Религиозные организации порядок создания. Инструкция по регистрации религиозной организации, необходимые документы

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Отличие группы от организации в том, что группа может существовать без государственной регистрации и образования юридического лица. Помещения и необходимое для ее деятельности имущество предоставляются в пользование участниками группы. Созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки религиозного объединения (вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей), в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования.

Регистрация религиозных организаций

Организации всегда имеют государственную регистрацию и являются юридическими лицами. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Эти положения закона позволяют обеспечить гражданам возможность получить при желании сведения о религиозной организации, с которой они имеют дело. Представители некоторых новых религиозных движений при вербовке новых адептов предпочитают называть себя просто христианами, не поясняя, к какой именно ветви христианства они относятся, чтобы не отпугнуть потенциальных последователей.

Религиозные организации подразделяются на местные и централизованные. Для создания местной религиозной организации необходимо подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет или подтверждение того, что она входит в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания.

Централизованная религиозная организация должна состоять не менее чем из трех местных религиозных организаций. Она вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них, в случае если ее структуры действовали на территории страны на законных основаниях не менее 50 лет на момент обращения указанной организации с заявлением о государственной регистрации. Религиозные организации освобождаются от уплаты государственной пошлины за право использования этих слов и словосочетаний в наименованиях своих организаций.

Религиозная организация обязана информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях. Запись об изменении сведений об организации вносится в единый государственный реестр юридических лиц. Религиозная организация также обязана ежегодно информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, о продолжении своей деятельности.

Религиозные организации могут основывать и содержать:

культовые здания и сооружения;

иные места и объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, паломничества, профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности.

Учреждения профессионального религиозного образования создаются для подготовки служителей и религиозного персонала и подлежат регистрации в качестве религиозных организаций. Они обязаны получать государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности.

Религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.

Известно, что существуют религиозные общины, которые преследуют нерелигиозные цели, занимаются предпринимательской деятельностью. Нередко они получают прибыль, используя бесплатный труд последователей, от вложения денег и имущества в промышленность и торговлю. Религия выступает в данном случае как средство извлечения прибыли, что противоречит ст. 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Зафиксированы случаи применения к членам религиозных общин психического воздействия с целью получения их имущества.

Среди причин, по которым религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации, предусмотрена такая: «создаваемая организация не признана в качестве религиозной». Признание создаваемой организации религиозной осуществляется на основании государственной религиоведческой экспертизы, проводимой в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 июня 1998 г. N 565 «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы».

По результатам экспертизы экспертный совет принимает заключение, содержащее выводы в отношении возможности признания организации в качестве религиозной и достоверности сведений относительно основ ее вероучения и соответствующей ему практики. В экспертные советы входят работники органов государственной власти, специалисты в области религиоведения, отношений государства и религиозных объединений. В качестве консультантов к работе экспертного совета могут привлекаться специалисты, не являющиеся его членами, а также представители религиозных организаций. С 2008 г. организация проведения государственной религиоведческой экспертизы при государственной регистрации централизованных религиозных организаций возложена на Федеральную регистрационную службу.

В случае отказа в регистрации в форме религиозной организации или по иным причинам (например, недостаточный срок существования религиозной группы) объединение может быть зарегистрировано как некоммерческая организация другой направленности. Так, например, последователи культа Анастасии оформлены как НКО Владимирский фонд культуры и поддержки творчества «Анастасия», учредителем которого является В.Н. Мегре, автор книг об Анастасии. Они не стремятся к регистрации в виде религиозной организации, хотя ряд экспертов считает этот культ религиозным. В России без государственной регистрации действует «Белое Братство».

Другие группы, наоборот, стараются получить статус религиозной организации, так как он связан с более широкими экономическими возможностями, предоставлением налоговых и иных льгот.

Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретённое или созданное ими за счёт собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретённое иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Таким образом, работа религиозной организации связана среди прочего с финансовыми поступлениями в виде пожертвований или благотворительных взносов. Чтобы обезопасить себя от многочисленных требований налоговых органов, мы рекомендуем пройти процедуру «регистрация религиозных организаций», которая даст статус некоммерческой организации, то есть возможность получить налоговые льготы и освободить часть доходов от налогообложения.

Регистрация религиозных организаций:

Услуги по регистрации религиозных организаций:

первичная юридическая консультация о статусе религиозной организации и его привилегиях;

разработка Устава;

подбор кодов статистики;

написание заявления о государственной регистрации религиозной организации;

оплата государственной пошлины;

подача документов на регистрацию в органах ФРС России;

постановка на налоговый учёт в органах ФНС России;

открытие счета в банке;

получение регистрационного свидетельства и свидетельства о постановке на налоговый учёт;

получение письма Госкомстата России с кодами статистики;

постановка на учёт во внебюджетные фонды;

сопровождение процедуры заверения подписи заявителя у нотариуса;

разработка макета и изготовление печати.

Государственная регистрация религиозных организаций дает возможность приобретения прав юридического лица в виде некоммерческой организации, то есть возможность получить налоговые льготы и в большинстве случаев освободить часть доходов от налогообложения. При этом религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия для достижения уставных целей. Поэтому на этапе регистрации своей организации нужно уметь юридически правильно и лаконично прописать уставные цели и уставную деятельность религиозной организации.

Регистрация религиозных организаций дает возможность получить налоговые льготы по уплате следующих налогов: налог на прибыль, НДС, транспортный налог, налог на имущество, налог на землю. Например, регистрация религиозных организаций дает возможность не уплачивать налог на прибыль, полученной от проведения обрядов и церемоний, от реализации предметов религиозного назначения, с целевых взносов на осуществление уставной деятельности. Прибыль, полученная не для достижения уставных целей, облагается налогом. Поэтому крайне важно на этапе регистрации своей организации правильно прописать уставные цели и уставную деятельность, чтобы в дальнейшем расширить часть доходов, необлагаемых налогом.

Религиозная организация - это одна из форм некоммерческих организаций, которая основана гражданами Российской Федерации с целью распространения веры и вероисповедания. Особенности создания и права религиозных организаций регулируются Законом и Гражданским Кодексом РФ. Согласно Федеральному Закону религиозные организации представляют собой формы религиозных объединений, одной из которых также является религиозная группа. Основными целями деятельности религиозных организаций являются:

Совершение богослужения, а также других обрядов и церемоний

Вероисповедание

Распространение веры

Обучение религии, а также воспитание последователей религии

Действуя на правах некоммерческой организации, прибыль от предпринимательской деятельности религиозной организации может быть направлена только на достижение целей, прописанных в уставе. В зависимости от формы религиозной организации они действуют в соответствии с внутренними правилами, которые описаны в уставе и утверждены учредителями или центральной религиозной организацией. В отличие от религиозной группы созданию РО предшествует обязательная регистрация религиозной организации в качестве юридического лица. Особенности религиозных организаций заключаются в их отдельном статусе от Государства и равенстве между собой. Все религиозные организации в России подразделяются по сфере своего влияния на централизованные и местные. Местная религиозная организация должна состоять не менее чем из 10 физических лиц старше 18-летнего возраста, которые постоянно проживают в одной местности. В свою очередь централизованные религиозные организации и объединения должны состоять из 3-х и больше местных религиозных групп.

Регистрация религиозной организации (государственная)- религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций. (О свободе совести и о религиозных объединениях: ФЗ от 26.09.1997 № 125-ФЗ.-В ред. от 29.06.2004.-Ст. 11 п. 1) Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (далее - федеральный орган государственной регистрации) или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации религиозных организаций определяется Правительством Российской Федерации. Решение о государственной регистрации местной религиозной организации, а также централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации. Федеральный орган государственной регистрации принимает решение о государственной регистрации централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации. Для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации: заявление о регистрации; список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения; устав религиозной организации; протокол учредительного собрания; документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром; сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей; сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией; документ об уплате государственной пошлины. (О свободе совести и о религиозных объединениях: ФЗ от 26.09.1997 № 125-ФЗ. - В ред. от 29.06.2004.-Ст. 11 п. 1, 2, 3, 5) Религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случаях, если: цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации - со ссылкой на конкретные статьи законов; создаваемая организация не признана в качестве религиозной; устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения не достоверны; в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием; учредитель (учредители) неправомочен. В случае отказа в государственной регистрации религиозной организации о принятом решении в письменной форме сообщается заявителю (заявителям) с указанием оснований отказа. Отказ по мотивам нецелесообразности создания религиозной организации не допускается. Отказ в государственной регистрации религиозной организации, а также его уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд. (О свободе совести и о религиозных объединениях: ФЗ от 26.09.1997 № 125-ФЗ.-В ред. от 29.06.2004.-Ст. 12 п. 1, 2)

общественный религиозный правовой

Утверждены
Министерством юстиции
Российской Федерации
от 27 декабря 1999 года N 10766-СЮ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по применению органами юстиции некоторых положений

в части регистрации и перерегистрации религиозных организаций

1. Нормативно-правовые основы деятельности органов юстиции по регистрации и перерегистрации религиозных организаций.

Во исполнение Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" , далее именуется - Федеральный закон , для производства государственной регистрации и перерегистрации религиозных организаций приняты следующие нормативно-правовые акты:

Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций" от 2 февраля 1998 года N 130 ;

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30 марта 1998 года N 32 "О порядке реализации постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 года N 130 "О порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций" ;

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 16 февраля 1998 года N 19 зарегистрирован в Минюсте России 5 марта 1998 года, регистрационный N 1482 "Об утверждении Правил рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций в органах юстиции Российской Федерации" ;

Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы" от 3 июня 1998 года N 565 ;

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 8 октября 1998 года N 140, зарегистрирован в Минюсте России 22 октября 1998 года, регистрационный N 1639 "О порядке реализации постановления Правительства Российской Федерации от 3 июля 1998 года N 565 "О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы" ;

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года "О свободе совести и о религиозных объединениях" в связи с жалобами религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения "Христианская церковь Прославления" от 23 ноября 1999 года "Российская газета" от 16 декабря 1999 года).

2. В какой части на религиозные организации распространяются положения Федерального закона "О некоммерческих организациях" ?

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 4 ноября 1998 года установил, что особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, управления религиозными организациями определяются федеральным законом о религиозных объединениях и исключил религиозные организации из-под действия статей 13 - , - , -30 Федерального закона "О некоммерческих, организациях" . Положения иных статей указанного Закона в части, касающейся религиозных организаций, остались в силе.

3. Каким образом регулируются вопросы членства в религиозной организации? Может ли быть членом религиозной организации несовершеннолетний?

Вопросы религиозной принадлежности и членства в религиозной организации относятся к внутренним установлениям религиозных организаций и регулируются не Законом, а каноническими установлениями той или иной Церкви. Следовательно, несовершеннолетний может быть членом религиозной организации, если это предусмотрено ее канонами. В то же время согласно п.5 ст.3 Федерального закона запрещается вовлечение в религиозные объединения малолетних, т.е. лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.

Федеральным законом для религиозных организаций введены понятия учредители и участники, а также установлены предъявляемые к ним требования. Поскольку в уставе религиозной организации в соответствии с требованиями п.2 ст.10 Федерального закона указывается порядок ее создания и формирования руководящих органов, которые по смыслу Закона образуются из числа участников религиозной организации, то механизм и процедура оформления участия граждан в деятельности религиозной организации должны быть отражены в ее уставе.

4. Могут ли регистрирующие органы требовать от религиозной организации предусматривать в ее учредительных документах создание определенных руководящих, исполнительных и контролирующих органов?

Согласно п.2 ст.10 Федерального закона в уставе религиозной организации указываются структура организации, органы управления, порядок их формирования и компетенция. В то же время регистрирующие органы не вправе требовать от религиозной организации создания непредусмотренных законом органов управления, поскольку в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства регистрирующие органы не должны вмешиваться в вопросы их внутреннего устройства и управления и уважают право религиозных объединений выбирать, назначать и заменять свой персонал согласно своим соответствующим требованиям и стандартам, если эти установления не противоречат законодательству Российской Федерации.

5. Что понимать под терминами структурная и вероисповедная принадлежность религиозной организации?

Федеральный закон не дает определения терминов структура и вероисповедание религиозной организации. В то же время с общепринятой точки зрения под структурой (от латинского "struktura" - строение, устройство) следует понимать иерархическое и институционное устройство религиозной организации, а под структурным подразделением - входящую в ее состав организацию. Вероисповедание - это принадлежность организации к какой-либо религии, имеющей свое разработанное вероучение и культовую практику. Понятия структурная и вероисповедная принадлежность могут не совпадать, так как последователи одной веры, например, мусульмане, могут иметь несколько самостоятельных духовных управлений (религиозных центров). Согласно Закону структурная принадлежность религиозной организации указывается в ее уставе и подтверждается соответствующим документом.

6. Могут ли иностранные граждане быть учредителями, участниками и руководителями религиозных организаций?

В соответствии с п.3 ст.62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Пунктом 1 ст.9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" установлено, что учредителями местной религиозной организации могут быть только граждане Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.6 и п.1 ст.8 Федерального закона участниками религиозных объединений наряду с гражданами РФ могут быть и иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации. При этом в соответствии со ст.5 Закона СССР от 24 июня 1981 года "О правовом положении иностранных граждан в СССР" (действует в Российской Федерации на основании постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств") иностранные граждане могут постоянно проживать в стране, если имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

В то же время согласно п.2 ст.20 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозные организации в установленном порядке имеют право приглашать иностранных граждан для занятия профессиональной, проповеднической, религиозной деятельностью. При этом временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане вправе осуществлять данную деятельность без оформления участия в организации и не замещая какие-либо должности в ее руководящих органах, поскольку исходя из выше названных положений Закона они не могут быть участниками религиозных организаций.

Кроме того, в соответствии со ст.7 Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" временно пребывающие в стране иностранные граждане могут заниматься профессиональной деятельностью, если это совместимо с целью их пребывания в стране, которая указывается во въездной визе, выдаваемой консульскими учреждениями МИД России.

К иностранным религиозным деятелям, осуществляющим профессиональную деятельность на территории Российской Федерации в зарегистрированных религиозных организациях, не применяется порядок оформления, установленный Указом Президента РФ от 16.12.93 N 2146 "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 51, ст.4934). В то же время иностранные граждане, въехавшие в Российскую Федерацию с намерением работать по найму в религиозных организациях, должны соблюдать утвержденный настоящим Указом обязательный порядок выдачи разрешений и подтверждений на право трудовой деятельности на территории России.

7. Согласно п.2 ст.13 Федерального закона представительства иностранных религиозных организаций не могут заниматься культовой и иной религиозной деятельностью. Какие действия подпадают под это ограничение?

Федеральный закон не раскрывает понятие "культовая и иная религиозная деятельность". В то же время в религиоведческой литературе понятие "культ" (от лат. cultus - почитание) обозначает совокупность определенных сакральных традиций, обрядов, церемоний и действий, присущих любой религии. Следовательно, под культовой и религиозной деятельностью понимается деятельность, связанная с основанием молитвенных зданий, проведением культовых (религиозных) обрядов и церемоний, религиозным обучением и воспитанием, распространением веры (миссионерская деятельность), паломничеством к святым местам и иная деятельность, относимая соответствующим вероучением к культовой.

8. Может ли местная религиозная организация входить в структуру религиозного центра, находящегося за пределами Российской Федерации? Где осуществляется регистрация таких организаций?

Федеральный закон такую возможность предусматривает и в п.6 ст.11 устанавливает, что в случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) местной религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, то в регистрирующий орган дополнительно представляются надлежаще удостоверенные устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации. Кроме того, согласно п.1 ст.9 Закона учредители местной религиозной организации должны представить документ, подтверждающий существование на данной территории не менее пятнадцати лет соответствующей религиозной группы, поскольку иностранный, религиозный центр не является централизованной религиозной организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.11 Федерального закона государственная регистрация всех местных религиозных организаций производится территориальными органами юстиции.

9. Могут ли быть участниками местной религиозной организации граждане, проживающие вне пределов соответствующего поселения?

По смыслу п.3 ст.8 Федерального закона местной религиозной организацией признается организация, состоящая не менее чем из десяти участников, постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. При этом требования о том, чтобы все участники религиозной организации постоянно проживали в соответствующей местности либо в одном городском или сельском поселении, Закон не содержит.

10. Может ли одно лицо являться учредителем или участником нескольких религиозных организаций одного вероисповедания?

Действовавшее до октября 1990 года законодательство о религиозных объединениях устанавливало, что каждый гражданин может быть членом только одного религиозного общества или группы. Действующий Федеральный закон такого ограничения не содержит.

11. Может ли в одном городском или сельском поселении создаваться несколько религиозных групп или организаций одного вероисповедания?

Каких-либо ограничений на этот счет Федеральный закон не содержит. Согласно п.2 ст.12 Федерального закона отказ по мотивам нецелесообразности создания религиозной организации не допускается.

12. Как понимать положение п.1 ст.12 Федерального закона о неправомочности учредителя (учредителей) религиозной организации?

Эту норму следует понимать как несоблюдение предъявляемых Федеральным законом требований к учредителям религиозных организаций (например, несовершеннолетие, отсутствие гражданства РФ, превышение установленной Законом или уставом религиозной организации компетенции при учреждении других организаций и т.д.).

13. Какие виды религиозных организаций могут создавать централизованные религиозные организации? Может ли централизованная организация учредить местную религиозную организацию?

Правомочность централизованной религиозной организации при создании других религиозных организаций установлена в п.6 ст.8 Федерального закона . Местную религиозную организацию централизованная организация учредить не может, поскольку местные религиозные организации, являясь объединением граждан, создаются согласно пункту 1 ст.9 путем их добровольного волеизъявления.

В свою очередь, не менее трех местных религиозных организаций могут создать централизованную религиозную организацию того же вероисповедания. При этом объединение (союз, ассоциация) религиозных организаций разной вероисповедной принадлежности согласно п.2 ст.121 части первой ГК РФ признается некоммерческой организацией, но не имеет религиозного статуса, так как не обладает главным признаком любой религиозной организации - совместным исповеданием веры.

14. Может ли вышестоящая централизованная религиозная организация своим решением ликвидировать местную религиозную организацию?

Нет, поскольку согласно п.1 ст.14 Федерального закона и п.2 ст.61 части первой ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то его уставом. В то же время в соответствии со ст.15 Федерального закона государство уважает внутренние установления религиозных организаций и их право действовать в соответствии с ними в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. Каноническими установлениями иерархически построенных религиозных организаций, например православных или католических, предусмотрено, что образование местных организаций (приходов) происходит по благословлению епархиального епископа, что юридически оформляется выдачей подтверждения в регистрирующий орган о конфессиональной принадлежности создаваемой организации. Отзыв такого подтверждения из регистрирующего органа влечет прекращение деятельности местной религиозной организации в качестве структурного подразделения централизованной организации и лишает ее права использовать в дальнейшем наименование и другие реквизиты соответствующей церкви.

15. Может ли жилое помещение использоваться в качестве нахождения (юридического адреса) религиозной организации?

В соответствии с п.5 ст.11 Федерального закона для государственной регистрации местной религиозной организации в регистрирующий орган представляется документ, подтверждающий место нахождения (юридический адрес) создаваемой организации. Для государственной регистрации централизованной религиозной организации, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, в соответствии с п.7 указанной статьи Закона в регистрирующий орган представляется документ, подтверждающий место нахождения (юридический адрес) руководящего органа создаваемой организации.

Согласно п.3 ст.288 части первой и п.2 ст.671 части второй Гражданского кодекса РФ жилое помещение может использоваться только для проживания граждан и размещение в нем организаций не допускается. В этой связи жилое помещение не может быть использовано для размещения офисов религиозных организаций, образовательных, издательских, производственных и иных целей.

В то же время в соответствии с п.2 ст.16 Федерального закона в жилых помещениях могут беспрепятственно совершаться богослужения, религиозные обряды и церемонии, что является основной целью и формой уставной деятельности местных религиозных организаций. В этой связи жилое помещение, предоставляемое религиозной организации ее участниками для реализации данных целей, может являться местом нахождения местной религиозной организации, что не противоречит указанной норме Гражданского кодекса , поскольку не связано с размещением в нем органов управления, иных служб и производств. Вместе с тем использование жилого помещения для проведения богослужений, религиозных обрядов и церемоний не должно нарушать общественный порядок и права проживающих в нем граждан.

16. Из ст.10 Федерального закона не вытекает, что в уставе религиозной организации указывается территория ее деятельности. Как тогда учитывать территориальную сферу деятельности организации, предусмотренную в п.7 ст.8 Закона ?

Согласно п.2 ст.52 части первой ГК РФ и ст.10 Федерального закона в уставе юридического лица указывается его место нахождения и не устанавливаются территориальные пределы деятельности. В то же время, как правило, религиозные организации указывают в своих учредительных документах территорию своей деятельности в соответствии с институционной и иерархической структурой религиозной организации. По смыслу Закона территориальной сферой деятельности местной религиозной организации является территория соответствующего городского, сельского или иного поселения, а централизованной организации - территория субъектов Российской Федерации, где имеются входящие в ее структуру местные организации.

17. Могут ли создаваться религиозные организации в местах исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы?

Создание религиозных объединений в государственных учреждениях и воинских частях запрещено Федеральным законом (п.3 ст.6). В соответствии со ст.8 Исправительно-трудового кодекса и ст.16 Федерального закона к лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, по их просьбе могут приглашаться священнослужители для совершения религиозных обрядов. С разрешения администрации данных учреждений для совершения обрядов и церемоний могут выделяться специальные молитвенные помещения (храмы). Религиозные объединения при этих храмах не создаются, поскольку реализация установленных законом прав религиозных объединений (свободно собираться беспрепятственно проводить богослужения, обряды, церемонии и пр.) противоречит правилам внутреннего распорядка в местах содержания под стражей. В соответствии с установившейся практикой открываемые храмы являются приписными к приходам, созданным и зарегистрированным вне пределов учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.

Федеральный закон не устанавливает особого порядка перерегистрации религиозных организаций. Согласно п.3 ст.27 Закона религиозные организации, созданные до вступления его в силу, должны привести свои уставы и иные учредительные документы в соответствие с Законом и пройти перерегистрацию. В этой связи процедуру перерегистрации следует рассматривать как процедуру регистрации изменений и дополнений в уставе религиозной организации и проводить ее в соответствии с п.11 ст.11 Закона . Регистрирующий орган при перерегистрации местной религиозной организации вправе запросить у заявителя все перечисленные в п.5 ст.11 Федерального закона документы .

19.* Могут ли местные религиозные организации действовать на основании типовых (примерных) уставов, разработанных для них централизованными организациями.
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


Гражданский кодекс РФ предусматривает, что юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного типа. В п.1 ст.10 Федерального закона установлено, что религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной организацией. Во взаимосвязи с другими положениями Закона из этой нормы вытекает, что централизованная религиозная организация утверждает уставы религиозных организаций, создаваемых ею в порядке п.6 ст.8 Закона , а уставы местных религиозных организаций утверждаются учредительным собранием граждан. Таким образом, практика разработки типовых уставов для местных религиозных организаций законом не запрещается, однако они должны быть утверждены учредителями религиозной организации.

20. В каком порядке проводится перерегистрация религиозных организаций?

Поскольку Закон не установил очередность перерегистрации централизованных и местных религиозных организаций, то отсутствие перерегистрации централизованной организации не может служить основанием для отказа в перерегистрации входящей в ее структуру местной религиозной организации. Согласно п.3 ст.27 Федерального закона не производится перерегистрация религиозных организаций, в отношении которых имеются основания для их ликвидации либо запрета деятельности, указанные в п.2 ст.14 Закона .

21. Могут ли религиозные организации, не прошедшие перерегистрацию, быть учредителями централизованных религиозных организаций?

Согласно п.4 ст.8 Федерального закона централизованной религиозной организацией признается организация, состоящая не менее чем из трех местных религиозных организаций. Организационно-правовая форма "местная религиозная организация" и условия ее признания в качестве таковой введены в действие новым Федеральным законом. В этой связи религиозные организации до их перерегистрации не могут учреждать другие религиозные организации в порядке, предусмотренном п.4 и п.6 ст.8 Федерального закона.

22. Как быть, если при перерегистрации религиозной организации меняется вид организации и регистрирующий орган?

В правоприменительной и практике возникают ситуации, когда религиозная организация ранее была зарегистрирована Минюстом России, а согласно новому Закону является местной организацией и подлежит перерегистрации в территориальном органе юстиции. С другой стороны, организация, ранее зарегистрированная в территориальном органе, может подлежать перерегистрации в Минюсте России. В этом случае соответствующий регистрирующий орган производит перерегистрацию религиозной организации, а орган юстиции по месту ее прежней регистрации по заявлению религиозной организации и при предъявлении регистрационных документов издает распоряжение об исключении данных о религиозной организации из государственного реестра религиозных организаций, зарегистрированных в данном органе юстиции.

23. Может ли местная религиозная организация перейти из структуры одной централизованной организации в другую или при перерегистрации вступить в существующую централизованную организацию, будучи ранее зарегистрированной в качестве автономной религиозной организации?

Да, может. При этом ей следует внести соответствующие изменения и дополнения в устав организации и представить их для государственной регистрации. Поскольку порядок внесения изменений и дополнений в устав устанавливается согласно Закону в уставе религиозной организации, регистрирующий орган при проведении их регистрации должен проверить, что изменения и дополнения утверждены правомочным органом религиозной организации. Утверждение изменений и дополнений неправомочным органом или внесение их с нарушением установленной уставом религиозной организации процедуры влечет отказ регистрирующего органа в удовлетворении соответствующего заявления религиозной организации.

24. Может ли регистрирующий орган отменить свое распоряжение о государственной регистрации религиозной организации?

Отмена акта государственной регистрации религиозной организации влечет ее ликвидацию, как юридического лица. В соответствии со ст.61 части первой ГК РФ юридическое лицо, в случае осуществления деятельности, противоречащей его уставным целям или действующему законодательству, а также в иных случаях, предусмотренных законом, может быть ликвидировано решением суда по требованию соответствующих государственных органов, в том числе, органов юстиции.

Таким образом, отмена регистрирующим органом без решения суда распоряжения о регистрации религиозной организации, аннулирование ее учредительных документов и внесение об этом записи в государственный реестр религиозных организаций не основаны на законе.

25. Может ли местная религиозная организация создавать учреждения профессионального религиозного образования?

Местные религиозные организации в соответствии со ст.18 Федерального закона и ст.11 Федерального закона "Об образовании" могут быть учредителями образовательных учреждений, регистрируемых в качестве негосударственных образовательных учреждений. Что касается учреждений профессионального религиозного образования, то согласно п.6 ст.8 они создаются исключительно централизованными религиозными организациями. Целью духовных образовательных учреждений является подготовка священнослужителей и религиозного персонала. Они признаются религиозными организациями и подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном Федеральным законом.

26. В каких формах и какими видами предпринимательской деятельности может заниматься религиозная организация?

Согласно ст.117 части первой ГК РФ религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Следовательно, предпринимательская деятельность религиозных организаций может осуществляться только в пределах ее уставной правоспособности и в тех формах, которые предусмотрены законодательством. В частности, гражданское законодательство и судебно-арбитражная практика признают право религиозных организаций осуществлять предпринимательскую деятельность как непосредственно, так и путем учреждения для этого хозяйственных обществ с правами юридического лица. Отдельными видами деятельности, перечень которых установлен Федеральным законом от 16 сентября 1998 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" , религиозная организация может заниматься только после получения соответствующего права (лицензии) на осуществление лицензируемого вида деятельности.

27. Вправе ли религиозные организации создавать и содержать вероисповедальные кладбища?

Федеральным законом от 8 декабря 1995 года "О погребении и похоронном деле" предусмотрено создание вероисповедальных кладбищ, как мест погребения лиц одной веры. Решение о создании вероисповедальных кладбищ согласно ст.15 указанного Закона принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территории которых они создаются, по предложению массовых религиозных организаций, уставы которых предусматривают содержание вероисповедательных кладбищ.

28. Может ли религиозная организация продать получаемую гуманитарную помощь для использования вырученных средств в уставных целях?

Согласно п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1999 года N 1335 "Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации" продажа гуманитарной помощи (полная или частичная) запрещается.

29. Каков порядок представления налоговым органам информации о регистрации религиозных организаций?

Согласно п.1 ст.85 части первой Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственную регистрацию организаций, обязаны подавать информацию о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорганизованных) организациях в налоговый орган по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (перерегистрации) или ликвидации (реорганизации) организации. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года N 266 "О порядке ведения единого государственного реестра налогоплательщиков" данная информация должна содержать:

- сведения об органе, осуществившем государственную регистрацию (перерегистрацию) создания, реорганизации, ликвидации организации: наименование и место нахождения (юридический адрес) регистрирующего органа, идентификационный номер налогоплательщика:

- реквизиты документа о государственной регистрации: дата выдачи, серия и номер документа:

- сведения об организации: наименование и место нахождения (юридический адрес) организации:

- сведения о событии, подлежащем регистрации (перерегистрации): дата события, вид события (создание, реорганизация, ликвидация).

Кроме того, согласно п.3 ст.83 части первой Налогового кодекса Российской Федерации сама религиозная организация в течение 10 дней после государственной регистрации обязана подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявлением постановка на учет. Нарушение указанного срока или уклонение от постановки на учет влекут установленную законом ответственность.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Вопросы Федеральной регистрационной службы.
Сборник нормативных правовых актов и
методических материалов, том 3, Тюмень,
2005 год

Понятие и роль религиозных объединений

Суть понятия "религиозное объединение" раскрывает федеральный закон Российской Федерации "о свободе совести и религиозных объединениях" Пункт 1 статьи 6 данного нормативного акта гласит: "Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

Вероисповедание;

Совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

Обучение религии и религиозное воспитание своих последователей".

Роль религиозных объединений в условиях развития нашего государства включает в себя множество аспектов, таких как организацию духовного развития личности, поддержку ее нравственных ориентиров, а так же воспитание любви к отечеству, веротерпимости и толерантности во взаимоотношениях среди народов, воспитание и формирование мировоззрения молодежи.

Конституция РФ гласит: "Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".

Но религиозные объединения играют важную роль не только в политической жизни. С падением атеистической идеологии религия проникла во многие сферы жизни общества. И не смотря на то, что установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации человека в зависимости от отношения к религии не допускаются, а наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных анкетах, принадлежность к той или иной конфесии предусматривает наличие определенных жизненных принципов гражданина, которые в некоторых случаях не могут быть проигнорированы государством. Так на пример ФЗ "об альтернативной военной службе" гарантирует замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. А в уже упомянутом ФЗ "о свободе совести и религиозных объединениях" закреплено: "Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди". Все это указывает на особое внимания, со стороны государства, к тонким нюансам религиозного мировоззрения граждан.

Таким образом, можно сделать вывод что, понятие "религиозное объединения" включает в себя три признака:

Вероисповедание

Совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний

Обучение религии и религиозное воспитание своих последователей,

при условии что:

Это не противоречит законам Российской Федерации

Члены объединения проживают на территории РФ на законных основаниях.

Роль религиозных объединений, на данный момент времени, очень велика. Деятельность религиозных объединений в сфере политики, культуры, нравственности и т.п., может принести как пользу, если используется рациональный подход со стороны государственных органов и разумный диалог со стороны представителей религиозных объединений, так и вред в случае игнорирования властями проблем связанных со взаимоотношениями религиозных организаций с государством и обществом, и радикальность во взглядах последователей религиозных объединений.

Порядок создания и ликвидации религиозных объединений в России

Религиозные объединения могут существовать в двух видах, а именно:

религиозная группа и религиозная организация.

Религиозная группа представляет собой "добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица".

Религиозная организация подразумевает под собой тот же смысл, за исключением того факта, что для ее создания требуется определенное число последователей и государственная регистрация. Все это обуславливается тем, что религиозная организация, в отличие от религиозной группы, представляет собой юридическое лицо, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Для создания религиозной группы требуется только лишь желание самих участников группы. Религиозная группа является, как правило, первой ступенью к созданию религиозной организации.

Для создания религиозной организации существует ряд установленных законом требований:

1) Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу.

2) Наличие подтверждения, о ее существовании на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

Учитывая то что, закон не регламентирует порядок постановки на учет в органах местного самоуправления религиозных групп, выдачи подтверждения и его форму, предоставить доказательства существования религиозной группы на территории Российской Федерации в течение определенного срока бывает делом затруднительным.

3) Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.

Регистрация религиозных организаций производится в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (федеральная регистрационная служба), или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.

Религиозной организации может быть отказано в регистрации исключительно в пяти случаях:

Цели и деятельность религиозной организации противоречат законам РФ

Создаваемая организация не признана в качестве религиозной

Устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законов РФ

В едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием

Учредитель (учредители) неправомочен.

Религиозные организации могут быть ликвидированы:

По решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации;

По решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов;

В случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

В случае неоднократного непредставления религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда.

Основаниями для ликвидации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы являются:

Нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

Действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;

Принуждение к разрушению семьи;

Посягательство на личность, права и свободы граждан;

Нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

Склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

Воспрепятствование получению обязательного образования;

Принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

Воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

Побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Государственная регистрация религиозной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

Правоспособность ликвидируемой религиозной организации как юридического лица прекращается, а имущество указанной религиозной организации распределяется в соответствии с ее уставом и гражданским законодательством Российской Федерации.

Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ граждан РФ или иных лиц, образованное ими в целяхсовместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

Правовое положение религиозных организаций определяется законом "О свободе совести и о религиозных объединениях", а также ГК РФ.

Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями , не противоречащими закону. Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями (другими внутренними документами).

Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Местная религиозная организация создается в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях не менее чем десятью гражданами-учредителями (приходы, общины, монастыри, братства, миссии и т.п.)

Централизованная религиозная организация - создается не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией.

Учредительным документом религиозной организации является устав , утвержденный ее учредителями или централизованной религиозной организацией . Устав религиозной организации должен содержать сведения о ее виде, наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, об источниках образования ее имущества, о направлениях его использования и порядке распределения имущества, остающегося после ее ликвидации, а также иные сведения, предусмотренные законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления данной религиозной организации в порядке, установленном в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями.

Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе имущества, приобретенного или созданного ими за счет собственных средств, а также пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям.

На принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначенияне может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов. Перечень такого имущества определяется в порядке, установленном законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

Учредители религиозной организации не сохраняют имущественные права на имущество, переданное ими этой организации в собственность. Учредители религиозных организаций не отвечают по обязательствам этих организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей.

Публично-правовые компании . ??? (можно просто почитать)

В п. 3 (а. 11) ст. 50 ГК РФ среди организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие организации, указана и такая форма, как публично-правовые компании. Однако ни в § 6. «Некоммерческие корпоративные организации», ни в § 7. «Некоммерческие унитарные организации» Главы 4 ГК РФ подобной организационно-правовой формы не содержится.

Но на сайте Минэкономразвития России для общественного обсуждения размещен проект федерального закона "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с Проектом предлагается создать в РФ публично-правовые компании, которые будут представлять собой новую организационно-правовую форму некоммерческих юридических лиц с исключительно государственным участием. В Проекте содержатся правила учреждения таких компаний, требования к структуре органов управления, а также к их деятельности, общие правила инвестирования временно свободных средств таких компаний.

Отметим также, что в настоящее время государство участвует в гражданско-правовых отношениях как напрямую, например через систему госзакупок, так и опосредованно, являясь участником или учредителем юридических лиц. Наиболее распространены в гражданском обороте следующие организационно-правовые формы юрлиц с государственным участием:

Государственные унитарные предприятия;

Акционерные общества, контрольный пакет акций которых принадлежит государству (в некоторых случаях государство является единственным участником акционерного общества);

Государственные корпорации;

Государственные компании.

В настоящее время в России существует семь госкорпораций и одна госкомпания. Предполагается, что указанные юрлица должны быть либо преобразованы, либо реорганизованы, либо ликвидированы (см. План-график мероприятий по преобразованию и ликвидации государственных корпораций и государственной компании "Автодор", утвержденный Председателем Правительства РФ 29.12.2010 N 6793 п-13).

Авторы Проекта предлагают сделать преобразование в публично-правовые компании одной из возможных форм реорганизации госкомпаний и госкорпораций. Также в публично-правовую компанию может быть преобразовано акционерное общество, 100 процентов акций которого принадлежит государству. Однако в Проекте напрямую не указано, что публично-правовые компании обязательно должны заменить собой госкорпорации и госкомпании. Напротив, в нем содержатся поправки ко многим федеральным законам, позволяющие сделать вывод о том, что публично-правовые образования смогут функционировать наряду с госкорпорациями и госкомпаниями. Например, предлагается внести изменения в Трудовой кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ и иные нормативные правовые акты

Публично-правовые компании планируется отнести к категории унитарных некоммерческих организаций, которые, с одной стороны, будут наделены публично-правовыми функциями и полномочиями, а с другой - будут участниками гражданско-правовых отношений с иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Однако в своей деятельности такие компании не будут преследовать цели извлечения прибыли и будут вправе осуществлять деятельность, приносящую доходы, постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Такими целями могут быть проведение госполитики , оказание госуслуг, управление госимуществом, реализация особо важных проектов и госпрограмм и др.

Создаваться такие юридические лица будут либо на основании закона , либо на основании решения Правительства РФ.

Компании, созданные на основании закона , не будут иметь учредительных документов . Их правовое положение будет определяться соответствующим законом. Компании, созданные на основании решения Правительства РФ, будут иметь устав , в котором будет указано, какую деятельность и в каком порядке имеет право осуществлять данная компания.

Высшим органом управления публично-правовой компании станет наблюдательный совет , который будет утверждаться Правительством РФ. Наблюдательный совет будет осуществлять общее управление компанией. Например, предлагается наделить его полномочиями по утверждению стратегии деятельности компании, годовых отчетов, порядка использования доходов компании и т.п. Текущую деятельность компании будет осуществлять ее генеральный директор и правление (если решением о создании компании предусмотрено наличие последнего).

В целом структура и правила деятельности публично-правовых компаний не будет существенно отличаться от действующих госкомпании и госкорпораций. Предусматривается отдельное перераспределение полномочий между компаниями и государством. Например, Проектом предусмотрено, что у публично-правовых компаний не будет права самостоятельно создавать и ликвидировать филиалы, а также открывать и закрывать представительства. Эти решения будет принимать Правительство РФ.

Предполагается, что публично-правовые компании будут планировать свою деятельность минимум на три года вперед , для чего будет утверждаться специальный документ - стратегия деятельности компании, который будет находиться в открытом доступе на сайте компании.

Правила инвестирования временно свободных средств для публично-правовых компаний предлагается сохранить в таком же виде, который в настоящее время предусмотрен для госкорпораций и госкомпаний. На данный момент Правительство РФ определяет перечень разрешенных объектов инвестирования, порядок совершения сделок, порядок контроля за инвестированием, правила опубликования отчетов об итогах инвестирования (п. 3.2. ст. 7.1 и п. 9 ст. 7.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Указанный выше Законопроект принят Гос. Думой в первом чтении.


Комментарий к статье 123.26

  1. Комментируемая статья в развитие содержащегося в п. 3 ст. 50 ГК РФ перечня видов некоммерческих организаций, в который включены и религиозные организации, определяет основные особенности для данной организационно-правовой формы юридических лиц. Согласно настоящей статье религиозные организации отнесены к некоммерческим унитарным организациям.

В соответствии с комментируемой статьей религиозной организацией является добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан РФ или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица. При этом по существу религиозной организацией обозначаются три организационно и структурно взаимосвязанных, а также сгруппированных по установленным критериям объединения, позиционируемых как местная религиозная организация, централизованная религиозная организация, руководящий (координирующий) орган религиозной организации. При этом каждая составляющая представленной структуры может быть зарегистрирована в качестве юридического лица. Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” <1> (далее – Закон о свободе совести) к религиозным организациям также отнесены учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией, имеющие соответствующие признаки, присущие только религиозным объединениям, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также духовная образовательная организация (п. 1 ст. 6 Закона).

——————————–

<1> Собрание законодательства РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.

  1. До 1 сентября 2014 г. в законодательстве религиозные организации имели общее определение с общественными организациями и зачастую рассматривались как разновидность последних. На это, в частности, обращалось внимание в п. 7.1.3 Концепции развития гражданского законодательства РФ: “Различные общественные организации и объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации и объединения выступают в гражданских правоотношениях в качестве юридических лиц исключительно с целью материального обеспечения своей основной деятельности, не являющейся предметом гражданско-правового регулирования, в связи с чем приобретают строго целевую правоспособность. В качестве юридических лиц, осуществляющих определенную хозяйственную деятельность, они выступают в единой по сути организационно-правовой форме (общественных организаций), для которой не имеет существенного значения их основная деятельность, выходящая за рамки гражданского права и не затрагиваемая их гражданско-правовым статусом юридического лица” <1>. Необходимость рассмотрения религиозных организаций как разновидности общественных объединений отмечалась и в литературе <2>.

——————————–

<1> Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации / Вступ. Ст. А.Л. Маковского. С. 68.

Примечание.

Учебник “Российское гражданское право: В 2 т. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права” (том 1) (отв. ред. Е.А. Суханов) включен в информационный банк согласно публикации – Статут, 2011 (2-е издание, стереотипное).

<2> См.: Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Статут, 2010. Т. 1: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. С. 272, 273.

Нельзя не отметить обладание религиозной организацией дополнительными существенными признаками, отличающими ее от общественных объединений, которые позволяют рассматривать такие организации как самостоятельную форму юридического лица. Как обоснованно отмечал И.В. Елисеев, “если особенности организационной структуры юридического лица, способов обособления его имущества, его ответственности, способов выступления в гражданском обороте (хотя бы один из этих аспектов) выделяют его из числа остальных, то мы имеем дело с самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица. В противном случае речь идет об отдельных разновидностях организаций в рамках одной и той же организационно-правовой формы” <1>.

——————————–

<1> Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 5-е изд. М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2000. Т. 1. С. 173, 174.

Религиозные организации имеют отличия от общественных по множеству аспектов. Это и собственная, отличная от общественных объединений, организационная структура, особенности обособления имущества и ответственности перед кредиторами. К примеру, согласно п. 5 ст. 21 Закона о свободе совести на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Одновременно следует обратить внимание на то, что перечень такого имущества устанавливается Правительством РФ по предложениям религиозных организаций. Установлены и другие отличительные особенности, присущие только религиозным организациям, например, по пользованию имуществом, являющимся собственностью государства, граждан и их объединений.

Следует также отметить, что в Законе о некоммерческих организациях особо подчеркивается статус религиозных организаций. Так, бланкетные нормы, предусматривающие определение федеральным законом особенностей правового положения для общественных и религиозных организаций, существенно отличаются редакцией. Применительно к религиозным организациям установлено, что особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, управления религиозными организациями определяются Федеральным законом о религиозных объединениях (п. 4 ст. 6 Закона о некоммерческих организациях). Одновременно Законом о некоммерческих организациях исключается применение к религиозным организациям общих положений данного Закона о создании, государственной регистрации, реорганизации, преобразовании, ликвидации некоммерческих организаций, а также касающихся многих других вопросов деятельности некоммерческих организаций (требований к учредителям, учредительным документам и внесения в них изменений, органов управления и др.). Такое уточнение, примененное законодателем, можно объяснить попыткой подчеркнуть специфический режим, присущий только религиозной организации как самостоятельной организационно-правовой форме юридического лица. В литературе также имеется полярная вышеназванной точка зрения, согласно которой религиозная организация является самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица <1>. В результате в ГК РФ общественные и религиозные организации получили самостоятельные определения, а также разграничение по организационно-правовой форме: первые отнесены к корпоративным некоммерческим организациям, вторые – к унитарным некоммерческим организациям.

——————————–

<1> См.: Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 5-е изд. М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2000. Т. 1. С. 179.

Применительно к религиозным организациям не удалось избежать шероховатостей используемых формулировок: “религиозная организация” и “религиозное объединение”. Следует отметить, что с учетом положений Закона о свободе совести понятие “религиозные объединения” используется для обозначения не только религиозных организаций как юридических лиц, но и действующих без государственной регистрации религиозных групп. В частности, религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций: в качестве первой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица (п. 2 ст. 6 и п. 1 ст. 7 названного Закона). Вместе с тем понятия “религиозная организация” и “религиозное объединение” по своему содержанию полностью идентичны.

  1. Гражданский кодекс РФ определяет гражданско-правовое положение религиозных организаций, общие требования к уставу и его содержанию, компетенцию органов управления религиозной организации, а также правовой режим ее имущества. Иные вопросы, затрагивающие правовое положение религиозных организаций и особенности их деятельности, определяются Законом о свободе совести и внутренними установлениями (внутренними документами) религиозной организации.

Учитывая специфику деятельности религиозных организаций, и прежде всего исключительное значение реализуемой религиозной организацией среди неограниченного круга лиц своей основной цели по исповеданию и свободному распространению веры, для религиозных организаций установлен императивный запрет на преобразование в юридическое лицо любой другой организационно-правовой формы.

Статья 123.27. Учредители и устав религиозной организации

Комментарий к статье 123.27

  1. В п. 1 комментируемой статьи определены количественные требования к численности учредителей при создании религиозных организаций: местной религиозной организации и централизованной религиозной организации. Одновременно установлено, что создание религиозной организации должно соответствовать требованиям Закона о свободе совести. Если местная организация создается физическими лицами в количестве не менее 10 граждан-учредителей, то централизованная религиозная организация – уже зарегистрированными в качестве юридических лиц местными религиозными организациями в количестве не менее трех либо иной уже действующей централизованной религиозной организацией.

Дополнительно к установленным в п. 1 ст. 123.26 ГК РФ критериям, характеризующим местную и централизованную религиозную организацию, Законом о свободе совести определено, что деление религиозных организаций на местные и централизованные находится в прямой зависимости от сферы их территориальной деятельности (п. 2 ст. 8). Одновременно данным Законом дополнительно к установленным ГК РФ требованиям к минимальной численности в местной религиозной организации предъявляются требования к личности учредителей данной организации. Во-первых, учредитель на момент создания такой организации должен достигнуть возраста 18 лет, и, во-вторых, все учредители должны проживать в одной местности либо городском или сельском округе. Кроме того, установлено, что не может быть учредителем (участником, членом) религиозной организации:

– иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

– лицо, включенное в перечень в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”;

– религиозная организация, деятельность которой приостановлена в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности”;

– лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.

  1. В отличие от местной религиозной организации Законом о свободе совести к централизованной религиозной организации дополнительных требований, по сравнению с предусмотренными ГК РФ, не установлено. Исключение составляет только специальное право на использование централизованной религиозной организацией в своих наименованиях слова “Россия”, “российский” и производных от них. Согласно Закону о свободе совести такое право имеет централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее 50 лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации.
  2. Единственным учредительным документом религиозной организации является устав. Устав религиозной организации утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией. С учетом требований рассматриваемой статьи в уставе должны в обязательном порядке быть отражены следующие сведения:

– вид религиозной организации;

– наименование организации (местная или централизованная);

– место нахождения;

– предмет и цели деятельности;

– состав, компетенция органов религиозной организации и порядок принятия ими решений;

– источники образования имущества религиозной организации и направления его использования;

– порядок распределения имущества, остающегося после ликвидации религиозной организации.

Законом о свободе совести предусмотрены дополнительные требования к составу сведений о религиозной организации. В частности, в Уставе религиозной организации также указывается вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации – наименование такой централизованной организации; определяются порядок создания и прекращения деятельности и порядок внесения изменений и дополнений в устав; отражаются сведения, относящиеся к особенностям деятельности соответствующей религиозной организации. Кроме того, с учетом п. 8 ст. 8 Закона о свободе совести наименование религиозной организации должно содержать сведения о вероисповедании такой организации. При этом при осуществлении деятельности религиозная организация обязана указывать свое полное наименование.

  1. Порядок осуществления учредителями религиозной организации функций органа управления организации или члена коллегиального органа управления соответствующей религиозной организации определяется уставом религиозной организации и внутренними установлениями в соответствии с Законом о свободе совести. Учитывая, что названным Законом существенных требований к структуре религиозной организации и ее органам управления, в том числе коллегиальным, не предъявляется, религиозные организации обладают существенной “свободой” в разрешении данных вопросов компетенции своими внутренними документами.


Что еще почитать