Международные стандарты аудита статьи. Основные принципы международных стандартов аудита (МСА)

Международные стандарты аудита — понятие и виды

Правовой основой применения международных стандартов (далее по тексту также — МСА) на территории РФ является закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

В силу ст. 7 указанного закона международные стандарты являются обязательными для применения на территории РФ после прохождения процедуры признания в установленном законодателем порядке. Процесс перехода на международные принципы и правила осуществления аудиторской деятельности был начат в 2014 году и происходит поэтапно. В частности, с 1 января 2018 года была отменена группа федеральных стандартов, утвержденных постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 23.09.2002 № 696, что обусловило повсеместное применение международных правил.

Международные стандарты аудита - это принципы и правила осуществления аудиторской деятельности, разработанные и утвержденные Международной федерацией бухгалтеров. Основная цель введения единых нормативов при проведении аудиторских проверок заключается в повышении профессионального уровня аудиторов и улучшении качества проводимых работ.

Классификация МСА

Международные стандарты вводятся в действие на основании приказа Минфина России «О введении…» от 24.10.2016 № 192н. При этом действующие МСА условно подразделяются на следующие группы:

  1. Регламентирующие общие принципы оказания услуг и обязанности субъектов аудиторской деятельности (МСА группы 200).
  2. Позволяющие оценить существующие риски и определить мероприятия по их преодолению (МСА группы 300).
  3. Определяющие порядок аудита обслуживающими организациями, а также оценки искажений, выявленных в ходе аудита (МСА группы 400).
  4. Определяющие особенности, виды и применение на практике аудиторских доказательств (МСА группы 500).
  5. Закрепляющие порядок использования услуг третьих лиц для достижения определенных результатов, а также определяющие порядок внутреннего аудита (МСА группы 600).
  6. Содержащие порядок формирования аудиторских выводов и подготовки результатов проведенной работы (МСА группы 700).
  7. Регулирующие отдельные аспекты проведения аудита и оказания смежных услуг (МСА группы 800).

Процесс перехода от федеральных правил осуществления аудиторской деятельности к системе международных стандартов аудита в 2018 году практически завершен. Ввиду того, что внутренних документов, регламентирующих процедуру проведения аудиторских проверок, почти не осталось, все они утрачивают силу с началом применения МСА.

Международный профессиональный стандарт внутреннего аудита

Внутренний аудит осуществляется в различных организациях независимо от целей деятельности, размеров и структурных особенностей. Процедура регламентирована МСА 610 (приложение № 19 к приказу № 192н).

Международный стандарт внутреннего аудита содержит основополагающие принципы и определяет методологические основы обеспечения качественных и профессиональных проверок службой, создаваемой внутри организации. Правила характеризуются универсальностью, что позволяет применять их при проведении проверок в организациях независимо от отрасли основной деятельности и правового поля страны, в которой организация зарегистрирована.

При этом внутренний аудит не может осуществляться без внешнего аудитора, который определяет, насколько внутренняя служба компетентна и каков объем ее полномочий при осуществлении будущих проверок. Это связано с тем, что внешний аудитор в силу п. 11 МСА 610 несет личную ответственность за деятельность внутренней службы. Он вправе не использовать результаты ее работы, если придет к выводу о том, что:

  • показатели необъективны;
  • аудиторы недостаточно квалифицированы;
  • служба не применяет систематический и упорядоченный подход, включая контроль качества.

Международные стандарты аудита в России — порядок и основания признания

В силу ст. 7 ФЗ № 307 международные стандарты являются обязательными и подлежат применению на всей территории РФ после прохождения процедуры признания, установленной положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.06.2015 № 576 (далее — Положение). Данный акт закрепляет не только порядок признания МСА, но и содержит перечень документов, принятых Международной федерацией бухгалтеров, на признание которых направлено действие Положения:

Не знаете свои права?

  • международные стандарты контроля качества;
  • международные стандарты финансовых сведений;
  • международные отчеты относительно практики проведения аудита;
  • международные стандарты заданий по проведению обзорных и иных проверок;
  • международные стандарты сопутствующих и смежных услуг;
  • иные документы, издаваемые Международной федерацией бухгалтеров.

Под признанием, согласно п. 3 Положения, следует понимать процедуру введения международного документа в действие на территории России.

Процесс признания включает следующие этапы:

  1. Получение в официальном порядке документа из Международной федерации бухгалтеров.
  2. Проведение экспертизы и оценку его на применимость в российском правовом поле.
  3. Принятие решения о введении в действие.
  4. Опубликование принятого решения и документа.

После признания документ подлежит обязательному исполнению субъектами аудиторской деятельности.

Стандарт внешнего государственного аудита СГА 302 как внутренний документ, используемый при проведении проверок Счетной палатой РФ

Функции по осуществлению внешнего государственного аудита возложены, в соответствии со ст. 4 закона «О Счетной палате…» от 05.04.2013 № 41-ФЗ, на Счетную палату РФ. В своей деятельности Счетная палата РФ руководствуется как международными стандартами, так и стандартами, разработанными и утвержденными ей самой.

Цель разработки и утверждения стандарта заключается в осуществлении счетной палатой экспертно-аналитической, контрольной, информационной деятельности посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

Контрольная деятельность осуществляется посредством проведения различного рода контрольных мероприятий, в том числе проверок, ревизий, анализа, обследования и мониторинга. Возможно проведение как камеральных проверок (на основании представленных документов), так и выездных.

Итак, с 2018 года в России введена в действие система международных стандартов аудита. Это позволит осуществлять эффективный аудит и обеспечить надлежащий уровень профессионализма всех субъектов аудиторской деятельности.

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего

Международные стандарты аудита (МСА) - это документы, формирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг.

МСА способствуют развитию аудиторской профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового, формируют единые подходы к проведению аудиторских проверок.

МСА предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита другой информации.

Структура МСА включают в себя:

Введение, где отражаются цель и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используемых терминов;

Разделы, излагающие суть стандарта;

Приложение (для некоторых стандартов).

Необходимость в МСА вызвана тем, что существует интеграция стран со своими национальными системами бухгалтерского учета и своей бухгалтерской отчетностью в мировую систему. МСА призваны регулировать единство организации, порядка и оформления процедур, а также результаты аудиторской деятельности во всем мире. Однако МСА не отменяют национальные стандарты (положения, существующие в ряде стран мировой экономики). В мировой практике имеют место три подхода к применению международных стандартов аудита (МСА):

Принимаются к сведению аудиторскими организациями в странах, имеющих свои национальные стандарты (например, в Канаде, Великобритании и США);

Используют в качестве базы для разработки собственных подобных стандартов (например, в Австралии, Бразилии, Голландии, России);

Воспринимаются в качестве национальных в тех странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты (например, Малайзия, Нигерия).

Международные стандарты аудита (МСА) предназначены для применения при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности. Их следует применять только к существенным аспектам. Кроме того, МСА, адаптируемые по необходимости, применяются при предоставлении сопутствующих аудиту услуг.

Основная роль в разработке нормативов аудита принадлежит Международной федерации бухгалтеров (МФБ).

Международная Федерация Бухгалтеров - является международной организацией, представляющей профессию бухгалтера. Разработкой стандартов занимаются комитеты МФБ. Комитеты придерживаются процессов, содействующих разработке высококачественных стандартов, выражающих интересы общества, с соблюдением принципов прозрачности, эффективности и результативности.

Комитет по международным стандартам аудита и выражения уверенности (КМСАВУ) - разрабатывает Международные Стандарты Аудита (МСА).

КМСАВУ является постоянным комитетом Совета Международной федерации бухгалтеров. Члены КМСАВУ назначаются организациями-членами МФБ в странах, выбранных Советом МФБ. Представители, входящие в состав КМСАВУ, должны быть членами одной из организаций, являющейся членом МФБ. Для обеспечения широкого разнообразия во взглядах в состав подкомитетов КМСАВУ могут входить отдельные лица из стран, не представленных в КМАП.

Стандарты, выпущенные КМСАВУ, включают 36 Международных Стандартов Аудита (МСА) и 1 Международный Стандарт Контроля Качества (МСКК).

Согласно уставу МФБ ставит своей основной задачей «развитие и усиление координации во всемирном масштабе бухгалтерской профессии и унифицированных стандартов учета».

МФБ ставит перед собой задачу обеспечения единообразия аудиторской практики и сопутствующих услуг путем выпуска международных стандартов, регламентирующих деятельность аудиторских фирм и аудиторов.

МФБ обеспечивает широкий доступ к своим руководствам, предоставляя возможность всем желающим бесплатно скачать все публикации с сайта МФБ (http://www.ifac.org) и поощряя своих действительных и ассоциированных членов, региональные бухгалтерские органы, разработчиков стандартов, регулирующие органы и прочие лица делать ссылки со своих сайтов или печатных материалов на публикации, представленные на сайте МФБ.

Все стандарты, директивы, проекты положений и другие документы Международной Федерации Бухгалтеров защищены авторским правом Международной Федерации Бухгалтеров.

Актуальный перечень международных стандартов аудита МСА (на 20.02.2011) представлен в Приложении 1.

Следует отметить, что нормативы, разработанные МФБ, не являются обязательными к применению странами независимо от членства в федерации. В каждой стране аудит финансовой и другой информации регулируется в большей или меньшей степени национальными нормативными актами.

Комитет по международной аудиторской практике при поддержке Совета МФБ уделяет особое внимание изучению национальных стандартов аудита и сопутствующих услуг - их форме, содержанию и различиям.

После изучения и обобщения полученной информации КМСАВУ готовит и публикует международные стандарты аудита, предназначенные для принятия на международном уровне.

Механизм выработки международных нормативов аудита состоит в следующем:

1. КМСАВУ выбирает тему для подробного изучения подкомитетом, выделенным для этой цели из состава комитета;

2. Подкомитет изучает предварительно собранную информацию в виде положений, рекомендаций исследований, стандартов или нормативов, изданных в странах, участвующих в МФБ, или региональными профессиональными организациями;

3. Подкомитет разрабатывает проект норматива и передает его на рассмотрение в КМСАВУ;

5. Проект норматива направляется для изучения и написания комментариев странам-членам МФБ, а также международным организациям, круг которых определяется КМСАВУ;

6. Комментарии рассматриваются подкомитетом МФБ, которому поручена разработка стандарта, а подготовленный с учетом комментариев проект снова направляется на рассмотрение в КМСАВУ;

8. Одобренный проект выпускается как окончательный норматив и вступает в действие с момента опубликования.

Таким образом, значение МСА заключается в том, что они способствуют интеграции национального аудита в международные экономические отношения, обеспечивают развитие аудиторской профессии в соответствии с профессиональными требованиями мирового уровня, а также единый подход к проведению и пониманию аудита и его качеству.

Международные стандарты - это документы, формирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг .

МСА предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита другой информации.

Структура МСА включают в себя:

1. Введение, где отражаются цель и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используемых терминов;

2. Разделы, излагающие суть стандарта;

3. Приложение (для некоторых стандартов).

В исключительных случаях возможно аргументированное аудитором отступление от МСА. МСА применяются только в отношении существенных аспектов финансовой отчетности. Это означает, что возможны отступления от МСА в ситуациях с несущественными показателями или обстоятельствами.

Необходимость в МСА вызвана тем, что существует интеграция стран со своими национальными системами бухгалтерского учета и своей бухгалтерской отчетностью в мировую систему. МСА призваны регулировать единство организации, порядка и оформления процедур, а также результаты аудиторской деятельности во всем мире. Однако МСА не отменяют национальные стандарты (положения, существующие в ряде стран мировой экономики).

МСА в различных странах используются многовариантно. Так, в России, Голландии и других странах МСА принимаются за базу при разработке своих национальных стандартов. В США, Англии, Канаде, Швеции существуют свои национальные положения. Однако требования МСА в этих странах все-таки принимаются к сведению в практической деятельности. В ряде государств, таких как Нигерия, Шри-Ланка и др., МСА приняты как национальные .

Как известно МСА должны применяться только к существенным аспектам. Однако мировая практика допускает возможность отступления от них с целью достижения наибольшей эффективности аудиторских проверок. В этом случае аудитор обязан аргументировано обосновать это отступление.

Разрабатывает МСА Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), который является одним из комитетов совета Международной федерации бухгалтеров (МФБ).

Основные цели, которые преследует данный комитет при разработке МСА:

a) гармонизировать национальные правила и другие нормативные документы в области аудита с целью предоставления высококачественных услуг для всего мирового сообщества;

б) поднять уровень профессионализма аудиторов в странах, где он ниже общемирового.

Факторы, влияющие на разработку МСА

Методика работы над стандартами и положениями, принятая МФБ, следующая:

1. Отбор тем, предназначенных для изучения;

2. Создание специальных подкомитетов;

3. Изучение в подкомитетах исходной информации и подготовка проектов для рассмотрения комитетом;

4. В случае утверждения проекта представление его на рассмотрение членам МФБ и международным организациям;

5. Рассмотрение комитетом комментариев и предложений для внесения изменений;

6. Издание новой утвержденной редакции проекта в виде стандарта (положения).

Для ускорения работы над МСА совет МФБ одобрил выделение дополнительных ресурсов и определил первоочередные задачи:

пересмотр отдельных МСА и положений о международной аудиторской практике;

разработка стандартов по услугам;

публикация МСА по производным ценным бумагам.

Некоторые задачи уже выполнены: пересмотрен МСА"Мошенничество и ошибка", "Допущение непрерывности деятельности предприятия" и др.

Разработка МСА и дальнейшее их совершенствование осуществляется под влиянием различных факторов, как внешних, так и внутренних.

К внутренним факторам относят:

1) процесс концентрации мирового капитала;

2) непрерывный процесс слияния в сфере аудиторских услуг, проводимый с целью обеспечения возможности предоставления более широкого спектра услуг в области бухгалтерского учета, аудита, налогообложения, маркетинга, финансового анализа и управленческого учета.

Этот процесс ведет к единству стратегии, методологии аудита, а так же выработке единых критериев качества, т.е. общепризнанных стандартов.

Усиление интеграционного процесса стран мирового сообщества (внешний фактор) требует гармонизации национальных систем бухгалтерского учета и отчетности.

Только на основе единства методических подходов, унификации применяемых моделей учета возможно формирование и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, понятной и одинаково трактуемой квалифицированным пользователями различных стран мирового сообщества.

Классификация МСА.

В настоящее время разработано 39 Международных стандартов аудита. Все МСА классифицируются в 9 групп и 11положений по международной аудиторской практике (ПМАП). Дадим их общую характеристику .

1 группа - "Введение" - включает 2 стандарта, разъясняющие основные принципы и необходимые процедуры работы аудитора и основные принципы формирования содержания МСА.

2 группа - "Обязанности" - включает 8 стандартов, в которых приведены общие положения аудиторской деятельности, включая цель и задачи аудита, контроль качества, документирование, ответственность аудиторов, учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности, сообщение информации аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями.

3 группа - "Планирование" - посвящена организации планирования аудиторской проверки и содержит 3 стандарта.

4 группа - "Внутренний контроль" - включает 3 стандарта. В ней рассматриваются вопросы, относящиеся к оценке рисков и внутреннему контролю, проведению аудита в среде компьютерных информационных систем, ряд особенностей при проведении аудита субъектов, использующих обслуживающие организации.

5 группа - "Аудиторские доказательства" - состоит из 11стандартов и содержит разъяснения, связанные с назначением аудиторских доказательств и методов их сбора. Эта группа стандартов используется при проведении аудиторских проверок.

6 группа - "Использование работы третьих лиц" - включает три стандарта и посвящена использованию при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг работы экспертов, других аудиторов, материалов внутренних аудиторов при проведении внешнего аудита.

7 группа - "Аудиторские выводы и заключения" - включает 4 стандарта. Она посвящена заключительному этапу аудиторской проверки - составлению аудиторского заключения.

8 группа - "Специальные области аудита" - включает 2 стандарта и посвящена составлению отчета (заключения) при проведении аудита по специальным аудиторским заданиям и исследованию ожидаемой финансовой информации.

9 группа - "Сопутствующие услуги" - включает 3 стандарта и посвящена сопутствующим услугам по аудиту финансовой отчетности.

Положения по международной аудиторской практике включают 11 пунктов, среди которых 5 посвящены компьютеризации аудиторской деятельности, 2 - особенностям аудит малых предприятий и международных коммерческих банков и другим вопросам . Главная цель этих положений - помочь разработчикам национальных стандартов, тематика которых соответствует ПМАП.

Значение стандартов состоит в том, что они:

обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений и помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;

устраняют необходимость контроля со стороны государства;

помогают аудиторам вести переговоры с клиентом;

обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса;

заставляют аудиторов постоянно повышать свои знания и квалификацию;

обеспечивают сравнимость качества работы отдельных аудиторских организаций;

рационализируют и облегчают аудиторскую работу.

Вместе с тем правила аудита не являются подробными правилами и нормативами, охватывающими всю аудиторскую работу. В них содержатся ясные и краткие обобщения принципов аудита, а также те сложившиеся профессиональные нормы и правила, которые подтвердили свою целесообразность и прочность в ходе аудиторской деятельности, подкреплены опытом работы огромного числа аудиторов в разных странах мира.

Эти стандарты в дальнейшем получили международное призвание.

Аудиторские правила (стандарты) и нормы могут использоваться юридическими инстанциями в качестве руководства, ориентира при рассмотрении компетентности и работы аудитора.

1. Назначение международных стандартов аудита (МСА). Основные принципы МСА

международный стандарт аудит

Появление Международных стандартов аудита, обусловлено процессом реформирования системы бухгалтерского учета в России, переходом отечественной практики ведения учета на международные стандарты учета и отчетности. В результате этого появилась потребность в знании международных аудиторских стандартов.

В условиях рынка предприятия кредитные учреждения, другие хозяйствующие объекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию.

Достоверность информации подтверждается независимым аудитором. Часто собственники и, прежде всего, коллективные собственники - акционеры, пайщики, а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения, а также судам, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

возможность поступления необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между ней и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

зависимость последствий принятых решений (они могут быть весьма значительными) от качества информации;

необходимость специальных знаний для проверки информации;

частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.

Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг.

Для качественного и успешного проведения аудиторских услуг возникает необходимость применения в аудиторской практике единых правил (стандартов) аудита.

Стандарт (от англ. Standard) - образец, модель, т.е. набор общепринятых требований к работе аудитора, которые носят единый характер независимо от направлений деятельности и регламентируют основные принципы и особенности аудиторской деятельности.

Международные стандарты аудита (МСА) - это сборник документов, объединенный идеей, которая определяет направленность всей системы МСА. Такой идеей является, необходимость в ходе проведения аудита, обеспечение определенного уровня уверенности.

Уверенность - тот общий критерий, который в соответствии с МСА лежит в основе того или иного типа проверки и уровня ответственности за ее результаты.

Международные стандарты аудита построены системно, имеют одинаковую структуру, каждый раздел одинаково важен и соответственно должны рассматриваться в качестве единой интегрированной структуры. МСА предназначены для применения при оказании различных аудиторских услуг, в том числе при аудите финансовой отчетности, аудите иной информации и предоставлении сопутствующих аудиторских услуг.

В МСА подробно описаны все требования, которые нужно выполнять в ходе аудита; как планировать работу, правильно знакомиться с бизнесом клиента, изучать системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, также определяется степень существенности для ошибок, объясняется, как собирать и оценивать аудиторские доказательства, проводить выборочную проверку, наконец, делать аудиторские заключения.

Применение стандартов является своеобразной гарантией качества аудиторских услуг.

Разработкой, внедрением и продвижением этих стандартов непосредственно занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ) - международная профессиональная бухгалтерско- аудиторская организация.

Аудиторская проверка должна планироваться, и проводится аудитором в соответствии с МСА, где содержаться основные принципы, необходимые процедуры и сопутствующие рекомендации в форме пояснительного материала.

Основные принципы МСА регламентируются в разделе «Основные принципы и обязанности» (200-299).

Принципы аудита можно сгруппировать следующим образом:

)принципы разграничивающие аудит и сопутствующие аудиту услуги;

) этические принципы;

) профессиональные базовые принципы аудита финансовой отчетности.

В первой группе можно выделить три принципа, характеризующих отличие аудита от сопутствующих услуг , которые раскрыты в МСА:

характер услуги;

уровень уверенности, обеспечиваемый аудитором;

вид предоставляемого отчета.

К сопутствующим услугам при этом отнесены:

обзорные проверки;

согласованные процедуры;

составление отчетности.

При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться такими этическими принципами , которые составляют вторую группу принципов :

независимость;

порядочность, честность;

объективность;

профессиональная компетентность и должная тщательность;

конфиденциальность;

профессиональное поведение;

следование техническим стандартам.

Третья группа - базовых профессиональных принципов - связана с содержанием и методологией проведения аудита. В нее входят следующие принципы:

существенности;

разумной уверенности;

разграничения ответственности;

документирования;

доказательности;

выборочной проверки;

понимания деятельности аудируемого лица;

профессионального скептицизма;

унифицированности.

Аудитор должен проводить аудит в соответствии с МСА, в которых содержатся основные принципы и необходимые процедуры, а также сопутствующие руководства, представленные в форме пояснительного и иного материала.


2. Определение и оценка рисков возникновения существенных искажений через понимание деятельности аудируемого лица и его среды. Действия аудитора в соответствии с оцененными рисками


Аудитор обязан оценивать риски существенных искажений в финансовой отчетности на основе знания субъекта и его среды, включая систему внутреннего контроля субъекта МСА 315 «Обнаружение и оценка рисков возникновения существенных искажений через понимание деятельности аудируемой компании».

Целью настоящего Международного стандарта аудита (МСА) является установление требований о том, что понимается под знанием бизнеса, почему это важно для аудитора и аудиторского персонала, работающего на задании, почему это относится ко всем стадиям аудита, каким образом аудитор получает и применяет эти знания.

При проведении аудита финансовой отчетности аудитор должен обладать знаниями (или получить их) о бизнесе в объеме, достаточном для выявления и понимания событий, операций и методов работы, которые в соответствии с суждением аудитора могут оказать значительное влияние на финансовую отчетность либо на проверку, либо на аудиторский отчет (заключение).

Рассматриваемый стандарт содержит требования в части :

) процедуры по оценке риска , которые обеспечивают основу для оценки рисков существенных искажений на уровне финансовой отчетности и на уровне утверждений. Получение знания субъекта и его среды, включая систему внутреннего контроля, является непрерывным процессом сбора, обновления и анализа информации на протяжении всего аудита.

Аудитор должен выполнить ряд процедур по оценке рисков:

запросы руководству располагающим информацией, которая может помочь при идентификации рисков существенных искажений;

аналитические процедуры;

наблюдение и инспектирование.

Действия аудитора. В результате на основе полученных знаний, аудитор планирует аудит и выражает профессиональное суждение в ходе аудита. Руководствуясь МСА315, аудитор рассматривает вопрос о том, является ли имеющаяся информация значимой для идентификации рисков существенных искажений, а также предрасположенность финансовой отчетности субъекта к существенным искажениям.

) необходимое знание субъекта и его среды , включая систему внутреннего контроля субъекта, начинается с получения общего представления о субъекте и среде, в которой он осуществляет свою хозяйственную деятельность.

Аудитор должен получить представление о следующем:

отраслевые факторы, факторы регулирования и прочие внешние факторы, включая применяемую основу представления финансовой отчетности;

характер субъекта (операции, собственность, виды инвестиций);

цели и стратегии субъекта, а также сопутствующие предпринимательские риски;

выбор и применение субъектом учетной политики, является ли она подходящей для его бизнеса и совместимой с применяемой финансовой отчетностью;

оценка и обзор финансовых результатов.

Контрольная среда, включает в себя функции по управлению, руководству и ее важности для субъекта.

Действия аудитора. В процессе оценки контрольной среды аудитор должен получить представление о том:

а) поддерживает и создало ли руководство субъекта под контролем лиц, наделенных руководящими полномочиями;

б) обеспечивают ли сильные стороны элементов контрольной среды основу для других компонентов внутреннего контроля, и не снижают ли недостатки эффективность других компонентов.

Процесс оценки риска, используемый субъектом. Как руководство субъекта определяет риски.

Действия аудитора. Получить представление о том, имеется ли у субъекта процесс:

а) для идентификации предпринимательских рисков;

б) оценки значительности рисков;

в) оценки вероятности их возникновения;

г) принятия решений о действиях в ответ на такие риски.

В результате аудитор получает два варианта:

субъект установил процесс оценки рисков и получить представление о таком процессе;

субъект не установил процесс оценки рисков и обсудить с руководством вопрос возникновения предпринимательских рисков, являются ли они значимыми для целей финансовой отчетности.

Информационная система, включая соответствующие бизнес- процессы, связанные с подготовкой и представлением финансовой отчетности, и обмен информацией (классы операций; процедуры используемые для записи, обработки, корректировки операций и их передачи; процесс подготовки и представления финансовой отчетности; средства контроля, связанные с несанкционированными записями).

Действия аудитора. Аудитор долен получить представление о том, как субъект передает информацию, включая обмен информацией между руковоством и лицами наделенными руководящими полномочиями. ;

Действия по контролю - политика и процедуры, которые помогают гарантировать, что директивы субъекта выполнены.

Действия аудитора. Аудитор должен получить представление о действиях по контролю, которые являются значительными для аудита;

Мониторинг средств контроля, процесс оценки эффективности функционирования системы внутреннего контроля в течении определенного периода времени.

Действия аудитора. Аудитор должен получить представление об обоснованных действиях для проведения мониторинга средств внутреннего контроля над финансовой отчетностью.

) Идентификация и оценка рисков существенных искажений в целях обеспечения основы для разработки и выполнения дальнейших аудиторских процедур производится:

на уровне финансовой отчетности;

уровне утверждений для классов операций, сальдо счетов и раскрытий.

Действия аудитора. Аудитор должен определить является ли любой из идентифицированных рисков значительным, при этом он рассматривает следующие вопросы:

является ли риск риском мошенничества;

связан ли риск с недавними значительными событиями в области экономики, бухгалтерского учета;

связан ли риск со значительными операциями со связанными сторонами;

о степени субъективности при оценке финансовой информации, связанной с риском;

связан ли риск со значительными операциями, выходящими за рамки обычной хозяйственной деятельности субъекта.

Если аудитор установил, что значительный риск существует, он должен получить представление о средствах контроля субъекта.

) Составление документации , которая должна отражать:

обсуждение с командой по проекту, а также принятые решения;

ключевые элементы знания, полученного в отношении каждого аспекта субъекта и его среды, а также в отношении системы внутреннего контроля;

идентифицированные и оцененные риски существенных искажений на уровне финансовой отчетности и на уровне утверждений;

идентифицированные риски и соответствующие средства контроля, о которых аудитор получил знание.


3. Задача 10


Программа аудита содержит перечень процедур проверки операций по кассе, представленный в таблице (графа 1). Процедуры должны быть направлены на проверку элементов предпосылок подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности (графа 3):


Аудиторская процедураОбозначение связи граф 1 и 3Предпосылка1. Проверка правильности заполнения статьи «Затраты на оплату труда» таблицы «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)»1-71. Существование2. Проверка правильности исчисления и удержания сумм налога на доходы физических лиц2-62. Права и обязанности3. Проверка наличия трудовых договоров с персоналом предприятия3-23. Возникновение4. Проверка подписи руководителя предприятия на приказах, связанных с приемом на работу, увольнением, переводом на другую работу сотрудников предприятия и т.д.4-34. Полнота5. Проверка полноты отражения в учете сумм, начисленных к оплате работникам по всем основаниям5-45. Стоимостная оценка6. Проведение инвентаризации суммы резерва на предстоящую оплату отпусков работникам6-16. Точное измерение7. Проверка соблюдения предприятием установленного коллективным договором положения о премировании работников и сумм оплаты труда, установленных штатным расписанием7-57. Представление и раскрытие

Задание: графически (стрелками, проходящими через графу 2) или цифрами (например, «1-4») покажите, для получения разумной уверенности в соблюдении каких элементов предпосылок финансовой отчетности проводится каждая из перечисленных аудиторских процедур.


Список литературы


Основная

1.Международные стандарты аудита /Под ред. Ж.А. Кеворковой.- М.: Юрайт, 2013.

Дополнительная

1. Архарова З.П. Международные стандарты аудита: учеб.-метод. пособие. - М. Изд. центр ЕАОИ, 2011.

Бычкова, С.М. Международные стандарты аудита: учеб. пособие/ С.М. Бычкова, Е.Ю. Итыгилова; под ред. С.М. Бычковой. - М.: Проспект, 2008.

3.Международные стандарты аудита: учебник / С.В. Панкова, Н.И. Попова. - 3-e изд., с изм. - М.: Магистр, 2009.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Рабочие стандарты – правила, которыми руководствуются аудиторы при выполнении задач аудита (планирование, надзор и контроль, сбор достоверных сведений, а также соответствующие изучение и оценка системы внутреннего контроля), стандарты отчетности и аудиторского заключения (правила, касающиеся формы, содержания, размещения и передачи материалов по результатам аудиторской проверки). В заключении должно быть указано, соответствует ли финансовая отчетность требованиям бухгалтерского учета).

Члены AICPA в 1948 г. официально утвердили десять общепринятых аудиторских стандартов.

Решения AICPA расширили и разъяснили эти десять стандартов. С 1939 по 1972 гг. было подготовлено 54 Положения о процедуре аудита (SAP), впоследствии было выпущено 63 Положения о стандартах аудита (SAS).

Некоторые из них уже утратили силу, другие претерпели ряд изменений. Профессионалы, которым необходимо понять работу и отчеты аудиторов, должны быть детально ознакомлены со стандартами, поскольку они лежат в основе всей фундаментальной специальной литературы.

На сегодняшний день стандарты делятся на 9 групп; десятая группа представляет собой Положения по международной аудиторской практике.

Первая группа, которая называется «Введение», включает в себя такие разделы, как предисловие, терминологический словарь, концептуальная основа стандартов.

Предисловие способствует пониманию задач и методов работы Комитета по международным стандартам, а также объема и статуса документов, создаваемых этим комитетом. Глоссарий призван ввести единообразие терминов, используемых в МСА, количество которых на сегодняшний день составляет 110.

Под концептуальной основой понимаются основные концепции, в рамках которых разрабатываются МСА по отношению к услугам, которые оказывают аудиторы.

Вторая группа стандартов, получившая название «Обязанности», объединяет стандарты, в которых раскрываются обстоятельства, при которых на аудитора и на руководство аудируемого лица накладываются определенные обязанности.

«Планирование» и «Система внутреннего контроля» – третья и четвертая группы стандартов.

Эти две группы посвящены порядку выбора стратегии аудита, изучению деятельности клиента, определению уровня существенности и аудиторских рисков.

Документы пятой группы «Аудиторские доказательства» и шестой «Использование работы третьих лиц» содержат рекомендации по получению аудитором доказательств и по привлечению к работе третьих лиц – аудиторских подразделений, внутренних контролеров и экспертов.

В стандартах седьмой группы «Аудиторские выводы и заключения» и восьмой «Специальные области аудита» представлены правила составления аудиторских заключений по результатам аудита финансовой отчетности и проверки другой информации.

Девятая группа «Сопутствующие услуги» раскрывает цели, принципы, процедуры и порядок составления отчетности, которые необходимо соблюдать при выполнении аудитором сопутствующих услуг (выполнение заданий по обзору, подготовке финансовой отчетности, проведению согласованных процедур).

Кроме того, некоторые специалисты условно разделили все стандарты на 4 блока.

Общие стандарты

Аудит должен проводиться лицом или лицами, имеющими соответствующую подготовку и опыт работы.

Во всех вопросах, относящихся к заданию, должна сохраняться независимость подхода аудитора.

При выполнении аудита и составлении заключения должно быть продемонстрировано должное профессиональное мастерство.

Рабочие стандарты или стандарты практической работы

Работа должна быть тщательно спланирована, должен осуществляться контроль за работой помощников.

Для составления плана аудиторской проверки и определения характера, времени и объема проверок необходимо получить достаточную информацию о структуре внутреннего контроля.

Для того чтобы получить достаточные основания для вынесения суждения о проверяемых финансовых отчетах, необходимо собрать соответствующие доказательства в процессе осмотра, наблюдения, опроса и подтверждения полученных данных.

Стандарты отчетности – это сообщения о результатах работы аудитора, где должно быть сформулировано мнение о финансовой отчетности в целом.

Аудиторское заключение должно устанавливать, представлен ли финансовый отчет в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета.

В заключении должны быть указаны обстоятельства, при которых такие принципы последовательно не соблюдались за текущий период по отношению к предшествующему периоду.

Информация, содержащаяся в финансовом отчете, должна считаться в целом соответствующей действительности, если в заключении не утверждается обратное.

Заключение должно содержать или мнение относительно финансового отчета в целом, или утверждение, что мнение не может быть выражено.

Когда итоговое суждение не может быть выражено, должны быть приведены причины этого. Во всех случаях, когда имя аудитора связано с финансовым отчетом, заключение должно содержать ясное указание на характер работы аудитора и степень ответственности, которую он берет на себя.

Прочие стандарты – стандарты, которые не нашли отражения в вышеперечисленных трех блоках.



Что еще почитать