Порядок изменения или отмены технических регламентов. Об утверждении правил разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технических регламентов

Технический регламент принимается федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации в порядке, установленном соответственно для принятия федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации.

Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо.

О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Уведомление о разработке проекта технического регламента должно содержать информацию о том, в отношении какой продукции или каких связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемые требования, с кратким изложением цели этого технического регламента, обоснованием необходимости его разработки и указанием тех разрабатываемых требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта данного технического регламента, и информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента, наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта данного технического регламента, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым должен осуществляться прием в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

С момента опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента соответствующий проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента. Плата, взимаемая за предоставление данной копии, не может превышать затраты на ее изготовление.

Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта технического регламента и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до дня вступления в силу принимаемого соответствующим нормативным правовым актом технического регламента и предоставлять их депутатам Государственной Думы, представителям федеральных органов исполнительной власти и указанным в пункте 9 настоящей статьи экспертным комиссиям по техническому регулированию по их запросам.

Срок публичного обсуждения проекта технического регламента со дня опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно включать в себя информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента и перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, а также наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта технического регламента, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым с разработчиком может быть осуществлена связь.

Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента доработанный проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовывать в своем печатном издании уведомления о разработке проекта технического регламента и завершении публичного обсуждения этого проекта в течение десяти дней с момента оплаты опубликования уведомлений. Порядок опубликования уведомлений и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Внесение субъектом права законодательной инициативы проекта федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу осуществляется при наличии следующих документов:

Обоснование необходимости принятия федерального закона о техническом регламенте с указанием тех требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта технического регламента;

Финансово-экономическое обоснование принятия федерального закона о техническом регламенте;

Перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

Внесенный в Государственную Думу проект федерального закона о техническом регламенте с приложением документов направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации. На проект федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации в течение девяноста дней направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию. Проект федерального закона о техническом регламенте может быть рассмотрен Государственной Думой в первом чтении без отзыва Правительства Российской Федерации в случае, если отзыв Правительства Российской Федерации не был представлен в Государственную Думу в указанный срок.

Проект федерального закона о техническом регламенте, принятый Государственной Думой в первом чтении, публикуется в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Поправки к принятому в первом чтении проекту федерального закона о техническом регламенте после окончания срока их подачи публикуются в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за месяц до рассмотрения Государственной Думой проекта федерального закона о техническом регламенте во втором чтении.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовать в своем печатном издании проект федерального закона о техническом регламенте в течение десяти дней с момента оплаты его опубликования. Порядок опубликования проекта федерального закона о техническом регламенте и размер платы за его опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Проект федерального закона о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению, направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации. На проект федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации в течение шестидесяти дней направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию. Проект федерального закона о техническом регламенте может быть рассмотрен Государственной Думой во втором чтении без отзыва Правительства Российской Федерации в случае, если отзыв Правительства Российской Федерации не был представлен в Государственную Думу в указанный срок.

Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте, подготовленный к рассмотрению на заседании Правительства Российской Федерации, не позднее чем за тридцать дней до дня его рассмотрения направляется на экспертизу в соответствующую экспертную комиссию по техническому регулированию.Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте рассматривается на заседании Правительства Российской Федерации с учетом заключения соответствующей экспертной комиссии по техническому регулированию.

Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте должен быть опубликован в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещен в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за тридцать дней до дня его рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации. Порядок опубликования и размещения указанного проекта постановления устанавливается Правительством Российской Федерации.

Экспертиза проектов технических регламентов осуществляется экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию утверждается Правительством Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию утверждается персональный состав экспертных комиссий по техническому регулированию и осуществляется обеспечение их деятельности. Заседания экспертных комиссий по техническому регулированию являются открытыми.

Заключения экспертных комиссий по техническому регулированию подлежат обязательному опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Порядок опубликования таких заключений и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В случае несоответствия технического регламента интересам национальной экономики, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам, введенным в действие в Российской Федерации в установленном порядке, Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязаны начать процедуру внесения изменений в технический регламент или отмены технического регламента.

1.6. Государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов

Государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции или связанных с требованиями к ней процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

В отношении продукции государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.

При осуществлении мероприятий по государственному контролю за соблюдением требований технических регламентов используются правила и методы исследований и измерений, установленные для соответствующих технических регламентов.

1. Органы государственного контроля вправе:

Требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий;

Осуществлять мероприятия по государственному контролю за соблюдением требований технических регламентов;

Выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;

Направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации;

Выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии;

Привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;

Принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда.

2. Органы государственного контроля обязаны:

Проводить в ходе мероприятий по государственному контролю за соблюдением требований технических регламентов разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, информировать о существующих технических регламентах;

Соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну;

Соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю за соблюдением требований технических регламентов и оформления результатов таких мероприятий, установленный законодательством Российской Федерации;

Принимать на основании результатов мероприятий по государственному контролю за соблюдением требований технических регламентов меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов;

Направлять информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов;

Осуществлять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

Разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технических регламентов.

2. Комитету технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Канешев Б.Б.) обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Әділет";

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

"СОГЛАСОВАН"

Министр сельского хозяйства

Республики Казахстан

А. Мамытбеков

"СОГЛАСОВАН"

Министр здравоохранения

и социального развития

Республики Казахстан

Т. Дуйсенова

"СОГЛАСОВАН"

Министр финансов

Республики Казахстан

Б. Султанов

"СОГЛАСОВАН"

Министр национальной экономики

Республики Казахстан

Е. Досаев

"СОГЛАСОВАН"

Министр внутренних дел

Республики Казахстан

К. Касымов

"СОГЛАСОВАН"

Министр энергетики

Республики Казахстан

Правила
разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены
технических регламентов
1. Общие положения

1. Настоящие Правила разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технических регламентов (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 19) статьи 7 Закона Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года "О техническом регулировании" (далее – Закон) и определяют порядок разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технических регламентов.

2. Настоящие Правила не распространяются на процедуры по разработке, принятию, внесению изменений и отмены технических регламентов, принимаемых в рамках Евразийского экономического союза и в порядке, определенном Договором о Евразийском экономическом союзе, совершенный в Астане 29 мая 2014 года, ратифицированный Законом Республики Казахстан от 14 октября 2014 года "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе".

2. Порядок разработки технических регламентов

3. Предложения по разработке, изменению, дополнению или отмене технического регламента подготавливаются государственными органами, в компетенцию которых входит установление обязательных правил и норм, с учетом предложений технических комитетов по стандартизации, Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, заинтересованных сторон и предоставляются в уполномоченный орган в области технического регулирования (далее – уполномоченный орган).

Уполномоченный орган на основании предложений формирует и утверждает план по разработке технических регламентов в соответствии с подпунктом 21) статьи 7 Закона.

Технический регламент разрабатывается при наличии концепции, одобренной Комиссией по вопросам технического регулирования и метрологии, созданной постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 июня 2010 года № 558 "О создании Комиссии по вопросам технического регулирования и метрологии" (далее – Комиссия).

Концепция должна содержать:

1) наименование технического регламента;

2) цель разработки технического регламента;

3) область применения и объекты технического регламента с указанием товарной позиции внутри кодов единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС);

4) субъекты предпринимательской и иной деятельности, интересы которых будут затронуты техническим регламентом;

5) информацию о проблемах, регулирование которых необходимо установить, чтобы свести к минимуму их отрицательные влияния;

6) опасные факторы (риски);

7) информацию о наличии и состоянии нормативной правовой базы Республики Казахстан и Евразийского экономического союза (законы, постановления, санитарные, строительные, пожарные и другие нормы и правила, устанавливающие требования к объекту технического регламента);

8) информацию о наличии нормативных документов международного уровня (международные договоры, директивы, технические регламенты других стран и другие);

9) информацию о состоянии производственной, испытательной базы и отрасли в целом.

Информация должна содержать сведения о количестве испытательных лабораторий и органов по подтверждению соответствия, имеющих материально-техническую возможность подтверждать соответствие продукции, их географическом местоположении и производственных мощностях;

10) информацию о мерах, принятие которых необходимо для внедрения технического регламента;

11) ожидаемые результаты от внедрения технического регламента, в том числе информацию о положительном и отрицательном влиянии от внедрения технического регламента на производителей, потребителей и в целом на экономику страны, прогнозирования возможных технических барьеров;

12) информацию об объемах производства в Республике Казахстан и объемах импорта продукции, подпадающей под действие разрабатываемого (изменяемого/отменяемого) технического регламента.

Государственные органы, ответственные за разработку проекта технического регламента, до вынесения концепции на Комиссию направляют ее на рассмотрение в заинтересованные государственные органы, Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан и аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства.

4. Государственные органы, ответственные за разработку проекта технического регламента:

1) размещают в официальном печатном издании уполномоченного органа и информационной системе общего пользования уведомление установленной формы о разработке проекта технического регламента, изменений и (или) дополнений или отмене технического регламента не позднее одного месяца с момента начала разработки проектов, изменений и дополнений или отмены нормативных правовых актов;

2) привлекают к разработке проекта технического регламента представителей заинтересованных государственных органов, экспертных советов в области технического регулирования при заинтересованных государственных органах, технических комитетов по стандартизации, Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан, аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства и других заинтересованных сторон;

3) организует проведение анализа научно-технического уровня технических регламентов и взаимосвязанных с ними стандартов;

4) организуют публичное обсуждение проекта технического регламента в течение срока, равного не менее шестидесяти календарных дней со дня опубликования уведомления об их разработке до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения;

5) предоставляют по запросу заинтересованных сторон полученные замечания к проекту технического регламента;

6) дорабатывают проект технического регламента с учетом полученных замечаний и размещает в официальном печатном издании уполномоченного органа и информационной системе общего пользования;

7) направляют в уполномоченный орган уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента для размещения в официальном печатном издании уполномоченного органа и информационной системе общего пользования, которое должно содержать информацию о способе ознакомления с проектом и перечнем полученных замечаний, наименование государственного органа, разработавшего проект технического регламента, его почтовый и электронный адреса.

5. Технический регламент разрабатывается на основе научно-обоснованных и (или) статистических данных.

Нормы и стандарты иностранных государств, международных и региональных организаций могут применяться в качестве основы при разработке технического регламента полностью или частично, если они соответствуют целям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 Закона.

6. Требования, устанавливаемые в техническом регламенте, должны соответствовать интересам государственной политики в области технического регулирования, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также законодательству Республики Казахстан и международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан.

7. При установлении минимально необходимых требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам учитываются все виды рисков, присущие данной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.

8. Технические регламенты, устанавливающие требования на одну и ту же продукцию, взаимоувязываются в целях обеспечения единого состава и содержания обязательных требований, предъявляемых к продукции.

9. Разработка технического регламента осуществляется в следующем порядке:

1) определяется область применения, где устанавливается исчерпывающий перечень продукции (согласно классификатору " ТН ВЭД ЕАЭС ") и процессов, на которые распространяются требования, установленные техническим регламентом, и опасные факторы (риски), которых следует избегать, а также критерии и методы идентификации для целей применения технического регламента;

2) устанавливаются термины и определения. Термины и определения, используемые в техническом регламенте, не должны противоречить терминам, установленным международными стандартами и Законом , а также Законом Республики Казахстан от 5 июля 2008 года "Об аккредитации в области оценки соответствия", Законом Республики Казахстан от 7 июня 2000 года "Об обеспечении единства измерений".

3) определяются условия обращения продукции на рынке Республики Казахстан, где устанавливаются положения о том, что продукция должна соответствовать требованиям, установленным техническим регламентом, и способы доведения информации об этом до потребителя (указание о соответствии техническим регламентам в сопроводительной документации, наличие сертификата соответствия или декларация соответствия или свидетельства о государственной регистрации, технической или нормативной документации или указаний по правильной эксплуатации или использованию продукции, включая соответствующие предостережения, схемы сборки и другие);

4) устанавливаются требования к безопасности продукции и процессам ее жизненного цикла, где с учетом степени риска причинения вреда, устанавливаются минимально необходимые требования, обеспечивающие их безопасность. В техническом регламенте с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к объектам технического регулирования в соответствии с пунктом 6 статьи 18 Закона.

Требования устанавливаются только к продукции и при необходимости к процессам ее жизненного цикла, связанным с возможностью непосредственного причинения вреда жизни и здоровью человека и окружающей среде.

Минимально необходимые требования устанавливаются путем конкретного описания необходимого конечного результата обеспечения безопасности по каждому виду потенциально опасного фактора (риска), присущей данной продукции и процессу. При этом методы достижения цели безопасности не регламентируются, кроме случаев, когда данная цель может быть достигнута исключительно применением указанного метода.

Числовые значения технических характеристик продукции могут устанавливаться в случаях, если они имеют постоянную величину: "не более", "не менее", "не допускается содержание".

Показатели безопасности могут быть оформлены в виде приложения к техническому регламенту.

В случае если невозможно определить требования к продукции, длительное использование которых может причинить вред, нанесение которого зависит от факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска, технический регламент должен содержать требования, касающиеся информирования потребителя о возможном вреде продукции и факторах, от которых он зависит;

5) могут устанавливаться правила отбора проб и испытаний продукции, правила и формы подтверждения соответствия, в том числе схемы подтверждения соответствия (выбор форм и схем подтверждения соответствия должен осуществляться с учетом суммарного риска от недостоверной оценки и ущерба от применения продукции, прошедшей подтверждение соответствия) и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикетированию и правилам их нанесения;

6) устанавливаются сроки и условия введения в действие технического регламента, устанавливающие время переходного периода, в течение которого должны быть учтены вопросы для введения в действие технического регламента, разработки и (или) корректировки нормативной или технической документации, а также вопросы, связанные с выпуском продукции;

7) устанавливаются перечень стандартов в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, а также перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции (далее - перечни), которые оформляются в виде приложения к проекту технического регламента.

Разработка перечней осуществляется путем включения в них нормативных документов по стандартизации по формам, предусмотренным приложением 1 и к настоящим Правилам.

Государственные органы, ответственные за разработку проекта технического регламента, обеспечивают подготовку и представление в уполномоченный орган не реже 1 раза в год обоснованных предложений по внесению изменений и актуализации перечней на основании результатов мониторинга принятия, применения, обновления и отмены соответствующих стандартов.

10. Требования, установленные пунктами 7 и настоящих Правил, частично не распространяются на самостоятельные технические регламенты, устанавливающие только требования к процедурам подтверждения соответствия, за исключением требований, предусмотренных Законом .

3. Экспертиза технических регламентов

11. Проект технического регламента, копии отзывов заинтересованных организаций, сводка отзывов, отражающая представленные замечания и предложения к проекту технического регламента и оформленная в табличном виде с указанием автора замечаний и предложений, действующей и предлагаемой редакции, а также с заключением разработчика по представленным замечаниям и предложениям, направляются для рассмотрения в:

1) уполномоченный орган с целью установления соответствия целям предусмотренным пунктом 1 статьи 4 Закона и международным договорам в области технического регулирования;

2) заинтересованные государственные органы и (или) экспертные советы, с целью установления достаточности минимально необходимых требований для обеспечения безопасности продукции и (или) процессов, совместимости требований с международными обязательствами республики, соответствия научно-техническому уровню развития и материально-технической базы.

Рассмотрение проекта технического регламента и прилагаемых к нему материалов, изложенных в настоящем пункте, проводится в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня их поступления.

12. Государственные органы, ответственные за разработку проекта технического регламента, после получения заключений, а также замечаний и предложений в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил, в течение 30 (тридцати) календарных дней направляют доработанный проект технического регламента в уполномоченный орган, который организует его вынесение на рассмотрение Комиссии.

По результатам проведения заседания Комиссии составляется протокол и в течение 10 (десяти) календарных дней направляется в государственные органы, ответственные за разработку проекта технического регламента.

4. Принятие, изменение и отмена технических регламентов

13. Принятие и отмена технического регламента осуществляются в соответствии со статьей 19 Закона, а также в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24 марта 1998 года "О нормативных правовых актах".

14. Внесение изменений и дополнений в технический регламент осуществляется в соответствии с главами 2 и настоящих Правил.

Перечень стандартов, в результате применения которых
на добровольной основе обеспечивается соблюдение
требований технического регламента

Примечания:

1. В графе 2 указываются элементы технического регламента, соответствие которым может быть обеспечено посредством выполнения требований стандарта (абзац, подпункт, пункт, статья, приложение).

2. В графе 3 указывается обозначение стандарта в целом и/или разделов (пунктов, подпунктов) стандарта, если соблюдение требований технического регламента может быть обеспечено применением отдельных разделов (пунктов, подпунктов) стандарта.

Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований
(испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов,
необходимые для применения и исполнения требований
технического регламента и осуществления
оценки (подтверждения) соответствия продукции


Примечания:

1. В графе 2 указываются элементы технического регламента, соответствие которым может быть подтверждено посредством применения правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, установленных в стандарте (абзац, подпункт, пункт, статья, приложение).

2. В графе 3 указывается обозначение стандарта в целом и/или разделов (пунктов, подпунктов) стандарта, если для осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технического регламента может быть обеспечено применением отдельных разделов (пунктов, подпунктов) стандарта.

3. В графе 5 указывается информация о дате окончания применения стандарта, взамен которого разработан заменяющий стандарт (день – двумя арабскими цифрами, месяц – двумя арабскими цифрами, год – четырьмя арабскими цифрами), и (или) информация об установлении в случае необходимости переходного периода, в течение которого могут применяться как замененный, так и заменяющий его стандарт.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПОРЯДКУ РАЗРАБОТКИ, ПРИНЯТИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ И ОТМЕНЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА

Закон о техническом регулировании предусматривает порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента. По сравнению с ранее действовавшим Законом РФ от 10 нюня 1993 г. № 5154-1 «О стандартизации» 1 в этом процессе произошли существенные изменения. Прежде всего изменился уровень, на котором происходит принятие основных нормативных актов в области стандартизации. Если ранее государственные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической информации принимались Госстандартом России, а в области строительства и промышленности строительных материалов - Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России), то после принятия Закона о техническом регулировании в настоящее время национальным органом по техническому регулированию и стандартизации является Федеральное агентство по техническому регулированию и стандартизации (далее - Ростехрегулирование), положение о котором утверждено постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 294 2 .

Иным стал и порядок принятия основных нормативных актов в области технического регулирования: технические регламенты принимаются федеральными законами в порядке, установленном для принятия федеральных законов.

Изменился и подход к разработке документов. Порядок разработки госстандартов определялся Госстандартом России. В соответствии с Законом о техническом регулировании разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. Более открытым стал и сам

  • 1 Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 25. Ст.917.
  • 2 СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2575.

порядок разработки технического регламента. Теперь о разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Это уведомление должно содержать информацию о том, в отношении какой продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемые требования. Уведомление должно содержать также краткое изложение цели этого технического регламента, обоснование необходимости его разработки и указание тех разрабатываемых требований, которые отличаются от положений международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта этого технического регламента. Кроме этих сведений, в уведомлении должны быть указаны способы ознакомления с проектом технического регламента, наименование или фамилия, имя, отчество разработчика проекта технического регламента, почтовый адрес и при наличии - адрес электронной почты, но которым должен осуществляться прием в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

С момента опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента этот проект должен быть доступен всем заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента. Плата, взимаемая за предоставление копии, не может превышать затраты на ее изготовление.

Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта технического регламента и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний с кратким их изложением и результатов их обсуждения. Все письменные замечания заинтересованных лиц должны сохраняться разработчиком до дня вступления в силу технического регламента. Разработчик обязан предоставлять полученные замечания депутатам Государственной Думы, представителям федеральных органов исполнительной власти и соответствующим экспертным комиссиям по техническому регулированию по их запросам. Срок публичного обсуждения проекта технического регламента не может быть менее двух месяцев.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента также публикуется в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронноцифровой форме. Постановлением Правительства РФ № 294 определено, что Федеральное агентство но техническому регулированию и метрологии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии. Федеральное агентство осуществляет лицензирование деятельности но изготовлению и ремонту средств измерений, а также функции по государственному метрологическому контролю и надзору. Федеральное агентство также осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством РФ решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти, организует экспертизы по проверке национальных стандартов и технических регламентов.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно включать информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента, перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, а также наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта технического регламента, почтовый адрес и при наличии - адрес электронной почты, но которым с разработчиком может быть осуществлена связь.

Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента доработанный проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

Федеральный орган исполнительной власти но техническому регулированию обязан опубликовать в своем печатном издании уведомления о разработке проекта технического регламента и завершении его публичного обсуждения в течение десяти дней с момента оплаты этих публикаций. Порядок опубликования уведомлений и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством РФ.

После публичного обсуждения проекта технического регламента любой субъект, обладающий правом законодательной инициативы, вправе внести этот проект в виде проекта федерального закона о техническом регламенте на обсуждение Государственной Думы РФ. Согласно Конституции РФ правом законодательной инициативы по подобного рода вопросам обладают Президент РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ. Вместе с проектом федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу вносятся следующие документы:

  • - обоснование необходимости принятия федерального закона о техническом регламенте с указанием требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта технического регламента;
  • - финансово-экономическое обоснование принятия федерального закона о техническом регламенте;
  • - документы, подтверждающие опубликование уведомления о разработке проекта технического регламента;
  • - документы, подтверждающие опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента;
  • - перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

Внесенный в Государственную Думу проект федерального закона о техническом регламенте направляется Государственной Думой в Правительство РФ. На проект федерального закона о техническом регламенте Правительство РФ в течение месяца направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

Проект федерального закона о техническом регламенте, принятый Государственной Думой в нервом чтении, публикуется в печатном издании федерального органа исполнительной власти но техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Поправки к принятому в первом чтении проекту закона публикуются в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за месяц до проведения Государственной Думой второго чтения проекта закона о техническом регламенте. Проект федерального закона о техническом регламенте также публикуется в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию в соответствии с порядком и правилами, установленными Правительством РФ.

Проект федерального закона о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению, также направляется Государственной Думой в Правительство РФ не позднее чем за месяц до его рассмотрения во втором чтении. На подготовленный ко второму чтению проект федерального закона о техническом регламенте Правительство РФ в течение месяца дает свой отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии но техническому регулированию.

Важную роль в прохождении проектов технических регламентов и проектов федеральных законов о технических регламентах играют экспертные комиссии но техническому регулированию. Эти комиссии проводят экспертизы проектов технических регламентов. В их состав на паритетных началах входят представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию утверждается Правительством РФ. Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию утверждается персональный состав экспертных комиссий по техническому регулированию и осуществляется обеспечение их деятельности. Заседания экспертных комиссий но техническому регулированию являются открытыми.

Заключения экспертных комиссий по техническому регулированию подлежат обязательному опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Порядок и условия опубликования таких заключений устанавливаются Правительством РФ.

В случае несоответствия действующего технического регламента интересам национальной экономики, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам Правительство РФ обязано начать процедуру внесения изменений в технический регламент или его отмены.

Внесение изменений и дополнений в технический регламент или его отмена осуществляются в порядке, предусмотренном сг. 9 и 10 Закона о техническом регулировании в части разработки и принятия технических регламентов.

Кроме общего порядка принятия технического регламента, Закон о техническом регулировании предусматривает и особый порядок разработки и принятия технических регламентов (ст. 10). Этот особый порядок допускает принятие технического регламента, минуя Государственную Думу, и без принятия соответствующего федерального закона. Такое возможно в исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях, когда для обеспечения безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте. В этих случаях Президент РФ вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения, придав ему обязательный характер своим указом.

Технический регламент может быть принят международным договором (в том числе договором с государствами - участниками СНГ) и в дальнейшем ратифицирован в порядке, установленном законодательством РФ.

До вступления в силу федерального закона о техническом регламенте Правительство РФ вправе издать постановление о соответствующем техническом регламенте, разработанном в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

При этом проект постановления Правительства РФ о техническом регламенте не позднее чем за месяц до его рассмотрения направляется на экспертизу в соответствующую экспертную комиссию но техническому регулированию. В дальнейшем проект постановления Правительства РФ о техническом регламенте рассматривается с учетом заключения соответствующей экспертной комиссии но техническому регулированию. Проект постановления Правительства РФ о техническом регламенте должен быть опубликован в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за месяц до его рассмотрения на заседании Правительства РФ. Порядок опубликования проекта такого постановления устанавливается Правительством РФ.

При этом технические регламенты, принятые указом Президента РФ или введенные в действие постановлением Правительства РФ, утрачивают свою силу со вступлением в действие Федерального закона о соответствующем техническом регламенте.

Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента подробно рассматривается в ст. 9 главы 2 Закона «О техническом регулировании». Перед созданием проекта технического регламента нужно четко сформулировать следующие понятия:

1) объект, под который, собственно говоря, и будет создаваться технический регламент;

2) цели разработки данного регламента;

3) перечень основных требований, предъявляемых к объекту;

4) перечень обязательных требований к объекту, установленных на территории Российской Федерации;

5) перечень Международных стандартов, предъявляющих свои требования к объекту.

Далее вышеназванный нормативный акт очень четко формулирует основные моменты разработки проекта технического регламента. Так, в качестве разработчика проекта технического регламента может выступать любое лицо: физическое и юридическое.

Формулируются этапы разработки технических регламентов, которые включают в себя:

1 этап: сбор заявок на разработку технического регламента. В роли заявителей могут выступать и Госорганы, и организации, и различные общественные объединения, и научно-технические общества, компании и фирмы, и частные предприниматели;

2 этап: организационная стадия, на которой вся работа по организации проекта проводится Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии;

3 этап: проект технического регламента в первой редакции необходимо привести в соответствие с сегодняшней законодательной базой, а также с международными правилами и нормами и Национальными стандартами зарубежных стран;

4 этап: происходит опубликование уведомления о разработке технического регламента в одном из печатных изданий Федерального органа исполнительной власти по вопросам технического регулирования, а также в информационном источнике так называемого «общего пользования», как правило, в электронно-цифровом виде. Есть особые рекомендации по содержанию уведомления о ведении работ по созданию проекта технического регламента.

Так, данное уведомление должно включать информацию по следующим вопросам:

1) в отношении какого товара, процессов производства, хранения, транспортировки, использования, реализации и утилизации разрабатываются требования;

2) с какой целью разрабатывается данный регламент;

3) непосредственное изложение необходимых требований, которые не являются повторением уже существующих требований, изложенных в каких-либо международных нормативных актах или в национальных стандартах;

4) сведения о том, каким образом будет в будущем происходить ознакомление с создаваемым документом;

5) название организации или инициалы лица, разрабатывающего данный проект регламента, его почтовые и электронные координаты, с использованием которых принимаются замечания заинтересованных лиц;

5 этап: публичное обсуждение проекта;

6 этап: получение отзывов на проект;

7 этап: анализ полученных отзывов;

8 этап: доработка проекта с внесением изменений, учитывающих полученные письменные замечания заинтересованных лиц;

9 этап: проведение публичного обсуждение проекта технического регламента;

10 этап: принятие проекта в первом чтении;

11 этап: составление списка полученных письменных замечаний с обязательным кратким изложением сути данных замечаний, а также результатов их обсуждения;

12 этап: проведение экспертизы готового проекта технического регламента в комиссии экспертов по техническому регулированию, в которую могут входить как представители различных Федеральных органов исполнительной власти, так и представители научных учреждений, общественных организаций, разнообразных фондов и учреждений потребителей и предпринимателей;

13 этап: принятие готового и переработанного проекта во втором чтении. Также предусмотрен порядок принятия и рассмотрения проекта Закона РФ «О техническом регламенте» в Государственной думе и, далее, в правительстве Российской Федерации. Направленный из Государственной думы в правительство РФ проект Закона РФ «О техническом регламенте» рассматривается на протяжении календарного месяца, в течение которого в Государственную думу должен быть отправлен отзыв, созданный с учетом положений заключения, выданного экспертной комиссией по техническому регулированию. Подготовленный таким образом проект Закона РФ «О техническом регламенте» направляется Государственной думой в правительство РФ для второго чтения, но не позже, чем за месяц до рассмотрения вышеуказанного проекта в Госдуме также во втором чтении. На этот проект правительство РФ обязано также в течение месячного срока отослать в Госдуму свой отзыв, который также учитывает заключения, полученные из экспертной комиссии по техническому регулированию. Внесение дополнений и изменений в принятый таким образом технический регламент или же его отмена происходят в том же порядке

СТРУКТУРА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА

1. Область применения регламента и объекты технического регулирования

Указывается область распространения данного ТР, взаимосвязь с другими ТР, перечень объектов технического регулирования, на которые данный ТР распространяется и не распространяется.

2. Основные понятия

Приводятся термины, которые важны для однозначного понимания положений ТР, и их определения (т.е. ключевые понятия).

3. Общие положения для размещения на рынке РФ

Указывается, что продукция не может быть размещена на рынке РФ, если она способна оказать вредное воздействие на людей, имущество, окружающую среду; способы продажи (по каталогам, через интернет, магазины, рынки и т.д.)

4. Требования к продукции .

5. Применение стандартов (презумпция соответствия )

Принцип презумпции соответствия заключается в том, что общие (минимально необходимые) требования технического регламента могут обеспечиваться выполнением детальных требований национальных стандартов, гармонизированных с этим регламентом.

Одновременно с проектом технического регламента следует разработать проект перечня гармонизированных стандартов, предлагаемых для применения в целях соблюдения соответствующих требований данного регламента.

В разделе должны быть установлены конкретные положения для случая, если гармонизированные стандарты отсутствуют или изготовитель не желает их применять.

6. Подтверждение соответствия

Определяются объекты подтверждения соответствия, указывается форма обязательного подтверждения соответствия – декларирование либо обязательная сертификация (приоритетной формой согласно ФЗ о техническом регулировании является декларирование, обязательная сертификация применяется в случае высокой степени потенциальной опасности продукции)

7. Государственный контроль (надзор )

Описываются процедуры осуществления контроля и надзора.

8. Назначение федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию ТР.

Технический регламент принимается Федеральным законом в порядке, установленном для принятия федеральных законов:

· Разработка проектаТР ;

· Опубликованиеуведомления о разработке проекта ТР в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию – Минпромэнерго России («Вестник технического регулирования») и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме (например, интернет-издание «Российская газета»);

· Ознакомление с проектом ТР всех заинтересованных сторон, внесение замечаний и предложений;

· Доработка проекта ТР с учетом замечаний и предложений;

· Публичное обсуждение проекта ТР ;


· Опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта ТР в печатном издании Минпромэнерго России («Вестник технического регулирования») и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме (например, интернет-издание «Российская газета»);

· Внесение в Государственную Думу проекта Федерального закона о техническом регламенте;

· Госдума направляет проект Федерального закона о ТР в Правительство РФ , которое дает отзыв на проект, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию, и отправляет в Госдуму РФ;

· Госдума рассматривает проект федерального закона о ТР в первом чтении, принимает поправки, затем рассматривает проект федерального закона о ТР во втором чтении и принимает этот закон.

В исключительных случаях, при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни и здоровью граждан, окружающей среде, Президент РФ вправе издать ТР без его публичного обсуждения.

В некоторых случаях ТР принимаются Постановлением Правительства РФ , минуя Госдуму, и Международным договором (при ввозе на территорию РФ продукции по импорту)

В настоящее время действуют 14 регламентов:

  • Технический регламент о безопасности зданий и сооружений , Федеральный Закон № 384-ФЗ от 30 декабря 2009г.
  • Технический регламент о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно - инфузионной терапии . Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2010 г. № 29.
  • Технический регламент о безопасности машин и оборудования , утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2009 г. № 753.
  • Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств , утвержден Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720.
  • Технический регламент о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту , утвержден Постановлением Правительства РФ № 118 от 27 февраля 2008г.
  • Технический регламент на табачную продукцию , Федеральный Закон № 268-ФЗ от 22 декабря 2008г.
  • Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и ово щей, Федеральный Закон № 178-ФЗ от 27 октября 2008г.
  • Технический регламент о требованиях пожарной безопасност и, Федеральный Закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008г.
  • Технический регламент на масложировую продукцию , Федеральный Закон № 90-ФЗ от 24 июня 2008г.
  • Технический регламент на молоко и молочную продукцию , Федеральный Закон № 88-ФЗ от 12 июня 2008г.
  • Специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ ». Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. № 609
  • Технический регламент о безопасности лифтов . Утвержден Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2009 г. № 782. (вступил в силу с 12.10.2010 г.)
  • Технический регламент о безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий . Утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2009 г. № 1082.
  • Технический регламент о безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе . Утвержден постановлением Правительства РФ от 11.02.2010 г. N 65 (вступил в силу с 1 января 2011 г.).

Утверждены, но еще не вступили в силу, 9 регламентов:

  • Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта . Утвержден постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 г. № 620. (вступает в силу с 23.08. 2011 г.)
  • Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления . Утвержден постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. № 870 (вступает в силу с 8 ноября 2011 г.).
  • Технический регламент о безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах. Утвержден постановлением Правительства РФ от 24.02.2010 г. N 86. (вступает в силу с 1.01.2012 г.)
  • Технический регламент о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков . Утвержден Постановлением Правительства РФ № 307 от 7 апреля 2009г. (вступает в силу с 1.01.2012 г.)
  • Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта . Утвержден постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 г. № 623. (вступает в силу с 23.02. 2012 г.)
  • Технический регламент о безопасности средств индивидуальной защиты. Утвержден постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2009 г. № 1213 (вступает в силу с 1 июля 2012 г.)
  • Технический регламент о безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта . Утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07. 2010 г. № 533. (вступает в силу с 26.07.2013 г.)
  • Технический регламент о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта . Утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 г. № 525. (вступает в силу с 26.07.2013 г.)
  • Технический регламент о безопасности железнодорожного подвижного состава. Утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 г. № 524. (вступает в силу с 2.08. 2013 г.)


Что еще почитать