Ученики 4-б класса представляют свой коллективный проект «Труд – основа нашей жизни».
Труд, как и жизнь, существовал всегда. Труд и жизнь – это не разделимые понятия. Пока человек живет – он трудится! Нам стало интересно действительно это так?
Тема нашего проекта : «Труд – основа нашей жизни».
В связи с этим мы поставили перед собой цель : исследовать значение труда в жизни учеников нашего класса.
Проблема : зачем человеку трудиться?
Гипотезы :
Предположим, что труд имеет важное значение в жизни человека.
Если человек много трудится, он в жизни многого добьётся.
Этапы исследования:
Найти в толковом словаре значение слова труд .
Узнать из энциклопедий, когда возник труд человека.
Найти пословицы о труде.
Провести анкетирование и выяснить отношение к труду своих одноклассников.
Проанализировать, какое значение имеет интеллектуальный труд в жизни школьника.
Собрать информацию о выполнении домашних обязанностей.
В интервью с родителями узнать, какие советы они могли бы дать своим детям.
В сочинениях одноклассников найти высказывания, которые понравились.
Своё исследование мы начали с толкования слова труд.
В толковом словаре слово труд означает:
Целесообразная деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей. Например, умственный труд, физический труд.
Труд – это работа или занятие. Например, тяжёлый труд, получить вознаграждение за труд.
Труд – это усилие, направленное к достижению чего-нибудь. Пример: Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Следующий вопрос: когда и зачем возник труд?
Впервые труд появился в древности. Большая часть времени первобытных людей уходила на поиски пищи. Древнейшие люди питались тем, что давала им природа. Мясо добывали мужчины на охоте. Чтобы укрыться от непогоды люди строили себе шалаши.
В библиотеке мы нашли пословицы о труде, народная мудрость гласит:
Кто трудится, тот голодным не останется.
Труд человека кормит, а лень портит.
Уменье и труд всё перетрут.
Птицу узнают в полёте, а человека в работе.
Без мук труда не будет и радости.
Зеркало человека – его труд.
Обучение не только увлекательно, это ещё и процесс, требующий от каждого человека много усилий и работы над собой. Учение может и должно приносить много радости! Мы провели анкетирование среди учеников нашего класса и выяснили, в какие моменты они испытывают радость от учения.
Радость испытывают 65% учеников, когда справляются со сложной задачей.
Когда не задают домашнее задание, всего лишь 5% учеников радуются.
Хорошим отметкам рады 100%.
Когда учитель рассказывает о чём-нибудь интересном и необычном, испытывают радость 90%.
85% радуются, когда выполняют задания, в которых нужно придумать необычные решения.
Очень рады 100% учеников, когда поняли то, что не могли понять раньше.
100% учеников нашего класса убеждены, что для хорошей учёбы, нужно много трудиться.
Для того чтобы добиться успеха в жизни, нужно много трудиться. Мнение 100% учеников нашего класса.
Вот уже четвёртый год наш главный труд – это учение.
Разве может быть ученье увлекательным? Может! Мы убеждены в том, что если начинаешь ЧТО-ТО делать, нужно делать ЭТО хорошо.
Основная цель нашего учения: умение учиться с любовью, умение с увлечением заниматься любым делом, умение искать и находить интерес в любой деятельности. Человек может сам научиться работать с увлечением!
Могут ли все учебные предметы в школе быть интересными?
Могут! Каждому человеку ОДНИМИ предметами легче увлечься, а для того, чтобы полюбить ДРУГИЕ, требуются определенные старания. Мы приучаем себя ко всем предметам относиться творчески, увлеченно, с уважением.
Можно ли развивать интеллектуальные способности В ШКОЛЕ? Можно!
На уроках мы учимся мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать решения и чётко планировать свои действия .
Мы очень радуемся своим победам в школьных конкурсах. И с нетерпением ждём предметные недели, чтобы проверить и пополнить свои знания.
На внеурочной деятельности мы развиваем творческую активность и познавательные способности.
Мы научились создавать проекты. За 3 года мы уже создали много проектов и творческих работ. Свои проекты мы защищаем в классе, на школьных научно-практических конференциях.
А также свои работы представляем на Сайт «Первое сентября». Фестиваль исследовательских и творческих работ «Портфолио ученика».
С 1 класса мы с удовольствием участвуем в дистанционных олимпиадах. Получаем не только хороший результат, но и развиваем свой ум, смекалку, трудолюбие, самостоятельность и ответственность.
Мы активно участвуем в исследовательской деятельности. Участвуя во Всероссийском конкурсе «Ученик года», мы создали 10 научно-исследовательских работ.
Наши исследовательские работы получают ПРИЗНАНИЕ на районных и областных конкурсах.
Мы твёрдо убеждены, что учение с увлечением - первый шаг к будущей ОТВЕТСТВЕННОЙ, СЕРЬЁЗНОЙ ЖИЗНИ, полной смысла и радости.
Следующий этап нашего исследования. Проанализировав свой учебный день, неделю, год, мы пришли к выводу, что кроме учебного труда мы вовлечены в трудовые дела нашего класса, школы. Мы занимаемся творчеством на внеурочной деятельности, ухаживаем за комнатными цветами, поддерживаем порядок в классе, участвуем в субботниках, благоустройстве территории вокруг школы.
Ещё мы трудимся дома, у всех учеников нашего класса есть домашние обязанности, с которыми мы с удовольствием справляемся.
В ходе интервью наши родители посоветовали:
Уважайте труд людей!
Наблюдайте за взрослыми, как они выполняют работу. Берите пример!
Любую работу нужно делать от начала и до конца.
Главное в работе – набраться терпения.
Найди себе увлечение, хобби. Например, шитьё, рукоделие, вышивание и др. Это развивает терпение.
Определи для себя посильное дело по дому.
Планируй свой день. Не забывай в распорядке дня оставить место для выполнения домашних обязанностей.
Чередуй работу и отдых.
Не берись за непосильную для тебя работу.
Если что-то не поучается, попроси помощи.
Трудиться – всегда пригодится!
Нам было интересно мнение наших одноклассников о труде. Вот, что они считают:
Беделов Имам считает: «Труд – главное в жизни человека».
По-мнению Русовой Вики: «Каждый человек должен трудиться».
Родина Виолетта считает: «Любой труд надо ценить и уважать, ведь слаще всех трудов – плод человеческого труда».
Вот мнение Уваровой Арианы: «Трудиться нужно честно и добросовестно».
Филатова Диана подметила: «Когда трудишься с любовью и желанием, это доставляет радость. Разгадка долголетия в труде».
Вершкова Алиса по праву считает: «Труд позволяет человеку добиться поставленных целей, стать успешным и счастливым».
Эйсфельд Ваня говорит так: «В наше время, чтобы хорошо жить, надо хорошо и много трудиться».
В ходе проведённого исследования мы пришли к выводу:
Если к своему труду отнестись добросовестно, ответственно, приложить волевое усилие, терпение, усидчивость, то обязательно получится результат.
Гипотеза, что труд имеет важное значение в нашей жизни, подтвердилась.
Мы уверены в том, что, если человек много трудится, он в жизни многого добьётся.
Спасибо за внимание!
Желаем всем здоровья и творческих успехов!
«Труд» и «творчество»
Указанные процессы за последние 150-200 лет принципиально изменили структуру ВВП развитых стран в вещественном, отраслевом и профессиональном аспектах. Изменилась и структура населения. Если в прошлом веке более 2/3 населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне, то в настоящее время их доля не превышает 1/3. Преобладающая часть населения развитых стран - это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, предприниматели и т.д. Как показывают расчеты, именно те, кто занят преимущественно творчеством, созданием нового, вносят наибольший вклад в увеличение национального богатства развитых стран.
Результаты творческой деятельности зависят от способностей к данному виду творчества, а также от ряда психологических и социальных факторов: увлеченности работой, ее важности, условий и т. д. Наиболее эффективна творческая работа, которая выполняется по вдохновению.
В древнеиндийском эпосе "Махабхарата" это выражено так; "Судьбы наивысшей был жрец удостоен, Жрецу подчинялся с охотою воин, Тому и другому служили умельцы, И люди торговые, и земледельцы, А им угождали покорные шудры. Таков был закон стародавний и мудрый".
Для тех, кому даны творческие способности, сам процесс творчества составляет наиболее приятную часть жизни. Однако творчество - это не только удовольствие, но и очень тяжелая работа. Блестящие идеи и образы подготавливаются днями, а иногда годами упорных поисков и размышлений. Как писал В. Маяковский, "поэзия - та же добыча радия; в грамм добыча, в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды". Словосочетание "рабочее время" для ученого, писателя, композитора не имеет смысла. Идеи и образы могут появиться в любое время, в том числе во сне. Занятия наукой и искусством определяют не столько профессию, сколько образ жизни.
Понятия "труд" и "творчество" нередко противопоставляются. Так, В. Иноземцев пишет: "Наиболее принципиальный мотив творческой деятельности - стремление индивида реализовать себя в свободной, независимой от внешних материальных условий активности" . Этот мотив, несомненно, существует, однако он редко может быть реализован и, что более важно, не отражает сути и значения творчества.
Природа творческого процесса нам не известна. Весьма вероятно, что лучше всего она выражена словами Гайдна: "Это не от меня, это свыше!" Так композитор выразил свой восторг при рождении одной из мелодий оратории "Сотворение мира". Смысл восклицания Гайдна близок тому, что писал Платон тысячелетием ранее в диалоге "Пир": "...Гении представляют нечто среднее между богом и смертным. - Каково их назначение? - Быть истолкователями и посредниками между людьми и богами.... Пребывая посредине, они заполняют промежуток между теми и другими, так что Вселенная связана внутренней связью".
Далее творчество он определяет следующим образом: "...творчество - понятие широкое. Все, что вызывает переход из небытия в бытие, - творчество, и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех создателей - их творцами".
Биографии выдающихся ученых (И. Ньютона, А. Пуанкаре, А. Эйнштейна, Д. И. Менделеева и др.) свидетельствуют о том, что интуитивная сторона творчества в науке важна не менее, чем в искусстве. Моменты рождения принципиально новых научных идей могут сопровождаться состояниями, близкими к религиозному экстазу.
Как видно из приведенных характеристик творчества, его цель состоит не столько в самовыражении, сколько в создании новых идей, образов, методов, представлений и т. д. И эта цель никогда не была и в обозримом будущем не может быть "не зависимой от внешних материальных условий", особенно в науке, технике, медицине и других сферах. Так, плоды творчества ученых, изобретателей, художников, писателей, артистов составляют в развитых странах значительную часть национального богатства. Произведения науки и искусства активно участвуют в экономическом обмене. Пушкин выразил это афоризмом: "не продается вдохновенье, но можно рукопись продать".
Таким образом, в экономическом аспекте творчество следует признать одним из видов труда, который, разумеется, имеет свои психологические особенности (как и любой другой вид труда).
Наряду с различными видами творчества важную роль в развитии цивилизации играет деятельность, направленная на духовное совершенствование человека. В этой сфере образ жизни имеет еще большее значение, чем в науке и искусстве.
Современная экономическая теория все большее внимание уделяет комплексному исследованию затрат времени человека, включая обеспечение материальными благами, учебу, воспитание детей, отдых, общение, сон и т. д. Такой подход характерен, в частности, для лауреата Нобелевской премии Г. Беккера по теории распределения времени.
Между теми, кто занят в материальном производстве, в науке, искусстве, духовной сфере, осуществляется прямой или косвенный обмен результатами деятельности как через систему рынков, так и через государственные и общественные организации, т. е. все рассмотренные виды труда так или иначе участвуют в экономическом обмене, устанавливающем степень полезности для различных людей и периодов времени.
Из рассмотренных представлений о сущности и видах труда следует, что при анализе понятия "труд" необходимо выделять два основных аспекта: содержание и мотивы. Первый - это усилия человека по преобразованию ресурсов природы" в потребительские блага, второй - силы, побуждающие человека трудиться.
Таким образом, нужно дать следующее рабочее определение: Труд - это процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага, осуществляемый и (или) управляемый человеком, либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.
Что касается удовлетворения, получаемого от процесса труда, которое оговаривается в приведенном выше определении Маршалла, то оно существенно зависит от доли творчества в данном виде деятельности, ее целей, условий осуществления, а также от индивидуальных особенностей работника. Чем больше удовлетворения получает человек от процесса труда, тем больше в нормальных социальных условиях пользы и предприятию и обществу.
Тема открытого урока по обществознанию в 5А «Труд и творчество».
Цель урока: дать представление о том, какое значение имеет творческое начало в ходе трудовой деятельности;
объяснить причины появления творчества у людей; охарактеризовать виды творчества;
раскрыть значение понятий творчество, ремесленник, мастер.
Планируемые результаты:
предметные: учащиеся научатся выделять характерные черты трудовой деятельности человека; объяснять смысл понятий мастер и ремесленник, связь слов творчество, творец, творение; систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблицы;
метапредметные: обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления;
личностные: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и успехе группы, коллектива.
Оборудование : проектор, презентация, корзина с цветами, рабочие листы
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока: (Заставка (СЛАЙД 1)
Организационный момент (приветствие гостей, проверка готовности класса к уроку) (1 минута)
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Учитель: На партах у вас лежат солнышки. Одно грустное, одно веселое. Поднимите то солнышко, которое соответствует вашему настроению. Значит, домашнюю работу вы все поняли, и мы перейдем к повторению.
II .Преемственность обществоведческого учебного материала: взаимосвязь пройденного материала с новыми знаниями. (4 минуты)
Учитель: (СЛАЙД 2.)
1. Что же такое труд?
2. Чем деятельность человека отличается от животных?
2. Составить синквейн со словом «труд».
III . Мотивационно-целевой этап
Давайте подумаем, какие качества необходимы для составления синквейна?
(ответы детей) (СЛАЙД 3)
Вы называли слова выдумка, фантазия, воображение . А каким одним словом можно назвать эти понятия?
(ответы детей предполагают «творчество»)
Учитель: А теперь запишем на рабочих листах тему нашего урока. Это тайный шифр. Кто догадается, какое предложение зашифровано?
«ТУРД И ЧЕСТВОТВОР» (СЛАЙД 4)
«ТРУД И ТВОРЧЕСТВО» (СЛАЙД 5)
Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Как вы думаете на какие вопросы нам предстоит ответить?
(ответы детей)
План урока: (СЛАЙД 6)
1.Мастер и ремесленник
2. Что такое творчество?
3.Взаимосвязь труда и творчества
Что же нам важно выяснить на сегодняшнем уроке? Чему будем учиться?
(ответы детей)
Проблемный вопрос: Почему важно связывать между собой труд и творчество?
Учитель: Правильно. Труд и творчество неразделимы. Каждое дело надо делать с любовью и творчеством.
IV . Работа по теме урока
Дети, издревле существовала такая группа людей, занимающаяся особой трудовой деятельностью - ремеслом. Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: а) домашнее ремесло - в условиях натурального хозяйства; б) ремесло на заказ - в условиях разложения натурального хозяйства; в) ремесло на рынок. С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Издавна человечество знало такие ремёсла, как:
Кузнечное
Гончарное
Плотницкое
Столярное
Портняжное.
Людей, которые занимались ремеслом называли ремесленниками.
Найдите, пожалуйста, на с.83 в разделе «Мастер и ремесленник» ответ на вопросы:
1.Какого человека в настоящее время мы можем назвать ремесленником?
2. Какое еще значение имеет слово «ремесленник»? (СЛАЙД 7)
Учитель: А как мы назовём ремесленника, создающего самые лучшие творения, считающиеся знаменитыми произведениями искусства, шедеврами, эталонами, образцами изделий?
Это слово у нас зашифровано на доске:
М_ _ _ _Р. (МАСТЕР)
Ученик: Это слово «МАСТЕР».
Учитель : Кто же такой мастер?
(Ответ ученика)
Учитель: Давайте посмотрим на с. 83 общую характеристику понятия «МАСТЕР». (Читаем определение) (СЛАЙД 8)
Учитель: Путь к мастерству лежит через ремесленную деятельность. В Средние века человек, после того как заканчивал обучение какому-либо мастерству, отправлялся в странствия. Он путешествовал по городам, общался с людьми, наблюдал за их жизнью, оттачивал свое мастерство. Через несколько лет человек возвращался в свой город и сдавал экзамен на звание мастера.
Рассмотрите иллюстрации на стр.84 учебника.
Как вы думаете какие предметы сделал ремесленник, а какие мастер?
Объясните, почему вы так думаете?
А теперь обратимся к рубрике «Путешествие в прошлое» на стр.87. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: (СЛАЙД 9)
Содержание легенды: Жил когда-то мастер Нестор, построивший без единого гвоздя удивительной красоты деревянную церковь Преображения на острове Кижи в Онежском озере. В начале XVIII века, когда Россия утверждалась на берегах Балтийского моря и становилась морской державой, мастер возвел праздничную, жизнерадостную, ни на что не похожую двадцатидвухглавую церковь. Она так естественно вписывалась в окружающую природу, что, казалось, плыла над водой, упиралась куполами в голубое небо, пела, рассказывала всем о таланте русских строителей. Церковь радовала глаз и восхищала. Она звучала как торжественный гимн русскому народу. И вот, закончив работу, мастер бросил свой топор в озеро и сказал: «Не было, нет и не будет такой!» А вот имя свое запечатлеть для истории не пожелал: не расписался на своем творении.
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ:
Чему учит эта древняя легенда?
ОТВЕТ УЧЕНИКА:
Легенда учит тому, что любое творение рук человеческих нетленно и будет жить в веках; что труд великого талантливого мастера будет оценён не только современниками, но и потомками. Все гениальные творения людей, живших в различные исторические эпохи, являются золотым фондом сокровищницы мировой цивилизации.
VI . Ребята, чем больше человек знает и умеет, тем интереснее и разнообразнее его труд. Чем бы ни занимался, работая человек, он создаёт творения, под которыми мы подразумеваем результаты его трудовой деятельности. А как известно, именно от слов «творение» (существительное), «творить» (глагол) происходит слово «творчество».
Давайте попробуем сейчас найти разные определения понятия «творчество »:
- Ксюша будет корреспондентом и проведет опрос среди наших гостей на тему «Что такое творчество?» - Рома найдет это понятие в Интернете.
- Арина поработает с толковым словарем и найдет это определение.
Всем остальным ребятам я предлагаю выполнить задание на листочках. Используя разные источники информации, я выписала несколько определений творчества. Они перед вами на листе. Прочитайте внимательно все определения и выберите то, которое вы считаете наиболее полным. Объясните почему.
Творчество –
- создание новых ценностей;
- деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее;
- создание чего-то нового не только для одного человека, но и для других;
- это особый взгляд на мир.
(Поводим итоги)
Давайте на с.78 прочитаем определение понятия «ТВОРЧЕСТВО».
Обсуждение с учащимися притчи:
– Что ты делаешь?
–
– Деньги зарабатываю.
– Строю собор!»
Вопросы для беседы.
Как вы понимаете притчу?
Предполагаемый ответ : каждый труд воспринимает по-разному: для кого-то это тяжелое занятие, а для кого-то это радость жизни, творчество)
Учитель: Какие творческие профессии знаете вы?
(ответы учащихся) (СЛАЙД 10)
Учитель: Творчество бывает художественное, научное, техническое, педагогическое.
Ученые доказали, что творческие способности есть у каждого. Но у кого они развиты больше, у кого-то меньше. От чего это зависит?
Учитель: Представьте, что вы ученые, исследующие факторы, влияющие на развитие творческих способностей.
1 и 2 группы подберут понятия, которые способствуют развитию творческих способностей;
3 и 4 группы подберут понятия, которые сдерживают развитие творческих способностей;
Учитель: Подведем итоги:
- 1 и 2 группы:
1) смелость, независимость, свобода
2) терпение и трудолюбие
3) любопытство, тяга к новому
4) самообразование
5) врожденный талант.
-3 и 4 группы:
1) неуверенность в себе и своих способностях
2) страх критики
3) привычка делать как все.
Учитель: Тот, кто нашел себя и занимается любимым делом, становится счастливее.
Можете ли вы привести примеры своего творческого опыта, пусть и не очень значимого, в самых разных делах?
Какие чувства вы испытывали?
(ответы учащихся)
Учитель: А сейчас немного отдохнем.
V. Физкультминутка.
Ветерок спросил, пролетая: (руки вверх – машем руками)
От чего ты, рожь, золотая? (разводим руки в стороны)
А в ответ колоски шелестят: (руки вверх – машем руками)
Золотые руки растят! (движение кисти)
Учитель: О каком человеке можно сказать: «У него золотые руки»? (СЛАЙД 11)
Предполагаемый ответ: Золотые руки у того, кто умело, профессионально выполняет ту работу, за которую берется. Первоначально золотые руки – это руки, которым нет цены, настолько они искусны в каком-либо деле.
А знаете ли вы, чем в свободное время занимаются ваши учителя, мамы, папы? Есть ли у них какие-то увлечения? Вот у Ксюши мама – парикмахер.
Выступление Ксюши о профессии мамы.
А у Оли вся семья творческая
Выступление Оли о своей семье
Учитель: А теперь возвращаемся к вопросу, который мы озвучили в начале урока. Попробуем на него ответить.
Проблемный вопрос: Почему важно связывать между собой труд и творчество?
(работать честно, с удовольствием, радоваться результатам труда, приносить пользу другим…)
(ответы учащихся)
VII Домашнее задание
Подготовить сообщение «Я и мое увлечение». Расскажите о той работе, которую вы делаете с удовольствием, творчески.
А теперь мы с вами немного поработаем.
У вас на столе цветная бумага, из которой нужно сделать цветы.
Практическая работа.
Учитель: У нас получился замечательный букет, который вы можете подарить и себе за творческую работу, и гостям и на 23 февраля, и на 8 марта.
Ребята, вы сегодня работали хорошо. Оля, Ксюша, …… у вас сегодня «5». Я попрошу всех сдать свои листы с ответами для оценки ваших работ.
VII Рефлексия
Учитель: А сейчас вспомним про наше солнышко. Если вам тема урока была понятна, вы все усвоили, вам понравилось работать на уроке, поднимите веселое солнышко. Если что-то не поняли, если вам было грустно, поднимите грустное солнышко.
Мне приятно было с вами работать. Урок окончен. До свидания.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рабочий лист урока.
Задание 1 . Составить синквейн со словом «ТРУД».
1. ТРУД
2._____________, _____________
3. _____________, _____________, _____________
4. ________________________________
5. ____________.
Задание 2 . Тема урока:________________________
Задание 3 . Записать слово зашифрованное на доске.
М___ ___ ___ ___ Р.
Задание 4 . Прочитайте внимательно все определения и выберите то, которое вы считаете наиболее полным. Подчеркните определение, которое вы выбрали. Объясните почему.
Творчество –
Это создание новых ценностей;
Это деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее;
Это создание чего-то нового не только для одного человека, но и для других;
Это особый взгляд на мир.
Задание 5 . Прочитать притчу:
«Однажды прохожий увидел, как по дороге несут тяжёлые камни группа людей. Подошёл он к одному и спросил:
– Что ты делаешь?
– Не видишь, занимаюсь тяжёлой, никому не нужной работой.
С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:
– Деньги зарабатываю.
А третий на этот же вопрос ответил:
– Строю собор!»
Вопросы для беседы.
Как вы понимаете притчу?
Кто из этих работников, на ваш взгляд, является человеком творческим?
Задание 6 . Представьте, что вы ученые, исследующие факторы, влияющие на развитие творческих способностей.
1 и 2 группы подберут и запишут понятия, которые способствуют развитию творческих способностей:
__________________________________________________________________ .
3 и 4 группы подберут понятия, которые сдерживают развитие творческих способностей:
__________________________________________________________________
Методическая разработка профориентационного урока учителя обществознания МОУ «СОШ №29 г. Йошкар-Олы» Березиной Аллы Алексеевны
Предмет: обществознание
Класс: 6
Тема: «Труд и творчество» (§ 13 - УМК под редакцией Боголюбова Л.Н., Л.Ф. Ивановой, допущено Министерством образования и науки РФ, М. Просвещение», 2008)
Цель урока: ввести учащихся в понимание сущности человеческой деятельности и процесса
творчества.
Задачи :
1) формирование представлений о роли труда в жизни человека;
сравнить работу человека и «работу» животных, труд ремесленника и мастера;
выяснить разницу между ремесленником и мастером;
2) расширить представления о личностных качествах, необходимых для освоения желаемой
профессии;
3) познакомить с востребованными творческими профессиями 21 века в России
4) формирование умений вести дискуссию, рассуждать и воспитывать толерантное отношение к другим мнениям.
Оборудование: компьютер, проектор
Эпиграф к уроку:
Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас. К. Ушинский
II . Изучение нового материала
Ребята! Вам, наверное, приходилось наблюдать за работой муравьёв в муравейнике, или паука плетущего паутину, или птиц, вьющих себе гнезда весной. Выходит, что животные тоже трудятся? Как вы думаете, труд животных и птиц похож ли на труд человека? Слайд 2
Найдите в тексте учебника, в чем отличие труда человека от труда животных Слайд 3
Животные не могут думать, как они будут работать; - инстинкт
Не ставят цель при работе; - нет цели
Какие орудия труда они будут использовать; - не использует средств труда
Не умеют планировать работу; - не планируют
Определить, сколько времени понадобиться на выполнение работы - не задумываются о сроках, времени.
Таким образом, животные выполняют одну и ту же работу, необходимую для его жизни (для выживания)
Что же необходимо животным для жизни:
Пища (разыскивает);
Заготавливает корм;
Строит жилище (нору или гнездо).
Итак, э тому их никто не учит, все эти умения переходят им по наследству от родителей (всё это они выполняют инстинктивно), т. е. они уже рождаются с умением выполнять отдельные действия. Животное не умеет планировать.
А что характерно для труда человека?
Планирование;
Создаёт новые машины и механизмы;
Совершенствует всё вокруг себя.
Какова цель деятельности человека?
Удовлетворение своих потребностей. Большая часть людей выполняет работу для удовлетворения физиологических потребностей. Для этого им достаточно строго выполнять требования к выполняемой работе. Их работа будет характеризоваться следующим образом - работа по образцу. Таких людей в древности называли ремесленниками. Ремесленник - человек, владеющий ремеслом,умеющий делать полезные вещи.
Обратимся к словарю, ремесло - слайд 4
Владение искусством изготовления определенных видов вещей, наличие соответствующей профессии.
Требующая специальных навыков работа по изготовлению каких л. изделий ручным, кустарным способом
Таким образом, ремесло - это деятельность человека по производству различных важных и нужных предметов для жизни .
Не всегда ремесленник старается что-то изменить в своих изделиях. Ему важно сделать этих изделий побольше и продать. И сегодня можно видеть на рынках множество одинаковых деревянных и пластиковых поделок, игрушек.
Но люди не останавливаются на достигнутом, они постоянно всё совершенствуют, т. е. придумывают всё новые и новые машины, дома, компьютеры, сотовые телефоны, одежду и многое другое.
Как вы думаете, почему?
Удовлетворение престижных потребностей, потребность в самореализации.
Каким образом человек может самореализоваться в работе?
Проявив фантазию, воображение - проявив творчество.
Что же такое творчество?
Творчество - это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.
А как можно назвать человека который проявляет в работе творчество?
Мастер - человек, достигший высокого мастерства (искусства) в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные.
Кого мы можем назвать людьми творческих профессий?
Писателей, поэтов, артистов, художников, композиторов. Правильно, каждая их работа рождена фантазией и воображением, новизной, не похожа на предыдущую. У каждого человека свой характер, настроение и каждый мастер отражал эти особенности в этих предметах. Хотятворчество можно проявить в любом занятии. Если человек придумал что-то новое, интересное и полезное, он проявил себя как творец.
Давайте познакомимся с самыми востребованными творческимипрофессиями 21 века в России.
1. Web-дизайнер Средняя зарплата: 36690 руб. (слайд 5)
Полностью урок можно скачать в начале страницы
Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта
В презентации отражены вопросы: 1. Трудовая деятельность человека. 2. Мастер и ремесленник. 3. Что такое творчество. 4. Творчество в искусстве.
Презентация поможет учителю организовать занятие, а также поможет учащимся, которые не могли присутствовать на уроке, изучить тему самостоятельно.
Презентация разбита на 2 части из-за веса файла, их можно соединить или использовать автономно.
https://accounts.google.com
Труд и творчество Урок 22
Трудовая деятельность человека. Чем труд челове -ка отличается от деятельности жи-вотных?
Ж ивотное выполняет всегда одни и те же дей-ствия. Это условные и безусловные рефлек-сы, данные природой. Подробнее о них ты уз-наешь на уроках биологии. Н и одно животное не создаёт чего-то нового. Н и одно животное не думает заранее, как оно будет работать, какую цель поставит, какие средства подберёт для её достижения, ско-лько времени на это понадобится. Т о есть животное не умеет планировать свою работу. Планирование – черта деятельности человека.
Ч еловек учится трудиться. Ч еловек исполь-зует природные материалы, умеет созда-вать для своей деятельности различные ма -шины и ин- струменты. Л юди постоян -но изменяют то, что создано.
Мастер и ремесленник Ремесленником назы-вают человека, владе-ющего ремеслом. Ремесло – это деятель- ность человека по про- изводству различных важных и нужных предметов. Б ыть ремесленником – значит заниматься ка-ким-то ремеслом.
Г лавное отличие труда ремесленника от труда на заводах и фабриках – труд обыч -но ручной. С реди ремесленников много мастеров, трудом которых восхищаются. Мастер – человек достигший высокого мас-терства (искусства) в своём деле. Он вкла-дывает в свой труд смекалку, творчество, делает уникальные предметы.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Труд и творчество Урок 22
План урока: 1. Трудовая деятельность человека. 2. Мастер и ремесленник. 3. Что такое творчество. 4. Творчество в искусстве.
Что такое творчество Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного челове -ка, но и для других. В ыдумка, фантазия, воо-бражение неотделимы от творчества. Т ворчество отличает дея-тельность очень многих лю-дей – учёных, писателей, художников, музыкантов и многих других.
Творчество в искусстве. У меешь ли ты не только смотреть, но и ви -деть, т.е. замечать среди броских, ярких объектов удивительно красивое, но не брос -кое? У меешь ли ты не только слушать, но и слы-шать, т.е. понимать красоту музыки или ус- лышать захватывающий полёт звуков среди многообразия набора звуков? П ро людей, у которых есть и зрение, и слух, но не развито умение чувствовать красоту окружающего мира, говорят: «У них нет чув-ства красоты».
У чись удивляться красоте и наслаждаться красотой. Е сли ты ещё не умеешь этого, не мешай другим наслаждаться произведениями ис-кусства. И скусство требует от человека умения тво-рить, создавать прекрасное.
З аполните пропуски букв и восстанови те слова: _ _ _ ец Ш катулка для хранения драгоценностей. _ _ _ _ ец С оздатель, автор. _ _ _ _ ец П остройка мастера-архитектора. _ _ _ _ _ ец П охвала за то, что ты выполнил(а) задание. Давай повторим главное Л а р Т в о р Д в о р М о л о д
Домашнее задание: § 10, сс. 81-89, З адания в рабочей тетради: №№ 1-3, сс. 51-53.
Несколько слов для учителя: Курс подготовлен к УМК: Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2012. Рабочая тетрадь: Л.Ф.Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012. Методическое пособие: Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение: гражданин, общество, государство»: 5 кл.: Пособие для учителя/Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградник, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2003. При разработке Презентаций использовалась Рабочая тетрадь по обществоведению: 5 класс/ А.С. Митькин.- М.: Экзамен, 2012. В презентациях использованы иллюстрации из открытого банка иллюстраций Яндекс и Гугл: https://yandex.ru/images / ; https:// www.google.ru/imghp
floritus.ru - Бизнес. Маркетинг. Персонал. Финансы