Бизнес-аналитик: творческая профессия для перфекционистов. Чем занимается бизнес-аналитик

Приветствуем вас, Друзья/Товарищи/Будущие коллеги!

В последнее время профессия аналитика в сфере разработки программного обеспечения (в дальнейшем будем писать ПО, дабы аббревиатура не вызывала у вас недоумения, когда вы наткнётесь на неё на специализированных сайтах) стремительно набирает популярность среди представителей не только IT-сферы, но и «неайтишных» специальностей. Студенты, молодые специалисты, работники со стажем – многие проявляют страстный интерес к загадочному и интригующему словосочетанию «бизнес-аналитик». И у всех на уме главный вопрос: как им стать ? Мы запускаем цикл статей для начинающих аналитиков, цель которых – рассказать вам о бизнес-анализе, помочь определиться с выбором и подсказать, в каком направлении двигаться дальше. Не так давно и авторы статьи стояли на перепутье, и, если бы не опытные люди рядом, готовые подсказать, разъяснить и дать бесценный совет, они не стали бы теми, кем стали – бизнес-аналитиками.

Сегодня мы поговорим о профессии аналитика, качествах, которыми должны обладать аналитики, а также очертим плюсы и минусы этого ремесла.

Итак, кто же такой аналитик? Наиболее простое и близкое к ИТ определение: аналитик – это промежуточное звено между заказчиком программного продукта (а также будущими его пользователями) и его разработчиками. Представьте, что вы решили построить дом и наняли для этого бригаду гастарбайтеров из недалеких солнечных стран. Какова вероятность того, что, объясняя им суть ваших пожеланий, вы не потратите себе нервы, стараясь донести до них мысль, что то, что они делают, не есть «красиво и удобно»? А как вы отреагируете на их заявления типа «вам конвектор в полу нужен»? Несомненно, вы, в конце концов, найдете с ними общий язык. Но теперь представьте, что в индустрии разработки ПО специализированный сленг/понятия/принципы построения систем в разы сложнее и объемнее, а программисты зачастую проявляют гораздо больше нежелания вас понимать и общаться с вами обыденным человеческим языком (извиняйте, читающие нас программисты; вы не все такие:)). Вот тут-то и приходит на помощь этот самый аналитик. Международный Институт Бизнес-Анализа (IIBA , International Institute of Business Analysis) определяет бизнес-аналитика как профессионала, который «понимает проблемы и возможности бизнеса в контексте требований и рекомендует решения, позволяющие организации достичь своих целей.»

На практике, суть работы аналитика может варьироваться в зависимости от роли аналитика на проекте. Наиболее часто встречающиеся разновидности IT-аналитиков это:

1. Бизнес-аналитик (Business Analyst, BA) – как правило, это специалист, занимающийся изучением и моделированием конкретной предметной области. Другими словами, он должен выяснить пожелания заказчика, проанализировать их, дополнить при необходимости, оформить определённым образом (построить модели, задокументировать хотя бы общие пожелания клиента) и передать команде разработки. BA – лицо команды, общительный, тактичный, легко находящий общий язык с заказчиком. Технические знания (или, пользуясь модным нынче словом, бэкграунд) бизнес-аналитику совсем не обязательны, гораздо важнее – знание языка заказчика и особенностей его культуры.
2. Системный аналитик (System Analyst, SA) – аналитик, значительно более приближенный к команде разработки, чем БА; специалист, который должен транслировать команде высокоуровневые требования к ПО, полученные от бизнес-аналитика, в виде детальных функциональных требований к системе, естественно, на языке команды разработчиков. Зачастую ему приходится также предлагать конкретное техническое решение и проектировать архитектуру системы.
3. Аналитик требований (Requirements Analyst, RA) – нечто среднее между BA и SA. В официальной классификации ЕКСД РБ эта должность отсутствует, однако во многих западных теориях RA присутствует как специалист, который отвечает за извлечение, анализ, документирование и моделирование требований, т.е., упрощенно, за написание спецификаций требований для их дальнейшей передачи разработчикам. В отличие от BA, аналитику требований недостаточно просто выяснить высокоуровневые требования – он еще отвечает за разработку детального описания проектируемой системы. В то же время, RA не обязательно обладать глубокими знаниями в IT и разрабатывать архитектуру системы, так как для этого среди программистов есть выделенные архитекторы и проектировщики систем.

Большинство аналитиков в любой аутсорсинговой компании в нашей стране (то бишь, компании, занимающейся разработкой ПО под заказ) – это именно аналитики требований . Редкая фирма в наших условиях может позволить себе держать «чистого» бизнес-аналитика, который хорошо разбирается в какой-то одной предметной области, плюс держать его в постоянных командировках, поближе к «телу заказчика». К тому же загрузить такого аналитика работой хотя бы на 80% будет весьма проблематично, в то время как затраты на его содержание довольно значительны. Хотя, стоит все же отметить, что такие компании и такие аналитики у нас есть. Что же касается системных аналитиков, то без наличия BA в штате они имеют мало смысла, за исключением случаев, когда попадается заказчик с бизнес-аналитиками со своей стороны или же заказчик-профессионал, знающий и умеющий донести до команды свои «хотелки» (да-да, далеко не все заказчики точно знают, чего хотят).

Ну что, заинтересовались? Тогда поехали дальше. Итак, основные качества/навыки идеального аналитика (обратите внимание, что некоторые качества – врожденные, в то время, как другие – развиваемы, причем какие-то быстро, а какие-то довольно долго):

1. Аналитический склад ума (да неужели? у аналитика? спасибо, кэп:)). Это способность к анализу или, другими словами, умение раскладывать информацию по полочкам и выстраивать логические цепочки. Это один из характерных стилей человеческого мышления. Аналитический склад ума присущ не каждому от рождения, но развить в себе аналитические способности может любой из нас, так что не отчаиваемся.
2. Способность подмечать детали, внимательность и системное мышление. С одной стороны эти качества характерны для человека с аналитическим складом ума, но все же это отдельные навыки, или даже привычки, которые можно и нужно в себе развивать.
3. Коммуникабельность и коммуникативность, а именно:
- умение слушать и слышать.
- умение выражать свои мысли четко и ясно.
- умение устанавливать и налаживать контакты и связи с другими людьми.
4. Знание IT и основ разработки ПО (так называемый, технический бэкграунд).
5. Знание иностранного языка (чаще всего английского) в плане письменного и устного применения. Отечественный аутсорсинг, в основном, направлен на зарубежные страны. Естественно, в уникальных ситуациях, когда вы знаете, что будете всю свою профессиональную карьеру строить исключительно на взаимодействии с русскоязычными заказчиками, можете смело игнорировать данный пункт.
6. Обучаемость. Причем обучаемость не только на этапе обучения. Аналитику в принципе важно и нужно постоянно совершенствоваться, «прокачиваться» в той или иной области, следить за новыми технологиями, инструментами и подходами, фильтровать потоки информации.
7. Креативность.

Мы не зря отметили, что это качества идеального аналитика. В жизни вы вряд ли встретите человека, обладающего этими качествами/навыками с рождения или получившего их в полном объеме в школе или университете. Их придется развивать и развивать. Скажем больше: по мере продвижения по карьерной лестнице (а об этом мы еще будем писать), вам придется развить и приобрести дополнительные навыки, не менее сложные и интересные.

Не нужно забывать о том, что у каждой профессии есть как достоинства , так и недостатки . И если о достоинствах вы, скорее всего, наслышаны, ведь не зря вас потянуло в бизнес-анализ, то о недостатках можете и не знать. Но для целостности картины мы приведем и то, и другое.

Почему вам может понравиться работа бизнес-аналитика:

Это интересно:) (конечно не всегда, конечно в зависимости от компании и проекта, но всё же…)
- работа связана с постоянным общением (в отличие от разработчиков и тестировщиков у аналитика не получится весь день сидеть перед монитором, и это, на наш взгляд, прекрасно)
- разнообразие видов деятельности (здесь вам и общение, и анализ информации, и документирование, и дизайн, и решение проблем, и управление командой, и проведение лекций – и это еще не все)
- возможности роста вширь и вверх (при наличии желания, естественно)
- материальная сторона вопроса
- возможность посетить другие страны и все вытекающие отсюда плюшки.

Почему вам может не понравиться работа бизнес-аналитика:

Это скучно(: (опять-таки, зависит от специфики проекта и компании – иногда вам придется заниматься однообразной и рутинной работой, либо работой, которая вам не по душе)
- необходимость общаться (точнее, вам волей-неволей придётся общаться, причем, в большинстве случаев, не только на русском, плюс периодически делать публичные выступления)
- необходимость переключаться между различными видами деятельности и, по мере прогресса, между несколькими абсолютно разными по своей природе проектами
- необходимость принятия решений и несения ответственности за свои решения.

Мысль уловили? Здесь всё сугубо индивидуально, плюс очень многое зависит от того, где вы будете работать (в какой компании/с какими заказчиками/с какой командой/на каком проекте/в какой предметной области).

На этом мы, пожалуй, закончим вводную лекцию. Надеемся, что эта статья была полезна или, как минимум, позволила вам в очередной раз удостовериться, что вы находитесь на своём месте. Начинающим аналитикам мы бы посоветовали проанализировать весь поток информации, решить, действительно ли вы хотите стать бизнес-аналитиком, и, тем самым на шаг приблизиться к вашей заветной цели. В следующих статьях мы поговорим о том, какие есть варианты «входа» в индустрию, как готовиться к собеседованиям, поговорим также о самообразовании, дадим много полезных ссылок и разъяснений, плюс расскажем о дальнейших шагах для тех, кто уже стал аналитиком, но еще носит гордую приставку junior.

Всех призываем активно отписываться и делиться мыслями и опытом по написанному выше!

P.S. Почувствовали уверенность, что хотите стать бизнес-аналитиком или подтянуть свои знания в этой области? Добро пожаловать на

Бизнес-аналитики в IT помогают руководителям принимать верные и обоснованные решения. Благодаря бизнес-анализу можно корректировать стратегию развития и работы с системой на основе понятных аргументов и конкретных данных. Именно поэтому IT-компаниям нужны хорошие бизнес-аналитики. О специфике профессии, задачах, сфере ответственности и о том, как стать бизнес-аналитиком мы сегодня беседуем с Евгенией Шпильной, преподавателем курсов и тренингов по бизнес-анализу.

Евгения, для чего нужен бизнес-анализ IT-компаниям?

Важнейшая задача бизнес-анализа - сопоставить состояние существующих процессов с потребностями заказчика и предложить варианты оптимизации текущих процессов и/или организации новых процессов в соответствии с задачами бизнеса. Все предлагаемые варианты тщательно прорабатываются аналитиком, взвешиваются все “за” и “против”, по возможности предоставляются экономические обоснования каждого решения.

Расскажите, как Вы пришли в профессию, с чего начинали?

Я училась на IT-направлении в университете (Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем) . До последнего курса была уверена, что стану разработчиком. Во время обучения нам рассказывали, как в целом проходит процесс разработки, какие сотрудники участвуют. В том числе говорили о задачах аналитика. Эта сфера меня очень заинтересовала. После получения диплома мне нужно было выбрать, чем заниматься дальше. К тому времени стало понятно, что в разработку я не пойду, оставались аналитика и тестирование. Я выбрала аналитику, потому что профессия отчасти творческая. Нужно придумывать идеи, прорабатывать решения, все раскладывать по полочкам.

Сначала я работала стажером, затем техническим писателем и системным аналитиком. Так я достигла должности бизнес-аналитика, постепенно развивая необходимые компетенции и навыки

В чем отличия между бизнес-анализом и системным анализом?

По сути разница между бизнес-анализом и системным анализом состоит в уровне проработки требований к продукту, к автоматизированной системе. Бизнес-аналитик работает с бизнес-требованиями, а системный - в области системных требований. Но где граница между этими двумя видами требований, каждая компания определяет сама. Задачи бизнес-аналитика в одной компании могут пересекаться с задачами системного аналитика в другой.

На схеме представлены уровни проработки требований к автоматизированной системе. Как правило, нижний блок системных требований находится в компетенции системного аналитика, а верхний, с бизнес-требованиями, - сфера бизнес-аналитика. Как распределить остальные требования между системным и бизнес-анализом, решается индивидуально в каждой компании. Четкой границы здесь нет.

Разработка требований к программному обеспечению, Карл И. Вигерс

Почему тогда проводят черту между бизнес-анализом и системным анализом, нужно ли ее проводить?

Черту проводят именно из-за основной сферы, с которой работает аналитик. Это может быть бизнес (процессы, люди, цели, показатели) или система. Имеется в виду автоматизированная система, т.е. некое приложение, которое позволяет пользователю достигать определенных целей. В то же время в рамках всего процесса это могут быть только промежуточные цели. Если проект небольшой, нет смысла разделять задачи и брать двух аналитиков в компанию, в таком случае сможет справиться один специалист. Чем крупнее проект, тем больше вероятность, что нужно разделять задачи.

Какими знаниями и навыками нужно обладать, чтобы стать бизнес-аналитиком?

Так как мы говорим о бизнес-анализе в IT, желательно иметь какой-то IT-бэкграунд. Как минимум, знать основные возможности технологий и различия между ними. Нужны навыки, связанные с анализом - умение собирать данные, анализировать, делать выводы.

Среди бизнес-аналитиков есть и те, кто раньше не работал в IT, но уже в процессе познакомился с методологиями разработки.

Еще нужны внимание к деталям и желание разобраться в проблеме, способность наглядно и понятно выражать свои мысли, хорошие коммуникативные навыки (умение активно слушать, задавать вопросы). Важна способность работать с большим объемом информации, ответственность и, пожалуй, склонность к перфекционизму. Если узнали себя в этом психологическом портрете, бизнес-анализ вам подходит.

А какие требования предъявляют к бизнес-аналитикам работодатели?

Обычно это высшее образование (информационные технологии или математика), потому что именно такие направления, как правило, выбирают люди с аналитическим, структурным мышлением. Но в некоторых компаниях востребован опыт в их отрасли. Например, если компания работает в области медицины, может потребоваться медицинское образование. Что касается навыков аналитика, работодателя может заинтересовать опыт сбора и описания требований (Vision, Use-Cases, User Stories, SRS), выявления и документирования бизнес-процессов, моделирования бизнес-процессов. Пригодится также опыт создания прототипов пользовательских интерфейсов. Именно об этих моментах мы будем достаточно много говорить на курсе. Я подробно расскажу, зачем нужен каждый процесс, с чего начать, на что обратить внимание.

Также в требованиях вакансий можно встретить знание инструментов моделирования (MS Visio, ARIS, Enterprise architect, Bizagi и др.), знание инструментов прототипирования интерфейсов (Balsamiq, Axura и др.), знание нотаций моделирования (UML, IDEF, BPMN и др.). О том, какие инструменты выбрать, мы тоже поговорим на курсе, будут и практические домашние задания. В деталях изучить софт можно самостоятельно,

Не стоит сосредотачиваться на конкретных программах. Чем выше квалификация специалиста, тем меньше он зависит от инструментов.

Сколько времени нужно, чтобы стать высококвалифицированным специалистом?

Это зависит от самого человека. Нужно потратить 10 000 часов практики, чтобы стать профессионалом в какой-то области, а это примерно 5-6 лет работы. Если все это время уделять углубленному изучению выбранной сферы, то 5 лет более чем достаточно, чтобы стать экспертом. Правда, стоит помнить, что бизнес-анализ, как и все направления в IT, не стоит на месте. Всегда нужно следить за трендами, узнавать новости, постоянно учиться.

Какие карьерные перспективы ожидают аналитиков?

Это может быть горизонтальный рост: углубление в специализацию, переход в системный анализ, анализ данных. Или вертикальный рост: смещение в управление, работа руководителя отдела, менеджера проекта, менеджер продукта.

С чего можно начать, чтобы стать бизнес-аналитиком?

Можно начать с должности технического писателя, помощника бизнес-аналитика, стажера. Или можно начать с тестирования, но путь может оказаться длиннее. Если вы собираетесь стать бизнес-аналитиком, но на такие вакансии пока претендовать не получается, попробуйте устроиться на позицию, где есть возможность поработать с аналитиками.

На мы изучаем, какие скиллы нужны для успешной работы, смотрим, как добиться успеха в каждом из направлений. Курс дает хороший вектор для дальнейшего развития.

Почему стоит пройти курс в IT-Академии, ведь можно самому учиться, узнавать все о профессии?

Курс не похож на университетские лекции. Занятия проходят в небольших группах, и это всегда диалог, двусторонний формат. Можно задать преподавателю-эксперту вопросы, которые действительно интересуют, оперативно получить ответ, пообщаться с коллегами. Это ценный опыт.

Начните с книг: Карл И. Вигерс, Джой Битти “Разработка требований к программному обеспечению”, Алистер Коберн “Современные методы описания функциональных требований к системам” и другие. Много полезных материалов для аналитиков на сайтах analyst.by , habrahabr.ru , uml2.ru .

Что посоветуете тем, кто хочет работать аналитиком в IT?

Профессия бизнес-аналитика творческая, в то же время предполагает большую ответственность. Нужно не бояться этого. И, конечно, всегда развиваться, смотреть, что происходит вокруг, учиться новому.

Приглашаем вас на , где вы сможете узнать больше о профессии и попробовать свои силы на реальных кейсах из практики преподавателя. А получить более полные знания можно на . Ждем вас!

Хотите узнать секреты самой многогранной профессии, испытать себя на практике и найти применение своим аналитическим способностям? Наши эксперты бизнес-анализа точно знают, что вам для этого нужно. Подробный рассказ о курсе Business Analysis Education в NIX Solutions, “жизненное” описание профессии, полезные советы и отзывы студентов в нашей статье.

История обучающего курса для бизнес-аналитиков в NIX Solutions началась в 2012 году - именно тогда был проведен первый набор. С тех пор каждый год курс открывает свои двери для новых желающих стать БА, а программа обучения дополняется и обновляется.

Кто такой бизнес-аналитик?

Прежде чем рассказать о курсе, давайте разберемся, кто же такой бизнес-аналитик. Классическое определение из BABOK Guide v3, своду знаний по БА от IIBA , звучит так:

бизнес-аналитик - это лицо, внедряющее изменения (changes) в бизнесе путем определения потребностей (needs) и рекомендации решений (solutions), которые обеспечивают ценность (value) для заинтересованных лиц (stakeholders).

Простыми словами - бизнес-аналитик должен глубоко понять проблему, с которой пришел клиент, и помочь придумать ее оптимальное решение. В IT-сфере под решением проблемы мы понимаем разработку программного продукта, где роль аналитика - придумать, как продукт будет решать проблемы пользователей и приносить выгоду клиенту, и описать это решение в виде требований понятным для команды разработки языком.

Бизнес-анализ для меня - самая интересная специальность в айти.

Прежде всего - благодаря большой доли творчества - часто мы не только выявляем требования, но и создаем их, дополняем и улучшаем идею клиента. Мы придумываем внешний вид системы и внутреннюю схему данных, продумываем сценарии взаимодействия компонентов и модулей.

Вторая причина - возможность поучаствовать как в зарождении проекта, так и увидеть результат его внедрения на рынке. Мы помогаем сейлз-менеджерам глубоко проработать предложение клиентам и выиграть проект, первыми стартуем работу над проектом. В ходе проекта мы являемся живой базой знаний по проекту, плотно взаимодействуем с командой, участвуем в планировании и бдим, чтобы каждая взятая задача была полезна пользователям и выгодна клиенту. И в финале мы видим, как результат нашего с клиентом творчества воплощается в рабочий продукт, который решает задачи пользователей и обретает популярность.

Из этого всего следует еще одна причина любить эту специальность - разносторонность работы аналитика. Мы понемногу сейлз-менеджеры, дизайнеры, архитекторы, менеджеры проекта, маркетологи и психологи, занимаемся как бизнес-уровнем, так и техническими деталями, в равной степени работаем с документами и с людьми - никогда не заскучаешь и всегда найдешь, куда развиваться дальше!

Евгений, BA эксперт NIX Solutions

Для кого предназначен этот курс?

Курс Business Analysis Education рассчитан на тех, кто всерьёз интересуется бизнес-анализом, но еще не имеет практического опыта в данном направлении. Зато почитал Вигерса, представляет процессы разработки ПО по RUP, Scrum, Kanban, знает в общих чертах, как работает интернет и вебсайты, мобильные приложения и облачные сервисы и, конечно же, уверенно говорит и грамотно пишет на английском языке.

Тот, кто выбрал направление бизнес-анализа, должен уметь мыслить критически - проверять любую входящую информацию и задавать вопрос «зачем», логически - оперировать фактами и гипотезами, причинами и следствиями, и системно - видеть, как определенное действие повлияет на общую картину и стратегию, почему оно произошло и что делать дальше.

Программа курса объемна и требует глубокого вовлечения в процесс обучения, потому занятия проходят в формате 40 часов в неделю в офисе компании и длятся 2 месяца. Такой формат подойдет:

  • Студентам старших курсов. Мы идем навстречу студентам и помогаем составить график с учетом важных занятий в вузе;
  • Работающим на смежных с бизнес-анализом вакансиях в IT-сфере и не только и желающим сменить специальность.

До того, как попасть на стажировку, у меня были лишь теоретические знания в бизнес-анализе. Программа обучения помогла не только расширить познания в интересной мне сфере, но и закрепить их на практике.

Пожалуй, главный плюс в стажировке - это общение с опытными аналитиками, которые всегда помогут разобраться в возникшей проблеме, подтолкнут к верному решению, исходя из собственного опыта.

Во время обучения скучать не приходилось: каждый пройденный модуль позволял открыть для себя что-то новое, а кураторы подкидывали пару-тройку практических задач, над которыми пришлось поломать голову. Но это однозначно того стоит, ведь с каждым новым днем чувствовалось, что багаж знаний увеличивается, как, впрочем, и желание расти и развиваться дальше.

Света, выпускница Business Analysis Education и Junior BA NIX Solutions

Чему обучают на курсе?

На курсе вас научат всем необходимым навыкам для работы по вакансии, начиная с высокоуровневого бизнес-анализа идей клиентов, постепенно проходя этапы составления видения проекта, feature-листов, моделей структур данных и процессов, проектирования интерфейсов, и заканчивая полноценным оформлением технического задания в вики-системе. Практика деловой переписки, устных интервью и командной работы.

Каждая тема содержит блок теории (статьи, видео, лекции) и практическое задание со своими сроками и критериями качества. Сдав задание, стажёр получает доступ к следующему модулю или занимается обработкой фидбеков по предыдущему.

Упор делается на полноту и актуальность даваемого набора навыков. Ведь только освоив все многочисленные техники и современные инструменты, можно стать хорошим аналитиком и суметь провести проект от изначальной идеи до внедрения и коммерческого успеха.

По выполнению каждого задания стажёр получает оценки, которые и сформируют его итоговую успеваемость. С самыми успешными проводится собеседование на вакансию в компании.

Самое важное и интересное в курсе - это максимальная приближенность к реальным задачам. В ходе стажировки ведётся работа над реальным проектом, взятым из практики компании. По окончании обучения каждый стажёр получает готовый пакет документов, который можно было бы отправить реальному заказчику и команде разработки для реализации качественного продукта.

Стажировка превзошла все мои ожидания, так как помимо написания документации нас ещё научили выявлять стейкхолдеров, выстраивать дружественный мобильный и web интерфейс, задавать правильные вопросы заказчику, и делать это ПРАВИЛЬНО (тут отсылка к soft skills), и ещё много безумно интересных штук. Я настолько прокачалась, притом в разных направлениях, что в голове не сразу укладывается, что за два месяца можно столько узнать. Нам дали обучающий проект, и мы выясняли всевозможные требования, чтобы написать качественную спецификацию. Это было почти как боевое крещение. Также очень понравилось, что курс проводили аналитики, которые уже были на реальных проектах и знают, зачем нам те или иные знания.

Марина, выпускница Business Analysis Education и Junior BA NIX Solutions

Чему учатся наши студенты

  • проводить первичный анализ бизнес-идеи клиента;
  • формулировать Vision проекта и составлять Vision and Scope документ;
  • проводить интервью и задавать правильные вопросы клиентам;
  • проектировать программное решение идеи клиента в нотациях UML, BPMN;
  • определять необходимый и достаточный перечень функций будущей системы;
  • продумывать удобные и функциональные пользовательские интерфейсы сайтов и мобильных приложений, создавать динамические прототипы;
  • подбирать оптимальный способ описания требований в зависимости от типа функционала и оформлять SRS в вики-системах;
  • работать с нефункциональными требованиями.

Два месяца обучения прошли довольно быстро, но каждый день я узнавал очень много новой информации. Забегая вперед могу сказать, что в реальных проектах мне пригодились все знания, которые я получил в ходе стажировки, а это подтверждает, что в программу включено только самое нужное и важное.

Вся программа была поделена на модули, каждый из которых курировал отдельный аналитик, так что в течение двух месяцев мы успели познакомиться практически со всем отделом и увидеть разные индивидуальные подходы решения задач. Ребята относились к нам тепло и с удовольствием рассказывали истории из повседневной практики и всякие забавные моменты, связаные с работой аналитика.

Приятным сюрпризом оказалось приглашение на новогоднюю вечеринку NIX Solutions, о которой можно написать отдельную статью.

В целом, от практики остались положительные воспоминания и много полезной информации. Большое спасибо команде аналитиков за такую отличную программу обучения!

Даня, выпускник Business Analysis Education и Junior BA NIX Solutions

Что нужно, чтобы попасть на обучение

  • заполнить на сайте;
  • получить приглашение на тестирование и успешно его пройти;
  • в ходе устной беседы продемонстрировать нашим экспертам знания теории разработки требований к ПО, хороший английский, аналитические способности и желание стать бизнес-аналитиком;
  • и получить приглашение на курс Business Analysis Education в NIX Solutions!

Программа профессиональной переподготовки в области интеллектуальной обработки данных, управления требованиями к проектируемым информационным системам, стратегического бизнес-анализа. Программа обучения охватывает все основные аспекты деятельности специалистов по системному и бизнес-анализу: выявление круга заинтересованных лиц, сбор бизнес требований, анализ объекта автоматизации, моделирование и оптимизация бизнес-процессов, анализ требований к системе, построение моделей, формирование требований к информационной системе, интеллектуальная обработка данных для поддержки принятия управленческих решений в организации с применением современных методов и инструментальных средств.

Для желающих повысить свой статус, поменять профессию, приобрести новые знания в удобное для себя время, а так же получить престижный диплом ведущего университета.

Программа разработана на основе международного свода знаний в сфере бизнес-аналитики BABOK (Business Analysis Body of Knowledge), а так же с учетом требований российского профессионального стандарта «Системный аналитик » (Утвержден Приказом Минтруда России № 809н от 28.10.2014).

В настоящее время подобных программ на образовательном рынке России нет.

Программа реализуется с 2011 года.

За это время прошли обучение несколько сотен человек из Челябинска, Сахалина, Волгограда, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Владивостока, Тулы, Брянка, Владимира, Кирова, Перьми, Уфы, Томска, Казани,Тамбова, Белгорода, Смоленска, Москвы и других городов.

Форма обучения: заочная (дистанционная)
Срок обучения по программе: 8 месяцев
Выдаваемый документ: диплом установленного образца Высшей школы экономики о профессиональной переподготовке. Диплом дает право на ведение профессиональной деятельности в сфере бизнес-аналитики
Начало занятий: 05 июня 2019 года
Прием документов: до 25 мая 2019 года
Условия поступления: - лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование;
- лица, получающие профильное (техническое, экономическое, управленческое) высшее образование.
Стоимость 136 000 рублей. Оплата производится частями. Минимальный платеж - 1 раз за 2 месяца.

Подайте заявку на обучение

Цель реализации программы:

  • формирование системных знаний и компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере бизнес-анализа, и позволяющих осуществлять управление требованиями к программному обеспечению, интеллектуальную обработку данных для поддержки принятия управленческих решений в организации с применением современных методов и инструментальных средств моделирования бизнес-процессов и обработки данных.

Главная задача обучения по программе – не прохождение тестирования по дисциплинам, путем заучивания учебного материала, а получение слушателями навыков управления данными, формирования требований к проектируемым ИС, моделирования бизнес-процессов реальной компании путем выполнения контрольных домашних заданий c помощью консультаций от практиков-экспертов.

Структура и содержание программы

Эксперты подчеркивают, что сегодня все больше нужны специалисты широкого профиля, умеющие анализировать бизнес компании в целом, а не отдельных ее подразделений и компетентные как в области бизнеса, так и ИТ. Они должны уметь оценить ситуацию в бизнесе «с высоты птичьего полета», обосновывать принятие управленческих решений на основе интеллектуального анализа данных, и столь же важно глубокое понимание технологических особенностей потенциальных решений. Хорошо понимая терминологические различия между языком ИТ и языком бизнеса, бизнес-аналитик выступает в роли «переводчика» для установления контакта с ИТ-департаментом или внешним поставщиком программного продукта или ИТ-сервиса, на базе которых будет реализовываться решение бизнес-проблемы.

Планируемые результаты обучения: В результате освоения программы слушатели должны:

  • обосновывать управленческие решения, оценивать их возможные последствия и нести за них ответственность;
  • выявлять и прогнозировать основные направления использования современных ИКТ для управления эффективностью бизнеса;
  • знать методы стратегического анализа и планирования;
  • описывать, моделировать и оптимизировать бизнес-процессы компании;
  • разрабатывать и применять экономико-математические модели для обоснования принятия управленческих решений;
  • применять инструментальные средства моделирования социально-экономических процессов;
  • знать особенности процесса управления изменениями в организации при доработке ИТ-решений;
  • иметь представление об основных методах анализа бизнес-требований;
  • уметь разрабатывать бизнес-требования к ИТ-решениям;
  • уметь проектировать ИТ-решения на основе анализа бизнес-требований;
  • знать современные подходы к моделированию и анализу предметной области организации;
  • знать и уметь применять стандарты, своды знаний, корпоративные методики в области проектирования информационных систем;
  • уметь выбирать методику и технологию проектирования в соответствии с особенностями проекта;
  • проводить обследование деятельности объекта автоматизации;
  • применять специализированные формализованные языки и нотации для описания моделей.

Программа разработана ведущими преподавателями НИУ ВШЭ и практиками-экспертами, имеющими большой опыт практической работы и обучения взрослых людей.

Для качественного освоения материала имеет значение, как состав, так определенная последовательность изучения дисциплин.

Для задания необходимой логики изучения, а также приобретения практических навыков, программа разбита на четыре блока с соответствующими контрольными практическими заданиями:

1) Стратегический и финансовый анализ

1. Стратегический менеджмент.

2. Финансовый анализ.

3. Финансы для ИТ-менеджеров.

4. Основы бизнес-планирования.

5. Основы бизнес-аналитики.

Контрольное домашнее задание 1.

2) Алгоритмические и инструментальные средства бизнес-аналитики

7. Введение в аналитику больших массивов данных.

8. Алгоритмы интеллектуальной обработки больших объемов данных.

9. Моделирование бизнес-процессов.

10. Оптимизация бизнес-процессов.

Контрольное домашнее задание 2.

3) Системный анализ и проектирование ИС

11. Информатизация предприятия.

12. Анализ требований к автоматизированным информационным системам.

13. Проектирование информационных систем.

14. Применение ГОСТ 34 в проектах создания современных автоматизированных систем.

15. Архитектура предприятия.

Контрольное домашнее задание 3.

4) Дополнительные дисциплины

16. Гибкая процессная методология Agile.

17. Процессы анализа и управления рисками в области ИТ.

18. Google Analytics.

Выпускная аттестационная работа

Особенности заочного (дистанционного) обучения

Материалы дисциплин представлены в виде видеофильмов или электронного текста.

Возможность обучения 24ч 7 дней в неделю: обучение и контроль знаний происходят полностью дистанционно в любое время суток и в любой стране мира. Для обучения слушателям нужны только компьютер и доступ в интернет.

Индивидуальный подход к слушателям. В процессе обучения слушатели смотрят, слушают или читают лекции. Каждый слушатель получает необходимые консультации и поддержку персонального куратора.

Гибкий график. Слушатель сам задаёт темп образовательному процессу, ориентируясь исключительно на себя и свою загруженность, а также распорядок дня.

Контроль знаний проводится после изучения каждой темы (лекции) и после завершения изучения каждой дисциплины. Это необходимое условие аттестации. Только этим задается определенная очередность изучения материала.

Большая практическая работа слушателя, с использованием информации, бизнес-процессов компании, в которой он работает. Для освоения полученных теоретических знаний и применения их на практике, по каждому блоку дисциплин слушатели выполняю контрольное домашнее задание. КДЗ – это письменная работа, в которой слушатели раскрывают выбранную тему, при желании используя реальную информацию своей практической деятельности. Или тема КДЗ может иметь аналитический аспект. Выполняется КДЗ под руководством научного руководителя, назначаемого из преподавателей и экспертов ВШБИ НИУ ВШЭ.

ТЕМА КДЗ формулируется слушателем самостоятельно, и согласуется с руководителем. Слушатель имеет возможность, используя современные средства коммуникаций, задать вопросы руководителю, получить консультацию и обратную связь о результатах выполненной работы.

Выполненные в процессе обучения КДЗ, могут составить основу выпускной аттестационной работы. Выпускная работы выполняется слушателем по выбранной им тематике самостоятельно под руководством научного руководителя. Как правило, тема выпускной работы связана с практической деятельностью слушателя.

Основа такого дистанционного обучения – самостоятельная работа под руководством научного руководителя.

Для планирования времени, необходимого на освоение программы, рекомендуется следующий график: изучение дисциплин каждого блока, соответствующего тестирования и выполнения домашнего задания, планируется два месяца:

Блок «Стратегический и финансовый анализ» необходимо изучить и пройти соответствующую аттестацию за первый и второй месяцы обучения.

Блок «Алгоритмические и инструментальные средства бизнес-аналитики» необходимо изучить и пройти соответствующую аттестацию за третий и четвертый месяцы обучения.

Блок «Системный анализ и проектирование ИС» необходимо изучить и пройти соответствующую аттестацию за пятый и шестой месяцы обучения.

Седьмой и восьмой месяцы обучения отводятся на самостоятельное изучение дополнительных дисциплин и подготовку выпускной аттестационной работы.

Защита выпускной аттестационной работы может проводиться очно в ВШБИ или, по желанию слушателей, дистанционно.



Что еще почитать