Обеспечение доступным и комфортным жильем коммунальными услугами граждан российской федерации. Ожидаемые результаты реализации Программы

Приоритеты государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 323.

Важнейшим индикатором реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и одной из главных задач на территории Калужской области является показатель объема ввода жилья и увеличение темпов жилищного строительства реализуемый в рамках государственной программы Калужской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Калужской области», утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 31.12.2013 № 772 (ред. от 29.02.2016).

Приоритетами региональной политики в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства являются:

1. Решение жилищной проблемы большинства граждан, улучшение в значительной степени комфортности проживания в городах и сельской местности путем:

Стимулирования массового строительства жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также ценовой доступности;

Обеспечения территорий жилой застройки объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;

Формирования рынка арендного жилья;

Развития системы ипотечного жилищного кредитования, доступного для большинства населения;

Переселения граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

2. Обеспечение доступности качественного жилья для большинства семей Калужской области.

3. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства путем:

Обеспечения населению условий проживания, отвечающих стандартам качества;

Снижения издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;

Смягчения для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования;

Улучшения качества управления и содержания общего имущества многоквартирных домов путем поддержки объединений собственников жилья и развития конкуренции в сфере управления жилой недвижимостью;

Совершенствования системы государственного учета жилищного фонда, контроля и надзора за техническим состоянием жилых зданий.

Цели, задачи и индикаторы достижения целей и решения

задач государственной программы

Цели реализации государственной программы:

Снижение до 2018 года стоимости одного квадратного метра жилья на 20% к уровню 2012 года;

Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем экономкласса отдельных категорий граждан, в том числе граждан, имеющих трех и более детей;

Формирование для населения Калужской области благоприятной среды жизнедеятельности, в том числе безопасных и благоприятных условий проживания;

Создание для граждан возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет;

Предоставление доступного и комфортного жилья 60% семей, желающих улучшить свои жилищные условия;

Повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.

Для достижения целей государственной программы необходимо решение следующих задач:

Увеличение объема ввода в эксплуатацию жилья экономкласса и объектов инфраструктуры на вовлеченных в экономический оборот земельных участках, а также на неиспользуемых или используемых неэффективно земельных участках, находящихся в государственной собственности, муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена;

Стимулирование строительства жилых помещений, технико-экономические показатели и параметры которых соответствуют условиям отнесения этих жилых помещений к жилью экономкласса;

Стимулирование развития энергоэффективных и экологически чистых технологий и материалов, создания условий для их использования в жилищном строительстве;

Обустройство территорий жилищной застройки посредством строительства объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры;

Разработка и реализация документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории;

Создание условий для развития рынка арендного жилья;

Совершенствование механизмов ипотечного жилищного кредитования;

Предоставление мер государственной поддержки в приобретении жилья молодым семьям, отдельным категориям граждан, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Калужской области;

Улучшение качества и уровня благоустройства жилищного фонда Калужской области;

Обеспечение населения питьевой водой нормативного качества;

Создание условий для формирования института ответственного собственника жилья.

2.3. Конечные результаты реализации государственной

программы

Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы:

в количественном выражении к 2020 году:

Годовой объем ввода жилья составит 1000 тыс. кв. метров, в том числе соответствующего стандартам экономкласса - 368,0 тыс. кв. метров;

Доля семей, желающих улучшить свои жилищные условия, обеспеченных доступным и комфортным жильем, возрастет до 60%;

Снижение средней стоимости одного квадратного метра жилья на первичном рынке с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности «строительство» к уровню 2012 года составит 20,0%;

Коэффициент доступности жилья составит 2,45 года;

Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств составит 50%;

Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием заемных средств) при использовании государственной поддержки, за 2014 - 2020 годы составит 1750 семей;

Доля ввода жилья в арендных многоквартирных домах от общей площади ввода жилья в многоквартирных домах составит 3,3%;

Количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда за 2014 - 2020 годы, составит 8304 человек;

Количество семей, улучшивших жилищные условия с помощью предоставленных ипотечных жилищных кредитов (займов) за 2014 - 2020 годы, составит 44,5 тыс. семей;

Объем предоставленных ипотечных жилищных кредитов и займов за 2014 - 2020 годы составит около 70 млрд. рублей;

Обеспеченность населения жильем составит 28 кв. метров общей площади на одного человека, или 822 квартиры на 1000 человек населения;

Обеспеченность населения жильем для целей коммерческого найма составит 0,362 кв. метра жилья на 1 человека, или 10 квартир на 1000 человек населения;

Коэффициент доступности жилищного фонда коммерческого использования для населения составит 0,92 года;

Площадь земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, включенных в региональные адресные перечни земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальной собственности, а также предоставленных для жилищного строительства или находящихся в частной собственности, составит 300 гектаров;

Доведение к началу 2021 года уровня газификации Калужской области природным газом до 82%;

в качественном выражении:

Создание для населения Калужской области безопасной и комфортной среды жизнедеятельности;

Обеспечение возможности для территориальной мобильности населения;

Выполнение государственных обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предоставлению жилья отдельным категориям граждан, решению проблемы пострадавших соинвесторов строительства жилья;

Повышение качества подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации специалистов строительной отрасли всех уровней образования;

Улучшение водоснабжения и водоотведения жилищного фонда, объектов общественной инфраструктуры до существующих нормативов, а также повышение качества питьевой воды, сокращение потерь воды, создание оптимальных условий водопользования, повышение качества поверхностных и подземных вод до состояния, отвечающего санитарным и экологическим требованиям;

Повышение правовой грамотности населения по вопросам эксплуатации жилого фонда и активности населения в сфере управления многоквартирными жилыми домами.

2.4. Сроки и этапы реализации государственной программы

Сроки реализации государственной программы - 2014 - 2020 годы.

Этапы реализации государственной программы определены индивидуально каждой подпрограммой.».

Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710 (ред. от 02.08.2019) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"

Утверждена

постановлением Правительства

Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ И КОММУНАЛЬНЫМИ

УСЛУГАМИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

  • Паспорт государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"
  • Приложение N 1. Структура государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"
  • Приложение N 2. Показатели результативности отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"
  • Приложение N 3. Перечень участников государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"
  • Приложение N 4. Перечень объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимости, включаемых (подлежащих включению) в федеральную адресную инвестиционную программу
  • Приложение N 5. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья
  • Приложение N 6. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства
  • Приложение N 7. Правила предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Ростовской области на софинансирование мероприятий по приведению объектов г. Волгодонска в состояние, обеспечивающее безопасное проживание его жителей
  • Приложение N 8. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции
  • Приложение N 9. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по сейсмоусилению объектов
  • Приложение N 10. Правила предоставления и распределения субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности субъектов Российской Федерации и (или) софинансирование мероприятий, не относящихся к капитальным вложениям в объекты государственной (муниципальной) собственности субъектов Российской Федерации, в рамках ведомственной целевой программы "Поддержка модернизации коммунальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"
  • Приложение N 11. Правила предоставления субсидии на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 публичного акционерного общества "Уралкалий", в г. Березники, Пермский край
  • Приложение N 12. Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме
  • Приложение N 13. Правила предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Чеченской Республики на реализацию мероприятий по переселению граждан, проживающих в оползневой зоне на территории Чеченской Республики, в районы с благоприятными условиями проживания на территории Чеченской Республики
  • Приложение N 14. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку обустройства мест массового отдыха населения (городских парков)
  • Приложение N 15. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды
  • Приложение N 15(1). Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по сокращению доли загрязненных сточных вод
  • Приложение N 15(2). Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения
  • Приложение N 15(3). Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации по переселению граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока
  • Приложение N 16. Сводная информация по опережающему развитию приоритетных территорий по направлениям (подпрограммам) государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"
  • Приложение N 17. Правила предоставления в 2018 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Краснодарского края на реализацию мероприятий по развитию коммунальной инфраструктуры в городе Геленджике путем заключения концессионного соглашения

Открыть полный текст документа

Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации №323 от 15 апреля 2014 года. Ответственный исполнитель: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Участники программы:

  • Министерство финансов Российской Федерации,
  • Федеральные органы исполнительной власти, являющиеся государственными заказчиками федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы,
  • Генеральная прокуратура Российской Федерации,
  • Следственный комитет Российской Федерации,
  • Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации,
  • Верховный Суд Российской Федерации,
  • Счетная палата Российской Федерации.

Цели программы:

  • повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения;
  • повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.

Задачи программы:

  • вовлечение в оборот земельных участков в целях жилищного строительства, в том числе строительства жилья экономического класса; реализация программы «Жилье для российской семьи»;
  • содействие внедрению новых современных, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в жилищное строительство и производство строительных материалов, используемых в жилищном строительстве;
  • развитие механизмов кредитования жилищного строительства и строительства коммунальной инфраструктуры;
  • повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для населения;
  • содействие формированию рынка арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;
  • выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством;
  • предоставление государственной поддержки на приобретение жилья молодым семьям;
    повышение эффективности, качества и надежности поставки коммунальных ресурсов, в том числе путем привлечения долгосрочных частных инвестиций;
  • обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами.

Структура государственной программы:

Подпрограммы:

  • Подпрограмма 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России».
  • Подпрограмма 2 «Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России».
  • Подпрограмма 3 «Обеспечение реализации государственной программы».

Программно-целевые инструменты:

  • федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы;
  • федеральная целевая программа «Чистая вода» на 2011-2017 годы;

Целевые индикаторы и показатели:

  • обеспечение объема ввода жилья в 2015 году -76 млн. кв. метров, в 2017 году — 93 млн. кв. метров, в 2020 году — 100 млн. кв. метров, в том числе годовой объем ввода жилья экономического класса: в 2015 году — 47,6 млн. кв. метров, в 2017 году — 61,4 млн. кв. метров, в 2020 году — 66 млн. кв. метров, из них в рамках программы «Жилье для российской семьи»: в 2015 году — 5 млн. кв. метров, в 2016 году — 6 млн. кв. метров, в 2017 году — 14 млн. кв. метров;
  • доля обеспеченных доступным и комфортным жильем семей в общем количестве семей, желающих улучшить свои жилищные условия, в 2015 году — 22,5 процента, в 2017 году — 37 процентов, в 2020 году — 60 процентов;
  • площадь земельных участков, вовлеченных Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в оборот в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства» для жилищного строительства, в том числе строительства жилья экономического класса, включая малоэтажное строительство — не менее 7,5 тыс. гектаров в 2013 году, не менее 5 тыс. гектаров в 2014 году, не менее 5,5 тыс. гектаров в 2015 году, не менее 6 тыс. гектаров в 2016 году, не менее 6,5 тыс. гектаров в 2017 году, не менее 7 тыс. гектаров в 2018 году,не менее 7,5 тыс. гектаров ежегодно в 2019 — 2020 годах;
  • общая площадь земельных участков, предоставленных Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства» для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства — не менее 4 тыс. гектаров в 2013 году, не менее 3,75 тыс. гектаров ежегодно в 2014 — 2015 годах, не менее 4 тыс. гектаров ежегодно в 2016 — 2017 годах, не менее 4,5 тыс. гектаров в 2018 году, не менее 5 тыс. гектаров ежегодно в 2019 — 2020 годах;
  • количество разработанных комплектов проектной документации малоэтажных жилых домов с применением энергоэффективных и экологически чистых технологий и материалов — не менее 70 единиц нарастающим итогом к 2016 году;
  • снижение средней стоимости 1 кв. метра жилья на первичном рынке с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности «строительство» (в процентах к уровню 2012 года): в 2015 году — 10,6 процента; в 2018 году — 20 процентов; в 2020 году — 20 процентов;
  • коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек) — 2,5 года в 2015 году, 2,1 года в 2017 году, 1,8 года в 2020 году;
  • доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств — до 30 процентов в 2015 году, до 40 процентов в 2018 году, до 50 процентов в 2020 году;
  • количество предоставленных ипотечных жилищных кредитов — 871 тыс. кредитов в 2015 году, 946 тыс. кредитов в 2018 году, 1053 тыс. кредитов в 2020 году;
  • превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) над индексом потребительских цен в 2015 году до уровня не более 3,8 процентных пункта, к 2018 году — до уровня не более 2,2 процентных пункта, к 2020 году — до уровня не более 2,2 процентных пункта;
  • доля ввода жилья для цели сдачи в наем в общей площади ввода жилья в многоквартирных домах — 3,8 процента в 2015 году, 7,4 процента в 2017 году, 9,4 процента в 2020 году;
  • доля общей площади капитально отремонтированных многоквартирных домов в общей площади многоквартирных домов, построенных до 2000 года: 2015 год — 3,6 процента; 2017 год — 6,2 процента; 2020 год — 11,6 процента;
  • доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод — 16,5 процента в 2015 году, 30 процентов — в 2017 году, сохранение значения указанного показателя к 2020 году на уровне 30 процентов.

Ожидаемые результаты реализации Программы:

  • достижение средней обеспеченности общей площадью жилья на уровне 25 — 27 кв. метров на человека — в 2015 году и 28 — 35 кв. метров — в 2020 году;
  • достижение уровня расселения в жилых помещениях, при котором среднее количество комнат в фактически занятых жилых помещениях будет соответствовать среднему количеству лиц, проживающих в таких помещениях;
  • формирование рынка арендного жилищного фонда и развитие некоммерческого арендного жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;
  • снижение средней стоимости 1 кв. метра жилья на первичном рынке с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности «строительство» (в процентах к уровню 2012 года) на 20 процентов к 2018 году;
  • увеличение доли граждан, имеющих возможность с помощью собственных и заемных средств приобрести или снять необходимое жилье на рынке, построить индивидуальное жилье;
  • создание к 2018 году для граждан Российской Федерации возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет;
  • достижение уровня соответствия жилищного фонда современным условиям энергоэффективности, экологическим требованиям, а также потребностям отдельных групп граждан (многодетные семьи, пожилые люди, инвалиды и др.);
  • повышение удовлетворенности населения Российской Федерации уровнем жилищно-коммунального обслуживания;
  • снижение уровня потерь при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов до уровня стандартов Европейского союза.

Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» реализуется в 2013 — 2020 годах в 3 этапа :

  • Этап 1: 2013-2015 годы
  • Этап 2: 2016-2017 годы
  • Этап 3: 2018-2020 годы

общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета государственной программы в 2013 — 2020 годах составляет 577934420,6 тыс. рублей, в том числе по подпрограммам:

Подпрограмма 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Подпрограмма 1. «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан « 77654976 38324927,8 44308419 50008925,8 54559601,9 446772301,9 48899201,9 51013701,9
Подпрограмма 2. «Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России» 14833372,8 11047420 12676490 314100
Подпрограмма 3. «Обеспечение реализации государственной программы» 354335,1 391205 391558,1 391798,1 391798,1 391798,1 391798,1 391798,1
ФЦП «Жилище» на 2011- 2015 годы общий объем финансирования Программы в 2011 — 2015 годах за счет средств федерального бюджета — 285,74 млрд. рублей
ФЦП «Чистая вода» на 2011- 2017 годы 3000000
ФЦП «Жилище» на 2016- 2020 годы
ИТОГО: 139081532,8 89318660,2 96007403,7 50714823,9 54951400 47164100 49291000 51405500

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 года № 1710 государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» переводится на проектное управление с 2018 года.

В новой редакции госпрограммы определены ее основные цели. Это увеличение годового объема ввода жилья, снижение отношения средней стоимости квартиры площадью 54 м 2 к среднему годовому денежному доходу семьи из трех человек и повышение производительности труда в строительстве по отношению к уровню 2017 года.

В частности, предусмотрено увеличение годового объема ввода жилья до 120 млн. м 2 в 2025 году. За базовый принят годовой объем ввода жилья в 2016 году – 79,8 млн м 2 . Планируется, что в 2018 году в РФ будет введено 88 млн м 2 жилья, в 2019 году – 94 млн м 2 ; в 2020 году – 100 млн м 2 ; в 2021 году – 104 млн м 2 , в 2022 году – 108 млн м 2 , в 2023 году – 112 млн м 2 , в 2024 году – 116 млн м 2 .

Что касается второй цели программы – снижения отношения средней стоимости квартиры площадью 54 м 2 к среднему годовому денежному доходу семьи из трех человек, – то к 2025 году этот показатель должен составить 2,3. За базовый уровень принято значение коэффициента доступности жилья в 2016 году – 2,6. По расчетам уже в 2018 году коэффициент снизится до 2,5, в 2020 году – до 2,4.

Повышение производительности труда в строительстве запланировано на 25 % в 2025 году по отношению к уровню 2017 года. Производительность труда в строительстве составит: в 2018 году – 103 %, в 2019 году – 106 %, в 2020 году – 109 %, в 2021 году – 112 %, в 2022 году – 115 %, в 2023 году – 118 %, в 2024 году – 121 %.

В рамках госпрограммы планируется реализация приоритетных проектов «Ипотека и арендное жилье» и «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг». В госпрограмму включены направления (подпрограммы): создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, создание условий для обеспечения граждан качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение реализации государственной программы.

Согласно постановлению Правительства от 12 октября 2017 года № 1243, с 1 января 2018 года досрочно прекращается реализация федеральных целевых программ «Жилище» на 2015–2020 годы и «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009–2018 годы». Эти федеральные целевые программы интегрированы в госпрограмму.

Общий объем финансирования госпрограммы запланирован в объеме 1 072,33 млрд руб. В том числе из федерального бюджета – 858,97 млрд руб., объем бюджетных ассигнований консолидированных бюджетов субъектов Федерации – 98,8 млрд руб., объем средств из внебюджетных источников – 115,16 млрд руб.

В том числе: на 2018 год – 129,9 млрд руб., на 2019 год – 133,5 млрд руб., на 2020 год – 132 млрд руб. на 2021 год – 128,9 млрд руб., на 2022 год – 134,6 млрд руб., на 2023 год – 131,3 млрд руб., на 2024 год – 137,6 млрд руб., на 2025 год – 144,2 млрд руб. с учетом финансирования приоритетных проектов «Ипотека и арендное жилье» и «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг».

Перевод госпрограммы на механизмы проектного управления предусматривает выделение в ее составе проектной и процессной частей. В новую госпрограмму включены разделы, отражающие сводную информацию по опережающему развитию приоритетных территорий. Госпрограмма также содержит правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации, перечень объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимости, включаемых (подлежащих включению) в Федеральную адресную инвестиционную программу.

Оценка эффективности реализации госпрограммы будет производиться ежегодно на основе использования системы показателей и индикаторов.

Срок реализации госпрограммы – 2018–2025 годы. Ответственный исполнитель – Минстрой России.

  • III. Доходы федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов
  • Сравнение прогноза доходов федерального бюджета на 2014 год с оценкой 2013 года
  • Факторный анализ отклонения прогноза доходов федерального бюджета на 2014 год по сравнению с оценкой в 2013 году
  • Сравнение прогноза доходов федерального бюджета на 2015 год с прогнозом доходов федерального бюджета на 2014 год
  • Факторный анализ отклонения прогноза доходов федерального бюджета на 2015 год по сравнению с прогнозом доходов федерального бюджета на 2014 год
  • Сравнение прогноза доходов федерального бюджета на 2016 год с прогнозом доходов федерального бюджета на 2015 год
  • Факторный анализ отклонения прогноза доходов федерального бюджета на 2016 год по сравнению с прогнозом доходов федерального бюджета на 2015 год
  • IV. Расходы федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов
  • Программная структура расходов федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов
  • Государственная программа «Развитие здравоохранения»
  • Государственная программа «Развитие образования» на 2013 -2020 годы
  • Государственная программа «Социальная поддержка граждан»
  • Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы
  • Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»
  • Государственная программа «Содействие занятости населения»
  • Государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»
  • Государственная программа «Противодействие незаконному обороту наркотиков»
  • Государственная программа «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»
  • Государственная программа «Развитие культуры и туризма»
  • Государственная программа «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы
  • Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта»
  • Государственная программа «Развитие науки и технологий»
  • Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика»
  • Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»
  • Государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы»
  • Государственная программа «Развитие судостроения на 2013 - 2030 годы»
  • Государственная программа «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности»
  • Государственная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013 - 2020 годы
  • Государственная программа «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы»
  • Государственная программа «Развитие атомного энергопромышленного комплекса»
  • Государственная программа «Информационное общество (2011 - 2020 годы)»
  • Государственная программа «Развитие транспортной системы»
  • Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы
  • Государственная программа «Развитие рыбохозяйственного комплекса»
  • Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности»
  • Государственная программа «Воспроизводство и использование природных ресурсов»
  • Государственная программа «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы
  • Государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики»
  • Государственная программа «Региональная политика и федеративные отношения»
  • Государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»
  • Государственная программа «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года
  • Государственная программа
  • «Создание условий для эффективного и
  • Ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов
  • Субъектов Российской Федерации»
  • Государственная программа «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года»
  • Государственная программа «Управление федеральным имуществом»
  • Государственная программа «Управление государственными финансами»
  • Государственная программа «Внешнеполитическая деятельность»
  • Государственная программа «Юстиция»
  • Изменение объемов бюджетных ассигнований по разделамбюджетнойклассификации расходов
  • Объем расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов (в%% к ввп)
  • Объем расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов (в%% общему объему расходов)
  • Раздел «общегосударственные вопросы»
  • Раздел «Национальная оборона»
  • Раздел «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность»
  • Раздел «национальная экономика»
  • Раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство»
  • Раздел «охрана окружающей среды»
  • Раздел «образование»
  • Раздел «культура, кинематография»
  • Раздел «здравоохранение»
  • Раздел «социальная политика»
  • Раздел «физическая культура и спорт»
  • Раздел «средства массовой информации»
  • Раздел «межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов российской федерации и муниципальных образований»
  • V. Межбюджетные отношения с государственными внебюджетными фондами российской федерации
  • Межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фондаРоссийской Федерации
  • Межбюджетные трансферты бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации
  • VI. Межбюджетные отношения
  • Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации
  • Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации
  • Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации
  • Дотации бюджетам закрытых административно-территориальных образований
  • Дотации на содержание объектов инфраструктуры города Байконур, связанных с арендой космодрома Байконур
  • Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)
  • Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации
  • Иные межбюджетные трансферты
  • Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»

    Целями государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» являются:

    повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;

    повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.

    Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач государственной программы:

    вовлечение в оборот земельных участков в целях строительства жилья экономкласса;

    содействие внедрению новых современных, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в жилищном строительстве и производстве строительных материалов;

    развитие механизмов кредитования жилищного строительства и строительства коммунальной инфраструктуры;

    повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для населения;

    содействие формированию рынка арендного жилья для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;

    переселение граждан из закрытых административно- территориальных образований;

    расселение аварийного жилищного фонда;

    выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством;

    обеспечение жильем и предоставление государственной поддержки на приобретение жилья молодым семьям;

    создание условий для увеличения объема капитального ремонта жилищного фонда для повышения его комфортности и энергоэффективности;

    повышение эффективности, качества и надежности поставки коммунальных ресурсов, в том числе путем привлечения долгосрочных частных инвестиций;

    обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами.

    Достижение указанных целей и решение задач характеризуется следующими основными целевыми индикаторами (таблица 4.10):

    Таблица 4.10

    Индикаторы

    Доля семей, желающих улучшить свои жилищные условия, обеспеченных доступным и комфортным жильем (процент, нарастающим итогом)

    Снижение средней стоимости одного квадратного метра жилья на первичном рынке, с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности «строительство» (в процентах к уровню 2012 года) (процент)

    Коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек) (лет)

    Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств (процент)

    Количество предоставленных ипотечных жилищных кредитов (тыс. штук.)

    Превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) над индексом потребительских цен (+/-процентных пунктов)

    Доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (процентов)

    Расходы федерального бюджета в 2013 – 2016 годах на государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» представлены в таблице 4.11.

    Таблица 4.11

    млн. рублей

    Наименование

    2013 год (Закон № 216-ФЗ)

    Паспорт ГП

    Отклонение от Паспорта

    Паспорт ГП

    Отклонение от Паспорта

    Изменение к предыдущему году, %

    Паспорт ГП

    Отклонение от Паспорта

    Изменение к предыдущему году, %

    Всего

    118 884,4

    114 486,0

    98 943,4

    -15 542,6

    77 205,4

    75 827,4

    -1 378,0

    45 001,2

    50 594,8

    5 593,6

    в том числе:

    Подпрограмма «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России»

    Подпрограмма «Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России»

    Подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы»

    ФЦП «Жилище» на 2011 – 2015 годы

    ФЦП «Чистая вода» на 2011 – 2017 годы

    ФЦП «Жилище» на 2016 – 2020 годы

    В проекте федерального бюджета на 2014-2016 годы предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в 2014 году – 98 943,4 млн. рублей, в 2015 году – 75 827,4 млн. рублей и в 2016 году – 50 594,8 млн. рублей.

    Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы в 2014 году уменьшены на 15 542,6 млн. рублей, в 2015 году – на 1 378,0 млн. рублей, в 2016 году увеличены на 5 593,6 млн. рублей.

    Указанные отклонения в 2014 году, в основном, обусловлены:

    выделением дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» в объеме 9 000,0 млн. рублей, а также уменьшением объема имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд ЖКХ), направляемого для реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 20 000,0 млн. рублей в связи с предполагаемым увеличением на указанную сумму в 2013 году – в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России»;

    уменьшением объема имущественного взноса Российской Федерации в Фонд ЖКХ, направляемого для реализации региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, на 4 000,0 млн. рублей в связи с предполагаемым увеличением на указанную сумму в 2013 году – в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России»;

    выделением дополнительных ассигнований на реализацию ФЦП «Чистая вода» на 2011-2017 годы в целях оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации на реализацию региональных программ в области водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в объеме 2 000,0 млн. рублей;

    сокращением расходов на реализацию ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы в объеме 3 389,4 млн. рублей с учетом общих подходов к оптимизации расходных обязательств федерального бюджета, а также в связи с экономией бюджетных ассигнований в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» (исключение избыточных проектных решений, а также уменьшение мощности объектов, предусмотренных к реализации), завершением мероприятий по приобретению жилья гражданам, подлежащим отселению с комплекса «Байконур».

    Отклонения параметров ресурсного обеспечения, утвержденных в паспорте государственной программы, от объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных законопроектом, в 2015 году связаны с:

    выделением дополнительных ассигнований на реализацию соглашений с международными финансовыми организациями в объеме 1 176,5 млн. рублей в связи с уточнением объемов использования средств займа Международного банка реконструкции и развития и средств софинансирования из федерального бюджета по проекту «Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России» в рамках перечней «Кредиты (займы) международных финансовых организаций» Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов с учетом планов закупок товаров, работ и услуг по проекту и условий Соглашения о займе между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития – в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России»;

    сокращением расходов на реализацию ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы в объеме 2 520,1 млн. рублей с учетом общих подходов к оптимизации расходных обязательств федерального бюджета, а также в связи с экономией бюджетных ассигнований в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры».

    На отклонение объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2016 год, от паспорта государственной программы, наиболее существенное влияние оказывают:

    выделение дополнительных бюджетных ассигнований на предоставление имущественного взноса в Фонд ЖКХ для оказания финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на реализацию региональных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (10 000,0 млн. рублей), а также на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральными законами от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (3 359,0 млн. рублей) – в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России»;

    сокращение объемов бюджетных ассигнований на 7 999,3 млн. рублей на реализацию ФЦП «Жилище» на 2016-2020 годы ввиду отсутствия решения о ее принятии.

    Уменьшение расходов на реализацию государственной программы в 2014 году относительно уровня 2013 года составит 19 941,0 млн. рублей, в 2015 году относительно уровня 2014 года – 23 116,0 млн. рублей, в 2016 году относительно уровня 2015 года – 25 232,6 млн. рублей. Это связано с постепенным завершением мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», уменьшением к 2016 году суммы имущественного взноса в Фонд ЖКХ с учетом завершения оказания финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры и капитальному ремонту многоквартирных домов, а также снижением финансовой поддержки региональных программ по переселению граждан из аварийного жилья согласно этапам реализации указанных программ.

    При этом объем расходов, предусмотренных паспортом государственной программы в 2014 году по сравнению с 2013 годом меньше на 4 398,3 млн. рублей, в 2015 году по сравнению с 2014 годом меньше на 37 280,6 млн. рублей, в 2016 году по сравнению с 2015 годом меньше на 32 204 ,2 млн. рублей.



    Что еще почитать