Критерии среднего предприятия таблица. Малое предприятие

Критерии малого предприятия с 1 августа 2016 года изменятся в лучшую сторону. Приводим таблицу новых критериев малого предприятия с 1 августа 2016 года.

Обратите внимание , что эти критерии действуют как в отношении юридических лиц, так и предпринимателей.

- Изменения в критериях малого предприятия с 1 августа 2016 года.

Изменения в критериях малого бизнеса с 1 августа произошли в доходах. Раньше нужно было считать объем выручки от продажи товаров (работ, услуг). А с 1 августа 2016 года - доход от предпринимательской деятельности. Причем этот доход считается по правилам НК РФ. И его определят налоговики на основе декларации по УСН, ЕНВД, налогу на прибыль. Это значит, что статус малого предпринимательства больше не нужно подтверждать какими-либо документами. Он присваивается автоматически.

Микропредприятия - 120 млн. рублей;

Малые предприятия - 800 млн. рублей;

Средние предприятия - 2 млрд. рублей.

Доходы берутся из декларации за предшествующий год. Например, для отнесения компании к малой в 2016 года нужно взять доходы из налоговой декларации за 2015 год.

§ С 1 января 2017 года лимит доходов для упрощенцев составит 120 млн. руб.

То есть все упрощенцы автоматически приравниваются к малым предприятиям (при численности до 15 человек - к микропредприятиям).

Доходы и численность

- Другие критерии малого и среднего бизнеса с 1 августа 2016 года.

Еще один критерий малого и среднего бизнеса в 2016 году - состав учредителей (для ИП критерий не действует). Он и является решающим при определении, является компания малым предприятием или нет.

§ Если среди Ваших учредителей только физические лица, неважно, российские или иностранные, Вы однозначно малое предприятие.

§ А вот в ситуации, когда среди учредивших Вашу фирму есть юрлица, либо государственные образования - РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, нужно смотреть долю их участия. Чтобы считаться малой компанией, нужно, чтобы суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в Вашем уставном капитале не превышала 25%.

§ В отношении учредителей - обычных российских юрлиц действует другое ограничение (не применяется оно только для фирм, связанных с интеллектуальной и инновационной деятельностью). Доля участия обычных юрлиц (общая доля, если малым предприятием владеет несколько юрлиц) не должна превышать 49%, только если сами они не являются субъектами малого и среднего предпринимательства.

§ Если же учредители-юрлица - сами малые предприятия, то учрежденная ими фирма тоже будет «малышом» даже при доле участия, например, 55%.

Но, стоит напомнить, что по общему правилу у «упрощенцев» не может быть такой ситуации, когда юрлица имеют долю в уставном капитале более чем 25%. Исключением являются те «упрощенцы», что перечислены в подпункте 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Например, те фирмы на УСН, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. Но такие «упрощенцы» уже не будут малыми.

§ Иностранные юрлица также могут владеть долей не более 49% в малой компании, и она все равно будет считаться малой при соблюдении остальных критериев.

§ Кроме того, обратим Ваше внимание на то, что к организациям не относятся РФ, субъект РФ или муниципальное образование (абз. 2 п. 2 ст. 11 НК РФ). Соответственно с их 100-процентным участием легко может быть зарегистрирована фирма, работающая на УСН. Это подтверждают и контролирующие органы (письмо Минфина России от 01.04.2011 № 03-11-06/2/43). Подобная компания не будет считаться субъектом малого бизнеса.

Период. Срок, в течение которого компания, превысившая лимиты по выручке и численности работников, все равно считается малым или микро предприятием, составляет три года (ч. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).

- Малые предприятия: налоговые льготы.

§ Малые предприятия вправе не устанавливать лимит наличных в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У). То есть хранить в ККТ любую сумму в течение какого угодно времени.

Поэтому, если Вы входите в категорию малых предприятий и соответствуете нужным критериям, можно отказаться от лимита остатка по кассе. Для этого издайте приказ об отказе от лимита.

§ Налоговый кодекс РФ позволяет региональным властям устанавливать льготы по налогу на имущество. Регионы часто предоставляют их малому бизнесу. Например, в Москве малые предприятия вправе уменьшать базу по налогу на имущество за один объект на величину кадастровой стоимости 300 кв. м недвижимости (ст. 4.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64).

§ Кроме того, регионы часто снижают ставки для малых предприятий, применяющих спецрежимы. В 2015 году регионы могут снизить для каких-либо категорий плательщиков ставку по УСН с объектом «доходы минус расходы». А с 2016 года у регионов появятся права по снижению ставок УСН для компаний с любым объектом налогообложения. И еще регионы с 2016 года смогут снижать ставки по ЕНВД для малого бизнеса.

§ Еще малые предприятия вправе вести бухгалтерский учет в упрощенном порядке. Есть несколько способов упростить учет. Можно отказаться от многих счетов (от 25 , 26 , 90 ), не считать разницы между налоговым и бухгалтерским учетами. Но самое удобное: малые предприятия могут подавать бухгалтерскую отчетность в сокращенном виде по упрощенным формам.

§ Малое предприятие, соответствующее критериям, имеет право заключать со всеми своими сотрудниками срочные трудовые договоры на период до пяти лет. Даже если нет специального основания, чтобы подписывать срочный договор (временная работа до двух месяцев, исполнение обязанностей отсутствующего сотрудника и т. п.). Но есть два ограничения. Во-первых, численность работников малой компании не должна превышать 35 человек. А в сфере розничной торговли и бытового обслуживания - 20 человек. Во-вторых, для срочного договора необходимо согласие сотрудника (ст. 59 ТК РФ).

§ Малые предприятия вправе заключить договор аренды на здание или помещение с местными или региональными властями на льготных условиях: как минимум на пять лет и с постепенным повышением арендной платы. Законодательство не запрещает компаниям и региональным властям пересматривать условия действующего договора. Для этих целей можете изложить и обосновать свою просьбу в официальном письме и направить его арендодателю.

- Малые предприятия: налоговые проверки.

§ Выездные неналоговые проверки в малых предприятиях должны проходить по сокращенным срокам. Проверять малое предприятие любые контролирующие организации вправе не более 50 часов в год, а микропредприятия - максимум 15 часов в год (ст. 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

На внеплановые проверки правило о сокращенных сроках не распространяется. Для таких ревизий действует общее ограничение - 20 рабочих дней на каждую (ч. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ).

§ С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года у малых предприятий будут надзорные каникулы. В этот период запрещены практически все плановые неналоговые проверки малых предприятий. Например, которые проводят пожарники, санэпиднадзор. Перестанут проверять, есть ли у компании лицензии. Приостановят проверки в области образования, строительства, розничной продажи алкоголя (ФЗ от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ).

Некоторые законодательные акты РФ подверглись существенным корректировкам. В частности, для малых хозяйствующих предприятий изменились критерии отнесения, и с июня 2015 года перед бизнесменами открывается ряд дополнительных возможностей.

 

Кто относится к малым предприятиям?

Малое предприятие - это небольшая фирма, зарегистрированная как КФХ, ООО или ИП и отвечающая нескольким установленным законодательством параметрам. После вступления в силу ФЗ «О внесении изменений…» от 29.06.2015 г. существенно изменились условия для отнесения к субъектам малого бизнеса и появились дополнительные льготы.

Таким образом, для малого бизнеса осталась неизменной только численность работников, а увеличение размера инвестиций дает ряд несомненных преимуществ:

  • Возможность приобретения самой современной техники и прочего оборудования для развития компании в том случае, если ранее установленный основной капитал не был на это рассчитан.
  • Увеличение прибыли и товарооборота.
  • Повышение качества продукции.
  • Более широкие возможности для развития бизнеса.

В последнее время Правительство РФ взяло курс на популяризацию малых инновационных предприятий, занимающихся разработкой и внедрений новых программ и технологий, созданием и производством товаров, оказанием услуг и работ. Чаще всего такие организации находятся при различных ВУЗах и НИИ, работают в экономической или научно-технической сферах, и иностранные инвесторы предпочитают вкладывать свои деньги именно в них.

Микропредприятие и малое предприятие: разница

Микропредприятие - это подгруппа субъекта малого предпринимательства, отвечающая определенным критериям. Проследить разницу между микро- и малым предприятием можно здесь:

Преимущества создания микропредприятий:

  • Сниженная налоговая ставка (9%) для ИП.
  • Нет необходимости предоставлять заключение присяжного аудитора при сдаче годовой отчетности в УФНС.
  • Отсутствие обязательств по авансовым платежам по налогу на прибыль.
  • Возможность работы по совместительству на нескольких хозяйствующих субъектах у сотрудников микрокомпании.

Не обходится здесь и без минусов:

  • Для работников закрыты некоторые льготы.
  • Одинаковые правила ведения бухучета для всех форм выплат налога на организацию.
  • Изменение статуса с плательщика налога на микропредприятие на плательщика подоходного налога с населения или компании возможно только после окончания налогового периода.
  • При работе сотрудника только на микропредприятии снижается объем пособий от Службы Социального Страхования.

Говоря о малом бизнесе, список достоинств значительно расширяется:

  • Ведение бухгалтерской отчетности по упрощенной форме.
  • Освобождение от НДС при сумме выручки от реализации товаров за последний квартал свыше 2 000 000 руб.
  • Возможность использования УСН.

Переход на УСН освобождает от ведения бухгалтерского учета, но он может быть осуществлен лишь в том случае, если за последние 9 месяцев ИП получил не более 15 000 000 руб. выручки, а остаточная стоимость нематериальных активов и основных средств составляет не более 100 000 000 руб. Для юридических лиц никаких освобождений не предусмотрено.

Недостатки создания субъекта малого бизнеса:

  • Большая зависимость от более крупных организаций.
  • Нестабильные курсы валют.
  • Трудности в плане привлечения инвесторов из других стран, т.к. они в большинстве случаев заинтересованы в более крупных вложениях и, соответственно, прибыли.

Нужно ли подтверждение своего статуса субъектами малого предпринимательства?

Для отнесения к субъектам малого бизнеса достаточно того, чтобы компания соответствовала заданным критериям, т.е. никакие подтверждения не нужны: при сдаче годовой отчетности УФНС видит результаты финансовой деятельности.

Если юридическому лицу требуется подтвердить состав участников ООО, то это можно сделать с помощью решения об учреждении или выписки из ЕГРЮЛ, которую можно заказать на сайте УФНС.

Какие льготы предусмотрены для субъектов малого предпринимательства?

При соответствии с установленными законодательством критериями, субъекты получают множество льгот:

  • Отсутствие кассового лимита и возможность хранения в кассе любой суммы: для этого достаточно издания приказа руководителя компании.
  • Увеличение вероятности получения субсидий от местных властей.
  • До 1 июля 2018 года есть возможность приобрести муниципальную или государственную недвижимость в преимущественном порядке.
  • Сокращение сроков неналоговых проверок.
  • Налоговые каникулы для организаций, работающих в социальной, производственной или научной сфере.

Также в Госдуму был внесен законопроект, освобождающий всех предпринимателей с 1 января 2016 года от надзорных проверок, если ранее они не были лишены лицензий и не допускали грубых нарушений в процессе ведения своей деятельности.

Более подробно можно узнать в этом видео:

Малое предприятие - это организация, которая попадает под критерии определенные в законе "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Критерии отнесении организации к малым предприятием

К субъектам малого предпринимательства может быть отнесена любая организация, если она отвечает всем критериям, указанным в таблице:

Критерий

Предельное значение

Суммарная доля участия в уставном капитале организации РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов

Суммарная доля участия в уставном капитале организации иностранных организаций

Суммарная доля участия в уставном капитале организации других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства

Средняя численность работников за предшествующий календарный год

100 человек

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год

800 млн руб.

Организация утратит статус субъекта малого предпринимательства, если будет превышено предельное значение:

  • критерия 1, 2 или 3 - с даты, когда изменение долей в уставном капитале будет зарегистрировано в ЕГРЮЛ;
  • критерия 4 или 5 в течение трех календарных лет подряд - по истечении этих трех лет, т.е. на четвертый год.

Пример. Определение соответствия организации критериям субъекта малого предпринимательства

В уставном капитале организации на протяжении 2013 - 2016 гг. не участвуют РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, иностранные, общественные, религиозные организации, фонды и организации, не являющиеся субъектами малого предпринимательства. Значения остальных критериев признания организации субъектом малого предпринимательства были такими.

Так как средняя численность работников и выручка организации не превышали предельных значений на протяжении трех лет подряд (2013 - 2015 гг.), организация признается малым предприятием в 2016 г.

Льготы для малых предприятий

Организации - субъекты малого предпринимательства могут вести упрощенный бухучет и составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность, в том числе:

Также малые предприятия вправе не устанавливать лимит остатка по кассе. То есть они могут накапливать деньги у себя в кассе столько, сколько захотят.

Кроме этого, установлен мораторий на проведение неналоговых проверок, а именно: с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. запрещены почти все плановые неналоговые проверки малых предприятий.

Изменения в действующем законодательстве

В этот реестр будут вноситься сведения обо всех компаниях, соответствующих критериям отнесения к СМП.

Реестр будет вести ФНС и размещать его на своем сайте.

Однако, по общему правилу, никакие дополнительные сведения в ФНС компаниям для этого подавать не надо.

Реестр будет формироваться на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и показателей налоговой отчетности, представляемых в ФНС в соответствии с требованиями НК РФ.

С 1 августа 2016 г. изменятся критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства, в частности:

  • критерий "средняя численность работников" заменит критерий " ";
  • вместо критерия "выручка" будет применяться критерий "доход". Причем учитываться будут все доходы организации, учитываемые для целей налогообложения, включая внереализационные. Предельный размер такого дохода будет составлять для малых предприятий - 800 млн. руб.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Малое предприятие: подробности для бухгалтера

  • Учет в малых предприятиях в 2017 году

    С 2017 г. малым предприятиям упростили учет: изменили порядок формирования... 2016 г.) С 2017 г. малым предприятиям упростили учет: изменили порядок формирования... материально-производственных запасов (МПЗ) для малых предприятий введен упрощенный порядок формирования первоначальной...

  • Малое предприятие подлежало аудиту, но не провела его: какое будет наказание?

    Организация (ООО) является малым предприятием. Организация составила бухгалтерскую отчетность за... данной ситуации? Организация (ООО) является малым предприятием. Организация составила бухгалтерскую отчетность за...

  • Что показало обсуждение законопроекта о наделении Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности

    Лиц в нашей республике 226 малых предприятий, которые еще неизвестно как, для...

  • ТЗВ-МП - форма для малого бизнеса

    До 1 апреля 2017 года малые предприятия (включая крестьянские (фермерские) хозяйства) обязаны... всем филиалам и структурным подразделениям малого предприятия независимо от их местонахождения. При... , доверителя или принципала. Это делают малые предприятия - собственники товаров в своих формах... услуг по ведению бухгалтерского учета малого предприятия, а также услуг, осуществляемых аудиторскими... , выполняемых и оказываемых малым предприятием, и (или) о самом малом предприятии, а также на...

  • Сдаем бухгалтерскую отчетность за 2018 год

    18/02 можно, только если малое предприятие вправе применять упрощенные способы ведения... правило, таких упрощенных льгот лишается малое предприятие с организационно-правовой формой АО... -ФЗ). И в этом случае малое предприятие подлежит обязательному аудиту и об...

  • При этом число выездных проверок малых предприятий составляет менее одной проверки на... . При этом число выездных проверок малых предприятий составляет менее одной проверки на...

  • О Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства

    ... ; обеспечение реализации «надзорных каникул» для малых предприятий; повышение качества проработки мер поддержки...

  • Дисквалификация директора как следствие грубых бухгалтерских нарушений, включая отсутствие аудиторского заключения

    Этом предельные значения показателей для малых предприятий остались прежними: по численности – 100 ... неприменении положений ряда ПБУ. Например, малые предприятия могут: – не отражать оценочные обязательства... предусматривали способы упрощения учета для малых предприятий, также были внесены поправки. Приказом...

С 1 января 2017 г. Федеральным законом от 3.07.16 г. № 348-ФЗ в трудовое право будет введена новая глава 48.1, устанавливающая особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям.

Условия отнесения к микропредприятиям

Напомним, что субъектами малого предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (организации и индивидуальные предприниматели), отнесенные Федеральным законом от 24.07.07 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ) к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.

К субъектам малого предпринимательства частью 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ отнесены хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие следующим условиям:

хозяйственные общества, хозяйственные партнерства должны выполнить хотя бы одно из требований п. 1 части 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, а именно:

а) суммарная доля участия в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью:

Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) не превышает 25%; иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 49%.

Указанное ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства (49%), не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, соответствующие требованиям, указанным в п.п. «в» — «д» п. 1 части 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ;

б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.10 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;

д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в Перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», утвержденный распоряжением Правительства РФ от 25.07.15 г. № 1459-р. Юридические лица включаются в указанный Перечень в порядке, установленном Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8.12.14 г. № 1335, если соответствуют одному из критериев:

юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее 50% акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета); юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12.01.96 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27.07.10 г. № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий»; хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, соответствующие одному из указанных требований (т. е. требований п. 1 части 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ), производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели должны выполнить условия, предусмотренные пп. 2 и 3 части 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ для микропредприятий: среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не превышает 15 человек; доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не превышает 120 млн руб. (постановление Правительства РФ от 4.04.16 г. № 265).

Хозяйственные общества, соответствующие условию, указанному в п.п. «а» п. 1 части 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом, зарегистрированные в указанный период индивидуальные предприниматели, а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям (часть 3 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

1 августа 2016 г. ФНС России совместно с Минэкономразвития России и АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» был создан Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Создание такого реестра — системное решение, которое позволит:

снизить затраты предпринимателей и органов государственной власти, связанные с необходимостью подтверждения статуса малого и среднего предприятия для участников программ поддержки; снизить затраты крупных компаний в связи с поиском потенциальных поставщиков из числа малых и средних предприятий; обеспечить реализацию «надзорных каникул» для малых предприятий; повысить качество проработки мер поддержки малого и среднего предпринимательства;

Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным ст. 4 Закона № 209-ФЗ, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — единый реестр), размещаемый в сети «Интернет» на официальном сайте ФНС России https://rmsp.nalog.ru/ (части 1, 2, 9 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.04 г. № 506). Реестр сформирован автоматически — на основе тех сведений, которые поступают в ФНС России в рамках предоставления предпринимателями налоговой отчетности, без введения административных процедур, связанных с предоставлением дополнительных документов. При этом с 1 августа 2016 г. предпринимателям не нужно представлять документы, подтверждающие их статус как субъектов малого или среднего предпринимательства, при обращении за мерами поддержки в рамках государственных или муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.

Нововведения с 2017 года

Как уже было указано, с 1 января 2017 г. у работодателей — субъектов малого предпринимательства (включая работодателей — индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с Законом № 209-ФЗ отнесены к микропредприятиям (далее — работодатели — субъекты малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям), регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений будет осуществляться с учетом особенностей, установленных главой 48.1 ТК РФ.

Так, согласно положениям ст. 309.2 ТК РФ работодатель — субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, вправе будет отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. К таковым отнесены правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и др.

При этом для регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений работодатель — субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, должен будет включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, должны регулироваться локальными нормативными актами.

Указанные трудовые договоры должны будут заключаться на основе типовой формы трудового договора, утвержденной постановлением Правительства РФ от 27.08.16 г. № 858 «О типовой форме трудового договора, заключаемого между работником и работодателем — субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям».

Указанная форма предусматривает различные варианты заполнения отдельных пунктов договора, что позволит учесть особенности труда каждого работника.

Обратите внимание!

Если работодатель перестанет быть субъектом малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, и в сведения о нем в едином реестре будут внесены соответствующие изменения, то не позднее четырех месяцев с даты внесения соответствующих изменений в единый реестр регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у данного работодателя должно будет осуществляться в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, без учета особенностей, установленных главой 48.1 ТК РФ, а именно ст. 309.2 ТК РФ (ст. 309.1 ТК РФ). Следовательно, работодатель в течение четырех месяцев с момента внесения соответствующих изменений в единый реестр обязан будет восстановить все локальные нормативные акты (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и др.).

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

1.1. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

(см. текст в предыдущей редакции)

А) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:

На участников хозяйственных обществ - иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей части, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте "б" пункта 2 настоящей части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);

(см. текст в предыдущей редакции)

Б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково";

Д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Юридические лица включаются в данный перечень в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ "О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий";

(см. текст в предыдущей редакции)

2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

(см. текст в предыдущей редакции)

А) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек);

(см. текст в предыдущей редакции)

Б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 настоящей части;

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) Правительство Российской Федерации вправе установить предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного подпунктом "б" пункта 2 настоящей части для средних предприятий - хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 "Производство текстильных изделий", класса 14 "Производство одежды", класса 15 "Производство кожи и изделий из кожи" раздела С "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение, установленное подпунктом "б" пункта 2 настоящей части. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что доля доходов от осуществления такого вида деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов юридического лица;

3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения , установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 , 2.1 и 3 части 1.1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящей частью. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для индивидуальных предпринимателей, не привлекавших для осуществления предпринимательской деятельности в предшествующем календарном году наемных работников, определяется в зависимости от величины полученного дохода в соответствии с пунктом 3 части 1.1 настоящей статьи. Общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества с единственным акционером и хозяйственные товарищества, соответствующие условиям, указанным в подпункте "а" пункта 1 части 1.1 настоящей статьи (за исключением условий, установленных абзацами вторым и третьим указанного подпункта), хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом (далее - вновь созданные юридические лица), зарегистрированные в указанный период индивидуальные предприниматели (далее - вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели), а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для указанных в



Что еще почитать