Виды управленческих решений. I

ВВЕДЕНИЕ

КАРЬЕРА: СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ЦЕЛИ

ТИПЫ И ВИДЫ КАРЬЕРНОГО ПУТИ

1 Типы карьерного пути

2 Виды карьеры

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Любой человек планирует свое будущее, основываясь на своих потребностях и социально-экономических условиях. Нет ничего удивительного в том, чтоб он желает знать перспективы служебного роста и возможности повышения квалификации в данной организации, а также условия, которые он должен для этого выполнить. В противном случае мотивация поведения становится слабой, человек работает не в полную силу, не стремиться повышать квалификацию и рассматривает организацию, как место, где можно переждать некоторое время перед переходом на новую, более перспективную работу.

Актуальность выбранной темы состоит в необходимости совершенствования процесса управления карьерой в организации, что обусловлено ситуацией в отрасли, современным состоянием кадрового вопроса, проблемой рационального использования кадрового потенциала, а значит - новыми требованиями, которые организации выдвигают к своим сотрудникам и которым необходимо соответствовать.

В этой работе я хочу показать, как человек планирует свое будущее (карьеру), основываясь на своих потребностях и социально-экономических условиях. Нет ничего удивительного в том, что он желает знать перспективы служебного роста и возможности повышения квалификации в данной организации, а также условия, которые он должен для этого выполнить. В противном случае мотивация поведения становится слабой, человек работает не в полную силу, не стремится повышать квалификацию и рассматривает организацию как место, где можно переждать некоторое время перед переходом на новую, более перспективную работу.

Целью контрольной работы является изучение карьеры в зависимости сферы деятельности.

1. КАРЬЕРА: СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ЦЕЛИ

Карьера - результат осознанной позиции и поведения человека в трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.

Должностной рост - изменение должностного статуса человека, его социальной роли, степени и пространства должностного авторитета.

Профессиональный рост - рост профессиональных знаний, умений и навыков, признание профессиональным сообществом результатов его труда, авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности.

Деловая карьера - поступательное продвижение личности, связанное с ростом профессиональных навыков, статуса, социальной роли и размера вознаграждения .

Деловая карьера - поступательное продвижение человека в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, достижение известности, славы, обогащения. Например, получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, большего количества денег. Деловая карьера - это не только продвижение по службе. Можно говорить о карьере как о роде занятий, деятельности. Например, карьера менеджера, спортивная карьера, военная карьера, артистическая карьера, карьера домохозяек, матерей, учащихся. Жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на деловую карьеру, является частью карьеры. Деловая карьера начинается с формирования субъективно осознанных собственных суждений работника о своем трудовом будущем, ожидаемом пути самовыражения и удовлетворения трудом. Иначе говоря, карьера - это индивидуально осознанная позиция и поведение индивида, связанные с трудовым опытом и деятельность на протяжении рабочей жизни человека.

Цели деловой карьеры - цели, которые ставит перед собой человек при поступлении на работу и организация, принимая его на рабочее место. Нанимающемуся необходимо уметь реально оценивать свои деловые качества, соотнести свои деловые качества с теми требованиями, которые ставит перед ним организация, его работа. От этого зависит успех всей его карьеры. Правильная самооценка своих навыков и деловых черт предполагает знание себя, своей силы, слабостей и недостатков. Только при этом условии можно правильно поставить цели карьеры.

Целью карьеры нельзя назвать область деятельности, определенную работу, должность, место на служебной лестнице.

Цели деловой карьеры имеют более глубокое содержание и проявляются в причине, по которой человек хотел бы иметь эту конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей.

Цели деловой карьеры могут быть следующие: заниматься видом деятельности или иметь должность, соответствующую самооценке и поэтому доставляющую моральное удовлетворение; получить работу или должность в местности с природными условиями, благоприятно действующими на состояние здоровья и позволяющими организовать хороший отдых; занимать работу или должность, усиливающую ваши возможности и развивающую их; иметь работу или должность творческого характера; работать по профессии или занимать должность, чтобы достичь определенной степени независимости; иметь хорошо оплачиваемую работу или должность или работу, позволяющую одновременно получать большие побочные доходы; иметь работу или должность, позволяющую заниматься воспитанием детей или домашним хозяйством.

Цели деловой карьеры меняются с возрастом, а также по мере того, как меняемся мы сами, с ростом нашей квалификации и т.д. Формирование целей деловой карьеры - постоянный процесс.

Планирование карьеры работника представляет собой организацию его продвижения по ступеням должностного и квалификационного роста, помогающую ему развить и реализовать профессиональные знания и навыки в интересах фирмы.

В деятельности службы управления персоналом по планированию карьеры работников происходит наиболее гармоничное совмещение интересов и целей фирмы (гарантирование вложений в подготовку работников, обеспечение их лояльности интересам фирмы, уменьшение текучести, эффективное использование) с индивидуальными интересами и целями самих работников (удовлетворение потребностей в самоуважении и признании, в достижении независимости). Это позволяет сформировать продуктивные и устойчивые отношения между ними. Потому работа по планированию карьеры строится на индивидуальном подходе к возможностям профессионального продвижения и роста.

Организация работы по планированию и реализации карьеры работников включает:деловой карьера планирование

ознакомление работников с имеющимися в фирме возможностями продвижения в виде программ обучения и консультаций по индивидуальным планам повышения квалификации;

регулярное информирование и консультирование по открывающимся в фирме возможностям обучения и вакантным местам;

разработку программ поддержки и психологического консультирования, противодействующих кризисам карьеры;

перемещение работников по трем направлениям:

)продвижение вверх по ступеням квалификационного или служебного роста;

) горизонтальное перемещение (ротация);

) понижение.

Хорошо организованная работа во всех сферах управления персоналом, позволяющая фирме не только обеспечивать себя квалифицированными работниками, но и строить на этой основе целостную политику подготовки и продвижения работников внутри фирмы, получила название внутрифирменного рынка труда.

Создание внутрифирменного рынка труда позволяет фирме в определенной мере быть независимой от колебаний внешнего рынка трудовых ресурсов. Однако формировать такой рынок в полном объеме, как правило, могут позволить только крупные корпорации, имеющие возможности ориентироваться на сохранение и развитие потенциала каждого сотрудника и создающие для этого условия. Основной задачей, которую решает организация внутрифирменного рынка труда, является сохранение накопленного в фирме опыта и квалификации, предотвращение их утечки и страхование вложений в подготовку работников.

Условием эффективности внутрифирменного рынка труда становится непрерывное обучение и повышение квалификации работников, позволяющие планировать и строить их продвижение в фирме. В учебных центрах, создаваемых для этого, проводится разветвленная и тщательно организованная работа по целому ряду направлений:

совершенствование горизонтального перемещения кадров, создание целевых рабочих групп и комитетов в целях обмена опытом и информацией;

расширение бригадных форм работы («кружков качества» и т.п.) в целях реализации рационализаторских предложений и создания новой продукции;

пересмотр трудовых функций работника с усилением его ответственности за результаты, обогащение труда и т.п.

К недостаткам внутрифирменного рынка труда можно отнести ослабление конкуренции работников, так как при решении вопросов их продвижения основным критерием является не индивидуальные характеристики, а стаж работы в фирме .

2. ТИПЫ И ВИДЫ КАРЬЕРНОГО ПУТИ

2.1 Типы карьерного пути

Многогранность и сложность явления карьеры отражается и в многообразии ее видов, разнообразии ее подходов к ее типологизации. Для классификации видов карьеры можно выделить множество различных оснований, признаков, критериев.

По признаку индивидуальной профессионализации.

С точки зрения индивидуальной профессионализации можно выделить профессиональную и должностную (внутриорганизационную) карьеру.

Для профессиональной карьеры характерно преобладание в трудовой деятельности человека профессиональной специализации, работа, преимущественно, в одной предметной профессиональной области, достижение им и признание профессиональным сообществом результатов его труда, авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности. Как правило, профессиональная карьера человека складывается в организации, и часто бывает так, что профессиональные достижения создают предпосылки для формирования внутриорганизационной карьеры или должностной карьеры в организации.

Должностная карьера отражает изменение преимущественно должностного статуса государственного служащего, его социальной роли, степень и пространство должностного авторитета в организации. Это перемещение, как по вертикали, так и по горизонтали должностной структуры в организации.

По направлениям движения работника в структуре организации.

По направлениям движения работника в структуре организации существуют следующие типы карьеры:

вертикальная карьера предполагает подъем на более высокую ступень структурной иерархии. Чаще всего карьеру отождествляют именно с этим видом.

горизонтальная карьера представляет собой перемещение работника в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (выполнение роли руководителя временной целевой группы и др.). Так же горизонтальная карьера- это карьера специалиста.. Совокупность должностей, соответствующих данному типу карьеры, называют параллельной карьерной лестницей и подчеркивают ее альтернативность служебной лестнице. Служащий приобретает статус высококлассного специалиста, выполняет все более ответственные поручения, пользуется доверием и уважением коллег и начальства, имеет более высокий уровень заработной платы.

под центростремительной карьерой понимают движение к руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные ему ранее встречи, совещания как формального, так и неформального характера; получение доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, важные отдельные поручения руководства .

властная карьера связана либо с формальным ростом влияния в организации посредством движения вверх по иерархии управления, либо с ростом неформального авторитета работника в организации;

квалификационная карьера предполагает профессиональный рост, движение по тарифной сетке той или иной профессии;

статусная карьера - это увеличение статуса работника в организации, выражаемое либо присвоением очередного ранга за выслугу лет, либо почетного звания за выдающийся вклад в развитие фирмы;

монетарная карьера - это повышение уровня вознаграждения работника, а именно: уровня оплаты труда, объема и качества предоставляемых социальных льгот.

Классификация по характеристикам протекания процесса карьерного развития

Тип процесса дает, информацию о его возникновении, направленности и внутренней организованности, его внешних связях, взаимодействиях и взаимопереходах по отношению к другим процессам. На начальном этапе исследования модели карьерного процесса целесообразна его типизация, по форме отражая направленность и последовательность уровня жизнедеятельности человека.

По характеру протекания.

По характеру протекания выделяют такие типы процессов:

при линейном типе развитие происходит равномерно и непрерывно;

нелинейный тип характеризует движение, осуществляющееся скачками или прорывами;

иногда наблюдается сходство процессов, но при этом они различаются уровнем сложности, в данном случае можно сказать, что процесс развивается по спирали.

как частный случай данных типов выделяют застой (стагнацию), стадию отсутствия каких-либо существенных изменений в карьере.

По степени устойчивости, непрерывности.

По степени устойчивости и непрерывности. оправдано деление карьеры на устойчивую и неустойчивую, прерывистую и непрерывную.

По возможности осуществления.

потенциальная карьера - лично выстраиваемый человеком трудовой и жизненный путь на основе его планов, потребностей, способностей, целей. Она может влиять на поступки, поведение человека, может быть реализована полностью, частично или вовсе не реализована.

реальная карьера это то, что человеку удалось реализовать на протяжении определенного времени, в определенном виде деятельности, в конкретной организации.

По времени осуществления.

Приведу некоторые из видов карьер по времени их осуществления:

Нормальная карьера - постепенное продвижение человека к вершинам должностной иерархии в соответствии с постоянно развивающимся его профессиональным опытом. Предел этого должностного развития обусловлен уровнем его профессиональной некомпетентности. Продолжительность карьеры в среднем равна продолжительности активной трудовой деятельности человека (около 40 лет).

Скоростная карьера характеризует стремительное, но все же последовательное должностное продвижение по вертикали организационной структуры. По времени эта карьера в два-три раза меньше продолжительности нормальной карьеры. Это, как правило, карьеры одаренных, выдающихся личностей. Если для нормальной карьеры средняя продолжительность пребывания в должности составляет 3-5 лет, то при скоростной 1-3 года.

«Десантная» карьера - спонтанное замещение, как правило, руководящих должностей организационной структуры. Необходимость и длительность пребывания на замещаемой должности обусловлена разными причинами: потребностью оказания практической помощи и укрепление руководства организации, необходимостью обозначить прохождение должностной позиции для конкретной личности и другие. Люди с такой карьерой всегда готовы занять любую должность и выполнить предписанные указания. Для представителей такой карьеры важен не сам процесс делания чего-либо, а факт замещения должности, так как они отличаются не профессионализмом, а лишь умением присутствовать при должности.

типичная карьера - достижение вершин профессионализма, признания в профессиональном сообществе, занятие высшего должностного статуса в организационной структуре связано с воспроизведением полного цикла профессиональной жизни человека и последовательным изменением должностного статуса в организации .

По направленности происходящих изменений различают:

Идеальная форма карьерного процесса - его развитие по восходящей. Это - прогрессивный тип карьерного процесса. Каждая последующая стадия изменения в нем отличается от предыдущей более высоким уровнем способностей и возможностей жизнедеятельности. Она включает в себя достигнутые ранее результаты и подготавливает необходимость более поздней стадии. Происходящие при этом изменения необратимы, поскольку каждое действие имеет последствия, уходящие в будущее, приобретаемые знания и опыт накапливаются.

Кроме того, можно применить типологизацию карьеры по признаку принадлежности к определенной отрасли профессиональной деятельности, определенной профессии.

Редкая карьера обходится без спадов состояний различной деятельности. Характер спада отражается в форме нисходящего движения карьерного процесса. Это регрессивный тип карьерного процесса. Такие спады происходят при несоответствии способностей и активности человека, требованиям его статуса, структурных реорганизациях в сфере деятельности, заболеваниях и проч.

Формы карьерных процессов зачастую претерпевают изменения. Причиной этого являются непрерывные влияния различного рода на человека и общество, в результате которых изменяются направления карьерных процессов, интенсивность их развития, внутренние и внешние соотношения и связи. На отдельных этапах любого карьерного движения могут развиваться все названные формы процессов .

2 Виды карьеры

Самым распространенным заблуждением, касающимся карьерного роста, является убеждение в том, что развитие карьеры возможно только в вертикальном направлении. Большинство из нас представляют карьеру как своеобразную лестницу, где в роли ступеней выступают постепенно повышающиеся должности. Между тем, карьерный рост возможен также и по горизонтали, что подразумевает совершенствование навыков и повышение квалификации без изменения должности.

Обычно развитие карьеры в горизонтальном направлении означает переход в смежные профессиональные области на аналогичные по уровню позиции, при этом уровень дохода может как сохраняться, так и увеличиваться. К примеру, сотрудник отдела маркетинга может перейти в отдел продаж или отдел по работе с партнерами, расширив таким образом сферу своих профессиональных знаний и навыков. Такое «горизонтальное» развитие может стать этапом вертикального роста: узнав все особенности работы смежных отделов, такой специалист может возглавить либо один из них, либо отдел, объединяющий эти функции, но уже в другой компании.

Вертикальное продвижение по карьерной лестнице возможно как внутри организации, так и в другой компании данной отрасли. Многие карьеристы предпочитают второй путь именно потому, что переход на новую работу позволяет получить более высокий рост доходов, чем это возможно в текущей компании.

Однако стоит трезво оценивать свои управленческие знания и умения: если вы можете и желаете и нести на себе бремя ответственности за коллектив, то вертикальный рост для вас. Если же вы предпочитаете получать зарплату не намного меньше, а в некоторых случаях и больше, чем руководитель, но нести ответственность только за результат собственной работы - совершенствуйтесь и развивайтесь в горизонтальном направлении.

Вертикальная карьера - это движение вверх по структурным ступеням иерархии. Вертикальное движение происходит от низших должностей до руководящих постов с соответствующим повышением зарплаты и уровня ответственности. Это классический случай развития - от курьера до директора.

Карьерный взлет наиболее заметен именно в случае вертикального роста, поэтому понятие карьеры чаще всего связывают именно с ним. Строить такую карьеру не обязательно в одной компании, но всегда в одной области. Иногда повышение позиций требует освоения новых навыков и областей, при этом основное направление сохраняется.

Пример классической вертикальной карьеры в, скажем, туристическом бизнесе: курьер одного из офисов, помощник менеджера по работе с клиентами, менеджер по работе с клиентами, старший менеджер, директор офиса и т. д.

Горизонтальная карьера предполагает профессиональный рост сотрудника как специалиста. Это повышение уровня мастерства, увеличение знаний и навыков. А также получение специализированных и уникальных умений, которыми обладает маленькое число людей (или никто), что делает работника весьма ценным и порой незаменимым в своей компании .

Горизонтальная карьера, впрочем как и вертикальная, бывает межорганизационная и внутриорганизационная.

Межорганизационная горизонтальная карьера - это карьера в рамках одной области, но в разных организациях.

Внутриорганизационная горизонтальная карьера охватывает прохождение различных ступеней обучения, развития и профессионального роста работника, с момента поступления его на работу и вплоть до ухода на пенсию в рамках одной компании или организации. Такой тип карьеры распространён в Японии (пожизненный найм).

С продвижением по горизонтали у сотрудника меняются обязанности, заработная плата, расширяется функционал, но положение в структуре, чаще всего, остается прежним. В данном случае понятие непосредственно карьерной лестницы не совсем применимо. Пример горизонтального движения - это повышение в разрядах, научных степенях и пр.

Вертикальный рост возможен в любой сфере. Горизонтальная карьера, чаще всего, - прерогатива творческих профессий (художники, программисты, журналисты, дизайнеры). Далеко не всем интересна административная и управленческая деятельность, многие люди хотят совершенствоваться в выбранной специальности без претензии на кресло начальника.

Второй критерий, по которому можно классифицировать карьерный рост, - это место, где эта карьера делается. Бывают межорганизационная и внутриорганизационная карьера.

Горизонтальная карьера может развиваться в двух направлениях: углубление и расширение. В первом варианте работник будет стараться освоить более сложные формы работы, и в результате сможет выполнять такие операции, которые другим специалистам не по силам. При этом его будут уважать, ценить и руководство, и коллеги по работе. Если работник будет расширять профессиональные возможности, им могут быть освоены смежные профессии, что придаст специалисту независимости от других и универсальности при выполнении работ. Этот путь так же приветствуется руководством и коллегами.

В итоге специалист становится универсальным работником, знакомым со всеми тонкостями производственного процесса в компании, он способен заменить нескольких коллег или даже целый отдел разом. А для руководства это очень выгодно. Кроме того, работник удовлетворяет свои карьерные амбиции, не расталкивая локтями коллег, избегая подковерной борьбы и закулисных интриг.

Горизонтальная карьера может сопутствовать карьере вертикальной. Работа над своим профессиональным развитием, познание всех тонкостей производственного процесса могут стать трамплином для прыжка вверх по карьерной лестнице. Двигаясь по горизонтали, работник расширяет свой профессионализм, становясь, таким образом, более конкурентоспособным на рынке труда.

При построении горизонтальной карьеры открытым остается финансовый вопрос. Любой специалист не сможет получать больше своего руководителя. Выходом для любителей оставаться на одной должности может стать совмещение нескольких должностей одного уровня или фриланс.

Для руководителей есть другой путь - доплаты и поощрения ценных работников. Карьера - это не только новая должность. В понятие карьеры входят и новый статус, и новый проект, которыми займется сотрудник, и, конечно, уровень его оплаты. Банальная ситуация: в вашей компании уже десять лет работает бухгалтер, который великолепно справляется с поставленными задачами. Он не претендует на более высокий пост. Он просто хорошо выполняет свои обязанности. Компании не выгодна его потеря, кроме того, он хранит коммерческие тайны и другие данные. Тут лучше будет придать официальный статус его опыту и квалификации. Он может быть не главным, а старшим бухгалтером и получать доплату за выслугу лет. Ему можно поручить руководство советом коллектива или работу по адаптации молодежи -наставничество. Естественно, это должно оплачиваться дополнительно.

Также бывают ситуации, когда инициативный сотрудник требует развития. Даже если он не говорит об этом напрямую, потребность в росте будет чувствоваться в коллективе. Но в фирме может не оказаться подходящих должностей и вакансий. В любом случае важно сохранить его как рабочую единицу в компании или конкретном подразделении. Важно признать заслуги этого специалиста, оценить его инициативность, креативность, навыки. Нужно оценить его важность для компании, вклад в развитие компании и определить доплату за дополнительную нагрузку.

Ошибки при построении горизонтальной карьеры

. Дополнительные знания и навыки получаются не по профессии. Часто случается, что добиваясь успеха на одной должности, получив всевозможные разряды и категории, работник решает расширить свой профессиональный кругозор. Но при этом получает совершенно не ту профессию или знания, которые необходимы для горизонтального роста. Например, бухгалтер вместо получения диплома финансиста, учится на юриста. Но должность юриста в его компании уже занята. Да и будь она свободна, на рынке труда множество квалифицированных юристов. И, наверняка, руководство компании отдаст предпочтение более опытному специалисту, чем переученному на вечерних курсах бухгалтеру.

. Работа в непрофильной фирме. Юрист, работающий в юридическом агентстве, нотариальной или адвокатской конторе, быстрее добьется профессионального роста, чем юрист, работающий консультантом в дизайнерской фирме. В первом случае у специалиста будет много практики, сложных случаев для разбирательства, возможность получать советы от более опытных коллег. Во втором случае юрист будет единолично тянуть дела компании, разнообразие которых не будет широким. А дополнительных обязанностей по профилю, для горизонтального роста в такой фирме для юриста не будет.

. Отказ от дополнительного образования или боязнь сложностей, связанных с его получением. Любой рост - вертикальный или горизонтальный - связан с личностным развитием и получением знаний. Поэтому не стоит бояться курсов, семинаров, дипломов и сертификатов.

. Игнорирование вертикального роста. В любом случае, если работник хочет расти горизонтально, ему не избежать дополнительной ответственности и обязанностей. А значит, на первых порах ему потребуется и рост вверх - начав трудиться стажером, сложно расти куда-то, кроме как вверх. С такой должности только один путь - специалист, ведущий специалист, главный специалист .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под деловой карьерой понимается продвижение работника по ступенькам служебной иерархии или последовательная смена занятий как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни, а также восприятие человеком этих этапов. Таким образом, карьера имеет как объективную, так и субъективную стороны.

Деловая карьера - поступательное продвижение человека в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, достижение известности, славы, обогащения, например, получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, большего количества финансовых ресурсов.

Управление карьерой дает возможность «вырастить» специалиста или руководителя в стенах своей организации.

Управление карьерой позволяет определить оптимальный путь совершенствования сотрудника, достичь преданности работника интересам организации, более полного раскрытия потенциала сотрудника. Управление деловой карьерой - это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организаций, по планированию, организации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации. Установление четких связей между требованиями, предъявляемыми профессией, и свойствами личности специалиста, выявление лиц, пригодных по своим индивидуально-психологическим качествам к конкретной деятельности, является сегодня одним из основных принципов управления карьерой работников в эффективно работающих организациях.

Сфера деятельности – это выбор труда, работ и услуг включающий в себя разнообразные направления трудовой деятельности в которой выполняются определенные задачи и процессы, направленные на достижение определенных результатов.

В организациях сферой деятельности является определенный вид работ и услуг, предусмотренных уставом включающий в себя разнообразные направления деятельности.

На сегодняшний день существует огромное количество сфер деятельности, начиная от медицины и заканчивая искусством. И от того, занимается ли человек или целая компания «своим делом», зависит процветание, карьера и качество жизни. Сам смысл фразы «сфера деятельности» предполагает какую-либо область труда. По сути, это работы ли услуги, которые предоставляются компаниями, предприятиями, определенными организациями или отдельно взятыми людьми. Но перечень услуг, предоставляемый определенной организацией, обязательно зависит от сферы ее деятельности. Выбрав сферу деятельности, компания или отдельное лицо стремится «занять свою нишу на рынке», и от правильности данного выбора зависит дальнейшее процветание компании или отдельного человека.

Основные виды сфер деятельности

Первая сфера деятельности - политическая, она подразумевает работу в государственных структурах. Люди политики от рождения склонны к манипуляциям, они раскрывают свой потенциал через управления людьми. Они стремятся к власти, реализуя себя через это.

Следующая сфера - это бизнес, которая, в свою очередь, подразделяется на несколько отдельных сфер: коммерческий бизнес, финансовый бизнес, производственный бизнес, посреднический и страховой бизнес. Производственный характеризуется непосредственно производством товаров. Предоставлением услуг и осуществлением разнообразных работ, как правило, занимаются коммерческие организации. Финансовая сфера включает деятельность банков, фондовых бирж и финансовых компаний, осуществляющих операции с ценными бумагами, валютные операции и инвестирование. Люди, занимающиеся в сфере бизнеса - это люди конкретных дел или поступков, для которых результат должен быть выражен в материальной форме и быть конкретным и ощутимым. Они стремятся к захвату все большей доли рынка и открытию постоянно разных бизнесов.

К третьей сфере можно отнести обучение, то есть воспитательскую и преподавательскую деятельность. Учитель - это тот человек, который способен воспитывать и поддерживать личность другого человека, то есть сам должен быть очень здоровой и крепкой личностью, любить учить, наставлять, выявить и поддерживать лучшие стороны ученика, исходя из его индивидуальности.

Еще одна сфера деятельности - искусство и творчество. Тут самовыражаются артисты, художники, режиссеры, писатели, композиторы и другие. Сюда же можно отнести и сферу науки, которая включает работу исследовательских институтов и высших учебных заведений. Люди искусства, как правило, живут эмоциями, которые они выражают через искусство. Другими словами, это осознанная передача своих тонких состояний людям через различные формы творчества. Человек искусства постоянно пробует новые формы самовыражения в разных видах искусства. А наука в наше время привязана к экспериментам в материи. Такие люди занимаются изучением и выведением закономерностей по аналогии через интуицию, то есть это работа с прямым знанием о процессах творения мира.

И, наконец, последняя сфера - медицина, которая предполагает деятельность различных медицинских организаций. Люди, занимающиеся медициной - это люди-живчики, с большим количеством энергии. Сюда можно отнести и воинов, ведь оздоровительная гимнастика пошла из боевых искусств.

Как выбрать сферу деятельности

Человеку очень важно «найти себя» в этой жизни и дело, в котором он сможет реализоваться на все 100%. Если же по каким-либо причинам человек не применяет себя правильно, то в лучшем случае он погрузится в бесконечный поиск своего предназначения, а в худшем - станет неудачником, выполняя неестественную для себя работу, и до конца жизни влачить жалкое и унылое существование. Поэтому обязательно нужно учитывать свои индивидуальные особенности и вовремя направить их в нужное русло. Стать известным и заслуженным хирургом, построить успешный бизнес или привести страну к процветанию можно только оказавшись на своем месте. В противном случае человек растеряет как свои личные качества, так и профессиональные.

Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Для того, чтобы описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико.

Возникновение различных видов деятельности связано с общественно-историческим развитием человека. Фундаментальными видами деятельности, в которые включается человек в процессе своего индивидуального развития, являются общение, игра, учеба, труд.

  • * общение -- взаимодействие двух или более людей в процессе обмена информацией познавательного или аффективно-оценочного характера;
  • * игра -- вид деятельности в условных ситуациях, имитирующих реальные, в которых усваивается общественный опыт;
  • * учение -- процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности;
  • * труд -- деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющая материальные и духовные потребности людей.

Общение -- вид деятельности, состоящий в обмене информацией между людьми. В зависимости от возрастного этапа развития человека, специфики деятельности изменяется характер общения. Каждому возрастному этапу свойственен специфический тип общения. В младенчестве взрослый обменивается с ребенком эмоциональным состоянием, помогает ориентироваться в окружающем мире. В раннем возрасте общение между взрослым и ребенком осуществляется в связи с предметным манипулированием, активно осваиваются свойства предметов, формируется речь ребенка. В дошкольный период детства сюжетно-ролевая игра развивает навыки межличностного общения со сверстниками. Младший школьник занят учебной деятельностью, соответственно и общение включено в данный процесс. В юношеском возрасте кроме общения много времени уделяется подготовке к профессиональной деятельности. Специфика профессиональной деятельности взрослого накладывает отпечаток на характер общения, манеру поведения и речь. Общение в профессиональной деятельности не только организует, но и обогащает ее, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Игра -- вид деятельности, результатом которой не является производство какого-либо материального продукта. Она -- ведущая деятельность дошкольника, поскольку через нее он принимает нормы общества, учится межличностному общению со сверстниками. Среди разновидностей игр можно выделить индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Игры имеют большое значение в жизни людей: для детей они преимущественно носят развивающий характер, для взрослых являются средством общения, отдыха.

Учение -- вид деятельности, его цель состоит в приобретении знаний, умений, навыков. В процессе исторического развития накапливались знания в различных областях науки и практики, поэтому для освоения этих знаний учение выделилось в специальный вид деятельности. Учение влияет на психическое развитие индивида. Оно состоит из усвоения информации о свойствах окружающих предметов и явлений (знания), правильного выбора приемов и операций в соответствии с целями и условиями деятельности (умение).

Труд исторически является одним из первых видов человеческой деятельности. Предмет психологического изучения -- не сам труд в целом, а его психологические компоненты. Обычно труд характеризуется как сознательная деятельность, которая направлена на осуществление результата и регулируется волей в соответствии с ее сознательной целью. Труд выполняет важную формирующую функцию в развитии личности, поскольку влияет на становление ее способностей и характера.

Отношение к труду закладывается в раннем детстве, знания и навыки формируются в процессе обучения, специальной подготовки, опыта работы. Трудиться -- значит проявлять себя в деятельности. Труд в определенной сфере деятельности человека связывают с профессией.

Таким образом, каждый из рассмотренных выше видов деятельности является наиболее характерным для определенных возрастных этапов развития личности. Текущий вид деятельности как бы подготавливает последующий, так как в нем развиваются соответствующие потребности, познавательные возможности и особенности поведения.

В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную.

Практическая деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества).

Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия.

Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.

Деление деятельности на духовную и материальную условно. В реальности духовное и материальное не могут быть оторваны друг от друга. Любая деятельность имеет материальную сторону, так как тем или иным образом соотносится с внешним миром, и идеальную сторону, поскольку предполагает целеполагание, планирование, выбор средств и т.д.

По сферам общественной жизни - экономическая, социальная, политическая и духовная.

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • § социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • § экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • § политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • § духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества -- это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.

Социальная сфера -- это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д.

Экономическая сфера -- это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. Экономическая сфера -- область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества.

Политическая сфера -- это отношения людей, связанные с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.

Элементы политической сферы можно представить таким образом:

  • § политические организации и институты -- социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;
  • § политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;
  • § политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;
  • § политическая культура и идеология -- политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Духовная сфера -- это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.


Включённость общества - массовая, коллективная, индивидуальная.

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность. Коллективная, массовая, индивидуальная формы деятельности обусловлены сущностью действующего субъекта (человек, группа людей, общественная организация и т. п.). В зависимости с общественными формами объединения людей в целях исполнения деятельности устанавливают индивидуальную (пример: управление регионом или страной), коллективную (судовые системы управление, работа в кллективе), массовую (примером массовой информации является смерть Майкла Джексона).

Зависимость от социальных норм - моральная, аморальная, законная, незаконная.


Обусловленности от соответствия деятельности существующим общекультурным традициям, общественным нормам дифференцируют законную и незаконную, а так же моральную и аморальную деятельность. Незаконная деятельность - это все что запрещается законом, конституцией. Взять, например изготовление и производство оружия, взрывчатых веществ, распространение наркотиков, все это является незаконной деятельностью. Естественно многие стараются придерживаться моральной деятельности, то есть учиться на совесть, быть вежливым, ценить родных, помогать старым и бездомным. Есть ярким пример моральной деятельности - вся жизнь матери Терезы.

Потенциал нового в деятельности - инновационная, изобретательская, творческая, рутинная.

Когда деятельность человека затрагивает исторический ход событий, с общественным ростом, то распределяют прогрессивную или реакционную, а еще созидательную и разрушительную деятельности. Например: Прогрессивная роль промышленной деятельности Петра 1 или же прогрессивная деятельность Петра Аркадьевича Столыпина.

В зависимости от отсутствия или же наличия каких-либо целей, успехов деятельности и путей ее совершения раскрывают однообразную, монотонную, шаблонную деятельность, которая в свою очередь протекает строго по определенным требованиям, а новое чаще всего не дается (Изготовление какого-либо продукта, вещества по схеме на заводе или фабрике). А вот деятельность творческая, изобретательная наоборот, она несет за собой характер оригинальности нового, прежде неведомого. Она отличается специфичностью, исключительностью, неповторимостью. А элементы творчества могут применяться в любой из деятельностей. В пример можно привести танцы, музыка, живопись, здесь нет правил или инструкций, здесь воплощение фантазии, и ее реализации.

Виды познавательной деятельности человека

Учение или познавательная деятельность относится к духовным сферам жизни человека и общества. Существует четыре вида познавательной деятельности:

  • · обыденная - заключается в обмене опытом и теми образами, которые люди носят в себе и делятся с окружающим миром;
  • · научная - характеризуется изучением и использованием различных законов и закономерностей. Главная цель научной познавательной деятельности - создать идеальную систему материального мира;
  • · художественная познавательная деятельность заключается в попытке творцов и художников дать оценку окружающей действительности и найти в ней оттенки прекрасного и безобразного;
  • · религиозная. Её предметом является сам человек. Его поступки оцениваются с точки зрения угодности Богу. Сюда же относятся и нормы морали и нравственные стороны поступков. Учитывая, что из поступков состоит вся жизнь человека, немаловажную роль в их формировании играет духовная деятельность.

Виды духовной деятельности человека

Духовной жизни человека и общества соответствуют такие виды деятельности, как религиозная, научная и творческая. Зная о сущности научной и религиозной деятельности, стоит подробнее рассмотреть виды творческой деятельности человека. Сюда относятся художественное или музыкальное направление, литература и архитектура, режиссура и актерское мастерство. Задатки творчества есть у каждого человека, однако чтобы раскрыть их необходимо долго и упорно трудиться.

Виды трудовой деятельности человека

В процессе труда развивается мировоззрение человека и его жизненные принципы. Трудовая деятельность требует от личности планирования и дисциплины. Виды трудовой деятельности бывают как умственные, так и физические. В обществе сложился стереотип, что физический труд намного сложнее умственного. Хотя внешне работа интеллекта не проявляется, на самом деле эти виды трудовой деятельности почти равны. Лишний раз этот факт доказывает разнообразие существующих на сегодняшний день профессий.

Виды профессиональной деятельности человека

В широком смысле понятие профессия означает разнообразную форму деятельности, совершаемую на благо общества. Проще говоря, суть профессиональной деятельности сводится к тому, что люди работают для людей и на благо всего общества. Существует 5 видов профессиональной деятельности.

  • 1. Человек-природа. Суть этой деятельности во взаимодействии с живыми существами: растениями, животными и микроорганизмами.
  • 2. Человек-человек. К этому типу относятся профессии так или иначе связанные со взаимодействием с людьми. Деятельность здесь заключается в воспитании, руководстве людьми, и их информационным, торговым и бытовым обслуживанием.
  • 3. Человек-техника. Тип деятельности, характеризующийся взаимодействием человека и технических сооружений и механизмов. Сюда относится все, что связано с автоматическими и механическими системами, материалами и видами энергии.
  • 4. Человек - знаковые системы. Деятельность этого типа заключается во взаимодействии с цифрами, знаками, естественными и искусственными языками.
  • 5. Человек - художественный образ. К этому типу относятся все творческие профессии, связанные с музыкой, литературой, актерским мастерством, и изобразительной деятельностью.

Виды хозяйственной деятельности людей

Хозяйственная деятельность человека в последнее время жестко оспаривается защитниками природы, поскольку она основана на природных запасах, которые в скором времени исчерпают себя. К видам хозяйственной деятельности человека относятся добыча полезных ископаемых, таких как нефть, металлы, камни и все, что может принести выгоду человеку и нанести ущерб не только природе, но и всей планете.

Виды информационной деятельности человека

Неотъемлемой частью взаимодействия человека с окружающим миром является информация. К видам информационной деятельности относятся получение, использование, распространение и хранение информации. Информационная деятельность нередко становится угрозой жизни, поскольку всегда есть люди, которым не угодно, чтобы третьи лица знали и разглашали какие-либо факты. Также этот вид деятельности может носить провокационный характер, а также являться средством манипуляций сознанием общества.

Виды психической деятельности человека

Психическая деятельность влияет на состояние личности и продуктивность его жизни. Самым простым видом психической деятельности является рефлекс. Это привычки и навыки, установившиеся путем постоянного повторения. Они почти незаметны, по сравнению с самым сложным видом психической деятельности - творчеством. Оно отличается постоянным разнообразием и неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Поэтому творческие люди так часто эмоционально нестабильны, а профессии связанные с творчеством считаются самыми трудными. Именно поэтому творческих людей называют талантами, способными преобразовать этот мир и привить обществу культурные навыки.

Культура включает в себя все виды преобразовательной деятельности человека. Существует только два вида этой деятельности - созидание и разрушение. Второе, к сожалению, встречается чаще. Многие годы преобразовательной деятельности человека в природе привели к бедам и катастрофам.

На помощь здесь может прийти только созидание, а это значит как минимум, восстановление природных ресурсов.

Деятельность отличает нас от животных. Одни её виды приносят пользу развитию и становлению личности, другие носят разрушительный характер. Зная, какие качества в нас заложены, мы можем избежать плачевных последствий собственной деятельности. Это не только принесет пользу окружающему миру, но и позволит нам самим с чистой совестью заниматься любимыми делами и считать себя людьми с большой буквы.


Сфера деятельности – это совокупность среды внешних и внутренних факторов, которая формируется вокруг труда отдельного человека или полноценной организации. Перечень направлений работы поистине широк, но не лишен точной классификации. В науке и бизнесе сферы деятельности делят на коммерческие и некоммерческие. Первые реализуются , вторые наделены иными задачами.

В сегодняшнем материале рассмотрим самые востребованные сферы деятельности на территории РФ и их специфичные особенности. Представленный ниже материал будет полезен как для людей, выбирающих профессию, так и для бизнесменов, предпринимателей. Поэтому настоятельно рекомендуем с ним ознакомиться всем читателям нашего ресурса.

Коммерческая деятельность – это все направления труда и бизнеса, которые . Некоммерческая работа, соответственно, имеет другие цели осуществления.

Несмотря на общепонятность подобной трактовки, разобраться с сущностью коммерческих и некоммерческих сфер непросто. Именно поэтому законодательство РФ многопрофильно регламентирует понятия разнотипных направлений деятельности как для граждан, так и для юридических лиц, ИП.

Разобрать их сущность можно посредством обращения к следующим законодательным актам:

  1. , содержащий описание всех видов коммерческих сфер деятельности.
  2. Федеральный закон «О некоммерческих организациях», который дает возможность отличить суть коммерческих направлений от некоммерческих на четких примерах.

Если для наемных работников определение характера их труда или вектора деятельности предприятия – вещь ненужная, то для владельцев организаций и отмеченные понятия важны со всех точек зрения. С учетом сферы деятельности и ее типа определяется окончательный вид собственности предприятия, и другие немаловажные аспекты бизнеса. Подобное положение дел просто обязывает бизнесменов с должным уровнем ответственности отнестись к анализу своего настоящего или будущего дела, а также изучить рассмотренные выше законодательные акты.

Для понимания степени важности таких манипуляций обратим внимание на один простой пример – труд обыкновенного художника, работающего на себя, не по найму. На момент рисования картины он – коммерческий деятель, так как деньги за картину ему не платят. Однако при продаже нарисованных полотен художник становится продавцом, реализующим полноценную коммерческую деятельность.

Умение разграничивать, правильно трактовать и использовать подобные законодательные нюансы относительно видов сфер деятельности колоссально важно. Как минимум, для действующих или будущих бизнесменов.

Виды сфер деятельности

Теперь, когда с сущностью коммерческой и некоммерческой деятельности разобрались, обратим внимание на конкретные виды сфер. Так как их много, рассматривать будем группы однотипных и схожих в плане организации направлений бизнеса. Вне зависимости от вида сферы деятельности, она имеет пять базовых характеристик:

  • Востребованность в конкретной местности среди заинтересованных лиц
  • Логистика
  • Окупаемость
  • Наличие специфичных и выгодных для дела особенностей

Как было отмечено не так давно, рассматривать сферы деятельности будем по группам из-за их обширности и многоплановости. Для понятия сущности каждого направления труда и бизнеса в приведенном ниже списке представлены как их названия, так и основные характеристики.

Сам же перечень таков:

  • (выпуск некоторой продукции с последующей продажей таковой на благо заинтересованных лиц) – большие сроки окупаемости, относительная простота организации и высокий уровень востребованности.
  • Услуги (помощь людям или организациям в конкретных сферах их жизни, функционирования) – быстрая окупаемость, несложность реализации на практике и средняя востребованность.
  • Работа с интеллектуальными продуктами (передача на определенных условиях и производство всех продуктов умственной деятельности) – неоднозначные сроки окупаемости, сложность организации и стабильный уровень востребованности.
  • Внешнеэкономическая деятельность (содействие в развитии бизнеса некоторым лицам) – неоднозначные сроки окупаемости, простота организации и средняя востребованность.
  • (организация правоотношений между третьими лицами) – малые сроки окупаемости, простота организации на практике и низкая/средняя востребованность.

Выделить конкретную группу сфер деятельности невозможно, так как все из них составляют основу экономики современных стран и постоянно востребованы. Выделять можно отдельные виды и подвиды направлений бизнеса, так как с учетом важных на сегодняшний день факторов это рационально и правильно. Естественно, из-за обширности всевозможных типов направлений уделять внимание отдельным из них в сегодняшней статье не будем.

Перспективные направления в РФ

Интересность и возможная востребованность сфер деятельности определяются имеющимися на конкретный период человеческой истории проблемами. Проще говоря, что актуально, что востребовано, что важно для человека – то и считается самым правильным для организации с целью достижения определенных целей. Для 21-ого века лучшими сферами деятельности считаются все, что связаны с новыми, современными технологиями.

Отличные перспективы для труда и бизнеса имеются у IT-технологий, которые уже заполонили и будут продолжать заполонять быт людей. Условно, в IT-сфере выделяют три направления:

  • Аппаратура
  • Программное обеспечение
  • Информационное пространство (Интернет)

Всевозможные подходы к работе в этих сферах деятельности способны стать интересными как для коммерчески нацеленных людей, так и для желающих найти в труде некоторую отдушину.

Остальные направления в бизнесе востребованы в меньшей степени и обладают меньшими перспективами, нежели IT-технологии. К числу наиболее приближенных к ним сфер деятельности отнесем:

  • Решение проблемы с утилизацией отходов, которое в настоящее время актуально как никогда.
  • Дистанционное обучение людей, становящееся чем-то обыденным и удобным для человека.
  • Производство востребованных продуктов.

Отдельно хотелось бы выделить последнюю сферу деятельности. Если судить по официальной статистике финансовых и аналитических агентств, то занимаются созданием новой и интересной для людей продукции. Придумав нечто необычное и правильно его подав на рынок, можно убить сразу двух зайцев:

  1. Стать своеобразным первопроходцем в новой нише.
  2. Создать прибыльный, интересный и перспективный бизнес.

Для поддержания организованного дела в конкретной сфере деятельности требуется постоянное внимание к имеющимся на сегодня тенденциям и грамотное управление бизнесом. К сожалению предпринимателей и даже наемных работников, что-то создать или что-то выучить недостаточно для постоянного и планомерного получения прибыли или достижения иных целей. Только развитие в выбранной сфере деятельности может либо давать шансы на успех, либо полноценно его гарантировать. Забывать об этом не стоит.

В завершении сегодняшней статьи констатируем одну простую вещь: работать и достигать поставленных задач можно в любой сфере деятельности. Конкретное направление труда, характер и особенности его организации особой роли не играют. Главное в этом деле:

  1. Оценить перспективы конкретной ниши перед ее непосредственным освоением.
  2. Грамотно подойти к организации дела.
  3. Поддерживать его на стабильном и качественном уровне для избегания или же полноценного упадка.

Чисто теоретически, придерживаться данных принципов несложно. На практике же сложности будут возникать всегда, поэтому при труде во всех сферах деятельности важно быть готовым к проблемам и уметь их решать. При ином подходе ни осваивать конкретную профессию, ни уж тем более не стоит. Затеи подобного рода будут обречены на провал.

На этом важные положения по теме сегодняшней статьи подошли к концу. В принципе, хороших сфер деятельности как в России, так и по всему миру имеется много. Главное – выбрать нечто интересное для себя и удовлетворяющее поставленным задачам. Надеемся, представленный материал был полезен всем читателям нашего ресурса и дал ответы на интересующие их вопросы. Удачи во всех начинаниях!

Напишите свой вопрос в форму ниже

Выделяют

  • Экономическую. Это разновидность политики государства, направленная на изменение экономических процессов в нужную сторону. Субъектами такой политики (они же выступают её исполнителями) является само государство, органы власти всех уровней, а также различные союзы и объединения, не относящиеся к государственным структурам. Реализация экономической политики государства происходит различными ветвями власти. Вынесение на обсуждение и одобрение основных её направлений происходит в парламенте. В свою очередь, Правительство отвечает за её осуществление, распределяя определённые задачи по всем профильным органам.
  • Социальную. Этот вид направлен на регулирование всей совокупности взаимоотношений в обществе. На кого направлена социальная политика:
  1. Членов семьи.
  2. Представителей различных национальностей, классов и групп.
  3. На взаимодействие между семьями, национальностями, группами и классами.

Социальная политика «вытекает» из экономической. В условиях рыночной экономики она имеет цель – удовлетворить все насущные потребности представителей социума. Это позволяет обеспечивать мир в обществе. Без экономического роста не будет возможности для функционирования рыночного хозяйства, а также для сглаживания возникающих в обществе конфликтов.

  • Культурную. Является составляющей социальной политики. Направлена на то, чтобы работали те механизмы, которые обеспечивают преемственность определённых действий. Иными словами, эта специфический вид деятельности по воздействию на личность, который имеет целью формирование у неё определённого мировоззрения. Именно через призму последнего у человека происходит восприятие и оценка окружающей действительности.

Основные задачи культурной государственной политики:

  1. Разработать и внедрить в общество определённые идеалы и ценности, отражающие концепцию гуманизма.
  2. Развить у каждого гражданина критерии адекватной оценки происходящих вокруг него событий.
  3. Установить обратную связь, и на её основе корректировать уже принятые решения.
  4. Сохранить особенности и специфику национальной культуры.
  5. Обеспечить всем слоям социума гарантии широты выбора культурных ценностей, а также их доступность.
  • Демографическую. Представляет собой совокупность мер, реализуемых государственными институтами и некоммерческими организациями, направленных на контроль и/или изменение сложившейся ситуации в области демографии. Она реализуется в трёх основных направлениях:
  1. Укрепить здоровье, а следовательно, и продолжительность жизни население.
  2. Контролировать миграционные процессы и, в случае необходимости, урегулировать их.
  3. Поддержка и сохранение социального института семьи, стимулирование рождаемости.
  • Национальную. Особый вид государственной политики, которая представляет собой совокупность мер и инструментов по обеспечению диалога между представителями различных наций и этнических групп, учёта и реализации национальных интересов. Органы власти, реализующие этот вид политики, формируют у социума определённое отношение к расхождению национальных интересов. Также ведётся постоянный поиск новых решений по благоприятным способам взаимодействия между субъектами межнациональных отношений.
  • Военную. Эта область не является самостоятельной. Она напрямую зависит от курса внешней и внутренней политики. Задача государства тут состоит в обеспечении формирования и функционирования военной структуры. В случае необходимости – мобилизация средств для защиты населения и национальных интересов.
  • Молодёжную. Это совокупность мер различного характера (экономического, нормативно-правового, кадрового, информационного, научного и т. д.) по обеспечению возможности самореализации у молодёжи, а также повышения у неё уровня потенциала к достижению определённого социального статуса. Иными словами, эта область обеспечивает у молодых людей стремление к получению знаний, ведению здорового образа жизни, устройства на престижную работу и т. д. В процессе её реализации идёт непрерывное взаимодействие с гражданами и институтами гражданского общества.
  • Экологическую. Эта область государственной деятельности направлена на установление понимания о сложившейся экологической обстановке на определённой территории и акватории, и связанных с этим эффектов и недостатков. В глобальном смысле – это совокупность мер и способов по воздействию на окружающую среду.
  • Кадровую. Она призвана обеспечить страну квалифицированными сотрудниками. Для этого разрабатывается целая стратегия работы государства с работниками на всех уровнях, чтобы в полной мере и рационально реализовать кадровый потенциал страны.

Выделяют

  • Внутреннюю. Она представлена целой совокупностью направлений. Если говорить проще, то она призвана сохранить сложившийся общественный и политический строй, или реформировать его в случае необходимости.
  • Внешнюю политику. Направление деятельности по установлению взаимоотношений с другими странами; политический курс в международных делах.

Выделяют

  • Государственную политику. Это общий план действий различных государственных органов, направленный на решение важных для граждан страны вопросов. Включает в себя такие элементы, как разработка политической стратегии, определение приоритетного направления развития общества и т. д.
  • Политику партий. Партия представляет собой организованную группу граждан. Они увлечены одной идеей и преследуют цели, которые соответствуют интересам определённых слоёв населения.
  • Политику общественных организаций и движений. Это тоже добровольное объединение граждан, но оно не относится к государственным органам. Иногда для таких организаций используется понятие «третьего сектора» (общественного), как дополнение к публичному и частному.

Типы

  • Политику модернизации. Это процесс изменения сложившегося политического устройства общества благодаря тому, что каждый его член может влиять на принятия тех или иных властных решений. Данный термин применяют к тем странам, которые осуществляют переход от традиционного общества к современному.
  • Политику национального примирения. Она направлена на поиск путей и решений устранения возникших разногласий и конфликтов в обществе мирным путём. Основана на ведении мирных переговоров.
  • Политику «большого скачка». Подразумевает два направления: индустриализацию и коллективизацию. Первая предполагает ускоренное создание основ тяжёлой промышленности с целью укрепления оборонного комплекса страны. Но при этом нужды населения игнорируются. Вторая же основана на таком же ускоренном создании только уже крестьянских хозяйственных объединений. В постреволюционные времена это называлось «раскулачиванием».

Разновидности

  • Местная. Какая она бывает? Уклад, существующий в конкретной организации или муниципальном образовании.
  • Региональная. Распространяется на отдельно взятые административно-территориальные деления (республики, края, области). Призвана обеспечить наиболее рациональное распределение сил для выравнивания уровня жизни населения.
  • Общегосударственная. Руководство для органов власти (в частности, это касается исполнительной ветви). Направляет их деятельность, и обеспечивает законность и соответствие социальным обычаям.
  • Международная. Её субъектами выступают независимые государственные образования, которые вступают друг с другом во взаимодействие.
  • Мировая (глобальный уровень). Выступает фактором, регулирующим международные отношения. Они, в свою очередь, изменяются и также меняют характер и её направление.


Что еще почитать