Маржа лизинга. Один секрет от лизинговой… от лизинговой такой компании

Анализ лизинговых операций завершается оценкой их экономической эффективности. При этом, определяется величина номинального и реального, фактически полученного дохода от лизинговых операций. Доход от них представляет собой сумму фактически полученной арендной платы от арендаторов.

Вспомним, что же входит в состав арендной платы:

Сумма амортизации арендуемого имущества;

Доход лизингодателя за услуги, что предоставляются (лизинговая маржа);

Страховая премия.

Из этой схемы видно, что доход от лизинговых операций равен разнице между суммой фактически полученной арендной платы и суммой начисленной амортизации на лизинговое имущество, а сумма дохода - сумме фактически полученной арендной платы. Следовательно, чтобы рассчитать уровень доходности лизинговых операций, можно воспользоваться следующими формулами:

Доход (от лизинговой операции)= сумма фактически полученной арендной платы - делится на сумму лизингового имущества.

Кроме того:

Доход (от лизинговой операции)= сумма фактически полученной арендной платы - делится на сумму лизингового имущества, что находится на балансе банка (при участии в лизинговой операции банковской структуры) либо предприятия.

Для расчета уровня рентабельности лизинговых операций

используется следующая формула:

Рентабельность (лизинговой операции) = Доход (от лизинговой операции) - делится на сумму начисленной амортизации на лизинговое имущество.

Прибыльность лизинговых операций

равна соотношению между суммой доходов от лизинговых операций и суммой имущества, переданного в аренду:

Прибыльность лизинговых операций =

сумма доходов от лизинговых операций - делится на сумму имущества, переданного в аренду.

Обобщающим показателем значимости лизинговых операций в получении прибыли - удельный вес дохода от лизинговых операций в общей сумме дохода (Удох.лиз):

Удельный вес дохода от лизинговых операций = сумма доходов от лизинговых операций - делится на сумму общих доходов банка (при участии в лизинговой операции банковской структуры), либо предприятия.

Кроме того, в процессе анализа лизинговых операций используется такой показатель, как целесообразность проведения этих операций. Показатель определяется через сопоставление удельного веса доходов (или прибыли) от лизинговых операций в общей сумме доходов (или прибыли) с удельным весом лизинговых операций в общей сумме актива баланса. Если значение вклада лизинговых операций в общее дело получение прибыли больше, чем их удельный вес в активах, то это свидетельствует о сравнительно высокой эффективности этих операций.

Анализ лизинговых операций осуществляется в динамике, а также по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Рассмотрим на примере методику анализа эффективности лизинговых операций.

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ:

Показатели

Базисный период

Отчетный период

Абсолютные отклонения

1. Стоимость лизингового имущества на балансе на начало периода, тыс. р

2. Стоимость лизингового имущества на балансе на конец отчетного периода, тыс. р

3. Средняя стоимость лизингового имущества за период, тыс. тыс. р (стр. 1 + ряд. 2) : 2

4. Среднегодовая стоимость имущества, фактически переданного в аренду, тыс. р

5. Сумма начисленной амортизации по лизинговому имуществу, всего за период, тыс. р

6. Сумма арендной платы, подлежащей взысканию с арендаторов, тыс. р

7. Сумма арендной платы, которая фактически полученная от арендаторов, тыс. р

8. Доход от лизинговых операций, тыс. р (стр. 6 - ряд. 5)

9. Доходность лизинговых операций (Д1), % (стр. 6: ряд. 4)

10. Доходность лизинговых операций (Д2), % (стр. 6: ряд. 3)

11. Рентабельность лизинговых операций, % ((стр. 6 - ряд. 5) : ряд. 5)

12. Доходность лизинговых операций, % ((стр. 6 - ряд. 5) : ряд. 4)

13. Доходы, всего, тыс. р

14. Удельный вес доходов от лизинговых операций в общих доходах, % (стр. 6: ряд. 14)

15. Коэффициент полноты получения дохода, % (стр. 7: ряд. 6)

16. Доля прибыли от лизинговых операций в доходах от лизинговых операций, % (стр. 8: ряд. 6)

Многие российские предприятия испытывают недостаток собственных оборотных средств для финансирования капитальных вложений. Большинство из них обновляют основные фонды, привлекая банковские кредиты или используя лизинг. В последнее время в специализированной прессе появилось много публикаций, в которых доказывается преимущество лизинга перед кредитом. Однако автор данной статьи обращает внимание на важные нюансы, которые иногда забывают учесть при сравнении лизинга и кредита.

Многие российские предприятия испытывают недостаток собственных оборотных средств для финансирования капитальных вложений. Большинство из них обновляют основные фонды, привлекая банковские кредиты или используя лизинг. В последнее время в специализированной прессе появилось много публикаций, в которых доказывается преимущество лизинга перед кредитом 1 . Однако автор данной статьи обращает внимание на важные нюансы, которые иногда забывают учесть при сравнении лизинга и кредита.

Осенью 2003 года компания «Хлебпром» обратилась в одну из лизинговых компаний для приобретения автоматизированной линии по выпуску кондитерских изделий. Основным пунктом переговоров стало определение размера вознаграждения (маржи) лизинговой компании. Для того чтобы доказать приемлемость установленной маржи, сотрудники лизинговой компании предоставили обоснование, согласно которому маржа лизинговой компании рассматривалась как часть средств, сэкономленных предприятием в результате использования лизинга, а не кредита. По предварительным расчетам размер экономии, получаемой от применения лизинга, составил 3 млн руб. В качестве вознаграждения лизинговой компании из этой суммы предполагалось выплатить 1,4 млн руб. Таким образом, по данным расчетам лизинговой компании чистая экономия предприятия составляла 1,6 млн руб.

Однако при определении размера экономии был принят некорректный период расчета и не учтен порядок начисления и выплаты НДС. Внеся необходимые корректировки, специалисты компании ОАО «Хлебпром» пересчитали размер экономии, который составил лишь 750 тыс. руб. Доказав обоснованность проведенных вычислений, маржу лизинговой компании удалось значительно снизить.

Очевидно, что решения, принимаемые на основании некорректных расчетов, могут привести к финансовым потерям.

Рассмотрим подробнее факторы, которые компания «Хлебпром» учла при сравнении лизинга и кредита.

Период сравнения

Нередко в качестве периода, за который проводится сравнение экономической эффективности лизинга и кредита, принимается срок договора лизинга. Такой договор, как правило, заключается на период полной амортизации переданного имущества. Большинство предприятий при лизинге применяют ускоренную амортизацию имущества, что позволяет сэкономить на налоге на прибыль в период действия договора лизинга. Однако списание всей суммы амортизации в первые годы ведет к увеличению налоговой нагрузки в последующие периоды. Поэтому при сравнении эффективности лизинга и кредита нужно рассматривать денежные потоки не за период действия договора лизинга, а за весь срок службы приобретаемых основных средств.

Учет возмещения НДС

В большинстве случаев компании, оценивая эффективность лизинга и кредита, ограничиваются сравнением выплат по налогу на прибыль, стоимости кредитных ресурсов, сроков кредитования, условий предоставления лизинга и кредита и т. д. При этом зачастую не принимается во внимание различный порядок возмещения НДС по приобретаемому имуществу. Это приводит к искажению реальной картины движения денежных средств и, как следствие, к некорректным результатам проводимого анализа.

Если предприятие приобретает оборудование или другие внеоборотные активы за счет собственных или кредитных средств, то НДС, входящий в стоимость, может быть возмещен или зачтен в полном объеме на следующий месяц после их постановки на учет. На практике возмещение переплаты НДС на расчетный счет предприятия производится достаточно редко и, как правило, через суд. Тем не менее у большинства компаний всегда существует значительная сумма НДС к уплате в бюджет по основной деятельности. Поставив к возмещению НДС по приобретенным активам, компания получает возможность увеличить собственные оборотные фонды за счет сокращения выплат по налогу на добавленную стоимость в бюджет. При использовании же лизинга НДС начисляется на сумму лизингового платежа и зачитывается равномерно в течение срока действия договора лизинга, что приводит к уменьшению оборотных средств предприятия по сравнению с вариантом приобретения имущества за счет кредита.

    Личное мнение

    Вадим Зарянич, начальник отдела лизинговых операций АБ «ИБГ НИКойл»

    Из-за отсутствия достаточных ежемесячных объемов реализации зачесть НДС через месяц могут далеко не все предприятия.

    Что касается возможности вернуть НДС от налоговых органов в полном объеме на расчетный счет предприятия, то на практике осуществить это достаточно сложно. Даже если компания подаст в суд и он решит-таки вернуть НДС, то у налоговых органов по месту регистрации предприятия просто может не оказаться для этого средств. И ситуация вернется к обыкновенному зачету НДС при последующих поступлениях выручки на счета предприятия.

Влияние выбранного финансового инструмента на оборотные средства

Для того чтобы сравнить влияние лизинга и кредита на изменение оборотных средств предприятия, выделим статьи затрат, размер которых зависит от выбранного финансового инструмента. Это налог на прибыль, налог на имущество, банковский процент по кредиту, маржа лизинговой компании, а также размер возмещения НДС, связанного с приобретением имущества.

Проанализировав изменения по перечисленным статьям, можно судить об эффективности рассматриваемых финансовых инструментов. При этом необходимо учитывать следующее. Сравнивая лизинг и кредит, часто определяют так называемую «экономию по НДС» при лизинге, которая возникает за счет увеличения суммы налога, начисляемого на маржу лизинговой компании и уплаченные проценты. Эта сумма НДС включается в лизинговый платеж, а затем уменьшает задолженность по НДС перед бюджетом. На самом деле никакой экономии здесь нет: в одном случае сумма НДС уплачивается лизинговой компании, в другом - в бюджет. Поэтому при расчете влияния возмещения НДС на эффективность лизинга необходимо учитывать только ту его часть, которая начисляется на величину амортизационных отчислений в составе лизинговых платежей.


Что выбрать

Помимо экономической эффективности при выборе между лизингом и кредитом нужно учитывать и другие факторы. Например, использование кредита «ухудшает» баланс предприятия, увеличивая кредиторскую задолженность.

    Личный опыт

    Алексей Мятлик, ведущий менеджер проекта ООО «Глобус-лизинг» (Санкт-Петербург)

    Следует отметить, что еще одно значимое преимущество, которое получает предприятие, используя лизинг, - это решение проблем, связанных с доставкой оборудования, таможенной очисткой, страхованием, переговорами с поставщиками. Все это делают квалифицированные специалисты лизинговой компании.

    Михаил Окунев, начальник банковского управления АКБ «Металлинвестбанк» (Москва)

    Не следует забывать, что с 1 января 2003 года лизинговая деятельность не лицензируется. На практике это означает, что любое юридическое лицо может оказывать лизинговые услуги, если это не противоречит уставу предприятия. Таким образом, компания холдингового типа может использовать все налоговые преимущества лизинга, не оставляя маржу лизинговой компании вне предприятия. Например, одно предприятие покупает оборудование на кредитные средства и передает его в лизинг другому предприятию, сохраняя преимущество использования ускоренной амортизации. Некоторые наши клиенты так и делают и обращаются в банк не за лизингом, а с просьбой кредитовать собственную лизинговую компанию.

Точные расчеты, учитывающие все нюансы сделки, могут помочь предприятию сделать правильный выбор между лизингом и кредитом. Кроме того, такие расчеты можно использовать как весомый аргумент при обсуждении с лизинговой компанией более выгодных условий сотрудничества.

«Льготы по налогу на прибыль делают лизинг более привлекательным»

Интервью с начальником финансового отдела ОАО «ММК-Транс» (Москва) Игорем Подтынниковым

Ваша компания использовала лизинг для приобретения основных фондов. Почему был выбран именно этот способ финансирования?

Действительно, в 2003 году мы заключили договор лизинга на приобретение подвижного состава. Этому предшествовал тщательный анализ доступных вариантов финансирования, в том числе возможности использования банковского кредита на приобретение основных средств. Мы провели сравнительный анализ, который основан на расчете дисконтированных денежных потоков по двум видам финансирования - кредиту и лизингу. Таким образом, мы оценили два инвестиционных проекта с учетом текущей деятельности предприятия. С одной стороны, это позволило правильно оценить возможность возникновения кассовых разрывов, проанализировать, во что обойдется компании их покрытие, и рассчитать конечный финансовый результат. С другой стороны, мы смогли правильно учесть порядок выплаты и возмещения налогов, в том числе НДС. Несмотря на то что при использовании лизинга предприятие должно оплатить стоимость услуг лизинговой компании, льготы по налогу на прибыль превышают эту сумму, что делает лизинг более привлекательным. Это было подтверждено и результатами сравнения NPV двух проектов.

Не менее важную роль сыграло и то обстоятельство, что для финансирования покупки подвижного состава нам был необходим кредит на шесть лет. В настоящее время практически ни один банк не предоставляет кредиты на такой срок. Нам пришлось бы реструктурировать задолженность (перекредитовываться), что достаточно сложно. Как правило, банки неохотно выдают кредиты на погашение обязательств перед другими кредитными организациями. И в большинстве случаев это приводит к увеличению стоимости кредитных ресурсов. При использовании лизинга таких проблем не возникло.

- Можно ли добиться снижения размера лизинговых платежей, а в итоге и общей стоимости лизинга?

Это было бы возможно, если бы лизинговые компании предоставляли сведения о том, что включено в стоимость лизингового платежа и в каком размере. Однако, к сожалению, подобная информация раскрывается в основном компаниями, учрежденными крупными западными банками, и еще рядом крупных российских лизинговых фирм. Большинство же компаний предпочитают об этом не сообщать, что усложняет процесс анализа и принятия решения относительно используемых схем финансирования.

Что Вы посоветуете финансовым директорам компаний, которые решают, какой финансовый инструмент использовать для приобретения основных средств?

Главное, на чем стоит заострить внима-ние, - это использование для анализа методики дисконтированных денежных потоков. В этом инструменте нет ничего нового, тем не менее практика показывает, что многие пытаются заменить его сомнительными методиками, нередко обладающими серьезными недостатками и дающими некорректные результаты. Для сравнения проектов лучше использовать классические методы - расчеты NPV и IRR.

УДК 657.3 ББК 65. 052

СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЛИЗИНГОВОЙ КОМПАНИИ

Ю.Н.Иванова, Л.А.Жукова

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

В жизненном цикле любой организации в процессе ее функционирования наступает момент, когда, достигнув определенных масштабов деятельности и стабильности в своей отрасли, руководство принимает решение о разработке и достижении стратегических целей развития, направленных на закрепление и удержание достигнутых результатов и позиций на рынке.

Один из самых эффективных способов решения данной задачи -разработка сбалансированной системы показателей ССП (англ. Balanced Score Card, BSC), которая является инструментом стратегического и оперативного управления деятельностью компании на основе измерения и оценки ее эффективности по набору оптимально подобранных финансовых и нефинансовых показателей.

ССП появилась в конце 80-х - начале 90-х гг. При исследовании деятельности 12 компаний профессора Гарвардской школы экономики Роберт Каплан и Давид Нортон установили, что компании слишком ориентируются на финансовые показатели. Для достижения заданных значений в краткосрочном периоде менеджмент компаний снижает текущие расходы на обучение, маркетинг и обслуживание клиентов, что в долгосрочном периоде отрицательно сказывается на общем финансовом положении. Как решение данной проблемы была разработана концепция ССП, которая получила мировое признание после публикации в журнале Harvard Business Review статьи «The Balanced Scorecard: Measures that drive performance» (Система сбалансированных показателей: измерения, ведущие к исполнению) .

ССП в классическом варианте содержит 4 проекции, представляющие собой стратегически важные аспекты деятельности компании:

Финансы;

Клиенты;

Внутренние бизнес-процессы;

Персонал.

Для того чтобы связать стратегические цели компании с текущими бизнес-процессами и повседневными действиями сотрудников на каждом уровне управления, а также осуществлять непрерывный контроль за реализацией единой стратегии, необходимо разработать ключевые

показатели эффективности - КПЭ (англ. Key Performance Indicators, KPI) -индикаторы достижения целей, и установить между ними причинноследственные связи и взаимные факторы влияния.

Основным принципом ССП является принцип измеримости. Управление с помощью ССП осуществляется путем определения целей, степень достижимости которых выражена в виде набора индикаторов. Для каждого индикатора задается диапазон допустимых значений. Контроль нахождения индикатора в установленных границах определяет правильность (или ошибочность) пути, выбранного для достижения поставленных целей.

Приведем лишь некоторые индикаторы достижения поставленных целей компании (по проекциям):

Финансовые индикаторы:

Валовой доход (доход от продаж);

Валовая маржа (или валовая прибыль);

Чистая прибыль;

Прибыль в процентном отношении к доходу от продаж;

Прибыль на работника;

Прибыльность собственного капитала (ROE);

Прибыльность инвестиций (ROI);

Добавленная экономическая стоимость (EVA).

Индикаторы по клиентам:

Доля рынка, занимаемая компанией;

Рост продаж за счет существующей клиентской базы;

Рост продаж за счет новых клиентов;

Индекс удовлетворенности клиентов.

Индикаторы внутренних бизнес-процессов:

Затраты ресурсов: временные (цикл, длительность,

производительность: продажи на сотрудника; прибыль на сотрудника; число операций, произведенным одним сотрудником) и материальные;

Затраты на обучение, подготовку и повышение квалификации сотрудников;

Эффективность использования ресурсов на единицу продукции: коэффициенты использования оборудования, коэффициенты использования ресурсов, сырья и материалов;

Административные (накладные) расходы;

Индикаторы персонала:

Текучесть кадров;

Средний стаж работы в компании;

Уровень невыходов на работу;

Добавленная стоимость на работника;

Удовлетворенность работников.

Концепция ССП представляет финансовую составляющую (показатели в проекции «Финансы») как конечную цель для измерения степени реализации стратегии компании. Приведем некоторые стратегические цели компании :

Назначение компании с точки зрения владельца Стратегические цели деятельности компании

Компания - инвестиционный проект Повышение прибыльности или возвратности инвестиций (Я01)

Компания - актив для перепродажи Повышение ее рыночной стоимости с целью продажи

Компания - источник дохода для владельца Сбалансированный рост, получение прибыли, свободный денежный поток

Компания - производитель в рамках холдинга Производство, необходимое для построения производственной цепочки холдинга

Каждая стратегическая цель деятельности компании предполагает различную финансовую стратегию и финансовые цели. При условии, что компания ведет свою деятельность на свободном рынке и нет предпосылок к прекращению деятельности, конечной финансовой целью будет сбалансированный рост и максимизация прибыли. Компания может максимизировать прибыль, во-первых, больше продавая (стратегия роста) и, во-вторых, меньше расходуя (стратегия минимизации издержек). Как правило, независимо от модели, которую применяет компания, в целях управленческого учета все сводится к выявлению основных показателей работы компании, установлению плановых значений того или иного показателя, оперативному учету достигнутых результатов и выявлению отклонений.

Большая часть показателей в проекциях «Клиенты», «Внутренние бизнес-процессы», «Персонал» являются нефинансовыми показателями и не содержатся в стандартной финансовой отчетности. Поэтому неудивительно, что инвесторы при принятии решений об инвестировании отводят все большую роль управленческой отчетности.

Особенное внимание управленческой отчетности уделяется на предприятиях, специализирующихся в области финансовой аренды, которую также называют лизингом. Это связано как со сложным и неоднозначным содержанием, отражаемым термином «лизинг», так и различиями в правовых и отчетных системах разных стран. В нашей стране данная проблема стоит особенно остро, что обусловлено, прежде всего, отсутствием отдельного ПБУ, регулирующего арендные отношения, и, как следствие, значительным искажением экономической сущности финансовой аренды и ее отражением в финансовой отчетности. Качество и достоверность информации, представленной в финансовой отчетности отечественных лизинговых компаний, приводит к потере ее основного предназначения - необходимости

для пользователей.

В соответствии с главой 34 ГК РФ , финансовая аренда (лизинг) является одной из разновидностей арендных правоотношений. Статья 665 ГК РФ определяет финансовую аренду следующим образом: «По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца».

В ст.2 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» используются следующие основные понятия:

- «лизинг - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга;

Договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем;

Лизинговая деятельность - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг».

Согласно международной практике, лизинг представляет собой один из видов арендных отношений, который характеризуется тем, что а) лизингополучатель не приобретает права собственности на объект лизинга; б) риски и выгоды от пользования объектом лизинга лежат на лизингополучателе; в) оплата производится в рассрочку и (обычно) покрывает справедливую стоимость предмета лизинга и требуемую норму доходности лизингодателя.

В мировой практике существует два основных вида аренды: операционная и финансовая1 - «operating lease» и «financial lease». В англосаксонском праве финансовая аренда, в широком смысле, трактуется как лизинговая сделка, при которой полная стоимость основного средства выплачивается в течение срока аренды. Таким образом, финансовая аренда, как правило, означает приобретение основного средства или нематериального актива, то есть

1 При этом международное понятие «оперативная аренда» идентично российскому термину «аренда», а международному понятию «финансовая аренда» соответствуют российские термины «финансовая аренда» и «лизинг».

является альтернативной формой финансирования. Напротив, операционная аренда используется для приобретения права пользования средством в течение определенного периода времени без приобретения самого средства; следовательно, при аренде арендатор избегает большей части рисков, связанных с владением основным средством или нематериальным активом.

Отражение финансовой аренды в соответствии с МСФО требует от бухгалтера применения двух идей Стандартов, практически не реализующихся в отечественной практике. Это принцип приоритета содержания над формой и дисконтирование.

Согласно МСФО (IAS) 17 «Аренда», финансовая аренда определяется как аренда, по условиям которой происходит существенный перенос всех рисков и выгод, сопутствующих владению активом, от арендодателя к арендатору. Передача актива арендатору квалифицируется в учете арендодателя аналогично его выбытию.

Определяемый МСФО (IAS) 17 порядок оценки и признания финансовой аренды арендодателем базируется на содержании ряда ключевых понятий: «валовые инвестиции в аренду», «чистые инвестиции в аренду» и «незаработанный финансовый доход».

Под валовыми инвестициями в аренду понимаются совокупные минимальные арендные платежи, причитающиеся арендодателю по договору, а также остаточная стоимость объекта аренды (гарантированная или негарантированная арендатором).

Чистые инвестиции в аренду представляют собой валовые инвестиции, дисконтированные по ставке процента, подразумеваемой договором (или по рыночной ставке, если она выше). По сути, чистые инвестиции - это справедливая стоимость объекта аренды для арендодателя с учетом его первоначальных прямых затрат.

Разность между валовыми и чистыми инвестициями представляет собой финансовый доход арендодателя. На момент начала срока аренды это доход, пока не заработанный арендодателем.

Факт передачи актива в финансовую аренду предполагает:

а) либо списание (декапитализацию) балансовой стоимости передаваемого в аренду актива с одновременным признанием разницы между справедливой стоимостью переданного актива и его балансовой стоимостью как финансового результата текущего периода,

2 МСФО - Международные стандарты финансовой отчетности (англ. International Financial Reporting Standards (IFRS) или International Accounting Standards (IAS) -действующие редакции)

Ь) либо отражение факта предоставления кредита (займа) арендодателю в случае приобретения объекта аренды специально для данного арендатора.

При этом и в том, и в другом случае незаработанный финансовый доход по операциям финансовой аренды должен признаваться как полученный в течение всего периода действия договора.

В российской практике имущество, передаваемое в лизинг, отражается в бухгалтерском учете в составе доходных вложений в материальные ценности в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 . Формирование бухгалтерских записей по отражению доходов и расходов по операциям финансового лизинга зависит от того, на чьем балансе учитывается имущество, передаваемое в лизинг. Договор финансовой аренды (лизинга) может заключаться в двух видах:

Лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя;

Лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя.

Двойственный подход к отражению в бухгалтерском учете доходов и

расходов по операциям, имеющим единое экономическое содержание, нарушает сопоставимость финансовых показателей.

По нашему мнению, для нивелирования данного положения в лизинговых компаниях в целях ведения внутреннего управленческого учета необходимо разработать учетную политику, основанную на единой методологической основе. Более логичным представляется подход, предложенный МСФО (IAS 17), который в большей степени согласуется с требованием, провозглашенным в п.6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» : «отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой)».

Таким образом, разработка ключевых финансовых показателей деятельности лизинговых компаний затрагивает основы ведения учета и составления финансовой отчетности. Мы считаем, что устранение методологических расхождений по отражению в управленческом учете операций с имуществом, передаваемым в лизинг является необходимым условием для успешного внедрения ССП в управлении лизинговой компании.

Для внедрения ССП в управлении лизинговой компанией необходимо разработать финансовые и нефинансовые показатели (индикаторы). Все показатели, участвующие в ССП, должны быть связаны причинноследственной цепочкой, описывающей единую стратегию. Особенность

финансовых показателей в том, что они отражают «конечный пункт назначения» в стратегии компании. Нами сформулированы финансовые показатели, которые могут служить измерением степени достижения лизинговой компанией стратегических целей в проекции «Финансы»:

1. Доход от продаж.

Доходы от основной деятельности (доход от продаж) - это доходы, полученные в виде лизинговой маржи, доходов от реализации предметов лизинга, вознаграждения по агентским договорам и т.д. Данный показатель может быть сформирован на основе данных как бухгалтерского, так и управленческого учета. Однако планирование данного показателя в стратегических целях должно опираться на сведения управленческой отчетности, а именно:

Объем продаж - стоимость имущества, сданного в лизинг;

Объем нового бизнеса - общая стоимость договоров лизинга, заключенных за отчетный период.

Объем нового бизнеса является более крупным показателем, т.к. включает в себя объем продаж в денежных единицах и удорожание договора лизинга (лизинговая маржа, проценты по кредиту и стоимость дополнительных услуг, таких, как расходы на страхование и регистрацию предмета лизинга, налог на имущество и другие, связанные с видом предмета лизинга налоги);

Показатели портфеля - это основные показатели, характеризующие деятельность лизинговой компании. Они должны быть четко взаимоувязаны с нефинансовыми показателями в проекции «Клиенты».

Валовой портфель - сумма предусмотренных действующими договорами лизинговых платежей, которые будут получены от лизингополучателей после отчетной даты.

Чистый портфель - это сумма основной задолженности клиента по отдельно взятому договору лизинга. Показатели портфеля являются динамичными, в связи с чем при расчете валового портфеля на одну отчетную дату в разные моменты времени можно получить разные значения. Это получается за счет подписания дополнительных соглашений с клиентами, корректирующих те или иные составляющие договора.

Недоплаты - это размер абсолютной суммы недоплат в отношении к размеру портфеля.

Фактически данный показатель показывает, какая сумма лизинговых платежей не была получена в общем объеме лизинговых платежей. Если рассматривать данный показатель со стратегической точки зрения, то, при наличии определенного уровня недоплат, компания несет потери, вызванные

задержкой денежных платежей, во-первых, потому что деньги имеют свойство терять свою ценность с течением времени, во-вторых, данные средства могли быть направлены компанией на расширение бизнеса. Если стабилизировать и удерживать показатель на определенном уровне, то есть возможность прогнозировать денежные потоки, регулируя возможные потери, а также на основе этого показателя можно прогнозировать получение доходов в виде пеней и штрафов.

2. Показатели финансового результата (прибыльности).

Основными показателями данного раздела, как и в компании любой другой сферы деятельности, являются показатели отчета о прибылях и убытках: валовая прибыль, чистая прибыль. В ССП активнее используются не абсолютные, а относительные финансовые показатели, а именно: прибыль в процентном отношении к доходу от продаж; прибыль на работника.

При стратегическом планировании и разработке КПЭ особое место уделяется установлению текущих и перспективных параметров-ориентиров лизинговой деятельности, на которые может влиять сама компания.

Такими параметрами-ориентирами для лизинговых сделок могут быть:

Стоимость предмета лизинга;

Размер авансового платежа;

Эффективная процентная ставка;

Срок договора лизинга;

Отсрочка поставки предмета лизинга;

Размер лизинговой маржи;

Тип лизингового расчета: равными или убывающими платежами;

Вид предмета лизинга (сегменты лизинга - легковые автомобили, грузовые автомобили, строительная техника).

При выборе параметров-ориентиров лизинговых сделок необходимо учитывать не только доходность, но и уровень риска. Таким образом, компании необходимо определить параметры лизинговых сделок исходя из минимального риска при максимальном уровне доходности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1,2,3 и 4. - М.: Эксмо, 2011.

2. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)». М.: Омега-Л, 2010.

3. Немировский И.Б., Старожукова И.А. Бюджетирование. От стратегии до бюджета -пошаговое руководство. М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2006.

4. Все положения по бухгалтерскому учету: действующие, принятые, проекты к реформе. М.: Эксмо, 2010. (Российское законодательство. Бухгалтерская нормативная литература).

5. Kaplan R.S., Norton D.P. The Balanced Scorecard: Measures That Drive Peformance // Harvard Business Review. January - February. 1992.

Лизинг

Это вид инвестиционной деятельности, при котором лизингодатель (лизинговая компания) приобретает у поставщика имущество и затем сдает его в аренду за определенную плату, на определенный срок и на определённых условиях

Лизингодатель

Физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю....

Лизингополучатель

Физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.

Предмет лизинга

Любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество. К потребляемым вещам в юридическом смысле...

Договор лизинга

Договор, в соответствии с которым лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное...

Затраты лизингодателя

Расходы и издержки лизингодателя, связанные с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем.

Лизинговая ставка

Ставка, заложенная в график лизинговых платежей в качестве ставки по кредиту. Лизинговая ставка включает ставку по заемным средствам банка и лизинговую маржу компании или размер закладываемой (расчетной) прибыли лизинговой компании

Лизинг внутренний

Вид лизинга, при котором лизингодатель или лизингополучатель является резидентом Российской Федерации.

Лизинг международный

Вид лизинга, при котором лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации.

Лизинг возвратный

Разновидность финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель.

Лизинг финансовый

Самый распространённый вид лизинга. Это вид лизинга, при котором лизингодатель по поручению лизингополучателя обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать лизингополучателю

Лизинговый портфель

Общая сумма лизинговых платежей к получению, в том числе НДС, по действующим договорам лизинга.

Выкупная стоимость (выкупной платеж)

Стоимость, по которой предмет лизинга переходит в собственность к Лизингополучателю, определяемая договором лизинга. Выкупная стоимость по договору может быть зафиксирована в договоре лизинга:

при досрочном выкупе...

Процент удорожания

Разница в процентах между суммой всех платежей по лизинговому договору и стоимостью предмета лизинга.

Процент удорожания полный в год

Отношение удорожания предмета лизинга, приведённое к годовой ставке с учётом срока договора лизинга.

Лизинговая маржа

Маржа лизинговой компании или доход лизинговой компании сверх процентов по банковским кредитам, привлеченным для финансирования лизинговой сделки. Маржа может исчисляться аналогично банковским процентам от остатка задолженности по кредитам....

Доход лизингодателя

Сумма, получаемая лизинговой компанией по лизинговой сделке после вычета всех затрат лизингодателя.

Объем нового бизнеса

Общая сумма лизинговых платежей с НДС по договорам лизинга, заключенным в течение рассматриваемого периода, по которым наиболее раннее из двух событий - (1) закупка оборудования для передачи в лизинг по договору...

Лизинговые платежи к получению

Общая сумма лизинговых платежей с НДС по договору лизинга, срок оплаты которых еще не наступил, и лизинговых платежей просроченных.

Расчетная дата (дата платежа)

Календарная дата, которая указывается в Графике лизинговых платежей для каждого Лизингового платежа, как срок, не позднее которого он должен быть оплачен.

Лизинговый платеж для целей налогообложения

Лизинговым платежом для целей налогообложения считается платеж, осуществленный после передачи имущества в лизинг и состоящий из текущего платежа по договору и зачета ранее осуществленного(ых) авансового(ых) платежа(ей) (или его/их...

Лизинговые платежи

Общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных...

НИЛ (NIL)

Исходя из особенностей учета объемные показатели в МСФО по сделке лизинга учитываются как Net Investment Lease NIL - НИЛ (чистая инвестиция в лизинг).

Стоимость договора лизинга (цена договора лизинга)

Сумма всех платежей по лизингу и выкупной стоимости предмета лизинга.

Авансовый платеж (аванс)

Платеж или платежи, производимые лизингополучателем до передачи предмета лизинга в лизинг.

Сублизинг

Особый вид отношений, возникающих в связи с переуступкой прав пользования предметом лизинга третьему лицу, что оформляется договором сублизинга. При сублизинге лицо, осуществляющее сублизинг, принимает предмет лизинга у лизингодателя по договору...

Сиротский траст

Используется в сделках международного лизинга воздушных судов.

Бербоут-чартер

Это договор фрахтования судна без экипажа.

Франшиза

Определенная часть убытков страхователя, не подлежащая возмещению страховщиком в соответствии с условиями договора страхования. Различаются условная и безусловная франшиза. При условной франшизе страховщик освобождается от ответственности...

Страховщик

Юридическое лицо любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие лицензию на осуществление...

Страховой случай

Свершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

Страховой риск

Вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых проводится страхование.

Страховое возмещение

Сумма, выплачиваемая страховщиком страхователю (выгодоприобретателю, третьим лицам) в возмещение убытков, вызванных наступлением страхового случая, предусмотренного договором страхования.

Страховая сумма

Определенная договором страхования или установленная законом денежная сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страхового взноса и страховой выплаты, если договором страхования или законодательными актами РФ не предусмотрено...

Страховая премия

Плата за страхование

Выгодоприобретатель

Лицо, в пользу которого заключен договор страхования.

Банковская гарантия возврата авансовых платежей

Поручительство, выдаваемое банком-гарантом за выполнение клиентом либо другим лицом денежных или иных обязательств. В случае невыполнения этих обязательств банк, выдавший гарантию, несет ответственность по долгам заемщика в пределах,...

Постфинансирование

Схема финансирования, применяемая при сделках с импортом имущества и применении аккредитивной схемы оплаты по контракту. При использовании данной схемы банк страны экспортера имущества (либо первоклассный международный банк) оплачивает...

Комиссии (Премия) ЭКА

Стоимость экспортного кредита складывается из нескольких составляющих. В качестве основы финансирования принимается ставка привлечения средств на мировых рынках (LIBOR).

ЭКА - Экспортно-кредитное агентство

Экспортно-кредитные агентства - это либо государственные учреждения в соответствующей стране, которые были созданы с целью обеспечения поддержки экспорта, либо компании частного сектора, которые обеспечивают государственную поддержку

Кредитный портфель лизинговой компании

Величина ссудной задолженности по договорам привлечения денежных средств для приобретения предметов лизинга.

Ускоренная амортизация

Целевой метод более быстрого, по сравнению с нормативными сроками службы основных фондов, полного перенесения их балансовой стоимости на издержки производства и обращения.

Расчетный период

Установленная договором лизинга периодичность оплаты лизинговых платежей. Обычно месяц. Встречаются иногда ежеквартальные платежи.

Лизинговый брокер

Компания, непосредственно не занимающаяся предоставлением имущества, а выполняющая роль посредника между поставщиком, лизингодателем и лизингополучателем за соответствующее вознаграждение.

В России стало слишком много железнодорожной техники для перевозки грузов, но спрос на нее от этого пока сильно не пострадал: объемы транспортировок все равно растут, да и выбывающее оборудование надо заменять новым. Однако уже сейчас лизинговым компаниям стоит подумать над расширением бизнеса, например над финансированием сделок по приобретению локомотивов.


Работать с железнодорожным подвижным составом, в первую очередь грузовыми вагонами, приятно: актив надежный, с большим сроком жизни, низким уровнем технических рисков, высокой ликвидностью. "Именно поэтому в них охотно инвестируют лизинговые компании, а банки — кредитуют их покупателей. При этом предложение на рынке все еще ограничено, поэтому цены на вагоны находятся на высоком уровне",— говорит Дмитрий Бовыкин, исполнительный директор лизинговой компании RAIL1520.

С ним соглашается Сергей Дианин, генеральный директор лизинговой компании Arval. Рисковая составляющая, связанная с таким предметом лизинга, как железнодорожный вагон, минимальна. Оценивая клиентов-лизингополучателей, работающих в этом сегменте, нужно отметить высокую надежность этих компаний, говорит он.

Разумеется, все эти плюсы оборачиваются более низкой по сравнению с инвестированием в другие виды активов доходностью. Зато спрос гарантирован, уверен Максим Агаджанов, генеральный директор ЗАО "Газпромбанк Лизинг". Он существенно превышает предложение последние десять лет, в результате чего увеличиваются и цены. "Конечно, в кризис цены на вагоны сократились почти вдвое, и это коснулось не только новой, но и подержанной техники. Многие производители были вынуждены сокращать объемы выпуска, но начиная с 2010 года рынок активно восстанавливался, в результате чего вагоны снова являются дефицитным активом с растущей стоимостью",— отмечает он.

Для лизинговых компаний финансирование железнодорожного транспорта — это в первую очередь большие объемы, позволяющие существенно увеличить свой портфель. Такие сделки нельзя сравнивать, например, с автотранспортным сегментом по марже: объемы финансирования и норма доходности несопоставимы.

Впрочем, не исключено, что оптимистичная ситуация в железнодорожном секторе может поменяться на несколько тревожную. В настоящее время парк грузовых вагонов в России достигает 1,1 млн единиц, что является историческим рекордом за всю историю страны. Вместится ли весь наличный подвижной состав на имеющиеся рельсы и найдется ли загрузка для всего парка?

С одной стороны, вагоны приобретаются под объем — имеющиеся контракты или же, по крайней мере, под возможных в будущем клиентов, которые появятся с высокой степенью вероятности. Иными словами, техника, которой сейчас располагают промышленные и транспортные компании, приобреталась под какие-то более или менее конкретные нужды. Промпроизводство в России не падает и даже потихоньку выправляется до докризисных уровней, стало быть, и беспокоиться не о чем.

С другой стороны, потребность в вагонах зависит не только от объема предъявляемого груза, но и от того, насколько эффективно они управляются. Чем более эффективно, тем меньшее количество вагонов понадобится для перевозки большого объема товаров, что приводит к снижению потребности в подвижном составе. Не вдаваясь в отраслевые подробности, отметим, что за последние семь месяцев Министерство экономического развития, Министерство транспорта и ОАО РЖД предприняли ряд шагов, которые привели к оптимизации вагонопотоков на железнодорожной сети. Это повысило ее производительность и тем самым сократило потребность в технике, уронило порожний пробег в 12 раз, стабилизировало растущие до сего момента ставки транспортных компаний и вообще фактически ликвидировало дефицит в подвижном составе — ситуация, которая за последние десять лет наблюдалась только во время кризиса. По подсчетам ОАО РЖД, в настоящее время в России насчитывается лишних около 50 тыс. вагонов.

Более того, намечены следующие шаги по оптимизации железнодорожных перевозок. Создает ли это угрозу для лизингодателей? "Можно говорить о том, что в сегменте грузовых вагонов рынок уже насыщен и мы переходим к стадии лишь замещения оборудования, которое отжило свой срок. Износ вагонов в России не очень значителен. Основной пик спроса на универсальный парк прошел, и тот состав, который есть у операторов, на данный момент практически полностью обеспечивает их потребности",— полагает директор по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Владимир Добровольский, высказывая, впрочем, уверенность в том, что портфель ГТЛК в обсуждаемом сегменте будет все равно расти. Господин Агаджанов из "Газпромбанк Лизинга", в свою очередь, обращает внимание на отсутствие значимых инноваций в железнодорожном транспорте России, способных оптимизировать экономику перевозок. "Появление таких инноваций, а над ними сейчас работает ряд производителей подвижного состава, может вызвать новую волну спроса и способствовать развитию лизинга подвижного состава",— уверен он. Спокоен и Дмитрий Бовыкин из RAIL1520. По его оценке, на текущий момент в СНГ эксплуатируется 390 тыс. вагонов с истекшим сроком службы. До 2020 года рынку потребуется еще как минимум 700 тыс. единиц для замены выбывающего подвижного состава и обеспечения роста перевозок. "Колебания спроса неизбежны, но в целом он останется на высоком уровне",— говорит эксперт.

Но даже в том случае, если худшие прогнозы оправдаются, лизинговым компаниям есть куда расти. Реформа железнодорожного транспорта России предусматривает привлечение частного бизнеса не только в управление вагонами, но и в другие сектора, в первую очередь ремонт, а также локомотивное хозяйство (тяговый подвижной состав) и инфраструктуру — пути, станции и вокзалы.

Отметим, что по поводу того, чтобы давать право другим помимо РЖД компаниям на управление локомотивами, еще идут жаркие споры, хотя позиция государства в этом вопросе в принципе положительная. Но так или иначе, некоторое количество — хоть и незначительное — частных тепловозов и электровозов в стране уже работает на отдельных маршрутах или немагистральных направлениях и бизнес уже активно изучает вопрос приобретения собственной тяги.

Именно сектор тягового подвижного состава господин Бовыкин называет перспективным. Парк локомотивов устарел как физически, так и морально, и требует обновления. Помимо этого уже сейчас ощущается их физическая нехватка для обеспечения перевозок возросшего парка вагонов. "На нынешнем этапе реформы железнодорожной отрасли участие частных инвесторов все еще ограниченно, но потенциально либерализация тяги может создать новый рынок лизинга, по размеру сравнимый с рынком вагонов",— говорит представитель RAIL1520.

"Газпромбанк Лизинг" с большим интересом рассматривает финансирование железнодорожных депо, тягового состава и различной спецтехники для подъездных путей, признает господин Агаджанов. Дело в том, что для корпоративных клиентов из числа промпредприятий, с которыми компания предпочитает работать, создание транспортной инфраструктуры является актуальной задачей — этого требуют объемы перевозки и перевалки грузов, кроме того, такой подход позволяет наладить своего рода замкнутый цикл.

Более осторожен господин Добровольский. Он признает, что парк локомотивов изношен уже на 70% (к слову, у грузовых вагонов — только 40%), тяга и правда находится в большом дефиците, что делает сегмент в перспективе весьма интересным. "Но пока это только теория. Локомотивным парком на путях общего пользования на данный момент владеет и управляет ОАО РЖД. Если в этом направлении будет проведена либерализация и на общие пути выпустят частных перевозчиков, сегмент локомотивов будет очень востребован",— делится соображениями топ-менеджер ГТЛК.

По всей видимости, в будущем лизинговым компаниям даст хороший результат комплексная стратегия работы с клиентами: начать с финансирования сделок по приобретению вагонов, а затем, когда лизингополучатель подрастет, можно помочь ему с покупкой локомотива и оборудования для обслуживания всего подвижного состава. При умелом управлении без прибыли железнодорожный перевозчик в России не останется. Как показывает практика, дефицит провозных и пропускных способностей приводит к тому, что грузовладельцы готовы платить больше только за то, чтобы гарантированно вывезти товар и не сорвать контрактные условия. В среднесрочной перспективе ситуация точно сильно не изменится.

Алексей Стригин



Что еще почитать