История создания стекла презентация для детского сада. Занятие с презентацией «Всё о стекле» в подготовительной группе

Татьяна Хорунжая

Конспект НОД

по познавательному развитию в подготовительной группе

«Все о стекле »

Воспитатель высшей категории :

Хорунжая Татьяна Андреевна

Задачи и цели.

1. Задачи :

Познакомить детей с историей возникновения стекла ;

расширять и систематизировать знания о производстве стекла

и изделий из него, особенностях стекла и стеклянной посуды .

2. Цель :

Развить у детей познавательный интерес к предметному миру,

Учить устанавливать причинно-следственные связи на основах

Развивать способности детей делать умозаключения,

анализировать, сравнивать, классифицировать,

Воспитывать в детях уважительное отношение к людям

труда, бережное отношение ко всему стеклянному ,

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте изделий

из стекла .

3. Материал и оборудование :

Различные изделия из стекла , 3 чашки : стеклянная

прозрачная, стеклянная цветная , керамическая, пласмасовая;

прозрачный стакан, 4 фужера разной формы; трубочки,мультимедийная доска, сосуд с песком, сосуд с содой.

4. Предварительная работа :

Рассматривание изделий из стекла , чтение стихотворения

Дж. Родари «Стеклянная » ;рассматривание выставки из

стеклянных изделий , оказание помощи.

Словарная работа : новые слова : хрупкое, прозрачное, мелодичное, водонепроницаемое. Чтение стихов с выражением и по теме.

Ход ЗАНЯТИЯ

Занятие проходит в группе . Зайдя в группу , дети обнаруживают, что в группе темно .

Воспитатель : Ребята, что случилось? Почему в группе стало

Дети : Закрыли окна, не проникает свет….

Воспитатель : А почему раньше было светло?

Дети : Потому что через стекло проникает свет .

Воспитатель : Вот сегодня мы с вами и поговорим о стекле . (дети садятся на стульчики)

Да, ребята, через стекло проникает свет , потому что оно

прозрачное. Давайте, скажем : «стекло прозрачное Скажи, Никита, какое стекло ?

Никита : «Стекло прозрачное

Воспитатель : Это будет первое свойство стекла и чтобы в этом

убедиться проведем опыт. Подойдите ко мне Аня и Ксюша. Вот у нас на столе две кружки. Сейчас мы определим какая кружка из стекла . Дети кладут цветные шарики в кружки. Ребята, какого цвета шарик в этой кружке (из стекла ) правильно красный, а в этой кружке? Конечно не видно. Значит, какая кружка из стекла , скажи Данил?

Даня : Прозрачная кружка из стекла .

Воспитатель : Какой мы делаем вывод?

Дети : Стекло прозрачное .

Первое свойство стекла – прозрачность , стекло прозрачное .

Воспитатель : Первое свойство стекла - прозрачность . Стекло прозрачное . Скажите, где используется это свойство стекла ?

Дети : Для изготовления посуды, окон, стекол для очков и т . д.

Воспитатель : Как вы думаете, зачем нужна прозрачная посуда? (ответы детей) Давайте еще раз повторим первое свойство стекла .

Дети : Стекло прозрачное .

Воспитатель : У меня два стакана это какой? (показывает стеклянный стакан )

Дети : Стеклянный стакан .

Воспитатель : Я наливаю в него воду. А это какой стакан (показывает бумажный стакан) .

Дети : Бумажный стакан.

Воспитатель : Я наливаю в него воду. Ой, что происходит?

Дети : Вода из бумажного стакана начинает течь.

Воспитатель : Почему из бумажного стакана течет вода?

Дети : Потому что бумажный стакан пропускает воду.

Воспитатель : Почему из стеклянного стакана не течет вода?

Дети : Потому что стеклянный стакан не пропускает воду.

Воспитатель : Правильно, значит, мы можем сделать какой вывод?

Дети : Стекло не пропускает воду .

Воспитатель : Ну конечно, это и есть второе свойство стекла -водонепроницаемость или другими словами стекло не пропускает воду .

Второе свойство стекла - водонепроницаемость, стекло не пропускает воду .

У меня на столе стоит три чашки, из чего они сделаны? (из трех прозрачных чашек одна пластмассовая) .

Дети : Все чашки стеклянные .

Воспитатель : Давайте, проверим чашки используя свойства стекла .

(Воспитатель с детьми, используя свойства стекла определяют , что все чашки стеклянные .)

Воспитатель : Так что получается - все эти чашки стеклянные ?

Дети : Да.

Воспитатель : Сейчас я, этой палочкой, легонечко ударю по стеклянным изделиям (воспитатель ударяет по стеклянным изделиям

Которые стоят на столе). Ребята что вы слышите?

Дети : Мелодичный звук, звук похожий на музыку.

Воспитатель : А если провести мокрым пальчиком по краю фужера (воспитатель проводит по краю фужера пальцем,фужер издает звук) можно услышать разную мелодию-фужер запоет. Третье свойство стекла – мелодичность . Давайте, скажем, стекло

мелодичное.

Третье свойство стекла - мелодичность

Воспитатель : А вот у меня на столе три чашки. Как вы

думаете, из чего они сделаны? (На столе стоит прозрачная чашка, частично окрашенная, сильно окрашенная.)

Дети : (ответы детей)

Воспитатель : Сейчас проверим.

(Воспитатель с детьми, применяя знакомые свойства стекла рассматривают чашки и доказывают,что они стеклянные .)

Четвертое свойство стекла - способность окрашиваться.

Воспитатель : Ребята, что делают из цветного стекла ?

Дети : (ответы детей)

Воспитатель : Давайте повторим четвертое свойство стекла .

Дети : Четвертое свойство стекла - способность окрашиваться.

Воспитатель : Что произойдет если я упущу стеклянное изделие ?

Дети : Разобьется.

Воспитатель : Правильно оно разобьется, значит, можно сказать,

что стекло хрупкое .

Пятое свойство стекла - стекло хрупкое .

Воспитатель : Даша назови пятое свойство стекла .

Даша : Пятое свойство стекла - стекло хрупкое .

Воспитатель : Будем проводить опыт?

Дети : нет.

Воспитатель : Конечно, нет, будет очень обидно и жалко если разобьются красивые стеклянные изделия . Ребята, а у вас дома разбивалось что-нибудь стеклянное ?

Дети : ответы детей

Воспитатель : Давайте еще раз повторим пятое свойство стекла .

Дети : Стекло хрупкое

Воспитатель : Как же надо обращаться со стеклянными изделиями .

Дети : Изделия из стекла нельзя бросать , в стеклянное окно

нельзя бросать камень, мяч.

Воспитатель : Как надо собирать разбитое стекло ?

Дети : Веником на совок смести, в перчатках собирать.

Воспитатель : А если человек в очках, что произойдёт, если разобьется стекло в очках ?

Дети : Может пораниться глаз.

Воспитатель : Правильно ребята со стеклянными изделиями нужно

обращаться очень осторожно. Поэтому, в садике не разрешают использовать стеклянные изделия

Воспитатель : Давайте назовем все свойства стекла .

Дети : - стекло прозрачное , прозрачность.

- стекло не пропускает воду , водонепроницаемость.

- стекло мелодичное

- стекло окрашивается

- стекло хрупкое

Воспитатель : Правильно ребята, вы молодцы и хорошо запомнили

свойства стекла . Зная свойства стекла можно загадать

загадку :

Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударюсь- разобьюсь.

Дети : Стекло .

Воспитатель : Теперь вы можете ответить на мой вопрос : что

делают из стекла ?

Дети : (ответы детей) . Из стекла делают посуду… .

Физ. Минутка. «Отражение в стекле » (выполняется стоя)

(Воспитатель показывает различные фигуры, дети как отражение их повторяют.) (дети садятся)

Воспитатель : Молодцы ребята,вы хорошо запомнили свойства стекла . Стекло очень широко применяется в жизни человека :

-стекло применяется в пищевой промышленности

- стекло применяется в медицине

-стекло применяется в строительной промышленности

-стекло применяется в парфюмерии

Воспитатель : (показывает баночку с песком. Что это в баночке?

Дети : Песок.

Воспитатель : А зачем на нужен песок?

Дети : ответы детей

Воспитатель : Я хочу сегодня рассказать вам историю возникновения стекла и вы узнаете зачем нужен песок.

«Всё о стекле » - презентация

Воспитатель : Ну что ребята, теперь вы знаете зачем нужен песок?

Дети : Из песка делают стекло .

Воспитатель : А вот это сода, которую добавляют в песок для

получения стекла . (воспитатель показывает соду)

Воспитатель : Я знаю, что вы выучили стихи про стекло давайте

расскажем их.

Никита Давно уже не каменный мы век,

Все лучшее для жизни изобретает человек.

Дома он строит, города возводит,

И новые технологии нам приводит.

Аня Но без стекла никто не обойдется ,

И несмотря, что часто оно бьется.

Посуда нам нужна всегда и всем,

И окна нам нужны, конечно, насовсем.

Карина Если б не было б стекла бы ,

Очень скучно жизнь текла бы,

Без очков мы стали б слепы.

Дом без стекол - стал бы склепом…

Печально б очень время шло.

Даша А. Какая б жизнь у нас была,

Сегодня и представить сложно.

Такое чувство, без стекла

И жизнь была бы невозможна!

Воспитатель : А я предлагаю рассмотреть

Выставку стеклянных изделий . (пока дети рассматривают выставку воспитатель раскрывает окна.)

Воспитатель : Ребята, что случилось, почему стало светло?

Дети : Потому что стекло пропускает свет .

Воспитатель : А почему стекло пропускает свет ?

Дети : Потому что стекло прозрачное .

Воспитатель : Молодцы, вы хорошо запомнили свойства стекла .


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Стекло в Древнем Египте Родиной искусственного стекла ученые называют Месопотамию и Древний Египет. Обследуя мумию царицы Хатшепсут, археологи нашли ожерелье из крупных неровных зеленовато-черных блестящих стекляшек.. Исходным сырьем для изготовления стекла служили песок, известь и щелочь - органическая (зола растений) либо неорганическая (сода). Археологами в конце XIX в. недалеко от Фив были обнаружены руины древнеегипетской стекольной мастерской: остатки печей, фрагменты тиглей для плавки стекла, разрушенные стеклянные сосуды и стеклянные палочки разного цвета. В одной из пирамид древнего Египта (созданной в XIV в. до н. э.) исследователями также была обнаружена фреска, изображающая древних стеклоделов за работой. Так, ученым в общих чертах удалось восстановить технологию стеклоделия того времени.

3 слайд

Описание слайда:

…. К XV в. до н. э. стекло массово производилось не только в Египте, но и в Передней Азии, и на Крите. К IX в. до н. э. были открыты технологии для производства бесцветного стекла. В Индии, Корее, Японии найдены стеклянные изделия, возраст которых относится к2000 г. до н. э. В Китае в V-III вв. до н. э. стеклянные изделия появляются в большом количестве, в том числе бусы с « глазовидным » узором и специфическим химическим составом. Первые письменные свидетельства об изготовлении стекла пяти цветов в Поднебесной относятся к концу III в.

4 слайд

Описание слайда:

Римляне научились варить стекло Человек научился выдувать стекло и придавать стеклянным предметам желаемую форму и размер. Римляне варили стекло не на костре, а в стекловаренной печи, сложенной из камня. Поэтому им удавалось получать более высокие температуры, и стекло у них плавилось уже по-настоящему, превращаясь в ослепительно сияющую жидкость. Первые в Италии стекловарни были устроены при Цезаре в Риме, тогда же возникла и мозаика. В начале I в. н. э. один римский мастер сделал длинную и тонкую железную трубку с небольшим расширением на конце. На другой ее конец он насадил деревянный мундштук, чтобы защитить губы от ожога. Это простое изобретение оказалось поистине гениальным, ведь на протяжении почти двух тысяч лет все стеклянные изделия создавались при помощи этой трубки. Искусство стеклоделия в Древнем Риме находилось на высоком уровне, к выдающимся образцам мирового искусства относится Портландская ваза (хранится в Британском музее).

5 слайд

Описание слайда:

Раскопки свидетельствуют, что на Руси знали секреты производства стекла более тысячи лет назад, а широко эта отрасль стала развиваться в первой половине XI в. При раскопках в слоях XI-XIII вв. обнаружено множество мастерских по производству стеклянных бус и браслетов, которые были тогда очень модными украшениями. Таким образом, первоначально стекло и изделия из него появились не как предмет первой необходимости, а как предмет искусства, роскоши. Первое упоминание о стеклянных заводах в России относится к царствованию Алексея Михайловича. В1748 г. Ломоносов организовал при Петербургской академии лабораторию, в которой проводил опыты с окрашиванием стекла, варил смальту, разработав палитру цветной стеклянной мозаики.

6 слайд

Описание слайда:

Состав стекла Для стекловарения используют чистый кварцевый песок (около 75%), известь и соду. Для получения продукта со специфическими свойствами, в состав могут входить оксиды и металлы. Оксид борной кислоты. Понижает коэффициент теплового расширения полученных изделий, и повышает блеск и прозрачность готовых изделий. Свинец. Этот компонент добавляют при производстве хрусталя. Изделия из хрусталя более холодные на ощупь и имеют характерный для этого материала блеск и звон. Марганец. Добавление этого тяжелого металла способствует получению продукции с зеленым оттенком. Помимо марганца, при помощи никеля, хрома или кольта, можно получить изделия других цветов.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Физические свойства Самые главные характеристики стекла: Плотность. Данная характеристика зависит от химического состава и колеблется от 2200 до 6500 кг/м³. При повышении температуры, плотность стекла уменьшается и оно становится особенно хрупким. Прочность. В зависимости от вида стекла, его прочность варьируется от 50 до 210 кгс/мм². Небольшое повреждение поверхности материала, снижает этот показатель в 3-4 раза. Хрупкость. Хрупкость стекла и неспособность противостоять удару, ограничивает его применение в некоторых сферах жизни. При добавлении в состав материала определенных химических элементов, данная характеристика увеличивается. Термостойкость. Термостойкость – способность материала выдержать огромные температурные перепады. Обычное оконное стекло может выдержать температуру до 90°С. В промышленности эти показатели увеличиваются в разы.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Как делают стекло? Производство стекла включает в свой процесс следующие этапы: Подготовка необходимых материалов. Приготовленное сырье нуждается в специальной обработке. Кварцевый песок обогащают, и из его состава удаляют примеси железа. Известняк и доломит тщательно дробят. Смешивание материала в определенных соотношениях. Количество того или иного материала и его процентное соотношение в подготовленной примеси зависит от требуемых физических и химических свойств стеклоизделий. Варка в стекловаренных печах. Стадия варки происходит при высокой температуре, диапазон которой колеблется от 800°С до 1400°С. Идет активный процесс плавки кварцевого песка, и стекломасса становится вязкой и прозрачной. После получения однородной стекольной смеси, происходит формирование будущих изделий, резкое охлаждение продукции с последующей термической и физической обработкой.

Представьте себе, что возвращаетесь из школы, а в окнах вашей квартиры нет стёкол. Отсутствует в доме и стеклянная посуда.
Вы хотите посмотреть на своё удивлённое лицо в зеркало, но в квартире нет и его. Да и многих других полезных вещей вы бы не обнаружили, не будь в своё время изобретено стекло. В этом рассказе я расскажу вам, как начиналась история стекла.

А как же фамилия изобретателя стекла? А никак. Дело в том, что создано оно было самой природой. Давно-давно, за очень много миллионов лет до появления первого человека, стекло уже существовало. А образовалось оно из сначала раскалённой, а затем остывшей лавы, вырвавшейся на поверхность из вулканов.

Это природное стекло называется сейчас обсидианом. Но остекленять, например, окна, им было нельзя не только потому, что окон тогда ещё не было, а ещё и потому, что природное стекло грязносерого цвета, через которое абсолютно ничего не видно.

Так как же появилось стекло, годное для употребления? Может быть люди научились его отмывать? Увы, природное стекло грязное не снаружи, а изнутри, поэтому здесь не помогут никакие даже самые современные моющие средства.

О том, как люди впервые сделали стекло, приближённое к современному, существует несколько легенд. Все они очень однообразны и говорят о том, что путешественники, не имея под рукой камней для очага, использовали вместо них куски природной соды. Причем, происходило это в пустыне или на берегу водоёма, там, где обязательно был песок. И вот под воздействием огня сода и песок плавились, образуя стекло. Люди долго в эти легенды верили. Но совсем недавно выяснилось, что всё это неправда, потому что жара от костра для такого сплава недостаточно.

Производить стекло своими руками люди начали более 5000 лет назад, в Египте. Правда, и тогда оно прозрачным не было, а из-за того, что в песке попадались посторонние примеси, имело зелёный или синий оттенок. Постепенно на Востоке научились от него избавляться. Судя по раскопкам, первыми стеклянными изделиями стали бусы. Чуть позже стеклом стали покрывать посуду. А чтобы научиться делать её саму из стекла, понадобилось ещё 2000 лет.

Для того, чтобы выяснить секрет производства стекла, правительство Венеции в начале ХIII века направило на восток специальных людей. Подкупами и угрозами венецианцы этот секрет раздобыли.

Они наладили собственное производство и смогли сделать стекло ещё более прозрачным, догадавшись добавлять в его состав немного свинца.

Сначала стекло изготавливалось в самой Венеции. Местные власти очень боялись, что кто-то узнает секрет производства, поэтому район, где эти мастерские располагались, был всегда оцеплён солдатами. Никто из рабочих не смел покинуть пределы города. За любую попытку это сделать к смертной казни приговаривался не только сам стеклодел, но и вся его семья.

В конце концов было решено перенести мастерские на остров Мурано. Оттуда и сбежать было труднее, и попасть туда было сложно.

В 1271 году венецианские шлифовщики научились делать из стекла линзы, которые сначала особым спросом не пользовались. Но в 1281 году догадались вставлять их в специально разработанные оправы.

Так появились первые очки. Они стоили сначала настолько дорого, что являлись прекрасным подарком даже для королей и императоров.

В конце XV века, когда в Венеции научились делать из стекла посуду, муранские изделия стали пользоваться во всём мире такой популярностью, что для их доставки пришлось строить дополнительные корабли.

Но усовершенствование стекла продолжалось и позже. Пришло время, и люди придумали покрывать его специальным составом – амальгамой, так появились зеркала.

В нашей стране производство стекла началось тысячу лет назад, в небольших мастерских. А в 1634 году под Москвой был построен первый стекольный завод.

Разделы: Работа с дошкольниками , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Участники - дети подготовительной группы 6-7 лет. Количество детей: 10-12 человек.

Цель: Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире. продолжать знакомство детей с материалами, из которых делают различные предметы. Задачи:

Образовательная область:

Познание.

1.Познакомить детей со стеклом, его производством, свойствами, использованием, видами стекла. Закрепить знания детей о свойствах стекла, его использовании.

2.Закрепить понятие “вещество, выделять его среди различных предметов.

3.Формировать умения сравнивать два вещества (стекло и лед) между собой, выделяя общие и различные признаки.

4.Учить обследовать предметы, используя все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный.

5.Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

6.Закреплять навык исследовательской деятельности: умение выявить свойства и назначение стекла через проведение опытов.

7.Формировать представление об истории возникновения стекла.

8.Продолжать учить детей использовать в своей работе алгоритмы, карты наблюдений.

9.Воспитывать бережное и осторожное отношение к стеклу.

10.Формировать умение работать в строго отведенном времени, используя песочные часы.

Социально-коммуникативное развитие:

1.Сформулировать правила обращения со стеклянными предметами на основе полученных представлений.

2.Развивать интерес к экспериментированию, развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

3.Развивать навыки мыслительной деятельности, умение анализировать, выделять причинно-следственные связи.

4.Воспитывать у детей любознательность, аккуратность, серьезность при выполнении опытов.

Образовательная область:

Речевое развитие:

1.Развивать словарный запас детей за счет слов: вещество, словами, обозначающими свойства стекла.

2.Развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, используя речь – доказательство.

3.Формировать умение выделять в словах твердый и мягкий слог в словах.

Оборудование: Стекло, лед, алгоритмы: правила поведения, свойства стекла, получения стекла, исследование вещества, карты успеха, карандаши, весы 2 шт., песочные часы 2, мяч, мыльные пузыри, карточки, с изображением различных предметов, передники, чудесный мешочек с предметами, в названии которых есть твердый и мягки слог.

Предварительная работа: Игры с мыльными пузырями. Знакомство с профессией стеклодува, рассматривание предметов из стекла, знакомство с лупой, песочными часами.

Ход совместной деятельности

Педагог: Есть у мыльного пузыря и брат. (Показ мыльных пузырей) Ничуть на него не похожий. Вы с ним знакомы давным-давно, привыкли к нему и даже не подозреваете, что рядом с нами - настоящее чудо.

Подойдите к окну. Видите? (Ответы детей) Что это? Нет, не сосна. И не береза. О них речь впереди. Поближе. Ничего не видите? Оконную раму? Опять не то. Протяните потихоньку руку. Чувствуете, уперлась. Вот-вот, это оно и есть. Стекло.

Почему чудо? Да хотя бы потому, что его не видно. И не только нам. И зоркая птица, и глазастая муха не замечают стекла и с лету, с маху бьются об него. Его как будто и во все нет, а оно не пропускает ни холода, ни ветра. Зато свет проходит почти без всякой задержки. Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем сегодня пойдет речь.

Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударь - разобьюсь. (Стекло)

Сегодня мы с вами поговорим о стекле.

Ребята, а что вам приходит на ум, когда вы слышите слово “стекло”? (Ответы детей)

Стекло - экологически чистый, натуральный материал, не затрудняющий доступ света в помещение.

Стекло – это переохлажденная (очень густая) жидкость. Впервые его получили очень давно, предположительно в Сирии. Стекло, как известно, делается из песка, извести и соды. Слайд № 2

Стекло это вещество. Вспомните, что такое вещество? (ответы детей)

Правильно, веществоэто, из чего сделаны предметы и вещи.

Давайте встанем в круг. Кому я кину мяч, тот назовет знакомое вещество. Правильно: соль, сахар, воздух, вода, песок, глина, лед, дерево, резина и т.д. Подойдите к столу и возьмите по одной карточке, где изображены предметы. Рома, почему ты взял эту карточку? (На этой карточке изображен стол, который сделан руками человека.- предмет). По аналогии педагог спрашивает остальных детей.

Ребята, когда мы с вами смотрим на предмет, материал или вещество, что мы можем определить? (По мере проговаривания правил, выставляются карточки со свойствами предметов или можно заранее выставить алгоритмы) Правильно:

1. Название материала или вещества

2. Состояние,

5. Прозрачность.

6. Затем можно его понюхать и определить запах. Не забудьте о мерах предосторожности.

7. Если вещество съедобное, то определить вкус.

8. Легкое или тяжелое (если есть сомнения, то педагог проводит опыт на демонстрационном столе).

9. Растворимость.

10. Что из этого материала или вещества можно сделать?

Слайд № 3

Педагог:Вот перед нами лежат два вещества. Как они называются? Правильно, стекло и лед. Сегодня мы с вами сравним между собой эти два вещества и поможем нашим ученым определить их свойства. Наши с вами наблюдения помогут ученым сделать новые открытия. В картах успеха отмечены те задания, которые мы должны выполнить. Чтобы не забыть результаты, мы будем отмечать наши наблюдения в картах успеха.

Физкультминутка.

Улыбнись.

Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки.
Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце - ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

Ну вот, у нас снова хорошее настроение. И мы с вами разделимся на 2 группы. Одна группа будет проводить исследования со стеклом, а другая исследует лед. А потом мы сравним результаты.

Давайте с вами вспомним правила поведения, которые необходимо соблюдать при работе: Не кричать

  • Не трогать без разрешения
  • Работать только на своем месте
  • Не пробовать на вкус без разрешения
  • Соблюдать осторожность

Слайд № 4

А сейчас разделимся на группы. Вот у меня в руках чудесный мешочек, в котором лежат предметы, в названии в которых есть твердые и мягкие слоги. Те дети, которым попались слова с мягким слогом, подойдут к столу с зеленой карточкой. У кого предметы, в названии которых твердый слог – к столу с синей карточкой. Дети вытаскивают предметы и четко называют слово, выделяя нужны слог.

В каждой группе мы выберем научного руководителя. В конце вашей работы научный руководитель группы расскажет о том, что узнали, как делали.

Для того, чтобы исследования не затянулись я предлагаю использовать песочные часы. Вам всё понятно? Тогда приступайте к работе.

Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога. А теперь наши научные руководители расскажут о работе своих товарищей.

1 группа

Мы провели опыты со стеклом и узнали, что стекло тоже твердое, но хрупкое. Мы рассматривали предметы, где есть небольшие трещинки. Стекло хорошо пропускает свет, оно прозрачное, т.к четко видны предметы, холодное, имеет вес, если по нему тихонечко ударить, то издает мелодичный звук и может иметь жидкое состояние, имеет форму, имеют применение. Слайд № 5

2 группа

Мы провели опыты со льдом. Мы взяли лед и решили проверить, твердый ли он. Узнали, что лед твердый, но он крошится, следовательно, он хрупкий, от тепла он тает, если потрогать, то лед холодный, прозрачный, но четко предметов мы не видим, пропускает свет, имеет вес, издает звук, если по нему тихонечко ударить. И самое главное лед получается из воды, имеет форму, имеют применение.

Слайд № 6

А теперь все вместе отметим, что у стекла и льда общее и чем они не похожи друг на друга. Слайд № 7

Общее: прозрачность, оба вещества холодные, имеют вес, пропускают свет, издают звук, могут иметь жидкое состояние, имеют форму.

Различие: лед непрактичен, т.к тает. А стекло нет. Прозрачность разная. Стекло более долговечно, чем лед. (Дети отмечают на доске маркером)

Где можно применить стекло? (Посуда, рама, экран телевизора, витрины т прилавки магазинов т.д.

Слайд № 8

А где можно применить лед? (При замораживании продуктов, в медицине, по льду зимой можно перейти реку, в спорте и т.д.)

Слайд № 9

Педагог: Ребята, какой можно сделать вывод?

Вывод: Применение этих веществ тоже различно, хотя у них есть общие свойства.

А теперь давайте поиграем. Что вы видите у меня на столе? Правильно, различные предметы. Из чего они сделаны. Правильно, из стекла. Игра заключается в том, что на слух вы должны определить, какой стеклянный предмет звучит. (Перед игрой педагог предлагает послушать, как звучит каждый предмет.)

Правила обращения со стеклянными предметами.

Как вы думаете, что надо сделать, если у нас что-то разбилось?

Ребенок:

Со стеклом будь осторожен
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда.
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат – совок
И для мусора бачёк –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.

А теперь возьмем большой конверт, вложим в него наши исследования и отправим ученым.

В НОД использованы приемы и методы:

  • Работа детей малых в подгруппах, всей группой, индивидуально.
  • Прием совместной деятельности взрослого и ребенка.
  • Прием чтения алгоритмов.
  • Прием сравнения.
  • Прием исследовательских действий.
  • Словесный метод с использованием речи – доказательства.
  • Метод наблюдения
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Игровой метод.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История создания стекла Презентация для детей среднего и старшего дошкольного возраста Подготовила воспитатель первой категории Елена Александровна Налимова

Стекло - это удивительный материал. Его довольно трудно разрезать, но при этом легко разбить. Самая главная отличительная характеристика стекла - его прозрачность. Давайте разберемся, благодаря каким ингредиентам стекло получает свои уникальные свойства.

Основными ингредиентами любого стекла являются кварцевый песок, карбонат кальция и известняк.

Производство стекла Все эти составные части следует перемешать и поместить в печь, разогретую до 1400-1500 градусов Цельсия. В результате этой процедуры все смешанные ингредиенты превратятся в жидкую массу, которая при охлаждении обретет форму стекла.

История создания стекла Но стекло не всегда делали именно таким образом. Самое первое стекло вообще было сделано без участия человека, за много миллионов лет до начала нашей цивилизации. Ученые предполагают, что первое стекло появилось из вулканической лавы.

Первые люди, которые начали производить стекло, делали это из натуральной соды и песка. Они перемешивали эти ингредиенты и нагревали.

Интересные факты Стекло, без которого трудно представить наше существование, было получено свыше пяти тысяч лет назад. Его появление связывают с развитием гончарного дела: при обжиге на изделие из глины могла попасть смесь воды и песка. В результате на поверхности образовываласт стекловидная пленка-глазурь. Считается, что изменившее мир изобретение родилось на территории современной Палестины.

Самые древние стеклянные поделки, дошедшие до нас, – египетского происхождения. В гробницах фараонов обнаружили небольшие флакончики из цветного непрозрачного стекла, предположительно для ароматических масел и духов.

Мурановское стекло В дальнейшем мастерам с острова Мурано, в XIII веке удалось добиться абсолютной прозрачности и невероятной тонкости стекла. С тех пор объемы производства стекла резко увеличились. Стеклянные изделия стали настоящими произведениями искусства и предметами роскоши.

Создание стеклодувной трубки В I веке до н. э. была изобретена стеклодувная трубка, которая позволила легко и быстро создавать простые и разнообразные по форме сосуды.

Кто такие стеклодувы? Стеклодув - это специалист, умеющий обрабатывать разогретую массу стекла. Труд этих специалистов необходим при изготовлении посуды и декоративных изделий из стекла, химических сосудов и елочных игрушек. Применяется он и на предприятиях, выпускающих неоновые лампы. Стеклодувы бывают разные. Стеклодувы-аппаратурщики создают сложнейшие стеклянные приборы для научно-исследовательских институтов и лабораторий, фармацевтических фирм. Стеклодувы-художники создают эксклюзивные шедевры: рюмки, сувениры, вазы, игрушки, украшения.

Уже позднее появились первые зеркала с использованием стекла, цветные стекла, увеличительные стекла, микроскопы и телескопы. Сегодня сложно представить себе сферу жизнедеятельности человека, в которой бы не использовалось стекло.

Завод по производству стекла В настоящее время процесс изготовления стекла автоматизирован. Завод на котором производят стекло называется стекольным.

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Рисуем песком на стекле». Обучение технике рисования песком на стекле в совместной деятельности детей и взрослого

Детям очень полезно "общаться" с песком, как и любыми сыпучими материалами. Песочное изотворчество это не только развлечение для ребенка, это ещё развитие тактильных ощущений, мелкой мотор...

Конспект занятия по рисованию (нетрадиционное рисование на стекле) в подготовительной группе "А вот и чудо на стекле."

Нетрадиционное рисование на стекле с детьми старшего дошкольного возраста. Увлекательное творчество с помощью своих пальчиков и пальчиковых красок + стекло. И это все, что вам понадобится для создания...



Что еще почитать