Вопрос «С каких слов начинаются ?», он, скорее всего, назовет фразу «Жили-были…». Действительно, это наиболее частый зачин русских народных . Кто-нибудь обязательно еще вспомнит: «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «В тридесятом царстве, в тридесятом государстве…» - и тоже будет прав.
Некоторые сказки начинаются с обычного слова «однажды». А в иных, как, например, в «Три царства – медное, серебряное и золотое» время описывается как будто конкретнее, но все же очень расплывчато, по-сказочному: «В то давнее время, когда мир наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки…»
Русские народные бытовые сказки, больше похожие на анекдоты, обходятся без традиционных зачинов. Например, «У одного мужика была жена сварливая…» или «В одном селе жили два брата».
Подобные зачины можно встретить не только в русских народных сказках, но и в сказках других народов.
О чем же говорят все эти присказки? Все очень просто. Слушатель или читатель сразу вводится в действие, узнает, с кем, где и в какое время будут происходить сказочные события. И ждет продолжения. Важно и то, что эти фразы ритмично построены таким образом, чтобы создать определенную напевность.
У А.С. Пушкина в «Сказке о золотом петушке» собраны воедино сразу два сказочных зачина:
«Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон».
Многие сказки начинаются отнюдь не с традиционных фраз. Например, первая строчка в сказке Андерсена «Огниво» такая: «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два!»
Или вот для примера зачины сказочных повестей Астрид Линдгрен: «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живёт самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон». («Малыш и Карлсон») «В ту ночь, когда Рони должна была появиться на свет, грохотал гром». («Рони – дочь разбойника»)
Но и здесь можно проследить, что сказки начинаются либо с представления героя, либо с обозначения места действия, либо говорят о времени.
Очень редко можно встретить сказки, начало которых посвящено пространным описаниям. Обычно зачины достаточно динамичны.
Например, один из любимейших российских детских поэтов Корней Иванович Чуковский без предисловий, сразу, будто на бегу вводит читателя в гущу сказочных событий. «Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня». («Мойдодыр») «Скачет сито по полям, а корыто по лугам». («Федорино горе»)
Хороший зачин в сказке важен. От него зависит настрой, с которым слушатель или читатель погрузится в повествование.
Русские народные сказки – основополагающий элемент народного творчества наших предков. В этих повествованиях мы сталкиваемся с незабываемыми приключениями героев, с описаниями их повседневной жизни, в том числе быта и работы, с фантастическими существами и с мистическими явлениями. Детские – это наши первые встречи с добром и злом, с радостью и грустью, со смехом и задором и даже со страхом. Мы знакомы с самого детства с их героями и любовь к ним не проходит на протяжении всей нашей жизни, уже во взрослой жизни продолжая умилять и удивлять. Не раз мы сталкиваемся с тем, что прочитав ребенку русскую народную сказку, мы и для себя всегда находим там что-то новое и поучительное. Во все времена сказки вдохновляли творческих людей на постановки детских спектаклей, написание картин, создание истинных шедевров кинематографии.
Композиция сказки:
Обычно русские народные сказки для детей имеют четкую композицию. Стандартная композиция сказки включает в себя зачин, то есть то, какое начало у сказки. Это может быть и “В некотором царстве, в некотором государстве…” и “Жили-были…” и другие варианты, которые уже с первых слов настраивают нас на сказочный лад. Далее идет основная часть сказки, в которой происходят все события сказочного сюжета, ну и заканчивается сказка обычно тоже по-особенному. Вариантов окончания сказки огромное множество, самые знакомые из них – это:
Особенности русских народных сказок:
Вспомните только фразы, которые мы даже потом сами невольно используем в своей жизни: идти куда глаза глядят; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается… А какую поэтичность сказкам придает простое перемещение прилагательного после сказуемого, как песня тогда читается сказка, на одном дыхании: солнышко красное, красавица писаная…
Особенности русских народных сказок, конечно же, также в их написании, в сокращении слов. Мы ведь начиная читать сказку, сразу понимаем, что эта сказка русская. По одним только словам. Что невесел, буйну голову повесил?
А детские с их ласковыми именами? Это и петушок и солнышко и братец и сестричка и многие другие. За счет такого написания, эти сказки так любимы нашими малышами, когда мама их читает, такие ласковые и добрые.
Вот говорят, что сейчас век высоких технологий и новых прогрессивных средств массовой информации, но можете ли вы представить себе, что не прочитаете ни одной сказки своему ребенку? Это кажется невозможным, даже немножечко глупым и смешным. Сказки настолько давно и настолько прочно вошли в нашу жизнь, что нам остается радоваться их огромному количеству и выбирать свои любимые для чтения их детям.
Сценарий развлечения по сказкам для старших дошкольников и младших школьников
Досуг для детей 5-9 лет: «В мире сказок».
Дворецкая Татьяна НиколаевнаВступительная часть в стихах.
Сказка устный пересказ
Вымысел сюжета.
Волшебство и чудеса
Обойдут полсвета.
И герои и злодеи
В сказке слушателей ждут.
Незаметно малых деток
Воспитают, развлекут.
Ценность сказки велика!
Кладовая знаний!
Нарушителям запрета
Будут испытания.
Кто с достоинством пройдет
Трудности и горести,
Награждения в конце
За дела по совести!
Сказка – наш бесценный дар!
Мудростью богата.
И с волнением ее
Слушают ребята.
Справедливость торжествует
Зло наказано добром.
Радость дарит она людям
Входит в каждый дом!
Сказка древняя затея
Но дошла до наших дней.
В ней заложена идея.
И послания для людей!
Досуг: В мире сказок.
Ведущая: Большое значение в жизни детей имеет сказка. Сказки к нам пришли из глубины веков. Сказки слагал народ, запоминал и рассказывал друг другу. Ходили сказки по миру от одних слушателей к другим. Каждый рассказчик добавлял в сюжет сказки небольшие изменения и дополнения. Потом сказки стали собирать и записывать. Так сказки дошли до наших дней. Сюжеты сказок такие разные: веселые и грустные, страшные и смешные. Из сказок мы узнаем о культурных традициях, о народном жизненном укладе, о характерах людей живших много лет тому назад. Сказки знакомы и любимы всем людям с детства.1. Сказки о животных.
Сказки о животных являются самыми древними произведениями. Древний человек одушевлял природу, наделял животных свойствами и качествами присущими человеку.
В сказках о животных, звери умеют говорить между собой, выполняют хозяйственные дела. Животные в народных сказках не могут думать, они не обдумывают свои поступки, только действуют.
В сказках о животных звери являются носителями одной особенности характера: лиса – хитра, медведь – неуклюж, волк – глуп.
Сказки о животных интересны, просты, незатейливы, строятся на диалоге между животными, иногда в сюжете используют короткие выразительные песенки.
Пример: Я Колобок, Колобок! Я по коробу скребен,
По сусеку метен, На сметане мешон, Да в масле пряжон,
На окошке стужон; Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел,
И от тебя, зайца, не хитро уйти!
Ребята, а какие сказки о животных Вы знаете? (Ответы детей)
Примеры сказок о животных: «Теремок», «Вершки – Корешки», «Лисичка сестричка и волк», «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Ледяная и Лубяная избушка» и другие.
2. Докучные сказки.
Докучные сказки – это сказки с бесконечно повторяющимся содержанием. От слова «докучать» - надоедать. С их помощью сказочник то разжигал интерес к слушанию сказок, то наоборот, останавливал тех, кто готов слушать их бесконечно. Ребята, а кто из Вас уже знаком с такими сказками?
Пример: Жила-была бабка у самой речки.
Захотелось бабке - искупаться в речке.
И купила бабка себе мочало
Эта сказка хороша - Начинай сначала!
3. Сказки бытовые
Бытовая сказка – это необыкновенные, неслыханные истории, истории о невозможном. Героями бытовых сказок являются бояре, чиновники, судьи наделенные всяческими пороками: глупостью, жадностью, безответственностью.
С другой стороны умные, хитрые, смелые, находчивые крестьяне, солдаты. В этих сказках нет волшебных предметов и помощников. События сказки обычные события из жизни, но описаны с юмором. В бытовых сказках высмеиваются такие отрицательные черты как глупость, жадность, несправедливость.
Пример: Сказка о попе и работнике Балде, Каша из топора.
4. Сказки авантюрные
Сказки авантюрные – краткий занимательный рассказ, сюжет из реальной жизни, который высмеивает общечеловеческие пороки. Это сказки о болтливых и жадных женах, о ленивых и неряшливых хозяйках, о наивности и человеческой простоте. Ребята, вспомните и назовите такие сказки? (ответы детей)
Пример: Жадная старуха, Наговорная водица, Безручка.
5. Волшебные сказки
Волшебная сказка – самая яркая и распространенная в мире. Сказка наполнена чудесами и приключениями.
В волшебных сказках обязательно встретятся предметы и вещи, наделенные магической силой (скатерть – самобранка, сапоги – скороходы, шапка – невидимка и другие), волшебную силу могут иметь слова (По щучьему велению по моему хотению), волшебные помощники (Конек-Горбунок, Щука волшебница и другие)
В волшебных сказках встречаются положительные герои и отрицательные герои.
Основные особенности волшебной сказки: наличие запрета (не пей из копытца, козленочком станешь), нарушение запрета (не послушался сестрицу брат Иванушка и попил из копытца), испытание (превратился в козленка), вознаграждение (козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой).
В сказке нарушители запрета, всегда встают на путь исправления тех бед, который сам и натворил. В процессе преодоления испытаний и трудностей герой искупает свою вину добрыми делами и чистыми душевными помыслами.
Сказка
– оптимистическое произведение, в котором добро всегда побеждает зло. Сказочный вымысел всегда имеет скрытую мораль. Сказка ложь, да в ней намек – добру молодцу урок. Во время чтения сказок дети примеряют на себя роли тех или иных сказочных персонажей, воображение рисует образы. Дети искренне переживают за судьбу полюбившихся героев сказок.
Ребята, а какие волшебные сказки Вы уже знаете? (ответы детей)
Примеры: Гуси – Лебеди, По щучьему велению, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Царевна лягушка, Золушка и другие.
floritus.ru - Бизнес. Маркетинг. Персонал. Финансы