основ художественной культуры детей через народное декоративно-прикладное искусство Хохломы.
Задачи:
образовательные - закрепить знания об особенностях хохломской росписи - ее производстве, истории;
развивающие - учить детей создавать узоры на полосе из знакомых элементов хохломской росписи на силуэтах посуды; упражнять в прорисовке главных и дополнительных элементов узора; упражнять в рисовании всем ворсом, концом кисти, тампоном, спичкой, пальцем; развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов;
воспитательные - воспитывать у детей любовь к природе, своей Родине, народному творчеству.
Коррекционно-речевые задачи:
развитие связной речи, продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе, употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, активизация прилагательных, глаголов в речи;
развитие мелкой моторики рук посредством работы с кистью, пальчиковой гимнастики;
активизация слов: хохлома, элемент росписи, изделие, мастер, вытачивают, расписывают, и т.д.
Предварительная работа: знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Хохломы, организация мини-музея изделий хохломской росписи, беседа о Хохломе, рассматривание альбома «Русское народное творчество», чтение стихов, прослушивание песен о Хохломе, дидактические игры: «Найди элемент хохломской росписи на изделии», «Составь красивый узор и расскажи о нем».
Демонстрационный материал: хохломская посуда, таблицы: «Последовательность изготовления хохломских изделий», «Последовательность рисования хохломских узоров», карточки с элементами хохломской росписи, мольберт.
Раздаточный материал: тонированные силуэты посуды, кисточки №2, подставки для кисточек, баночки с водой, салфетки(20 штук), тампоны (20 штук), спички (10 штук), гуашь (желтая, красная, зеленая, черная), книга «Хохломская роспись».
Техническое оборудование: записи мелодий (народные инструменты).

Ход образовательной деятельности.
1. Воспитатель. Сегодня мы с вами побываем в дивном мире Хохломы, в мире праздника, музыки, в мире сказок. Я приглашаю вас в свою художественную мастерскую.
(Звучит тихая, русская народная музыка. На столах разложена хохломская посуда. Дети любуются ею.)

Воспитатель. Посмотрите, как красиво в моей мастерской. Что украсило ее?
Дети. Мастерскую украсила посуда.
Воспитатель. А что мы можем сказать об этой посуде, какая она на вид?
Игра «Назови признаки».
Дети. Красивая, расписная, праздничная, яркая, веселая, блестящая, радостная, сказочная. (Предлагаю детям сесть за столы)
2. Воспитатель. Послушайте загадку и отгадайте ее.
Резные ложки и ковши
Ты загляни-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут не здешней красоты
Блестят они как золотые
А может солнцем залитые.
Воспитатель. Что это?
Дети. Хохломская посуда.
3. Воспитатель. А почему она называется хохломской?
Дети. Издавна в маленьких заволжских деревеньках делали и расписывали деревянную посуду. И везли ее в большое село Хохлома. А из Хохломы на ярмарки в разные города на продажу. Покупатели спрашивали: «Откуда посуда?», а мастера отвечали: «К вам приехала сама Золотая Хохлома». Стали посуду называть хохломской.
4. Воспитатель. Давайте вспомним, как изготавливалась хохломская посуда. А поможет вам в этом вот эта таблица.
Игра «Что делают с изделиями до их росписи?»


(АЛГОРИТМ «Последовательности изготовления хохломских изделий».)
Дети. 1. Вытачивают из дерева;
2. Покрывают жидкой глиной и сушат;
3. Шлифуют;
4. Пропитывают льняным маслом и сушат;
5. Покрывают алюминиевым порошком и сушат;
6. Расписывают узорами;
7. Покрывают лаком;

8. Сушат, «закаливают» в печи.
Воспитатель. Какие цвета используют в хохломской росписи?
Дети. В хохломской росписи используют черный (красный, зеленый, золотой - желтый) цвет.
5. Воспитатель. Давайте назовем элементы хохломской росписи и найдем их на карточках.
(Дети называют элементы хохломской росписи, берут соответствующую карточку и ставят на полочку)


Дети. - В хохломской росписи есть элемент осочка.
- В узорах хохломской росписи есть элемент травинка.
- В хохломских узорах рисуют усики.
- В хохломской росписи есть элемент завиток.
- Хохломские узоры украшают капельками.
- Хохломские узоры расписывают листочками (простыми и сложными).
- В хохломской росписи рисуют цветочки.
- В хохломской росписи рисуют ягодки.
Воспитатель. - А какой главный элемент в хохломской росписи?
Дети. - Главный элемент в хохломской росписи это центральная линия - ветка, с которой начинается весь узор.
6. Воспитатель. Вы заметили, что в хохломе все элементы называют ласково. Это потому, что люди очень любили природу, любили петь песни, мечтать, любоваться цветением трав, созреванием ягод. А ягоды в хохломе рисовали разные и называли их ласково. Давайте и мы с вами попробуем это сделать. Я буду вам показывать ягоды, а вы будете их ласково называть.
Игра «Назови ласково».

Дети. Ягодка, малинка, клубничка, земляничка, рябинка, смородинка, вишенка, ежевичка, и т.д.

Воспитатель. А теперь давайте немного отдохнем.
7. Физкультминутка «На полянке».
Качает травку ветерок (дети покачиваются из стороны в сторону).
Дрожат, дрожат травинки (быстро машут поднятыми над головой кистями рук).
От гибких рук до тонких ног
Прогнулись наши спинки (два раза в ритм прогибают спину)

Нас кружит ветер заводной (кружатся на месте),
Болтает влево - вправо (покачиваются влево - вправо),
Но вот он стих ночной порой
И мы сидим устало (приседают).

А утром солнышко взошло,
Все радостно проснулись (встают, потягиваясь и улыбаясь).
Ведь новый день улыбку шлет,
Мы к солнцу потянулись (поднимают руки вперед и вверх).

А теперь проходим на свои места.
8. Воспитатель. Заговорилась я с вами, а у меня работы много, посмотрите, сколько посуды не расписано. Может, вы мне поможете? Давайте будем, как настоящие художники, расписывать посуду хохломскими узорами, создавать красоту своими руками.
У вас на столах лежат силуэты посуды, а материал, который вам потребуется, подберите сами.
Правильно расположить элементы узора хохломской росписи поможет вам эта таблица.


(АЛГОРИТМ «Последовательности рисования хохломских узоров».)
Воспитатель. Что мы рисуем сначала?
Дети. Сначала мы рисуем центральную ветку.
Воспитатель. Что мы рисуем потом?
Дети. Потом мы рисуем крупные элементы: ягодки, цветочки, листики.
Воспитатель. А что потом рисуем?
Дети. Потом рисуем вокруг крупных элементов мелкие: завитки, травинки, усики, капельки и т.д.
Воспитатель. Не забывайте: кисть держать прямо, рисовать элементы концом ворса. А теперь начинайте работу.
(Рисование проходит под тихую спокойную музыку. Во время работы слежу за правильной осанкой детей, за правильным размещением центральной линии, за различным изображением завитков, за правильным подбором средств, для изображения ягод и листьев.)
Воспитатель. Заканчиваем работу. Пусть наши пальчики немного отдохнут, а работы подсохнут.
9. Пальчиковая гимнастика «Цветки».

Наши алые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.

(Медленно разгибать пальцы из кулаков, покачивание кистями рук вправо, влево. Медленное сжимание пальцев в кулаки, покачивание кулачков вперед, назад.)
10. Анализ работ.
Воспитатель. А теперь ребята возьмем свои работы и выставим их на полочку.
(Дети поочередно ставят свои работы на полочки.)


Воспитатель. Я предлагаю вам выбрать из этих работ те, которые вам больше понравились и рассказать о них.(2-3 анализа работ самими детьми).
11. Итог.
Воспитатель. Молодцы ребята! Все ваши работы получились яркими, радостными, и немножко сказочными.
Воспитатель. Скажите, что вам понравилось в моей мастерской?
Предполагаемые ответы: «Мне понравилась выставка хохломской посуды»
Воспитатель. Скажите, что вам понравилось делать в моей мастерской?
«Мне понравилось играть в игру «Назови ласково»; «Мне понравилось расписывать хохломскую посуду»; «Мне понравилось выполнять упражнения «На полянке»; «Мне понравилось делать пальчиковую гимнастику «Цветки», и д.п.
Воспитатель. Сегодня вы все постарались на славу, как настоящие мастера!
Моя мастерская с вашими работами стала еще краше.
- Есть такая пословица: «Сделал дело, гуляй смело!» Вот и к нам приехали гости из самой Хохломы. Они приехали к нам с частушками, давайте их послушаем.

Частушки.
Хохлома, Хохлома,
Наше чудо дивное!
Мы рисуем Хохлому -
Красоту невиданную

Рисовали травку
Солнечною краской,
Ягоды - огоньки –
Алой краской от зари.

Краски яркие горят,
Украшаем все подряд:
И посуду и столы.
Это все из Хохломы!

Ох, Россия, ты Россия,
В каждом граде терема.
Всей земле на удивленье
Золотая Хохлома.

Гости Мы вам хотим подарить книгу «Хохломская роспись». Из нее вы еще больше узнаете об узорах золотой Хохломы.
Воспитатель. Давайте поблагодарим наших гостей за их подарки и попрощаемся с ними. А теперь и нам пора возвращаться в группу.

МАДОУ «Эврика» г. Перми

Конспект

занятия по изобразительной деятельности

в старшей группе детского сада.

Воспитатель первой квалификационной категории

Ширяева Анастасия Павловна

г. Пермь

Декоративная роспись шаблонов посуды.

Цели: актуализировать знания детей о хохломской росписи; научить рисовать элементы хохломской росписи, формировать понятия об орнаменте; развивать образное представление; воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: хохломская посуда, шаблоны посуды.

Ход занятия.

    Вступление.

Сегодня мы с вами отправимся под Нижний Новгород там, где живут мастера Золотой хохломы.

Звучит русская народная музыка.

Слайды

коробейник: Низко кланяюсь вам, дорогие гости!

Кому посуда для кашки-окрошки,

Чудо-блюдо да чашки, ложки?

Откуда посуда?

Да к вам приехала сама

Золотая Хохлома!

Вот, посмотрите!

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился цветок на плошке,

Ягодка клюква поспела на поварешке.

Клюет эту ягоду птица - золотое крыло.

Полюбуйтесь на это чудо - ложки, чашки и бочонки, сахарницы и бокалы, вазы и подносы, широкие блюда и утицы, ковши - «братины».

Всю эту домашнюю утварь, выточенную из дерева, отливающую золотом, с веселящим глаз золотым узором я привёз из большого торгового села Хохлома, что под Нижним Новгородом.

Это от нас разлетаются жар-птицами миски да ложки по ярмаркам.

слайды по щелчку

Воспитатель : золотая хохлома - яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома.

слайды

Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку и миску можно было увидеть на столе у боярыни, в избе крестьянина и даже в царском обиходе. Красиво отделанная ложка или ковш считались настоящим подарком.

Есть такая красивая легенда:

«Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, деревянную посуду вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к его порогу Жар-птица. Мужичок и ее угостил. Жар-птица задела крылом чашку с кашей и стала она золотой».

Это, конечно, легенда. А на самом деле производство хохломской посуды дело очень нелегкое.

Выточенную на токарном станке или вырезанную ножом из липы или березы вещь тщательно покрывали тончайшим слоем жидкой глины («вапы»). Просушенное изделие несколько раз покрывали олифой, красили серебристым алюминиевым порошком. Затем расписывали масляными красками, вновь олифили и сушили в печах. После такой обработки хохломские изделия получали золотой оттенок, а красные узоры пламенели на золотом или черном фоне, поэтому Хохлому называют «золотой» и «пламенной».

Дети рассматривают хохломские изделия.

Все предметы выставляются на столе.

слайды

Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», «кудриной».

Дети знакомятся с элементами растительного орнамента.

Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.

Объяснение последовательности выполнения элементов хохломской росписи:

«осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;

«травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;

«капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге;

«усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;

«завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента;

«кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»;

«ягодки» - ягоды бруснички, смородинки, рябинки рисуются печаткой-тычком (полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку); ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом.



- Кроме того, надо помнить о соответствии узора и формы предмета.

Посмотрите:

ветка спелых ягод обвивает поверхность изделия, создавая непрерывную полосу орнамента.

Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в народных умельцев и превратить белую посуду в золотую и прекрасную. Для этого вы должны выбрать наиболее понравившийся орнамент и украсить им шаблоны посуды.

На столе у детей приготовленные заранее шаблоны различной посуды.

Самостоятельная работа детей. Роспись шаблонов посуды растительным орнаментом.


Выставка. Показ и анализ работ.

Подведение итогов занятия.

Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших народных мастеров посуда - яркая, красочная, праздничная. С таким товаром нашему коробейнику не стыдно будет ехать на ярмарку.

Слайд по щелчку

Как велика наша любимая Родина! Сколько замечательных талантов вокруг!

Стоит студеная зима,

Снежинки крутит буйный ветер,

А солнечная Хохлома

Напоминает нам о лете.

В тарелочках не полутьма.

Не сумрак в вазах и солонках,

Напоминает Хохлома

Родную, милую сторонку!

История хохломской росписи.

Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области центр сбыта изделий хохломской росписи в 18 начале 20 вв. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи "верховая" (красным и чёрным на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне). Угасавший в начале 20 в. промысел в современное время возродился; в 20-х начале 30-х гг. мастера объединились в артели. В 1960-х гг. созданы фабрика "Хохломской художник" на родине промысла и производственное объединение "Хохломская роспись" в г. Семенове, ставшие центрами этого художественного промысла. Они выпускают посуду, ложки, мебель, сувениры и пр. Мастера: Ф. А. Бедин, А. Т. Бусова, О. Н. и С. П. Веселовы, Е. Н. Доспалова, З. Ф. Киева, О. П. Лушина, А. Г. и Ф. Н. Подоговы, А. П. Савинова, М. Ф. Синева, И. Е. Тюкалов и др.

Зарождение хохломской росписи

Уже в те далекие времена, о которых мы пытаемся составить представление, по данным археологических раскопок, в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды. Дерево было самым удобным и доступным материалом для создания предметов быта. Из древесных стволов выдалбливали проворные челноки - "ботнички", вырезали фигурные ковши, украшая их ручки резными силуэтами коней, вытачивали разнообразные формы посуды. Всем, кто селился в этих местах, приходилось заниматься ремеслами. Земли здесь были неплодородными, урожая до весны не хватало. Только лесные богатства да проворные руки спасали от голода и нужды. Близость великого волжского пути способствовала тому, что деревянную посуду здесь рано стали изготовлять для продажи. Однако первые посудные промыслы Заволжья еще ничем не отличались от множества таких же производств, развивавшихся на территории нашей страны. Как и в других районах, местные мастера покрывали изделия льняным маслом или приготовленной из него олифой. Это придавало прочность деревянной посуде, она становилась и более красивой. Такой способ лакировки поверхности дерева не забыт и сейчас. Еще недавно его применяли при производстве самых дешевых чашек и солониц, служивших предметами повседневного хозяйственного обихода. Когда же возникло искусство золотой Хохломы? Мы не располагаем данными, чтобы ответить определенно на этот вопрос. Вероятно, мастера Заволжья начали расписывать посуду задолго до того, как освоили технику "золотой" окраски. Еще в XIX веке наряду с "золоченой" деревянной посудой здесь изготовляли и дешевые чашки и солонки, поверхность которых украшалась только простейшими геометрическими узорами - розетками, ромбиками, спиралевидными завитками и волнистыми линиями, наносимыми штампиком или кистью. Знакомясь с сохранившимися в музеях деревянными сосудами XV, XVI и XVII веков, изготовлявшимися при монастырях, мы не находим среди них изделий, поверхность которых была бы окрашена в золотистый цвет приемами, близкими Хохломе. Они похожи на хохломские лишь по форме, киноварному фону, а иногда и по украшающим их золотым пояскам, но пояски эти нанесены порошком твореного золота, который не применяли в Хохломе.

Самые близкие хохломской росписи приемы мы встречаем у иконописцев. Мастера древней Руси умели экономить дорогостоящий металл. Чтобы окрасить фон иконы в золотистый цвет, они использовали иногда не золото, а порошок серебра. После выполнения живописи икону покрывали лаком, приготовленным из льняного масла, и подвергали прогреванию в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок, а серебряный порошок, просвечивающий сквозь нее, делался похожим на золото. Особенно широкое распространение этот прием получил в XVII - XVIII веках, когда убранство русских храмов становится особенно богатым и пышным. В них создаются высокие золоченые иконостасы с большими иконами. В золотистый цвет окрашиваются киоты и церковная мебель. Приемы письма серебром вместо золота в это время стали известны широкому кругу русских иконописцев. Наиболее вероятно, временем возникновения искусства хохломской росписи была вторая половина XVII и начало XVIII века, когда глухие керженские леса стали местом поселения старообрядцев, спасавшихся от преследования царского правительства и

Ирина Волкова
Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Золотая хохлома»

Конспект ООД по рисованию в старшей группе

Тема : «Золотая хохлома »

Задачи : Продолжать знакомить детей с изделиями, украшенными хохломской росписью . Закреплять знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи (ягоды, легкая изогнутая травка, завиток, капельки) . Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. Упражнять в разнообразных приемах работы кистью (всем ворсом, концом) . Прививать интерес к народным промыслам.

Материалы и оборудование

Деревянная посуда, расписанная хохломской росписью , образцы элементов хохломской росписи , бумажные заготовки посуды, акварельные краски, кисточки, стаканчики для воды, салфетки, диск с русской - народной музыкой.

Ход занятия:

Сегодня утром мне принесли посылку, а я совсем про неё забыла, давайте откроем её…ой, что это (посуда расписанная хохломской росписью ) . Да тут еще конверт (в конверте письмо и заготовки посуды)

«Здравствуйте девченки и мальчишки! Пишут Вам торговцы с Нижегородской ярмарки». Скоро состоится ярмарка, а посуды не расписанной много осталось, помогите нам.»

Ну, что ребята поможем (ответы детей)

Давайте рассмотрим посылку внимательнее. Какая ребята роспись на посуде? (ответы)

Возьмите любой понравившийся вам предмет и посмотрите на него. Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета . Теперь вы понимаете, почему хохлому называют «золотой » .

Ребята, посмотрите, как расписана чаша. Сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Мы с Вами уже пробовали рисовать завиток . Потом на ветке изобразить ягоды и листья (листья и ягоды лучше рисовать концом кисти ) .

Потом около ягод и листьев можно нарисовать травинки – линиями (дугообразными)

Какое главное правило при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии) .

Теперь, когда мы с вами узнали все секреты этого искусства, давайте попробуем расписать эту удивительную посуду (дети выбирают себе понравившуюся заготовку)

Но перед тем как рисовать , давайте разомнем свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни :

(дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими) .

И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук) .

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней) .

Не сидится им опять (встряхивание кистями) .

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели .

Дети выполняют работу под русскую народную музыку. Воспитатель подходит к детям, подбадривает, подсказывает, поощряет.

Подведение итогов.

Вы все сегодня хорошо поработали! Молодцы ребята. Несите свои работы, полюбуемся на вашу хохломскую посуду , а потом отправим ее на ярмарку.

Публикации по теме:

Цель: приобщать детей к декоративно-прикладному искусству. Задачи Образовательные: - продолжать знакомить с хохломской росписью, её колоритом,.

Конспект открытого занятия на тему:«Золотая Хохлома». Воспитатель: Сотникова Наталья Николаевна Реализация содержания программы в образовательных.

Конспект праздника-развлечения «Золотая Хохлома» Программное содержание. 1. Расширять представления у детей о народном промысле. Уточнять представления детей о хохломском искусстве 2. Учить.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Золотая Хохлома» Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе «Золотая Хохлома» Программные задачи: 1. Учить детей самостоятельно.

Программное содержание: Образовательные: - Учить детей рисовать золотую рыбку. -Сформировать умение самостоятельно выбирать цветовую.

Тема: "Золотая хохлома". Программные задачи: Закреплять и расширять знания детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской.

Конспект занятия в старшей группе «Золотая хохлома» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №51» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ.



Что еще почитать